Десять фактов об убийстве джона леннона. В этот день был убит джон леннон

Начало дня

Утром 8 декабря Джон и Йоко позировали фотографу Анни Лебовиц для обложки журнала Rolling Stone : обнажённый Джон обнимает и целует одетую в чёрный свитер Йоко. Хотя, по воспоминаниям Анни, Йоко «никому на обложке была не нужна», Джон настоял, чтобы на снимке они были вместе. Журнал с этой фотографией вышел 22 января 1981 года. В 2005 году Американским сообществом редакторов журналов эта обложка была признана лучшей журнальной обложкой за последние 40 лет.

Позже Джон дал ставшее последним интервью радиоведущему из Сан-Франциско Дейву Шолину для RKO Radio Network.

Около 17:00 Джон и Йоко вышли из дома и направились в Record Plant Studio сводить трек Йоко Walking on Thin Ice (Гуляя по тонкому льду). Перед домом, как обычно, стояло несколько охотников за автографами, среди них и будущий убийца, Марк Чепмен. Он молча протянул экземпляр Double Fantasy, который Леннон подписал (этот момент снял Paul Goresh). После этого Джон вежливо спросил Is this all you want? (Это всё, что вы хотели?). Чепмен улыбнулся и неуверенно сказал в ответ «Да, это все, спасибо, Джон».

В ноябре 2010 года эта пластинка была выставлена на торги с начальной ценой 850 тысяч долларов США .

Убийство

Джон с Йоко вернулся домой около 22:50, чтобы пожелать спокойной ночи Шону. Лимузин не заезжал во внутренний двор Дакоты, Джон и Йоко вышли на 72-й улице. Джон поравнялся с Чепменом и бросил на него короткий взгляд, Йоко шла чуть впереди. Они прошли в арку дома, Марк Дэвид Чепмен окликнул Леннона: «Эй, Мистер Леннон!», Джон притормозил, собираясь обернуться, но убийца выстрелил ему в спину 5 раз, первая пуля прошла над головой Леннона и попала в стену, остальные попали в Джона: вторая и третья в район сердца, четвертая и пятая в левое плечо. Шатаясь, пройдя 5 шагов, Джон упал.

Швейцар Perdomo выбил пистолет из рук убийцы и бросил его на тротуар. Он заорал на Чепмена: «Do you know what you’ve done? (Ты знаешь, что ты наделал?)». Тот спокойно ответил: «Yes, I just shot John Lennon (Да, я только что застрелил Джона Леннона)». Чепмен снял пальто и шапку, продемонстрировав, что безоружен. Он не пытался скрыться и оставался на месте преступления до прибытия полиции. При нём была обнаружена книга «Над пропастью во ржи » Сэлинджера в бумажной обложке. На внутренней стороне обложки было написано рукой Чепмена: To Holden Caulfield. From Holden Caulfield. This is my statement. (Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания.)

Вход в Дакоту

В 22:55 на место преступления приехала полиция. За 5 минут преодолев 15 кварталов, машина скорой помощи привезла Джона в больницу имени Рузвельта. Доктор Стефан Линн принялась за меры по спасению Леннона. Когда он прибыл, у него не было пульса и он не дышал. Доктор Линн и двое других врачей работали в течение 20 минут, вскрыв грудную клетку и попытавшись предпринять прямой массаж сердца, чтобы восстановить кровообращение, но повреждения кровеносных сосудов вокруг сердца были слишком велики. Леннон был объявлен мертвым по прибытии в отделение скорой помощи в больнице Рузвельта в 23:15. Доктор М. Эллиотт Гросс, главный судмедэксперт, говорил, что никто не мог бы прожить несколько минут после таких множественных ранений. Ведь Леннон был убит четырьмя выстрелами полыми изнутри пулями , которые расширяются при входе в цель и серьезно разрывают большую часть внутренних тканей. Пораженные органы Леннона были практически уничтожены в результате выстрелов. Его жена, рыдающая и кричащая: «О нет, нет, нет, нет… скажите мне, что это неправда!», была доставлена в больницу Рузвельта и уведена в шоке после того, как она узнала, что её муж умер. В этот момент в больнице по радио зазвучала песня «All My Loving ».

На следующий день Оно объявила: «Похорон Джона не будет. Джон любил и молился за человеческий род. Сделайте то же за него, пожалуйста. С любовью, Йоко и Шон». 10 декабря 1980 года тело Джона было кремировано на кладбище Фернклиф . Прах отдали Йоко.

Реакция на убийство

Убийство Леннона шокировало остальных экс-битлов и усилило в них уже существовавшие опасения за свою жизнь. Вскоре после убийства Пол Маккартни, на вопрос журналиста «что вы почувствовали, узнав о смерти Джона?» ответил «Drag isn’t it?» (слово «drag» обычно понимают как «занудство, нытьё» и Полу пришлось впоследствии неоднократно оправдываться за неправильно понятую многими реплику)

В настоящее время

Чепмен отбывает пожизненное заключение в тюрьме «Аттика». Начиная с 2000 года он имеет право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении, которым неизменно пользуется, каждый раз также неизменно получая отказ.

По иронии судьбы, об этой же тюрьме Джон пел в одной из своих песен.

Примечания

История человечества знает немало убийств, изменивших мир. Как правило, речь идёт о покушениях на влиятельных политических деятелей, королевских особ и военачальников. Но в 1980 году мир содрогнулся от гибели человека, не имевшего отношения к сильным мира сего, но при этом ставшего кумиром для миллионов людей в разных странах.

1980 год должен был стать поворотным в карьере Джона Леннона . После пяти лет фактического затворничества и перерыва в музыкальной деятельности, который Леннон объявил в 1975 году в связи с рождением сына Шона , музыкант выпустил новый альбом «Double Fantasy». Он был высоко оценён критиками и с восторгом принят фанатами.

Поклонники «Битлз» после возобновления Ленноном активной творческой деятельности вновь стали лелеять мечту о воссоединении любимой группы.

Джон Леннон, 9 октября 1980 года отметивший своё 40-летие, находился в расцвете сил и был вполне доволен жизнью. За плечами был успех «Битлз», активная антивоенная деятельность конца 1960 - начала 1970-х, обернувшаяся даже временным запретом на въезд в США. К 40 годам Леннон добился мирового признания как музыкант и общественный деятель как со стороны общества, так и со стороны власть предержащих.

«Это всё, чего вы хотели?»

Вместе со своей женой Йоко Оно и сыном Шоном Леннон жил в Нью-Йорке, в доме «премиум-класса» «Дакота», работал над записью новых песен на студии звукозаписи и охотно общался с поклонниками, толпами осаждавшими подходы к его дому.

Музыкант любил своих фанатов и не отказывал им во встречах. В начале декабря 1980 года Леннон заметил в интервью: что люди подходят к нему, просят автографы или говорят: «Привет», но при этом не пристают и не надоедают.

День 8 декабря 1980 года был для Леннона самым обычным. Около 10 утра они с Йоко давали интервью журналистам в своей квартире, затем там же состоялась фотосессия для журнала Rolling Stone. Покончив с этим и немного отдохнув, Леннон с женой отправились на студию Record Plant, чтобы продолжить работу над песней «Walking on Thin Ice».

Джон Леннон и Йоко Оно. Фото: www.globallookpress.com

Возле дома случилась заминка из-за не прибывшего вовремя лимузина, которой воспользовались фанаты, просившие автограф. Леннон никому не отказывал.

Молодой человек лет 25 протянул музыканту альбом «Double Fantasy» и ручку. Леннон улыбнулся и написал на экземпляре: «John Lennon, December 1980». В это время звезду и поклонника запечатлел фотограф.

— Это всё, чего вы хотели? — спросил Леннон.

— Да. Спасибо, Джон, — ответил фанат.

Поклонника звали Марк Дэвид Чепмен .

Маленький человек, жаждавший славы

25-летний уроженец Техаса стал битломаном ещё в 10-летнем возрасте. Он собирал все пластинки группы и плакаты с изображением её участников, пытался подражать им, играя на гитаре в школьной рок-группе. Марк одевался, как «битлы», и носил такие же, как они, причёски.

Но, когда Марку исполнилось 15 лет, группа распалась. Для подростка это стало настоящим ударом. Через какое-то время он резко изменился — коротко постригся, стал носить строгую одежду, изучал Священное писание. Как оказалось, Марк вступил в «Ассоциацию молодых христиан».

С юности он мечтал прославиться, стать известным и уважаемым. Окончив школу, он нигде больше не учился, не получил профессии, но много путешествовал в качестве «агента по делам азиатских беженцев».

В конце концов Чепмен осел в Гонолулу, на Гавайях, устроившись в качестве охранника на работу в кооперативный дом «Вайкики», и обзавёлся семьёй.

Но остепениться он не смог — мечты о славе не давали покоя. Чепмен решил, что самый надёжный и быстрый способ прославиться — это совершить убийство известной личности, политика, спортсмена или артиста. В голове охранника из Гонолулу крутился целый список потенциальных жертв, но номером один стоял Джон Леннон, главный кумир юности. Он обожал и в то же время ненавидел его. Жена Чепмена позже рассказывала, что Марк, прочитав очередную статью о Ленноне, приходил в ярость, называя его «ублюдком», который, проповедуя мир и любовь, сколотил на этих проповедях миллионное состояние.

«Я буду ждать»

В начале осени 1980 года Чепмен стал планировать убийство. Он приобрёл оружие и боеприпасы, но всё ещё колебался. О своём замысле он рассказал жене, которая, ужаснувшись, посоветовала ему срочно обратиться к психиатру. Марк поначалу согласился и даже записался к врачу, но затем решимость осуществить задуманное взяла верх.

Жену он убедил, что от оружия избавился и ни о каком убийстве больше не помышляет. Затем он рассказал супруге, что у него появился идея написания детской книжки, в связи с чем ему необходимо съездить в Нью-Йорк.

В Нью-Йорк Чепмен, вооружённый револьвером, прибыл 6 декабря. Он крутился возле «Дакоты», где собирались поклонники Леннона и «Битлз», выжидая удобного случая. Чтобы иметь повод обратиться к Леннону, Чепмен приобрёл альбом «Double Fantasy».

8 декабря Чепмен попросил фотографа-любителя Пола Гореша , который также был фанатом музыканта, помочь обратиться к Леннону за автографом и заплатил ему 50 долларов, чтобы тот сфотографировал его с Джоном, так как, по его словам, на Гавайях ему никто бы не поверил.

Джон Леннон даёт автограф на обложке альбома «Double Fantasy» для Чепмена за шесть часов до убийства. Фото: Commons.wikimedia.org / Paul Goresh

Когда автограф был получен и фотография сделана, а Леннон с Йоко Оно уехали на студию звукозаписи, Пол Гореш сказал, что собирается домой, так как Джон вернётся поздно.

— Я буду ждать. Ты никогда не знаешь, увидишь ли его опять, — заметил Чепмен. Никто из присутствующих не увидел угрозы в этих словах.

Чепмен остался у дома, беседуя с одним из швейцаров «Дакоты».

«Я только что застрелил Джона Леннона»

В 22:30 Леннон с женой закончили работу на студии и поехали домой. Они хотели заехать куда-нибудь поужинать, но затем решили вернуться домой, чтобы пожелать спокойной ночи сыну, который оставался в квартире в «Дакоте» с няней.

Дело было не только в сыне — Леннон знал, что его фанаты собираются около дома и поздно вечером, и не упускал случая вознаградить их за преданность своим появлением.

Машина, на которой ехали Леннон и Йоко Оно, могла заехать в охраняемый двор «Дакоты», недоступный для посторонних, но они попросили высадить их на улице. Джон не чувствовал никакой опасности.

Они подходили к дому, Йоко шла чуть впереди мужа. Чепмен замер в ожидании. Поравнявшись с ним, Леннон бросил на поклонника короткий взгляд и двинулся дальше. Они подходили к арке, когда Чепмен выхватил револьвер и открыл огонь.

Он выпустил пять пуль, четыре из которых попали в Леннона. Две из них попали в левую часть спины, две — в левое плечо. Чепмен стрелял экспансивными пулями, которые при попадании в мягкие ткани увеличивают свой диаметр и причиняют страшные повреждения.

Леннон сумел сделать ещё шесть шагов, затем произнёс: «Я ранен», — и упал, выронив кассеты, записанные на студии.

Один из консьержей бросился к Чепмену и выбил у него оружие. Впрочем, стрелок не сопротивлялся. На вопрос, понимает ли он, что натворил, он ответил:

— Да, я только что застрелил Джона Леннона.

Чепмен снял пальто и шляпу и спокойно сел на тротуар, даже не пытаясь скрыться.

«Мёртв по прибытии»

Второй консьерж в это время пытался оказать Леннону помощь, но увидев характер ранений, понял, что помочь может только немедленное прибытие медиков. Поэтому он просто накрыл раненого своим жакетом.

Прибывший на место стрельбы полицейский наряд едва не схватил сердобольного консьержа — тот после попытки помочь Леннону был весь в крови музыканта. Однако коллеги консьержа из «Дакоты» указали на истинного виновника — Чепмен продолжал спокойно сидеть на тротуаре, читая роман Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи».

Второй полицейский наряд, прибывший на место, увидев, что подозреваемый задержан, принялся за пострадавшего. Осмотрев Леннона, полицейские пришли к выводу, что счёт идёт на минуты. Не дожидаясь врачей, они погрузили музыканта на заднее сиденье машины и помчались в расположенную в 800 метрах от места событий больницу Святого Луки — Рузвельта.

По пути, который занял считанные минуты, полицейский пытался разговаривать с Ленноном, но состояние раненого стремительно ухудшалось.

К моменту, когда Леннон оказался на операционном столе, он уже не дышал и не имел пульса. Тем не менее опытнейшие врачи в течение 20 минут пытались реанимировать музыканта. Увы, все попытки оказались безуспешными.

В 23:07 8 декабря 1980 года первый доктор больницы по неотложной помощи Стефан Линн объявил Джона Леннона «мёртвым по прибытии».

По словам свидетелей, в этот момент в больнице зазвучала одна из песен «Битлз» — «All My Loving».

Йоко Оно покидает больницу после смерти мужа. Фото: Commons.wikimedia.org

В 23:15 доктор Линн вышел к прибывшей в больницу вслед за мужем Йоко Оно и сказал: «У него не было шансов. Мы ничего не могли сделать для спасения вашего мужа. Полагаем, что первая пуля убила его. Она разорвала грудь Джона и нанесла непоправимые повреждения главной артерии».

В этот момент в больнице находился журналист телеканала ABС, попавший в аварию. Он сумел добраться до телефона и сообщить своим коллегам сенсационную новость.

Канал ABC передал сообщение об убийстве Джона Леннона во время трансляции матча по американскому футболу между клубами «Майами Долфинс» и «Нью-Ингленд Пэтриотс».

Вскрытие показало, что причиной смерти Джона Леннона стали болевой шок и массивная потеря крови.

«Убийцы не являются кем-нибудь»

Марка Чепмена обвинили в убийстве второй степени. Главным вопросом во время разбирательства по данному делу была не виновность подозреваемого, а его вменяемость.

Многие считали, что убийца Леннона психически болен, но в итоге было принято решение, что он способен отвечать за совершённое преступление.

В ходе расследования всплыла ещё одна подробность — у Чепмена была «запасная жертва». Если бы по каким-то причинам убить Леннона не удалось, охранник из Гонолулу собирался застрелить . Чепмен побывал на спектакле «Человек-Слон», в котором играл Боуи, сделав фотографию артиста у входа на сцену. Таким образом, гибель Джона Леннона, как ни страшно звучит, избавила от этой участи Дэвида Боуи.

24 августа 1981 года суд приговорил Марка Дэвида Чепмена к заключению сроком от 20 лет до пожизненного с обязательным прохождением лечения у психиатра.

Начиная с 2000 года Чепмен получил право на ходатайство об условно-досрочном освобождении. Слушания по этому вопросу проводятся каждые два года, и неизменно Чепмен получает отказ.

Убийца Леннона, кажется, смирился со своей участью. В одном из интервью он заметил: «Я чувствовал, что, убив Джона Леннона, я стану кем-нибудь. Вместо этого я стал убийцей, а убийцы не являются кем-нибудь».

А экземпляр альбома «Double Fantasy», который Леннон подписал своему убийце за несколько часов для гибели, стал настоящим раритетом. В 2011 году он был продан на аукционе за 530 тысяч фунтов.

40.776436 , -73.976006

Джон даёт автограф убийце за несколько часов до смерти. Последнее фото Леннона

На момент убийства Джон Леннон с семьёй (женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном) проживал на Манхеттене , в доме под названием «Дакота », рядом с Центральным парком . Как рассказывают близко знавшие Леннона и Оно люди, в семье царил мир, а сам Леннон чувствовал жизненный подъём, он даже написал песню Life Begins at 40 (Жизнь начинается в 40). За 3 недели до своей смерти, 17 ноября 1980 года Джон выпустил альбом Double Fantasy , хорошо принятый критикой и поклонниками. Это было триумфальное возвращение Леннона после пятилетнего молчания (предыдущий альбом вышел в 1975 году), связанного с рождением долгожданного ребёнка, воспитанию которого он и посвятил эти годы.

Убийство

Джон с Йоко вернулся домой около 22:50, чтобы пожелать спокойной ночи Шону. Лимузин не заезжал во внутренний двор Дакоты, Джон и Йоко вышли на 72-й улице. Джон поравнялся с Чепменом и бросил на него короткий взгляд, Йоко шла чуть впереди. Они прошли в арку дома (некоторые утверждают, что перед выстрелами убийца окликнул Леннона, но сам он этого не помнит) и Марк Чепмен выстрелил в спину 5 раз, первая пуля прошла над головой, остальные попали в Джона: две в район сердца, две в левое плечо. Пройдя, шатаясь, 5 шагов Джон упал.

Швейцар Perdomo выбил пистолет из рук убийцы и бросил его на тротуар. Он заорал на Чепмена: «Do you know what you’ve done? (Ты знаешь, что ты наделал?)». Тот спокойно ответил: «Yes, I just shot John Lennon (Да, я только что застрелил Джона Леннона)». Чепмен снял пальто и шапку, продемонстрировав, что безоружен. Он не пытался скрыться и оставался на месте преступления до прибытия полиции. При нём была обнаружена книга «Над пропастью во ржи » Сэлинджера в бумажной обложке. На внутренней стороне обложки было написано рукой Чепмена: To Holden Caulfield. From Holden Caulfield. This is my statement. (Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания.)

Вход в Дакоту

В 22:55 на место преступления приехала полиция. За 5 минут преодолев 15 кварталов, машина скорой помощи привезла Джона в больницу имени Рузвельта. Доктор Стефан Линн принялась за меры по спасению Леннона. Когда он прибыл, у него не было пульса и он не дышал. Доктор Линн и двое других врачей работали в течение 20 минут, вскрыв грудную клетку и попытавшись предпринять прямой массаж сердца, чтобы восстановить кровообращение, но повреждения кровеносных сосудов вокруг сердца были слишком велики. Леннон был объявлен мертвым по прибытии в отделение скорой помощи в больнице Рузвельта в 23:15. Доктор М. Эллиотт Гросс, главный судмедэксперт, говорил, что никто не мог бы прожить несколько минут после таких множественных ранений. Ведь Леннон был убит четырьмя выстрелами полыми изнутри пулями , которые расширяются при входе в цель и серьезно разрывают большую часть внутренних тканей. Пораженные органы Леннона были практически уничтожены в результате выстрелов. Его жена, рыдая, «О нет, нет, нет, нет… скажите мне, что это неправда», была доставлена в больницу Рузвельта и уведена в шоке после того как она узнала, что её муж умер. В этот момент в больнице зазвучала песня «All My Loving ».

На следующий день Оно объявила: «Похорон Джона не будет. Джон любил и молился за человеческий род. Сделайте то же за него, пожалуйста. С любовью, Йоко и Шон». 10 декабря 1980 года , тело Джона было кремировано на кладбище Фернклиф. Прах отдали Йоко.

Реакция на убийство

Убийство Леннона шокировало остальных экс-битлов и усилило в них уже существовавшие опасения за свою жизнь. Пол Маккартни однажды сказал об этом:

Мы, три битла, узнали эту новость утром, и вот что странно: мы все реагировали на это одинаково. Отдельно, но одинаково. В тот день мы все пошли на работу. Все. Никто не мог оставаться дома наедине с такой вестью. Мы все почувствовали желание пойти на работу и побыть с людьми, которых мы знали. Пережить это было невозможно. Надо было как-то заставить себя двигаться дальше. Я весь день проторчал на работе, но все делал, будто в трансе. Помню, вышел я из студии и ко мне подскочил какой-то репортер. Мы уже отъезжали, и он сунул микрофон в окошко машины, крикнув: «Что ты думаешь о смерти Джона?» Измученный и потрясенный, я выдавил лишь: «Это такая тоска». Я имел в виду, тоска в самом сильном смысле, знаете, как говорят, вкладывая в одно слово всю душу: тоска-а-а-а… Но когда читаешь такое в газете, видишь только одно сухое слово «Young Americans» которого Леннон принимал небольшое, но важное участие. Марк Чепмен присутствовал на пьесе «Человек-Слон» (в которой Боуи исполнял роль Джозефа Меррика), фотографировал Боуи у дверей на сцену и сразу после этого уехал в Дакоту для того, чтобы застрелить Леннона. Полиции он заявил, что если бы ему не удалось убить Леннона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида Боуи. У Чепмена нашли программку пьесы «Человек-Слон», на которой имя - Дэвид Боуи, было жирно обведено чёрными чернилами .

В настоящее время

Чепмен отбывает пожизненное заключение в тюрьме «Аттика». Начиная с 2000 года он имеет право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении, которым неизменно пользуется, каждый раз также неизменно получая отказ.

По иронии судьбы, об этой же тюрьме Джон пел в одной из своих песен.

Вот как-то не хочется рассматривать данную работу с точки зрения Чэмпэна, или Леннона. Эндрю Пиддингтон нам ведь не это хотел показать, не точку зрения первого, и уж тем более второго. Весь фильм нам показывают глазами Колфилда, как-бы не скрывая этого, наоборот, толкая нас в это , в этот мир, который в глазах. И пусть сколько угодно повторял «родитель» Холдена, что передать этот мир посредством объектива ну никак не удастся, попыток совершено было достаточно, чтобы в какой-то мере иметь возможность сравнивать. Сравнивать книгу, и (как-же)… ее экранизации.

Да что там говорить о экранизации, если Чэмпэн осмелился заняться ее (книги) реализацией. Наверное, он действительно был самым ярким фанатом Сэленджера, если согласился (опять-же наверное и опять-же, скорее всего, возножно) с автором книги в том, что экранизация дело неблагодарное, куда проще и правильнее задуматься о реализации. И пусть это все всего лишь догадки, и пускай никто не знает настоящего мотива Чэмпэна, наверное, даже он сам. Это все неважно по отношению к данному фильму, ведь Пиддингтон показывает нам все именно так. Открыто в концовке, но так явно до нее.

В нашем мире жутко тяжело быть не фанатом Леннона. Можно его не любить, можно не любить его творчество, его взгляды, можно не любить Йоко Оно в конце концов! Но тяжело признавать, что ты не фанат Джона. Сказать об этом одному, сказать другому, третьему, сказать всему миру, что ты не фанат Леннона. Особенно это тяжело было в 70-х — 80-х годах.

Жутко тяжело «отклоняться». Прям «до чертиков» тяжело. Леннон был эпохой, прервать которую значило вписать свое имя в историю. Не это ли главный мотив Чэмпэна? Сэлинджер своим Холденом пытался донести, что «выделяться» это никак не синоним «отклонятся». Убить «пижона», это никак не значит не признавать систему, ее моральные ценности и идеалы. Это скорее значит подчеркнуть себя, но никак не отделить себя.

Автор фильма делает попытку разобраться в самом Чэмпэне, показать его окружение, его обыденность, его внутренний мир. Предлагает зрителю посмотреть на мир глазами Чэмпэна, который, как считает автор, смотрит на мир глазами Холдена. Не совсем теми, которыми смотрит Сэлинджер, а именно теми, которыми смотрит Чэмпен, отождествляя себя с главным героем нашумевшей книги. Не совсем удачно — на протяжении всего фильма создается впечатление, что Чэмпэн только и запомнил, как прекрасно было бы ловить ребятишек, падающих в пропасть, да как бы воплотить мечты Колфилда относительно убийства толстяка в реальность. Ах да, еще о проститутке вспомнил.

Исходя из увиденного на протяжении почти двух часов, напрашивается вывод, что Чэмпэн, будучи ярким фанатом Колфилда, просто не замечает те учения и мораль, которую вложил в своей роман Сэлинджер. Чэмпэн тот-же 16-летний юнец, с которым он себя отождествляет, что и было подчеркнуто в одной из начальных реплик фильма. Делает те же ошибки, что и Холден, только последствия этих ошибок куда более весомые…

… Или все это фарс, показуха, притворство? Скрываясь за этим 16-летним юнцом, Чэмпэн прежде всего осуществляет то, что было коварно задумано? Вписывает себя в эпоху, становится знаменитым. О нем даже фильмы снимают, и не один. И поди разбери, то ли он безумец, то ли безумный гений, просчитав и сотворив то, чего и добивался. Раскаивается ли он за свой поступок? Или, как показывает фильм, считает себя основателем новой эпохи, со своими последователями (вспомнить о попытке покушения на Рейгана). Но это не значит, что он не раскаивается…

Этот фильм, как нам говориться в начальных титрах, был снят на месте реальных событий и все слова Чэмпэна являются реальными цитатами. Порекомендовать его можно прежде всего людям, прочитавшим роман Сэленджера «Над пропастью во ржи». Как тем, кому этот роман понравился, так и тем, кто не нашел в нем ничего своего. Также фильм должен понравиться фанатам Леннона. Как тем, которые являются реальными его фанатами, так и тем, кто просто любит об этом говорить. Остальным также можно порекомендовать этот фильм. Ничего после просмотра вы не потеряете, кроме, разве что, двух часов, но ведь это мелочи. А вот получить можете гораздо больше. Ну хотя бы, возможно, прочтете сам культовый роман.

Совсем немного о технических излишествах. Довольно приличная игра актеров, точнее, актера. Старается, и весьма успешно. Прекрасная операторская работа, действительно прекрасная. Бюджет у фильма невелик, чтобы говорить о каких-то там спец эффектах и прочей ерунде. Они здесь излишни.

Исходя из всего сказанного, несказанного и недосказанного, можно подытожить и сказать, что фильм на мое субъективное мнение заслуживает:

… но если вспомнить, что все это прежде всего показуха и притворство, то следует поставить.

Марк Чепмен скорее всего, никогда не выйдет на свободу

22 июня 1981 года американец Марк Дэвид Чепмен на судебном заседании в Нью-Йорке признал себя виновным в убийстве одного из самых знаменитых музыкантов ХХ века – Джона Леннона , одного из создателей и лидеров британской группы The Beatles.

Судьи признали Чепмена вменяемым и приговорили к пожизненному заключению, отбывать которое он должен был в тюрьме «Аттика» в окрестностях города Буффало.

За полгода до этого, 8 декабря 1980-го, Чепмен застрелил легендарного «битла» у ворот здания «Дакота-хаус» на Манхэттене, где Леннон проживал вместе с женой, японской художницей-авангардисткой Йоко Оно , и пятилетним сыном Шоном .

Автограф перед смертью

События того злополучного декабрьского дня, когда в Нью-Йорке было совершено одно из «убийств века», мировые СМИ позже наперебой описывали во всех подробностях. Около пяти вечера Джон и Йоко отправились в студию звукозаписи, чтобы поработать над новой композицией – Walking on Thin Ice («Ступая по тонкому льду»).

Выйдя из «Дакота-хаус» (в этом доме они к тому времени проживали уже восемь лет), супруги, прежде чем сесть в машину, успели пообщаться с группой поклонников, которые по традиции ждали их у входа в здание, держа наготове фотографии и обложки пластинок для автографов.


Супруги не знали, что среди фанатов находится человек, который пять часов спустя выпустит в Джона пять пуль. 25-летний Марк Чепмен, парень из гавайского города Гонолулу, дожидался музыканта в компании прочих поклонников. Когда Леннон подошел, Чемпен протянул ему обложку альбома Double Fantasy («Двойная фантазия») и ручку. Битл улыбнулся и написал: «John Lennon, December 1980», после чего спросил: «Это все, что вы хотели?» «Да, – ответил молодой человек. – Спасибо, Джон».

Поразительно, что момент этой встречи сохранился на фотопленке. Исторический кадр сделал фотограф-любитель Пол Гореш . Он тоже был преданным фанатом «Битлз», и когда незнакомый парень обратился к нему с просьбой помочь получить у Леннона автограф и даже предложил 50 долларов, чтобы Гореш запечатлел их общение, – фотограф без всяких сомнений согласился.

На вопрос, почему для Марка так важно получить этот снимок, Чепмен ответил: «Иначе на Гавайях мне никто не поверит, что я разговаривал с самим Джоном Ленноном».

Далее события развивались так: в половине одиннадцатого супруги Леннон вернулись из студии. Они могли заехать в лимузине прямо в охраняемый двор «Дакоты», но, как назло, на этот раз решили пройти последнюю, короткую часть пути пешком. Отпустив машину на улице, Джон и Йоко пошли через широкую арку во двор.


Выстрелы в историю

Джон шел немного позади жены и даже успел обратить внимание на топчущегося у ворот молодого человека, с которым он общался днем. Несколько секунд спустя, когда музыкант уже почти водил во двор, с улицы раздался окрик: «Мистер Леннон!»

Джон обернулся – и в этот момент у него над головой просвистела пуля, а позади раздался звон стекла: это разбилось одно из окон «Дакоты». Секунду спустя «битла» настигла вторая пуля. Потом третья, четвертая… Две из них попали Леннону в левое плечо, а еще две – в спину, пробив легкое и аорту.

Поразительно, но после этого музыкант еще смог устоять на ногах. Он прошел, шатаясь, несколько шагов; добрался до проходной, прохрипел консьержу Джею Гастингсу : «В меня стреляли!..» - и упал, выронив из рук кассету с записью песни, только что сделанной в студии.


Пока в холле суетились сотрудники «Дакоты», пытаясь помочь смертельно раненому музыканту и кричала от ужаса Йоко; пока подъехавшие полицейские, не дожидаясь «скорой», погрузили Джона в машину и помчали в ближайший госпиталь, пытаясь успеть до того, как он истечет кровью, – Чепмен спокойно снял шляпу и пальто и уселся на тротуар. Напротив «Дакоты», через улицу, располагался вход в метро, но убийца даже не пытался дойти до него, убежать или скрыться.

Ожидая, когда полиция наконец придет по его душу, он вынул из кармана книгу и стал перелистывать страницы, пробегая их взглядом. Это был роман «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера . Идя на преступление, Марк специально взял его с собой. Позже он признается, что в мыслях часто отождествлял себя с главным героем романа, подростком Холденом Колфилдом .

Швейцар Хосе Пердомо , выскочив из «Дакоты», закричал на Чепмена: «Ты знаешь, что ты наделал?!» «Да, - ответил тот. – Я только что застрелил Джона Леннона».

Раздвоение личности

Вопрос, который многие годы после этого мучил и поклонников Джона, и журналистов, проводивших по этому поводу многочисленные расследования: что же заставило Чепмена пойти на злодеяние?

Одно время в американской прессе была популярна конспирологическая версия убийства; ее, в частности, продвигал известный публицист Фил Стронгман . Он был уверен, что Леннона «заказали» американские спецслужбы с подачи еще более высоких и «мрачных» фигур в руководстве страны.

Политиков и влиятельных лоббистов от компаний, занимающихся производством вооружений, не мог не раздражать декларативный пацифизм Леннона, убежден Стронгман. Джон и Йоко много раз устраивали акции протеста против войны во Вьетнаме, гонки вооружений и вообще того оголтелого милитаризма, которым так славятся Соединенные Штаты. Каждый из этих перформансов, без преувеличения, становился событием мирового масштаба.

Тем не менее, поклонники этой версии остаются в меньшинстве. Большинство же уверены, что дело – в душевной болезни, странном помешательстве самого мистера Чепмена.

Через день после убийства, 9 декабря, Марк, находясь в полиции, написал заявление о том, что внутри него обитают две сущности. Та, что больше – добрая, она никогда бы не захотела никого обижать, а тем более лишать жизни. Но его меньшая внутренняя половина, его собственный карманный дьявол – несколько месяцев «уговаривал» его осуществить коварный план.

Дьяволу хотелось прославиться, стать знаменитым на весь мир, как был знаменит Джон Леннон. Хотелось стать новым Геростратом . И в конце концов дьявол победил. Марк прилетел с Гавайев в Штаты, пришел к «Дакоте» и совершил убийство.

Позднее Чепмен признавался и в том, что, стреляя в свою жертву, пытался «стать немножко Ленноном». В своем рабочем журнале – он работал охранником и сторожем – он расписывался порой не как «Марк Чепмен», а как «Джон Леннон».

Век воли не видать

После убийства прошло уже 36 лет, и все эти годы Чепмен провел за решеткой. Девять раз он подавал прошение о помиловании и условно-досрочном освобождении, но ни разу суд не встал на его сторону.

Впервые убийца обратился к властям и общественности с такой просьбой в 2001-м, отсидев 20 лет. Он заявил, что преодолел свои психологические проблемы и больше не опасен для общества. Джон Леннон, напомнил Чепмен, был человеком прогрессивных, толерантных взглядов, и непременно помиловал бы его, если бы был жив.

Однако для суда – и в тот раз, и во все последующие – определяющим оказалось мнение вдовы погибшего, Йоко Оно. Художница заявила, что больше не сможет жить спокойно, если убийца выйдет на свободу.

Страх за собственную жизнь и за детей Джона – Шона и Джулиана , родившегося в первом браке музыканта с сокурсницей по колледжу Синтией Пауэлл , – превратит ее жизнь в ад.

«Я боюсь, что это вернет кошмар и хаос, - написала японка судьям. – Ни я, ни оба сына Джона не сможем чувствовать себя в безопасности до конца наших дней».


Удивительно, но, в отличие от очень многих людей, которые предпочли бы уехать подальше от места, где все напоминает о трагедии, Йоко и думать не стала о том, чтобы продать квартиру в «Дакоте». Он до сих пор живет в их с Джоном жилище, не желая расставаться с дорогими сердцу воспоминаниями.

Недалеко от дома, в нью-йоркском Центральном парке, находится мемориал Леннона, где на площадке с выложенным на ней словом Imagine – в честь одной из самых известных его песен – Йоко развеяла прах любимого мужа.


ru.wikipedia.org