Быт и традиции Cибири (из новой хрестоматии). Культуры, обычаи и традиции народов сибири Быт обычаи традиции коренных народов сибири

Cлайд 1

Cлайд 2

Эвенки Согласно переписи 2002 года, в России живет около 35 тысяч эвенков, из них в Иркутской области – примерно 1 400 человек. Несмотря на малочисленность и ассимиляцию в русскую культурную среду, этому народу удалось сохранить свою самобытность.

Cлайд 3

Традиции эвенков Многие старинные обычаи и традиции соблюдаются и по сей день. Из поколения в поколение передается и благоговейное отношение к огню, почитание добрых духов, уважительное отношение к старикам, женщинам и детям. Все эти традиции нашли отражение в коротких наставлениях: «Нельзя рубить дрова около огня, чтобы его не ударить», «Не ругай женщину-мать, а то ее ребенок вырастет плохим человеком», «Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других людей».

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 9

Бурятские обычаи, обряды и традиции Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения - удачи не будет. По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У бурят существует обычай "брызгать" молочными или алкогольными напитками духам местности. «Брызгают» безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к спиртному и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Cлайд 10

К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.

Cлайд 11

Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Из истории известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана. Очищение огнем широко используется и сегодня в шаманских практиках

Cлайд 12

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог юрты, это считается невежливо. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ КАЛЫМ – цена за невесту, один из видов компенсации за жену. У лесных юкагиров, чукчей других народов крайнего Северо - Востока первоначально существовали бескалымные браки. Размер калыма и порядок его уплаты определялись на переговорах при сватовстве. Чаще всего калым выплачивался в виде оленей, медных или железных котлов, тканей, звериных шкур. С развитием товарно-денежных отношений часть калыма могла быть выплачена деньгами. Величина калыма зависела от имущественного положения семей жениха и невесты.

БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ Левират – брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа. Был распространен у большинства народов Севера. Право на жену умершего старшего брата принадлежало младшему, а не наоборот. Сорорат – брачный обычай, согласно которому вдовец обязан жениться на младшей сестре или племяннице умершей жены.

ЖИЛИЩА Жилища народов классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления – деревянные (из бревен, досок, отесанных столбов, жердей, колотых плах, ветвей), корьевые (берестяные и из коры иных деревьев – ели, пихты, лиственницы), войлочные, из костей морских животных, земляные, глинобитные, с плетеными стенами, а также крытые оленьими шкурами; по отношению к уровню земли – наземные, подземные (полуземлянки и землянки) и свайные; по планировке – четырехугольные, круглые и многоугольные; по форме – конические, двускатные, односкатные, сферическая, полусферическая, пирамидальные и усеченно-пирамидальные; по конструкции – каркасные (из вертикальных или наклонных столбов, покрытый сверху шкурами, корой, войлоком).

КУЛЬТ ОГНЯ Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ЭВЕНОВ v Нельзя ходить по огню. v 2. Огонь костра нельзя колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать и противоречить этим приметам, то огонь потеряет силу своего духа. v 3. Свою старую одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле, а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать плач своих вещей и одежды. v 4. Если берешь у куропаток, гусей и уток яйца из гнезда, то обязательно дватри яйца оставляй в гнезде. v 5. Остатки добычи нельзя разбрасывать на том месте, где ты ходишь и живешь. v 6. В семье нельзя часто ругаться и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться и вы будете несчастны.

ОДЕЖДА Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям и образу жизни. Для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток) кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров, у шорцев – овечьим мехом. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани.

ИТЕЛЬМЕНЫ Современная наука считает ительменов очень древними обитателями Камчатки, не отвечая в точности на вопрос, когда и откуда они пришли. Поскольку известно, что коряки и чукчи явились сюда примерно в 12001300 гг, видимо, спасаясь от Чингисхана, можно считать, что ительмены появились тут ранее. Анализируя быт, исследователь находит аналогии с древнейшими китайцами. Окончательный вывод: ительмены некогда обитали "за пределами Китая, в степях Монголии, ниже Амура". На это указывают многочисленные совпадения в языке монголов и ительменов, а также физиологическое сходство. Скорей всего ительмены жили некогда в южноуральских степях, и были тюрским племенем, возможно, с монголоидными чертами, как нынешние калмыки, сильно иранизированным (под скифским влиянием). Именно предки ительмен были теми пигмеями, о которых говорит греческая мифология. Отсюда элементы греческой мифологии у ительменов, отсюда - несколько найденных на Камчатке античных монет.

ЯКУТЫ Впервые в Якутию русские промышленники проникли в 20 х годах 17 века. Вслед за ними сюда пришли служилые люди и начали объясачивать местное население, что вызвало сопротивление местной знати, не желавшей терять право на исключительную эксплуатацию сородичей. В 1632 году Бекетов поставил на р. Лена острог. В 1643 году его перенести на новое место в 70 верстах от старого и назвали Якутском. Но постепенно борьба с русскими прекратилась, т. к. якуты убедились в выгодности мирных связей с русским населением. К середине 17 века завершилось, в основном, вхождение Якутска в состав русского государства.

БУРЯТЫ По антропологическим признакам буряты относятся к центрально-азиатскому типу монголоидной расы. Древняя религия бурят - шаманство. В 17 в. буряты составляли несколько племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. Сближение бурятских племён между собой было исторически обусловлено близостью их культуры и диалектов, а также объединением племён после их вхождения в состав России. Этот процесс завершился в конце 17- 18 вв. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; некоторую роль в экономике играли охота и рыболовство.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! :) Надеюсь, что презентация не показалась скучной, и каждый узнал что-то новое. Благодарю за просмотр.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Бурятские обычаи, обряды и традиции Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения - удачи не будет. По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У бурят существует обычай "брызгать" молочными или алкогольными напитками духам местности. «Брызгают» безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к спиртному и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Слайд 10

Описание слайда:

К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Список литературы: http://forum.masterforex-v.org/index.php?showtopic=15539 http://www.iodb.irkutsk.ru/docs/publishing/evenki.html http://google.ru

Научный руководитель

Обычаи и традиции - внешние элементы культуры любого народа, в том числе и русского. Обычаи, традиция, обряд схожи друг с другом, но все-таки у них есть и различия. Обычай предписывает человеку более детальное поведение и поступки в конкретных ситуациях. Например, самый распространенный обычай - пожимать руки при встрече близких друзей или родственников. Однако бывают и вредные обычаи, например, угощать друг друга спиртным при встрече родственников, друзей, знакомых.

Каждый народный праздник в России сопровождается обычаями и песнями. Их происхождение, содержание и цель отличается от церковных празднеств.

Существуют разные виды обычаев. Жилыми местностями в Старой Руси были город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, починок. Это уже было в то время, когда образовалась прочная оседлая жизнь русского народа. Но гораздо раньше того, как говорит автор книги «Быт русского народа»(1848) , славяне, а затем и наши россы жили беспорядочно: боясь ежедневных набегов, беззащитные , не имеющие государственного устройства, должны были защищаться и все вместе, и каждый в отдельности.

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьев, озер, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга.

Крестьянские избы строились в один или два ряда, вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имени четкой планировки. Про такие деревни говорили «Черт ее в решете нес, да и растрес». Села и деревни огораживались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.


Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части России располагаются у входа, справа или слева от дверей. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил – полати. Вся неподвижная обстановка в избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около печи – печной угол, середина избы – рабочим местом.

Обычаи в домоводстве

В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весьма не многим. Полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких и домашних зверей вполне удовлетворяли их скромные нужды. Когда впервые квас стал одним из русских напитков, сегодня установить невозможно. Из блюд которые готовят их теста, первое место занимают пироги. Все русские пироги в старину имели обычно продолговатую форму и различную величину.

Обычаи в одежде

Старинная русская одежда представляется, на первый взгляд, сложной и разнообразной. Но присмотревшись к ее частям, легко узнать во множестве наименований сходство. Ткани, из которых шили одежду крестьяне, они производили в своем хозяйстве из шерсти, конопли и льна. Праздничную одежду в Нижнем Приангарье шили из тонкого льняного холста. Овечья шерсть шла на шерстяные ткани, сукно, в небольшом (количестве для вязания) пряли собачью шерсть. Из конского волоса плели обувь, носки, рукавицы специального назначения для рыболовов, охотников, так как в Сибири суровые зимы. Для шитья верхней одежды, обуви широко применялись различные меха животных.

Даба – привозная бумажная ткань, широко применялась в домашнем обиходе.

Традиционный комплект женской одежды в Приангарье и в селениях, расположенных по Енисею, состоит из рубахи, юбки или сарафана и надетою наверх телогрейки.

Рубаха делалась составной. Терминология очень устойчивая: основная часть шилась из плотного материала. Рукава шились из более тонкой материи – льняного холста. Ворот собирали в сборку. Сарафан носили двух вариантов: с выкроенной талией и с выкроеным по фигуре лифом на лямках.

Юбка – старинная составная часть костюма. Шились из домашнего сукна или полушерстяной ткани.

Сушун (шушун) – короткая кофта из шелковой или бумажной ткани на подкладе, с рукавами, суженными к низу.

Кабат – туникообразная одежда с круглым вырезом ворота, шили из тонкого льняного хоста. Кабатки носили и мужчины. В сибири эта одежда была не только рабочей, но и праздничной.

Русские крестьяне в Восточной Сибири в старину не насилии штанов и шароваров.

Образ домашней жизни

У славян всегда почитали старших. Главой в семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно. Великодушие славян было известно даже врагам, потому что враги могли найти приют, защиту и хлеб – соль в доме каждого славянина. Предки наши отличались трезвостью, умеренностью, почтительностью в отношении к старшим, потому и существовало общее согласие и любовь. К тому же они отличались долголетием, здоровьем и веселостью. Простой, безупречно честный народ оставил и следы своего добродушия, словоохотливости и хлебосольства.


Обеденные обычай

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, заезжие в городах наполняли харчевни; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях.

Бани

Русские ходили в баню очень часто. Это считалось первой потребностью русской домашней жизни. Довольно грязной по большей части. Обычай мыться доставлял удовольствие и наслаждение, а так же был связан со многими религиозными правилами.

Игры русского народа

Забавы нашего народа, отражение истинного и неподдельного их веселья не могут быть описаны иначе, как в единстве с действительной картиной их жизни.

Игры зимнего рода большей частью имеют свои прототипы в некоторых летних играх; но вместе с теми некоторые из них разыгрываются преимущественно на снегу и по люду, имеют в своем характере так много особенного и оригинального: снежки, крепость, великан , льдинки и т. д.

Богатейшее культурное наследие уходит корнями в самую глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.

Так формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Традиционная одежда сибиряков – это не только яркий сибирский элемент, но и пример различных видов декоративного творчества.

Анализируя виды обычаев, мы пришли к выводу, что обычаи древних народов сохранились и до нашего времени. Велико и разнообразно культурное наследие сибирского народа, накопленное веками, и хотя время не пощадило многое, сохранившее всё же позволяет судить о высоком художественном значении изделий.

Библиографический список

1. Обычаи и обряды русского народа. От крестин до поминок. Сост. И.А. Панкеев.-М.:Олимп:Астрель:АСТ,2008.-С.105.

2. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах с рисунками в тексте. Сост. В.Д. Сиповский. Спб.:Д. Полубояринова,1910.-С.90.

3. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды.-М.:ЭКСМО,2003.-С.50.

4. Энциклопедия праздников. Сост. Н.В. Чудакова.-М.:АСТ.1997.-С.20.

5. Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи. энцикл. ;худ. .-М.:АСТ:Аристель:207.-383.С.5-20.

Народы Сибири:
национальные традиции

Сибирь - это огромная территория в России. Она простирается от Уральских гор до хребтов Тихоокеанского побережья, В Сибири живут люди самых разных национальностей: русские, буряты, якуты, татары, хакасы, ханты, эвенки и многие другие народы ….

Народы и занятия

Всего в Сибири проживает около 36 коренных народов. На севере – оленеводы долганы и энцы, на западе – рыболовы ханты и манси, охотники селькупы и оленеводы ненцы, на востоке – оленеводы и охотники эвенки и эвены. Народы южной Сибири издавна занимались земледелием и скотоводством. В центре Сибири находится огромная территория – Якутия – родина северных коневодов. С ХVII века сибирские земли стали осваивать русские, украинцы, белорусы и другие так называемые большие народы России.

Устные традиции

У коренных народов Сибири не было письменности. Всё, что они хотели передать, – рассказывали устно. Сказки, легенды, песни, поучительные и весёлые истории слушали по вечерам, собравшись в одном доме или чуме. Даже в обычной жизни было принято говорить красиво, образно. Эвенк о рассвете может выразиться так: «Утренняя звезда умерла», а о дожде: «Небо слёзы льёт». Живущие на вечной мерзлоте якуты имеют десятки слов для названия снега.

Что нужно для жизни

Суровые условия заставили жителей севера Сибири придумать тёплую одежду из оленьего меха – малицу. Её расшивают красивыми узорами.

Коневоды шьют одежду с широкими полами. Морские охотники – непромокаемые накидки из кишок животных. Были у некоторых народов плащи и шапки из шкурок птиц. Сейчас такие наряды можно увидеть только в музеях. А вот яранги и чумы жители Севера используют до сих пор. Но сегодня современные технологии соединяются с этими древними традициями: в чуме можно увидеть спутниковый телевизор, а оленевод ориентируется в тундре при помощи GPS - навигатора.

Малому народу, живущему в окружении большого, трудно сохранять свои традиции. Чтобы защитить исчезающие культуры этих краев, были созданы специальные школы, где детей учат не только на русском, но и на местных наречиях.

Волшебство

В Сибири живут люди разных вер, но у каждого народа сохранились обряды и праздники тех времён, когда ещё верили во многих богов и духов. Духи жили везде: в деревьях, камнях, озёрах и даже в игрушках. Особым почётом пользовался человек, который мог говорить с духами – шаман (или кам). Он бил в бубен, призывал духов и договаривался с ними о здоровье, удаче, хорошей погоде. И сейчас в глухих уголках Сибири можно найти потомственного шамана, который лечит или предсказывает будущее с помощью потусторонних сил.

Традиционная кухня

Блюдо из зёрен – талкан – было известно многим кочевым народам. На Алтае едят его и сейчас. Чтобы приготовить вкусный и очень полезный талкан, нужно проросшие зёрна ячменя или пшеницы поджарить на сковороде, растереть в ступе или размолоть в кофемолке и из полученной муки сварить кашу. А можно, смешав муку с мёдом, приготовить халу.

Фольклор

Тувинские песни – гордость всей России. Исполняются они горловым пением. Певец одновременно поёт двумя или даже тремя голосами. В героических сказаниях есть истории про древних богатырей, которые могли петь, как тысяча человек.

Какие разные народы населяют Россию! Но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.