Биография сент-экзюпери. Краткая биография Сент – Экзюпери


Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.

В 1912 году на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолете. Машиной управлял знаменитый летчик Ведрин.

Экзюпери окончил школу иезуитов в Ле-Мане, учился в католическом пансионе в Швейцарии, готовился к поступлению в военно-морское училище, но не прошел по конкурсу. В 1919 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.

Пилот и писатель

Поворотным в его судьбе стал 1921 год - тогда он был призван в армию, прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение и записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл свое призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза - Касабланка, затем Касабланка - Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары. Здесь он пишет свое первое произведение - «Южный почтовый»

В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста - Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери награждают Кавалерским Орденом Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга летчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелете через Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полет» и знакомится со своей будущей женой Консуэло.

Пилот и корреспондент

В 1931 году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трёхмесячный отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунцин, но супруги, как правило, жили раздельно. 13 марта 1931 года компания «Аэропосталь» была обьявлена банкротом. Сент-Экзюпери вернулся на работу в качестве пилота почтовой линии Франция - Южная Америка и обслуживал отрезок Касабланка - Порт-Этьенн - Дакар. В октябре 1931 года издается «Ночной полет» и писателю присуждается литературная премия «Фемина», он снова берёт отпуск и переезжает в Париж.

В феврале 1932 года Экзюпери вновь начинает работать в авиакомпании Латекоэра и летает вторым пилотом на гидроплане, обслуживающем линию Марсель - Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его на работу лётчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолёт перевернулся, и он едва успел выбраться из кабины тонущей машины.

В 1934 году Экзюпери поступает на работу в авиакомпанию «Эйр-Франс» (бывшая «Аэропосталь»), как представитель компании совершает поездки в Африку, Индокитай и другие страны.

В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сущность сталинизма.

В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С.630 «Симун», и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж - Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. Первого января он и механик Прево, умирающие от жажды, были спасены бедуинами.

В августе 1936 года, согласно договору с газетой «Энтрансижан», едет в Испанию, где идёт гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей.

В январе 1938 года Экзюпери отправляется на борту лайнера «Иль де Франс» в Нью-Йорк. Здесь он начинает работать над книгой «Планета людей». 15 февраля начинает перелет Нью-Йорк - Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после которой долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

Война

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран, и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Экзюпери в том, что он принесет гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном своём письме, в ноябре 1939 года, он пишет: «Я обязан участвовать в этой войне. Все, что я люблю, - под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кто не сволочь, хватают ведра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне.»

Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест» (фр. Croix de Guerre). В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 году он вернулся в ВВС Франции и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета «Лайтнинг» Р-38.

«У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь - завтрак в шесть утра, столовую, палатку или беленную известкой комнату, полеты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире - я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после нее.» (из письма Жану Пелисье 9-10 июля 1944 г.)

31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт, и не вернулся.

Обстоятельства гибели

Долгое время о его гибели было ничего не известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот пери

Од. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-4 (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.

Журналы люфтваффе не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолётах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и суициде пилота.

Согласно публикациям прессы от марта 2008 года, немецкий ветеран люфтваффе, 88-летний Хорст Рипперт заявил о том, что именно он сбил самолет Антуана Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника: Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери

Эти данные были получены в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска.

Антуан де Сент-Экзюпери соединил в жизни и творчестве полет профессионального лётчика с полетом фантазии писателя, отразив в своих книгах художественное повествование о самых обычных романтиках неба. Гуманист и философ, он утверждал, что «летать и писать - это одно и то же» .

Сент-Экзюпери был личностью талантливой и разносторонней. Отпрыск обедневшего графского рода, Антуан Экзюпери родился в самом начале прошлого века – 29. 06. 1900 г. во французском Лионе. С 8 до 14 лет обучался в иезуитском колледже, а продолжил образование в католическом пансионе Швейцарии, где получил диплом отделения архитектуры Академии изящных наук.

В возрасте 21 года Сент-Экзюпери призвали в армию, направив в Страсбург, в расположение истребительного авиационного полка. Там и началась его лётная карьера: сначала Антуан трудился механиком в ремонтной мастерской, позже сдал экзамен на гражданского лётчика. Работа пилотом началась в октябре 1922 г. в авиаполку под Парижем. Но через пару месяцев Экзюпери попал в первую авиакатастрофу, на несколько лет буквально прервав свой полёт. В этот период начинается карьера Экзюпери-писателя.

С 1925 г. лётная деятельность Сент-Экзюпери продолжается. Он летает на почтовом самолете в Северной Африке, через 2 года становится начальником аэропорта. В это время публикуется и первый рассказ «Лётчик». В 1930 г. за активную деятельность, связанную с воздухоплаванием, получает высшую награду Франции – Орден Почётного легиона. На следующий год его рассказ «Ночной полет» удостоен премии «Фемина».

В период 1935 – 39 г.г. писатель активно работает в журналистике, где описывает события гражданского военного противостояния в Испании, а посетив Советский Союз – сталинскую политику СССР. В 1939 г. Экзюпери награжден премией по литературе от Академии Франции за книгу «Планета людей», получает книжную премию США за сборник «Ветер, песок и звезды», удостоен награды Военный Крест Французской Республики.

Вторая Мировая война – новый и главный этап в жизни Экзюпери. Из оккупированной Франции эмигрирует в США, уходит на фронт военным лётчиком. В 1943 г. служит в Северной Африке, где создаёт философскую притчу «Маленький принц» - творческий апогей писателя. Отправившись в разведывательный полёт в последний день июля 44-го, самолёт Экзюпери потерпел крушение и бесследно исчез. Последней, незаконченной работой писателя, стал сборник «Цитадель». Специалисты составили его из многих отрывков, созданных Экзюпери.

Творчество А. Экзюпери биографично, все его произведения в разной степени связаны с лётчиками, самолётами, небом. Но главная тема любого повествования – философия, проблемы человека, личности, жизни и смерти. Экзюпери пытался осмыслить, понять и передать читателям видение проблемы «человек на жизненном пути».

Многие называют «Маленького принца» сказкой. Действительно, в аллегорической форме подаются основные человеческие законы: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (т.е. сострадание, поддержка, сочувствие, помощь), люди - «владыки самих себя» (т.е.человек должен уразуметь, как ему поступать, какой результат принесёт такой поступок). Мысли человека находят выражение в его же поступках.

А поскольку одинаковых людей не существует, то и мысли их, и поступки разнятся; разными являются и жизненные ценности. У Короля из «Маленького принца» есть возможность управлять целым миром, но мир этот сравним с небольшим астероидом, где живет король. «Деловой человек» вечно считает звезды и совершает никчёмные сделки, а у пьяницы смысл жизни – выпивка. Эта картина хорошо знакома миллионам читателей. Но Экзюпери хочется показать аудитории не личные ценности каждого, но главные ценности в жизни каждого из нас. Которые мы очень часто и не замечаем.

Философию жизни и действия, как результат её проявления, и описывает Экзюпери в своих произведениях, пытаясь найти и для себя, в том числе, ответ на вопрос «как жить правильно?» и «что делать?», которые возникают у каждого из людей. Но не каждому из нас известно, где и как искать ответ на такие вопросы.

Так, в «Цитадели» он говорит, что цель - не научить строить корабль, но «разбудить в людях стремление к морю». Тогда, без сомнения, корабли люди построят сами. Творчество Антуана де Сент-Экзюпери как раз и учит, и показывает «правду жизни» и место в ней человека.

Антуан Де Сент-Экзюпери – выдающийся французский писатель первой половины ХХ века. Будучи выходцем из аристократической семьи, он сумел порвать с богемным образом жизни богачей, стал профессиональным летчиком и всегда следовал своим философским убеждениям.

Сент-Экс говорил: «Человек должен сбыться… Действие спасает от смерти… страха, от всех слабостей и болезней». И он сбылся. Сбылся как пилот – профессионал своего дела, как литератор, подаривший миру бессмертные произведения искусства, как человек – носитель высоких моральных качеств.

За свою жизнь Экзюпери облетел полмира: он возит почту в Порт-Этьен, Дакар, Алжир, работает в филиалах французских авиакомпаний Южной Америки и экзотичной Сахары, в качестве политического корреспондента посещает Испанию и СССР. Многочасовые перелеты располагают к размышлению. Все надуманное и пережитое Сент-Экс выкладывает на бумагу. Так создавалась его тонкая философская проза – романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Цитадель», рассказы «Летчик» и «Военный летчик», многочисленные эссе, статьи, рассуждения и, конечно же, не по-детски глубокая и грустная сказка «Маленький принц».

Детство (1900–1917)

«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство»

Антуан Де Сент-Экзюпери родился 22 июня 1900 года в Лионе в аристократической семье. Его мать – Мария Де Фонколомб – была представительницей старинного провансальского рода, отец – граф Жан Де Сент-Экзюпери – из еще более древнего лимузенского семейства, члены которого были рыцарями Святого Грааля.

Отцовской ласки Антуан не знал – родитель умер, когда юному Экзюпери было всего четыре года. Мать с пятью малолетними детьми (Марией-Мадлен, Симоной, Антуаном, Франсуа и Габриэль) остается со звучным именем, но без средств для существования. Семейство тут же берут под свое покровительство состоятельные бабки, владелицы замков Ла-Моль и Сен-Морис де Реманс. В живописных окрестностях второго проходит счастливое детство Тонио (домашнее прозвище Антуана).

Он с теплотой вспоминает сказочную «верхнюю комнату», где обитали дети. У каждого там был свой уголок, обставленный в соответствии со вкусами маленького хозяина. С самого юного возраста у Тонио две страсти – изобретательство и сочинительство. Так, в колледже Антуан демонстрирует хорошие результаты по французской словесности (до сих пор сохранились его школьное сочинение о жизни Цилиндра и стихотворения).

Юный Экзюпери был склонен к размышлениям, мог задумываться, подолгу глядя куда-то в небо. За эту особенность ему дали шуточное прозвище «Лунатик», но называли так за глаза – Тонио был мальчиком не робкого десятка и мог постоять за себя с кулаками. Это объясняет, что по поведению у Экзюпери всегда был самый низкий балл.

В 12 лет Антуан совершает свой первый полет. За штурвалом прославленный летчик – Габриэль Враблевски. Юный Экзюпери в кабине пилота. Это событие ошибочно считают определяющим в выборе дальнейшей карьеры, якобы с первого полета Антуан «заболел небом». На самом деле в 12 лет представления о будущем у юного Экзюпери были более чем расплывчатыми. К полету он отнесся равнодушно – написал стихотворение и благополучно забыл.

Когда Тонио исполняется 17 лет, умирает его младший брат Франсуа, с которым они были неразлучны. Трагическое событие стало тяжелым потрясением для подростка. Он впервые сталкивается с суровостью жизни, от которой его все эти годы старательно ограждали. Так заканчивается светлое детство. Тонио превращается в Антуана.

Выбор карьеры. Первые шаги в литературе (1919–1929)

«Стоит только подрасти, и милосердный бог оставляет вас на произвол судьбы»

Окончив колледж, Антуан Экзюпери сталкивается с первым серьезным выбором. Он мучительно пытается наметить свой путь в жизни. Поступает в Военно-морское училище, но проваливает экзамены. Посещает Академию художеств (архитектурное отделение), но пресытившись бесцельной богемной жизнью, бросает обучение. Наконец, в 1921 году, Антуан записывается в авиационный полк Страсбурга. Он вновь-таки действует наугад, не подозревая, что эта авантюра станет любимым делом жизни.

1927 год. За плечами 27-летнего Антуана Сент-Экзюпери успешно выдержанные экзамены, звание гражданского летчика, десятки полетов, серьезное крушение, знакомство с экзотичными Касабланкой и Дакаром.

Экзюпери всегда чувствовал в себе литературные наклонности, но не брался за перо из-за недостатка опыта. «Прежде чем писать, – говорил Сент-Экс, – нужно жить». Семилетний летный стаж дает ему моральное право представить миру свой первый литературный труд – роман «Южный почтовый», или «Почта–Юг».

В 1929 году независимый издательский дом Гастона Галлимара («Галлимар») публикует «Южного почтового». К удивлению самого автора, критики встретили его труд очень тепло, отметив новый круг проблем, затронутых начинающим писателем, динамичный стиль, емкость повествования, музыкальную ритмику авторского слога.

Получив должность технического директора, дипломированный пилот Экзюпери отправляется за океан в Южную Америку.

Консуэло. Другие публикации. Экзюпери-корреспондент (1930–1939)

«Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – это значит смотреть в одном направлении»

Итогом американского периода в жизни Экзюпери стал роман «Ночной полет» и знакомство с будущей женой Консуэлло Сунсин Сандоваль. Экспрессивная аргентинка стала впоследствии прообразом Розы из «Маленького принца». Жизнь с ней была очень сложной, порой невыносимой, но и без Консуэлло Экзюпери не представлял своего существования. «Никогда не видел, – иронизировал Сент-Экс, – чтобы такое маленькое существо производило столько шума».

Вернувшись во Францию, Экзюпери сдает «Ночной полет» в печать. На этот раз Антуан доволен проделанной работой. Второй роман – это не проба пера начинающего незрелого литератора, а тщательно продуманное художественное произведение. Теперь о писателе Экзюпери заговорили. К нему пришла известность.

Награда и экранизация книги

За роман «Ночной полет» Экзюпери был удостоен престижной литературной премии «Фемина». В 1933 году США выпустили одноименную экранизацию книги. Проект режиссировал Кларенс Браун.

Сент-Экс продолжает летать: он доставляет почту из Марселя в Алжир, обслуживает частные внутренние рейсы, зарабатывает на свой первый самолет «Симун» и едва не разбивается на нем, потерпев крушение в Ливийской пустыне.

Все это время Экзюпери не прекращает писать, проявляя себя как талантливого публициста. В 1935 году, по заданию газеты «Пари-Суар», французский корреспондент посещает СССР. Итогом поездки стала серия любопытных статей о таинственной державе, что находилась за «железным занавесом». Европа традиционно писала о Стране Советов в негативном ключе, однако Экзюпери старательно избегает подобной категоричности и пытается разобраться, как живет этот необычный мир. В следующем году писатель вновь попробует себя на поприще политического корреспондента, отправившись в охваченную гражданской войной Испанию.

В 1938–39 годах Сент-Экс летает в Америку, там он работает над третьим романом «Планета людей», ставшим одним из наиболее биографичных произведений писателя. Все герои романа – реальные лица, а центральный персонаж – сам Экзюпери.

«Маленький принц» (1940–1943)

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Мир охвачен войной. Фашисты занимают Париж, все больше стран оказываются втянутыми в кровопролитную войну. В это время, на обломках человечества, создается добрая, до боли щемящая повесть-аллегория «Маленький принц». Она вышла в свет в 1943 году в США, так что сперва главные герои произведения обратились к читателям на английском и только потом на языке-оригинале (французском). Классический русский перевод сделан Норой Галь. Советский читатель познакомился с «Маленьким принцем» в 1959 году на страницах журнала «Москва».

Сегодня это одно из самых читаемых произведений в мире (книга переведена на 180 языков), интерес к которому не ослабевает. Многие цитаты из повести стали афоризмами, а визуальный образ Принца, созданный самим автором, мифологизировался и превратился в наиболее узнаваемого персонажа мировой культуры.

Последний год (1944)

«И когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня когда-то…»

Друзья и знакомые настоятельно отговаривали Экзюпери от участия в войне. На этот момент его литературный талант уже не вызывает ни у кого сомнений. Все уверены – Сент-Экс принесет стране куда больше пользы, оставшись в тылу. Вполне вероятно, что писатель-Экзюпери принял бы такую позицию, но летчик-Экзюпери, гражданин-Экзюпери, человек-Экзюпери не может сидеть сложа руки. Он с большим трудом выбивает себе место в ВВС Франции. В исключительном порядке Экзюпери разрешают вылететь пять раз. Но он правдами и неправдами выпрашивает новые задания.


«Южный почтовый» - первый роман Сент-Эзюпери. 1927-1929 годы он провел в Африке, работая начальником промежуточного аэродрома Кап-Джуби на южной границе Марокко (этот аэродром описан в романе); там он и закончил свою первую книгу, начатую еще несколькими годами раньше. Первая повесть Сент-Экзюпери во многом еще несовершенна. В частности, неорганичной для творчества этого писателя оказалась любовная линия ее сюжета; вообще, сюжетное построение книги скорее препятствует свободному выражению идей и проблем, волновавших ее автора. Тем не менее, здесь уже звучат многие важные содержательные мотивы - мотив человеческих связей, соединяющих рассказчика с его другом Жаком Бернисом, мысль о порядке, который человек вносит в мир своей деятельностью. Напряженная (порой еще недостаточно ясная) стилистика повести предвещает стиль зрелой философской прозы Сент-Экзюпери.

«Ночной полет» относится к южноамериканскому периоду жизни Сент-Экзюпери. Для того чтобы почта, полученная из Патагонии, из Чили, из Парагвая, вовремя прибыла в Буэнос-Айрес, пилотам необходимо лететь ночью над нескончаемыми горными хребтами. Если там их настигнет буря или они собьются с пути, они обречены. Но их начальник, Ривьер, знает, что на такой риск необходимо идти. Вместе с Ривьером, одним из инспекторов, Робино и с женой Фобьена, мы следим за полетом трех самолетов во время грозы. Один из них, самолет Фабьена, сбивается с курса. Перед ним словно смыкаются цепи Кордильер. У него остается горючего всего на полчаса - он понимает, что надежды больше нет. И тогда он поднимается к звездам, туда, где нет ни одного живого существа, кроме него самого. Завоеватель легендарных сокровищ, Фабьен, погибает. Тем не менее Ривьер, который тоже любил Фабьена, с холодным отчаянием занимается отправкой почты в Европу.

«Планета людей» - это прекрасный сборник эссе Сент-Экзюпери. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с «тремя изначальными божествами - с горами, морем и бурей». Портреты товарищей автора - Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах, благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о «самолете и планете», небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды. Но сюжеты сами по себе мало что значат, главное то, что человек, который обозревает с такой высоты планету людей, знает: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека». За последние двадцать лет слишком много писателей прожужжали нам уши о недостатках и слабостях человека. Наконец-то нашелся хоть один автор, который говорит нам о его величии: «Ей-богу, я такое сумел, - восклицает Гийоме, - что ни одной скотине не под силу!»

Военный летчик

Во время немецкого наступления во Франции капитан де Сент-Экзюпери и экипаж его самолета получают от своего начальника, майора Алиаса, приказ совершить разведывательный полет над Аррасом. Вполне возможно, что во время этого полета их встретит смерть, смерть бесполезная, так как им поручено собрать сведения, которые они уже никому не смогут передать - дороги будут безнадежно забиты, телефонная связь прервана, генеральный штаб переместится в другое место. Отдавая приказ, майор Алиас и сам знает, что этот приказ бессмыслен. Но что тут можно сказать? Никому и в голову не приходит сетовать. Подчиненный отвечает: «Слушаюсь, господин майор… Так точно, господин майор…», но ведь дисциплина прежде всего. Книга состоит из возвышенных размышлений летчика во время полета к Аррасу, а затем во время его возвращения посреди рвущихся вокруг снарядов и висящих над ним вражеских истребителей.

Маленький Принц

Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку - сказку «Маленький принц» и сам ее иллюстрировал. Печальная насмешливая книжка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. Ведь и в подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу смыслом скрыто порою мудрое иносказание. Не все здесь маленький читатель поймет разумом, но многое разбудит его воображение, западет в памяти и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное - непременно задумаешься. Ибо сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна. Сказка эта - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле.

«Цитадель» - посмертно изданная книга Сент-Экзюпери. Он составил для нее множество набросков и заметок, но у него не хватило времени, чтобы отшлифовать произведение и поработать над его композицией. Сент-Экзюпери восхваляет условности. Потому что, если уничтожить условности и забыть о них (те же праздники, воспоминания, привычки и т.д.) то человек снова становится дикарем. Тема «Цитадель» характерна для Сент-Экзюпери. Старый владыка пустыни, который делится с нами своей мудростью и опытом. В прошлом он был кочевником, но потом понял, что человек может обрести мир, только если он воздвигнет свою цитадель. Человек испытывает потребность в собственном крове, в своем поле, в стране, которую он может любить. Груда кирпичей и камней - еще ничто, ей не хватает души зодчего. Цитадель возникает прежде всего в сердце человека. Она соткана из воспоминаний и обрядов. И самое главное - хранить верность этой цитадели, «ибо мне никогда не украсить храм, если я каждое мгновение начинаю возводить его заново». Если человек рушит стены, желая этим обрести свободу, он сам уподобляется полуразрушенной крепости. И тогда им овладевает тревога, потому что он перестает ощущать свое реальное существование. «Мои владения - это не стада, не поля, не дома, это нечто совсем иное, это то, что главенствует над ними и связует их воедино».

Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери французский писатель, родился 29 июня 1900 года в городе Лион (Франция). Родители Сент-Экзюпери - выходцы из аристократических семей. Когда Антуану было лишь четыре года, скончался его отец от кровоизлияния в мозг, после чего 5 лет Антуан проводил почти все время у родственников.
В 1909 году с семьёй переехал в Ле-Ман, где продолжил обучение в иезуитском колледже, а затем в Швейцарии. Затем предпринял попытку поступить в Военно-морское училище, слушал лекции по архитектуре.

Военная карьера

В 1921 году Антуан ушёл в армию, в авиацию. Любовь к небу появилась ещё с 12 лет, когда он впервые смог полететь в кабине пилота. Сначала, он был членом рабочей команды, но вскоре прошел экзаменационное испытание на гражданского летчика, позднее был переведён в Марокко и стал военным летчиком - младшим лейтенантом.
В октябре 1922 года был зачислен в авиационный полк близ Парижа, но в начале 1923 попал в авиакатастрофу, следствием которой стала черепно-мозговая травма, а вскоре его комиссовали. За этим последовал переезд в Париж, где он посвятил себя литературной деятельности.
В 1926 году устроился в компанию «Аэропосталь» - доставлял почту в Африку. Именно там, около Сахары, Сент-Экзюпери написал свой первый роман «Южный почтовый», опубликованный в 1929 году. Несмотря на высокие оценки критиков, Антуан не продолжил писать, а поступил на авиационные курсы. Так же в 1929 году его переводят в Южную Америку, как технического директора. Проработал там два года, фирма обанкротилась, а итогом работы в Южной Америке стал роман «Ночной полет» (1931).
В 1930 году становится кавалером ордена Почетного легиона. После банкротства компании, был вынужден вернуться к прежней работе, связанной с полетами в Африку. В 1932 начал летать в качестве второго пилота на гидроплане, позднее стал лётчиком-испытателем, что чуть не стоило ему жизни.
Несколько лет работал в гражданской авиации и совмещал это с работой корреспондента. Его перу принадлежат очерки о жестокой политике И. В. Сталина и репортажи, о проходившей в это время гражданской войне в Испании, в которой он находился на тот момент. В это время он смог купить себе собственный самолет и, в попытке побить рекорд, чуть не погиб в Ливийской пустыне, от смерти его спасли местные бедуины.
В 1938 году состоялся полет в Америку и начало работы над третьей книгой «Планета людей» - сборником автобиографических очерков (1939).

Вторая Мировая война

3 сентября 1939 год. Все друзья были против того, что бы Антуан шёл на войну, тем не менее 4 сентября, он уже был на военном аэродроме. Друзья уверяли его, что он нужнее дома, как писатель и журналист, но Сент-Экзюпери не мог смотреть спокойно на то, как разрушают его родину, не мог бездействовать. Был задействован в авиационной разведке и получил награду "Военный крест".
В 1941 году Франция терпит поражение и Антуан перебирается к сестре, а позже в Америку, где он написал один из главных шедевров мировой литературы - "Маленький принц" (1942).
В 1943 году добился своего возвращения в часть, в качестве пилота скоростного самолета «Лайтинг». 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери выдвинулся с острова Корсика. Это был его последний полет. За свою жизнь он пережил более десяти различных авиакатастроф, небо стало для него всем, в том числе и гибелью.

Личная жизнь

В Южной Америке Антуан встретил свою будущую жену Консуэло, их свадьба состоялась в 1931 году. Брак нельзя было назвать идеальным: большую часть времени супруги жили раздельно, она врала, он изменял. Он не мог быть вместе с ней, но и без нее не представлял своего существования.