Личная жизнь Ильи Глазунова. Илья Глазунов, галерея


В биографии Ильи Глазунова были факты, которые в дальнейшем повлияли на все его творчество, проникнутое грустными образами. Родился Илья Глазунов в Ленинграде в 1930 году, застал блокаду в Ленинграде. В 11 лет он потерял всех близких. По дороге жизни его вывезли из любимого города в деревню. Но уже в 1944 году, подросток Илья Глазунов возвращается в освобожденный город и становится учеником художественной школы. Школа помогла талантливому и одухотворенному молодому художнику забыть свою боль.

Раннее творчество Ильи Глазунова совершенно непохоже на его известную изобразительную манеру. Когда в 80-х все были знакомы с монументалистикой и портретами Ильи Глазунова, в Москве прошла выставка его ранних работ. Это академическое творчество, и отнюдь не уступающее уровню таких маститых художников 19-20 века, как Саврасов, Поленов и Репин. Учился Илья Глазунов именно в Репинской художественной академии в Ленинграде изучая творчество столпов русской живописи, он вдумчиво и уважительно перенимал опыт.

О молодом, одаренном художнике Илье Глазунове заговорили еще во времена его учебы в школе в 1948 году. «Ленинградская правда» напечатала заметку о нем. Это дало ему зеленый свет в Репинскую академию и привело к прекрасному мастерскую народного художника СССР профессора Б.В. Иогансона. Перенеся боль утраты в годы войны он не стремился изображать войну пафосно и победоносно, как учила партия. Готовясь к дипломной работе, он создает картину «Дороги войны». Ее отвергли по идеологическим соображениям. Глазунова обвинили в отсутствии патриотизма, так как на полотне он выразил свои воспоминания — то время, когда наша армия вела отступления. Эта картина была значимой вехой в биографии Глазунова. Позднее, в 1964 году, он попытался выставить ее в Москве, на персональной выставке в Манеже. Выставку закрыли, а картину уничтожили. Такой бомбой она казалась в то время.

В первой свей выставке Илья Глазунов участвует в Москве, в ЦДРИ в 1957 году. К тому времени он уже известен за границей — Гран при на конкурсе в Чехии (1956 год) было его первой серьезной победой. Портрет Фучика произвел фурор. После выставки в Москве о таланте Ильи Глазунова заговорили во всем мире. Ему было 26 лет. К тому времени он уже создал множество работ в своей особой неакадемической манере, которую наша СМИ называла ответом прогнившему буржуазному искусству. А в тоже время за границей, где его талант не остался не замеченный, о нем писали как о художнике пошатнувшем стену соц- реализма в СССР.

Работы Глазунова того времени - сельские пейзажи, созерцая которые он провел несколько лет, и любимый Ленинград— цикл «Последний автобус». В 50-е годы он много ездит по Золотому кольцу. Черпает вдохновение, глядя на терема, храмы церкви Древней Руси. Выходя официально на международный уровень, Глазунов пишет портреты видных деятелей мирового искусства. Среди них - режиссер Филлини и мексиканский художник Сикейрос. Глазунов переезжает в Москву в конце 50х.

В 70-е годы Глазунов много работал над оформительством русской классики, Лермонтов, Куприн, Лесков, Островский, Блок — все они были источником вдохновения для Ильи Глазунова. Но Достоевский был для Глазунова извечным даром творческих поисков. Критики утверждают, иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского проникнуты тем же самым светом и мраком, которые гениально смешивал в своих романах Федор Михайлович.

Глазунов много пишет портреты официальных лиц, среди них портрет премьер-министра Индиры Ганди, портрет итальянского президента 80-х А. Пертини, и множество изображений наших партийных чиновников. Знаменитости обращаются к нему с теми же просьбами. Известный на весь мир портрет итальянской примы 60-х Джины Лоллобриджиды - его кисти. К 80-м Глазунов становится художником № 1 в СССР. Он воспевает ударный труд БАМовцев, он сочувствует революционерам из Чили и Вьетнама. Его персональные выставки случаются каждое десятилетие. В 80-х Глазунов становится Народным художником СССР, пожизненным ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он преподает в Суриковском художественном училище.

Творчество талантливого художника напрямую связано с происходящем в стране и сферой влияния СССР в мире. Отсюда и реверансы в сторону ЮНЕСКО — картина «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» 1980 год. Глазунов знаком многим, как художник - придворного портрета. Множество советских и затем и российских знаменитостей и светских лиц имеют портреты его кисти. Всю жизнь художник Илья Глазунов пишет о России и для России. То, с какой любовью он изображал историю нашей великой страны заслуживает уважения. Илья Глазунов — это одно из ярчайших событий культуры зрелого и позднего СССР.

В личной жизни Глазунов был долгое время счастливо женат на художнице Нине Виноградовой-Бенуа, до ее трагической смерти в 1986 году. У Ильи Сергеевича двое детей сын — Иван и дочь Вера, также художники.

Биография Ильи Сергеевича Глазунова увенчана многими званиями и наградами. В наши дни его творчество не столь популярно. Весь расцвет творческой энергии Глазунова пришелся на периоды запретов, жесточайшего контроля и преследований искусства в СССР. Илья Глазунов — истинно народный художник - его творчество близко всем, кто безоговорочно любит Россию. Он выражал своими произведениями любовь, пусть и загнанную в рамки соц идеологии. Самыми яркими работами Глазунова до сих пор считаются « Мистерия XX века» (1977- 99) и серия «История России» (1970- 90).

Официозная живопись и плакаты могут очень многое поведать об эпохе и обществе в которых они создавались, поэтому являются ценным историческими документами. В нашей стране этот жанр изобразительного искусства/пропаганды почти полностью ушёл в прошлое с развалом СССР. Пропагандистские плакаты теперь большая редкость, а живопись утратила общественно-политическую значимость.
Кажется, одним из последних, кто всерьёз пытался наполнить живопись глубоким идеологическим смыслом, сделать орудием воздействия на умы широкой общественности, является художник Илья Сергеевич Глазунов.
У него своя галерея в центре Москвы, куда я одно время частенько водил гостей столицы, потому что считал, что эта московская достопримечательность должна представлять особый интерес для иностранцев. Типа, "посмотрите, что сейчас у русских творится в голове". На заморских гостей действительно производили впечатление картины размером 8 метров в ширину и 3 метра в высоту, на которых они обнаруживали много знакомых лиц.
Давно уже там не был, поэтому вдруг захотелось устроить для читателей небольшую виртуальную экскурсию.

"Рынок нашей демократии", 1999 г.:

"Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию", 1980:

Высокое разрешение

"Разгром Храма в Пасхальную ночь":

Высокое разрешение

"Великий эксперимент", 1990 г.:

Высокое разрешение

Это лишь несколько образцов картин-гигантов. Вообще, в персональной галерее Глазунова представлена его живопись и графика во всех возможных стилях и жанрах. Антикоммунистические полотна соседствуют с портретами коммунистических лидеров, идеологические картины с лирическими сценами русской природы, религиозно-духовная живопись с этюдами с стиле "ню" и т.д. Поэтому каждый найдёт себе что-нибудь по душе. Обязательно стоит прийти и посмотреть.

P.S. При создании поста была использована эта запись , где есть ещё пара интересных замечаний.

10/06/2010

Живописец и график, Народный художник СССР Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде в семье ученого-экономиста.

В 1942 г. 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде вывезли по "Дороге жизни" в деревню Гребло Новгородской области. Через два года он вернулся в Ленинград и поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР, а затем в институт, где занимался в мастерской народного художника СССР профессора Бориса Иогансона.

В 1956 г. Илья Глазунов начал работу над художественным воплощением образов Федора Достоевского , над иллюстрациями к произведениям Александра Блока . В том же году он стал обладателем Гран-при на IV Международном конкурсе молодых художников в Праге за портрет Юлиуса Фучика.

В 1957 г. Глазунов окончил ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина и переехал в Москву.

Первая выставка Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 г. в Центральном доме работников искусств в Москве, на которой было представлено 80 графических и живописных работ художника.

Илья Глазунов – автор циклов и серий "Русь", "Дорогами войны", "Поле Куликово", иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Льва Толстого , многочисленных портретов, рисунков, театральных декораций к спектаклю Большого театра "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова , "Князь Игорь" Бородина и "Пиковая дама" Чайковского в Берлинской опере, к балету "Маскарад" Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.

Художником выполнено большое число официальных заказов: серия графической публицистики на темы Вьетнама, Чили, Никарагуа, строительства Байкало-Амурской магистрали. По просьбе ЮНЕСКО Глазунов создал монументальное панно "Вклад народов СССР в развитие мировой культуры и цивилизации", ныне украшающее один из холлов здания штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

Большинство исследователей выделяют четыре основных цикла в его творчестве:

"Городской цикл", в который входят такие картины, как "Ленинградская весна", "Город", "Последний автобус", "Ушла" и другие; цикл "История России", которому художник посвятил более 20 лет ("Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун", "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и др.); третий цикл – это иллюстрации к произведениям Достоевского, Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова , Лескова , Островского , Лермонтова , Блока, Куприна и др. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников.

Ильей Глазуновым написаны портреты Сальвадора Альенде, Урхо Кекконена, Индиры Ганди, Курта Вальдхайма, испанского короля Хуана Карлоса I, папы Иоанна Павла II; деятелей искусства – Федерико Феллини , Давида Альфаро Сикейроса , Джины Лоллобриджиды , Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентия Смоктуновского , Виталия Севастьянова, Сергея Смирнова, Сергея Михалкова , Валентина Распутина и др.

Известность принесли ему рисунки и картины из цикла "Город", а в последующие десятилетия – цикл "Вечная Россия".

Глазунов активно участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В 1981 г. по поручению Министерства культуры СССР в Москве Глазунов организовал Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и был назначен его директором.

В 1981 г. Илье Глазунову было присвоено звание профессора по кафедре живописи и композиции Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, где он возглавлял мастерскую портрета.

По инициативе Глазунова в Москве создана Всероссийская академия живописи, ваяния и зодчества, в 1987 г. Глазунов назначен ее пожизненным ректором.

В 1996-1999 гг. Илья Глазунов был художественным руководителем работ по реставрации Большого Кремлевского дворца.

В 1997 г. он был назначен членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

Глазунов - член Союза художников России, член-корреспондент Академии художеств Сан-Хорхе (Барселона) (1979); член-корреспондент Мадридской академии искусств (1980); действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997), действительный член Академии художеств России (2000).

К 850-летию Москвы Илья Глазунов подарил городу все свои работы, созданные за 40 лет творческой деятельности.

31 августа 2004 г. в Москве в центре города (на улице Волхонке, 13) была торжественно открыта Московская Государственная галерея Ильи Глазунова, художественным руководителем, которой была назначен сам Илья Глазунов.

Илья Глазунов – Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997, за реставрацию Московского Кремля).

За свою деятельность Илья Сергеевич Глазунов удостоен многих отечественных и международных наград, в том числе: орденом Трудового Красного Знамени (1985), орденом "За заслуги перед Отечеством" IV (1995), III (2000) и II (2005) степени, международным орденом Святого Константина Великого (1997), орденом преподобного Сергия Радонежского (1998), Золотым знаком (1975, высшей наградой Общества германо-советской дружбы), Серебряной медалью (1991, высшей наградой итальянского города Аквила), лаосским орденом Вишну, премией имени Джавахарлала Неру, португальским орденом Святого Михаила, "Золотой медалью Пикассо" (1999, награда ЮНЕСКО).

Глазунов – "самый выдающийся художник XX века" по опросу ВЦИОМ, проведенного в 1999 г. Его имя присвоено одной из малых планет. Жена – Нина Александровна Виноградова-Бенуа была художником, 24 мая 1986 г. она трагически погибла. Дети – Иван и Вера тоже стали художниками.



Илья Сергеевич Глазунов скончался 9 июля 2017 года от сердечной недостаточности. Прощание с художником прошло в Сретенском монастыре, отпевание - в Богоявленском соборе в Елохове. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец - Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать - Глазунова Ольга Константиновна. Супруга - Виноградова-Бенуа Нина Александровна. Сын - Глазунов Иван Ильич, художник. Дочь - Вера Ильинична.

Илья Глазунов - художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.

"Художником меня сделал Ленинград, - говорит он, - с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж - мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: "Живи!"

Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...

Память о войне всегда живет в душе художника. Уже будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине "Дороги войны", полной истинного драматизма и правды жизни. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: "Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск - такого еще не было в советском искусстве".

Нина. Портрет жены художника. 1955

.
Картину несколько лет не выставляли. На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее показать. Однако выставка была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где была уничтожена. В середине 1980-х годов художник написал повторение уничтоженной картины. Она находится теперь в художественном музее Алма-Аты.
...Выехав из Ленинграда, маленький Илья оказался в старинной деревеньке Гребло, затерянной в дремучих новгородских лесах. Вместе с деревенскими сверстниками копал картошку на поле, работал на гумне, пас колхозное стадо. Эти годы оставили глубокий след в сознании будущего художника, им он во многом обязан пониманием русского характера, ощущением поэтики русского пейзажа.
Война еще не кончилась, когда Иля Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, где занимался в мастерской Народного художника СССР профессора Б.В. Иогансона. То был период поисков своего пути в искусстве, своего понимания реализма - как выражения внутреннего мира человека, передаваемого через правду объективного мира. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.
Под высокими сводами академического коридора - бывшей Императорской Академии художеств - 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, - Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя, Н.А. Бенуа, 30 лет был главным художником театра "Ла Скала", другой родственник - всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать - родная сестра бабушки Нины Александровны - была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.

Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный громоподобный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником, поставил это событие в разряд исторических явлений. Основанием для проведения выставки послужило получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за созданный им образ заключенного в тюрьму писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключенных вывели на прогулку, и они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, столь необычная и драматическая, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.

Обращение художника к образу автора "Репортажа с петлей на шее" было поддержано официальной идеологией в традиционном интернационалистском звучании, и это, вероятно, давало основание предполагать развитие творчества молодого художника в перспективе. Но то, что увидели потрясенные зрители на его выставке, входило в полное противоречие с советскими идеологическими установками. Художник представил 80 графических и живописных работ. В их создании выразилось творческое кредо художника-реалиста, понимающего реализм по Достоевскому - "в высшем смысле этого слова". "Нет ничего фантастичнее реальности" или, как говорил один из любимых художников Глазунова - М.А. Врубель, "только реализм родит глубину и всесторонность". Поток зрителей, желавших попасть на выставку, нарастал с каждым часом, а в день ее обсуждения властями была вызвана для укрощения страстей милиция, что впоследствии стало атрибутом и других выставок Глазунова. Официальная критика на первых порах пребывала в шоковом состоянии, затем по поводу творчества молодого художника разгорелась жестокая полемика, разделившая публику на два непримиримых лагеря.

И сегодня имя Ильи Глазунова - своего рода лакмусовая бумажка, которая сразу выявляет мировоззрение человека. Не случайно один из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Тот, кто против Глазунова, тот против России. И наоборот". Зрители и авторы публикаций, приветствовавшие появление дерзкого таланта, отмечали его глубоко национальный характер, говорили о правде жизни и поэтическом видении, об открытии новых и свежести трактовки таких вечных тем, как любовь, об особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского. Другие в его творчестве усматривали увлеченность западными веяниями, упадничество и пессимизм. Именно в таком духе велось обсуждение выставки в высших партийных инстанциях, которого удостоился дотоле неизвестный студент. После закрытия выставки идеологические баталии вокруг нее не закончились, что в немалой степени осложняло всю дальнейшую судьбу Глазунова.


Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. БЕЛАЯ НОЧЬ


Большинство исследователей да и сам художник выделяют четыре основных цикла в его творчестве.
Жизнь современника, поэзия будней большого города - тема его лирического "Городского цикла", в который входят такие картины, как "Ленинградская весна", "Город", "Последний автобус", "Ушла" и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника. Порой Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами.


Последний автобус


"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". "История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России - красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое..." Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.


Остров Рюген. Жрец.


Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус


Умила Новгородская, мать Рюрика.


Князь Олег и Игорь


Князь Игорь


Засадный полк


ДВА КНЯЗЯ


Нашли князя. Проводы войска.


Возвращение


Боян. Слава предкам!


ДЕВУШКА С ВОЛГИ. 1977 г. ИВАН ГРОЗНЫЙ 1974 г.


Дмитрий Донской


КНЯГИНЯ ЕВДОКИЯ В ХРАМЕ


Царевич Димитрий


Легенда о царевиче


Важный этап творчества художника - иллюстрация литературных произведений. Если цикл "Город" сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна... Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины - такой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда "иллюстрация" в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен. Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова "искать человека в человеке", в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, "где поле битвы - сердце человека".


Незнакомка.


СНЕГУРОЧКА


В ПОЛЕ (ДАРЬЯ)


Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. "Пишу молча, - рассказывает Илья Сергеевич. - Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка - если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет - экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек - Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе... Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет - документ человеческого духа, реальная форма гуманизма".
Со многих портретов, выполненных Глазуновым, глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить ее духовную жизнь.


Наташа


Портрет жены художника


Особо интересен портрет жены Глазунова - "Нина". Художница из знаменитой династии художников Бенуа, Нина стала спутницей, другом, помощником Глазунова. Их дети, Ваня и Вера, тоже сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова.
Ильей Сергеевичем написаны портреты рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Сергей Смирнов... Многое написано с места событий. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России).
Однажды на Волге, в деревенской избе, художник увидел икону, оклад которой был расшит речным жемчугом и стеклярусом. Их созвучие было "как замерзшее окно, как спелое ржаное поле - вся гамма красоты и неповторимая форма выражения". И возникла идея: писать на инкрустированной доске с использованием жемчуга. Подобный коллаж ("Иван Грозный", "Борис Годунов", "Царевич" и другие) усиливает психологию образа, воскрешает обаяние творчества древних русских художников.

При широте взгляда, при всем разнообразии тем и изобразительных средств, высоком мастерстве живописца, своеобразии рисунка и колорита, манеры и почерка главное в творчестве Ильи Глазунова - цельность восприятия мира, его философский, идейный порыв, одухотворенность. Его работы освещены отблеском огня, который горит в душе, направляя течение мыслей. Все это составляет смысл жизни художника.

Творческая биография мастера неразрывно связана с театром. Еще в студенческие годы он был страстно увлечен музыкой, искусством выдающихся певцов и музыкантов, даже хотел было стать театральным художником. Этот импульс дал плоды в зрелую пору, когда вместе с супругой, тонким знатоком русского костюма, он создал потрясающее оформление к постановкам опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова в Большом театре, "Князь Игорь" А. Бородина и "Пиковая дама" П. Чайковского в Берлинской опере, к балету "Маскарад" А. Хачатуряна в Одесском оперном театре...

Здесь им были продолжены традиции великих русских художников - таких, как В. Васнецов, А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин и других, заложивших на рубеже ХIХ-ХХ веков основные принципы современного театрально-декорационного искусства. Постановки с декорациями, созданными по эскизам И.С. Глазунова, воскрешающими дух знаменитых "Русских сезонов" в Париже, имели огромный успех. Театральные критики с восторгом отзывались о "поющей живописи" Глазунова, шедшего, как всегда, и против нынешних модернистских течений, захлестнувших театральную сцену, и против казенного натурализма.

Для многих русских художников, особенно прошедших школу Петербургской Императорской академии художеств, неизменным оставался интерес к архитектуре. Не мог быть чуждым ему и Илья Глазунов, выросший в атмосфере дворцовых ансамблей родного Питера. Первым его архитектурным проектом стал конкурсный проект музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях "новорусского стиля", раздавленного в годы революции натиском авангарда. Этот проект, резко отличавшийся от других, попался на глаза и приглянулся тогдашнему министру иностранных дел А.А. Громыко. Вскоре Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое здание советского посольства. Но за ним оставили только работу над интерьерами. В холле и залах здания, построенного по канонам "корбюзьевского" мышления, неожиданно открылся величественный державный дух русского зодчества, который исходил от столь любимого художником Петербурга и лучших творений отечественной архитектуры! Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. А испанские журналисты писали, что "не надо даже ездить в Россию, все известно из работ Глазунова".

Особой вехой в Глазунов Глазунова была битва за спасение исторической Москвы - вернее, того, что от нее осталось к началу 1970-х годов. Известно, что особенно сильный ущерб был нанесен городу в 1930-е годы при реализации Генерального плана его реконструкции, взлелеянного Лазарем Кагановичем. Святыню России, воспетую во множестве произведений, приводившую в трепет иностранцев своей красотой, Каганович объявил "невообразимым хаосом, созданным будто пьяным мастеровым", подлежащим уничтожению ради постройки "нового коммунистического города". Последующие перепланировки и перестройки довели Москву до того состояния, что она была вычеркнута из международного реестра исторических городов.

Илья Сергеевич с единомышленниками создал огромный альбом, показывающий былую Москву, несравненный образец мирового градостроительного искусства, и отражающий невосполнимые утраты, нанесенные столице, которой грозило превращение в безликий населенный пункт. Этот фундаментальный труд стал веским аргументом в руках Глазунова, неустанно бомбардировавшего высшие органы власти. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи самых выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего он был "зарублен", имена его авторов сняты с представления на Ленинскую премию, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.
Илья Сергеевич продолжает принимать деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди его работ последних лет - непосредственное участие в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца.


Вечная Россия


Великие творцы, независимо от своей творческой профессии, всегда ощущали непреодолимую тягу к исповедальному слову. Суть этого влечения прекрасно определил Иван Ильин: "Они призваны не только творить, но и преподавать; не только созидать творения, но и подслушать свое творчество и рассказать о нем другим творящим людям... Мало самому гореть - надо других научить горению".
Не мог миновать этой стези и Илья Глазунов. В 1965-1966 годах в нескольких номерах журнала "Молодая гвардия" была напечатана его книга "Дорога к тебе" - лирическая исповедь о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью. В те годы, когда само понятие "русское национальное сознание" было изъято из лексикона, эта книга воспринималась как гимн историческому бытию России, ее национальному величию.
Мысли и предчувствия, описанные в книге, Илья Глазунов упорно развивал затем и в творчестве, и в своих устных и печатных выступлениях.

В начале 1960-х годов И.С. Глазунов создал патриотический клуб "Родина", к деятельности которого были привлечены многие авторитетные люди страны. Клуб стал одним из первых питомников национального самосознания. Увы, через некоторое время он был ликвидирован. Организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную и стабильную возможность вести борьбу за национальные святыни, - тоже во многом заслуга Глазунова.


Рынок нашей демократии

Илья Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По инициативе И.С. Глазунова в столице России в 1987 году создано уникальное учреждение - Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведется обучение по специальностям: "живопись", "скульптура", "реставрация и технология живописи", "архитектура", "история и теория изобразительного искусства". "Считаю, что миссия педагога-художника - воспитать личность, которая понимает свое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем, Ренессанса, лучших русских мастеров".

Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты - от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.
По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван "самым выдающимся художником ХХ века". Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды - золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца - орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств - в Мадриде и Барселоне - избрали Глазунова своим почетным членом.

И.С. Глазунов - Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).

"Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир... Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными... Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров" - так писал о Народном художнике СССР Илье Глазунове писатель Владимир Солоухин.
Живет и работает в Москве.