Китайские мифы о сотворении мира. Легенды мяо о сотворении мира

Являются чем-то сложным и непонятным. Их представление о мире, духах и божествах сильно отличается от нашего, что приводит к некому диссонансу при их прочтении. Однако если немного вникнуть в их структуру, осознать все происходящее, то перед глазами откроется совершенное новая картина мироздания, наполненная удивительными историями и открытиями.

Особенности китайской миологии

Начнем с того, что все китайские легенды зарождались как песни. В былые времена их играли при дворце императора, в тавернах, дома у очага и даже на улицах. С течением лет китайские мудрецы начали переносить мифы на бумагу, дабы сохранить их красоту для потомков. При этом наибольшее количество древних тестов было занесено в сборники «Книга песен» и «Книга историй».

К тому же многие китайские легенды имеют реальные корни. То бишь, герои этих мифов действительно жили в определенные временные эпохи. Естественно, их способности и умения были явно преувеличены, дабы придать истории большей эпичности. Однако, это не отменяет того факта, что древние мифы Китая имеют огромное значение для историков, так как позволяют увидеть прошлое этого народа.

Появление Вселенной: миф о хаосе

В китайской мифологии есть несколько версий того, как появился мир. Наиболее известная говорит о том, что изначально в бесформенном хаосе обитали лишь два великих духа - Инь и Янь. В один прекрасный «день» им надоела пустота, и они захотели создать что-то новое. Янь вобрал в себя мужское начало, ставши небом и светом, а Инь - женское, превратившись в землю.

Таким образом, два великих духа создали Вселенную. К тому же все живое и неживое в ней повинуется первоначальной воле Инь и Янь. Любое нарушение этой гармонии непременно приводит к бедам и катастрофам. Именно поэтому большинство китайских философских школ построены на соблюдении вселенского порядка и гармонии.

Великий прародитель

Существует еще один миф о появлении мира. Он гласит о том, что вначале не было ничего, кроме огромного яйца, заполненного первозданной тьмой. Также внутри яйца находился великан Пань Гу - прародитель всего живого. Он провел в глубоком сне 18 тыс. лет, но однажды его глаза открылись.

Первым что предстало пред взором Пань Гу, была кромешная тьма. Она давила на него непомерным грузом, и он захотел прогнать ее прочь. Но скорлупа не давала сделать этого, а потому разгневанный великан разбил ее своим огромным топором. В тот же миг все содержимое яйца разлетелось в разные стороны: тьма опустилась вниз, ставши землей, а свет поднялся верх, превратившись в небо.

Но недолго радовался свободе Пань Гу. Вскоре его начала преследовать мысль о том, что небо может упасть на землю, тем самым погубив окружающий мир. Поэтому прародитель решил удерживать небо на своих плечах, покуда то окончательно не закрепится. В итоге еще 18 тыс. лет Пань Гу продержал небосвод.

В конце он понял, что достиг своей цели и упал на землю замертво. Но его подвиг не пропал даром. Тело великана превратилось в великие дары: кровь стала реками, жилы - дорогами, мускулы - плодородными землями, волосы - травой и деревьями, а глаза - небесными светилами.

Основы мира

Китайцы верили в то, что вся Вселенная разделена на три части: небо, землю и подземный мир. При этом сама суша держится на восьми столбах, которые не дают ей утонуть в морской пучине. На таких же опорах держится небосвод, который в свою очередь разделен на девять отдельных зон. Восемь из них нужны для движения небесных светил, а девятая служит местом сосредоточения высших сил.

Помимо этого, вся суша поделена на четыре стороны света или четыре Небесных царства. Управляют ими четыре бога, олицетворяющие основные стихии: воду, огонь, воздух и землю. Сами же китайцы живут посредине, а их страна является центром всего мира.

Появление великих богов

Древние мифы Китая говорят о том, что боги появились на небесах. Первым верховным богом стал Шан-ди, так как именно в нем переродился великий дух Янь. Благодаря своей силе и мудрости он получил трон императора неба и начал править всем миром. Помогали ему в этом два брата: Ся-юань и бог земли Чжун-юань. Остальные божества и духи также были рождены посредством энергии Инь и Янь, но при этом имели куда меньше сил, чем Верховный владыка.

Сам же дворец небожителей находился на горе Кунь-лунь. Китайцы считали, что это удивительной красоты место. Там круглый год царит весна, благодаря чему боги могут всегда любоваться цветением дерева фусан. Также в небесной обители живут все добрые духи: феи, драконы и даже огненный феникс.

Богиня Нюйва - мать человечества

Но на этих двух Нюйва не остановилась. Вскоре она слепила еще около ста фигурок, которые молниеносно разбрелись по всей округе. Новая жизнь радовала Нюйву, но она понимала, что не сможет слепить своими белоснежными руками много людей. А потому, небожительница взяла лиану и погрузила ее в густую грязь. После она вытянула ветвь, и стряхнула с нее куски болота прямиком на землю. Из капель грязи один за другим повставали люди.

Позже китайские аристократы будут говорить о том, что все богатые и успешные люди пошли от тех предков, что были слеплены Нюйвой вручную. А бедняки и рабы всего лишь потомки тех каплей грязи, что были сброшены с ветки лианы.

Мудрость бога Фуси

Все это время за деяниями Нюйвы с любопытством наблюдал ее муж бог Фуси. Он всем сердцем полюбил людей, а потому ему было больно видеть то, что они живут как дикие звери. Фуси решил подарить человечеству мудрость - научить их добывать еду и строить города.

Для начала он показал людям, как правильно ловить рыбу с помощью сетей. Ведь благодаря этому открытию, они смогли наконец-то осесть на одном месте, забыв о собирательстве и охоте. Затем он рассказал людям, как строить дома, возводить защитные стены и обрабатывать металл. Таким образом, именно Фуси привел людей к цивилизации, окончательно отделив их от зверей.

Укротители вод Гунь и Юй

Увы, жизнь возле воды оказалась слишком опасной. Разливы и наводнения постоянно уничтожали все запасы пищи, что сильно тяготило людей. Решить эту проблему вызвался Гунь. Для этого он решил построить первую в мире дамбу, которая заградила бы путь великой реке. Для того чтобы создать такое укрытие, ему необходимо было достать волшебный камень «Сижань», сила которого позволяла моментально возводить каменные стены.

Хранился артефакт у небесного императора. Гунь знал об этом, а потому слезно просил владыку отдать ему сокровище. Но небожитель не захотел отвечать взаимностью, а потому наш герой украл у него камень. Действительно, сила «Сижаня» помогла построить дамбу, но разгневанный император забрал сокровище обратно, из-за чего Гунь не смог завершить свою работу.

Помочь отцу и спасти людей от потопа вызвался Юй. Вместо постройки дамбы, он решил изменить русло реки, отвернув течение от деревни к морю. Заручившись поддержкой небесной черепахи, Юй сделал это. В благодарность за спасение, жители деревни выбрали Юйя своим новым правителем.

Хоу-цзи - властелин просо

Окончательно покорить землю человечеству помог юноша Хоу-цзи. Придания гласят, что его отцом был громовой великан Лэй Шэнь, а матерью - простая девушка из рода Ютай. Их союз породил невероятно умного мальчика, который с детства любил играть с землей.

Впоследствии его забавы привели к тому, что он научился возделывать землю, сажать зерна и собирать из них урожай. Свои знания он подарил людям, благодаря чему они навсегда забыли о голоде и собирательстве.

Китайская мифология представляет собой сложное сочетание нескольких древнейших мифологических систем – древнекитайской, буддистской и даосской. Реконструировать мифологию Древнего Китая удалось по историческим и философским, религиозным учениям – великим трудам, созданным за несколько веков до нашей эры. В их числе – «Шу-цзин» (датирована XIV-XI в. до н.э., «Книга истории» из конфуцианского пятикнижия), «И-Цзин» (создана в VIII-VII в до н.э., «Книга перемен»), «Чжуан-цзы», (IV-III в.до н.э., по имени философа), «Ле-цзы»(«Трактат учителя Ле»), «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э, трактат по мифологии). Немало сведений о классической мифологии почерпнуто из трактата «Шань хай цзин» («Канон гор и морей», III-середина I тысячелетия до н.э.) и поэзии Цюй Юаня.

Древняя китайская мифология

Для китайской мифологии особенно характерно стремление к историзации на всех уровнях. Так, например, герои мифов смежаются с императорами, а второстепенные духи – с чиновниками: считается, что они были реальным личностями, деятелями глубокой древности.

Не меньшее значение имеют и тотемные животные. Принято считать, что в основу китайской мифологии легли верования и легенды двух племен. Первое племя верило, что предком их была ласточка, второе считало прародителем змею. Так, постепенно змея в мифах приобрела облик дракона (Лун), который был связан с подземными силами и стихией воды, а птица по ряду версий является прототипом Фэнхуан – мифической птицы. Объединенный символ Дракон и Фэнхуан – олицетворение государя и государыни.

В этом мифе о Паньгу высказаны космологические представления древних племен Поднебесной, а также высказана одна из ключевых идей восточной философии – связь внешнего и внутреннего космоса.

Цикл мифов о Нюйве, получеловеке-полузмее, считается еще более древним. В мифах Нюйва предстает демиургом, прародительницей людей и всех вещей. И если Паньгу участвует в сотворении стихий и мира неосознанно, пассивно, то Нюйва собственноручно совершенствует и реставрирует мир: например, в мифах она чинит небосвод, подпирает мир ногами черепахи, а также собирает золу тростника, чтобы воды не разлились.

Один из самых известных древних мифов о герое – миф о Фуси, который считается первопредком одного из восточнокитайских племен. Традиционно Фуси представляется в облике человека-птицы, заботящемся о человечестве. Мифы повествуют о том, как Фуси научил людей охотиться и рыбачить, жарить мясо на огне. Именно он считается изобретателем рыболовных сетей и гадальных триграмм. Специалисты предполагают, что в образе Фуси воплотилось тотемное животное – ласточка.

В мифах повествуется и о дальнейшей судьбе Фуси, который, по преданиям, вступил в брак со своей сестрой Нюйвой для возрождения человечества после потопа. При этом согласно ранним мифам потоп был воплощением водного хаоса, а уже после стал трактоваться как наказание за грехи.

Поздняя народная мифология Китая

Для позднего времени в китайской мифологии наблюдается традиция обратная историзации мифических героев. Для Средних веков характерна мифологизация исторических деятелей. Их стали превращать в богов, покровителей городов и ремесел. Сейчас причины обожествления того или иного деятеля кажутся случайными, хотя часто происходило это официально по повелению императора.

Например, мифологизация Лю Бэя, полководца 3 в.н.э. Из его жизнеописаний известно, что в юности он занимался плетением циновок и соломенных туфель, это сделало его в поздней китайской мифологии богом плетенщиков. А его друг Гуань Юй, известный своим мужеством, был обожествлен в качестве стража монастырей, позже – покровителя демонов. А с XVI века он стал богом войны Гуанди. Вот так реальные герои III века до н.э. превратились позднее в универсальных благодетелей.

К концу первого тысячелетия мифологические системы Китая все больше сближаются. Синкретическая мифология объединяет в одну систему буддистскую, даосскую, народную мифологии и героев конфуцианского культа. Еще более активно синкретизация шла в деревне, где в одном храме могли находиться статуи Будды, Конфуция и Лао-цзы. В городах процесс шел медленнее, и приверженцы разных религий еще предпочитали разных божеств.

Однако, синкретизм привел к тому, что в Средние века появился сводный пантеон богов во главе с Юйди. В период позднего Средневековья мифологические герои синкретичного пантеона стали появляться на народных лубках, заменявших китайцам иконы. Эти лубки распространены и по сей день.

В рубрике про мифы Древнего Китая дети узнают о том, как был сотворен мир и жизнь людей, про отважных героев, оберегающих свой народ от зла. Как люди добывали пищу, защищались от разгневанных китайских богов, посылавших трудности, и как научились испытывать чувства и эмоции. Поймут, что происхождение языка, обрядов, этикета – все это пошло из древних восточных сказаний!

Мифы Древнего Китая читать

Название Сборник Популярность
Мифы Древнего Китая 348
Мифы Древнего Китая 387
Мифы Древнего Китая 394
Мифы Древнего Китая 232
Мифы Древнего Китая 12760
Мифы Древнего Китая 557
Мифы Древнего Китая 424
Мифы Древнего Китая 713
Мифы Древнего Китая 378
Мифы Древнего Китая 1194
Мифы Древнего Китая 208

Китай с давних времен славится богатой мифологией. В её историю легли древнекитайские, даосские, буддистские и поздние народные сказания народов Китая. Ей насчитывается несколько тысяч лет.

Главные волевые персонажи становились китайскими императорами и правителями, которых чтили и уважали народы в знак благодарности. Второстепенные герои переходили в сановников и чиновников. Древние люди не знали законов науки, но верили, что всё происходящее с ними – это деяния богов. Благодаря мифологии появились китайские праздники, актуальные и по сей день.

Мифология – образ мышления народа, его предания, верования и учения. Она захватывает дух своими сказаниями и сюжетами. Обычно персонажи в легендах представляются смелыми, непредсказуемыми и бесконечно добрыми. Этих храбрецов невозможно спутать ни с кем из других мифологий! К сожалению, со временем китайцы стали забывать свои мифы, и в наше время сохранились только отдельные отрывки сказаний.

На нашем сайте вы сможете читать мифы древнего Китая с интересом, ведь китайские легенды уникальны в своем роде. В нее легли учения, несущие мудрость и доброту. За счет этого в человеке взращиваются черты человеколюбия, отзывчивости, внутренней гармонии и нравственности. А это так необходимо для детей в будущем.

У племени хэймяо, или черных мяо (названных так из-за темного цвета их кожи), нет письменности, но существует развитая эпическая традиция. Из поколения в поколение они передают поэтичные легенды о сотворении мира и Всемирном потопе. Во время праздников их исполняют сказители в сопровождении хора, состоящего из одной или двух групп исполнителей. Рассказ перемежается стихотворными вставками, состоящими из одного или нескольких пятистиший. Они задают вопросы и сами же отвечают на них:

Кто создал Небо и сушу?

Кто создал насекомых?

Кто создал людей?

Сотворил мужчин и женщин?

Я не знаю.

Небесный Владыка создал Небо и сушу,

Он создал насекомых,

Он сотворил людей и духов,

Сотворил мужчин и женщин.

Знаете ли вы как?

Как появились Небеса и Земля?

Как появились насекомые?

Как появились люди и духи?

Как появились мужчины и женщины?

Я не знаю.

Небесный Владыка премудрый

Плюнул себе на ладонь,

Хлопнул громко в ладоши -

Появились Небеса и суша,

Насекомых сделал из высокой травы,

Сотворил людей и духов,

Мужчин и женщин.

Легенда о Всемирной реке интересна тем, что в ней упоминается Всемирный потоп:

Наслал огонь и зажег горы?

Кто пришел, чтобы очистить мир?

Напустил воды, чтобы омыть землю?

Я, поющий вам, не знаю.

Зе очистил мир.

Он призвал огонь и зажег горы.

Бог грома очистил мир,

Он омыл водой землю.

Вы знаете почему?

Дальше в легенде рассказывается, что после потопа на земле остался только Зе с сестрой. Когда вода спала, брат хотел жениться на сестре, но она не согласилась. Наконец они решили взять по жернову и подняться на две горы, а затем пустить жернова катиться вниз. Если они столкнутся и лягут друг на друга, то она станет женой Зе, если же нет, то браку не бывать. Испугавшись, что колеса раскатятся, брат заранее приготовил в долине два похожих камня. Когда пущенные ими жернова затерялись в высокой траве, Зе привел сестру и показал ей спрятанные им камни. Однако она не согласилась и предложила поставить внизу двойные ножны и бросить в них по ножу. Если они попадут в ножны, женитьба состоится. Брат снова обманул сестру, и она наконец стала его женой. У них родился ребенок без рук и ног. Увидев его, Зе разгневался и изрубил его на кусочки, а затем сбросил с горы. Коснувшись земли, куски мяса превратились в мужчин и женщин – так на земле снова появились люди.

Период с VIII по X век был временем расцвета китайской литературы. После обьединения империи и установления сильной централизованной власти в Пекине появляются представители всех государств Южной Азии. Именно в это время начинают переводить индийские буддийские тексты, а достижения китайской культуры становятся известны в Центральной Азии, Иране и Византии. Китайские переводчики переосмысливают заимствованные тексты, вводят в них мотивы собственных верований и окружающих реалий.

Литературная традиция достигает высшей точки в период династии Тан (618-907 гг. н. э.). В истории китайской литературы Танская эпоха справедливо считается «золотым веком». Благодаря системе экзаменов представители всех сословий получили доступ к знаниям. Процветали искусство и литература, появляется плеяда мастеров короткого рассказа – Ли Чаовэй, Шэн Цзицзи, Ню Сэнжу, а также Ли Гунцзо. Ниже мы приводим одну из его новелл.

Легенды Мяо о сотворении мира

У племени хэймяо, или черных мяо (названных так из-за темного цвета их кожи), нет письменности, но существует развитая эпическая традиция. Из поколения в поколение они передают поэтичные легенды о сотворении мира и Всемирном потопе. Во время праздников их исполняют сказители в сопровождении хора, состоящего из одной или двух групп исполнителей. Рассказ перемежается стихотворными вставками, состоящими из одного или нескольких пятистиший. Они задают вопросы и сами же отвечают на них:

Кто создал Небо и сушу?

Кто создал насекомых?

Кто создал людей?

Сотворил мужчин и женщин?

Я не знаю.

Небесный Владыка создал Небо и сушу,

Он создал насекомых,

Он сотворил людей и духов,

Сотворил мужчин и женщин.

Знаете ли вы как?

Как появились Небеса и Земля?

Как появились насекомые?

Как появились люди и духи?

Как появились мужчины и женщины?

Я не знаю.

Небесный Владыка премудрый

Плюнул себе на ладонь,

Хлопнул громко в ладоши -

Появились Небеса и суша,

Насекомых сделал из высокой травы,

Сотворил людей и духов,

Мужчин и женщин.

Легенда о Всемирной реке интересна тем, что в ней упоминается Всемирный потоп:

Наслал огонь и зажег горы?

Кто пришел, чтобы очистить мир?

Напустил воды, чтобы омыть землю?

Я, поющий вам, не знаю.

Зе очистил мир.

Он призвал огонь и зажег горы.

Бог грома очистил мир,

Он омыл водой землю.

Вы знаете почему?

Дальше в легенде рассказывается, что после потопа на земле остался только Зе с сестрой. Когда вода спала, брат хотел жениться на сестре, но она не согласилась. Наконец они решили взять по жернову и подняться на две горы, а затем пустить жернова катиться вниз. Если они столкнутся и лягут друг на друга, то она станет женой Зе, если же нет, то браку не бывать. Испугавшись, что колеса раскатятся, брат заранее приготовил в долине два похожих камня. Когда пущенные ими жернова затерялись в высокой траве, Зе привел сестру и показал ей спрятанные им камни. Однако она не согласилась и предложила поставить внизу двойные ножны и бросить в них по ножу. Если они попадут в ножны, женитьба состоится. Брат снова обманул сестру, и она наконец стала его женой. У них родился ребенок без рук и ног. Увидев его, Зе разгневался и изрубил его на кусочки, а затем сбросил с горы. Коснувшись земли, куски мяса превратились в мужчин и женщин – так на земле снова появились люди.

Период с VIII по X век был временем расцвета китайской литературы. После обьединения империи и установления сильной централизованной власти в Пекине появляются представители всех государств Южной Азии. Именно в это время начинают переводить индийские буддийские тексты, а достижения китайской культуры становятся известны в Центральной Азии, Иране и Византии. Китайские переводчики переосмысливают заимствованные тексты, вводят в них мотивы собственных верований и окружающих реалий.

Литературная традиция достигает высшей точки в период династии Тан (618-907 гг. н. э.). В истории китайской литературы Танская эпоха справедливо считается «золотым веком». Благодаря системе экзаменов представители всех сословий получили доступ к знаниям. Процветали искусство и литература, появляется плеяда мастеров короткого рассказа – Ли Чаовэй, Шэн Цзицзи, Ню Сэнжу, а также Ли Гунцзо. Ниже мы приводим одну из его новелл.

Из книги Оборотни: люди-волки автора Каррен Боб

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Мо-цзы и его учение о сотворении мира В философии Мо Ди (475-395 гг. до н. э.), более известного как Мо-цзы или Учитель Мо, соединились элементы гуманистического и утилитаристского подхода.Как пишет Мо-цзы, изначально было Небо (которое рассматривалось им как антропоморфное

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Дуалистический миф о сотворении человека и прения с волхвами Итак, славяне, встретившиеся с финно-угорскими племенами на севере Восточной Европы, довольно быстро познакомились с их «чудскими» верованиями и богами. В Новгороде даже стали делать амулеты для чуди -

Из книги Затерянные миры автора Носов Николай Владимирович

Глава 1 ЛЕГЕНДЫ Япония, как и Греция, возникает из сказочного прошлого. Легенды, пришедшие из глубины времен, населены буйными, фантастическими персонажами, от которых происходят жемчужные туманы, они окутывают леса, склоны вулканов, не успевшие покрыться умудренной

Из книги Судьбы моды автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Легенды Эфиопии Тропики. Эфиопия. Темная африканская ночь. Силуэты гор Симиен обрамляют небольшое плато, на котором приютились наши палатки. Рядом с похожей на пальму лобелией горит костер. Проводник с энтузиазмом лупит ладонями по «барабану» - пустой канистре из-под

Из книги Мифы русского народа автора Левкиевская Елена Евгеньевна

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Легенды балета Нина Кирсанова Еще в 1980-е годы в Белграде жила прекрасная балерина, «памятник русской балетной школе», бесподобная Нина Кирсанова. Этот факт казался мне тогда парадоксальным.Помню, с каким волнением набирал ее номер. Она у телефона. Нет, она совсем не

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

Мифы о сотворении земли, природы и Человека В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира На отражение в семантической системе языка этого типа атропоцентризма обратили внимание А.А. Потебня и М.М. Покровский. Так, А.А. Потебня заметил, что

Из книги Мифы и предания славян автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Из книги автора

Из книги автора

О ней слагали легенды В прекрасную дочь аварского владетеля Ахмет-хана Солтанет влюблялись многие, но ее внимание сумел привлечь только один человек. Им был кумыкский князь Аммалат-бек из аула Буйнак, племянник самого богатого на плоскости человека – шамхала