Анализ картины вавилонская башня брейгеля. Вавилонская башня (картина)

Среди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Брейгеля "Вавилонская башня" занимает особое место. Главная её особенность заключается в том, что именно в соответствии с изображённым на ней большая часть человечества представляет себе, как выглядело одно из самых ярких событий Ветхого завета.

Из истории шедевра

Достоверно известно, что картина выдающегося голландского живописца шестнадцатого века Питера Брейгеля Старшего, была написана им в 1563 году. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Первый из них в настоящее время находится в в столице Австрии, а второй экспонируется на родине художника, в Музее Бойсманса-ван-Бёнингема в Роттердаме. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Кроме того, он имеет более тёмную цветовую гамму, на нём изображено меньше действующих лиц. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.

Что видит на картине зритель?

Картина "Вавилонская башня" Питера Брейгеля открывает перед зрителем загадочный образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная убедительность, с которой оно выстроено.

Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. И это не оставляет ни малейших сомнений в том, что подобное сооружение реально могло быть построено. Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Картина "Вавилонская башня" запечатлела строителей до того момента, когда разгневанный Всевышний Творец своей волей остановил воплощение их проекта в жизнь. Они ещё не знают о том, что Башня не будет достроена, и деловито карабкаются вверх со стройматериалами и инструментами. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Интересно отметить, что фоновый пейзаж с рекой и лодками мало напоминает древнюю Месопотамию, где, согласно первоисточнику, строилась башня. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.

Библейская основа сюжета

Самое подробное описание картины "Вавилонская башня" мало что может рассказать зрителю, не осведомлённому в библейской истории. Причём в той её части, которая в православной традиции именуется как "Ветхий завет". Картина Брейгеля "Вавилонская башня" имеет источником своего вдохновения первую из Пятикнижия Моисея. Этот ветхозаветный пророк традиционно почитаем в христианстве наряду с апостолами и евангелистами. Это фундаментальное произведение лежит в основе трёх мировых религий.

Разумеется, картина Брейгеля "Вавилонская башня" посвящена лишь одному конкретному эпизоду этой книги. Он повествует о том, как люди дерзнули помериться в своей созидательной мощи с Богом и вознамерились построить большой город с башней до небес в его центре. Но Всевышний Творец пресек это намерение, смешав языки горожан, в результате чего те перестали понимать друг друга. И строительство остановилось. Притча эта иллюстрирует всю тщетность человеческой гордыни по отношению к Богу.

Поездка в Рим

Картина "Вавилонская башня" являет зрителю очень большое количество архитектурных подробностей. Сложно представить себе, что все они были взяты художником из собственного воображения. Тем более что на его родине, в Голландии, подобная архитектура отсутствует. И действительно, из исторических источников известно что в 1553 году Питер Брейгель Старший совершил визит в Рим, где производил зарисовки античной архитектуры.

В первую очередь его внимание привлек Колизей. Именно его очертания легко узнаются в Вавилонской башне. На Колизей она похожа не только внешней стеной, но и всей тщательно прорисованной внутренней конструкцией. Внимательный зритель без труда найдёт много сходного в аркадных ярусах, колоннадах и двойных арках обоих архитектурных сооружений - вымышленного и реального. А для поиска различия между ними стоит обратить взор на восток, в сторону Древнего Междуречья.

Образы Древней Месопотамии

Многими исследователями древней истории было замечено, что "Вавилонская башня", картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной Для уникальной культуры этой древней страны, расположенной в междуречьи Тигра и Евфрата, характерна именно такая архитектура.

На территории современного Ирака до сих пор можно найти зиккураты - древние культовые сооружения. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Она имела мистический смысл и ритуальное значение - по ней люди поднимались к небесам. Конечно же, по своей величине никакие зиккураты не могут конкурировать с Вавилонской башней. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Это совпадение не может быть случайным. Таким образом, картина "Вавилонская башня" отражает архитектурные образы двух древних цивилизаций - Рима и Месопотамии.

Отражения и преломления

"Вавилонская башня", стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. На протяжении своей почти полутысячелетней истории она много раз копировалась, пародировалась и переосмысливалась другими художниками различных эпох.

В частности этот образ можно наблюдать в экранизации знаменитого романа Толкиена "Властелин колец". Именно картина "Вавилонская башня" Питера Брейгеля послужила источником вдохновения для художников фильма. С неё срисован город Минас Тирит, где происходит один из важнейших эпизодов культового повествования.

«Вавилонская башня» - известная картина художника Питера Брейгеля . Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Сюжет

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни , которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба : «Построим себе город и башню высотою до небес ». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины - бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

«Вавилонская башня» (Вена)

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи : налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. Известно, что в г. Брейгель побывал в Риме . В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры : выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды .

Изображённые на картине люди - рабочие, каменотёсы - кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода - легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду - дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

«Вавилонская башня» (Роттердам)


Питер Брейгель Старший
Вавилонская башня (Роттердам) . около 1563
Дерево, Масло . 60 × 74,5 см
Музей Бойманса-ван Бёнингена , Роттердам
К:Картины 1563 года

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена , так называемая «Малая Вавилонская башня ». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

  • Вариант ещё меньшего формата «Вавилонской башни» находится в Дрезденской картинной галерее . Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые до нашего времени не сохранились. Так, например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка , датированных 1565 г., упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.
  • Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец ».
  • Картина «Вавилонская башня (Роттердам)» служит обложкой альбома «Горгород » российского рэпера Oxxxymiron .

Напишите отзыв о статье "Вавилонская башня (картина)"

Ссылки

Литература

Отрывок, характеризующий Вавилонская башня (картина)

На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»
Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…
– Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер.
– Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить…
– Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он.
– Никаких извинений, ничего решительно, – говорил Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения, и тоже подошел к назначенному месту.
Место для поединка было выбрано шагах в 80 ти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в 40 ка друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили, отпечатавшиеся по мокрому, глубокому снегу, следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в 10 ти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за 40 шагов ничего не было видно. Минуты три всё было уже готово, и всё таки медлили начинать, все молчали.

– Ну, начинать! – сказал Долохов.
– Что же, – сказал Пьер, всё так же улыбаясь. – Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:
– Так как п"отивники отказались от п"ими"ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т"и начинать сходиться.
– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.

Искусство Нидерландов 16-го века
«Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня»; Роттердам), башня совершенно подавляла человеческое начало. Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше – он, для которого природа была несравненно прекраснее человека, ищет теперь в ней человеческое начало.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. Изображённые на картине люди – рабочие, каменотёсы – кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до нашей эры, по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Человека от животного отличает суетность, считал немецкий философ XV века Николай Кузанский. Тысячелетиями суета отравляет нашу жизнь, но остается ее движущим началом. Особенно остро ощущается это в переломные эпохи: в ХХ веке или в начале Нового времени - пять столетий назад

Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM

1. Башня . Архитектурно Вавилонская башня Брейгеля повторяет римский Колизей (только она состоит не из трех, а из семи этажей). Колизей считался символом гонений на христианство: там во времена Античности мученически казнили первых последователей Иисуса. В трактовке Брейгеля вся империя Габсбургов являлась таким «Колизеем», где силой насаждалось постылое католичество и жестоко преследовались протестанты - истинные христиане в понимании художника (Нидерланды были протестантской страной).

2. Замок . Внутри, как бы в сердце башни, художник помещает постройку, копирующую замок Святого Ангела в Риме. Этот замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

3. Нимрод . Согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, Нимрод был тем самым царем Вавилона, который повелел начать строительство башни. В истории Нимрод оставил о себе память как о жестоком и гордом правителе. Брейгель изображает его в облике европейского монарха, имея в виду Карла V. Намекая на восточный деспотизм Карла, художник помещает рядом с ним коленопреклоненных каменщиков: они опустились на оба колена, как было принято на Востоке, в то время как в Европе перед монархом становились на одно колено.

4. Антверпен . Нагромождение тесно жмущихся друг к другу домиков не только реалистичная деталь, но и символ земной суеты.

5. Мастеровые . «Брейгель показывает развитие строительной техники, - рассказывает Кирилл Чупрак. - На переднем плане он демонстрирует применение ручного труда. С помощью колотушек и зубил мастеровые обрабатывают каменные блоки

7. На уровне первого этажа башни работает кран со стрелой, поднимающий грузы при помощи веревки и блока .

8 . Чуть левее - более мощный кран. Здесь веревка накручивается прямо на барабан, приводимый в движение силой ног.

9. Выше, на третьем этаже , - тяжелогрузный кран: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног».

10. Хижины . По словам Кирилла Чупрака, «несколько хижин, размещенных на пандусе, отвечают требованию строительства того времени, когда каждая бригада обзаводилась собственной «времянкой» прямо на строительной
площадке».

11. Корабли . Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами - символом безысходности и обманутых надежд.

До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. По мнению петербургского художника и искусствоведа Кирилла Чупрака, всплеску популярности сюжета о легендарной постройке среди голландцев «способствовала атмосфера экономического подъема в стремительно растущих городах, таких как, например, Антверпен. В этом городе-базаре проживало около тысячи иностранцев, к которым относились с подозрением. В ситуации, когда людей не объединяла одна церковь, а католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку, росло всеобщее чувство суеты, незащищенности и тревоги. Современники находили параллели этой непривычной ситуации как раз в библейском сказании о Вавилонской башне».

Нидерландский художник Питер Брейгель Cтарший в 1563 году тоже обратился к популярному сюжету, но истолковал его по-иному. По мнению Марины Аграновской, искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд?» Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены, или уже рушатся, а само здание кренится.

Разгадка в том, что в образе Вавилонской башни Брейгель представлял судьбу империи католических королей из династии Габсбургов. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся, и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.

ХУДОЖНИК
Питер Брейгель старший

Около 1525 - Родился в деревне Брёгел близ Бреды в Нидерландах.
1545–1550 - Учился живописи у художника Питера Кука ван Альста в Антверпене.
1552–1553 - Путешествовал по Италии, изучая живопись Возрождения.
1558 - Создал первую значительную работу - «Падение Икара».
1559–1562 - Работал в манере Иеронима Босха («Падение ангелов », «Безумная Грета», «Триумф Смерти»).
1563 - Написал «Вавилонскую башню».
1565 - Создал цикл пейзажей .
1568 - Под впечатлением католического террора, устроенного войсками Филиппа II в Нидерландах, написал последние работы: «Слепые», «Сорока на виселице», «Калеки».
1569 - Скончался в Брюсселе.

Иллюстрация: BRIDGEMAN/FOTODOM

Сюжет

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни , которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба : «Построим себе город и башню высотою до небес ». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины - бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

«Вавилонская башня» (Вена)

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи : налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Изображённые на картине люди - рабочие, каменотёсы - кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода - легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду - дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

«Вавилонская башня» (Роттердам)

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена , так называемая «Малая Вавилонская башня ». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». Здесь стройка уже приостановлена: людей на ней вообще не видно. В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

  • Вариант ещё меньшего формата «Вавилонской башни» находится в Дрезденской картинной галерее . Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые однако до нашего времени не сохранились. Так, например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка , датированных 1565 г., упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.
  • Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец ».
  • Фрагмент картины был использован в оформлении обложки сингла группы Кипелов «Вавилон »

Ссылки

Литература

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1563 года
  • Картины Питера Брейгеля Старшего
  • Картины по сюжетам Ветхого Завета
  • Картины из собраний музея Бойманса-ван Бёнингена
  • Картины из собраний Музея истории искусств в Вене
  • Вавилонская башня

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вавилонская башня (картина)" в других словарях:

    Вавилонская башня Вавилонская башня Вавилонская башня (картина) Вавилонская башня (повесть) Вавилонская башня (телесериал) Вавилонская башня (игра) Примечания Вавилонская башня … Википедия

    И смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории»… … Энциклопедия мифологии

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего. постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1 9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей,… … Энциклопедия Кольера

    Вавилонская башня - Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонская башня в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилонская башня (значения). Координаты: 32°32′11″ с. ш. 44°25′15″ в. д. / 32.536389° с. ш. 44.420833° в. д … Википедия