Двое на качелях. Театр Современник

Режиссер - Елена Ненашева
Сценография - Юлия Сухарева
Хореография - Ксения Тернавская
Композитор - Павел Канторов

В спектакле участвуют:
Гитель - Рина Гришина
Джерри - Сергей Петров

То назад, то вперед, то в прошлое, то в будущее, то к бывшей возлюбленной, то к настоящей – на таком аттракционе предлагает прокатиться по своей жизни главный герой пьесы Уильяма Гибсона. Неопределенность выбора, неспособность принять решение, неуверенность в своих желаниях – вот в чем причины драмы Джерри и Гитель. Однако для меня спектакль Елены Ненашевой, премьера которого состоялась 02 апреля на сцене "Дома Высоцкого на Таганке", открыл совершенно другой образ качелей в этой истории – качелей как возможности недолгого, но такого сладкого ощущения полета, от которого захватывает дыхание и приятно кружится голова, который дарит счастье и радость, однако таит в себе опасность упасть и больно удариться, что и происходит с главной героиней.

Спектакль начинается с легкого и воздушного танца главной героини Гитель. Точнее, двух Гитель - одну зритель видит на экране. Плавные движения актрисы Рины Гришиной успокаивают и практически гипнотизируют, однако неожиданно прервавшаяся музыка заставляет вздрогнуть и приготовиться к эмоционально напряженному сюжету. Та Гитель, что на экране, резко замирает в стоп-кадре, предлагая запомнить ее именно такой невесомой, давая понять, что с этого момента ее жизнь и она сама сильно изменятся.


С первых минут невозможно не задержать взгляд на необычном изображении на заднике сцены - сначала кажется, что это просто некая абстракция, выбранная художником Юлией Сухаревой, исключительно чтобы занять внимание зрителей во время пауз, однако присмотревшись, начинаешь узнавать очертания знаменитых нью-йоркских мостов, стальные прутья которых переплелись в замысловатую сеть. Мосты важны в этой истории не только в связи с тем, что Джерри пытается сжечь те из них, что связывают его с прошлым и боится построить новые в будущее, от чего всё больше и больше запутывается в настоящем. В конце мы узнаем, что их очень любит его бывшая жена Тесс. После упоминания об этом изображение на фоне перестает казаться таким уж занятным и любопытным, оно неприятно режет взгляд каждого, кому полюбилась "отпетая уличная девчонка" Гитель. Джерри не мог смотреть на мосты Нью-Йорка без боли, потому что хотел, чтобы их увидела и Тесс. Зрителям тяжело на них смотреть, потому что в их переплетениях становится заметна лишь бесконечная паутина, в которую Тесс поймала Джерри.

Особая связь Гитель и Джерри передана с помощью телефонных разговоров, для которых героям на самом деле не нужны ни провода, ни трубки, ни операторы: достаточно лишь мысли, взгляда - и вот собеседник уже отвечает "Алло!". Да кажется, им и слова не так уж были необходимы, чтобы понимать друг друга. Тем больнее осознавать безоговорочный конец истории, когда в последней сцене, чтобы проститься с Гитель, Джерри приходится взять в руки трубку и набрать номер на телефонном аппарате - необъяснимая и волшебная связь прерывается навсегда.


В комнате Гитель внимание привлекает манекен, на котором в начале истории аккуратно висит балетный костюм, сшитый Гитель по заказу знакомой. В середине спектакля костюм сменяют галстуки Джерри, а в конце манекен остается пустой - в глаза бросается черная, мрачная фигура без рук, ног и головы, навевая ассоциации с жизнью Гитель, из которой Джерри вытеснил абсолютно всё, что было до него, а потом ушел, оставив ни с чем.

Безусловно, всю тонкость и напряженность отношений между героями невозможно было бы ощутить без образов, созданных талантливыми молодыми актерами Риной Гришиной и Сергеем Петровым. Глядя в их глаза, наполненные то радостью, то волнением, невозможно представить, что за пределами сцены их ждет другая жизнь, совершенно не связанная с переживаниями Гитель и Джерри.

Перемены, которые происходят на протяжении спектакля с Риной Гришиной, не могут не впечатлить. На глазах у зрителей тяжело и печально взрослеет этот "детеныш", как ласково называет ее Джерри. Светлые локоны, обрамляющие лицо Гитель, делают ее похожей на солнце, добавляя еще больше тепла, наивности и искренности ее образу. И вот постепенно из ее взгляда уходит лёгкость, а на лице, таком юном и свежем, даже начинают мерещиться морщины. В одной из последних сцен герои собирают вещи Джерри в коробки, на которых видны надписи "Fragile" и "Handle with care" - так аккуратно и бережно хранит свое прошлое Джерри. Одним из мест в его жизненном багаже станет и Гитель - очень хрупким и очень ценным.


В конце спектакля снова был танец, и состоял он из тех же па, что и в начале. Вот только движения были более резкие и обрывистые, и исполняла его уже совсем другая Гитель - с опущенными глазами, сведенными бровями и плотно сжатыми губами.

Сюжет пьесы “Двое на качелях” сложно назвать оригинальным и выделяющимся на фоне сотни других романтических произведений, однако после спектакля Елены Ненашевой еще долго не покидают смешанные чувства, преобладает среди которых удивление. Удивление от того, как трогательно, искренне, небанально и непошло может быть показана такая простая в общем история любви.

Довелось в этом июле увидеть очевидное-невероятное.

Кристина Орбакайте на театральных подмостках! Не поет. Иногда, правда, танцует. Неплохо это у неё получается. Зажигательно. И главное - так и положено по роли. Главная героиня - танцовщица. Ну или думает, что она может танцевать.


Орбакайте вообще в театре играет редко. Последний раз это было пятнадцать лет назад. Но Галина Волчек сделала ей предложение, от которого не отказываются. Да и сама актриса-певица о сцене "Современника", оказывается, давно мечтала.

К тому же еще и пьеса - такая. Знаменитая. Знаковая.

Особенно - для "Современника и его худрука. "Двое на качелях" первая постановка Галины Волчек, как режиссера. В 1962 году в спектакле играли Татьяна Лаврова и Михаил Козаков. И вообще поставить пьесу американского автора - в те времена было весьма дерзким поступком. В стране, где секса не было, как-то не принято было вот так публично рассказывать истории о разводах, внебрачных свободных отношениях...да и финал... не сказать, что сильно оптимистичный, сомнительный такой финал, неконкретный. Не советский, скажем так, финал.

И тем не менее спектакль жил в "Современнике" фактически тридцать лет. Менялись артисты и артистки, а он жил. Потом на какое-то время исчез из репертуара. "Отдыхал" - объяснила Волчек.

А в 2015-ом она вернулась к нему уже с новыми героями - с Чулпан Хаматовой и Кириллом Сафоновым. И опять были аншлаги. Но в этом сезоне Чулпан взяла в театре творческий отпуск.

И худруку "Современника" пришлось долго думать - кто теперь будет играть главную женскую роль - Гитель?

И как всегда - мастер эксперимента Галина Волчек - решение приняла неожиданное.

Не из театра будет актриса. Со стороны.

Орбакайте!

И тут, видимо, все совпало. И то как поразила её девочка-артистка в фильме "Чучело", и собственно нынешняя карьера Кристины певицы-танцовщицы, и желание на время вытащить ее из шоу-бизнеса и дать возможность по-иному раскрыться.

Может она и должна быть такой - Гитель?

Я спектакль с Чулпан не смотрела. Сравнивать сложно. Но если говорить о пьесе, то Орбакайте в чем-то даже больше подходит на эту роль. От героинь Чулпан, мне кажется, мужчины не уходят. И актеры-мужчины к ней всегда - может и против воли и роли - начинают испытывать такую особенную нежность...

А героиня Орбакайте - немножко оторва, немножко скромница, немножко простовата...Дааа, такой вот случай - когда сложное в простом. И всё возможно.

Главную мужскую роль по-прежнему играет Кирилл Сафонов.



Весь спектакль они на сцене вдвоем. И как ни странно три часа удерживают зал.



Хотя в таких спектаклях-отношениях между героями должна быть какая-то то ли "искра", то ли "химия" ... и вот её, как мне показалось - мало, почти нет... История-то ведь - о любви. О невозможности любви. И о том, что жить без неё тоже - невозможно. Но часто возникало ощущение - как будто не разыгрались, не "спелись", не "сплелись" они еще...и просто повторяют слова роли.

А хотя... - я ведь шла без особых ожиданий и думала - будет гораздо хуже...Но оказалось - вполне, вполне. Может и права мудрая Волчек, может и примет зритель благосклонно её эксперимент. Летом ведь они только попробовали, следующие спектакли ожидаются в октябре.

И в плане коммерции-аншлагов - права - интерес-то к этому спектаклю, безусловно, будет.

МОСКВА, 23 июля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Спектакль "Двое на качелях" по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона возвращается в репертуар Московского театра "Современник" после непродолжительного перерыва с новой исполнительницей главной роли, которой стала актриса и певица Кристина Орбакайте. В понедельник состоится генеральная репетиция возрожденного спектакля, премьерные показы пройдут 24 и 25 июля, сообщили ТАСС в пресс-службе "Современника".

Знаковый спектакль

Собеседница агентства отметила, что "Двое на качелях" - спектакль для "Современника" знаковый. "Постановкой этой пьесы 56 лет назад, в 1962 году, нынешний художественный руководитель театра, народная артистка СССР Галина Волчек дебютировала как режиссер-постановщик", - пояснила представитель пресс-службы.

Она напомнила, что спектакль имел оглушительный успех, во многом обеспечивший карьерный взлет режиссера, а также прославивший первых исполнителей - актеров Татьяну Лаврову и Михаила Козакова. В следующем составе исполнителей значились Лилия Толмачева и Геннадий Фролов. В конце 1970-х годов их сменили Елена Яковлева и Николай Попков, игравший "в очередь" с Александром Кахуном.

"В общей сложности "Двое на качелях" шли на сцене "Современника" без малого три десятка лет", - уточнила собеседница ТАСС.

По ее словам, три года назад, в 2015 году, Волчек обратилась к пьесе "Двое на качелях" повторно, без оглядки на прошлую свою постановку, вместе с другой командой сочинила новый спектакль, который так же, как и полвека назад, стал одним из самых востребованных. Главные роли в нем исполнили Чулпан Хаматова и приглашенный артист, известный в основном по работам в кино, Кирилл Сафонов, дебютировавший в роли Джерри Райна на сцене "Современника".

По мнению Волчек, которую процитировала представитель пресс-службы, "было важно вернуться к этой пронзительной истории любви именно сегодня, когда общество устало от агрессии и боли. Увидеть ее глазами сегодняшнего человека. Всмотреться в человека как такового, в его силу и слабость, в его потребность любить и быть любимым, которая остается с ним всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг".

Однако, как отметила собеседница агентства, в этом сезоне спектакль выбыл из репертуара из-за того, что исполнительница роли Гитель - Чулпан Хаматова по договоренности с театром оформила творческий отпуск. Тогда с предложением сыграть главную героиню Галина Волчек обратилась к Кристине Орбакайте. По словам режиссера, в том, что в Кристине скрыта большая драматическая актриса, она была уверена давно.

С новой героиней

"Для Кристины это не первый театральный опыт", - продолжила собеседница ТАСС. "В ее багаже три театральные постановки: "Понедельник после чуда" (Театр "Игроки"), "Барышня-крестьянка" (Театр им. Ермоловой) и "Даная" (Театр Эстрады)", - перечислила она.

И все же предложение Волчек для Орбакайте, по ее собственному признанию, было сродни "грому среди ясного неба", но она не растерялась и поняла, что упускать такой шанс не в ее характере.

"Я подумала, что если откажусь, потом могу себе этого не простить, - сказала Орбакайте в интервью журналистам. - С другой стороны, понимала и понимаю, какой рискованный шаг я делаю, и очень много людей вокруг, которые мне об этом очень часто напоминают (семья, друзья, коллеги). Но у меня часто такое бывает: несмотря на мою застенчивость (я порой нерешительный человек), иногда я делаю такие радикальные шаги".

Партнером Кристины Орбакайте, как и в предыдущей версии, будет актер Кирилл Сафонов.

"Показ состоится на сцене Дворца на Яузе, где во время капитального ремонта своего исторического здания на Чистых прудах работает "Современник", - заключила представительница пресс-службы театра.

В репертуаре каждого старого театра столицы есть спектакли, которые «оседают» и стабильно держатся в списке золотого фонда коллектива. Современник - не исключение. У него тоже есть лучшее из лучших. В его списке шедевров неизменно присутствует спектакль «Двое на качелях», билеты на который, несмотря на огромный репертуарный «стаж» постановки в Современнике, бывает не достать!

Об истории создания спектакля и истории его популярности

В 1962 году пьеса Уильяма Гибсона стала теми «качелями», на которых взметнулась верх режиссерская судьба Галины Волчек. Это был первый поставленный ею спектакль. Это была работа, которая во многом определила ее собственную дальнейшую творческую судьбу.

Спектакль продержался много сезонов. Его давали без малого 30 лет! Менялись актерские составы, декорации, костюмы, а «Двое на качелях» все также радовали театралов. В главных ролях были задействованы в разные времена:

— Татьяна Лаврова и Михаил Казаков;

— Лилия Толмачева и Геннадий Фролов;

— Елена Яковлева, Николай Попков и Александр Кахун во втором составе.

В конце прошлого века спектакль ушел. Именно ушел, пропал из репертуара. Более полувека спустя после первой постановки Галина Волчек решила вернуться к культовой пьесе. Это было не возрождение.

Режиссер предложила новую, ни в чем не повторяющую предыдущую постановку версию.

Впрочем, спектакль и невозможно было в точности повторить, ведь не сохранилось ни одной записи - только черно-белые, старые и потертые фотографии.

Безвозвратно изменилось и время, и зритель. Стала иной и приобрела огромный профессиональный и жизненный опыт сама Галина Волчек.

История любви и одиночества

«Двое на качелях» - это история большой любви и большого одиночества. «Двое на качеляэ» - это история, рассказанная тонко, изящно, с такой щемящей и искренней болью, которая кажется уже невозможна в наш прагматичный и стремительный век.

Герои спектакля мучительно пытаются обрести друг в друге свою половину, разобраться в своих таких сильных, но таких противоречивых чувствах. Получится ли у них? Ответ на этот вопрос ищет каждый зритель в зале.

Актеры и роли

Давать ответ на основной вопрос режиссеру в немалой степени помогает талантливая работа художников П. Каплевича и Д. Исмагилова. Они прониклись духом спектакля и воплотили ощущения в искусный фон.

Главную ставку Г. Волчек сделала, и не ошиблась, на актерскую игру Чулпан Хаматовой и Кирилла Сафонова. В одном из интервью режиссер Современника назвала спектакль «своим поклоном психологическому русскому театру».

В первой версии постановки «Двое на качелях» покоряли зрителя великие актеры. Они не просто воплотили на подмостках главных геров - танцовщицу Гитель и адвоката Джереми. Они невероятно высоко подняли планку.

— Сегодня на сцене Современника на шатких качелях человеческих отношений раскачиваются Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов.

— Они радуют глубоким проникновением во внутренний мир героев, филигранной передачей тончайших эмоций.

— С первых минут до финального занавеса актеры держат в напряжении зрительный зал.

— Их удивительно слаженная, проникновенная игра воздействует гораздо сильнее любых спецэффектов.

Купить ли билеты на спектакль «Двое на качелях» в Современник? Решать вам. В одном можно быть уверенным на 100%: новая версия не разочарует. Создатели ее предлагают всем нам на какое-то время отвлечься от каждодневной суеты и пристально всмотреться в человека как такового, со всеми его метаниями и слабостями, с его так часто нереализованной, но непреодолимой потребностью в любви как в единственной силе, способной помочь выжить и выстоять.

Уильям Гибсон
Двое на качелях

Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут. Спектакль идет с одним антрактом.

Действующие лица и исполнители:

  • Гитель Моска -
  • Джерри Райн - Кирилл САФОНОВ

Постановка - Галина ВОЛЧЕК
Сценография - Павел КАПЛЕВИЧ
Костюмы - Павел Каплевич, Елена Теплицкая
Свет - Дамир Исмагилов
Пластика - Татьяна Тарасова
Музыкальное оформление - Софья Кругликова
Режиссер-ассистент - Олег Плаксин

Когда-то эта пьеса Уильяма Гибсона уже шла в «Современнике». В 1962 году «Двое на качелях» стали режиссерским дебютом Галины Волчек. Сначала Гитель и Джерри играли Татьяна Лаврова и Михаил Козаков. Позже появился второй состав – Лилия Толмачева и Геннадий Фролов. В конце 1970-х в спектакль были введены Елена Яковлева и Николай Попков/Александр Кахун.

В итоге «Двое на качелях» тридцать лет собирали аншлаги, но, что удивительно, не осталось видеозаписи той работы – только черно-белые фотографии. Впрочем, в «Современнике» подчеркивают: это новый спектакль, не повтор постановки. Сама Галина Борисовна замечает, что важно вернуться к этой пронзительной истории любви именно сегодня, когда общество устало от агрессии и боли. Всмотреться в человека как такового, в его силу и слабость, в его потребность любить и быть любимым, которая остается с ним всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг.

Итак, на сцене, в окружении причудливой металлической конструкции, зажигающейся неоновыми огнями нью-йоркских улиц (сценография - Павел Каплевич, свет – Дамир Исмагилов), - двое. У каждого свой дом и свое одиночество, которое живет и в девичей спальне с широкой удобной кроватью, матрасом за 69 долларов и фотографиями на трюмо у нее, и в комнатушке с разбросанными рубашками и короткой кушеткой, длину которой увеличивает чемодан, у него.

Поводом для их знакомства станет холодильник, который он, адвокат, приехавший из другого штата, Джерри (Кирилл Сафонов) захочет купить у нее, не самой удачливой танцовщицы Гитель (Чулпан Хаматова). Этот повод он искал целый месяц, решаясь набрать ее номер. Они все-таки встретятся, несмотря на то, что холодильник уже продан, и попробуют спрятаться от собственных одиночеств вместе.

Звонят старые дисковые аппараты, лимонницей влетает на сцену Гитель, в желтом наряде с пышной юбкой и маленькой шляпкой, играет в уверенность стесняющийся и одновременно брутальный Джерри, качели набирают ход.

Она – воплощенные искренность и простота, бабочка-буря, с язвой в двенадцатиперстной кишке и бесконечной музыкой в голове, которая заставляет выделывать бесконечные, порой нелепые па на сцене. Он – почти двухметровый красавец, кажется, и пытается быть той самой каменной стеной, которая могла бы защитить ее от чего угодно, да вот незадача – его сердце рвется к третьей.

И поэтому, хоть Джерри и поднимает как пушинку Гитель, хоть и просит принимать его защиту, помощь на самом деле нужна ему. И именно маленькая танцовщица, разговаривающая с ужасным акцентом, заставляющим сначала держать ее за абсолютную дурочку, становится здесь и опорой, и силой, возвращающей Джерри к самому себе. Он уедет в далекую Неваду, к бывшей жене Тесс, которая незримо живет на сцене все три часа этой истории, а она останется одна – без упреков и с просьбой поздравлять его с днем рождения. Так, как и в начале, будут крутить они диски аппаратов, чтобы, не сдерживая слез, произнести последние «Я тебя люблю» теми же – или уже все-таки другими Джерри и Гитель.

Эволюция их характеров – эволюция ли или просто разрешение – зрителю и друг другу - посмотреть на суть каждого, не запыленную большим городом и прошлыми жизнями, посмотреть ретроспективно и почувствовать то, что чувствуем мы, разглядывая старые фотографии и вглядываясь в глаза героев черно-белых фильмов.

А именно таких героев, абсолютно бесстрашно, на предельно оголенных нервах, играют Хаматова и Сафонов. В их игре важен каждый штрих, каждый поворот головы, каждая протянутая рука. Точно и бережно сыгранной классикой звучат эти «Двое на качелях», и чистоту их тона хочется воспринимать в каком-то более камерном пространстве, потому что, когда думаешь, что зритель с пятнадцатого ряда вряд ли разглядит влажные глаза Сафонова, красавца из телевизора, становится грустно. Впрочем, даже этот зритель почувствует интонацию спектакля, современного технологически, но старомодного в лучшем смысле этого слова. И интонация эта - из шестидесятых, времени, когда каждый физик (или адвокат) вполне мог быть лириком.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Галина Волчек, режиссер, художественный руководитель театра «Современник»:

У меня возникла острая потребность вернуться к пьесе «Двое на качелях». Именно вернуться, а не повторить спектакль. Честно говоря, я его плохо помню. По иронии судьбы, несмотря на то, что он с разными актерскими составами очень долго шел на сцене «Современника», записей не осталось. Только тоненькая пачка черно-белых фотографий. Так что этот спектакль мы делали, что называется, «с нуля» с артистами и всей командой, которая вместе со мной сочиняла новые «Двое на качелях». Мне бы хотелось, если бы было бы возможно, на афише прямо написать: «Двое на качелях», спектакль без фишек, штучек, видео и прочего». Мне хотелось против этого протестовать. Вот этот спектакль – это мой протест, этот спектакль, несмотря на то, что это пьеса без политики, без особых социальных потрясений, хотя в любой хорошей пьесе и драматургии это, безусловно, есть. Но в целом это мой поклон психологическому русскому драматическому театру.