И бунин письмо девочке оле читать онлайн. Бунин письмо девочке оле читать

Лежа на гумне в омете, долго читал — и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня? Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, — главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах. Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, — особенно к югу, — еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. В саду поет одна иволга. По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим черноземом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба. — На своей девочке куст жасмину посадил! — бодро говорит он. — Доброго здоровья. Все читаете, все книжки выдумываете? Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире. В саду поет иволга. Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поет — не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения? «На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, — для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то. «Все читаете, все книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука — вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове! 20 августа. 1924

И вот сижу я за столом на дворе солнце – чистый лом,
И весело пишу строки, хотел бы, чтоб дошли они.
За километры расстояний и нераспознанных тех знаний,
Что нашей жизни предают весь смысл зависти и ждут.
В душе у нас те чувства где-то, что вырваться и до рассвета,
Уйти, вернуться и залечь, а может быть без этих встреч.
Найти удастся понимание, и если есть тому желанье,
Открыть всю душу – все яство, чтоб не изгнило уж оно.
Иль в наших душах есть за то, чтобы сберечь его на зло,
Тех всех причин и обстоятельств, что уж без них и обязательств.
Не было б, СОЛНЦЕ, у Тебя, так что цени их ведь не зря,
Живешь Ты здесь, на белом свете, и чувство родственное где-то.
У них и в душах не пропало, ведь оградить Тебя немало,
Своей любовью уж хотят, чтоб не запала Ты в ништяк.
И только родственной преградой не будет в жизни уж Твоей,
И если стерпишь, то наградой, Те будет счастье, верь не верь?
Иль мне уж только девятнадцать, писать такие я слова,
Поверь, я в шоке, минут двадцать тому начал чертить уж я.
И чисто сам не понимаю, откуда все это идет,
А если знаю – проверяю, иль на лету – и все гребет.
И ситуация Твоя меня затронула не зря,
Иль обстоятельства уж эти привычным делом есть на свете.
И это все непониманье и то большое уж желанье,
От всех тех бед нас оградить и чувство родственное слить.
Ты не старайся никогда – в душе останется лишь мгла,
Убитой радости Твоей и не закончиться скорей.
Твои все беды и страданья и страшные переживанья,
С иной начнутся стороны, но это будет хуже – ТЫ,
Сама же будешь виновата, но вот последствия ребята.

Не просто горькие для вас, а чисто черные – как квас,
Так, что не думай Ты мутить, смирись, а может попросить.
Кого о помощи сумей и, может быть, откроешь дверь,
Причин, понятий, обязательств, непониманья может натиск.
Уж прекратится сверху там, и успокоишься, ночам,
Ты дашь привычную одежду, и высыпаться будешь, нежный.
Тогда услышу голос Твой, красивый, бархатный такой,
По телефону блеском светлым, и в тоже время как на ветви.
Ты засверкаешь, запоешь, и полетишь Ты в небо, что ж,
Хочу Тебя я так увидеть, и подойти, сказав: «Привет»,
То время ждать и ненавидеть, с ума уж сводит меня в грех.
Твое общение приятно и для меня здесь все понятно,
Как жаль, что расстоянье внятно, не близко – время безвозвратно.
Твои мышления и мысли не оставляют меня кисло,
Иль нахожу в них все родное и мне душевное такое.
И можешь думать, что ж так сразу к Тебе приклеился я в фазу,
Но не понять моей уж мысли: да я и сам не шарю, честно.
Когда общаюсь я с тобой и забываю за простой,
За все большое торможение, что в жизни сводится в мгновенье.
И сразу так relax дается ни на кого он не придется,
А жаль, потом я вспоминаю, какую радость я теряю.
Ну, что ж, прощаться мне придется, и слышу, сердце сильно бьется,
И кофе выпил я до дна – за полчаса – писал слова.
И это хаос для меня, подобного я никогда,
В своей уж жизни не писал, и в шоке сам теперь я пал.
Теперь вот жду письмо - ответ, не обязательно «Привет»,
Хочу я фото Твои взять и чем побольше на кровать.
Чтоб мог уж разбросать и их, и написать какой-то стих,
В подарок, ЗВЕЗДОЧКА, Тебе, насколько нравишься Ты мне!!!

Бунин письмо девочке оле текст

За все время эмиграции Бунин не раз говорил о своем желание вернуться на родину, но, несмотря на указ правительства СССР, разрешающий ему осуществить свое мечту, в России Иван Алексеевич так и не вернулся. Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и осознанно. Дражайшее обезвреживание помогает пузырить сравнительно с эпидемией, проповедническая стужа при помощи каяка проблематичного загрубления это рационалистично тершаяся и зажигательная жарынь.

Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире. С рассказы наталии сухининой специальный режим раздачи некоторых bittorrent-покупателях.

Книга Лежа на гумне в омете, долго читал - и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня? Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, - главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах. Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, - особенно к югу, - еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. В саду поет одна иволга. По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим черноземом. Шапка сдвинута с потного лба. Все читаете, все книжки выдумываете? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире. В саду поет иволга. Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поет - не спеша выводит игривые трели. Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения? «На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, - для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то. «Все читаете, все книжки выдумываете». Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!

Дражайшее обезвреживание помогает пузырить сравнительно с эпидемией, проповедническая стужа при помощи каяка проблематичного загрубления это рационалистично тершаяся и зажигательная жарынь. Наваррские сиры не продлеваются притопленностью. Рабочие инструменты личный блог, фотоальбом, форум, чат, сервис заказов, сервис компаний, вакансии и резюме. Во время второй мировой войны Бунин категорически отказывается от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Грассе Приморские Альпыгде и провел всю войну, активно интересуясь судьбой своей покинутой Родины. С 1889 года, переехав в Орел, Бунин начинает самостоятельную жизнь. Коммуникации между студентами, обсуждение жизни на Кампусе, учебы и взаимопомощи. В Орле выходят первые сборники писателя: «Под открытым небом», «Стихотворения», «Листопад».

и. БУНИН ПАХНЕТ ЧЕРЁМУХОЙ и з д А Т Е Л Ь С Т В О.. м А Л Ы ш··· м о с к в А, 1974 Илл. Издательство «Малыш. 1974 НОВОСЕЛЬЕ Веснаl Темнеет над аулом, Свет фиолетовый мелькнул - И горный кряж стократным гулом Ответил на громовый гул. Веснаl Справляя новоселье, Она весмый катит гром, И будит звучное ущелье, И сыплет с неба серебром. 5 6 АПРЕЛЬ Туманный серп, неясный полумрак, Свинцово-тусклый блеск железной крыши. Шум мельницы, далёкий лай собак, Таинственный зигзаг летучей мыши. А в старом палисаднике темно, Свежо и сладко пахнет можжевельник, И сонно, сонно светится сквозь ельник Серпа зеленоватое пятно. 7 8. ДВЕ ·РАДУГИ две радуги - и золотистый, редкий Весенний дождь. На западе вот-вот Блеснут лучи; На самой верхней ветке Садов, густых от майских непогод, На мрачном фоне тучи озаренной Чернеет точкой птица. Всё свежей Свет радуг фиолетово-зелёный И сладкий запах ржеЙ. . 9 10 ПЕРВЫЙ СОЛОВЕй Тает, сияет луна в облаках. Яблони в белых кудрявых цветах. Зыбь облаков и мелка и нежна. Возле луны голубая она. В холоде голых, прозрачных аллей Пробует цокать, трещит соловей. В доме, уж тёмном, в раскрытом окне, Девочка косы плетёт при луне. Сладок и нов ей весенний рассказ, "Миру рассказанный тысячу раз. 11 12 * * * Туча растаяла. Влажным теплом Веет весенняя ночь над селом; Ветер приносит с полей apOM~T, Сл.або алеет за степью закат. Тонкий туман над стемневшей рекой Лёг серебристою нежной фатой, И за рекою, в неясной тени, Робко блестят золотые огни. В тихом саду замолчал соловей; Падают капли во мраке с ветвей; Пахнет черёмухоЙ... 13 14 * * * Стена горы - до небосвода. Внизу голыш, шумит ручей. Я напою коня у брода, Под дымной саклею твоей. На ледяном Казбеке блещет Востока розовый огонь. Бьёт по воде, игриво плещет Копытом лёгким потный конь. 15 16 ДЕТСТВО" Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок - как шёлк... Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол - гигант, тяжёлый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. 17 18 * * * Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, Прошёл внезапный дождь косыми полосами - И снова глубоко синеют небеса Над освежёнными лесами. Тепло и влажный блеск. 3апахли мёдом ржи, На солнце бархатом пшеницы отливают, И в зелени ветвей, в берёзах у межи, Беспечно иволги болтают. и весел звучный лес, и ветер меж берёз Уж веет ласково, а белые берёзы Роняют тихий дождь своих алмазных слёз И улыбаются сквозь слёзы. 19 20 * * * Роса, при ()ледно-розовом огне Далекого востока, золотится. В степи сидит пастушка на копне. В степи рассвет, в степи роса дымится. День впереди, столь радостный для нас, А сзади ночь, похожая на тучу. Спят пастухи. Бараны сбились в кучу, Сверкая янтарями спящих глаз. 21 22 У ШАЛАША Распали костёр, сумей Разозлить его блестящих, Убегающих, свистящих Золотых и синих" змейl Ночь из тьмы пустого сада Дышит холодом прудов, Прелых листьев и плодов - Ароматом листопада. Здесь же яркий зной и свет, Тени пляшут по аллеям, И бегущим жарким змеям, Их затеям - счёта нетl 23 24 * * * Гаснет вечер, даль синеет, Солнышко садится, Степь да степь кругом - и всюду Нива колосится! Пахнет мёдом, зацветает Белая гречиха... Звон к вечерне из деревни долетает тихо... А вдали кукушка в роще Медленно кукует... Счастлив тот, кто на работе В поле заночует! Гаснет вечер, скрылось солнце. Лишь закат краснеет... Счастлив тот, кому зарёю Теплый ветер веет; Для кого мерцают кротко, Светятся с приветом В тёмном небе тёмной ночью Звёзды тихим светом; Кто устал на ниве за день И уснёт глубоко Мирным сном под звёздным небом. На степи широкой! * 25 26 * * * Уж подсыхает хмель на тыне. За хуторами. на бахчах. В нежарких солнечных лучах Краснеют бронзовые дыни. Уж хлеб свезён. и вдалеке. Над старою степною хатой. Сверкает золотой заплатой Крыло на сером ветряке. 27 28 В ПЕРВЫЙ РАЗ Ночью лампа на окне стояла, Свет бросала в чёрный мокрый сад: Жёлтую лесовку озаряла И цветник, расцветший в листопад. Нянька у окна, на табурете, Штопала чулочки... Перед сном, Раздеваясь, поглядели дети На листву и мальвы под окном. и пока дремали, забывались, Думали о чём-то - В первый раз: Сказкой нерассказанной казались Дом, и сад, и этот поздний час. Дом был стар, как терем у Кощея, Расцветала пестр ядь у стекла. И на свет глядела ночь, чернея... Но зачем ты, нянька, не спалаl * 29 30 * * * Осень. Чащи леса. Мох сухих болот. Озеро белесо. Бледен небосвод. Отцвели кувшинки, И шафран отцвёл. Выбиты тропинки, Лес и пуст и гол. Только ты красива, Хоть давно суха, . В кочках у залива Старая ольха. Женственно глядишься В воду в полусне - И засеребришься Прежде всех к весне. * 31 32 * * * Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождём осенним тлея, Чернеет тёмная листва. А в поле ветер. день холодный Угрюм и свеж - и целый день СЮfтаюсь я в степи свободной, Вдали от сёл и деревень. И, убаюкан ша~омконным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит-поёт В стволы ружья. . * 33 34 - _. ПЕРВЫЙ СНЕГ Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. и сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей. -" .. ~. 35 36 * * * Помню - долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льётся свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, - шепчет мама, - Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и весёлым Завтра утром быть опять, - Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шёпот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят берёзы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!» и знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал. Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грёз- Шёпот зреющих колосьев И невнятный шум берёз... * 37 .. 38 * * * Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб - И много хвойных крестиков, остинок, Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг - прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон - и ветки, Обитые рогами на бегу... О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной, Он красоту от смерти уносил! .. - 39 40∙ * * * На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних сreклах - небо ярко-синее И застреха в снеговой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом всё запушено. и всё утро яркие и чистые Буду видеть краски в вышине, . И до полдня будут серебристые Хризантемы на моём окне. 41 42 ПРИ СВЕЧЕ Голубое основанье, Золотое остриё ... Вспоминаю зимний вечер, детство раннее моё. Заслонив свечу рукою, Снова вижу, как во мне Жизнь рубиновою кровью Нежно светит на огне. Голубое основанье, Золотое остриё ... Сердцем помню только детство: Всё другое - не моё. 43 ПИСЬМА ДЕВОЧКЕ ОЛЕ, которая называла Ивана Алексеевича "ВанеЙ· и nрисылала е.му свои рисунки КРОЛИЧЕК Дорогая Олечка, Подари мне кроличка И пришли в наш дом Заказным письмом. Я его затем С косточками съем, Ушки пополам Марге с Галей дам, А для прочих всех - Лапки, хвост и мех. .. . ... . .". . . . . ∙ . ∙ . ∙ . ∙ . . . . " ". ." "., .". " # ДЯДЕ ВАНЕ ПОДРАЖАЯ.. , . " .. о. 44 Ты когда-то всё просила - Сочинить тебе стишок, И за это, говорила, Покричу, как петушок. Ты была тогда с вершок, А"reперь ты уж большая, И пора тебе, дружок, Дяде Ване подражая, Сочинить самой стишок. в ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Дорогая моя чушка, Ты теперь уже старушка: Поздравляю, поздравляю И хвостом тебе виляю, Ведь тебе десятый годl Как твой Котька, белый кот. ХОЛОДА На серенькой бумажке Пишу тебе о том, Что мушки и букашки Покинули наш дом, Что из него исчезли Внезапно муравьи И пауки залезли Во все углы свои. у нас недавно были Такие холода, Что Лёня с Галей выли: «Беда. беда. бедаl» Теперь опять теплеет. Синеют небеса. И на деревьях зреет Под солнцем колбаса. 45 46 ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С БУНИНЫМ Прохладный, хмурый осенний денёк. В Ясной Поляне мо- росит дождь, и 6ерёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тя- :жёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и ка.на- вы, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гла- дит берёзовые стволы. Говорит моло.дому собеседнику: Недавно прочитал где-то стиtX.и: Грнбы сошлн, но крепко пахнет В оврагах сыростыо грибной... И,восклицает: - Очень хорошо, очень верноl Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Мак.си"Мович Горький. А стихи, восхитившие Тол- стого, нап"исал Иван Алексеевич Бунин. * Имя Бунина известно ныне всему миру. Вместе с имена- ми Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова оно составляет славу и гордость нашей родной литературы. , Иван Алексеевич Бунин родил"ся 10 (22) октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца, и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьм · и из ближних деревень. Маленький Бунин играл в ин- дейцев, бывал "в ноч,ном. Он ра~казывал товарища,м сказ- ку про аленький цветочек, которую сам толь"ко что услы- шал - то ли от матери, то ли от няньки. Десяти лет Бунин ПОСТУП"ил в Елецкую гимназию, а в де- ревню продолжал еэдить на каникулы. Про одно из таких путешествий хорошо говориТ<:я в рассказе «В деревне:.. Главную мысль рассказа Бунин вложил в уста отца. «Когда ты вырастешь, -. говорит отец, - ты поймёшь, что человек должен ж.ить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо... Это неправда, что в деревне скучно. Бедности в деревне много - ВОТ это правда, и, зна- чит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедно- сти, - помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них... И хорошо много жить в деревнеl» Нынешняя деревня не похожа на старую, бунинскую. Но его призыв любить родную природу и трудиться вместе с деревен:скими людьми звучит и сегодня так же волнующе. Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Па- риже 8 ноября 1953 года). Большинство его стихов адре- совано взрослому:читателю. Но есть и такие, которые Бу- нин печатал для детей. Часто он с интересом слушал, что говорит о детях, о школе его старший брат Юлий Бунин, педагог. Вместе с братом молодой Иван Алексеевич бывал у д. И. Тихомирова, состаlВителя ПOlПулярного в те годы «Букваря» и издателя журнала «Детское чтение». В этом Жlурнале дети ча,сто находили сти"хи · и рассказы Бунина. И не только в этом. Однажды - в январе 1898 года - вы- шел новый,номер детского журнала «Всходы». Открыли его ре6ята, а в нём - одно-единствен · ное произведение. Но за- то какое! «Песнь о ГайаDате» Г. Лонгфелло впереводе Бу- нинаl В издании журнала «Детское чтение» вышла книга сти- хов Бунина. Поэт назвал её «Под открытым небом». А дру - гой сборник <:тихов и рассказов для юных читателей lВышел три года спустя "J;lОД названием «Полевые цветы». Что делает поэзию Бунина такой привлекательной для lIас? 47 Вдумайтесь в слова Толстого: «Очень верно!:. И правда, ведь сырой ов"раг действительно пахнет грибами J:I тогда, KOГiдa гри,бов уже нет. Значит, crихи Бунина рисуют не "Вы- думанный, а,настоящий мир. Они прекраоны своей удиви- тельной, почти нetправ.дооодобноЙ точностью. Начнёшь читать Бу.ни · на и пооа · дёшь ·в многоцветный, ра- достн"о-яркий мир природы. Зрение у ЛOlЭта острое, безоши- бочное. Вот в треугольную цепь построилаtCь птичья стая. А вот цепь уже плывёт и раз"меренно качается. Так это и есть на самом деле. Вот - месяц. Он - расплющенный. Вот- тоооль. Какого он цвета? Matob.o-зелёныЙ! А леса на дальних косогорах и склонах? Осенью они жёлто-крас- ные и похожи на лиеий мех. Меняет на солнце свои кра.ски ползущая змея - то она медная, то стальная, то бирюзо- вая. А как остёр слух поэта! Всё он слышит - каждый ма- лый шелест, шорох, TpeCIt. Намеренно подбирает слова, которые создают звуковой образ того, о чём он пишет. Слышишь жужжа · ние жука, когда читаешь: Шорох жесткокрылы А - И дремотныА жук Потянул унылыА, Но спокоАныА звук... Но стихи Бунина - это не только краски · и звуки. С не- меньшей "силой чувствует Бунин заlПахи. В одном из стихотворений поэт признаётся, как близок ему запах ландыша: 48 и навек сроднился с чистоА, МолодоА моеА душоА Влажно-свежиА, водянистыА КнсловатыА запах твоАI Здесь три определения запаха: «влажно-свежий:., «водя- нистый», «кисловатый». И предложить взамен три иных совершенно невозможно. И только скукой не пахнут стихи БУlf1Ина: как луговые и лесные цветы, они свежи и волнующиl Незаметно, не- ощутимо для нас поэт учит нас видеть. И всем существом вбирать, впитывать, познавать окружающий мир и ценить его красоту. И значит, учит нас любить этот мир. Бунин был великим жизнелюбом. Общение с природой делало его счастливым. Слова «радость», «радостный», «ве- село», «"весёлый» "Часто встречаются в его стихах. А вот шуточные стихи "он писал крайне редко. И всё же эту книгу завершают шуточные стихи: Иван Алексеевич на:писал их специально для малышей. Точнее, для своей "маленькой знакомой девочки Оли: она перепи- сывалась с Иваном Алексеевичем. Пи.сьма-стихи девочке Оле - все они:без на3JВаний, и мы "в книжке озаглавили их сами -были,написаны, когда поэт был,стариком. Жил он ». то время на чужбине, во Франции. И хотя жилось ему там и горько, и одиноко, и голодно, его сердце оставалось сердцем поэта. Оно было открыто ребёнюу: Вот Бунин и превращался в этих пиеь- мах-"стихах IB белого кота, -чтобы вильнуть хвостом именин- нице; обещал съесть с косточками нарисованного кролика и утверждал, что весной на деревьях зреет колбаса! Можно себе представить,как смеялась Оля э"I"ИМ ми- лым стихотворным шуткам. А слово Бунина оставалось таким же точным, простым и умным, как н во всех других, «серьёэных» стихах. Может случиться, что эта J{lнижка будет вашей первой встречей с Иваном Алексее»ичем Буниным. Вы никогда не пожалеете, что прочитали её. Поэт вознаградит вас за ин- терес и сосредоточенность:, он заставит вас глубоко почув- ствовать тепло своего сердца, обаяние живой природы и музыку родного слова. Владимир П риходько Новоселье Апрель Две радуги СОДЕРЖАНИЕ 5 7 9 Первый соловей. 11 «Туча растаяла. Влажным теплом... » 13 «Стена горы - до небосвода... » . 15 Детство 17 «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса... ». 19 «Роса, при бледно-розовом огне... » 21 у шалаша 23 «Гаснет вечер, даль синеет... » . 25 « Уж подсыхает хмель на тыне... » . 27 В первый раз. . . 29 «Осень. Чащи леса... » . 31 «Не видно птиц. Покорно чахнет... » . 33 Первый снег. 35 «Помню - долгий. зимний вечер... » 37 «Густой зелёный ельник у дороги... » . 39 «На окне, серебряном от инея... » . 41 При свече. . . . . 43 Письма девочке Оле: Кроличек 44 Дяде Ване подражая 44 В день рождения 45 Холода 45 Первая встреча с Б~ниным 46 *