Иероним босх интересные факты о нем. Иероним Босх – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

великий нидерландский художник . Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Родился в 1460 году - умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch . В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, и т.д. Именно поэтому имя его прошло сквозь века и в наше время, по прошествии пятисот лет, его знают и восхищаются его работами.

Иероним родился в большой семье, практически все из членов которой были художниками не в первом поколении. Дед, отец, двое дядей, брат - все были художниками и резчиками по дереву. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте.

Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, абсолютно современно. Иеронима Босха называют не иначе как - Почётным профессором кошмаров. Действительно, Босх воплотил в своих полотнах все страхи своего времени, которые удивительным образом перекликаются с нашим, мировоззрение средневековья с их бесами, чертовщиной, ведьмами и т.д. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т.д.

Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников и Эдварда Мунка. До наших дней дошли слухи или, если точнее сказать - гипотезы, что Иероним Босх был не просто художником. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.

Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.

Хотите знать всё о том как заработать в интернете? В этом вам поможет информативный сайт http://dreamscome.org Dreamscome. Только самые полезные статьи, уроки и советы от профессионалов.

Аллегория чревоугодия и любострастия

Блудный сын

Брак в Кане

Фокусник

Иоанн Креститель в пустыне

Извлечение камней глупости

Молитва святого Иеронима

Мученичество святой Либераты

Несение креста

Несение креста на Голгофу

Распятие Христа

Сад земных наслаждений

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

Иероним Босх – один из самых загадочных художников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.

Биография Иеронима Босха

О жизни художника Иеронима Босха, как ни странно, известно очень мало. Он происходит из семьи потомственных живописцев ван Акен. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям – около 1450 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери, имел признание и много заказов. Поэтому одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столько драматизма в живописи Иеронима Босха? Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Босх превратил искусство в зеркало современного мира.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Когда и в какой момент в его голове начали возникать странные образы, которые впоследствии нашли отображения в картинах? В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами? На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя.

Произведения Иеронима Босха

Большинство работ, созданных этим великим нидерландским мастером, к сожалению, утрачено. До нас дошли только некоторые картины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Рассмотрим наиболее известные полотна, в которых заключена квинтэссенция мироощущения художника.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Этот уникальный триптих создан, предположительно, между 1500 и 1515 годами . Автор показал жизнь человечества, сделавшего выбор в пользу греха. Левая часть триптиха – картина рая, правая показывает ад. Центральная часть посвящена земной жизни, в которой человек теряет рай. Есть предположения, что художник изобразил себя в части ада.


Иероним Босх «Страшный суд»

Еще один триптих, самый большой из уцелевших работ живописца. В левой части – образ рая, по центру – картина страшного суда, и на правой створке – страшная участь грешников в аду. Эта работа считается одной из самых пугающих картин адских мук. Современники Босха были убеждены, что автор воочию видел чудовищ преисподней.

Иероним Босх «Корабль дураков»

Полотно «Корабль дураков» считают верхней частью одной из створок триптиха, который не уцелел. С нижней частью идентифицируют картину «Аллегория чревоугодия и сладострастия». В это работе, как и во многих других, автор обнажает и высмеивает человеческие пороки. Среди пассажиров корабля – представители различных общественных слоев, символизирующие тщеславие, пьянство, разврат и т.д.


Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Это достаточно странная картина, расшифровать значение которой пытаются до сих пор. На полотне изображена хирургическая операция, которая почему-то проводится под открытым небом. На голове врача – перевернутая воронка, а на голове монахини – книга. По одной из версий, эти предметы символизируют бесполезность знаний перед лицом глупости, по другой – шарлатанство.


Иероним Босх «Воз сена»

В триптихе «Воз сена» снова повторяется любимая тема Босха – тема греха и человеческих пороков. Огромную повозку с сеном влекут семь монстров, символизирующих различные пороки – жестокость, жадность, гордыню и пр. А вокруг – множество людей, пытающихся ухватить сена для себя. Сверху за все этим на золотом облаке наблюдает Всевышний.


Иероним Босх «Искушение святого Антония»

Это одна из самых знаменитых работ Босха. Триптих выполнен на деревянных досках, где изображена хорошо известная история об искушении святого Антония во время пребывания в пустыне. Образы картины странны и непривычны, а главная идея – в вечной борьбе добра и зла, когда демоны пытаются сбить человека и истинного пути.


Несмотря на название, к библейской притче о блудном сыне эта работа имеет лишь опосредствованное отношение, поэтому чаще используют название «Путник» или «Пилигрим». В основе сюжета – одна из любимых тем Босха – тема об искушениях на жизненном пути.

«Несени е креста»


Иероним Босх «Несение креста»

Эта работа – одна из самых узнаваемых, своеобразная «визитная карточка» художника, в которой ему удалось показать истинную сущность человеческой натуры, то, какими люди являются на самом деле. Впрочем, по поводу этой картины идут споры, так как ряд исследователей считает, что Босх не является автором этого полотна.


Иероним Босх «Фокусник»

Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Как и остальные работы великогомастера, эта картина полна символизма и загадок, а за незамысловатым сюжетом о шарлатане-«наперсточнике» кроется очень глубокий смысл.


Иероним Босх «Семь смертных грехов»

Еще одна картина Босха, авторство которой ставят под сомнение, в связи с несовершенством выполнения. Из 11 фрагментов (изображение 7 грехов и 4 последних вещей), как считают исследователи, только два выполнены художником лично. Но то, что замысел картины принадлежит Босху, сомнений не вызывает.


Иероним Босх «Поклонение волхвов»

Одна из немногих светлых работ Босха, которая, к тому же, прекрасно сохранилась. Триптих «Поклонение волхвов» был сделан на заказ бюргера из Хертогенбосапо поводу его венчания. И сам заказчик, и его невеста, а также их святые покровители – святой Петр и святая Агнесса – изображены на внешних створках.


Иероним Босх «Блаженные и проклятые»

«Блаженные и проклятые» — полиптих, состоящий из четырех картин: «Земной рай» и «Восхождение в эмпирей» по левой стороне и «Ад» по правой стороне. Предполагают, что центральная часть работы могла быть утеряна. Наиболее известен второй фрагмент, на котором ангелы выводят души праведников через конический туннель к вечному блаженству.

Иероним Босх «Автопортрет»

Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине, имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Хранится рисунок в муниципальной библиотеке в Аррасе во Франции.

Копии всех сохранившихся произведений великого живописца можно увидеть в его родном городе,где основан музей. В 2016 году здесь провели выставку, посвященную творчеству знаменитого земляка. История этой выставки столь же невероятна, как и жизнь художника. Именно она легла в основу фильма «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом».

Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босха вряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшее время.

Категория

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken ), более известный как Иерони́м Босх (нидерл. Jheronimus Bosch [ˌɦijeˈroːnimʏs ˈbɔs], лат. Hieronymus Bosch; около 1450-1516) - нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения . Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap; 1486); считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений.

Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом - художниками были Ян ван Акен (дед Босха, ум. 1454) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Первое упоминание Босха в архивных документах относится к 1474 году, где он именуется «Jheronimus».

В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы - в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. «Хиеронимус-живописец» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города - Den Bosch - в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила из богатой купеческой хертогенбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было.

В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.

В 1497 году умер его старший брат Госсен ван Акен. В 1504 году Босх получает заказ от наместника Нидерландов Филиппа Красивого на триптих «Страшный суд».

Живописец скончался 9 августа 1516 года, отпевание совершалось в упомянутой капелле собора. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Полгода спустя после смерти Босха его жена раздала наследникам то немногое, что осталось после художника. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что чертовщина на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали́ . Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, - еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (Jeroen Anthoniszoon van Aken) , более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) - удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком.

Прежде чем перейти к его творчеству, хотелось бы сказать пару слов о его биографии. Да, именно «пару слов», так как это один из немногих величайших художников, о жизни которого практически ничего не известно. А известные факты настолько банальны, что совершенно не позволяют провести какую-либо параллель между личностью художника и его нереальным, фантастическим творчеством.

Доподлинно известно, что Иероним Босх был рожден в семье потомственных художников, при этом год его рождения точно не установлен. Псевдоним свой он взял от названия города Хертогенбос (Северная Фландрия, Нидерланды), в котором он родился. Поскольку о периоде его обучения ничего не известно, предполагается, что обучение живописи он проходил в семейной мастерской. В зрелом возрасте он женился на обеспеченной патрицианке и большую часть жизнь провел в ее имении, обеспеченный материально и вольный писать так, как он хотел. Вот, в принципе, и всё…

Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго.

Период его творчества приходится на этап перехода от эпохи культуры Средневековья к эпохе Ренессанса, что частично объясняет удивительное сочетание в его картинах и средневековой фантастики, фольклора, и зачатков пейзажной, жанровой живописи.

Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности, и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний.

Так, почти все его картины наполнены огромным количеством различных предметов, приспособлений, людей, животных и растений, соседствующих с разнообразными фантастическими существами, уродцами и незнакомыми нам символами, разрушающими реальность происходящего.

При этом, как правило, основную их массу составляют различные калеки, нищие, разного рода уродцы, какие-то страшные и отвратительные демонические твари, а реальные сюжеты обретают совершенно жуткие и необъяснимые черты.

До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию.

Кто-то полагает, что художник разочаровался в сущности человеческой, что у него были даже приступы неприязни к людям, поэтому он пытался показать всю ущербность человеческой природы, допускающей различного рода жестокости, издевательства и предательства.

Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Он изображает ад во всем его разнообразии, в том числе, в виде кухни, где «варятся, жарятся и по-разному мучаются» грешники.

И если в раннем творчестве художника ад был ограничен пределами преисподней, то в дальнейшем он постепенно начинает проникать в земную жизнь, становиться ее полноценной и неотделимой частью.
В любом случае, творчество Иеронима Босха никого не оставит равнодушным.

И, не смотря на то, что до нашего времени сохранилось лишь около двух десятков его картин, да дюжина рисунков, специалисты до сих пор продолжают пересказывать и анализировать их сюжеты и детали, хотя занятие это совершенно неблагодарное.

Каждый человек видит в его картинах то, что подсказывает ему его собственное воображение и фантазия, жизненный опыт и приобретенные знания, а также внутренний мир и отношение, как к окружающим его людям, так и к жизни в целом.

В Иерониме Босхе европейские страны видят основателя сюрреализма, т. е. входящего в моду полного отрицания в любом виде искусства логики и рациональности. В пятнадцатом столетии, когда разум, наконец-то восторжествовал над темными годами Средневековья, фантастические силы тьмы, огромное войско жутких в своей оболочке демонов встали из небытия и пустились в разудалую пляску на полотнах незаурядного живописца и пришедших ему на смену сюрреалистов. Образы, запечатленные в картинах Босха и в наши дни дает пищу романтикам.

Йероен ван Акен, которого впоследствии назовут Босхом, появился на свет в 1450 г., в Хертогенбосе (Нидерланды), в семье потомственного живописца. Его отец и дед тоже писали лики святых для храмов. В архиве можно найти документы о приобретении у них картин для разных церквей.

Учился Иероним не только у своего отца, но и у посещавшего город живописца Д. Боутса. Об Иерониме есть упоминания в 1480 г., где он называется членом «Братства Богородицы», затем его руководителем. В 1489 г. им были изготовлены створки алтаря для храма Св. Иоанна. Об этой работе восторженно отозвался Филипп Красивый. Одновременно он нарисовал эскизы для витража.

Босх оформляет различные шествия и становится известен далеко за пределами своего города. Семья Босхов селится в пригороде, где у них хороший дом и большой участок, полученные им как приданое жены.

Босх практически не выезжал дальше Хертогенбоса, хотя все современники говорили о нем, как о человеке весьма общительном и любознательном. Художник долгие годы поддерживал хорошие отношения с Эразмом Роттердамским, рисовал картины, где прослеживаются мотивы книг Эразма.

В наши дни искусствоведы признают авторство Босха в 40 картинах, однако содержание их загадочно, так как нет документальных источников, которые могли бы его прояснить. Мастер не ставил на них подпись и дату. Есть лишь один путь проследить его творчество — это договора и церковные книги, которые действительно помогают датировать некоторые работы.

И. Босх, Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, музей Прадо (Мадрид)

После женитьбы мастер написал «Семь смертных грехов», где запечатлена обычная жизнь тогдашнего общества. Мастер предпочитал работать начисто, без подготовительных набросков. Босх также хорошо знал кузнечное дело. Для центрального храма он написал витраж, выковав для него превосходную рамку из металла.

Как и многие ученые той эпохи, Босх увлекся алхимией и отлично знал демонологию Средневековья. Он дружил с богословом Дионисием ван Рейкелем. Впоследствии тот подвергся преследованию инквизиции. Но Босх не отрекается от него и регулярно навещает.

Произведения литературы демонического содержания навеяли образы, которые видны на полотнах мастера. Рассмотрим триптих «Искушение св. Антония» здесь изображены ведьмы, которые торопятся на шабаш, а на холсте «Страшный суд» есть сцены из обрядов черной мессы.


И. Босх, Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Перед полотном Босха, где изображен св. Антоний, в одном из музеев Лиссабона, можно часами созерцать изображенные фигуры, а их огромное количество. Дело не в святом Антонии. Церковь славит его за победу над многочисленными искушениями. Кажется, что вся картина — это ирония Босха. Словно он смотрит, что вам трудно оторвать взгляд от ползучих гадов, жирных чудовищ, и в таком поистине мерзком сочетании картина по своему пленительна.

Всемирную известность Босху обеспечили – алтарные триптихи. В «Саде земных наслаждений» – живописец создал образ грешной жизни человека.


И. Босх, Сад земных наслаждений, музей Прадо (Мадрид)

В быстром круговороте невероятные позы, объятие, проглядывающее через прозрачную пленку пузыря, за ними огромный распустившийся цветок; перед нами процессия фигур – безумных и от того отчаянно-веселых и безудержных. Это своеобразная аллегория грехов. Это жизнь, которая у Босха, словно искусной рукой фокусника вывернута наизнанку.

На полотне «Воз сена» — отрицающие Бога уныло бредут в ад, тоже располагающийся на этой земле. Действие между Раем и Адом – иллюстрация начала и конца земного пути человечества. Сюжет изображает известную поговорку «мир – воз сена, бери его сколько сможешь». И совершенно неожиданно наш взгляд непроизвольно устремляется вверх. Всей этой толпе противостоит загадочная сценка (влюбленная парочка, на верху копны сена, играющая на музыкальном инструменте) и невероятная роскошь цвета.

Босх жил во время, когда Нидерланды утратили свою независимость. Государство попадает к австрийским Габсбургам. В стране идут дискуссии теологов, борьба внутри церкви, которая потом выльется в движение Реформации. Печальная ирония, а чаще просто сарказм Босха всецело отражают нравы эпохи. Мастер умело и даже с некоторым ожесточением подчеркивает невежество духовников.


И. Босх, Фокусник, Musée Municipal, Saint-Germain-en-Laye

К так называемым «поучительным» произведениям можно отнести «Фокусника» и др. Критика церковнослужителей в полотнах мастера не мешает католику Филиппу II приобретать полотна этого живописца.

В последние годы своей жизни художник обратился к теме одиночества. Он пишет «Блудного сына». Герой – сухонький, в разодранном платье, напоминающем откровенные лохмотья… Кажется он писался мастером с натуры – искусство Европы еще не знало подобных изображений крайней нищеты. Это сын, покидающий родной дом. На изможденном лице диким пламенем сверкают глаза – они словно различают что-то неведомое в дали. А позади жизнь, которую он оставляет. Дом с прохудившейся кровлей и оторванной ставней, словно бы даже поскрипывающей на ветру, до дрожи реален. Вокруг идет обычная жизнь, никто даже не замечает юношу…

Только природа на полотнах всегда божественно чиста. И палитра красок этого величайшего произведения ясно выражает мысль художника – серо-белесый невнятный тон объединяет и людей и природу. А бледно-розовые и размыто-сиреневые тона пронизывают это единство глубокой печалью.

Босх изготавливал великолепные гравюры. Его произведения приобретались европейскими монархами для своих коллекций и галерей, хотя очень часто современники не воспринимали их всерьез.

Скончался Босх в 1516 г. у себя на родине.