Мартирос сарьян цветы. Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

"Все холсты Сарьяна мне кажутся чудесными цветами, - они цветы земли в широком смысле слова. Цветы - горы, цветы - деревья, цветы добрых лиц". Илларион Голицин.

Среди живописцев Армении исключительное место занимает Мартирос Сарьян. Художник и его картины прославлены далеко за пределами государства. Могучий колорит его живописи впитал в себя горячие краски Армении. Творчество его необыкновенно своеобразно. Его картины - это радостная песня об Армении. Манера Сарьяна никогда не переходит в манерность. Художник непрерывно творит, он - вдохновенный и страстный художник, отдающий до последней капли всего себя любимому делу - живописи.

С именем Сарьяна ассоциируется палящее южное солнце, глубокие синие тени, природа в летнем уборе, щедрое изобилие цветов, фруктов, смуглых, с огромными глазами, как египетские маски, лиц восточных женщин. Все это органично сливается в единый узор на его картинах. Любая картина Сарьяна узнается с первого взгляда. И тем не менее от каждой следующей работы художника веет поразительной свежестью и новизной.

Человек Востока, армянин по происхождению, Сарьян в от современников, увлекавшихся ориентализмом, не останавливается на общих местах, экзотических красотах, а предпочитает подробности, увиденные как бы взглядом изнутри. По тонкому замечанию М. Волошина , такой взгляд порождает действительную галлюцинацию Востока. И в то же время язык этот внятен европейскому, так как он основан на открытиях в живописи начала XX века ярких, чистых красках, лаконичных, обобщенных формах, выразительных мазках.

Родился Сарьян не на своей исторической родине, а в городе на Дону Нахичевани, нынешнем Ростове-На-Дону. Раннее детство прошло на хуторе в степи, на берегу реки Самбек, где его отец, умелый плотник, построил дом для своей многочисленной семьи. Здесь на приволье среди трав и цветов рос веселый, шаловливый мальчик, которому "во сне удавалось схватить луну и спрятать ее за пазухой или как зеркалом пускать ею зайчиков". Так отразилось раннее детство Сарьяна в книге его воспоминаний "Из моей жизни" . В годы зрелости он пытается постичь тайны природы, открытые в детстве. "Земля имеет свою душу. Сердце ее находится в самом сердце человека". " Жизнь природы загадочна и удивительна. Зерно в земле прорастает, растет, в данное ему время цветет, снова рождается зерно и ввиду этого не умирает. Человек таков же. Он не умирает, так как является самой природой".

С самого первого опыта в рисовании Сарьян привык к тому, что его искусство рождает в зрителе прямо противоположные ассоциации - от восторга до гневного неприятия. Художнику надо было быть убежденным мудрецом в душе, чтобы достойно сохранять свою истину. При поддержке брата Ованеса и круга армянской интеллигенции Мартирос отправляется в Москву, где осенью 1897 года поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему и его друзьям: П.Кузнецову , К. Петрову - Водкину , Н. Сапунову , повезло с учителями. Ими стали самые значительные мастера эпохи рубежа веков: К. Коровин , В. Серов , И. Левитан .

Среди своих товарищей Сарьян выделялся чувством цветовой декоративности. Он любит изысканные оттенки: фиолетовые, оранжевые, лиловые, бирюзовые. Их сочетание в переливах мазков напоминает оперение экзотических птиц. В период выставки "Голубая роза" , когда его друзья создавали призрачные гармонии фонтанов, он первым обратился к смутным мечтам о своей первородине, образам затерянного на Востоке рая.
Утонченные акварели и темпера Сарьяна , навеянные впечатлениями от персидских миниатюр, переносят в сказочно - фантастический и в то же время по-детски хрупкий мир. В одной из них, "У гранатового дерева" 1907 г., могучее чудо - дерево расцветает волшебными мазками - перьями, которые проливаются золотым дождем сквозь синеющую крону. Мелькающие в ветвях цветы кажутся птицами, птицы - цветами. Здесь все исполнено превращений, таинственных смыслов. Нежная антилопа и фигура человека словно составляют единое мифическое существо.

(1880 – 1972)

Человеческую сущность искусства Мартироса Сарьяна определили два важнейших качества – жизнелюбие и патриотизм. Эти черты до последних дней побуждали его к творчеству, давали энергию и вдохновение.

Пантеистическое чувство преклонения перед природой сформировалось в Сарьяне с ранних лет. Он всегда следовал своему пониманию жизни: никогда не идти наперекор природе. В художнике всегда счастливо сочетались человек от земли и интеллигент, мудрость мыслителя и пылкость поисков молодости.

В особой выразительности художественного языка мастера, в его особом цветовом анализе реальной формы ощутимы не только тенденции новейшей живописи, но и концентрация непосредственных впечатлений от родной земли и отзвуки древних традиций национального искусства.

Цвет для Сарьяна – главное в живописи, его рисунок предельно лаконичен. При помощи цвета он добивался необыкновенной выразительности своих картин, проявляя удивительное мастерство в передаче света, холода и тепла одними только сочетаниями цветовых пятен.

Именно световой контраст для Мартироса Сарьяна означал утверждение власти света. Свет – это первооснова. Его силой определяются рисунок и форма, а главное – звучность цвета. По Сарьяну, чем ярче свет, тем выразительнее «поёт» цвет. Такова концепция сарьяновского реализма, такова сложнейшая художественная задача, которую своим искусством он решил блестяще.

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в Новой Нахичевани близ Ростова-на-Дону в крестьянской семье. Первые художественные навыки получил в Нахичеванском городском училище. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904) и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина.

Входил в кружок художников во главе с Павлом Кузнецовым. С 1900 в летние месяцы систематически посещал Северный Кавказ и Закавказье, побывал в Константинополе (1910), путешествовал по Египту (1911) и Персии (1913).

Член содружества художников «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1911-1913), «Мир искусства» (1915-1917), «4 искусства» (с 1925).

С 1921 года жил в Эривани-Ереване. В 1921 году организовал Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, став его первым директором. Принимал участие в создании Ереванского художественного училища и Союза армянских художников.

Работал как театральный художник, сотрудничая с Театром оперы и балета им. А.Спендиарова в Ереване, Московским музыкальным театром им. В.И.Немировича-Данченко и другими. Иллюстрировал произведения армянских писателей.

В 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического труда. В Ереване открыт Дом-музей М.Сарьяна.

«Армения была создана Творцом и Сарьяном. Один создал действительную и материальную, другой – живописную и духовную. Все то, что представлял Творец, создавая нашу горную родину, Сарьян создал силой искусства. И сегодня мы имеем 2 Армении: одна - действительная, другая - сарьяновская. И они слиты воедино навечно» (Рузан Сарьян)


Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 февраля (по ст. стилю) близ Ростова-на-Дону в городе Новый Нахичеван в патриархальной армянской семье. Его детство и отрочество прошли вдалеке от города, на одиноком отцовском хуторе. Род Сарьянов, переселившийся, как и многие армянские беженцы, из Ани в Крым, а затем во времена Екатерины II из Крыма на берег Дона, продолжала многодетная семья Саркиса Сарьяна, жившая патриархальной жизнью, размеренно и просто.

В 1895г. он заканчивает городское училище в Нахичеване,а в 1897 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1901г., двадцатилетний студент Мартирос Сарьян, получив от старшего брата Ованеса денежную помощь,в первый раз предпринял путешествие в страну предков. Он объездил Лори и Ширак, побывал в Ани и Эдчмиадзине, Ахпате и Санаине, Ереване и на Севане. Впечатления были столь сильны,что он продолжал ездить сюда и последующие годы.” Я обрел здесь мир своего детства и воочию увидел все то, о чем грезил ребенком” –говорил Сарьян. В поисках впечатленний Сарьян ежегодно путешествует по родственным его душе краям. В 1910 году - Константинополь, в 1911 - Египет, в 1912 - северо-запад Армении, в 1913 - Персия, в 1914 - юг Армении, Гохтан. Мировая война помешала художнику увидеть Индию и Японию. Одно за другим возникают знаменитые полотна Сарьяна - "Улица. Полдень", "Константинопольские собаки", "Натюрморт. Виноград", "Армянка", "Портрет поэта Цатуряна", "Цветы Калаки".

М. Сарьяну было тридцать четыре года, когда началась первая мировая война, которой сопутствовала величайшая трагедия армянского народа - геноцид, угрожавший ему полным физическим уничтожением. В 1915 - 1920 годах Сарьян целиком посвятил себя патриотической деятельности. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы оказать помощь беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году он приезжает в Тифлис, женится на Лусик Агаян, дочери видного армянского писателя Г. Агаяна. Участвует в организации Общества армянских художников. принимает активное участие в создании "Союза армянских художников", в том же году оформляет знаменитую брюсовскую "Антологию армянской поэзии".

В 1917 году Сарьян навсегда приехал на Родину с семьей и самозабвенно взялся за работу. Начиная с 1923 г.художник создает знаменитые циклы картин, которые год спустя с большим успехом демонстрировались на XIV Венецианской биеннале: "Горы", "Армения", "Мой дворик","Арагац","Ереван". В эти же годы он создает герб Советской Армении и занавес первого государственного театра. Родина становится главной и неизменной темой Сарьяна.

Его привязанность к своей земле была столь велика, что, даже уехав осенью 1926 года в Париж, он по-прежнему продолжал воспевать красоту армянской природы. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле по пути на родину. Но художник, перенесший трагедию войны и резни, сумел пережить и это личное горе. В течение последующих десятилетий искусство Сарьяна шагало в ногу со временем и жизнью страны - он создает огромную галерею картин, воспевающих родную землю,создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации. Замечательный поэт красок всегда, и в дни грусти, и в дни радости,писал цветы. Цветы Сарьяна - это особый прекрасный мир. И в последних работах Сарьяна, “Земля” и незаконченная “Сказка”, созданных незадолго до смерти, душа художника – большая,чистая и ясная_открывается миру.Его непоколебимое кредо полностью воплотилось в жизнь.

Исскуство, внушающее человеку добрые чувства и рожденное глубокой верой в его будущее,- такое исскуство не стареет. Оно всегда с человеком, как осанна свету, осанна всему прекрасному на земле.И ныне, когда человечество переживает сложные и тревожные дни, жизнеутверждающее искусство Сарьяна не просто шагает в ногу со временем, оно словно смотрит на нас из грядущего.

"Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..." (Мартирос Сарьян).

Мартирос Сергеевич(Саркисович) Сарьян(28 февраля 1880, Нахичевань-на-Дону — 5 мая 1972, Ереван) — армянский и русский художник, портретист, книжный иллюстратор, театральный оформитель. Основоположник современной армянской живописи.

Мастеру был отмерен долгий век; за 92 года перед его глазами прошли многие волнующие исторические события — войны, революции, рождение новой страны, первый полет человека в космос. Он создал герб Советской Армении, организовал Музей археологии, Музей изобразительного искусства, Музей истории и этнографии, Комитет по охране памятников старины.

Особенности творчества художника Мартироса Сарьяна: Выросший в степях Приазовья, он получил образование в Москве и впервые попал на родину своих предков только возрасте 20 лет. С тех пор Армения, ее природа, ее люди стали главной темой творчества художника. Гармония ярких красок, сочная палитра, лаконизм, восточные мотивы — вот визитная карточка Мартироса Сарьяна.

С 1903 по 1907 год, в начале творческого пути, Сарьян много работает акварелью; результатом его символистских исканий становится цикл« Сказки и сны». Волшебные пейзажи с размытым, абстрактным фоном, населенные прозрачными, полутелесными персонажами, удивительно нежны и пластичны: «Любовь »(1906), «Поэт(На склонах Арагаца) »(1906), «Озеро фей »(1906). Работы из этой серии в 1904 году экспонировались на выставке« Алая роза» в Саратове, а три года спустя — в Москве, на знаменитой выставке« Голубая роза».

С 1908 года Сарьян меняет свою живописную технику: на смену акварели приходит темпера, романтизм сменяется реализмом, вместо тревожных и нежных переливов цвета в его работах звучат яркие, чистые краски. Жаркое, знойное солнце — практически в каждом его пейзаже. Обобщенные силуэтные формы обретают массу и насыщенность, мазки становятся длиннее. Художник много экспериментирует с передачей света посредством глубины и объема тени.

Примерно в это же время он знакомится с работами французский фовистов и импрессионистов, высоко оценивая их заслуги в новых принципах живописной техники. Сарьян много путешествует по странам Востока, пишет картины« У колодца, жаркий день», «У моря. Сфинкс». Художник активно выставляется, в частности, в рамках экспозиций, организованных журналом« Золотое руно».

За всю свою жизнь Сарьян создал около четырех тысяч произведений: пейзажи, портреты, натюрморты были его любимыми жанрами. Художник много работал с формой; он не любил детали, оставляя зрителю возможность дополнять картину собственным видением, собственным жизненным опытом.

Самые известные картины Мартироса Сарьяна: «Восточная сказка »(1903), «Озеро фей »(1905), «Любовь. Сказка »(1906), «Автопортрет »(1909), «Глицинии »(1910), «Фруктовая лавка »(1910), « »(1910), «Египетские маски »(1911), «Идущая женщина »(1911), «Финиковая пальма »(1911), «Портрет И.С. Щукина »(1911), «Красная лошадь»(1919), «Армения »(1923), « »(1923), «Газели »(1926), «Автопортрет. Три возраста »(1942), « »(1941), «Армянам — бойцам, участникам Великой отечественной войны. Цветы »(1945).

Детство художника
Мартирос Саркисович(Сергеевич) Сарьян родился в 1880 году в семье земледельца. Он был седьмым ребенком из девяти. Детство художника прошло в донских степях, на берегу речки Самбек.

Когда Мартиросу исполнилось семь лет, его вместе с братом Серобом отправили в Новую Нахичевань, к сестре матери. Отец Сарьяна умер в 1891 году от холеры; с тех пор заботы о семье легли на плечи старшего брата Ованеса.

После окончания городского училища в 1891 году Ованес устроил младшего брата в почтовую рассыльную контору. Именно здесь, среди посылок, писем и газет, юный Мартирос от скуки начал рисовать; его привлекали колоритные типажи — посетители конторы. Посовещавшись, семья приняла решение отправить юношу на обучение в Москву.

Годы учебы в Москве
Осенью 1897 года Сарьян поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Конкурс был большим; приняли всего 17 человек. В училище Сарьян приятельствовал с Владимиром Половинкиным , Кузьмой Петровым-Водкиным , Николаем Сапуновым , Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным . С 1900 года он начал выставлять свои работы на зимних внеклассных экспозициях работ студентов. К тому времени устройство училища подверглось реформам; открылись мастерские, куда были приглашены лучшие московские художники. Портретной мастерской ведали Валентин Серов и Константин Коровин , а пейзаж в училище преподавали Исаак Левитан и Виктор Васнецов .

Путешествия по странам Востока
В рамках художественных и внутренних изысканий Мартирос Сарьян много путешествует. В 1910 году он посещает Константинополь, через год — Египет, а в 1913 году — Персию. Осенью 1911 года на выставке в Риме работы египетского цикла имели большой успех у публики и критиков; среди них картины« Египетские маски », «Идущая женщина », «Ночной пейзаж. Египет». Сарьян по-прежнему работает темперой по картону; растет его мастерство передачи глубины картины тенями и контрастами. Картина« Константинопольские собаки», написанная после путешествия в Турцию, участвовала в 1912 году во второй выставке постимпрессионистов в лондонской галерее Графтон.

Известность художника растет: после выставки« Московского товарищества художников» его картины« Глицинии » и «Фруктовая лавочка » были приобретены для Третьяковской галереи. Позднее для коллекции куплена еще одна картина — «Улица. Полдень. Константинополь ».

Родина художника, Армения — неизменно в его сердце; он пишет ее горы и долины, и он всегда стремится туда в поисках овых впечатений и красок. В 1912 году увидели свет новые работы мастера: «Гора Абул и проходящие верблюды», «Продавец зелени», «Утро. Зелёные горы». Творчество Мартироса Сарьяна становится заметным в широких художественных кругах; его яркие работы всегда на виду.

Первая мировая война расстроила планы Сарьяна; вместо путешествий художник погружается в художественную общественную жизнь. В Тифлисе он участвует в работе Армянского этнографического общества, потом уезжает в Южную Армению. Свои новые пейзажи и натюрморты он представляет на выставке журнала« Мир искусства», а затем — в шведском Мальмё, на Балтийской выставке.

Встреча с будущей женой
В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, где принимает участие в организации помощи несчастным соплеменникам, бегущим из Турции от репрессий. Через некоторое время, глубоко пораженный трагическими судьбами людей, Сарьян заболел: друзья увезли художника с явными признаками душевного расстройства из Эчмиадзина в Тифлис. Здесь, в Тифлисе, в благотворительном кафе« Чашка чая», где собиралась творческая интеллигенция, Сарьян познакомился со своей будущей женой — Лусик, дочерью известного армянского педагога и детского писателя Газароса Агаяна. Мартирос и Лусик обвенчались в маленькой деревенской церкви неподалеку от Тифлиса 17 апреля 1916 года.

Товарищество армянских художников
В Москве Сарьян участвует в выставке журнала« Мир искусства». В 1916 году, объединяя« прогрессивные духовные силы», Мартирос Сарьян вместе с другими армянскими живописцами — Татевосяном , Суренянцем и Терлемезяном — становится основателем« Товарищества армянских художников»; также он создает эмблему общества, призванного залечить тяжелые раны армянского народа, вдохнуть новую жизнь в его культуру и искусство.

Революция 1917 года
Октябрьская революция застала Сарьяна в Тифлисе, где он часто бывал после переезда с Лусик в Новую Нахичевань, в дом его матери. Здесь в семье Сарьянов родился сын Саркис, который впоследствии стал специалистом по литературе Армении и Италии. Несмотря на бурное время, Сарьян принимает участие в очередной выставке« Мира искусства».

Жизнь в Ереване
Мартирос Сарьян был у истоков практически всех самых значимых культурных институций зарождающейся после Октябрьской революции новой Армении. Художник становится создателем Армянского краеведческого музея, а позже — организатором и первым директором Армянского краевого художественного музея, открывшегося в Ростове. Он оказывал всяческую помощь и поддержку поэтессе Мариэтте Шагнинян, которая невероятными усилиями смогла открыть в Ростове художественное училище, а также организовать здесь Товарищество профессиональных художников.

По приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении Александра Мясникяна в 1921 году Мартирос Сарьян с женой, двумя сыновьями и старшим братом Ованесом переезжает в Ереван. Ему поручают организацию ряда культурных учреждений: Музея археологии, Музея изобразительного искусства, Музея истории и этнографии, а также Комитета по охране памятников старины.

Участие в Венецианской биеннале
В 1924 году Мартирос Сарьян принимает участие в Венецианской международной выставке. Критики высоко оценили работы Сарьяна, сравнивали его с Матиссом, отмечая самобытный темперамент и восточный ориентализм. Успех был настолько громким, что руководство Советской Армении приняло решение в качестве награды выстроить для Сарьяна дом и студию. Сооружение нового дома началось только в 1931 году. У Сарьяна появилась мастерская, выстроенная по его указаниям, с верхним светом — все, как он хотел.

После успеха в Италии Сарьян выставляет свои работы в Москве — впервые после революции. Его картины, представленные на выставке« Четыре искусства», были восторженно приняты критикой. Вскоре после этого Игорь Грабарь отправляет работы Сарьяна в Лос-Анжелес, на выставку русского искусства — и снова успех. Художнику присвоили звание Народного художника Армении.

Три года в Париже
В 1926 году осуществилась давняя мечта Сарьяна — наконец-то он едет в Париж. Результатом трехлетних трудов Сарьяна во французской столице стала выставка, которая открылась 20 января 1928 года в салоне Жирара; было представлено около 40 работ. Предисловие к каталогу написал известный критик Луи Воксель. Он же сказал знаменитую фразу, которую любят цитировать, рассказывая о художнике: «Сначала Сарьян нарисовал Армению, а уже потом ее создал Бог». Увы! Почти все картины парижской выставки погибли в пожаре на борту парохода, которым Сарьян отправил свой багаж на родину.

Театральные постановки
Оправившись от потери, Мартирос Сарьян продолжил активную творческую деятельность: он много работал, писал виды строящейся армянской столицы, выставлялся в Ереване и Москве. В 1930 году в Одесском оперном театре прошла премьера оперы А. Спендиарова« Алмаст», которую оформил Сарьян; за нее художник был удостоен Сталинской премии III степени. Двумя годами позднее его творчество смогли оценить московские зрители: в театре им. Станиславского была поставлена опера Н. Римского-Корсакова« Золотой петушок», для которой Сарьян оформил второй акт. Увидела свет книг Фирдоуси« Рустам и Сухраб», проиллюстрированная художником.

Обвинения в формализме
В 1937 году портреты армянских государственных и творческих деятелей, написанные Сарьяном, были сожжены: из 12 попавших в «черный список» полотен работники музея спасли только один, . Сам художник избежал репрессий только благодаря работе над большим панно для выставки советского искусства в Париже, над которым трудился в это время в мастерских Третьяковской галереи. Сарьян смог справиться с этой ужасной для любого живописца новостью, и закончил работу над панно, которое получило Гран-при и было высоко оценено европейскими критиками.

В годы Второй Мировой
Известная картина« Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян », а также знаменитый автопортрет« Три возраста » были созданы художником в годы Второй мировой. Младший сын Сарьяна — Лазарь — ушел на фронт и прошел всю войну. В 1943 году Сарьян приехал в Киев повидаться с сыном; здесь он создал ряд графических работ на военную тему. Победу Сарьян отметил необычайно жизнерадостным большим натюрмортом« Армянам — бойцам Великой Отечественной войны. Цветы ».

Послевоенный период
В 1946 году Мартироса Сарьяна избрали депутатом Верховного Совета СССР; через год, при создании Академии художеств СССР, Сарьян был избран ее действительным членом. Художник возглавил сектор Теории и истории искусства при Академии наук Армении. Вместе с тем творчество Сарьяна было предано остракизму. Журнал« Искусство» на своих страницах сравнивал творчество Сарьяна с «армянизированным вариантом французского буржуазного формализма», которое не может считаться национальным.

Хрущевская« оттепель»
Большая галерея портретов выдающихся деятелей армянской и русской культуры и науки стала следующим этапом творчества Сарьяна: в частности, он написал портреты Анны Ахматовой и Ильи Эренбурга, Дмитрия Шостаковича и Виктора Амбарцумяна. Хрущевская« оттепель» изменила атмосферу в искусстве; Сарьян вернулся к жанру пейзажа, он путешествовал по любимой Армении, много работал. За цикл« Моя Родина» в 1961 году Сарьян получил Ленинскую премию.

Итоги жизненного пути
В ноябре 1967 года, при жизни художника, в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Мастер работал до конца своей большой жизни. 80 лет активного творчества — немногим достался такой удел. Завершая свой творческий и жизненный путь, Сарьян вернулся к гармониям и пластике своих первых работ цикла« Сказки и сны», оставляя потомкам свою безусловную и трогательную любовь к Армении, ее природе и людям.

Красная лошадь. 1919

В Советской России Мартирос Сарьян был не просто известным армянским художником, а очень известным. Правда, сейчас уже все не так: мало кто из нового поколения россиян назовет это имя, а из среднего - едва вспомнит. Но для моего поколения Армения и Мартирос Сарьян были неразделимы, и мало кто НЕ знал этого художника. 2015 год для Сарьяна юбилейный: сто тридцать пять лет со дня рождения, но хочется вспомнить его не только поэтому.

Я буду очень субъективна, если выскажу крамольную мысль: просматривая его многочисленные картины, написанные на протяжении долгой восьмидесятилетней творческой жизни, мне показалось, что в какой-то момент художник стал другим, отступился от своего стиля раннего периода. Можно даже определить точное время, когда это произошло - в середине двадцатых годов.

Невольно приходят на ум начавшиеся в это время гонения на творческую интеллигенцию, обвинявшуюся в том числе и в формализме, под рубрику которого попадало все раннее творчество художника. От солнечных, ярких, свежих, жизнерадостно-экспрессивных, почти лубочных декоративных картин, в которых отчетливо видны народные корни, мало что осталось.

Константинополь. Собаки 1910


Мартирос Сарьян переходит от раскаленных солнцем и цветом картин к эмоционально сниженным по накалу, из картин уходит простота и непосредственность, действовавшие на зрителя мистически-завораживающе, когда от восторга буквально перехватывает дыхание. Я такого Сарьяна не видела и даже не предполагала, что он мог ТАК писать!!!

Русский авангард Серебряного века, а не Гоген и Матисс, с которыми его любят сравнивать, но Малевич и Кандинский, сделавшие главным героем живописи - цвет. Конечно, резкую смену стиля в середине и особенно конце двадцатых, можно объяснить по-разному, в том числе и тем, что после поездки в Париж Мартирос Сарьян стал использовать больше технику импрессионизма, работу со светом, мелкие мазки и сглаженность контрастов.

Но мне кажется, что не только поэтому. Создается ощущение, что художник постепенно уходит в нейтральные темы и нейтральное цветовое поле: портреты советских деятелей, пейзажи, цветы, в которых прочитывается какая-то осенняя тоска.

Красные цветы 1910


Сравнивая ранние картины с поздними, уже не удивляешься тому, что специалисты в своем большинстве называют наиболее известными картины раннего Мартироса Сарьяна:

«Чары солнца», «Финиковая пальма», «Улица. Полдень. Константинополь», «У колодца. Жаркий день», «Идущая женщина», «Египетские маски», «Ночь. Египет», «Константинополь. Собаки», «Фруктовая лавка. Константинополь», «Красная лошадь»,

почти все написанные до сорока лет, до двадцатого года. Объяснение ухода от своей ранней стилистики становится яснее, когда узнаешь, что власти обвиняли его в приверженности формализму и непонятности его искусства народу. Особенно заметно изменение стиля стало после возвращения в 1928 году из Парижа.

Цвета потускнели, сочность, лаконизм, резкие контрасты, чистота цвета и солнечность раннего периода, которыми восхищались зрители и специалисты, уступили место потускневшим работам более позднего периода, но сохранился монументализм. Иногда, правда, появлялись яркие картины, напоминавшие ранний стиль, но они не были доминирующими, словно ими автор только напоминал о себе прежнем, говоря: «Я - все тот же, но времена изменились».

Осенний мглистый день. 1928


И только когда художник перешагнул свой девяностолетний рубеж, он пишет две потрясающие картины - «Земля» и «Сказка», возвращающие нас к прежнему Сарьяну. Это был его завершающий аккорд, замкнувший творчество Мастера в единый круг, соединивший начало с концом.

Сарьян родился в армянской семье в 1880 году. Семья жила в Нахичевани, что недалеко от Ростова-на-Дону, в Приазовских степях. Отец, владевший небольшим участком земли, построил здесь в сорока километрах от города домик, в котором большая семья (девять детей) и поселилась. Первые годы жизни, несмотря на бедность, стали для будущего художника источником вдохновения и любви к природе, солнцу и свету.

«Перед глазами всё встало в сиянии солнечного света: стройные хлеба вперемежку с травами, покрытыми множеством цветов, над которыми реяли пчёлы и бабочки. Всё это безудержно влекло к себе. Я, очарованный, вошёл в хлебный строй и окунулся в мир, подобный сновидению. Я долго шёл и, уставши, уснул в кустах хлеба, на земле, как на груди своей матери» (Из неизданных воспоминаний).

Сказка. 1971


В семь лет мальчик переезжает к старшему брату в Нахичевань-на-Дону, чтобы получить школьное образование. Нахичевань тогда - центр армянской культуры с большой армянской диаспорой, в котором была не только своя армянская школа, но армянская церковь.

Мальчик пел в церковном хоре, а его учителем в школе был будущий католикос Геворг VI. В пятнадцать лет Мартирос окончил русско-армянскую школу, где особенно отмечали его способности в рисовании.

Старший брат показал рисунки Мартироса своему приятелю, выпускнику Московского УЖВЗ, и тот взялся подготовить юношу для поступления в это Училище.

Египетская ночь 1912.


В семнадцать лет Сарьян - студент МУЖВЗ, в котором проучится четыре года. Писать картину на диплом он, однако, не стал, решив продолжить образование в мастерской Серова и Коровина.

У них он проучился еще два года. Особенно сильное впечатление производил на студентов Серов, молчаливый и даже угрюмый, но с метким глазом и строгостью в оценке работ своих учеников. Он учил подходить к своим работам профессионально и строго.

Но работы Мартироса Сарьяна этого периода ученические, школьные, в них нет собственного стиля, который выработается только после поездки на Кавказ и Восток: в Турцию, Персию и Египет. Краски первых работ начинающего художника темные и серые. От этой школы, ее серости и темноты ему долго пришлось избавляться.

Портрет Сандухт. 1898



Автопортрет 1909

С поездки на Кавказ в 1904 году начинается совершенно иной Мартирос Сарьян: увидев красоту Кавказа и родной Армении, художник понял, куда надо двигаться и где искать. Все детские впечатления и сказочный мир детства словно ожили и стали реальностью. По возвращении с Кавказа в 1907 году художник создает цикл акварелей "Сказки и сны".

Это был первый самостоятельный опыт, сразу отмеченный специалистами. Нежный, чуть подернутый дымкой пейзаж так не похож на те мрачные ученические картины, которые он писал в училище. Картины участвуют в выставках Саратова (1904) и Москвы (1907). Символический мир акварелей Сарьяна действительно напоминает сновидения, грезы и сказку, пробуждая у зрителя фантазию.

Сказка. Райский сад. Акварель. 1904


С 1908 года он отходит от символизма, начинается период реализма и экспериментирования с цветом. Он уходит от прежних темных цветов, заменяя их на яркие, солнечные и экспрессивно-эмоциональные. Среди всех картин, написанных за три года до поездки на восток, особенно выделяется картина «Чары Солнца», написанная еще до знакомства Мартироса Сарьяна с Матиссом, которому приписывается влияние на армянского художника.

Но в «Чарах…» уже все есть: простота сюжета, гармоничное сочетание силуэтов, яркие, чистые и сочные цвета, большие цветовые плоскости, контрастность цветов и символическое обобщение образов. Эти образы во многом шли от древней армянской миниатюры.

Увидев Матисса и Гогена в 1906 году, Сарьян только убеждается в правильности своих поисков. В этот же период появляются такие шедевры, "У колодца" (1908), "У моря. Сфинкс" (1908), «Цветы» (1908), "Автопортрет" (1909), «Гиены» (1909), «Поэт» (1906) и другие.

Чары солнца. 1905


Яркая, звучная палитра, лаконизм, гармония красок, точность образов и восточный колорит становятся визитной карточкой художника. Начинается активный период участия в выставках молодых художников ж. «Мир искусства», «Золотое руно», «Голубая роза» и других.

Завершает этот период становления Мартироса Сарьяна как художника поездка на Восток (1910-1913), ставшая для художника настоящим прорывом. В нем словно проснулись все коды Востока, которые он впитал и на которых вырос. Это было не столько узнавание Востока, сколько узнавание себя, своей природы, своей культуры, своих корней.

«У меня была цель - понять Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи, - писал художник. - Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира,… выявить его новое художественное осмысление». («Сарьян об искусстве»).

Улица. Полдень. Константинополь. 1910


Сначала была Турция (1910), потом Египет (1911), и наконец, Персия (1913). В планах были Китай, Индия и Япония, но первая мировая войны и революция не дали им осуществиться. В Константинополе он живет два месяца и пишет в основном улицы города, заворожившие его ритмом, яркостью красок и … собаками, которые жили здесь семействами.

Он старался как можно точнее и лаконичней передать палящее солнце и контраст цветов, возникающий в лучах раскаленного солнца. Глубина и объем создавались благодаря контрастным синим цветам. Вернувшись из Константинополя, он выставляет свои картины в Москве на выставке товарищества художников. И поражает всех.

Максимилиан Волошин в обзорной статье об итогах художественной зимы 1910-1911 годов с восторгом пишет, что картины Сарьяна стали настоящим открытием сезона, открытием неожиданным и радостным. Художник со своим стилем и своим восточным языком, резко отличающим его от всех прочих художников, в которых был почерк, но не было стиля.

Продавец лимонада. 1910

«В его живописи странно преобразились и турецкие лубочные картинки из Мекки, и элементы татарского цветочного орнамента, и любимые Востоком тона тканей, ковров, изразцов, эмалей, персидских миниатюр.

У европейца эти элементы так и остались бы элементами, а у Сарьяна они органичны, внутренно и живо слиты, и нет возможности их отделить и анализировать. Чувствуется, что он бегло и внятно говорит, но никак не по-русски, а на каком-то определенном восточном языке, который он сам создал».

Третьяковская галерея сразу приобретает картины "Фруктовая лавочка", "Глицинии", "Улица. Полдень. Константинополь", но на выставке были и другие шедевры: «Константинополь. Собаки», «Персиянка», «Улица. Вечер», «Улица. Константинополь», «Константинопольские собаки» и другие.

Собаки. Константинополь. Картон. 1910

Египет стал для художника новым открытием. Его поразила связь времен, древности и современности, а в конечном итоге - дух вечности и бессмертия: ничто и никто не умирает. На этот раз его египетские картины выставляются в Риме (1911):

"Идущая женщина", «Египетские маски», «Ночной пейзаж. Египет». Кроме них Мартирос Сарьян привез из Египта и другие картины: «Улица в Каире», «Пустыня. Египет», «Финиковая пальма. Египет», «Бананы», «Виноград» и другие.

Из Персии (1913) Мартирос Сарьян привез картинки с базара, где жизнь была спокойно и размеренной, почти застывшей в парах кальяна. Но персидские картины создавались уже в Москве, т.к. в самой стране работать было сложно. По персидским мотивам были созданы «Персидский натюрморт», «Персия», « В Персии», «В окрестностях Тегерана» Водопад Абушор около Тегерана « и другие.

Финиковая пальма. 1911

Между поездкой в Египет и Персию была новая поездка в Армению, из которой он тоже привез новые впечатления и новые картины. Свои новые работы художник выставляет в Москве, на выставке «Мира искусства», и в Швеции.

Потом наступил трагический для Армении 1915 год: геноцид, изгнание с исторической родины, убийства, смерти от голода. Художник едет в Армению помогать беженцам.

От увиденного художник тяжело заболел, его увозят в Тифлис в состоянии тяжелого душевного расстройства. Долгая болезнь, от которой его спасает работа и уверенность, что только искусство даст человеку надежду и веру в лучшее.

Персидский натюрморт. 1913

После революции художник сначала живет в Нахичевани, потом, в 1921 году, навсегда переезжает в Армению, где и жил до самой смерти в мае 1972 года. Основной темой творчества Мартироса Сарьяна в эти годы становится Армения: ее пейзажи, деревья, люди, фрукты, цветы. За свою долгую жизнь художник написал почти четыре тысячи картин и большинство - о родной и любимой Армении.

"Во время работы не думаю. Всё что ни рисую, получается Армения. Наши горы, наши ущелья, наши люди, наш свет, наш Арарат. Процесс работы - самозабвение. Вдруг видишь, что-то получилось. Видишь, как частица тебя самого смотрит на тебя. И делаешься каким-то счастливым" - Мартирос Сарьян.

Армения. 1957

Тина Гай