Китайский танец «Чай» из балета «Щелкунчик».

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 19

Тема: Балет. Единство музыки и танца.

Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях; воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Материалы к уроку: портреты композиторов, художников, фотографии исполнителей, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: П. И. Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Сообщение темы урока:

Сегодня мы будем говорить о единстве музыки и танца.

Работа по теме урока:

1. Из истории балета.

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Он наряду с оперой стал одним из самых сложных и богатых видов музыкально-театрального искусства.

Основа балета - танец. В балете танец нашёл своё высшее выражение. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назвать точную дату рождения и «родителей» балета невозможно. Он дитя многих европейских стран; его предки - народные танцы, игры, обряды, состязания, торжественные шествия. Современный балет - это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец и пантомима. В балетном спектакле объединяются и другие виды искусства: музыка, живопись, архитектура.

В эпоху средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко отличаться, танцы сельские и городские также изменились. Эти перемены происходили в разных европейских странах. В XV веке придворные балы превратились в маленькие спектакли. Теперь порядок выходов придворных, последовательность танцев организовывал «мастер бала» - балетмейстер. А ряд танцев, объединённых в единое целое, получил название балета. Возможно, эта танцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета. На протяжении XV -XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом - интермедии, «выходы» придворных, дивертисменты - ряд танцев, не связанных между собой общим сюжетом.

Но вот во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет поднялся на уровень профессионального искусства и надолго соединил свою судьбу с оперой. Объединение театральных жанров оперы и балета утвердилось в творчестве французского композитора Жана-Батиста Люлли.

Природа наградила его редким сочетанием талантов - композитора и танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнёром бывал сам король - 15-летний Людовик XIV. В 1661 году в Париже была основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия музыки», которую в течение 15-ти лет возглавлял, при поддержке Короля-Солнца, Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы, «цитаделью» классического балета. Парижская школа танца дала прочную профессиональную основу многим поколениям учеников. Она продолжает работать и сейчас.

Люлли был также и постановщиком своих спектаклей, часто показывая исполнителям танцы и пантомиму. Что же это такое? Об искусстве балетных танцовщиков великий современник Люлли Мольер писал: «...Актёры своими па, жестами и движениями поясняют взорам всё что угодно, и это называется пантомимой». Итак, пантомима - язык выразительных жестов, поз и мимики.

В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы разделились на сольные, массовые. В качестве сольных танцев исполнялись менуэты, гавоты, сарабанды, бурре (те же, что и в инструментальных сюитах XVII- XVIII веков). Массовые танцы исполнял кордебалет – «хор балета». Сочинял и записывал танцы хореограф (слово «хореография» обозначает искусство записи танцев, а в последние столетия - и танцевальное искусство в целом).

Уже в операх Люлли танцы были самостоятельным эпизодами. Эту традицию продолжили в XVII - XVIII веках Г. Пёрселл, Ж.-Ф. Рамо, К. В. Глюк. Лишь во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства.

Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.

2. Сообщение по теме урока.

Балет, как и опера, относится к жанрам, неразрывно связанным с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют вокальные сцены - замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе, пьесе, сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с огромной художественной силой и убедительностью.

Это означает, что литература не всегда непосредственно «звучит» в музыкальном произведении, что множество образных характеристик, заложенных в словесном тексте, может быть подхвачено и по-своему развито в других видах искусства. Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке и Коньке-Горбунке, мы переживаем и радуемся вместе с их героями, однако их облик, их обаяние остаются за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Как иногда хочется нарисовать полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их характер в звучании музыки, в обрамлении красочных декораций!

Балет открывает перед нами такую возможность. Ведь балетный спектакль не просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов - словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого единой творческой целью.

Искусство балета восходит к ранним формам творческой деятельности человека - народным танцам, пантомиме, музыкально-драматическим представлениям. С этим связано сочетание музыкального, танцевального и зрелищного начал в балете, делающего его одним из синтетических видов искусства.

Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? (Наверное, среди причин - высокая изобразительность балетной музыки.)

Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка». Послушайте музыку, быть может, она вам знакома?

Слушание: П. И. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже», Петра Ильича Чайковского.

Вы оказались в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и неожиданностями. Нежные, «хрустальные» тембры челесты придают музыке очарование и хрупкость. В ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных игрушек, и причудливая игра света, и медленное кружение снежинок. Сколько простора для творческой фантазии художника открывает такая музыка!

Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке. Он приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной, она приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие. Его «Щелкунчик» - музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под просветлённо-радостную музыку ведёт её в волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во сне, они реальны, как правдива всякая сказка.

Не менее изобразительна и прекрасна музыка из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета.

Слушание: С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой, замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какая-то холодная.)

Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что часто вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в уже знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё балетный фрагмент - польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу написал М. И. Глинка.)

Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы - полонез, краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации, обнажая негативные качества врагов – самодовольство и тупость.

Слушание: М. И. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя».

Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала как-то напыщенно, резко, угловато, остро.)

А теперь послушаем, как совсем по-другому - нежно и трепетно – звучат мазурки Шопена! Великий музыкант, воспевающий душу своего народа, способного создавать прекрасные мелодии и прекрасные танцы, - это уже совсем другая Польша, поэтичная и мечтательная, Польша Огинского и Адама Мицкевича. Вслушайтесь в звучание мазурки Шопена - вы поймёте, как много может рассказать незатейливая танцевальная мелодия.

Слушание: Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4.

Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно, мягко.)

Итог урока:

При всей важности танцевальных жанров музыка балета не просто отдельные характеристики, это единый художественный замысел, целостное эмоционально-смысловое содержание. Поэтому подлинного расцвета балет достигает в тех случаях, когда все его выразительные возможности - музыка, живопись, танец, режиссура, исполнение - раскрываются с наибольшей яркостью и полнотой, превращая спектакль в подлинное событие культурной жизни.

Вопросы и задания:

  1. Что означает слово «балет»? Что составляет его основу?
  2. Каковы истоки балета?
  3. Какая страна стала родиной классического балета?
  4. Кто из композиторов XVII-XVIII веков писал оперы-балеты?
  5. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?
  6. Какими качествами, по-вашему, должно обладать литературное произведение, чтобы оно «зазвучало» в балете?
  7. Назовите балеты П. Чайковского.
  8. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте костюмы, подходящие для Золушки и её сестёр.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро»
Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Прокофьев. «Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка»
Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя»
Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Когда я говорю, что на досуге занимаюсь балетом, многие недоумевают. Как же так, балет – и вместо привычного фитнесса? Возникает сразу несколько вопросов: а зачем тебе это нужно? а ты умеешь стоять на кончиках пальцев? а ты можешь сесть на шпагат?

На последние два ответить просто: могу. А вот на вопрос «зачем?» я сама себе не всегда могу ответить. Ведь балериной мне уже не стать и на сцену не то что Большого, но даже нашего Одесского оперного не выйти. Но ведь занимаются же люди теннисом, не выступая при этом на кортах Уимблдона! И балет – это далеко не то, что видно из партера: грим, пачки, ножки в пуантах.

Это в буквальном смысле пот, кровь и работа-работа-работа. Именно поэтому мне хочется поговорить о физической составляющей этого прекрасного искусства.

Классический балет по своей сути абсолютно не физиологичен. Им, наравне с профессиональным спортом, нужно начинать заниматься с раннего детства, иначе тело просто-напросто не удастся «поломать» и заставить работать в непривычном ему положении. Основополагающий фактор, без которого невозможно ни одно (!) классическое па – это выворотность, то есть способность ног развернуться от бедра так, чтобы была видна его внутренняя часть. Вот, например, первая позиция: пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

Выработать эту самую выворотность, не имея к этому предрасположенности, а тем более взрослому человеку (и здесь я имею в виду человека от 14 лет и старше) практически невозможно. Насильное «разворачивание» бедер может привести к серьезным травмам коленей и разболтанности суставов.

Вторая «необходимая необходимость» – это спина. Балерину и даже ученицу балетной школы легко выделить из толпы именно по осанке. Ровная прямая-прямая спина, без прогиба, развернутые плечи, острые «в разлет» ключицы – балерину ни с кем не перепутаешь. Я видела многих девочек из модерна, с прекрасной растяжкой и техникой, но вот классической «балетной» спины у них не было – особенно, это было заметно на больших прыжках, когда они приземлялись с жутким грохотом. Так называемый апломб – то есть умение сохранять баланс в любой позиции, вырабатываемый именно за счет крепкой спины и завязанных в узел лопаток – помогает балерине стоять на одной ножке на пуанте и не падать.

Остальные «балетные» факторы – стопа с высоким подъемом, большой шаг (то есть, банальная растяжка, умение поднять ногу предельно высоко), гибкость – до известных пределов наработать можно. Для этого маленькие детки буквально ломают себя, суют стопы под батарею, отвисают в «минусовый» шпагат с двух стульев и в большинстве случаев добиваются своего.

Балерин с идеальными данными (то есть, чтобы все вышеперечисленное собралось воедино в одном человеке) практически нет. Одна из них, прекрасная Светлана Захарова, знаменита именно своими невероятно длинными ногами, прекрасной стопой «с горкой», гибкой спиной, мягкими легкими руками, длинной шеей, высоченным шагом. Такие, как она, рождаются раз в сто лет. На нее, как на огонь и воду, можно смотреть бесконечно:


Так зачем же, скажете вы, ломать себя, нарабатывать эти мифические данные, если это все равно ни к чему не приведет? Ответить сложно и легко: искусство тревожит душу. И да, я говорю об искусстве именно в физиологическом контексте.

Я помню как летом, в душном зале, при выполнении пируэта, с меняя веером летели капли пота. Я помню, как пуанты после 15-минутного «стояния» на них пропитывались кровью. Я помню, как кричала, пытаясь растянуться на шпагат и прекрасно помню как у меня потемнело в глазах всего от 32-ух маленьких прыжочков «сотэ». А еще я помню эту невероятную легкость и одновременно наполненность после занятия. Это ощущение неведомо тем, кто занимается фитнесом и даже йогой вкупе с пилатесом. Оно стОит всех слез и разочарований в себе и ограниченных возможностях собственного тела. Оно дарит осознание того, что ты занимаешься любимым делом, независимо от того, пачка на тебе или обычный тренировочный купальник.

Говорить о балете и занятиях классической хореографией я могу долго-долго и остановить меня сложно. Поэтому это только вступительная статья.

Что дают занятия балетом во взрослом возрасте?

Чего можно добиться, занимаясь всего два раза в неделю?

Как сесть на шпагат, научиться стоять на пуантах и выработать «балетную» осанку?

Все это и многое другое вас ждет в дальнейших выпусках. Оставайтесь с нами!

Допустим, вам пришла идея расширить горизонты своего культурного сознания, или ваша девушка как-то пробрасывала, что обожает балет, или она ничего не говорила по этому поводу, но вы хотите сделать в ее сторону широкий культурный жест – в общем, вы решили приобщиться к искусству балета.

Для начала я бы рекомендовала современный балет. Но на него пробиться сложновато, потому что это очень модная и актуальная вещь.
Итак, вам достался билет на классический балет, но вы ничего о нем не знаете, кроме Танца маленьких лебедей. Значит вам необходимо немного подковаться в этом вопросе, чтобы чувствовать себя увереннее.

Вот вам культшпаргалка по классическому балету.

1. Исторический ликбез
Несмотря на то, что жанр балета родом из Европы, классического совершенства он достиг у нас, в России во второй половине 19 века. Так что настоящий классический «белый» балет - это наша национальная гордость. И герой темы – Мариус Петипа, француз, работавший в России. Именно он отточил классическую хореографию до эталона. Как Лев Толстой является зеркалом русской литературы, так Петипа воплощает собой русский балет. Даже начинающий балетоман не может не знать этого имени.

Далее. Поскольку балет создает не только балетмейстер, но и композитор, то Чайковский – второй герой нашей темы. Про его шедевры слыхал любой русский человек. Уж Лебединое озеро точно все знают. И Щелкунчик тоже. Еще есть Спящая красавица.

Эти два имени вы должны запомнить твердо!

Кстати, если придете на Лебединое озеро, не ждите, когда же будет знаменитая сцена Умирающего лебедя. Знайте, это вообще другой балет!

2. Кто танцует
В труппе балетного театра очень сложная иерархическая лестница. Назову только три ее ступеньки: кордебалет (это стройные синхронные ряды танцовщиц, создающие на сцене красивые обрамления и узоры), солисты (они исполняют партии второго плана) и премьеры: прима-балерина и премьер. Обратите внимание, по штатному расписанию театра только прима может носить это гордое звание – балерина.

Премьеры – это звезды, главные фигуры в труппе, которые исполняют ведущие партии. Среди этих звезд есть супер-звезды. На их спектакли попасть невозможно. Но все равно вам нужно знать хотя бы парочку имен. Только не говорите, что вы одну знаете, и зовут ее Волочкова. Выбросьте это имя из своего балетного багажа и забейте место, где оно у вас лежало, досками! Выучите на первый раз двух балетных богинь настоящего момента (это на мой вкус): Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.

Премьеры-танцовщики в классическом балете – фигуры второго плана. Их работа – обеспечивать балерине поддержку во всех смыслах. В сольных фрагментах они обычно демонстрируют мощь прыжка. Все великие танцовщики славились именно своим высоким и свободным полетом над сценой.

Возможно, вы слышали два звездных имени – Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Это уже прошлое, но, если запомните их – будет просто здорово.
Здесь Нуриев справа.

Внимание! Не вздумайте всерьез назвать танцовщика балеруном! Если это позорное слово вырвется из ваших уст, вам ничем уже не восстановить вашу репутацию просвещенного балетомана.

3. Как называется то, что они танцуют
В классическом балете легко различить два вида танца: классический и харАктерный, то есть, национальный. В характерном своя система движений, костюмы тоже национальные.

В классическом танце все сложно. Напишу самое-самое, без которого никак.
Сольный танец называется вариацией. Парный – па-де-де. Трио – па-де-труа.
Знаменитое вращение балерины на одной ноге, с выбрасыванием в сторону другую – фуэте. Она должна совершить полный оборот 32 раза, не выходя за линию мысленно очерченного пяточка диаметром приблизительно в полметра. Фуэте – это такая демонстрация технического уровня балерины и больше ничего. Если она еще при этом держит руки на талии, то тогда вообще – рекорд! Чистый спорт, в принципе.

Еще в балете есть пантомима с характерной системой жестов. Что-то вроде речитативов в опере. Если танцовщик отводит руку в сторону партнерши, а потом прикладывает ее к сердцу, это означает… ? Правильно. «Я люблю эту девушку». Если он обводит ладонью вокруг своего лица, это значит, что она очень хороша собой. В общем, тут все понятно без перевода.

4. Во что они одеты
У танцовщиков ничего интересного - просто трико. У танцовщиц классического балета есть два типичных атрибута костюма. Пачка и пуанты.

Пачка – это пышная юбочка из нескольких слоев тюля. Пачки в каждом балетном спектакле разного фасона. Есть в виде длинных струящихся колоколов, есть покороче и есть совсем короткие, как в Лебедином озере. Каждый слой тюля (его уходит до 20 метров на одну пачку) вручную пришивается к трусикам, присбаривается и иногда еще все это укрепляется тонким стальным обручем для лучшей фиксации.

Пуанты – это такая спец.обувь для классического танца, где основная позиция балерины – на кончиках пальцев.


Никакой пробки внутри нет. Твердость мыска создается за счет многослойного обклеивания колодки (у каждой танцовщицы своя) кусочками мешковины и бязи. Слой ткани – слой клея (специально сваренного из двух видов муки), и так далее. Кожаная подошва пришивается вручную к атласному футлярчику туфельки. Потом мастер тщательно ровняет и уплотняет до идеальной гладкости мысок пуанты точными ударами специального молоточка, приклеивает стельку (все это делается у мастера на коленке). Все это сушится в специальной печи.
И это еще далеко не все. Дальше танцовщица сама обычно пришивает атласные ленточки к пуантам, и доводит их до конечной степени удобства.

Все это описание я специально так растянула, чтобы сказать в заключение, что срок эксплуатации одной пары этого хитрого изделия ручной работы равен примерно сорока минутам (продолжительность балетного акта). Дальше они годны только в качестве сувенира. После антракта балерина выходит на сцену в новой паре, которую через сорок минут ждет та же участь.

Речь, конечно, о примах в сложных партиях. Кордебалет не так расточителен)
Эта информация пригодится вам также, чтобы поддержать интересную беседу в антракте)

5. Когда аплодировать
Тогда же, когда и в опере. Но в балете принято также «хвалить» танцовщиков после каждого номера. Но тут вы не запутаетесь, потому что в балете обычно есть клака, то есть специально обученные люди из балетных, которые организуют «своим» солистам успешный прием публики. Они хлопают, когда надо, и кричат «браво» особыми, поставленными голосами.

6. Неужели вся эта классика дошла до нас в неприкосновенности?
Нет, во времена Петипа и Чайковского балет выглядел иначе. Пачки были длиннее, ноги не принято было поднимать слишком высоко (выше, чем на 90градусов), а сами балерины были довольно приземистые и фигуристые девушки, правда, гибкие и хорошенькие (недаром они пользовались повышенным спросом у мужской половины высшего света и императорского двора).
Это начиная с высокой Анны Павловой (рубеж 19 и 20 веков) танцовщицы стали увеличиваться в росте и стремительно худеть. Теперь золотой стандарт балерины – невозможная худоба, длинные руки, ноги и шея, маленькая головка, выразительное лицо.
Вот фото для сравнения.
Это Мария Кшесинская, которая прославилась не только своими балетными успехами и красотой, но и тем, что она была любовницей последовательно нескольких членов русской императорской фамилии.
А слева кордебалет из постановки Лебединого озера 1892 года. Посмотрите на тяжеловесных танцовщиц в левом углу. Каждая как две Волочковых. И обратите внимание на пачки. Совсем не то, что сейчас.

Прошло больше ста лет. Теперь балерины вот такие тростиночки(это Диана Вишнева) и кордебалет в Лебедином озере совсем иначе выглядит.

7. Как отличить хороший балет от плохого.
Если вы видите на сцене кордебалет, где танцовщицы разного роста и телосложения, нет синхронности, если прима коренаста и тяжела, если премьер красиво водит руками, но плохо прыгает, то это низкое качество.
Если балет настоящего качества, вы сразу это поймете безо всякого анализа. Вы просто будете ахать и восхищаться этой красотой.

И помните, пожалуйста, сколько труда вложено в это зрелище! Даже спектакль среднего уровня заслуживает ваших бурных аплодисментов.

Словарь основных балетных терминов

Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения - основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик - балетмейстер и исполнитель - артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения. Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.

В балете существуют основные движения и понятия, которые каждый любитель этого искусства должен знать! Основные 4 позы в балете носят названия - Арабеск, Экарте, Алясгон и Аттитюд. Это позы, в которых исполнитель балансирует на одной ноге, держа другую в этот момент в воздухе.

АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).

АССАМБЛЕ . Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.

Адажио - Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.

Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.

Глиссад - специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.

Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.

Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту.

Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание.

ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета - арабеске, аттитюде, алясгоне.

КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.

Баллон (от фр. ballon, от balle - шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.

Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).

Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.

ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды - коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.

Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией

ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.

ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.

Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.

СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.

ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами - элемент мужского танца.

Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).

ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.

Ронд дэ Жамб - если переводить дословно с французского - круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.

Шажман дэ Пье - специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.

Фуэте - самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.

Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.

ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.

А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.

Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок.

ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.

Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.

ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете - танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.

УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая - экзерсис (упражнение) у станка и большая - экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.

БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.

Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).

ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.

Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps - личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.

Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).

Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета.