Биография Алексея Константиновича Толстого. Алексей Толстой: детство, творчество, интересные факты из жизни

Потомок известных родов

Будущий писатель родился в семье графа Константина Петровича Толстого, банковского советника и Анны Алексеевны урождённой Перовской, побочной дочери графа Алексея Кирилловича Разумовского. Отец добился для неё и братьев дворянского титула и фамилии «Перовские», а также дал основательное образование.

Дядей со стороны отца был известный скульптор и вице-президент Академии художеств - граф Фёдор Петрович Толстой.

Дяди со стороны матери - известный в те времена писатель Алексей Алексеевич Перовский (известный нам под псевдонимом Антон Погорельский), а также ставший позднее министров внутренних дел Лев Алексеевич Перовский и будущий генерал-губернатор Оренбурга - Василий Алексеевич Перовский.

Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича. Поскольку сам он был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Алексей Алексеевич послужил впоследствии для Льва Толстого прототипом для создания образа Пьера Безухова в романе «Война и мир».

В 1810 году Перовский привозит сестру и племянника в Петербург. Здесь в течение десяти лет он поддерживает дружеские связи с известными литераторами: А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, К.Ф.Рылеевым и другими. К литературным обсуждениям с интересом прислушивается и племянник.

Вскоре после приезда стараниями Жуковского Алексея приводят товарищем для игр будущему российскому императору Александру II, которому на то время было тоже восемь лет. Мальчики сошлись характерами и сохранили добрые отношения на всю жизнь. Впоследствии супруга императора также ценила личность и талант Толстого.

В 1827 году Алексей Константинович вместе с мамой и дядей отправляются в Германию, где посещают Гёте. Свои детские впечатления и подарок великого писателя (обломок бивня мамонта) Толстой сохранит на долгие годы. В 1831 году по «коммерческим» делам Перовский едет в Италию, куда также берёт сестру с племянником. Алексей настолько «влюбляется» в эту страну, её произведения искусства и исторические памятники, что при возвращении в Россию долгое время тоскует о великих итальянских городах. В это время в своих дневниках он называет Италию «потерянным раем».

Начало службы государевой и первые литературные опыты

Получив хорошее домашнее образование, Толстой в марте 1834 поступает «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. Здесь его интерес к истории получает ещё большее развитие.

Служба не особенно обременяет Толстого - в архиве он занят всего два дня в неделю. Остальное же время посвящает светской жизни. Но посещая балы и вечеринки, он уделяет время и другим занятиям - Толстой начинает серьёзно заниматься литературой.

В следующем году он пишет свои первые стихотворения, которые были одобрены В.Жуковским и даже Пушкиным.

В 1836 году Толстой сдаёт экзамен в Московском университете и со следующего года получает внештатное место в русской миссии в Германии. После смерти Алексея Перовского получает по завещанию всё его крупное состояние. В 1838-39 годах Толстой проживает в Германии, Италии и Франции. Здесь он пишет свои первые рассказы (на французском языке) - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (1839).

В следующем году получает звание коллежского секретаря. С декабря месяца Толстого переводят во II Отделение императорской канцелярии в Петербурге. В 1841 году Алексей Константинович впервые выступает в печати как писатель - издаётся его книга «Упырь. Сочинения Краснорогского» (псевдоним был взят от названия имения Красный Рог). В.Г.Белинский отметил это произведение, как творение ещё очень молодого, но очень перспективного дарования.

С 1842 по 1846 Толстой успешно двигается по карьерной лестнице, получая всё более высокие звания.

В эти годы он пробует себя в жанре поэзии (стихотворение «Серебрянка» в «Листке для светских людей») и прозы (рассказ «Артемий Семёнович Бервенковский, фрагмент «Амена» из ненаписанного романа «Стебеловский»), пишет очерки о Киргизии.

В 1847-49 годах начинает писать баллады из русской истории, планирует создать роман «Князь Серебряный».

Все эти годы Алексей Константинович ведёт жизнь, типичную для светского человека: не утруждает себя службой, часто путешествует, участвует в светских развлечениях и флиртует с барышнями. Он красив, умён и полон сил.

Пятидесятые

В 1850 году Толстой едет «с проверкой» в Калужскую губернию. Поездку свою он называет даже «изгнанием», но именно здесь впервые читает свои стихи и главы из романа «Князь Серебряный» на публике - в доме губернатора, в присутствии Николая Васильевича Гоголя. В этом же году писатель приобретает имение Пустынька недалеко от Петербурга.

В 1851 на сцене Александрийского театра со скандалом проходит премьера пьесы Толстого «Фантазия». Николай I запрещает её к дальнейшему показу. Но судьба практически сразу «вознаграждает» новоявленного драматурга за неприятность - на маскарадном балу он знакомится с умной, красивой и волевой женщиной - Софьей Андреевной Миллер (женой конногвардейского полковника, урождённой Бахметьевой), которая в 1863 году станет его женой. После начала романа с Толстым она сразу уезжает от мужа в имение брата, но категоричное нежелание матери Алексея Константиновича видеть её своей невесткой и препятствование со стороны мужа, не дававшего ей развод, приводит двух любящих людей к браку только через 12 лет после знакомства.

В 1852 году Толстой, «используя служебное положение» успешно хлопочет о смягчении участи И.С.Тургенева, арестованного за статью в память о Гоголе.

Через два года писатель «выходит» со своими произведениями в «Современник». Здесь печатаются его стихотворения о природе («Колокольчики мои» и др.), начинает выходить цикл сатирической юмористической поэзии под псевдонимом «Козьма Прутков», который Толстой пишет совместно с братьями Жемчужниковыми. В этом же году Алексей Константинович знакомится с Л.Н.Толстым.

Во время крымской войны в 1855 году Толстой хочет организовать особое добровольное ополчение. Но когда это ему не удаётся, поступает в «стрелковый полк Императорской фамилии». До фронта военных действий добраться они не успели, но зимой 1855-56 годов большая часть полка была «выкошена» тифом. Не избежал этой болезни и Толстой. Ухаживать за ним приехала Софья Андреевна, а Александру II лично каждый день посылали телеграммы о состоянии здоровья Алексея Константиновича.

После коронации Александра II (1856), на которой Толстой был почётным гостем, император произвёл своего «старого друга» в подполковники и назначил флигель-адьютантом.

В следующем году умерли два близких для писателя человека - его мать и дядя, Василий Алексеевич. На похороны матери Алексей Константинович приглашает своего отца. С этого времени он начинает высылать ему пенсию, примерно около 4 тысяч рублей в год. В это же время он селит любимую женщину с её родными в своём имении Пустынька под Петербургом.

В январе 1858 Толстой возвращается в Петербург. В этом году в «Русской Беседе», издаваемой славянофилами публикуется его поэма «Грешница», а в следующем - «Иоанн Дамаскин».

Император жалует Толстому орден Святого Станислава 2-й степени.

С 1859 года Алексея Константиновича увольняют в бессрочный отпуск от обязанностей флигель-адьютанта и он поселяется в одном из своих имений - Погорельцы. Писатель вступает в Общество любителей российской словесности, начинает работать над поэмой «Дон Жуан».

Свободный художник

С 1860 года в течение десяти лет большую часть времени Толстой проводит в Европе, лишь иногда приезжая в Россию.

В 1861 году он празднует вместе со своими крестьянами в Красном Роге освобождение их от крепостного права. Осенью пишет Александру II прошение об отставке. 28 сентября получает положительный ответ и почётную, ни к чему не обязывающую должность егермейстера с оставлением в чине статского советника.

До половины января 1862 года писатель с огромным успехом читает на собраниях у императрицы свой новый роман «Князь Серебряный». По окончании чтений получает от государыни ценный подарок (массивный золотой брелок в форме книги с памятными записями). В этом же году в «Русском вестнике» публикуется его поэма «Дон Жуан» и роман «Князь Серебряный». К зиме писатель уезжает в Германию.

В апреле следующего года после долгих лет ожидания они венчаются с Софьей Михайловной в православной церкви Дрездена. Супруга возвращается на родину, а Толстой остаётся на лечение.

Первой слушательницей его нового произведения снова становится императрица. В июле 1864 года в Швальбахе он читает государыне и её свите «Смерть Иоанна Грозного». В начале 1866 трагедия печатается в журнале «Отечественные записки». 1867 - с большим успехом ставится на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. В 1868 - благодаря замечательному переводу поэтессы Каролины Павловой её видят зрители придворного театра герцога Веймарского. В этом же году Толстой пишет пародийную «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева» в стихах. В 83 строфы писатель умудрился вместить историю Руси с 860 по 1868 год. Произведение было напечатано уже после смерти Толстого.

После преобразования «Вестника Европы» в общелитературный журнал Алексей Константинович часто печатает в нём свои произведения. Здесь выходят его былины и стихотворения, вторая и третья части трилогии о Иване Грозном (1868, 1870), автобиографическая повесть в стихах «Портрет» и стихотворный рассказ «Дракон».

Здоровье Толстого всё ухудшается. Его мучает астма и страшные невралгические головные боли. С 1871 по весну 1873 года писатель ездит на лечение в Германию и Италию. Ему становится несколько легче. В 1873 году он даже отдаёт в печать новую поэму «Сон Попова». В декабре его избирают членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

В следующем году писателю становится хуже. Он лечится и в России, и за границей. В конце концов, ему прописывают морфин, что становится началом конца.

28 сентября (10 октября) 1875 года во время сильнейшего приступа головной боли Алексей Константинович вводит себе слишком большую дозу морфия, что приводит к смерти.

Умер он в своём имении Красный Рог (сейчас - Почепский район Брянской области), здесь же и был похоронен.

Интересные факты:

Толстой славился своей силой: разгибал подковы и пальцем вгонял в стену гвозди.

Алексей Константинович увлекался спиритизмом: читал соответствующие книги и даже посещал сеансы английского спирита Юма, гастролировавшего в России.

Был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя.


«Средь шумного бала, случайно…» Нет, этот романс я услышала позднее, а сначала были «Колокольчики мои, Цветики степные!», завораживающая сказка «Садко». В юности особенное впечатление на меня произвел «Князь Серебряный». Я переживала и не могла успокоиться несколько недель.

Матерью Алексея была незаконнорожденная дочь графа А. К. Разумовского Анна Алексеевна Перовская. Воспитывалась Анна в семье Разумовского и замуж вышла в 1816 году за графа Толстого.

Но брак, скорее всего, был не по взаимной симпатии, вдовый граф был намного старше супруги. Едва поженившись, родители Алексея Толстого стали ссориться и разошлись вскоре после его рождения.

Дядей Толстого со стороны отца был художник-медальер Федор Толстой.

Но воспитывали мальчика мать и её брат известный в те времена писатель А. Перовский, который писал под псевдонимом Антоний Погорельский.

Детство Алексея прошло в имении матери, а затем дяди по материнской линии на Украине в селе Погорельцы.

Позднее сам Толстой писал в : «Ещё шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал, и первые мои годы прошли в его имении».

Алексей получил хорошее . С 10-летнего возраста мальчика возили за границу. Так в 1826 году он с матерью и дядей поехал в Германию. Там произошло событие, которое Толстой запомнил на всю жизнь – при посещении Веймара, семья побывала в гостях у Гёте, и Алексей сидел на коленях у великого немецкого писателя.

Большое впечатление произвело на мальчика путешествие по Италии. Как он сам потом писал: «Мы начали с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, – и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и влюблённость к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую «тоску по родине», в какую-то безысходность, вследствие которой я днём ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай».

Когда Толстому было 8 лет, они вместе с мамой и дядей переехали в Петербург. Близкий друг дяди, русский поэт В. Жуковский представил Алексея цесаревичу и с тех пор Алексей Толстой был одним из тех детей, что входили в детское окружение наследника престола, будущего Александра II.

По воскресеньям он приходил во дворец для игр. Детские отношения не испарились вместе с детством, а продолжались в течение всей жизни Толстого. К Толстому с большим уважением относилась жена Александра II, императрица Мария Александровна, высоко ценившая поэтический дар Толстого.

Писать Толстой начал на французском языке, именно на нём были написаны два его фантастических рассказа в конце 1830-х – начале 1840-х годов – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет».

В мае 1841 года под псевдонимом «Краснорогский» была издана первая книга Толстого.

Книгу заметил сам В. Г. Белинский и отозвался о ней весьма благосклонно, увидев в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».

В 1834 году Толстой стал так называемым «архивным юношей», поступив в московский архив Министерства иностранных дел. Как «студент архива», он выдержал в 1836 году экзамен «по наукам, составлявшим вектор движения бывшего словесного факультета» в Московском университете, и был причислен к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне.

В этом же году умер его дядя Перовский, оставив племяннику большое состояние.

1840 году Толстой получил службу в Петербурге при царском дворе, где служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание, продолжая при этом путешествовать по разным странам и вести необременительную светскую жизнь.

В 1843 году им было получено придворное звание камер-юнкера.

В 1840-е годы Алексей Константинович начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», который завершил только в 1861 году. В это же время он писал лирические стихотворенья и баллады.

Толстой был знаком с Панаевым, Некрасовым, Гоголем, Аксаковым, Анненковым. Именно он помог Тургеневу освободиться из ссылки в 1852 году.

Наверное, всем известны афоризмы Козьмы Пруткова. Так вот этот сатирический персонаж был создан Алексеем Константиновичем Толстым вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми.

Во время Крымской войны Толстой сначала хотел сформировать особое добровольное ополчение, но когда это ему не удалось, поступил на военную службу и был назначен флигель-адъютантом.

Он так и не успел принять участие в военных действиях, заразившись возле Одессы тифом. Многие его однополчане скончались от этой болезни. И сам Толстой был в очень тяжёлом состоянии, можно сказать, висел на волоске между жизнью и смертью.

Государь был настолько обеспокоен, что ему телеграфировали о состоянии здоровья Толстого несколько раз в день.

Выходила же Толстого жена конногвардейского полковника С.А. Миллер, в девичестве Бахметьева. И Алексей Толстой влюбился в свою спасительницу на всю жизнь.

Им далеко не сразу было суждено воссоединиться. Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Но письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Во время коронации в 1856 году Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, но Толстой не захотел оставаться в военной службе, объясняя это тем, что «Служба и искусство несовместимы», и получил звание егермейстера, в котором и оставался до конца своих дней, не неся никакой службы.

С середины 60-х годов ухудшилось здоровье Толстого, и он большее время стал жить зимой на курортах Италии и Южной Франции, а лето проводил в своих русских имениях – Пустыньке на берегу реки Тосны под Петербургом и Красном Роге Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа.

В 1866-1870 годах Алексей Константинович опубликовал историческую трилогию, состоявшую из трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

Но ухудшилось не только здоровье, но и финансовое положение писателя, так как он мало уделял внимания хозяйству.

В последние годы Толстой писал много стихотворений и баллад, печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и других. В 1867 году он выпустил в свет сборник стихотворений.

Скончался писатель в возрасте 58 лет в имении Красный Рог Черниговской губернии. Врач назначил ему лечение морфием и во время очередного приступа головной боли 28 сентября 1875 года Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия.

Теперь Красный Рог находится в Брянской области и в нём Музей-усадьба Алексея Толстого.

Там же находится Часовня-усыпальница, где похоронен А.К. Толстой. Каменный склеп был сооружён в 1875 году женой поэта Софьей Андреевной Толстой. Он стал усыпальницей и для самой С.А. Толстой, которая намного пережила мужа, скончавшись в 1892 году.

Наверное, многие удивятся тому, что Толстой имея колоссальную возможность для карьерного роста, предпочёл быть «только» художником.

В одной из своих первых поэм, посвящённой душевной жизни царедворца – поэта Иоанна Дамаскина – Толстой писал о своём герое: «Любим калифом Иоанн, ему, что день, почёт и ласка». Но Иоанн Дамаскин обращается к калифу с просьбой – «простым рождён я был певцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и распевать на воле».

Точно такой же доли желал для себя и сам писатель.

И все его произведения, начиная с лирических стихотворений, сатиры и баллад до исторического романа и драм являются ценными жемчужинами в сокровищнице русской литературы.

А его романсы проливают в сердца слушателей гимн неугасающей любви и щемящую нежность.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (24.08.1817-28.09.1875), русский прозаик, поэт, драматург. Детство провел в Черниговской губ. в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевд. Антона Погорельского), поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы.

В 1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.

Впервые в печати Толстой выступил с фантастической повестью “Упырь”. В 1840-е Толстой писал много, но напечатал лишь одно стихотворение, все же написанное в это время появилось в печати значительно позже.

В 1850-е Толстой вместе с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает образ Козьмы Пруткова, от имени которого они выступают с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя. Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губ., изредка наезжая в столицы. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.

Последние годы жизни Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Умер он в имении Красный Рог в Черниговской губ.

Творчество Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний, в сатирическом обличении крепостничества.

К.П. Брюллов . Портрет графа А.К. Толстого. 1836.

Толстой Алексей Константинович (24.08.1817-28.09.1875), писатель, поэт, драматург. Родился в Петербурге. С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед - последний малороссийский гетман Кирилл Разумовский; дед - министр народного просвещения при Александре I - А. К. Разумовский ). Отец - гр. К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата - писателя А. А. Перовского (см.: А. Погорельский), поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого. В 1834 поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 получил звание камер-юнкера. В к. 30-х - н. 40-х Толстой написал фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (на фр. яз.). Первая публикация - повесть «Упырь» (1841, под псевд. Краснорогский). В 40-е Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напечатанных позднее (в 50-60-е); многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.). В н. 50-х Толстой сблизился с И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 печатает в «Современнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип бюрократа, претендующего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х - гл. обр. в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т. н. «чистого искусства», независимого от политических, в т. ч. «прогрессивных» идей. В 1861 Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868, «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869, «Роман Галицкий», 1870, «Илья Муромец», 1871 и др.), стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882, и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края - эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, - таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления (напр., кн. Владимир Киевский). По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.).

Баллады Толстого, рисующие эпоху укрепления русской государственности, пронизаны драматическим началом. Сюжетами многих из них послужили события из истории царствования Ивана Грозного, который представлялся поэту наиболее ярким выразителем принципа неограниченного самовластия и полного поглощения личности государством. «Драматические» баллады более традиционны по форме, чем «лирические», относящиеся преимущественно к к. 60-х - н. 70-х. Однако и в них Толстой проявил себя как оригинальный поэт, видоизменяющий поэтическую структуру жанра. Так, в балладе «Василий Шибанов» Толстой пересматривает героическую ситуацию спора свободолюбивого подданного с царем, получившую признание под влиянием творчества Ф. Шиллера. Передавая обличение Ивана Грозного Курбским, Толстой подчеркивает в участниках драматического конфликта - царе и мятежном боярине - общие черты: гордость, бесчеловечность, неблагодарность. Способность же к самопожертвованию, готовность пострадать за слова правды автор видит в простом человеке, которого сильные мира сего приносят в жертву своему спору: безвестный раб одерживает нравственную победу над царем и своим подвигом восстанавливает торжество подлинно человеческого величия над мнимым. «Василий Шибанов», как и др. «драматические» баллады Толстого, по своей тематике и сложности психологических характеристик героев, по этическому подходу поэта к историческим событиям примыкает к произведениям Толстого крупных жанров.

В романе «Князь Серебряный» Толстой рисует жестокие столкновения сильных людей в обстановке разнузданного самовластья и показывает пагубное влияние произвола на личность самого монарха и его окружение. В романе показано, как, удаляясь от развращенного придворного круга, а иногда и скрываясь от преследований или социального угнетения, одаренные люди из разных слоев общества «творят историю», защищают родину от вторжения внешних врагов, открывают и осваивают новые земли (князь Серебряный, Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька и др.). Стиль романа связан с традициями исторического романа и повести 30-х, в т. ч. с традициями, идущими от повестей Н. В. Гоголя «Страшная месть» и «Тарас Бульба».

В драматической трилогии Толстой изобразил русскую жизнь к. XVI - н. XVII в. Решение историко-философских проблем и в этих пьесах для него важнее, чем точное воспроизведение исторических фактов. Он рисует трагедию трех царствований, изображая трех самодержцев: одержимого идеей божественного происхождения своей власти Ивана Грозного, мягкосердечного Федора и мудрого правителя - «гениального честолюбца» Бориса Годунова.

Особое значение Толстой придавал созданию индивидуальных, своеобразных и ярких характеров исторических лиц. Крупным достижением явился образ царя Федора, свидетельствующий об усвоении писателем принципов психологического реализма в 60-е. Постановкой трагедии «Царь Федор Иоаннович» был открыт в 1898 Московский Художественный театр.

Особенности исторического мышления Толстого сказались и в политических сатирах. За анекдотическим сюжетом «Сна Попова» скрывалась едкая насмешка поэта над либералами. Полемика с нигилистами отразилась в стихах «Порой веселой мая…», «Против течения» и др. В «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Толстой подверг беспощадному осмеянию исторические явления, которые, как он считал, мешали жить национальной России. Интимной лирике Толстого, в отличие от его драматургии и баллад, чужда приподнятость тона. Его лирические стихотворения просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. И. Танеев и др.

Граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман "Князь Серебряный" (опубл. 1863), драматическая трилогия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870). Проникновенная лирика с ярко выраженным музыкальным началом, психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно...", "То было раннею весной"). Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.

Биография

Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына; он воспитывался матерью и ее братом — писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.

В 17 лет он был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.

Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом "Краснорогский" в 1841 повесть "Упырь" была замечена Белинским.

В 1840-е годы он начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).

В 1854 вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.

Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер — заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, об Аксакове, Тургеневе).

В 1861 он добился отставки ("Служба и искусство несовместимы...", — написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литературе.

В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).

Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

1. Алексей Алексеевич Перо́вский (псевдоним – Антоний Погорельский; 1787–1836) – русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.
Заметный прозаик 20–30-х годов, печатавший свои произведения под псевдонимом «Антоний Погорельский» , – культивировал в племяннике любовь к искусству и поощрял его первые литературные опыты. ()

6. Усадьба «Пустынька» – недалеко от станции Саблино, на правом, высоком и обрывистом, берегу реки Тосны когда-то находилась усадьба Пустынька, купленная в 1850 г. матерью писателя Анной Алексеевной Толстой.
Толстыми был выстроен каменный господский дом в стиле английской готики (арх. В.Я. Лангваген по проекту А.И. Штакеншнейдера). В ансамбль входили также флигель для гостей, контора, конюшни, каретник и пр., объединенные единством замысла. В гостях у Толстого здесь часто бывали мн. литераторы и ученые, в т. ч. И.А. Гончаров, Н.И. Костомаров, И.С. Тургенев, А.А. Фет, Я.П. Полонский и мн. др. После смерти Толстого в 1875 имение перешло во владение С.А. Хитрово. В 1912 пожар уничтожил почти все постройки; в настоящее время сохранились два пруда и фрагменты парка. Совр. адрес: г. Никольское, Тосненский р-н Ленинградской обл. (