Буклет культура раннего возрождения в италии. Архитектура Италии во время Раннего Возрождения

Вопрос 1. Кто называл себя «любителями мудрости»?

Любителями мудрости были люди из разных слоёв общества, но все хорошо образованными, которые не просто изучали знания античности, как делала схоластика, а преклонялись перед античностью и мечтали её полностью возродить. Они открывали новые литературные произведения.

Не то, что до этого они были скрыты, но схоластика ими не интересовалась, изучая лишь философское и научное наследие. Любители мудрости списывали доступные им надписи на камне, оставшиеся от древних римлян. До того люди средневековья не обращали на них внимания, потому что по сути каждая из них не несла в себе ничего важного.

Но любители мудрости ценили уже то, что её создали древние римляне. Именно эти люди утверждали, что они создают Новое время, а между ними и Древним миром – варварские Средние века.

Вопрос 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес не только к спасению его души, но и к земной его жизни. В то время как средневековая церковь осуждала греховность человека, его пороки, гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством.

Вопрос 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов?

В феодальном обществе слово «благородство» понимали буквально, то есть «благое рождение» – рождение от достойных предков. Гуманисты же утверждали, что ценно не то, от кого человек рождён, а то, чего человек достиг воспитанием души и возвышенными размышлениями.

Вопрос 4. Почему «любители мудрости» назвали своё время эпохой Возрождения?

Потому что они возрождали античность. Не просто восхищались ею, а именно хотели восстановить то, что разрушили варвары.

Вопрос 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

1) в живописи создана игра светотени, изображение стало объёмным;

2) созданы новые типы зданий, теперь архитектура ориентирована не вверх, как готическая, а по горизонтали;

3) архитектура стала реалистичной, как в античности.

Вопрос 6. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».

§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии

В середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура - культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

1. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и мудрыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой. Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения. Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени. «Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.

Среди них были люди разных сословий и занятий. Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник, собравшись вместе, увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.

«Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории. Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинско-го не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков. Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести - античность, развивалось и другое направление новой мысли, больше связанное с жизнью и непосредственными задачами своего времени.

2. Новое учение о человеке. Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божест­венном мироздании. Свои занятия они называ­ли - «познание божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды отцов церкви и книги античных писате­лей. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обы­чаями, текущими событиями. Главное в сочине­ниях новых ученых - это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали «студиа хуманитатис» - «познание челове­ческого» . Отсюда и второе название «любителей мудрости» - гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения - это и эпоха гуманизма.

Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, - это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они счита­ли, что человек может и должен добиться вели­чия уже в земной жизни. Усилием воли и тру­дом человек может достичь звезд, победить судьбу. Наградой человеку, как учили гумани­сты, было не блаженство на небесах, а слава сре­ди современников и потомков. Господь помога­ет именно таким людям, и их успехи - свиде­тельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои лучшие возможности.

Идеал гуманистов - «уни­версальный человек», то есть че­ловек, который достиг совер­шенства во всем: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и т. д.

3. Воспитание нового чело­века. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.

Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. По­этому гуманисты (которые обычно были людь­ми деловыми - служили при правителях, тор­говали и т. д.) все свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных новых трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.

В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

4. Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304-1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.

Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил еймножество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чув-, ства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.

Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.

В Воклюзе он пишет поэму «Африка» на сюжет из римской истории, книгу «Жизнь знаменитых мужей» (о героях Римской республики); чтобы современные ему итальянцы стали опять Цезарями, Сципионами, надо напомнить им, кем были их предки.

За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов. Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313- 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо - «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.

Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.

В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.

В Средние века каждый человек должен был занимать свое место в зависимости от знатнос­ти, богатства, занятий. Теперь же в центре вни­мания оказалась личность человека, его инди­видуальные, неповторимые свойства.

5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.

Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет - ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.

Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.

Самый замечательный живописец раннего Возрождения - флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445-1510). Самые известные картины мастера - «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.

Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.

В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.

Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.


Похожая информация.


Урок 26. Культура раннего Возрождения в Италии.

Цель: объяснить значение идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Тип урока: открытия нового знания.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Мотивационно-целевой этап

Всем известно, что именно Италия была сердцем всего периода Возрождения. Великие мастера слова, кисти и философской мысли появлялись в каждый из периодов эпохи Ренессанса. Культура Раннего Возрождения в Италии демонстрирует зарождение традиций, которые будут развиваться в последующие века, этот период стал точкой отсчета, началом великой эпохи развития творчества в Европе. Давайте окунемся в эту эпоху и познакомимся с идейными вдохновителями того времени.

    Актуализация знаний

Давайте вспомним:

Что такое культура?

Что входит в понятие культура?

ТЕМА УРОКА: «Культура раннего Возрождения в Италии».

Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

План урока

    «Любители мудрости» и возрождение античного наследия.

    Новое учение о человеке и воспитание нового человека.

    Первые гуманисты в литературе и искусстве.

    Работа по теме урока

В середине XIV века в Италии зарождается новая эпоха – Возрождение. Первые полтора столетия называются ранним Возрождением.

Сегодня вы выступите в качестве исследователей. Разделимся на группы, каждая из которых получит свое задание.

1 группа. Работая с текстом п. 1 параграфа 29, ответьте на вопросы:

    Кто называл себя «любителями мудрости»?

    Как они относились к периоду Средневековья?

    Как они называли своё время?

2 группа. Работая с текстом п. 2 параграфа 29, ответьте на вопросы:

    Чем занимались мыслители Средневековья?

    Что являлось главным в сочинениях новых ученых?

    Как они называли свои занятия?

    Кто такие гуманисты?

    Что такое гуманизм?

    В чем суть учения гуманистов?

    Каков идеал гуманистов?

    группа. Работая с текстом п. 3 параграфа 29, ответьте на вопросы:

    Что утверждали гуманисты?

    Чему посвящали гуманисты все свое свободное время?

    Что заявляли гуманисты о благородстве?

Презентация работ групп.

Уже в эпоху раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения проникнуты идеями гуманизма. Давайте, познакомимся с первыми гуманистами Европы.

Доклады учащихся:

Франческо Петрарка

Джованни Боккаччо

Сандро Боттичелли

    Подведение итогов урока

Что нового появилось в эпоху Возрождения? Каковы характерные черты этой эпохи?

Ответы учащихся

Проверим насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Опрос с помощью сайта Plikers

А1. Эпохой Возрождения принято считать период

1) VIII-XI вв.
2) XIV-XV вв.
3) XIV-XVII вв.

А2. Какая страна является родиной Возрождения?

    Франция
    2) Италия
    3) Испания

А3. Почему «любителей мудрости» называли также гуманиcтами?

1) они призывали к милосердию

2) они проявляли интерес к человеку, его земной жизни

3) они защищали еретиков от инквизиции

А4. Первым гуманистом называют

1) Франческа Петрарку
2) Данте Алигьери
3) Джованни Боккаччо

А5. Кто из перечисленных деятелей Средневековья был живописцем?

1) Сандра Боттичелли
2) Бернар Клервоский
3) Фома Аквинский

VI . Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие умения и навыки отрабатывали?

С какими новыми терминами познакомились?

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание: параграф 29, выучить новые слова, даты, заполнить рабочую тетрадь

Тема: Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения.

Учитель истории и обществознания

Гордеева Д.В.



План урока:

  • Архитектура
  • Скульптура
  • Живопись
  • «Любители мудрости» и возрождение античного наследия
  • Новое учение о человеке и воспитание нового человека
  • Первые гуманисты в литературе и искусстве

РОМАНСКИЙ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Собор Нотр-Дам в Реймсе,

Францмя, XIII в.

Аббатство Мария Лаах, Германия, XI-XIII вв.

Чем различаются данные постройки?

Почему эти архитектурные стили имеют такие названия?


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Капелла кающихся грешников.

Дворец Дожей в Венеции,

Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв.


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Собор в Амьене. Франция. XIII в.

Пизанский собор. Италия. XI–XII вв.


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Дворец дожей в Венеции

XIV-XVI в.

Капелла кающихся грешников.

Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв .


Линии сравнения

Романский стиль

Готический стиль


Линии сравнения

Романский стиль

Время появления и период существования

Готический стиль

IX-XI вв.

Характерные признаки архитектурного стиля

XII-XVI вв.

Массивные здания, гладкие стены, полукруглая арка.

В плане – вид креста, в центре – башня.

Стрельчатый свод. Высокие колонны, просторные, светлые залы.




2. Скульптура

Работа с иллюстрациями учебника, страница 233, 234.

  • Какие темы отражают скульптуры Средневековья?
  • Откуда берут свое начало кентавры, химеры и другие сказочные существа-скульптуры?
  • В чем вы видите главное отличие в произведениях античных и средневековых скульпторов?
  • Кто являлся главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян?
  • Как вы думаете, какова главная мысль средневекового искусства?
  • Почему в Средние века скульпторы так часто изображали Богоматерь?

Стены романских храмов были покрыты росписями, а стены готических соборов заполняли витражи – картины из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Собор в Шартре,

Франция, XII век

3. Живопись



Нотр-Дам,

Франция


3. Живопись

Книжная миниатюра

Английская книжная миниатюра. Алхимика.

«Песнь о Роланде»


«Большие хроники»

Сожжение великого магистра Жака де Моле и командора Нормандии Жофруа де Шарни в 1314 г.


Сентябрь

«Календарь герцога Беррийского»

Январь


4. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия

  • В середине XIV в. в Италии зарождается новая эпоха – Возрождение (Ренессанс). Первые полтора столетия называются ранним Возрождением.
  • Чем была вызвана к жизни новая культура?
  • Расцвет итальянских городов.
  • Буржуа по-новому оценивали мир. Городские богачи были деятельностны и предприимчивы («Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий»).
  • Интерес к природе и человеку.
  • Интерес к древней культуре.

5. Новое учение о человеке и воспитание нового человека

  • Как церковь характеризовала положение человека в средневековом обществе?

Но в период Возрождения появились люди, которых стали называть гуманистами .




В чем проявилась новизна учения о человеке?

Как гуманисты представляли себе процесс воспитания нового человека?


В 1327 в церкви св. Клары он встретил красивую молодую женщину, которую воспел в стихах. Его сборник «Книга песен» составлен из сонетов, канцон, секстин, баллад, мадригалов, воспевающих его идеализированную любовь Лауру. Она была замужней женщиной, имела 11 детей и отказалась стать любовницей. Слава «певца Лауры», доставила ему покровительство влиятельных лиц, в частности семьи Колонна.

  • Родился в Ареццо в семье нотариуса. В 1312 семья переехала из Ареццо в Авиньон. Образование получил сначала в Монпелье, а затем в Болонском университете. Однако он ненавидел юриспруденцию. Принял духовное звание, которое открыло ему доступ к папскому двору (1326). Петрарка увлёкся блеском придворной жизни.

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

  • Задание: прочитайте сонет Петрарки «Из сонетов на жизнь Мадонны Лауры» на с. 240 учебника и ответьте на вопросы:
  • Какова главная тема сонета?
  • Какова основная мысль сонета?
  • Какие чувства вызывает у вас этот сонет?

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

  • Другим известнейшим писателем эпохи Возрождения стал ученик Петрарки Джованни Бокаччо. Он написал сборник новелл «Декамерон», в котором ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

Сандро Боттичелли (1445 - 1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.


«Весна» (итал. Primavera ) - картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.


«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere ) - картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5×278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.


Подведем итоги:

  • Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви?
  • Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?
  • Ответьте только «да» и «нет».

«+» / «-»

  • Эпоха Возрождения началась в XV веке.
  • Новая культура уделяла огромное внимание человеку, его жизни, природе.
  • Целью жизни гуманисты считали не служение Богу, а труд на пользу людям.
  • Франческо Петрарка был знаменитым художником эпохи раннего Возрождения.
  • Донателло был увенчан лавровым венком и назван лучшим поэтом Италии.
  • Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

Домашнее задание:

  • § 28, 29, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовиться к проверочной.