Корделия, дочь Лира - Глафира Тарханова
Впечатления очень разнообразные, надо сказать.
Из понравившегося:
- собственно, Райкин:) Он мне очень нравился всегда, но - молоденький, в фильмах. И вот "сбылась мечта идиота" - увидела таки Константина Аркадьевича на сцене.
- игра некоторых актеров. Вот очень-очень - Эдгар (Артем Осипов). Смешно - думала, что еще Король Французский понравился, и уже после рассмотрела, что это тот же Артем Осипов:) Еще Шут был мил.
- последняя сцена с роялями.
Из не-понравившегося:
- безумно шумно. Просто какофония звуков. Еще ощущение, что аппаратура не слишком хорошая:(
- слишком много приемов, которые довольно-таки старые (собственно, и спектаклю не первый год, конечно), и которые прямо такит орут со сцены: "А мы - орининальные приемы режиссера!!!". Неинтересно.
- игра большинства актеров, как ни странно. Особенно дамы не порадовали. Вообще интересно - ощущение, что каждый играл свое - кто искренне и эмоционально, кто отыгрывал "приемы", кто декламировал и заламывал руки. Это, конечно, забавно наблюдать, но не более.
Итог по спектаклю - смотреть было нужно, хотя бы ради Райкина... И чтобы составить свое мнение, ибо если верить отзывам, большая часть зрителей в неописуемом восторге, а меньшая (но все же заметная) часть - оскорблена в лучших чувствах:)) Но "вау" не случилось, так что... Просто сложилось мнение.
Вот несколько фото из интернета. Для передачи атмосферы:)
Вообще, это мой второй поход в Сатирикон ( лет 5 назад), и я прихожу к выводу, что театр, видимо, "не мой". Кроме всего прочего, он совершенно не ориентирован на зрителя. Ничего для удобства. Перед гардеробом - ни одной (!) лавочки. Опоздавших в зал не пускают - совсем. Никаких "постоять в последнем ряду, чтобы не мешать". Я бы еще поняла такое в маленьком зале, где каждое движение оттягивает внимание со сцены - но здесь-то зал огромный, и копошения в нем хватает! Кстати, когда кто-то выходил посреди действа (видимо, не выдержали), это как бы не мешало, видимо:) Дамы капельдинеры не знают, как места в зале распредлелены. Благодаря их "помощи" пришлось пробираться через весь ряд с 1го до 18 места. Ряд был 20, там места, на самом деле, не так идут, как в других, но - на то они и служители театра, чтобы, посмотрев на билет, направить зрителя на места, нет? И эти объявления о телефонах и фотосъемке - безумно неприятно. Особенно доставило, что дамы-служительницы бегали по залу до начала и орали на пытавшихся сфотографироваться в зале, грозились отобрать аппаратуру.
Для режиссера Юрия Бутусова стал уже далеко не первым обращением к шекспировскому наследию. Многие помнят его «Гамлета» на сцене МХТ и две постановки в Сатириконе: «Ричард III» и «Макбет» (правда, в интерпретации Ионеско).
Трагедия Короля Лира, возомнившего себя равным Богу и раздавшего дочерям свое королевство, превращается не только в распад семейных связей и безумство Лира, но и означает распад страны и потерю личности.
Как известно, во времена Шекспира в театрах не было декораций, а для того, чтобы публика не путалась, на сцену выходил актер с табличкой, на которой было обозначено место действия. В спектакле «Король Лир» такая табличка тоже имеется, но на ней ничего не написано, потому что у Юрия Бутусова действие никак не привязано ни к месту, ни к времени.
Впрочем, «Короля Лир» давно уже играют вне географии и исторических привязок. Пьеса Шекспира стала произведением на все времена и делает честь для репертуара любого театра. В Сатириконе спектакль «Король Лир» вызывает интерес публики не только очередной трактовкой шекспировского шедевра, но и исполнением роли Короля Лира великолепным Константином Райкиным.
Художник Александр Шишкин создал для спектакля «Король Лир» в Театре Сатирикон впечатляющее сценическое пространство. Массивные красные двери никуда не ведут, а за ними виднеется кукольное лицо восточной маски, кирпичный задник и обломки каких-то декораций. Создается ощущение, что актеры играют бессмертную
Пьесу на обломках театра, к счастью, не своего. Еще на сцене стоят три старых рояля, которые, наподобие чеховского ружья, пригодятся только в потрясающей финальной сцене спектакля, когда Лир будет безуспешно пытаться усадить перед ними своих мертвых дочерей.
В начале спектакля «Король Лир» дочери и их мужья участвуют в разделе королевства. За большим столом сидит Гонерилья (Марина Дровосекова), Регана (Агриппина Стеклова) и Корделия (Марьяна Спивак). Между ними стареющий Лир и его верный Кент (Тимофей Трибунцев), Глостер (Денис Суханов) и Эдгар (Артем Осипов).
В роли шута неожиданно появляется Елена Березнова. Возможно, это режиссерская отсылка к шекспировским временам, когда мужчины играли все женские роли. Шуту, кстати в этой постановке не повезло: если у Шекспира он просто исчезает после бури, то у Бутусова его душит обезумевший Лир.
Константин Райкин утверждает, что Юрий Бутусов собирался ставить «Ревизора», но планы режиссера изменились, и на сцене Сатирикона появился спектакль «Король Лир» , а вместо роли Городничего Константин Райкин получил неожиданное предложение сыграть Короля Лира.
Театралы со стажем, конечно, помнят роль Гамлета в постановке Роберта Стуруа, а совсем недавно в течение нескольких сезонов Райкин появлялся на сцене в образе Ричарда III. И вот, еще один король в исполнении талантливого артиста - на этот раз несчастный Король Лир.
Посетители сайта БилетСервис имеют возможность заказать билеты на спектакль «Король Лир» в Театре Сатирикон и насладиться игрой замечательных актеров в великом шедевре Вильяма Шекспира.
(Планета КВН)
Трагедия в 2-х действиях (3ч) 12+
У. Шекспир
Режиссер:
Юрий Бутусов
Лир:
Константин Райкин
Гонерилья:
Марина Дровосекова
Регана:
Агриппина Стеклова
Корделия:
Марьяна Спивак, Глафира Тарханова
Глостер:
Денис Суханов
Эдмонд:
Антон Кузнецов
Эдгар, король Французский:
Артем Осипов
Шут:
Елена Березнова, Елизавета Мартинес Карденас
Кент:
Тимофей Трибунцев
и другие Даты:
10.05 пт 19:00
Рецензия "Афиши":
Короля Лира в этом спектакле играет Константин Райкин. Причина уже достаточная, чтобы на спектакль пойти: ведь актеров такого масштаба и профессионализма сегодня – по пальцам пересчитать.
Этот Лир живет в мире, словно созданном на обломках разных миров и цивилизаций. Этот Лир носит черную вязаную шапочку, которую называет короной, и костюм без особых примет эпохи. Средневековый властитель? А может, сильный мира сегодняшнего? Здесь это не важно. Старый как мир сюжет – будь то про короля, разделившего свое королевство и оставшегося не у дел, или про простого отца, оставившего детям наследство при жизни и вместо благодарности получившего ненависть и агрессию, – в итоге это сюжет про трагический распад семьи. В этой игре важно лишь то, что Лир – Человек.
В игре – потому что спектакли Юрия Бутусова – всегда «сеансы театральной игры». Он умеет сдуть с классической истории пыль веков и рассказать ее увлекательно. Известный выдумщик, он не дает зрителю заскучать, насыщая свои постановки шутками, почти цирковой клоунадой и эффектными придумками, нередко очень театральными, но подчас и, увы, холостыми.
Грубая фактура, яркие краски, резкие жесты, простые чувства... Этот спектакль жёсток и современен. Но все же – кто он, этот Лир? И в чем причина его поступка, запустившего череду трагических событий? Может быть, вам удастся разгадать?
Режиссер Ю. Бутусов. Художник А. Шишкин. Балетмейстер Н. Реутов.
Мария Колганова
В спектакле участвуют:
Сломанное королевство
"Король Лир" в "Сатириконе"
Московский театр "Сатирикон" открыл сезон премьерой спектакля по трагедии Шекспира "Король Лир" в постановке Юрия Бутусова. Заглавную роль сыграл художественный руководитель театра Константин Райкин. Рассказывает .
Критикам сейчас впору писать глубокомысленные статьи о причинах очередной шекспиризации всей страны. В Москве только на прошедшей неделе – две премьеры: "Антоний и Клеопатра" в "Современнике" и "Король Лир" в "Сатириконе". Еще свежи впечатления от "Лира" Льва Додина и "Гамлета" того же Юрия Бутусова в МХТ. "Король Лир" в "Сатириконе" как гость, который пришел словно ниоткуда – и без конкретного дела. Кого-то такие посетители только раздражают, в театре же особенно они могут оказаться более интересными, чем деловитые партнеры. На сей раз новая версия шекспировской трагедии в конце концов "уходит", так и не разъяснив своих намерений.
"Короля Лира" традиция давно разрешает играть в отрыве от конкретной почвы. И в том, что даже самый дотошный зритель никогда не определит, где и когда происходит действие спектакля Юрия Бутусова, ничего удивительного нет. Он поставлен вне географии или истории, потому что поставлен он на обломках театра – не "Сатирикона", разумеется, дай бог всем театрам так прочно и осмысленно стоять на ногах, как получается у этого,– а на обломках, можно сказать, мирового театра. Сцена "Сатирикона" обнажена постоянным соавтором Бутусова художником Александром Шишкиным до кирпичного задника и больше всего похожа на склад декораций. Массивные красные двери ведут в никуда; виднеются не относящиеся к делу картины – из других каких-то спектаклей, фанерные листы и доски готовы стать материалом еще для каких-то постановок, а неровная отливающая серая масса, которая покрывает пол, напоминает об отвалах пустой породы.
Юрий Бутусов не боится добавлять к этой субстанции все новые и новые килограммы. Судя по этому спектаклю, он не принадлежит к режиссерам, чахнущим над златом собственного замысла,– не задумываясь отправляет в отвалы то, что еще десять минут назад могло показаться дорогим ему. Такие решения рассыпаны по спектаклю, но режиссер с легкостью отказывается от любого из них в пользу чего-то нового. Лишь бы это стало для зрителя очередным внешним раздражителем, будь то какой-нибудь странный объект оформления, переброс действия в углы широченного просцениума "Сатирикона" или появление неожиданной интонации – вроде кукареканья Глостера (Денис Суханов), скрывающегося в пианино, появления белых мертвецких масок на лицах актеров – или сильного смыслового акцента: Лир у Бутусова душит шута, которого против обыкновения играет здесь не актер, а актриса.
Раз мир лежит в обломках, спроса с театра никакого: что осталось, то и видно. А от чего именно остались те или иные обломки, додумайтесь сами. Отпустивший бороду (впрочем, недлинную) Константин Райкин играет Лира не королем, но озабоченным, упертым, сосредоточенным на какой-то важной для одного него мысли человеком. В игре его многое может казаться не слишком прочерченным, пока вдруг не придет ощущение, что райкинский Лир очень хочет сойти с ума – не боится безумия и не притворяется ненормальным, но истово жаждет помутнения рассудка. Может быть, именно оттого, что все вокруг него в развалинах, а собрать – вне его сил.
Не уверен, что это самая органичная для Райкина-актера тема. Но от спектакля в памяти остаются прежде всего две райкинские сцены. Одна – во втором акте, когда заглавный герой буквально вырастает на авансцене из вороха газет и силой своего дарования сжимает в кулаке зрительское внимание, произнося наконец-то действительно безумный и одержимый монолог. Вторая – финал, в котором Лир суетливо мечется между телами дочерей, пытаясь каждое из них прямо усадить на табуреты перед тремя роялями. Мертвые дочери оседают и падают, а Лир неустанно поправляет и поправляет их поочередно, пока свет не затухнет окончательно. Его мечта осуществилась, он стал безумным. Но за это лишен избавления смертью – не обессмертен, но обречен на муку одиночества.