Кто такой Виктор Бут на самом деле? Краткая биография Виктора Бута. Дело Виктора Бута

Бут Николай Яковлевич
Во имя жизни
1965
Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»
Холст, масло. 250 х 230
Инв. № жсг-569
Получено из Политуправления Краснознаменного Черноморского Флота на временное хранение (акт от 01.11. 1968 г.); по акту № 104 от 02.11.1992 г. с временного хранения переведены на основной учет.
Керченский историко-культурный заповедник. Картинная галерея

Погиб пулеметчик, отражавший атаку фашистов. Из мрака штолен навстречу врагу осторожно выходит старший лейтенант. Молодой офицер не участвовал в бою из-за своего ранения, но услышав тишину, понял, что наступил его черед. Зажав в руке гранату, он идет на верную смерть.

БУТ Николай Яковлевич (1928, хутор Погожа Криница, Сумская область –1989)
Заслуженный художник РСФСР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР. Годы фашистской оккупации пережил в Таганроге. В 1945–1949 учился в Ростовском художественном училище. За годы учебы создал триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 гг.» Учеба в художественных институтах Москвы (3 года занятий в мастерской профессора В.П.Малькова) и Харькова (у педагогов А.А.Кокеля, Л.И.Чернова и других) приобщили художника к лучшим традициям русского батального жанра. Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953–1957). С 1959 – художник Студии военных художников им. М.Б.Грекова (Москва), участвовал в создании первой советской панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». В 1968 награжден золотой медалью имени М.Б.Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва». В 1968 присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». Награжден орденом «Знак Почета»; орденом «Красная звезда», Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присуждены диплом Академии художеств СССР, Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко за диораму «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). Почетный гражданин города-героя Керчи (1989).
Циклом «Аджимушкай. 1942 год» художник сумел передать горькую правду войны, аджимушкайскую трагедию. Создание подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях близ Керчи явилось следствием ликвидации Крымского фронта в мае 1942, когда в окрестностях города шли тяжелые арьергардные бои и далеко не все войска смогли переправиться через Керченский пролив. В штольни, образовавшиеся в результате добычи строительного камня в течение последних двух столетий, спустились отдельные части регулярной армии – более 10 тысяч воинов различных родов войск. Кроме того, в каменоломнях нашли убежище почти 5 тысяч мирных жителей – дети, женщины и старики, пережившие первую гитлеровскую оккупацию. Подземный гарнизон 170 дней и ночей вел борьбу с фашистами в условиях полного окружения врагом, стремившегося силой оружия, взрывами кровли, газовыми атаками, голодом и жаждой подавить сопротивление его защитников. В ноябре 1943, спустя год после завершения обороны, в штольни спустились воины-десантники - освободители Керчи. В их числе был и крымский поэт Илья Сельвинский, который написал следующие строки:
«Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством. Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая!»
Стихотворение И. Сельвинского «Аджимушкай», опубликованное в печати, произвело на юного художника глубокое впечатление. Но только в 1960 году уже сложившимся профессиональным художником он впервые приехал в Керчь, чтобы увидеть все своими глазами. Художник начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Его творческие планы изменились, когда он стал работать над темой. Вместо одной работы появляется триптих, а вслед за ним - целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год». За короткое время было создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю – стать в положение очевидца событий. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности, внутренней динамике образов. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Картины, посвященные защитникам подземной крепости, – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных биографий, сплетенных в Аджимушкае в одну судьбу. Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н.Я.Бута заключается в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.

Николай Яковлевич Бут — народный художник России и Украины, снискавший особое уважение у керчан. Благодаря ему, многие поколения по его картинам могут увидеть те страшные события, которые происходили в печально известном .

Николай Яковлевич родился на Украине в небольшом хуторе Погожа Криница в Сумской области в 1928 году. В 1934 году семья Бут переехала в Таганрог, где и встретили Вторую Мировую войну. Оккупацию фашистов и ужасы войны Николай переживал там же. К 13-14 годам в нем проснулась тяга к художеству. Возможно на него оказала сильное влияние война, он предпочитал создавать произведения на тему исторических баталий. После окончания Второй мировой Бут поступил в Ростовское художественной училище, где написал свой первый триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 гг.»

После Ростова переехал в Харьков, где продолжил обучение в художественном институте. Кроме живописи, Николай Яковлевич увлекался актерским искусством, почему в итоге он выбрал труд художника Николай ответить не смог. Выпускаясь из института, Бут представил в качестве дипломной работы холст, посвященный защитникам Брестской крепости. Полотно так поразило комиссию, что его рекомендовали на выставку «40 лет Вооруженный Сил СССР».

После этой выставки перед Николаем открылись двери Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Как раз в этот период художники студии искали новые способы передать события войны на холсте, как один из примеров новых художественных решений использовали Бородинское сражение глазами Ф.И.Рубо, и другие его творческие поиски.

В 60-х гг. Бут был среди тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва». Но одной из тем полотен Бута на протяжении долгих лет стала тема Аджимушкая. После войны события, произошедшие на Керченском полуострове, в Аджимушкайских каменоломнях были под запретом цензуры, а сам Аджимушкай считался позором Советской Армии, «партизанщиной». Но постепенно историческая правда обнажалась и приходило справедливое осмысление тех событий.

В 1960 году Николай Бут впервые побывал в Аджимушкае. В каменоломнях художнику пришло желание написать картину о жертвах войны, но в итоге одна работа, как задумывал автор превратилась в цикл художественных произведений, множество эскизов, зарисовок. Тема Аджимушкая так задела Бута, что он создал целый ряд полотен с емким названием «Аджимушкай. 1942 год.»

Картины из этой серии успешно выставлялись на художественных выставках в Москве, Одессе, Донецке, Севастополе и Симферополе. Когда выставка приехала в Керчь ей выделили помещение на втором этаже церкви, здание которой тогда принадлежало Керченскому историко-археологическому .

Российский бизнесмен Виктор Бут, отбывающий 25-летний тюремный срок в США по обвинению в подготовке сговора с целью убийства американских граждан и материальной поддержки терроризма, все еще находится в тесной трехместной камере, куда его поместили по решению дисциплинарного слушания в порядке наказания за телефонный разговор с журналистом телеканала RT, имени которого не было в списке разрешенных администрацией тюрьмы контактов россиянина. Бута также лишили телефонных звонков домой и покупок в тюремном магазине на два месяца. Срок административного наказания истек, теперь он может звонить родственникам и друзьям, но из блока трехместных камер его переводить не торопятся. Корреспондент РИА Новости Евгений Беленький, имя которого занесено в список разрешенных контактов россиянина, поговорил с Бутом по телефону.

Виктор, привет! Рад снова тебя слышать! Как ты?

— Спасибо, в порядке. Рад звонку!

Расскажи в двух словах о блоке трехместных камер, куда тебя поместили в порядке дисциплинарного взыскания.

— Это одно из наказаний — перевод в новый блок общего режима, построенный в 2002 году. Тут камеры сначала были на двоих, с двухэтажными койками, а потом втиснули еще третью койку поперек, так что сейчас здесь тесновато, похоже на купе в вагоне. Но зато большая общая зона, такая, как, знаешь, такой дворик со стульями, как показывают в кино про американские тюрьмы. И еще хорошо, что этот блок с кондиционером. Старые корпуса строились в шестидесятые годы, там кондиционеров нет, поэтому летом очень жарко. Летом тут температура поднимается до 35-36, даже иногда до 40 градусов, а влажность бывает в некоторые дни до 100%, практически как в Таиланде… Все остальные общие зоны, в которых заключенные могут находиться в течение дня, те же самые, они одни и те же на все блоки, кроме спецблока коммуникационного контроля, в котором я был в первые годы. Днем мы просто переходим из барака в барак, столовая та же самая, в которой я питался до наказания за разговор с журналистом RT.

А как соседи по камере? Как отношения с ними?

— Здесь дают возможность выбирать соседей, чтобы не было конфликтов. Соседи у меня нормальные.

Как сейчас с питанием? Тебе удается поддерживать твою вегетарианскую диету?

Юрист: не исключаю, что в США придумают еще "способы воздействия" на Бута Россиянину Виктору Буту увеличили срок пребывания в американской тюрьме за якобы производство алкоголя в камере, сообщают СМИ. Юрист в области международного права Тимур Маршани в эфире радио Sputnik назвал ситуацию политизированной.

— Своими усилиями (смеется) . Тут у нас во дворике трава растет. Летом травы почти не было, было слишком жарко. Сейчас травы много, и я в ней нахожу съедобные растения — одуванчики, дикий цикорий, дикий лук. В столовой с овощами не очень: бывают салатные листья, к ним добавляют немножко огурца типа нашего парникового, морковь, которая всегда не свежая, а консервированная.

Вот и приходится дополнять диету самостоятельно: собирать на тюремном газоне съедобные растения и делать из них себе салат. Овощи у них здесь вообще считаются каким-то продуктом-изгоем: всех интересует мясо и сыр прежде всего. Многие мои товарищи по блоку едят чипсы с "Кока-колой" и от этого балдеют, а меня считают чудаком, который хочет сам себя отравить (смеется) .

— Какую реакцию у заключенных вызывает развитие российско-американских отношений в нынешней стадии? Как-то реагируют заключенные на встречу президентов, которая состоялась во Вьетнаме?

— Большинство заключенных не реагируют никак: они далеки от политики. Но есть те, кого политика интересует, и эти люди, как я заметил, все больше поддерживают Трампа и последними словами ругают демократов и то, что они здесь, в Америке, устроили за время своего правления. Многие заключенные не принимают ухудшения отношений с Россией и считают происходящее сейчас чем-то бессмысленным и непонятным. Интересно, что многие из тех, кто интересуется политикой, хотят после освобождения уехать из США, и я часто слышу вопрос о том, впустит и примет ли Россия человека с судимостью. Я говорю, не знаю, самый простой способ узнать — попробовать. Когда освободитесь, подайте документы на российскую визу.

© Предоставлено Аллой Бут

© Предоставлено Аллой Бут

А как с преподаванием русского языка? Я помню, у тебя даже собиралась целая группа, которую ты учил русскому?

— Учат, учат. Один есть ученик, с которым мы уже можем на некоторые темы беседовать по-русски, он может петь несколько русских песен. Занимается упорно, пять раз в неделю со мной и еще по часу в день сам, ему интересно. Другие хотят заниматься раз в неделю и за два месяца выучить русский. Я им сразу сказал, это не получится. Надо по крайней мере год пахать часа по три в день. Остались те, кто понял, что заниматься надо регулярно, — вот с ними и занимаемся. И еще нужны учебники, конечно. Того, что есть, не хватает. Мы до сих пор занимаемся по учебникам начального уровня, а следующих частей пока добыть не удалось.

Я знаю, что, помимо занятий йогой, спортом, преподаванием русского, ты еще рисуешь. Карандаш?

— Карандаш, уголь, пастель. Учусь рисовать. Мне прислали хорошие учебники. Есть женщина из Канады, Дроздова Анна, она уже давно меня поддерживает. Анна прислала мне очень хорошие наши учебники, прекрасный "Курс академического рисунка" Николая Ли, вот я сейчас по этому учебнику и занимаюсь.

© Предоставлено Аллой Бут


© Предоставлено Аллой Бут

Я слышал, что у вас в тюрьме была выставка работ заключенных.

— Это было в прошлом году. Они тут каждый год проводят выставку картин, написанных и нарисованных заключенными. Здесь есть человек шесть-семь, которые хорошо рисуют, пишут маслом, акварелью. На эти ежегодные выставки приглашают профессора живописи из местного университета. Очень интересный человек, надо сказать: он сам сидел в тюрьме в молодости и там же начал рисовать. Освободился, поступил в университет на факультет живописи, окончил его, и остался там преподавать. Он с очень большим пиететом относится к тюремным художникам, старается помочь, мотивировать их. Говорит им постоянно, что не надо отчаиваться, надо использовать тюремный опыт как положительный, а не отрицательный. Выставку проводили в спортзале, там много работ выставили, и он эти картины высоко оценил. Мне сказал, что надо продолжать заниматься рисованием, больше работать, попытаться нарисовать какую-то большую картину.

Времени мало остается. Скажи, есть ли что-то такое, что ты хотел бы сказать для публикации в РИА Новости?

— Конечно. Хочу домой! Заберите меня! (смеется) Что еще сказать? Понятно, что все понятно… Будем продолжать смотреть этот цирк, который происходит… Пожелать хочу, наверное, всем быть начеку, потому что, как говорили в старое время, "размахивая жупелом империализма, Америка готовит новые провокации". Вот в чем дело… На мой взгляд, взгляд немного со стороны, к сожалению, времена будут очень сложные, судя по всему. Просто так они от этого всего не откажутся — от того, что говорят и делают сейчас, — и будут делать все, чтобы устроить какую-то войну с Россией, втянуть Россию в конфликт так или иначе. Достаточно посмотреть на то, что они в Европе делают, что на Украине делают. К чему это приведет? Тут вот вчера, сегодня все СМИ напали на Трампа только за его слова о доверии Путину и необходимости сотрудничества с Россией, сказанные после встречи во Вьетнаме.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017

Н. Бут. Солдаты подземного гарнизона.
Аджимушкайские каменоломни – один из самых значительных памятников боевой
славы города – героя Керчь. Самой яркой страницей в истории Аджимушкая стало
сопротивление легендарных подземных гарнизонов Центральных и Малых
Аджимушкайских каменоломен в мае – октябре 1942 года. Бойцы и командиры
Красной Армии в это время проявили стойкость и героизм, продемонстрировали
величайшие моральные качества, верность воинской присяге и преданность своей
Родине.
В мае 1942 года гитлеровцы начали наступательные действия на Акномайском
перешейке. Непрерывные атаки немецких танков, бомбёжки с воздуха вынудили
Крымский фронт отступать. На переправе в Тамань скопилось много подразделений
войск. Так, часть войск фронта закрепилась у Аджимушкайских каменоломен, чтобы
сдержать натиск врага. Немцам удалось окружить отряд, несколько тысяч бойцов и
командиров. Они приняли решение уйти в каменоломни, чтобы продолжать бороться.
Руководители обороны – командир – подполковник П. М. Ягунов, а после его смерти –

подполковник Г. М. Бурмин, начальник штаба – старший лейтинант П. Е. Сидоров,
старший батальонный комиссар И. П. Парахин и подземный гарнизон в 10000 бойцов с
5000 мирных жителей.
Подземные каменоломни стали сражающейся крепостью на 170 дней и ночей без воды,
еды и боеприпасов. Выполняя свой воинский долг, они сражались, выполняя смелые
операции, нанося врагу существенные потери.
Фашисты блокировали выходы, взрывали своды подземелья, закачивали смертоносный
газ, но сломить сопротивление подземных гарнизонов не могли. В живых осталось
немногим более 200 человек.
Закончилась война. Прошли года. Постепенно начался активный поиск и исследование
этого подвига. Этой страницы Великой Отечественной войны.
Народный художник России и Украины Николай Яковлевич Бут в Керчь приехал в
1960 году. Человек он был военный, в звании – майор. Благодаря его неиссякаемой
энергии и таланта художника – баталиста, сегодня новое поколение керчан могут
увидеть в его полотнах те страшные события ВОВ.
Николай Яковлевич родился на Украине в хуторе Погожа Криница Сумской области в
1928 году. В 1934 году его семья переехала в Таганрог. Семилетним мальчиком он
встретил войну с её ужасами и морем слёз. Таганрог был оккупирован.
Утром 17 октября 1941 года в Таганрог вошли германские войска. Зазвучала чужая
речь, началась «новая» жизни с ещё более страшными последствиями. Расстрелы
мирного населения, патриотов, женщин и детей. Была введена трудовая повинность с
14 лет. Раненых красноармейцев отправили в лагерь. К морю спускаться было
запрещено, а с весны 1942 года началась массовая компания вывоза населения в
Германию…
Наконец наступил конец 680 дневной оккупации. Этот кошмар ярким пятном врезался
в память Николки Бута. В « Балке смерти» погибло много его родственников и
знакомых. Так он выработал свойство своего характера – быть достойным человеком.
К 13 – 14 годам в нём проснулась тяга к художеству. Его интересовала история и он
стал рисовать исторические баталии. Читал исторические романы и рисовал, рисовал…
Война закончилась. С ворохом своих зарисовок карандашом, какой попадался под руку
и предстал Николай Бут перед комиссией для поступления в Ростовское
художественное училище. Тогда уже он нарисовал свой первый триптих « Борьба
украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654гг». Такого емкого
восприятия действительности комиссии ещё не приходилось встретить. Николай Бут
был принят на учёбу. Затем, в Харькове, Николай Яковлевич закончил
Художественный институт и увлёкся актёрским искусством…

На его счету была бурная студенческая жизнь с участием в художественной
самодеятельности вуза. Со сцены он великолепно читал отрывок из поэмы Т. Г.
Шевченко « Гайдамаки», Н. В. Гоголя « Тарас Бульба». Первые места были его.
Увлечение было таким сильным, что он одновременно являлся студентом двух вузов –
театрального, ГИТИСа. А Суриковский институт всё же победил! Дипломная работа
требовала готовности к защите. « Брестская крепость» ­ взяла и оставила его в
художниках. Молодой художник выставлял эту картину в Москве к « 40лет
Вооружённым Силам СССР» и был приглашён в Студию военных художников и до
конца жизни не снимал военный мундир.
Сердце Николая Яковлевича Бута коснулось Аджимушкая только в 1960 году. Он был
уже маститым художником, имел большое количество выставок в Москве, Одессе,
Донецке, Севастополе. Первая выставка, как художника, состоялась в Керчи и была
организована в церкви на втором этаже при храме А. Невского. А с 1968 года Николай
Яковлевич постоянно приписался в городе Керчь. С 1985 года (в День Победы) его
экспозиция выставлена постоянно в Картинной галерее на Театральной улице. Эта
экспозиция называется кратко, но ёмко: « Аджимушкай. 1942год.»
Николай Яковлевич Бут написал об Аджимушкае более 150 работ и оставил нам
неоценимый памятник героям Аджимушкая. На протяжении долгих лет Н. Я. Бут
трудился над этой темой. Хотел написать одно полотно, а получился цикл
художественных произведений. Приходилось работать под запретом об этих событиях
войны, виной были бездарные действия командиров верхнего эшелона власти того
времени. Прошли десятилетия пока историческая правда была переосмыслена в
положительном ракурсе.
Николай Яковлевич Бут сам спускался в каменоломни с фонариком и факелами, чтобы
ощутить этот массовый героизм солдат и командиров. И вот, они стоят во весь рост на
его полотнах, размеры которых так велики…

17 ноября 1989 г., ровно 20 лет назад, ушел из жизни Николай Яковлевич Бут,
народный художник РСФСР, лауреат ряда государственных премий и наград,
Почетный гражданин города-героя Керчи
Его творческие заслуги неоднократно были отмечены еще при жизни художника. В 1968 г. он был награжден золотой медалью имени М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (Москва, 1967 г.), в этом же году ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». В 1972 г. присуждена премия имени Вита Неедлы (ЧССР) за цикл картин «Словацкое национальное восстание». В 1975 г. художник награжден орденом «Знак Почета»; ему присужден диплом Академии художеств СССР за цикл картин «Героическая морская пехота». В
1979 г. присуждена Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко за диораму «Битва за Днепр (форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). В 1980 г. присвоено почетное звание «Народный художник РСФСР». В 1982 г. Н. Я. Бут награжден Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР». В 1986 г. он был награжден орденом «Красная звезда».
С именем Керчи художника связала тема обороны подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях в 1942 г. - тема, к которой он обратился в начале своего творческого пути, и которая стала доминантной в его художнической деятельности.
Родился Н. Я. Бут 21 апреля
1928 г. в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца - участника Гражданской войны. Пережив фашистскую оккупацию, с особой остротой воспринимал вести с фронтов, доходившие до Таганрога, куда семья перебралась в 1944 г.
Юношеское увлечение героикой ратного подвига воплотилось в годы ученичества в Ростовском художественном училище (1945 - 1949) в работе над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 - 1654 г.г.» Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953-1957).
Одновременно с постижением живописного мастерства Николай Бут занимался и драматическим искусством. Поступив в институт после окончания художественного училища и параллельно сдав экзамены в театральный вуз, он одновременно стал студентом Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова и Государственного института театрального искусства. Но увлечение живописью оказалось сильнее.
В 1956 г. шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали не только профессиональные артисты, но и самодеятельные. Н. Бут - студент Харьковского художественного института - принял участие в конкурсе чтецов. Успешно исполнив отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», он занял первое место, как в области, так и республике и, завоевав серебряную медаль на заключительном туре всесоюзного конкурса в столице, был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.
Но и во второй раз он не отказался от своего художнического предназначения. Близилась к завершению дипломная работа «Брестская крепость», вскоре успешно защищенная и рекомендованная на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР», где картину заметили, а автор был приглашен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.
Николай Яковлевич не стал актером, но его артистическая натура проявилась в присущей художнику творческой манере: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, поэтому они так достоверны и так правдивы ситуации, в которых они оказались.
Служба Н. Я. Бута в Студии началась в 1958 г. и совпала с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Масштабность событий всенародной войны против гитлеровского порабощения, новые принципы организации действия войск на полях сражений минувшей войны настоятельно требовали творческих поисков иных, соответствующих им художественных решений. Так возникла идея применения в советских условиях уже проверенного на опыте Ф. А. Рубо диорамно-панорамного искусства.
Начало работы в Студии совпало с началом создания первой советской панорамы «Сталинградская битва». Над панорамой работал коллектив художников-баталистов Студии им. М. Б. Грекова: Н. Я. Бут, В. К. Дмитриевский, Т. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Авторской группе помогала коллегия военных консультантов, в которую входили маршалы Советского Союза А. И. Еременко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, генерал-полковники М. С. Шумилов, И. И. Людников и другие. Кроме того, художники встречались с защитниками Сталинграда, прослушали курс лекций по Сталинградской битве в Академии им. Фрунзе и Академии Генерального штаба им. Ворошилова, работали в архивах, просмотрели многие километры пленки военной кинохроники.
Первые натурные этюды были сделаны в 1958 г. Открытие панорамы состоялось в 1982 г. Художник сразу же был включен в авторский коллектив. Позже, в 60-е годы, он принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев Отечественной войны 1812 года. Отреставрированная панорама вновь открылась в специально построенном здании в 1962 г.
В 1972-1975 годах, в соавторстве с Н. В. Овечкиным, была создана диорама «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году)» (г. Днепропетровск). В 1980 г. открыта диорама «Штурм г. Армянска» (Симферополь), посвященная освобождению Крыма от гитлеровцев в 1944 г. Последняя работа Николая Яковлевича в области диорамно-панорамного искусства - диорама «Огненная дуга» (г. Белгород), выполненная в соавторстве в Г. К. Севостьяновым и В. Н. Щербаковым в 1987 г.
Колоссальный опыт работы в создании диорам и панорам был переосмыслен художником и нашел свое выражение в написании тематических циклов, первым из которых явился «Аджимушкай. 1942 год». Затем последовали циклы - «Дружба, рожденная в боях», посвященная Словацкому национальному восстанию, и «Героическая морская пехота».
Особенность творческой манеры Н. Я. Бута проявилась в его стремлении к масштабности даже в малых формах: если не рождался цикл, то появлялась серия работ, объединенная конкретным замыслом. За 31 год творческой жизни художнику пришлось немало путешествовать, как по Союзу, так и за его пределами. Результатами поездок стали новые серии работ - графические и живописные - «По Чехословакии. Путевые зарисовки»; «По Чехословакии, Италии, Финляндии. Путевые зарисовки»; «Дружба, рожденная в боях»; «Непал и Шри Ланка»; «Земля и люди Чечено-Ингушетии»; «Выполняя интернациональный долг. Афганские зарисовки». Начиная с
1948 г., за всю свою творческую жизнь художник принял участие более чем в ста выставках - коллективных и персональных.
Но, несмотря на разработку новых тем и реализацию впечатлений от рабочих поездок по службе, художник постоянно возвращался к Аджимушкайской эпопее, вошедшую раз и навсегда в его духовную и творческую жизнь. Знакомство Н. Я. Бута с Керчью произошло заочно: в 1944 г. по всесоюзному радио прозвучало стихотворение И. Л. Сельвинского «Аджимушкай», написанное в каменоломнях 2-12 ноября 1943 г. Оно было услышано миллионами советских людей, в том числе и 16-летним Николаем Бутом. Когда в конце войны ему случайно попался обрывок газеты с этим же стихотворением, юноша еще более утвердился в намерении побывать на месте событий и увидеть все своими глазами.
Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью, хотя малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось с 1943 г., когда в штольни спустились воины-десантники, положившие начало освобождению Керчи.
Но спуститься в катакомбы Н. Я. Буту удалось только в 1960 г.: Николай Яковлевич, уже военный художник, впервые приехал в Керчь. К тому времени, с приходом в Керченский историко-археологический музей нового сотрудника С. М. Щербака (1911-1997), участника Великой Отечественной войны, принимавшего участие в боях за освобождение Керчи и Крыма, полковника авиации, военного историка началась активная работа по сбору и изучению исторического материала, выявлению участников событий, их родственников. Результатом этой огромной работы явилось создание первой подземной экспозиции, посвященной героической обороне. Сергей Михайлович первым начал работать в центральных архивах страны, впервые организовал и провел ряд экспедиционных исследований-раскопок под землей. С основателем музея Аджимушкайской обороны художника связала долгая дружба, вплоть до самой смерти Николая Яковлевича.
В каменоломнях Н. Я. Бут начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но новая информация, поступавшая в результате поисковой работы, расширяли обозначившуюся трагическую канву событий. Осмысленное реализовывалось в накапливающихся зарисовках, эскизах, рисунках и этюдах; поездки в Керчь становились чаще и вносили коррективы в творческие планы и замыслы художника.
Так вместо одной работы он создал триптих, а вслед за ним родился целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Обдумывая название цикла, автор иногда называл его - «Герои Аджимушкая», но, в конечном счете, остановился на названии, звучащем более кратко, емко и значимо: «Аджимушкай. 1942 год». Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.
Сложившийся к 1967 г. этот круг картин с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи обрела постоянство и была развернута в здании Керченского историко-археологического музея. Выставка размещалась в здании церкви Александра Невского на обустроенном втором этаже, ныне не существующем. В ту пору здание церкви было включено в состав Керченского историко-археологического музея.
Некоторое время художник предполагал, что его работы будут экспонироваться в планировавшемся в Керчи мемориальном ансамбле «Герои Аджимушкая». Но мемориал, выстроенный по проекту киевлян (скульпторы Б. Климушко, Е. Горбань, архитектор С. Миргородский) и открытый в мае 1982 г., из-за повышенной влажности не был готов к размещению в нем художественных полотен. 7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переместилась в отдельное здание картинной галереи по улице Театральной, 36, где экспонируется и в настоящее время.
Интерес художника к чисто станковым формам портрета, позволил широко раскрыть образ модели, привел к появлению галереи разнообразных людских характеров, сложившихся в единую мозаику, в которой отразился художественный портрет Человека, вставшего на защиту мира против всякого насилия.
Сам художник не скрывал своей привязанности к портрету. Он писал: «Мы - художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают, и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто, сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит. Этих людей, которые дали нам великое счастье жить свободно, каждый должен знать в лицо и поименно. В этом я вижу свой художнический и гражданский долг!»
Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н. Я. Бута заключается, прежде всего, в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, и на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.
Сюжетный круг живописных холстов четко определен реалиями жизни и борьбы гарнизона. Подготовка к бою представлена на картине «На задание» (1966); напряженное ожидание боя - в работе «Засада» (1968); самопожертвование, трагические мгновения, завершающие сражения, - в холстах «Последняя граната»(1962), «Во имя жизни» (1963), «Последний рубеж» (1965). Сцены клятвы верности на могилах погибших товарищей изображены художником в полотнах «Скорбная минута» (1965); двух вариантах картины «Клятва» (1965-1967 и 1974-1978).
Ожесточенность сражения художник передает, акцентируя внимание зрителей на психологическом состоянии его участников. Отсюда и стремление автора к композиционному портрету (триптих «Аджимушкайцы», 1964; «Часовой», 1963; «Аджимушкайская Аленушка», 1966; «Детство, опаленное войной», 1965; «Командир морской пехоты», 1974; портреты руководителей обороны. Однако конкретность портретных характеров настолько типизирована, что композиционные портреты раздвигает границы своего жанра, перерастая в тематическую картину. Немногочисленные суровые пейзажи - «В Аджимушкайских каменоломнях» (1962); «Священные камни Аджимушкая» (1963); «Суровые камни» (1967) конкретизируют места событий, усиливая драматизм происходящего.
Картины Аджимушкайского цикла на первый взгляд - иллюстрации к конкретному историческому событию. И в этом смысле работы Н. Я. Бута можно отнести к историческому жанру. Но событийность уходит у художника на второй план: все внимание сосредоточено на сложных внутренних психологических качествах модели. Их дополняют размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах не только профессиональных военных, чья работа - Родину защищать, но и мирных граждан, оторванных от созидательных дел, мужчин, женщин и даже детей - людей разных поколений, взявшихся за оружие в борьбе с врагом, чтобы отстоять свое право на жизнь.
Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор часто совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю - стать в положение очевидца событий. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности. Композиционный дар мастера позволяет компоновать холсты, в том числе и многофигурные и большеформатные, никогда не повторяясь.
Этот цикл картин - яркое свидетельство творческого, патриотического подвига художника Николая Бута. В картинах не только материализовались образы воинов героической цитадели, но и реализовалась стихотворная формула заклятия поэта Ильи Сельвинского: «Воспрянь же, в мертвый погруженный сон, Подземной цитадели гарнизон!».
Более того, талант мастера, позволивший ему передать горькую правду войны с позиций общечеловеческих ценностей, обозначил нравственно-философское понимание проблемы: во все времена в самых сложных условиях, на грани жизни и смерти, граждане своего Отечества, его защитники остаются хранителями высоких нравственных качеств.
Мир произведений Н. Я. Бута - «оптимистическая» трагедия. Сопереживая страданиям участников Аджимушкайской эпопеи, соприкасаясь с ее событиями, зритель проходит путь очищения души священным волнением - это психологическое состояние древние греки называли катарсисом. В этом заключается высокое предназначение искусства.
По выражению О. Родена, «Искусство (...) - это отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается». Сердце Николая Яковлевича Бута, коснувшись Аджимушкая, отразилось в его творчестве: он сумел талантливо передать зрителю смысл и символ аджимушкайской трагедии. Как истинное произведение искусства эти работы переросли узкие хронологические рамки. Галерея защитников подземной крепости стала выразительным мемориальным памятником, предшественником которому явилась эрмитажная галерея портретов героев и полководцев Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге.
На иллюстрациях: «Аджимушкайцы». 1964; «Во имя жизни». 1965; «Детство, опаленное войной». 1965; «Аджимушкайская Аленушка». 1966.