Леон баттиста альберти биография. Биография и философия Леона Батиста Альберти

«В праздности мы становимся слабыми и ничтожными.
Искусство жить постигается в деяниях»

Леон Батиста Альберти

Итальянский архитектор, криптограф, теоретик искусства и архитектуры, писатель-гуманист.

«Имя Леона Баттиста Альберти - одно из наиболее выдающихся в культуре итальянского Возрождения. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния - таков круг его творческих интересов, включавший также литературу и архитектурную практику. Важнейшей чертой творчества Альберти несомненно было стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль.
Поиски нового оказались особенно плодотворными в тех сферах деятельности Альберти, где теория непосредственно связывалась с практикой: прежде всего в архитектуре, затем в эстетике, этике, педагогике. Большинство сочинений Альберти проникнуто живой творческой мыслью, наблюдениями над действительностью, стремлением откликнуться на острые проблемы современности. Альберти в отличие от многих гуманистов XV века, увлечённых классической латынью, стал писать научные сочинения и на volgare». (Народный итальянский язык – Прим. И.Л. Викентьева ).

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153.

Л.Б. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе. «Он первый стал разрабатывать теорию рисунка, положив в основу её законы науки и законы природы. Он дал правильное методическое направление обучению рисунку. Для того чтобы донести свои мысли до всех художников, Альберти посчитал нужным дважды издать свой труд: на латинском и на итальянском языке. Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства».

Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26.

«Наряду с математическим определёнием перспективы Альберти придумал практический способ, покоящийся на тех же принципах, знакомства с которыми, однако, не предполагает. Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения».

Леонардо Ольшки, История научной литературы на новых языках: литература техники и прикладных наук от Средних веков до эпохи Возрождения, Том 1, Сретенск, МЦИФИ, 2000 г., с. 44.

Леон Баттиста Альберти предложил метафору, которая позже неоднократно использовалась интеллектуалами Европы: «Если бы, небо, звёзды, море, горы, все животные и все тела оказались бы по воле божьей наполовину меньше, ничего не показалось бы уменьшенным ни в одной своей части. Ибо большое, малое, длинное, короткое, низкое, широкое, узкое, светлое, тёмное, освещённое, погруженное во мрак и т. п... все это таково, что познается только через сравнение».

Л.-Б. Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48.

Центральное место в трудах Леона Баттиста Альберти отводится учению о гармонии как общей природной закономерности, которую индивидуум должен не только учитывать, но и распространить собственным творчеством на разные сферы деятельности…

Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) - (1404 - 1472 г.г.) - итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор эпохи Раннего Возрождения. Родился в знатной флорентийской семье, находившейся в то время в изгнании в Генуе.

Альберти, Леон Баттиста (1404 - 1472г.г.)

Баттиста изучал гуманитарные науки и математику в Падуе, а право и греческую философию - в Болонье. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений. По окончанию университета (1428 г.) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. В 1432 г. получил работу в папской канцелярии, где и трудился до 1462 г. Покинув службу, вплоть до момента своей кончины в 1472 г., Альберти проживал в Риме. Многогранность его интересов - яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. Эта черта характера позволила ученому внести значительный вклад не только в искусство, но и в точные науки. Он занимался изучением проблем математики и картографии. Леон Баттиста был первым из тех, кто смог выразить учение о перспективе на математическом языке. Его перу принадлежит оригинальная на то время идея многоалфавитного шифра, из которой потом начала свое развитие криптография. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе - большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения. Он развивал в зодчестве античные мотивы. Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг. по проекту Альберти - яркий пример светской архитектуры того времени.

Палаццо Ручеллаи (Palazzo Rucellai). Фасад дворца - яркий пример светской архитектуры эпохи Возрождения. Пилястры и антаблемент являются основными элементами композиции.

По проектам Альберти были перестроены фасады церквей Сан-Франческо (Римини), Сан-Себастьяно, Сант-Андреа (Мантуя) и Санта-Мария-Новелла. В них были использованы архитектурные мотивы Древнего Рима - триумфальные арки.

Санта Мария Новелла (Chiesa di Santa Maria Novella) - церковь во Флоренции. Нынешний фасад появился в результате переделки, инициированной Альберти Леоном Баттиста. Он создал великолепный портал, инкрустировав его мрамором.

Базилика Сант Андреа (Basilica di Sant"Andrea) - титулярная церковь в Риме. Основной фасад напоминает собой древнеримскую триумфальную арку, разделенную пилястрами на три части

Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия (І век до н.э.). Подобно "античному" Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г.), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике. Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре. В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. Например, в четвертой книге Альберти дает рекомендации по выбору места для строительства города, определению конфигурации городского плана из оборонительных соображений, рассуждает о загородных и городских дорогах, о каналах, реках и гаванях. В пятой книге описаны различные элементы города: дворцы, крепости, судебные учреждения, тюрьмы, городские поместья. Восьмая книга посвящена общественным зданиям, а также улицам и площадям, их конфигурации в плане и в совокупности с окружающей застройкой. Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов. Трактат Альберти был издан уже после смерти автора в 1485 г. и оказал огромное влияние как на его современников, так и на архитекторов XVI в. Справедливость теоретических положений Альберти была доказана ими на практике.

Но, несмотря на то, что большую часть своей жизни Баттиста провел в Риме, наибольшее влияние на него оказала Флоренция. Получивший блестящее образование и одаренный от природы, Альберти был успешным литератором и зодчим, занимался живописью и скульптурой, разбирался в музыке. Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии. Следуя своей концепции гармонического развития личности, Альберти с усердием занимался физическими упражнениями, развивал в себе лучшие человеческие черты - способность к пониманию, сдержанность, человеколюбие, щедрость. Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе - первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г.) и «Филодокс» (1425 г.), были написаны еще в период учебы в Болонье. Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». В 50-60-е гг. Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы». К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г.) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г.).

Баттиста Альберти, Леон Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista), (1404-1472), итальянский ученый, литератор, теоретик искусства, архитектор эпохи Раннего Возрождения Альберти появился на свет в семье влиятельного флорентийского купца. Семья Альберти, находившаяся в то время в изгнании, была вынуждена обосноваться в Генуе, где 14 февраля 1404 года и родился Леон Баттиста.

Жизнь Баттиста

Изучал древние языки и математику в Падуе у известного гуманиста Гаспарино де Барриццы, после чего продолжил образование в Болонском университете, изучая каноническое право, греческую философию и литературу. Проявил выдающиеся способности по всем дисциплинам и стал автором нескольких литературных произведений. По окончании университета в 1428 г. получил степень доктора канонического и гражданского права. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Творчество Альберти Многогранность интересов Альберти - классический пример универсальности и широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. Одаренность и разностороннее образование позволили ученому внести значительный вклад не только в литературу, теорию искусства и архитектуру - Леон Баттиста также занимался изучением проблем педагогики и этики, математики и картографии. Одно из главных положений в его гуманистической концепции - учение о гармонии как изначально присущей человеку неотъемлемой сущности. Каждое разумное существо должно не только воплощать гармонию в своем образе жизни, но и распространять ее вовне. Идея физического и нравственного самосовершенствования чуть ли не впервые была противопоставлена официальной церковной ортодоксальной доктрине. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе - первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. После римского восстания. В 1434 году влиятельный род Колонна поднимает в Риме восстание, в результате чего Альберти, находящийся при дворе папы Евгением IV, оказывается во Флоренции. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески - «Три книги о живописи». В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Примерно в 50-60-е гг. Альберти написал «Застольные беседы». Этот сатирически-аллегорический цикл является ярким образцом латинской гуманистической прозы периода Раннего Возрождения. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Альберти первым смог изложить учение о перспективе на языке математики, его перу Альберти первым смог изложить учение о перспективе на языке математики, его перу принадлежит оригинальная концепция многоалфавитного шифра, послужившая заметным вкладом в развитие криптографии. Являлся активным сторонником использования народного итальянского языка в литературе - многие из его сочинений написаны на вольгаре, что способствовало популяризации его идей среди разных слоев общества.

Палаццо Ручеллаи. Каждый из трёх этажей здания декорирован пилястрами одного из 3-х классических ордеров - тосканского (1 этаж), коринфского (3 этаж); 2 этаж вместо ионического ордера содержит пилястры с оригинальной капителью, авторство которой принадлежит Альберти

Альберти и его влияние на архитектуру

В роли архитектора Альберти оказал немалое влияние на формирование стиля Высокого Возрождения, развивая вслед за Филиппо Брунеллески в зодчестве античные мотивы. Палаццо Ручеллаи (Флоренция), возведённый Бернардо Росселлино в 1446-1451 гг. по проекту Альберти, является одним из первых образцов светской архитектуры той эпохи.

Базилика Сант Андреа (Мантуя), «величайший, удивительный и вечный храм». Построен в форме латинского креста, главный фасад выполнен в виде древнеримской триумфальной арки, разделенной на три части велтенскими пилястрами.

По его проектам были перестроены и оформлены фасады церквей Санта-Мария-Новелла, Сан-Франческо (Римини), Сан-Себастьяно и Сант-Андреа (Мантуя). В них были использованы древнеримские архитектурные мотивы (триумфальные аркады и арки). Архитектурные идеи одного из крупнейших авторитетов в проектировании храмов «нового образца» Леона Баттиста Альберти оказали значительное влияние на формирование архитектуры эпохи кватроченто - раннего итальянского Возрождения.

Санта Мария Новелла (Chiesa di Santa Maria Novella) — церковь во Флоренции. Великолепный портал и верхняя часть церкви с её чёткой ритмикой квадратов инкрустированы мрамором. Композиция квадратов ограничена с трёх сторон геральдическими символами семьи Ручеллаи

Многообразная жизнь Альберти Не ограничиваясь архитектурой, Альберти занимался скульптурой и живописью. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452), и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Несмотря на то, что Альберти основную часть своей жизни провел в Риме, наибольшее влияние на его творчество и мировоззрение оказала культурная и художественная атмосфера Флоренции. Одаренный от природы и получивший блестящее образование, Альберти был сведущ во многих видах искусства - теоретик и практик зодчества был также и успешным литератором, занимался живописью и скульптурой, разбирался в музыке и умел играть на органе. Как гуманиста, Альберти интересовали самые разные аспекты личности и общества, он исследовал семейные устои и принципы хозяйствования, мораль и этику, вопросы психологии, права и политики. Альберти не ограничивался гуманистическими науками - он был автором трудов по математике и механике, графологии и криптологии, ему принадлежит изобретение различных приборов и инструментов. Следуя своей концепции гармонического развития личности, Альберти с трудолюбием и упорством занимался физическими и военными упражнениями, развивал и совершенствовал в себе лучшие человеческие черты - сдержанность, человеколюбие, способность к пониманию, щедрость.

Наиболее известные архитектурные проекты Леон Баттиста Альберти:

1. Палаццо Ручеллаи (Palazzo Rucellai) (1446-1451, Флоренция)

2. Фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470, Флоренция)

3. Фасад церкви Сан-Франческо (Римини) 4. Церковь Сан-Себастьяно (Мантуя)

АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА (Alberti, Leon Battista) (1404–1472), итальянский гуманист, философ, писатель, архитектор, скульптор, художник. Незаконорожденный отпрыск влиятельного флорентийского купеческого рода Альберти. Его отец, изгнанный из Флоренции, обосновался в Генуе; там 14 февраля 1404 у него родился сын Леон Баттиста.

Образование получил в Падуе в школе педагога-гуманиста Гаспарино Баррицы, где познакомился с древними языками и математикой, и в Болонском университете, где изучал каноническое право, греческую литературу и философию. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius ). По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н.Альбергати; побывал в Нидерландах и Германии. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum ). В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию; написал там этический диалог Теодженио (Teogenio ) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres ), посвященный скульптору Ф.Брунеллески ; начал работу над сочинением О семье (Della famiglia ), которое закончил в 1441. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439); к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dell"animo ).

Вернулся в Рим после реставрации папской власти в сентябре 1443; с того времени главным объектом его научных интересов стали архитектура и математика. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici ), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem ), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485); получил прозвище «современного Витрувия». Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris ) – первый научный труд по криптографии. Выступил как архитектор-практик. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом, или о государе (Momus o de principe ), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales ), ок. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus ).

Умер в Риме в 1472.

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения». Он оставил свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи. Создал свою этико-философскую систему, в основе которой лежала достаточно оригинальная концепция человека.

Альберти рассматривал человека как существо, изначально совершенное, и мыслил его предназначение как сугубо земное. Природа так же совершенна, поэтому если человек будет следовать ее законам, он может обрести счастье. Человек познает законы природы благодаря разуму. Процесс их познания – не пассивное созерцание, а активная деятельность, творчество в самых разнообразных его формах. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». А.Б.Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Он вкладывает в понятие деятельности моральный смысл: счастья можно достичь, лишь упражняясь в добрых делах, т.е. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры; он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).

Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом, или о государе ) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.

Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности; в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье , Домострой ). Такое идеальное общество мыслится им в форме совершенного города, описанного в Десяти книгах о зодчестве . Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного; его планировка, интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. Архитектура для А.Б.Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и поэтому превосходит их все.

А.Б.Альберти оказал большое влияние на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, прежде всего зодчества и портретной живописи.

Переводы на русский язык: Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве . М., 1935–1937. Т. 1–2; Альберти Леон Баттиста. Религия. Добродетель. Рок и Фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

Иван Кривушин

АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА (Alberti, Leon Battista) (1404–1472), итальянский гуманист, философ, писатель, архитектор, скульптор, художник. Незаконорожденный отпрыск влиятельного флорентийского купеческого рода Альберти. Его отец, изгнанный из Флоренции, обосновался в Генуе; там 14 февраля 1404 у него родился сын Леон Баттиста.

Образование получил в Падуе в школе педагога-гуманиста Гаспарино Баррицы, где познакомился с древними языками и математикой, и в Болонском университете, где изучал каноническое право, греческую литературу и философию. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius ). По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н.Альбергати; побывал в Нидерландах и Германии. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum ). В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию; написал там этический диалог Теодженио (Teogenio ) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres ), посвященный скульптору Ф.Брунеллески ; начал работу над сочинением О семье (Della famiglia ), которое закончил в 1441. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439); к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dell"animo ).

Вернулся в Рим после реставрации папской власти в сентябре 1443; с того времени главным объектом его научных интересов стали архитектура и математика. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici ), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem ), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485); получил прозвище «современного Витрувия». Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris ) – первый научный труд по криптографии. Выступил как архитектор-практик. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом, или о государе (Momus o de principe ), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales ), ок. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus ).

Умер в Риме в 1472.

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения». Он оставил свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи. Создал свою этико-философскую систему, в основе которой лежала достаточно оригинальная концепция человека.

Альберти рассматривал человека как существо, изначально совершенное, и мыслил его предназначение как сугубо земное. Природа так же совершенна, поэтому если человек будет следовать ее законам, он может обрести счастье. Человек познает законы природы благодаря разуму. Процесс их познания – не пассивное созерцание, а активная деятельность, творчество в самых разнообразных его формах. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». А.Б.Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Он вкладывает в понятие деятельности моральный смысл: счастья можно достичь, лишь упражняясь в добрых делах, т.е. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры; он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).

Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом, или о государе ) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.

Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности; в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье , Домострой ). Такое идеальное общество мыслится им в форме совершенного города, описанного в Десяти книгах о зодчестве . Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного; его планировка, интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. Архитектура для А.Б.Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и поэтому превосходит их все.

А.Б.Альберти оказал большое влияние на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, прежде всего зодчества и портретной живописи.

Переводы на русский язык: Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве . М., 1935–1937. Т. 1–2; Альберти Леон Баттиста. Религия. Добродетель. Рок и Фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

Иван Кривушин