Как правильно рисовать матерь божия. Санкирение

Вам понадобится

  • - доска;
  • - темперные краски;
  • - грунт;
  • - костный или мездровый клей;
  • - марля;
  • - кисти;
  • - наждачная бумага.
  • - кисти разной толщины.

Инструкция

Доска для создания образа должна быть ровной и хорошо высушенной. Наиболее доступна и проста в обработке липовая доска, но нередко применялись и хвойные породы, такие, как сосна, ель или кипарис. Если нет куска подходящего размера, подберите несколько однородных фрагментов. Подгоните их друг к другу и склейте.

Обратите внимание на то, что образ находится в центральной , которая представляет собой естественное углубление. Углубление называется ковчегом. Поле рамы выступает над ним на несколько миллиметров. Для обработки поверхности можно использовать наждачную бумагу. Не должно остаться заметных выступов или впадин, сколов и т. п.

Пропитайте доску мездровым или костным клеем. Наклейте на нее кусок льняной хлопчатобумажной ткани. Из того, что наиболее часто встречается в торговых точках, подойдет марля. Ее необходимо предварительно замочить в клее, чтобы она как следует пропиталась. Эта ткань называется паволокой. Она должна высохнуть, прежде чем вы начнете следующий этап.

Приготовьте левкас. Он делается из чистого мела. Лучше всего приобрести его в магазине, где продают товары для художников. Мел необходимо просеять и отмучить в воде.

Сварите клей. Технология приготовления клея животного происхождения примерно одинакова. Замочите пластинки клея в воде и дайте ему набухнуть. Подержите клей в воде часа три, затем поставьте на водяную баню. Подогрейте примерно до 70°С и начинайте постепенно всыпать туда мел. Не забывайте помешивать содержимое кастрюли. В результате у вас должно получиться нечто, напоминающее сметану. Это называется «левкас». В него можно добавить немного льняного масла или меда.

Дайте левкасу постоять при комнатной температуре около суток. Нанесите его тонким слоем на доску с помощью широкой кисти. Дайте доске просохнуть и выровняйте слой шкуркой. Таким же образом нанесите еще 10-15 слоев. При этом грунт не должен получиться слишком толстым, он составляет всего около миллиметра.

На подготовленный левкас нанесите рисунок. Это можно сделать двумя способами. Мастера старой школы рисовали прямо на доске углем или черной краской. Если вы пока не настолько уверены в себе, сделайте рисунок на бумаге в натуральную величину. Компьютерные технологии позволяют даже найти понравившуюся икону, увеличить ее и целиком и частями.

Перенесите изображение на доску. Сделать это можно примерно так же, как вышивальщицы переводят узор на ткань. По контурам сделайте проколы через несколько миллиметров, положите бумагу с рисунком на доску так, как будет располагаться образ, и присыпьте по контуру графитовым порошком. Можно перевести рисунок и через копировальную бумагу.

Если вы все же решили нарисовать образ самостоятельно, потренируйтесь сначала на листе бумаги. Начертите рамку, по пропорциям совпадающую с доской. Постройте изображение. Удобнее всего начинать с круга. Найдите у этого круга центр. Набросайте равнобедренный треугольник с вершиной в центре круга. Основание этого треугольника - нижняя линия . Длина ее зависит от того, какой именно образ вы собираетесь рисовать. Если это Богоматерь, то линия будет длинной, нужно немного отступить от краев рамки. Первоначальный круг останется и на готовой , это нимб.

Наметьте основные детали. Это лики и общие линии фигуры. Обратите внимание на то, что на православной иконе пропорции детского тела точно такие же, как и у взрослого, то есть голова Младенца будет равна примерно 1/7 или 1/8 части от общей длины туловища. На этом этапе набросайте и основные складки одежды.

Раскрасьте образ. Используйте для этого темперные краски. Иконописцы старой школы делали их сами, так бывает и сейчас в профессиональных мастерских. Но темпера продается в магазинах товаров для художников, и вполне можно воспользоваться ею. Обратите внимание на то, что на иконах обычно чистые и яркие краски. Оттенки отсутствуют, а, например, складки одежды передаются путем нанесения штрихов другой краской.

Обратите внимание

Если на образе есть деревья или строения, обратите внимание на то, что их изображения скорее напоминают изометрическую проекцию, нежели объект, построенный с учетом перспективы. Это - одна из отличительных особенностей иконы.

Если фотографии малышей есть у всех родителей, то нарисованный вручную портрет ребенка может стать памятной семейной вещью, которая будет храниться в доме долгие годы, благодаря своей уникальности и художественной ценности. Вы можете попробовать нарисовать младенца самостоятельно с помощью акварельных красок.

Вам понадобится

Инструкция

Поначалу техника рисунка может показаться вам сложной, но с практикой приходит и умение , а значит, практикуйтесь как можно больше и чаще. Начиная рисовать, будьте уверены в своих силах – делайте линии ровными и четкими, а при необходимости смело исправляйте ошибки. Подготовьте акварельную бумагу, акварельные краски, карандаши, ластик и кисть.

Художественные материалы марки CretacoloR от австрийской компании “Brevillier Urban & Sachs”. Карандаши, пастель, наборы для художников.

Золочение

Трансферная поталь.

Каталог в магазине: краски, пасты, наборы для золочения и серебрения и декорирования разных поверхностей.

Перламутровый пигмент - золото.

Иконопись

Иконопись и другие художественные направления.

Писание иконы

Материалы, используемые в иконописи, могут иметь растительное (доска), минеральное (пигменты красок) и животное (яичная основа темперы, рыбный или мездровый клей) происхождение.

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые фаюмские портреты).

  • Печать икон высокого качества для частных лиц и организаций

    Сегодня иконы на холсте создаются как профессиональными иконописцами, так и с применением современного печатного оборудования.

    На широкоформатных плоттерах, предназначенных для высококачественной художественной печати, мы можем изготовить великолепную копию любого образа, которая будет отличаться глубиной цвета и чёткой детализацией картины. После печати холст обрабатывается лаком, что позволяет придать конечному изображению долговечность и защиту от УФ излучения.

    Комментарии: 3, Каталог: 6

  • Подправка описи и росписи, поля и т.д.

    В заключение писания иконы подправляются или дублируются все линии описи и росписи доличного и делаются все нужные исправления.

    Поля обычно закрашиваются той же краской, что и свет (фон), или же другой, по вкусу мастера. На полях иногда пишутся изображения святых, жития (клейма), узоры, надписи и даже целые тропари.

    На краю лузги или границе красочной поверхности иконы делается нейтральным или белым цветом линия, называемая "отводкой". На внешнем краю полей проводится темной краской - киноварью или красной охрой - кайма, или "опушка".

  • Санкирение. Вохрение и обработка личного

    Нельзя не обратить внимания на изумительную продуманность, целесообразность и последовательность приемов написания иконы. Действительно, все здесь предусмотрено и подготовлено к тому, чтобы, выполнив второстепенное доличное, перейти к главному, к "личному".

    Начав с доличного, мастер-иконописец сразу же разрешает задачу колорита, давая всем частям иконы движение и проявляя заботу о равновесии красочных соотношений. Обработав все поверхности доличного, он как бы отыскивает и предопределяет колорит личного.

  • Штриховая разделка доличного

    В выражении формы объема, то есть высветления доличного, существовало и существует высветление твореным золотом "ииокопью", или "на ассист". На подготовленной поверхности одежды или других частях доличного иконописец наносит на места света твореным золотом, разведенным водою, штрихи "в перо". Это название произошло, вероятно, потому, что золотые штрихи, положенные в свету широко и сочно, в тенях наносились более тонкими и слабыми черточками и этим напоминали перо птицы.

    Этот прием высветления представляет [собою] очень кропотливую работу, требующую хорошего зрения и навыка. Чтобы убедиться в этом, нужно внимательно посмотреть на образцы древней иконы, с золотой разделкой доличного.

  • Обработка доличного

    После раскрытия иконы производится обработка всего доличного. Сначала оконтуриваются все внешние очертания красочных площадей - это будет "опись доличного", а затем пишутся все линии (гвенты) внутреннего рисунка этих площадок - это будет "роспись доличного".

    Все линии описи и росписи наносились тонкой кистью в цвет каждой площади, но более темным тоном. И иногда они писались на всей иконе одним цветом, называемым "экзедрой" (смесь черной с красной), а иногда и просто черной краской.

    Опись и роспись имеют в иконе значение графического выражения объема. В выявлении последнего древняя иконопись всегда стремилась к особому пониманию объема, отличному от понимания его в картинах живописи.

  • Личное письмо

    состав палитры: охра светлая и красная, белила титановые и цинковые, кадмий красный (киноварью не пользуюсь), окись хрома, зеленая земля итал., умбра жженая итал., кассельская коричневая итал., виноградная черная итал;

    санкирь: охра светлая + охра красная + окись хрома (или зеленая земля если миниатюра);

    санкирь кладу очень плотно и ровно, чтобы левкас не просвечивал, далее пишу только чистыми пигментами;.

    восстанавливаю опись черным (коричневым) пигментом;

    наношу движки густо титановыми белилами;

    делаю высветление плавями цинковых белил, подрумянку, теневые приплески;

    сплавляю все в начале работы красной охрой, в конце работы светлой охрой, если получается слегка желтушный лик, в конце делаю плавь красной охрой;


На иконе нельзя изображать тучных или привлекательных людей, а каждый цвет имеет свое значение.

Редкие минералы, золото, платина, освященная на Крещение вода, яичный желток, пивной солод, хлеб, животный жир - вот из чего творят иконы мастера, стремящиеся во всем следовать древней традиции.

Чтобы узнать об этом больше, отправляемся в иконописную мастерскую "Небо на земле" священника Сергея Павелко в Николаеве. Здесь художники работают так же, как в XVII веке.

"Без молитвы не начинаем труд, - говорит Мария Павелко, художник. - Отец Сергий проводит молебен перед каждым рабочим днем. И в процессе работы мы останавливаемся, чтобы помолиться. Отец Сергий время читает вслух Священное Писание. Потому что именно Бог управляет созданием иконы, а мы только его инструменты".

Иконы здесь рисуют на доске - из липы или ольхи.

"На доску наклеиваем паволок - специальное полотно, - объясняет Мария. - Используем в работе левкас, как художники - иконописцы ХVII века. Накладываем от четырех до пятнадцати слоев основы, которая готовится на основе мела и желатина. Каждый слой грунта сохнет два-три дня. А когда все слои нанесены, следует хорошо их выровнять. И тогда уже можно рисовать".

Очень важно выдержать стилистику изображения человека на иконе.

"Иконописец должен дистанцироваться от чувственных образов, - объясняет Тарас Тимо, преподаватель богословия, специалист по теории иконописи. - Нельзя изображать юную женщину по стандартам земной красоты - тогда не будет настройки на молитву. Никогда на иконе не увидим тучного человека, наоборот - фигуры вытянутые, стоящие. Это демонстрирует аскетичность, а также привязанность к посту, самодисциплине".

Размеры головы и лица имеют определенную диспропорцию, - персонажей икон изображают с высоким лбом. Даже если рисуют Иисуса ребенком двухлетнего возраста, показывают его с серьезным, нехарактерным для малыша лицом. Взрослый Христос, бывает, имеет мешки под глазами или морщины на лбу - это символика мудрости, стражденности.

Каждый из христиан чувствовал на себе взгляд иконы, когда молился в церкви. С какой стороны бы не стал - глаза как будто смотрят на тебя. Для этого у иконописцев есть свой прием.

"Когда изображают зеницу ока, то ставят в определенном месте очень мелкую белую крапинку - она отражает направление взгляда. Даже на фото это видно, - объясняет Тарас Тимо. - В иконе радужка глаза рисуется кругами, от светлого до темного. А места, которое фиксирует взгляд на определенную точку, нет. Поэтому возникает визуальный эффект, будто икона постоянно смотрит на нас".

Каждый цвет в иконе является символом. Багряный - знак страдания, голубой - рая, небес, а в желтом изображают Иуду, так как это цвет измены.

Краски в мастерской "Небо на земле " делают вручную - они не будут терять своего качества на холсте на протяжении веков. На столах видим небольшие ступы, куски стекла, камней.

"Вот это малахит, а это - бразильский горный хрусталь, - показывает Мария. - Вот украинский черный турмалин, керченит. Чтобы изготовить краску, перетираем их в ступках, а затем еще раз в палитре из стекла. Далее разводим в эмульсии. Ее готовим из яичного желтка и освященной воды. Эта краска долго и медленно сохнет и образует как бы окаменелость".

Тонкое сусальное золото крепят к образу с помощью пивного солода. Чтобы получить смесь нужной концентрации, около суток вываривают пиво. Даже лак, которым покрывают слой краски, мастера изготавливают собственноручно. Магазинный не подходит - натуральные краски под ним темнеют.

Иконы, в которых каждая деталь изготовлена вручную, стоят ориентировочно пять тысяч долларов. Другие же, когда художник работает только над живописью, а остальные материалы покупает, значительно дешевле - от 300 долларов за классическую молельную икону размером 30 на 40 сантиметров.

Юлия Курий, "Экспресс" №40.

Искусство – неотъемлемая сфера человеческой деятельности. От уровня его развития зависит становление всего общества в целом и каждой личности в частности. Как известно, цель искусства – эстетическое познание внешнего мира. Для этого искусство принимает различные формы, задействует разные манеры и стили. Это нужно, для того чтобы в полной мере передать на холсте или бумаге мысли, эмоции и чувства людей. С это целью искусство не может обойтись без создания художественного образа.

Все виды изобразительного искусства имеют свои особенности и уникальные стороны. Один из них – иконопись.

Видео-обучение «Как рисовать икону»

Техника иконописи

Специалисты утверждают, что досконально освоить технику иконописи не каждому по плечу. В этом её своеобразность и уникальность. Последовательность создания иконы тянется с древних времён. Таким образом, вдохновение и вместе с тем сам принцип рисования иконописец черпает от предыдущих поколений священных дел мастеров. В первую очередь, традиции предков неуклонно соблюдают начинающие иконописцы. Стоить отметить, что в какой-то момент можно отступить от ряда методов, но при этом нельзя забывать о том, что образ иконы и последовательность его построения должны отображать собой древние традиции иконописи.

Каждая икона – подчёркивают эксперты – не может обойтись без четырёх частей – слоёв.

Основа – это кусок холста или щит из деревянной доски. Грунт или левкас составят второй слой. Непосредственно живопись начинается при создании предпоследнего слоя.

Важно отметить, что красочные материалы для рисования образа можно приготовить, как из натуральной яичной эмульсии, так и из искусственной.

Финальный слой не только ставит точку в образе, но, прежде всего, защищает икону от внешнего воздействия. В конце изображение иконы покрывают тонкой плёнкой отвердевшего растительного масла. Соответственно, работа над иконой подразделяется на четыре долгих этапа.

Традиции выдающихся иконописцев

Современные иконописцы делают иконы из самых разных материалов. Но ни при каких обстоятельствах не стоит отходить от исторической технологии. Этим нарушаются все существующие каноны.

Для рисования иконы потребуются:

  • доска;
  • грунт;
  • темперные краски;
  • мездровый клей;
  • кисти разной толщины;
  • марля;
  • наждачная бумага.

Важно, чтобы доска была ровной и хорошо высушенной. Лучше всего использовать для работы липовую доску. В крайнем случае, можно задействовать хвойные, еловые породы ил кипарис. При желании доску нужных размеров можно собрать из мелких фрагментов. К этому занятию следует подходить со всей ответственностью, чтобы кусочки материала не слишком отличались друг от друга. Иначе на иконе появятся выпуклости.

Углубление должно быть в самом центре иконы. На этом месте, как правило, изображается лик святых. С целью избежать появления впадин и выступов желательно хорошенько натереть изображение наждачной бумагой.

Создание иконы требует недюжинных знаний в сфере изобразительного искусства, а также соответствующих художественных навыков. Прежде чем заниматься иконописью нужно, как следует, изучить доступные техники этого вида искусства. Кроме того, не лишним будет узнать все нюансы о материалах, из которых состоит икона.

Необычный мастер – класс откроет всем желающим овладеть этим видом искусства тонкий мир иконописной живописи со своими порядками и правилами. Постичь данное мастерство не так уж и сложно, если подойти к делу с терпением и любовью.

Для творчества нам понадобятся материалы:
- доска (в данном случае 15*20 см);
- шкурка;
- акриловая краска белого цвета (в качестве грунта);
- гуашь (лучше приобретать отдельные баночки гуаши, в том числе золотой цвет);
- клей ПВА;
- кисти разных размеров (желательно белка или колонок);
- лак для работ по дереву (матовый или полуматовый);
- икона или фотография, картинка или православный календарь с чего будем делать список иконы.

1. Перед началом работы лучше прочесть молитву или просто произнести: «Господи, благослови». Так дело пойдет быстрее и качественнее. Теперь нам нужно отшлифовать доску. Для этого берем шкурку по толще и круговыми движениями шлифуем поверхность. Шкуркой – нулевкой доводим доску до гладкого состояния.

2. Акриловая краска накладывается на поверхность доски в два-три слоя. При необходимости ее можно развести водой 1:1. Далее нужно отшлифовать досочку до идеального состояния.

3. Третий этап очень ответственный. Нам необходимо сделать рисунок Иисуса в карандаше. Тут нужно соблюдать все пропорции. Если возникают сложности, воспользуйтесь калькой – переведите рисунок на нее, а затем приложите к доске и обведите, он отпечатается.

4.На четвертом этапе нужно развести краску цвета охра с водой и клеем ПВА и в один-два слоя закрасить доску. Это делается для того, чтобы тона будущей иконы не были слишком яркими и открытыми. Карандашный рисунок должен просвечивать, поэтому краску накладываем прозрачными слоями. Теперь коричневой краской обводим рисунок по контуру. Для этого берем самую тонкую кисть.

5. На пятом этапе можно немного отдохнуть и вспомнить детство. Сейчас мы будем делать примерно то, что делают дети в раскрасках. Заполняем икону цветом. Каждый фрагмент наполним самым темным цветом, (в краску обязательно добавляем немного клея ПВА) какой есть на иконе. Например, лик, на нем есть более темные и светлые тона. Значит, нам нужно взять самый темный тон и заполнить лик цветом. В данном случае темно – коричневый цвет. Это делается для того, чтобы на следующим этапе высветлять фрагменты.
Точно также поступаем с другими частями рисунка – одеждой, волосами и.т.д. Накладываем краску в два-три слоя. На данном этапе главное аккуратность. Помним о том, что цвета в иконе не должны быть яркими, поэтому можно приглушать их охрой. Фон закрашиваем золотой краской.

6.Шестой шаг – самый трудоемкий и ответственный. Нам нужно придать объем рисунку за счет высветления фрагментов. Начнем с лика. Берем краску цвета охра, смешиваем ее с белой и постепенно высветляем зоны скул, лба, носа. Добиться плавного перехода получится не за один раз. Высветлять будем до тех пор, пока лик не приобретет объемную форму. Также придаем объем складкам на одежде и другим фрагментам. Не забываем добавлять в краску клей, чтобы предыдущие слои не подмывались.

8.Теперь нужно нанести лак на икону. Выбирайте матовый или полуматовый лак для дерева. Так икона не будет бликовать. Наложите лак в два-три слоя, просушите. Обязательно освятите икону в храме. Бог в помощь!