Картины дега, фото работ и все картины художника эдгар дега с названиями. Эдгар дега

Эдгар Дега, полное имя Илер-Жермен-Эдгар де Га (фр. Edgar Degas, 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский художник-импрессионист, один из основателей движения, принимавший участие в 7 из 8 выставок импрессионистов.

Особенности творчества художника Эдгара Дега: смещенные композиции, обрезанные краем полотна фигуры, неожиданные предметы, перерезающие и заслоняющие главных героев, как будто невзначай схваченные, репортажные моменты. Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искал и писал прежде всего движение: моющиеся женщины, жокеи перед стартом, разминающиеся, почесывающиеся и поправляющие прически балерины заняты своей жизнью и не подозревают, что за ними наблюдают.

Известные картины Эдгара Дега: «Голубые танцовщицы », «Танцевальный класс », «Ванная », «Гладильщицы », «Оркестр оперы », «Наездники перед стартом ».

Эдгара Дега как будто вовсе не интересовали традиционные артистические цели — ни прославиться сегодня и продавать картины, ни войти в историю и занять несколько стен в величайших музеях мира.

Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. А пастель — это такие мелки, которые создают очень ненадежный и недолговечный слой на поверхности картона или холста, а при его фиксации цвета значительно тускнеют. И поэтому многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Их и нашли-то уже после смерти художника, в подвале. В современных музеях хранятся бронзовые копии его восковых скульптурных этюдов — изображения лошадей и танцовщиц.

Заботиться о знаменитости и известности среди современников Дега тоже не стремился. На некоторых его картинах сейчас ставят дату написания, которая указывает на двадцатилетний срок создания, например. Друзья шутили, что заставить Дега закончить картину можно только отобрав ее. Он постоянно перерисовывал, дополнял свои работы новыми деталями, крал и выкупал уже проданные и подаренные полотна, добиваясь еще более точных движений, еще более естественных поз, еще большего… совершенства.

А когда цены на произведения Дега начали стремительно расти, он искренне расстраивался. Если его работы сейчас так дороги, то за какие же баснословные деньги ему придется покупать шедевры Делакруа и Энгра! Именно это была его настоящая валюта. Благо, Эдгар Дега был из тех немногих художников, которым можно было не заботиться о том, чтобы не умереть от голода над очередным эскизом. Он мог сосредоточиться на главном.

Если вдруг вас попросят назвать, кого из банкиров можно искренне похвалить, а вы вдруг никого сходу не вспомните, смело указывайте на Огюста де Га. Отец Эдгара это заслужил. Он не просто позволил своему сыну стать художником, он поддержал его в этом решении, несмотря на то, что сын был старшим и должен был унаследовать семейное дело.

Эдгар Дега, словно в благодарность, в раннем творчестве с искренним уважением следует отцовской рекомендации сосредоточиться на портретной живописи — именно этот жанр, по соображениям де Га-старшего, должен принести молодому художнику славу и деньги.

В ранних портретах Дега еще совсем мало от сложных техник и художественных приемов, по которым его узнают во всем мире. Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях. Но уже сейчас, в конце 1850-х, в его портретах зарождается мятежная фотографическая случайность композиции, деталей, непредсказуемость движений, элементы, уходящие за пределы картины.

В 60-е годы происходит одно из самых важных событий в жизни Эдгара Дега — встреча с Эдуардом Мане. Именно потому, что Дега участвует в 7-ми из 8-ми выставок импрессионистов, его часто мешают в общий« впечатленческий» котел. На самом деле у него гораздо больше разного с коллегами, чем общего. Ну, к примеру, он ненавидел пленэр настолько, что готов был разогнать всех художников, выходящих« на большую дорогу», писал всегда в помещении, со всех сторон изучал темноту и резкий, искусственный свет рампы. В его картинах мало сиюминутного и случайного, они продуманы до мельчайших подробностей. Как вся его жизнь.
Дега редко уезжал из Парижа, совершил всего два настоящих путешествия — в Италию и в Новый Орлеан к родственникам. Он прожил 25 лет в одном доме на улице Виктор-Массе и очень тяжело переживал, когда власти Парижа решили снести этот дом. Возможно, Дега интуитивно прятал глаза от солнечного света, берег их, предчувствуя надвигающуюся слепоту. Прояснила все война.

В 1870 году Дега идет добровольцем на франко-прусскую войну, страстно желая послужить родине. Но из пехотного полка его быстро переводят в артиллерийский как раз из-за обнаружившейся болезни глаз. Война не оправдала патриотических ожиданий художника, зато подарила ему много друзей и уверенность, что когда-нибудь он перестанет видеть. Совсем.

Балет был его настоящей страстью. Дега 20 лет подряд покупал абонемент в театр, и только через 15 лет директор Парижской оперы разрешил ему писать за кулисами и на репетициях. До этого художник приглашал танцовщиц к себе в мастерскую, причем иногда просто за ними наблюдал, не делая ни одного эскиза. Временами они, наверное, считали его сумасшедшим, как и те натурщицы, которых он просил просто ходить по мастерской и расчесываться.

На последней выставке импрессионистов в 1886 году Дега представляет уникальный цикл пастелей с купающимися, вытирающимися, расчесывающимися женщинами. К тому времени он стал признанным, дорогим, востребованным художником-перфекционистом, который всегда был недоволен своими« изделиями». Выдерживал над паром пастель и изобретал какие-то неведомые никому способы рисования, лично подбирал рамы к своим картинам, быстро закрашивал фигуру на готовой работе, когда ее готовы были купить за большие деньги…

Он десятки раз смял скульптуру« Четырнадцатилетняя танцовщица»: «Если бы мне дали полную шапку бриллиантов, то это не доставило бы мне той радости, которую я испытал, когда сломал ее ради удовольствия начать все сначала…» И это было главное.

Дега прожил 83 года, в последние лет 10 уже ничего не писал и практически ничего не видел. Он ежедневно гулял по Парижу и каждый раз возвращался к пустому месту, где раньше стоял его дом.

Имя: Эдгар Дега (Edgar Degas)

Возраст: 83 года

Деятельность: художник, импрессионист

Семейное положение: не был женат

Эдгар Дега: биография

Перфекционист, доходящий в работах до обезоруживающей гармонии форм и цвета, Илер-Жермен-Эдгар де Га известен миру как яркий представитель импрессионистского движения. Ту невесомость и грацию, которую он являл миру посредством холста, в действительности невозможно заключить в рамки одного конкретного направления.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.

Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.


Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.

Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес. Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.

Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.


Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.

Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.

Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.


Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.

Знакомство с , случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе "Гербуа". Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.


Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность. Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.

В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.


Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя. Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.

В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.

Живопись

Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.

Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.


Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места. Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж. Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией

Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.


Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.

Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.

Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.


Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.

Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана. Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время. О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.


Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.

Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».


Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.

Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.

«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.


В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.

Личная жизнь

Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.


Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.

Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».


Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.

Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.


Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.

Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.

Смерть

Бесконечно печальными были последние годы жизни Дега. Незрячего гения, бесцельно слонявшегося по улицам Парижа, поглотил горестный пессимизм. Ему было неописуемо больно от того, что у него больше нет возможности созерцать жизнь, движение которой он запечатлевал своей волшебной кистью.


Попрощаться с товарищем пришли его приятели: и художник Жан-Луи Форен.

Известно, что Дега на дух не переносил болтовни. Поэтому при жизни попросил Форена отказаться от траурной речи и закончить простой незамысловатой фразой:

«Он, также как и я, любил рисовать».

Произведения

  • «Этюд рук» (1860)
  • «Начало охоты» (1863-1865)
  • «Всадники на дороге» (1864-1868)
  • «Интерьер» (Насилие) (1868-1869)
  • «Побережье в Эббе» (1869-1870)
  • «Танцевальный класс» (1871-1874)
  • «Площадь Согласия» (1875)
  • «В кафе» (абсент) (1876)
  • «Женщина за туалетом» (1876-1877)
  • «Диего Мартелли» (1879)
  • «Оперная ложа» (1880)
  • «Лица преступников» (1881)
  • «Гладильщицы» (1884)
  • «В танцевальной студии» (1897)
  • «Голубые танцовщицы» (1899)
  • «Балерины за кулисами» (1900)

Эдгар Дега, полное имя Илер-Жермен-Эдгар де Га (фр. Edgar Degas, 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский художник-импрессионист, один из основателей движения, принимавший участие в 7 из 8 выставок импрессионистов.

Особенности творчества художника Эдгара Дега: смещенные композиции, обрезанные краем полотна фигуры, неожиданные предметы, перерезающие и заслоняющие главных героев, как будто невзначай схваченные, репортажные моменты. Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искал и писал прежде всего движение: моющиеся женщины, жокеи перед стартом, разминающиеся, почесывающиеся и поправляющие прически балерины заняты своей жизнью и не подозревают, что за ними наблюдают.

Известные картины Эдгара Дега: «Голубые танцовщицы », «Танцевальный класс », «Ванная », «Гладильщицы », «Оркестр оперы », «Наездники перед стартом ».

Эдгара Дега как будто вовсе не интересовали традиционные артистические цели — ни прославиться сегодня и продавать картины, ни войти в историю и занять несколько стен в величайших музеях мира.

Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. А пастель — это такие мелки, которые создают очень ненадежный и недолговечный слой на поверхности картона или холста, а при его фиксации цвета значительно тускнеют. И поэтому многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Их и нашли-то уже после смерти художника, в подвале. В современных музеях хранятся бронзовые копии его восковых скульптурных этюдов — изображения лошадей и танцовщиц.

Заботиться о знаменитости и известности среди современников Дега тоже не стремился. На некоторых его картинах сейчас ставят дату написания, которая указывает на двадцатилетний срок создания, например. Друзья шутили, что заставить Дега закончить картину можно только отобрав ее. Он постоянно перерисовывал, дополнял свои работы новыми деталями, крал и выкупал уже проданные и подаренные полотна, добиваясь еще более точных движений, еще более естественных поз, еще большего… совершенства.

А когда цены на произведения Дега начали стремительно расти, он искренне расстраивался. Если его работы сейчас так дороги, то за какие же баснословные деньги ему придется покупать шедевры Делакруа и Энгра! Именно это была его настоящая валюта. Благо, Эдгар Дега был из тех немногих художников, которым можно было не заботиться о том, чтобы не умереть от голода над очередным эскизом. Он мог сосредоточиться на главном.

Если вдруг вас попросят назвать, кого из банкиров можно искренне похвалить, а вы вдруг никого сходу не вспомните, смело указывайте на Огюста де Га. Отец Эдгара это заслужил. Он не просто позволил своему сыну стать художником, он поддержал его в этом решении, несмотря на то, что сын был старшим и должен был унаследовать семейное дело.

Эдгар Дега, словно в благодарность, в раннем творчестве с искренним уважением следует отцовской рекомендации сосредоточиться на портретной живописи — именно этот жанр, по соображениям де Га-старшего, должен принести молодому художнику славу и деньги.

В ранних портретах Дега еще совсем мало от сложных техник и художественных приемов, по которым его узнают во всем мире. Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях. Но уже сейчас, в конце 1850-х, в его портретах зарождается мятежная фотографическая случайность композиции, деталей, непредсказуемость движений, элементы, уходящие за пределы картины.

В 60-е годы происходит одно из самых важных событий в жизни Эдгара Дега — встреча с Эдуардом Мане. Именно потому, что Дега участвует в 7-ми из 8-ми выставок импрессионистов, его часто мешают в общий« впечатленческий» котел. На самом деле у него гораздо больше разного с коллегами, чем общего. Ну, к примеру, он ненавидел пленэр настолько, что готов был разогнать всех художников, выходящих« на большую дорогу», писал всегда в помещении, со всех сторон изучал темноту и резкий, искусственный свет рампы. В его картинах мало сиюминутного и случайного, они продуманы до мельчайших подробностей. Как вся его жизнь.
Дега редко уезжал из Парижа, совершил всего два настоящих путешествия — в Италию и в Новый Орлеан к родственникам. Он прожил 25 лет в одном доме на улице Виктор-Массе и очень тяжело переживал, когда власти Парижа решили снести этот дом. Возможно, Дега интуитивно прятал глаза от солнечного света, берег их, предчувствуя надвигающуюся слепоту. Прояснила все война.

В 1870 году Дега идет добровольцем на франко-прусскую войну, страстно желая послужить родине. Но из пехотного полка его быстро переводят в артиллерийский как раз из-за обнаружившейся болезни глаз. Война не оправдала патриотических ожиданий художника, зато подарила ему много друзей и уверенность, что когда-нибудь он перестанет видеть. Совсем.

Балет был его настоящей страстью. Дега 20 лет подряд покупал абонемент в театр, и только через 15 лет директор Парижской оперы разрешил ему писать за кулисами и на репетициях. До этого художник приглашал танцовщиц к себе в мастерскую, причем иногда просто за ними наблюдал, не делая ни одного эскиза. Временами они, наверное, считали его сумасшедшим, как и те натурщицы, которых он просил просто ходить по мастерской и расчесываться.

На последней выставке импрессионистов в 1886 году Дега представляет уникальный цикл пастелей с купающимися, вытирающимися, расчесывающимися женщинами. К тому времени он стал признанным, дорогим, востребованным художником-перфекционистом, который всегда был недоволен своими« изделиями». Выдерживал над паром пастель и изобретал какие-то неведомые никому способы рисования, лично подбирал рамы к своим картинам, быстро закрашивал фигуру на готовой работе, когда ее готовы были купить за большие деньги…

Он десятки раз смял скульптуру« Четырнадцатилетняя танцовщица»: «Если бы мне дали полную шапку бриллиантов, то это не доставило бы мне той радости, которую я испытал, когда сломал ее ради удовольствия начать все сначала…» И это было главное.

Дега прожил 83 года, в последние лет 10 уже ничего не писал и практически ничего не видел. Он ежедневно гулял по Парижу и каждый раз возвращался к пустому месту, где раньше стоял его дом.

Петр Киле

Эдгар Дега (1834-1917). Коллекция картин.

Эдгар Дега родился в Париже в семье аристократа, который успешно занимался бизнесом, но умер в 1873 году, весь в долгах. Воспитанный на живописи великих мастеров в Лувре и в Италии, где он проявил особый интерес к произведениям Раннего Возрождения - Джотто, Гирландайо, Мантенья, Беллини, а также Паоло Веронезе, Дега, открыв мастерскую, задумывает ряд исторических полотен, что связано и с необходимостью выставиться в Салоне ради официального признания. Несмотря на самую кропотливую работу, он по-настоящему не закончил ни одного из крупных полотен.

В это время (1861) Дега встретился с Эдуардом Мане, который был старше его всего на два года, практически сверстники, для которых торные пути академизма оказались чуждыми. У Мане уже были последователи, будущие импрессионисты, но Дега, как и Мане, не увлекается новыми приемами работы на открытом воздухе. Для него слишком важны рисунок, основа классической живописи, и взвешенность замысла. Если импрессионисты увлекались неуловимой игрой света, Дега исходил из натуры, улавливая тоже неуловимое - движение, не просто жест.

Смерть отца вынудила Дега заплатить часть его долгов (у него были братья, которые, играя на бирже хлопка в США, возможно, разорили отца) и впервые задуматься о продаже своих картин. В это время, весьма кстати, началась серия выставок импрессионистов (с 1874 по 1886 гг.), на которых участвовал и Дега. В продаже своих картин художник проявил деловую хватку, по семейной традиции.

Исторические темы классического искусства остались в прошлом. Как Мане и импрессинисты, Дега исходит из впечатлений текущей жизни и искусства. Его привлекает балет, это ведь движение, мир грации и женственности, сама жизнь во всех ее проявлениях.

«Меня называют живописцем танцовщиц», - писал Дега и добавлял. - «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Примечательна запись в «Дневнике» Эдмона де Гонкура от 13 февраля 1874 года как свидетельство начинающейся известности Дега: «Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега. После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. В сущности выбор не так уж плох. Все - белое и розовое; женское тело в батисте и газе - самый очаровательный повод для применения светлых и нежных тонов…

Перед нашими глазами проходят танцовщицы… Картина изображает балетное фойе, где на фоне светлого окна вырисовываются фантастические очертания ног танцовщиц, спускающихся по лестнице; среди всех этих раздувающихся белых облаков реет красное пятно шотландки, и резким контрастом выступает смешная фигура балетмейстера. И перед нами предстают схваченные в натуре грациозные изгибы тел, повороты и движения этих маленьких девушек.

Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из арабесок. И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи.»

Дега говорил импрессионистам: «Вам нужна жизнь естественная, мне - искусственная». Но тут речь не столько о пленэре, не об освещении, а об искусстве, о среде обитания горожан, посетителей кафешантанов, балета, или тех же прачек и женщин, наводящих красоту одежд и тела. Не следует думать, что художник был эротоманом, к обнаженному женскому телу, как и танцовщицам, у него интерес чисто эстетический, художнический, иначе все эти серии как любительство были бы нестерпимы. Его увлекали неуловимые движения балерины или женщины за туалетом, грация и красота жизни без тени сентиментальности и красивости салонной живописи.

Дега был маленького роста, обычно сдержанный, бывал и вспыльчив. Близкие находили его неуклюжим по манере высказываться прямо и даже ворчать. При этом отмечали в Дега талант мимического актера и даже клоуна. Французский художник мне напоминает характер Валентина Серова.

Дега не был женат. О взаимоотношениях художника с танцовщицами и натурщицами нет никаких сведений, что говорит о безупречности его поведения по отношению к своим моделям. Предполагают, что Дега получал наслаждение не от полового акта, а созерцания женского тела. Одно не исключает другое, тем более для художника, который испытывал катарсис лишь в итоге упорного труда. Другие высказывают предположения, что Дега удовлетворял интимные потребности с проститутками, сходясь с ними инкогнито. Видите ли, ему с юности хотелось быть «знаменитым и неизвестным», с его же слов.

В технике пастели, что соответствовало таланту рисовальщика, Дега достиг непревзойденного мастерства, что стало ему опорой с ослаблением зрения, из-за чего он занялся и скульптурой. Красочная, переливчатая палитра схватывает и воссоздает движение. «Голубые танцовщицы» - это одна из картин Дега, запавшая мне в душу еще в юности, один из его удивительных шедевров.

Дега говорил: «Надо иметь высокое представление об искусстве; не о том, что мы делаем в настоящий момент, а о том, чего бы хотели в один прекрасный день достичь. Без этого не стоит работать». Огюст Ренуар: «Дега был прозорлив. Не скрывался ли за черным сюртуком, твердым крахмальным воротничком и цилиндром самый революционный художник во всей новой живописи?» Здесь речь не столько о технике живописи, а о содержании творчества художника, о демократизме его мировосприятия.

Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы ее дух». Кто-то находит Дега бесстрастным наблюдателем, фиксирующим лишь свои впечталения в красках, о тех же женщинах, между тем Берта Моризо утверждала, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Пастели Дега примечательны не только причудливой игрой красок, но и достоинством его моделей, самозабвенно занятых своим делом, ведь и танцы как на репецитиях, так и на сцене труд.

«В течение всей своей жизни, - писал Поль Валери, - Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Его произведения ничего не воспевают. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, - никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Мне нравится эта суровость».

Эти черты были присущи в высшей степени и Серову. Это гуманизм эпохи, возможно, высший взлет европейской культуры.

Подборка и размещение картин Александра Крылова

"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

"Звезда" 1877 Музей д"Орсе, Париж

"Певица с перчаткой" 1878

"Абсент" 1876, Музей д"Орсе, Париж

"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон

"Семья Беллелли" 1858

Ранний период. 1854-1861

"Хлопковая биржа" 1866-1868

"Мадам Валпинсон с хризантемами"

"Портрет мисс Кэссет" 1878

"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"

" Эдмон и Тереза Морбилли"

"Рысаки у трибуны" 1866-1868

"Гладильщица"

"Гладильщицы"

"Интерьер (Изнасилованная)" 1869

"Магазин дамских шляп"

"У модистки"

"У модистки"

"На скачках"

"На скачках в Каунтри"

"На пляже"

"На балете"

"Оркестр"

"Оркестровая яма"

"Эдмон Дуранти"


"Балерина и женщина с зонтом" 1882

"Четыре танцовщицы" 1884

"Кабаре «Амбассадор»" 1876

"Туалет" 1885

"Женщина в ванне" 1885

"Женщина, моющая спину" 1886

"Женщина, выходящая из ванны"

"Причесывающаяся женщина" 1887-1890

"После купания" 1885

"Женщина, вытерающаяся после умывания"

"Женщина за туалетом"

"После умывания" 1884

"Прима" 1877

"Балерины на поклонах" 1885

"Арлекин и Коломбина" 1886

"Балетный класс мадам Кардиналь"

"Балетная школа" 1877

"Финал арабеска" 1877

"Отдыхающая танцовщица"

"Танцавщица с тамбурином"

"Танцовщицы"

"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"

"Пейзаж с танцовщицами"

"Танцовщица в зелёном"

"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873

"Танцовщицы"

"Урок танца" 1872

"Танцовщица у станка" 1880

"Репетиция на сцене"

"Танцовщицы, занимающиеся у станка"

"Две юные танцовщицы "

"Балет на сцене парижской Оперы"

"Балетная сцена"

"Две танцовщицы" 1898-1899

"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"

"Репетиция"

"Сидящая балерина" 1879-1880

"Три русские танцовщицы"

"Танцовщица" Эрмитаж

"Танцовщицы в розовом" 1880-1885

"Балетная репетиция"

Эдгар Дега "Побережье в Эббе"

Эдгар Дега (Edgar Degas) 1834-1917 г.

Французский художник, скульптор, график. Признанный мастер изображения фигуры человека в движении. Биография и картины.

Эдгару Дега (реально его фамилия писалась, как «де Га») несказанно повезло – в отличие от подавляющего числа гениальных живописцев, его родители искренне поддерживали увлечение сына рисованием. Однако сознательность подсказывала юноше, что он должен продолжить семейное дело, став брокером - он даже успел поступить в Парижский университет на факультет права, но внутренние стремления были сильнее его, и, бросив учёбу, Дега с головой окунулся в волшебный мир изобразительного искусства.

Художественный опыт как почва для формирования стиля

1850-е годы – переломное время для юноши. Он полностью меняет жизнь, уходит в живопись, берёт уроки у Луи Ламота, последователя Энгра, и наконец, в 1854 году поступает в Школу изящных искусств.

Затем Дега неожиданно уезжает в Италию для того, чтобы окунуться в атмосферу этой удивительной страны, пронизанной светом искусства мастеров эпохи Ренессанса. При этом короткая поездка его не устроила – он оставил Францию на целых два года, так как утверждал: чтобы понять другой город, страну, полюбить её жителей «шапочного» знакомства недостаточно.

В 1858 году Дега знакомится с Гюставом Моро, который тесно знакомит его с творчеством Караваджо, Рафаэля, Тициана, да Винчи, Веронезе. Именно Моро привил Дега любовь к технике акварели и пастели. Работы, которые создал молодой Дега в Риме, отличаются чёткостью линии, реалистичностью и индивидуализмом. («Римская нищенка», «Дочь Иеффая»).

Возвращение и портреты

Вернувшись в 1859 году в Париж, Дега, поддерживаемый финансово своим отцом, обустроил себе мастерскую, где много работал и экспериментировал. В 1962 году он знакомиться с импрессионистами, которые перевернули его жизнь и представления об эстетики живописного искусства. В компании с Ренуаром, Сислеем, Моне, художник устраивал свои выставки в противовес официальному Салону. К слову, в отличие от многих свих «собратьев», Дега успешно продавал свои картины на этих выставках.

Ещё одной отличительной чертой живописца была любовь к городу. В то время как другие импрессионисты внимательно разглядывали природу, Дега путешествовал по городу, запечатлевая в своей памяти его суетливый мир и яркие картинки, которые он переносил на свои полотна.

Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход, и Дега немало преуспел в этом жанре. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом. Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера.

Самыми знаменитыми работами Дега в портретном жанре считаются: «Автопортрет в мягкой шляпе», «Семья Беллелли», «Мадмуазель Гортензия Вальпинсон», «Портрет виконта Лепика с дочерьми» и др.

«Первый импрессионист ночи»

70-е гг. были невероятно насыщенными для мастера. Едва началась франко-прусская война, Дега поспешил записаться в пехотный полк, но на медицинской комиссии узнал, что у него отслоение сетчатки глаза. Если сегодня эта болезнь легко лечиться, то во времена Дега это грозило слепотой (что и произошло с живописцем).

Теперь Дега очень берёг себя – старался не перетруждаться, редко выходил днём на улицу, рисуя, главным образом, после заката, за что и получил прозвище «первый импрессионист ночи». Поменялась и манера мастера – теперь это более острое восприятие, динамизм, большая роль цвета, упрощённый рисунок. Одной из выдающихся работ того времени является картина «Абсент».

Вынужденный творить ночью при газовом освещении, Дега открывает для себя новую главу – кафешантаны. Певицы, танцовщицы, хмельные гости, разгульная раскрепощённая атмосфера нашли в полотнах живописца удивительно эстетичное претворение. Нельзя не восхититься такими работами мастера, как «Концерт в кафе», «Певица с перчаткой», «Амбассадор».

Балет, модистки и…лошади

Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Тяжёлый кропотливый труд танцовщиц и музыкантов, который претворяется на сцене невероятное великолепие, дарящее наслаждение зрителю – вот что всегда удивляло и восхищало художника. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.

Ещё одной сюжетной страстью Дега были лошади и собственно скачки. Автор создал множество произведений на данную тему отличных друг от друга и по драматизму, и по содержанию («Проездка скаковых лошадей», «Упавший жокей», «Жокеи-любители» и др.).

Огромное количество произведений Дега посвящены модисткам и женскому туалету, где автор также отказывается от изящных поз в угоду реальности и правдивости.

«Он, как и я, очень любил рисовать…»

В последние годы жизни Дега занимался «ремеслом слепого» (со слов самого Дега) – лепил скульптуры. Потеряв зрение, мастер оставил кисти и холст, занимаясь лепкой. Его произведения были небольшого размера и не предназначались для публики, именно поэтому большинство из скульптур не было закончено.

В его дом приходили лишь только самые близкие люди, сам Дега уже почти его не покидал. 27 сентября 1917 года живописца не стало. Проводить его пришли Форен, Воллар, Моне, Бонна, Кассетт, однако, пылких речей не было, так как сам Дега настаивал, что не нужно пространных эпитафий. По завещанию Дега его друг Форен произнёс всего одну фразу: «Он, как и я, любил рисовать…»

Сегодня Дега по-прежнему знаменит и уважаем. Огромный тематический диапазон работ и индивидуальная техника делают его исключительным явлением в мировом искусстве.