Леонардо да винчи мадонна в гроте. Действительно ли «Мадонну в скалах» написал Леонардо

Знаете сколько картин великого Леонардо да Винчи сохранилось до наших дней? Всего пятнадцать! Каждая картина на вес золота, причем в буквальном смысле. В 2018 году картина Леонардо «Спаситель мира» была продана за 450 млн долларов и стала самой дорогой в истории. Не удивительно, что Национальная галерея гордится крупной и к тому же прекрасно сохранившейся картиной «Мадонна в скалах» авторства Леонардо. Вот только… писал ли ее Леонардо? Сегодня речь об одном из самых неоднозначных шедевров из собрания лондонского музея.

Художник и контракт

История создания «Мадонны в скалах» была весьма драматичной. Началось все с того, что в 1483 году францисканское братство Непорочного зачатия Девы Марии заказало Леонардо икону. Контракт был составлен очень тщательно. В нем были оговорены не только сроки работы, но и сюжет, действующие лица и даже манера письма. Заказчики непременно хотели, чтобы картина выглядела «богато»: лазурь, золото и ярко-синий ультрамариновый плащ Богородицы. Леонардо подписал этот контракт, но следовать ему не стал.

Во-первых, художник не смог предоставить картину в срок, но самое главное, он нарисовал совсем не то, что от него ждали братья-францисканцы. Вместо всем привычного полуфантастического образа Мадонны с младенцем в окружении ангелов художник написал вполне достоверный скалистый пейзаж и реалистические фигуры библейских героев. Причем своды скал, растения, цветы – все это было воспроизведено художником с поразительной точностью. Как будто это не икона, а учебник по ботанике. Вместо ярких красок Леонардо выбрал более естественные для пещеры приглушенные сумеречные цвета, которые создавали подобие дымки. Этот эффект называется «сфумато». Для Леонардо настоящая ценность заключалась не во внешнем блеске, а в реалистическом видении.

Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах». 1486. Лувр, Париж

Увидев картину Леонардо, заказчики пришли в ярость – что за грязь? Где обещанное сусальное золото и ультрамарин? Почему над головами святых нет нимбов? Возник конфликт: францисканцы отказались оплачивать покупку дорогих красок для картины, а Леонардо отказался отдавать им свою работу за копейки. Началась многолетняя тяжба между художником и заказчиками.

Две Мадонны

Почти двадцать лет продолжалось разбирательство – кому же должна принадлежать картина великого мастера. В конце концов было найдено компромисное решение: неугодную картину Леонардо оставил себе (она впоследствии оказалась в собрании парижского Лувра), а специально для францисканского братства была написана вторая картина, в которой были учтены все его пожелания. Именно эта вторая картина, написанная спустя двадцать лет после первого варианта, находится в Лондоне. Впрочем, вопрос, кто ее написал, по сей день остается открытым.

На первый взгляд обе «Мадонны» очень похожи друг на друга: общие очертания пейзажа, главные действующие лица. Но если присмотреться ко второй версии повнимательнее, то оказывается, что изменилось буквально все! Исчез таинственный указующий жест ангела, поменялись элементы пейзажа, появились совсем другие камни и растения, а цвета стали яркими и ирреальными.


Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах». 1508. Национальная галерея. Лондон

Долгое время считалось, что более позднюю версию картины писал не сам великий мастер, а его ученик Амброджо де Предис, а Леонардо лишь руководил процессом. И вот в 2010 году после реставрации картины лондонская Национальная галерея обнародовала сенсационную новость: хранящаяся в ней «Мадонна в скалах» написана самим художником! Неужели действительно Леонардо поступился своими принципами верности природе и пошел на поводу у заказчиков?

Ботаник

Впрочем, сомнений сенсационное открытие исследователей из Национальной галерея не развеяло. По сей день многие искусствоведы ставят под сомнение авторство Леонардо. Кстати, не только искусствоведы. Одну из самых любопытных теорий о «Мадоннах» придумали …геологи! Геолог и специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо проанализировала природный ландшафт на обеих версиях «Мадонны в скалах» и пришла к неожиданным выводам.

Первый вариант картины Леонардо написал в 1480-е годы в Милане. В то время художник много времени посвящал естественно-научным исследованиям, он целыми днями бродил в горах неподалеку с блокнотом и карандашом. Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике. Сохранились его заметки и натурные зарисовки местности – описания местных цветов и трав, наблюдения за альпийской природой.

Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике.

Подмеченные Леонардо черты миланской природы превратились в тщательно прописанный пейзажный фон «Мадонны в скалах». Художник устраивает зрителям настоящий тур в музей естественной истории – местные растения и даже структура камней переданы до мельчайших подробностей. Леонардо учел даже то, что в холодном и темном гроте могут расти лишь определенные виды трав, которые не требуют солнечного света и выживают среди камней. Такой подход вполне соответствовал представлениям художника о живописи, Леонардо был убежден, что хороший художник должен уметь воспроизвести любую форму, встреченную им в природе. «…ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, бродя по полям», – писал он.

Что случилось двадцать лет спустя?

В 1492-1502 годах, когда создавалась вторая версия картины, художник будто бы забыл о всех своих исследованиях и принялся рисовать выдуманные растения! На смену реальному пейзажу приходит выдуманный. В гроте появляются растения, которые не растут в таких условиях. Сложно себе представить, что Леонардо, с таким трепетом относившийся к окружающему миру и его природной красоте, просто-напросто проигнорировал его и быстренько намалевал невыразительный пейзаж, отдаленно напоминающий грот из первого варианта картины. Может быть, все дело в том, что вторую картину написал не Леонардо? Это вопрос, на который исследователи еще не нашли однозначного ответа.

Мадонна в скалах

1483
Доска, перенесено на холст, 198 х 122 см.
Париж. Лувр.

Т.Кустодиева дает такое описание картины. «В 1483г. Леонардо получил заказ на создание алтарного образа, то есть картины, которая помещалась в центре стены над алтарем и играла роль главного украшения церкви. Леонардо всегда медлил с выполнением работы, нарушал все сроки. Это привело к тому, что первый вариант картины, написанный для церкви Сан Франческо, остался у художника, и позднее он увез его с собой во Францию. Второй, созданный много лет спустя с минимальным участием Леонардо и максимальным -его учеников, находится в настоящее время в лондонской Национальной галерее. Нас интересует первая версия… Его мадонна сидит не на троне, а в странном гроте, на берегу ручья, поросшего цветами. Поддерживая одной рукой за плечи маленького Иоанна Крестителя, она простирает руку охраняющим жестом над головой сына, благословляющего Крестителя. С улыбкой, полной скрытого, таинственного смысла, мать смотрит на младенца Христа, и эта улыбка словно отражается на устах красивого ангела, загадочно взирающего на зрителя, в то время как перст его правой руки указует на Иоанна. Так замыкается круг взглядов и жестов, образуя магическую связь общения между прекрасными существами среди величественной природы…
До сегодняшнего дня историки искусств не устают вновь и вновь разгадывать смысл творений Леонардо».
Хотелось бы сказать, что Кустодиева не ставила задачей осмысления произведения. К тому же ряд важных неточностей. Рука Марии не охраняющая, а светоносная, сообщающая силу. От кого можно охранять всесильного Христа? Если он захочет, он сам отведет любую опасность! Ту же идею передачи энергии использует Микеланджело в эпизоде сотворения человека. Там Демиург переливает оживляющий дух в Адама, здесь Мария передает духовную энергию Христу. Второе, в том то и дело, что нет круга взглядов, он разорван: Мария смотрит на сына, Христос смотрит на Иоанна и благословляет его, ангел призывает нас смотреть на Иоанна. Мы, таким образом, заключительный этап эстафеты движения духа: высоко сидящая Мария - ее земной сын (сидит низко на земле) - Иоанн, уже стоявший, но преклонивший колено перед Христом - мы, зрители, следующие указанию ангела воспринять слова Иоанна, как предтечи Христа. Синяя небесность и золото света Марии - это для сына, насыщенно красное и коричнево-земляное одежды ангела - для зрителя. Природа на картине отнюдь не величественная, а скудная, бестолково громоздящаяся первозданными острыми скалами, мертвая. Она только начинает оживляться, размножаться первыми растениями. Фон - земля: голые скалы, чистые воды, первые растения, планета, еще не заселенные своими обитателями. На картине момент восходящего яркого солнца, момент рождения разума природы, его духа. Духовное руководство религиозными заповедями и знаменует начало оживляющего землю присутствие духовного человека.

1506. Доска, 190 х 119 см.
Лондон. Национальная галерея.

Приведу слова автора капитальной книги «Мир Леонардо» Роберта Уоллейса. «Почему Леонардо сделал два варианта этой Мадонны - вопрос еще не разрешенный. Согласно общераспространенному мнению, первый он делал по контракту, заключенному с миланским Братством Непорочного Зачатия. По каким-то причинам картина не была принята Братством и перешла в руки французов. Тем не мене Братство заказало художнику другой вариант. Он должен был работать с Амброджи де Предисом - миланским художником, уже сотрудничавшим с Леонардо в свои прежние, бедные годы. По невыясненным причинам Леонардо и де Предис не выполнили заказа, споры и судебные процессы, связанные с этим делом, долго не затихали, только через 25 лет Братство наконец приняло картину.
Сравнение луврской Мадонны в скалах и позднего варианта, ныне хранящегося в Британской Национальной галерее, выявляет глубокое различие между стилем Леонардо времени Кватроченто и Высокого Возрождения. Хотя обе картины приблизительно одинаковы по размеру, фигуры во втором варианте кажутся больше: они как бы придвинулись к зрителю и оттого представляются более значительными и в то же время идеальными. Цвета приглушены, отчего лица и тела на первый взгляд кажутся словно покрытыми мертвенной бледностью… Цвета как бы полностью утратили свою декоративность и использованы только для того, чтобы выразить идею картины… В ней нашли отражение результаты его долгих размышлений, исследований в области светотени и поисков методов, «как сделать фигуры пластичными» В результате цвет действует прежде всего не на зрение, а непосредственно на ум.

Композиционные изменения во втором варианте были, скорее всего, сделаны, чтобы удовлетворить Братство, возможно миланские братья сочли указующий жест луврского ангела слишком загадочным и попросили убрать его».
Смысл картины во втором варианте сохранился прежний. Предположение Уоллейса относительно неудовольствия Братства рукой ангела верно, но только в этом нет ничего таинственного. То, что красный ангел смотрит на нас, призывает обратить внимание на Иоанна, общий солнечный, радостный тон картины - все это придает ей интимный характер, словно перед нами группа с детьми в весеннем парке. Разве такая картина может настроить прихожанина на погружение в духовные мысли, благочестивые размышления. Братья, конечно, правы.
Какой стала картина? Вся сцена приблизилась к нам. Солнце ушло, лица и тела освещает какой-то неживой свет. Мадонна осталась без изменения, но цвет одеяния стал холоднее; под рукой Иоанна появился длинный тонкий крест, ангел смотрит на Иоанна и убрана его указующая правая рука, а плащ его, прежде вызывающе красный, стал тускло-синим. Тело Христа не изменилось, но лицо приобрело совершенно другие, неприятные черты - это не рука Леонарда, кто-то другой, очень недобросовестный, намалевал его: лоб выдвинулся вперед, младенческий острый носик стал бульбочкой, как у пожилых людей, подбородок по-взрослому скруглился. Трава впереди наполнилась холодновато-белыми цветами - это разумно. Идея картины стала более скрытой по причине удаления руки ангела. И то сказать, она выглядит там фамильярной, с другой стороны - излишне навязчивой, прямолинейно отсылающей к идее. Теперь ту же роль выполняет очень высокий крест Иоанна и взгляд на него ангела. Получилось интересное перекрестие взглядов: Мария на Христа, ангел на Иоанна, дети смотрят друг на друга. И только крест Иоанна, не отвлекая мальчика, напоминает прихожанину о его роли крестителя. В целом картина, вне всяких сомнений, стала лучше отвечать своему предназначению, приобрела высокую духовную значительность.

Творчество Леонардо да Винчи, и без того, не обделённое всеобщим вниманием, после выхода в прокат фильма «Код да Винчи», породило множество трактовок смысла, сокрытого в мазках краски. С легкой руки Дэна Брауна, «Мадонна в гроте», выставленная в Лувре, стала одной из самых эффектных головоломок, решенных Робертом Лэнгдоном. Однако ее разгадка кардинально отличается от официальной версии, которая звучит следующим образом.

История создания

В мире существуют две работы с таким названием, и обе они написаны рукой Леонардо. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Однако если так вышло, что мы с вами не родились под жарким римским солнцем, продолжим называть его по старинке. Полотно, выставленное в Лувре, предположительно написано в 1483 году, но не исключено, что это произошло раньше. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Принято считать, что второй экземпляр шедевра, выставляемый сейчас в Лондонской Национальной галерее, принадлежит именно кисти старшего из них. Знаменитый художник, лишь уделил внимание написанию ангела и складок одежды, всегда отличающих его неповторимый стиль. Также, достоверно не известно, когда именно создан лондонский вариант полотна, но точно до первого упоминания о нем в 1508 году.

Изображение и способы его толкования

Первым внимание привлекает Дева Мария, преклонившая колени на фоне отвесных каменных сводов. Ладонь ее правой руки лежит на плече маленького мальчика, который по официальной версии являлся Иоанном Крестителем. Слева от Марии в гроте находится ангел, который поддерживает второго младенца – это Иисус, который осеняет знамением первого мальчика. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии, и синие в лондонской). Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота.

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

«Мадонна в скалах»

«Мадонна в скалах»

«Мадонна в скалах» – первая большая работа Леонардо, которую он довел до конца. Более того, он, так часто не заканчивавший работу над сюжетом, написал два варианта этой картины с разницей примерно в двадцать лет. Но скольких трудов ему это стоило!

Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Обычно церковь диктовала художникам, как рисовать, что рисовать, сколько фигур должно быть на картине, где стоять и что изображать. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Неудивительно, что дело закончилось склокой. В украшении часовни были заняты и другие художники – братья Амброджо и Эванджелиста де Предис. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Да Винчи поручалась роспись центральной части алтаря, Амброджо де Предис должен был расписать боковые створки, а его брат Эванджелиста – отретушировать и позолотить изображения. Согласно договору картина должна была быть написана в сжатые сроки – монахи рассчитывали получить готовую работу через семь месяцев, к празднику 8 декабря. Как они ошиблись! «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. Есть версия, что лондонский вариант принадлежит, в основном, кисти Амброджо де Предиса, а Леонардо написал только часть картины.

Дело в том, что, начав работу, Леонардо и братья Предис пришли к выводу, что монахи жмотничают и пообещали за столь сложный заказ до смешного мало денег. Художники обратились к братству с требованием увеличить гонорар более чем вдвое. Монахи были скуповаты и накинули от щедрот сотню лир (это немало, но все равно гораздо меньше справедливой по тем временам цены). Обращение к

Лодовико Сфорца как к арбитру в споре мало помогло, монахи по-прежнему крепко держались за кошельки. В итоге договорились, что работа будет оценена после выполнения заказа. При этом Леонардо пригрозил оставить картину у себя, если ему не заплатят те деньги, что он потребовал.

Леонардо да Винчи. Голова ангела. Эскиз для картины «Мадонна в скалах» выполнен серебряным карандашом на коричневой бумаге. Обратите внимание на направление штрихов – слева направо. Это характерный стиль Леонардо. Сравните этот рисунок, сделанный с натуры, с фрагментом картины на цветной вклейке. Перед вами – наглядный пример, как художник осмысливает натуру и превращает лицо конкретного человека в обобщенный образ

Так что первая картина в самом деле так и осталась у него, а монахи стали судиться с художниками, и тяжба эта длилась много лет. В итоге Леонардо написал второй вариант картины, вернее, скорее всего, сделал картон и написал некоторые детали, основную же работу выполнил Амброджо де Предис. Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Но, как показывают последние исследования в рентгеновских лучах и в инфракрасном свете, картина все же частично принадлежит кисти Леонардо. При этом под верхним слоем краски можно рассмотреть другой вариант композиции – коленопреклоненную женщину в центре.

По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Кеннет Кларк, автор капитального труда о Леонардо, считает, что Мастер привез эту картину из Флоренции уже готовой. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя», и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122 см).

В конце концов обе картины покинули Италию. Одна (считается написанной первой) оказалась в Лувре, во Франции; другая – в Лондонской национальной галерее. В Лондоне же находятся изображения ангелов, написанные Амброджо де Предисом как боковые части триптиха.

Но оставим гадания о причинах появления двух вариантов и обратимся непосредственно к работам Мастера.

В канонических Евангелиях нет эпизода встречи Иисуса с Иоанном Крестителем в детстве. Но этот сюжет был распространен в эпоху Возрождения. Флорентийские художники любили изображать Мадонну с двумя детьми – Иоанном Крестителем и Христом. Иоанн считался покровителем Флоренции, так что неудивительна его популярность у флорентийских художников.

Теперь о работе Леонардо. У обеих картин одинаковая композиция. Четыре фигуры вписаны в пирамиду, вершина которой – лицо Девы Марии. Правда, в лондонском варианте фигуры кажутся больше и приближены к зрителю. Изменено и положение руки ангела (он больше не указывает на Иоанна Крестителя), взгляд ангела обращен не ко зрителю, а как бы погружен в себя.

Луврский вариант написан с использованием техники сфумато, фигуры и скалы погружены в дымку. В лондонском фигуры и пейзаж прописаны контрастнее и резче. Нельзя установить, появились ли нимбы и крест на картине во времена Леонардо или это «добавка» другого художника в более позднее время.

Различаются на картинах и растения. На первой они изображены с ботанической точностью, на второй картине растения – фантастическое изобретение художника, что совсем не в стиле Леонардо.

При сходной композиции у картин разный колорит. На второй он куда более холодный, одеяние Мадонны светлее, скалы написаны в более светлых тонах, одежда ангела синяя, а не красная, как на первой картине. На первой картине лица детей явно написаны с натуры, у них живые правдивые выражения, по ней наверняка можно было узнать, какой именно младенец стал Иоанном, а какой – маленьким Христом. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй.

Но, при всех различиях, достоинствах и недостатках, обе эти картины остаются примерами высочайшего мастерства.

В книге на цветной вклейке приведены оба варианта картины. Вы сами можете «сыграть» в игру: найдите отличия на двух картинах. И конечно же, каждый читатель имеет право согласиться или не согласиться с автором в оценках – ведь в этом одна из отличительных особенностей искусства: каждый видит в великой картине и великой книге что-то свое.

Вот как русский писатель Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» описывает свое впечатление от картины:

«Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою – Сына, как будто желая соединить обоих – человека и Бога – в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что Он еще не умеет ходить – только ползает. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно-голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское-полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри».

А еще сохранился прекрасный рисунок женской головы, как эскиз для ангельского лица.

Так что настала пора рассказать в этой книге о рисунках Мастера.

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

IV, 26. Мадонна Леонардо меня ожидал чудесный обед, весь состоявший из моих любимых блюд, и не успел я занять, свое место за столом, как уже ко мне на колени вскарабкалась сиявшая счастьем «маленькая Атя» - с огромной подаренной Тенишевой куклой на руках. Уж очень ей хотелось

Из книги «Летучий голландец» Третьего рейха. История рейдера «Атлантис». 1940-1941 автора Мор У

Глава 16 На скалах Отвратительный скрежет, треск, звук рвущегося металла. Дрожь, потрясшая весь корабль. Резкий рывок назад, выбивший «почву» из-под наших ног. И наконец, остановка.Наш корабль получил пробоину! Он сел на скалу в самом центре канала, обозначенного нами как

Из книги «Летучий голландец» Третьего рейха. История рейдера «Атлантис». 1940–1941 автора Мор У

Глава 16 НА СКАЛАХ Отвратительный скрежет, треск, звук рвущегося металла. Дрожь, потрясшая весь корабль. Резкий рывок назад, выбивший «почву» из-под наших ног. И наконец, остановка.Наш корабль получил пробоину! Он сел на скалу в самом центре канала, обозначенного нами как

Из книги Воспоминания автора Цветаева Анастасия Ивановна

ГЛАВА 2. «РУССКИЙ ПАНСИОН». ЕГО ХОЗЯИН. ПАПИН ОТЪЕЗД. ЖИЗНЬ НА СКАЛАХ. ВОВА КУРДЮМОВ Трехэтажное белое здание выходило на узкую уличку Каполунго. Позади него – апельсиново-лимонный сад, выходящий – лесенками – на скалы. В первом и втором этажах -комнаты пансионеров; в

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

«Мадонна в скалах» Хотя стиль Леонардо все еще выдает его флорентийскую манеру, предложенная им интерпретация уже свободна от традиционных предписаний. Не может быть и речи о том, чтобы он ограничился изображением традиционной статичной группы Девы с Младенцем в

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Мадонна Настоящее имя - Луиза Вероника Чикконе (род. в 1958 г.)Американская поп-певица и актриса, автор книги «Секс» (1992 г.). «Я не чародейка, но я искусна в любви. Я буду твоим путеводным лучом в сумраке. Я изменю твою жизнь, я - отрава и цветок, Отдайся, повинуйся, отдайся и

Из книги Синий дым автора Софиев Юрий Борисович

I. «На скалах белых и крутых…» На скалах белых и крутых Цветут мимозы и шиповник. Пятнадцать башен боевых На стенах стерегут Дубровник. Отсюда даль лесных долин Видна мне. Сумрак и прохлада. Спускается с вечерним стадом К долине рослый славянин. А далматинские

Из книги Неизведанный Гиндукуш автора Эйзелин Макс

«ЗОЛОТО» В СКАЛАХ И ТРЕЩИНЫ НА ЛЕДНИКЕ Первые шаги всегда самые трудные. Только силой воли гоним себя вперед. В такие моменты у альпиниста как бы две души. Разыгрывается внутреннее единоборство: одна душа стремится к вершине, хочет что-то свершить, другая, безвольная тянет

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«На серых скалах мох да вереск…» На серых скалах мох да вереск. Светлы безрадостные дали. Здесь сердце усмиренно верит Безгневной и простой печали. Кругом в воде серо-зеленой Такие ж сумрачные шхеры, И солнца диск неопаленный Склоняется за камень серый. И в ясности,

Из книги Наш влюбленный Пушкин автора Егорова Елена Николаевна

«Моя Мадонна» «Пушкин за свою жизнь был влюблён во многих женщин, воспевал их в стихах, писал мадригалы в альбомы. Он называл их ангелами, богинями, гениями, розами, чудотворками, прелестными, прекрасными… Поэт не скупился на нежные эпитеты возлюбленным, но лишь одну –

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Мадонна «Нет арахисовому маслу – слишком много калорий»Мадо?нна Луи?за Веро?ника Чикко?не (Мадонна) (1958) – американская певица, автор песен, продюсер, танцовщица, писательница, актриса, режиссер и сценарист.Еще в молодости она оставила все сомнения в своем родном

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

МАДОННА Настоящее имя – Луиза Вероника Чикконе(род. в 1958 г.) Поп-певица и актриса, автор книги «Секс» (1992 г.). «Я не чародейка, но я искусна в любви. Я буду твоим путеводным лучом в сумраке. Я изменю твою жизнь, я – отрава и цветок, Отдайся, повинуйся, отдайся и позволь мне

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

Мадонна Мадо?нна Луи?за Веро?ника Чикко?не родилась шестнадцатого августа 1958 года в Бэй-Сити. Мадонна является мировым поп-идолом, американской певицей, актрисой, режиссером и писательницей, известна всему миру, благодаря своим скандальным видеоклипам, а также

Из книги Подвиг 1972 № 06 (Приложение к журналу «Сельская молодежь») автора Лиханов Альберт Анатольевич

М. Барышев. Листья на скалах Над горбатыми вершинами опрокинуто густо–синее небо. У горизонта застыли три облачка, похожие на перья, потерянные чайками. Сквозь них светит негреющее осеннее солнце, разливая мягкий свет.Хрупки листья полярных березок. Желтые и

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Глава 19. ЛИСТЬЯ НА СКАЛАХ Молоденькая военфельдшер охнула, когда Кононов и Самотоев принесли Орехова на перевязочный пункт.Тот лежал без сознания, вытянувшись на носилках. Лицо было в кровоподтеках, затянутых коростами. Глаза были закрыты, на веках проступала сеточка

Из книги автора

«Мадонна в скалах» «Мадонна в скалах» – первая большая работа Леонардо, которую он довел до конца. Более того, он, так часто не заканчивавший работу над сюжетом, написал два варианта этой картины с разницей примерно в двадцать лет. Но скольких трудов ему это


(1508 г. - картина Леонардо да Винчи, 1483-1486 г.)

Первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество нового искусства и даёт полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви имени св. Франциска в 1483 году. Мария в центре, сидит высоко, как на троне. Правой рукой обнимает стоящего внизу мальчика лет трех – Иоанна Крестителя. К его груди прислонен длинный тонкий крест. Ладони рук просительно протянуты к другому мальчику – Христу. Мария властным движением простирает левую руку над Христом. Ее кисть с напряженно раскинутыми пальцами спасительно раскрыта над мальчиком и передает ему свою силу, а Христос благословляющим жестом передает духовное руководство людьми Иоанну. Сзади Христа придерживает ангел. – только что рожденная земля: голые скалы, первые растения, чистые воды, еще не заселенные своими обитателями. На картине запечатлен момент рождения материи, природы и момент рождения на этой земле духа.

Этой картине присуща совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т.е. совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии , ибо даже взгляд ангела, обращённый не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции . Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в её глубины, в манящие просветы среди тёмных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо.

Загадка картины.

Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носят два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет . На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил (Уриель). Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария.

Ранняя и более загадочная версия была заказана 25 апреля 1483 года для церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Написанная маслом на доске размером 78 на 48 дюймов, она должна была стать центральной частью триптиха для церкви Непорочного Зачатия. На картине изображено Святое Семейство, нашедшее приют в скальном гроте в египетской пустыне во время бегства от царя Ирода. Здесь происходит встреча Богоматери с юным Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Хотя этот эпизод не упоминается в Писании, он является частью христианской мифологии.

На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария. Возле нее расположились два младенца - Иисус и Иоанн Креститель. Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, - это Иоанн Креститель. Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. С другой стороны от нее - младенец Иисус. Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша. Над его головой простерла руку Дева Мария и поднял руку с вытянутым вперед пальцем сидящий позади него архангел Уриил.

Поскольку Леонардо сам точно не указал, кто есть кто из двоих младенцев, довольно трудно с абсолютной точностью установить, кто из них Иисус, а кто - Иоанн Креститель. Тем не менее принято считать, что младенец благословляющий - это Иисус, тогда как второй, несомненно, Иоанн. В пользу этого говорит и второй вариант картины , на котором сидящий справа от Девы Марии младенец держит длинный крест из тростника, с каким обычно изображают Иоанна Крестителя. Однако, судя по всему, крест был пририсован позднее каким-то другим живописцем, возможно даже, вопреки воле самого Леонардо.

При объективном взгляде на картину представляется более вероятным, что молящийся младенец - Иисус, а не Иоанн Креститель, поскольку он сидит ближе к Деве Марии и находится под ее материнской защитой. Тогда вполне естественно, что второй ребенок - Иоанн Креститель, поскольку его опекает архангел Уриил. Неудивительно, что эта гипотеза приходится далеко не всем по вкусу, ибо, согласно ей, Иоанн Креститель играет в картине Леонардо более важную роль, чем Иисус. Однако версия эта может быть более символичной, чем представляется с первого взгляда. Например, поведение двух младенцев вполне может отражать традицию тамплиеров, которые относились к Иоанну Крестителю с большим почтением, нежели к Иисусу. Достаточно любопытным представляется и жест Уриила, так же как и положение левой руки Девы Марии. Принс и Пикнетт предполагают, что рука Марии как будто покоится на чьей-то незримой голове, а палец Уриила указывает на невидимую шею этой головы. Из этого можно сделать вывод; Леонардо да Винчи хотел намекнуть, что младенец, находящийся ниже, - Иоанн Креститель, который, как пишется в Библии , был позднее обезглавлен.

Судя по всему, монашеское братство, заказавшее картину, указало художнику на недостаточно ясно выраженный христианский характер творения Леонардо - например, отсутствие Иосифа. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре. Второй вариант картины , написанный маслом, размером 75 на 47 дюймов, сейчас хранится в лондонской Национальной галерее. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее, и им подрисованы нимбы . Архангел Уриил не указывает пальцем на младенца справа от Девы Марии, который на этот раз держит крест Иоанна Крестителя. Возникает ощущение, что художник намеренно убрал все следы символизма , дабы избежать нареканий со стороны заказчиков.


Основы композиции
на примере картины
Леонардо да Винчи