Калика перехожая. Сказка: Илья Муромец и Идолище поганое

Калика перехожая

Каль – кали – калика перехожая. Вспомним былину «Исцеление Ильи Муромца». Кстати, обратите внимание на прозвище Ильи: Муромец – Муром – Му-р-ум. Ум и Не-ум, а между ними Р – Ра , то есть солнце, свет, жизнь. Имя Муром означает буквально «мужское и женское начала, соединённые в единое целое в Разуме».

Наш русский богатырь Илья Муромец был, оказывается, очень не простой человек, как показывает его имя. Да и само место Муром, видно, не простое, судя по его названию.

Итак, Илья Муромец сидел сиднем тридцать лет. Пришли к Илье в дом две калики перехожие, велели отворить ворота. Илья ответил им, что не может этого сделать, сил нет ни в руках, ни в ногах. Они опять попросили его отворить ворота. Тогда Илья Муромец неожиданно для себя встал и отворил им ворота.

Потом калики перехожие напоили Илью «питьецом медвяным». Питьецо – птц – птица – душа; медвяное – медное – мед - здесь речь идёт о сердце, скорее всего. Иными словами, калики дали ему душу, или ещё можно сказать, что они вдохнули жизнь в его душу, дали ей силу и способность соединять вещи в единое, любить. Напоив, калики спросили его, чтo тот в себе чувствует?

Бил челом Илья, калик поздравствовал:

«Слышу в себе силушку великую».

Говорят калики перехожие:

«Будешь ты, Илья, великий богатырь,

И смерть тебе на бою не писана:

Бейся-ратися со всяким богатырём,

И со всею поленицею удалой;

А только не выходи драться

Со Святогором-богатырём:

Его и земля на себе через силу носит;

Не бейся и с родом Микуловым:

Его любит матушка сыра земля;

Не ходи ещё на Вольгу Всеславьича:

Он не силой возьмёт,

Так хитростью-мудростью…»

Получается, что Илья Муромец стал богатырём, во-первых, потому, что просидел на печи тридцать лет (как сейчас стало ясно, он работал с собой, чистил сознание, копил в себе пустоту (сидеть на печи - означает буквально выпекать себя ). Во-вторых, Илье Муромцу помогли стать богатырём калики перехожие, то есть каль, ничто. Илья Муромец стал богатырём, когда стал никем. Состояние «ничто» помогло ему пройти в Золотое царство, и ниже мы увидим, что Илья действительно бился с Идолищем и освободил от него Царьград, то есть Град Небесный – это самое Золотое царство.

Учёные предполагают, что калики – это какие-то странники или христианские паломники, которые бытовали на Руси в Средние века. С другой стороны, в былинах явно говорится, что они были богатырями и обладали необычными способностями. Именно калика (ничто, смерть) призывает Илью Муромца к подвигу и даёт ему оружие, чтобы победить Идолище, которое обосновалось в Киеве или Царьграде. Идолище – змея – ум – можно победить с помощью смерти «я». Калики перехожие – это было сообщество странствующих посвящённых, которые несли тайные знания людям и помогали избранным пройти на другую сторону: стать никем. Получается, что на Руси в Средние века существовала духовная традиция уходить в калики. Так поступали те, кто готов был умереть, превратиться в ничто, чтобы потом возродиться к Жизни. Умирало их «я». И эти люди – калики – имели обыкновение странствовать с места на место – калика перехожая (заметьте, Иисус поступал точно так же). Ни жилья, ни имущества, ни имени, ни памяти – ничего, за что могло бы зацепиться «я», чтобы продолжать жить.

Илья Муромец всегда бьёт Идолище каличьим оружием: шелапугой (кнутом), дорожной клюкой или «шапкой земли греческой». Рассмотрим это каличье оружие.

Шелапуга – кнут – символизирует именно это: подхлёстывание (я думаю, само слово шелапуга – сел-пуга указывает именно на подхлёстывание: пугать/хлестать того, кто сел/осел на месте). Если себя не подгонять, то ничего в жизни не добёшься, особенно это важно, если речь идёт об очищении сознания и познании себя. Шелапуга символизирует именно это.

Дорожная клюка символизирует земной путь. Змея можно победить, если упорно работаешь с собой, идя по жизни. Клюка – ключ. Клюка что помогает делать? Опираться на землю, чтобы легче идти было. КЛЮЧ – ОПИРАЙТЕСЬ НА ЗЕМЛЮ!

Шапка земли греческой. Иван-царевич в последней битве со змеем кидает шапку в дом, где спят его братья или находится его конь. Дом (его «я») разваливается, и те (по сути дела, это Силы) приходят ему на помощь. Силы всегда приходят на помощь, когда «я» разваливается, умирает.

Дом («я» человека) разваливается с помощью шапки земли греческой. Что это такое, «шапка земли греческой»?

В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родителем со матушкою
На работушку на крестьянскую.

Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
"Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Пусти-ка калик к себе в дом".
Ответ держит Илья Муромец:
"Ай же вы, калики перехожие!
Не могу отворить ворот широкиих,
Сиднем сижу цело тридцать лет,
Не владаю ни рукамы, ни ногамы".
Опять говорят калики перехожие:
"Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкие,
Пускай-то калик к себе в дом".
Выставал Илья на резвы ноги,
Отворял ворота широкие
И пускал калик к себе в дом.
Приходили калики перехожие,
Они крест кладут по-писаному,
Поклон ведут по-ученому,
Наливают чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу.
Как выпил-то чару питьица медвяного,
Богатырско его сердце разгорелося,
Его белое тело распотелося.
Воспроговорят калики таковы слова:
"Что чувствуешь в себе, Илья?"
Бил челом Илья, калик поздравствовал;
"Слышу в себе силушку великую".
Говорят калики перехожие:
"Будь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана;
Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею паленицею удалою,
А только не выходи драться
С Святогором-богатырем -
Его и земля на себе через силу носит;
Не ходи драться с Самсоном богатырем -
У него на голове семь власов ангельских;
Не бейся и с родом Микуловым -
Его любит матушка сыра земля;
Не ходи още на Вольгу Сеславьича -
Он не силою возьмет,
Так хитростью-мудростью.
Доставай, Илья, коня собе богатырского,
Выходи в раздольице чисто поле,
Покупай первого жеребчика,
Станови его в срубу на три месяца,
Корми его пшеном белояровым.
А пройдет поры-времени три месяца,
Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай
И в три росы жеребчика выкатывай,
Подводи его к тыну ко высокому.
Как станет жеребчик через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону,
Поезжай на нем, куда хочешь,
Будет носить тебя".
Тут калики потерялися.
Пошел Илья ко родителю ко батюшку
На тую на работу на крестьянскую,
- Очистить надо пал от дубья-колодья.
Он дубье-колодье все повырубил,
В глубоку реку повыгрузил,
А сам и сшел домой.
Выстали отец с матерью от крепкого сна -
испужалися:
"Что это за чудо подеялось?
Кто бы нам это сработал работушку?"
Работа-то была поделана,
И пошли они домой.
Как пришли домой, видят:
Илья Муромец ходит по избы.
Стали его спрашивать,
Как он выздоровел.
Илья и рассказал им,
Как приходили калики перехожие,
Поили его питьицем медвяныим -
И с того он стал владать рукамы и ногамы
И силушку получил великую.
Пошел Илья в раздольице чисто поле,
Видит: мужик ведет жеребчика немудрого,
Бурого жеребчика косматенького.
Покупал Илья того жеребчика,
Что запросил мужик, то и дал;
Становил жеребчика в сруб на три месяца,
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой.
И прошло поры-времени три месяца.
Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать,
В три росы его выкатывал;
Подводил ко тыну ко высокому,
И стал бурушко через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону.
Тут Илья Муромец Седлал добра коня, зауздывал,
Брал у батюшки, у матушки Прощеньице-благословеньице
И поехал в раздольице чисто поле.

Как мало наши представления о Древней Руси совпадают порой с действительностью! Возьмём времена Крещения Руси. Как это обычно видится? Была языческая страна, но вдруг понадобилось святому Владимиру из каких-то государственных соображений её христианизировать. И низвергнут оказался древний Перун. Было, конечно, какое-то сопротивление, но в целом против воли княжеской мало кто решился пойти. Вышло распоряжение веровать во Христа - стали веровать.

Это самая распространённая версия событий, а ведь всё было не совсем так, можно даже сказать - совсем не так. Например, не было никакого древнего культа Перуна на Руси. Поклонение Перуну было культом самым что ни на есть «свежим», утверждённым либо князем Святославом, либо Владимиром. Довольно сказать, что в Киеве археологи нашли в основании капища Перуну остатки храма, стоявшего неподалёку, фрагменты православных фресок. Это к вопросу, кому у нас начали поклоняться раньше - Троице Живоначальной или западнославянскому и варяжскому Перуну.

Христиане уже давно жили к тому времени в Киеве, а в лице Аскольда и святой Ольги даже правили княжеством. А сколько их было среди дружинников? Бог весть, но точно не мало. В договоре князя Игоря - отца Святослава - с греками (945 год) читаем:

«Мы же, все крещёные христиане, клянёмся церковью святого Ильи в соборной церкви, и перед честным крестом, и над этой грамотой хранить всё, что написано в ней, и не отступать от неё ни в чём; если же кто из страны нашей, князь ли, или кто другой, крещёный и некрещёный, не выполнит этого договора, да не получит помощи от Бога, и да будет рабом в этот и будущий век, и да будет заколот своим оружьем».

К этому моменту православные составляли ту часть войска, на которую опиралась княгиня Ольга. На сторону своих воинов-христиан перешёл, в конце концов, и её внук - Владимир Красно Солнышко.

В связи с этим помянем одну русскую воинскую традицию, уже существовавшую, судя по всему, ко времени Крещения Руси, - совершать паломничество в Иерусалим.

«Они крест кладут по-писаному»

«Как так, не может такого быть!» - воскликнете вы.

Но возьмём былины о святом Илье Муромце. Многим, наверное, известно, что он отошёл к Богу, будучи иноком Псково-Печерского монастыря. Но даже тот, кто наизусть помнит былины о нём, не всегда понимает, с чего начиналось служение нашего знаменитого воина, Кто поставил его на ноги.

Вспомним:

Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
«Ай же ты Илья Муромец,
крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Пусти-ка калик к себе в дом».
Ответ держит Илья Муромец:
«Ай же вы, калики перехожие!
Не могу отворить ворот широкиих,
Сиднем сижу цело тридцать лет,
Не владаю ни рукамы, ни ногамы».

Кто же такие калики? В детстве, слушая эти строки, я полагал, что калики - это своего рода волшебники. Или, как выразился бы позже, языческие жрецы. Нетрудно также уловить созвучие со словом «калеки», а ведь и верно - именно от калик оно и происходит. Вплоть до революции каликами звали немощных странников, чаще всего слепцов, которые зарабатывали себе на жизнь пением духовных стихов. Среди песен популярнее всего были стихи о Вознесении, об Алексии, Божьем человеке, о Богатом и Лазаре, о Егории, о Страшном Суде, об Иоасафе-царевиче. Путешествуя от села к селу, пели они с каждым веком всё жалостливее:

Христос в доме, отец и мать!
Здорово живёте, батюшка, матушка!
Имя вы Божие посвятите,
Нищию братию нас призрите,
И поблагодарите нас, убогую братию.
Отрезала бы нам, убогим калекам,
Полотинки косыночку?
Приукройте наши тела,
Тела наши грешные, тела наши тёмные!
Не оскудеет ваша рука, хилым дающа,
Не обеднеет, что ради Христа подашь.

Или вот ещё:

Взглянь-ка ты, мать, на высокую высоту,
Так на нашу нищету, на слепоту,
на темноту.
Светлые кому-то, мать, все денёчки,
А нам - тёмные ночки.
Не видим мы свету белого,
Не обозрим-то мы себе красного
солнышка,
Да не видим-то мы, убогие братья,
Да ни рук своих, да ни вас, православных.
Не можем-то мы, убогие братья,
Да ни сделать, ни сработать.
Смилуйся, мать, сжалуйся!
Мы за ваше здоровие Богу помолимся,
Родителей ваших вспомянем!
Дай, Господи, вам добра и здоровья!
А родителям вашим -
Царство Небесное...

Но этим их репертуар не ограничивался. Когда приходилось где задержаться, извлекались из памяти былины, пронесённые сквозь всю русскую историю. Они сохранились с тех древних времён, когда калики были отнюдь не нищими просителями, а славными воинами, решившими оставить после многих лет ратную службу и отправиться на Святую Землю. Грехи замаливать. «Странствующий, нищенствующий богатырь» - так разъяснил слово «калика» Владимир Даль, что, правда, не совсем верно. Отставные дружинники, среди которых были и знатные люди, как правило, не бедствовали - в дальний путь отправлялись не с пустыми руками. Именно по пути в Иерусалим, а возможно, на обратной дороге зашли к Илье два дружинника-христианина, которых никто, кроме Господа Бога, не мог на это наставить.

И говорят калики перехожие:

0" cellspacing="0" cellpadding="0" width="491" align="right">

Кирие, елейсон!" - что значит "Господи, помилуй!". А когда минул девятый час и начали петь проходную песнь "Господу поём", тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошёл дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял свет святой в Гробе Святом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого.

И, подойдя, епископ с четырьмя дьяконами открыл двери Гроба, и взял свечу у князя того, у Балдуина, и с нею вошёл в Гроб, и первым делом зажёг свечу князя от того святого света. Вынеся же из Гроба ту свечу, дал самому князю тому в его руки. И стал князь на месте своём, держа свечу с великой радостью. И от него мы все зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи по всей церкви, друг от друга зажигая свечи. Свет же святой не так, как огонь земной, но чудесно, иначе светится, необычно; и пламя его красно, как киноварь; и совершенно несказанно светится».

Сам игумен Даниил каликой не был, но русских паломников в Иерусалиме, конечно, встретил, благо они там не переводились.

Их игумен призывает в свидетели своего рассказа о схождении Благодатного огня:

«Мне же, дурному, Бог свидетель, и святой Гроб Господен, и все спутники, русские сыны, случившиеся тогда в тот день там, новгородцы и киевляне: Изяслав Иванович, Городислав Михайлович Кашкича и другие многие, которые знают обо мне, дурном, и об этом рассказе».

Было это девятьсот лет назад - а читаешь, будто совсем недавно, так живо всё передано. Интересный момент: Даниил приезжает на Святую Землю хорошо подготовленным, знает местность, где какая святыня. К этому времени множество русских паломников исходили Палестину вдоль и поперёк, подробно потом рассказывая на Руси обо всех перипетиях своего странствования. Обратно на Русь калики возвращались с пальмовой ветвью, отсюда и произошло слово «паломники».

Лет за пять перед паломничеством Даниила, в 1099 году, в освобождённом крестоносцами Иерусалиме окончила свои дни княгиня Гита (Гида), жена великого князя киевского Владимира Мономаха. Она была дочерью последнего православного короля Англии Харальда, павшего в сражении с войском Вильгельма Завоевателя. На Святую Землю княгиню сопровождала дружина русских воинов.

Здесь же, в Иерусалиме, отошла ко Господу, поклонившись Честному Животворящему Кресту, и святая княгиня Евфросиния Полоцкая. Случилось это в русском монастыре во имя Пресвятой Богородицы. Это не оговорка. Первая наша обитель была возведена на Святой Земле ещё в те стародавние времена, став опорой для русских паломников. Просуществовал монастырь до 3 октября 1187 года, когда захвативший Иерусалим султан Саладин потребовал от христиан покинуть город. Возвращавшиеся на Русь монахи забрали с собой мощи преподобной Евфросинии. Так закончилась, вернее, прервалась на много столетий история настоящих калик перехожих. Перестали наши воины паломничать на Святую Землю, а сначала каликами, потом калеками стали называть нищих странников - певцов о Святой Руси и граде Иерусалиме, о богатырях и святых.

В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родителем со матушкою
На работушку на крестьянскую.
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
«Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Пусти-ка калик к себе в дом».
Ответ держит Илья Муромец:
«Ай же вы, калики перехожие!
Не могу отворить ворот широкиих,
Сиднем сижу цело тридцать лет,
Не владаю ни рукамы, ни ногамы».
Опять говорят калики перехожие:
«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкие,
Пускай-то калик к себе в дом».
Выставал Илья на резвы ноги,
Отворял ворота широкие
И пускал калик к себе в дом.
Приходили калики перехожие,
Они крест кладут по-писаному,
Поклон ведут по-ученому,
Наливают чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу.
Как выпил-то чару питьица медвяного,
Богатырско его сердце разгорелося,
Его белое тело распотелося.
Воспроговорят калики таковы слова:
«Что чувствуешь в себе, Илья?»
Бил челом Илья, калик поздравствовал;
«Слышу в себе силушку великую».
Говорят калики перехожие:
«Будь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана;
Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею паленицею удалою,
А только не выходи драться
С Святогором-богатырем —
Его и земля на себе через силу носит;
Не ходи драться с Самсоном богатырем —
У него на голове семь власов ангельских;
Не бейся и с родом Микуловым —
Его любит матушка сыра земля;
Не ходи още на Вольгу Сеславьича —
Он не силою возьмет,
Так хитростью-мудростью.
Доставай, Илья, коня собе богатырского,
Выходи в раздольице чисто поле,
Покупай первого жеребчика,
Станови его в срубу на три месяца,
Корми его пшеном белояровым.
А пройдет поры-времени три месяца,
Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай
И в три росы жеребчика выкатывай,
Подводи его к тыну ко высокому.
Как станет жеребчик через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону,
Поезжай на нем, куда хочешь,
Будет носить тебя».
Тут калики потерялися.
Пошел Илья ко родителю ко батюшку
На тую на работу на крестьянскую,
— Очистить надо пал от дубья-колодья.
Он дубье-колодье все повырубил,
В глубоку реку повыгрузил,
А сам и сшел домой.
Выстали отец с матерью от крепкого сна —
испужалися:
«Что это за чудо подеялось?
Кто бы нам это сработал работушку?»
Работа-то была поделана,
И пошли они домой.
Как пришли домой, видят:
Илья Муромец ходит по избы.
Стали его спрашивать,
Как он выздоровел.
Илья и рассказал им,
Как приходили калики перехожие,
Поили его питьицем медвяныим —
И с того он стал владать рукамы и ногамы
И силушку получил великую.
Пошел Илья в раздольице чисто поле,
Видит: мужик ведет жеребчика немудрого,
Бурого жеребчика косматенького.
Покупал Илья того жеребчика,
Что запросил мужик, то и дал;
Становил жеребчика в сруб на три месяца,
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой.
И прошло поры-времени три месяца.
Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать,
В три росы его выкатывал;
Подводил ко тыну ко высокому,
И стал бурушко через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону.
Тут Илья Муромец Седлал добра коня, зауздывал,
Брал у батюшки, у матушки Прощеньице-благословеньице
И поехал в раздольице чисто поле.

как показывает его имя. Да и само место Муром видно не простое, судя по его названию.

Итак, Илья Муромец сидел сиднем тридцать лет. Пришли к Илье в дом две калики

перехожие, велели отворить ворота. Илья ответил им, что не может этого сделать, сил нет

ни в руках, ни в ногах. Они опять попросили его отворить ворота. Тогда Илья Муромец

неожиданно для себя встал и отворил им ворота.

Потом калики перехожие напоили Илью "питьецом медвяным".Питьецо – птц –

птица – душа; медвяное – медное – мед – здесь речь идёт о сердце, скорее всего. Иными

словами, калики дали ему душу, или ещё можно сказать, что они вдохнули жизнь в его

душу, дали ей силу и способность соединять вещи в единое, любить. Напоив, калики

спросили его, чтó тот в себе чувствует?

Бил челом Илья, калик поздравствовал:

"Слышу в себе силушку великую".

Говорят калики перехожие:

"Будешь ты, Илья, великий богатырь,

И смерть тебе на бою не писана:

Бейся-ратися со всяким богатырём,

И со всею поленицею удалой;

А только не выходи драться

Со Святогором-богатырём:

Его и земля на себе через силу носит;

Не бейся и с родом Микуловым:

Его любит матушка сыра земля;

Не ходи ещё на Вольгу Всеславьича:

Он не силой возьмёт,

Так хитростью-мудростью…

Получается, что Илья Муромец стал богатырём, во-первых, потому что просидел

на печи тридцать лет (как сейчас стало ясно, он работал с собой, чистил сознание, копил в

себе пустоту (сидеть на печи – означает буквальновыпекать себя ). Во-вторых, Илье

Владимир Жикаренцев «Дорога Домой»

Муромцу помогли стать богатырём калики перехожие, то есть каль, ничто. Илья Муромец

стал богатырём, когда стал никем. Состояние «ничто» помогло ему пройти в Золотое

царство, и ниже мы это увидим, что Илья действительно бился с Идолищем и освободил

от него Царьград, то есть Град Небесный. Ведь это в Золотом царстве героя поджидает

чудище, змей и т.п. для последней битвы.

Учёные предполагают, что калики это какие-то странники или христианские

паломники, которые бытовали на Руси в средние века. С другой стороны в былинах явно

говорится, что они были богатырями и обладали необычными способностями. Именно

калика (ничто, смерть) призывает Илью Муромца к подвигу и даёт ему оружие, чтобы

победить Идолище, которое обосновалось в Киеве или Царьграде. Идолище - змея – ум –

можно победить с помощью смерти я.

Калики перехожие это было сообщество странствующих посвящённых, которые

несли тайные знания людям и помогали избранным пройти на другую сторону: стать

никем. Получается, что на Руси в средние века существовала духовная традиция уходить в

калики. Так поступали те, кто готов был умереть, превратиться в ничто, чтобы потом

возродиться к Жизни. Умирало их я. И эти люди - калики - имели обыкновение

странствовать с места на место –калика перехожая (Заметьте, Иисус поступал точно так

же). Ни жилья, ни имущества, ни имени, ни памяти, ничего, за что могло бы зацепиться я,

чтобы продолжать жить.

Илья Муромец всегда бьёт Идолище каличьем оружием: шелапугой (кнутом),

дорожной клюкой или «шапкой земли греческой». И Иван-царевич в последней битве со

змеем кидает шапку в дом, где спят его братья или находится его конь. Дом (его я)