Муслим магомаев биография годы жизни. Умер муслим магомаев

В столице советского Азербайджана Баку 17 августа 1942 года в семье выдающегося азербайджанского художника Магомеда Магомаева родился сын.

Ещё до рождения Муслима Семья Магомаевых оставила весьма заметный след в музыкальной культуре республики.

Мальчика неслучайно назвали Муслимом, в честь деда Муслима Магомаева – основоположника самобытной азербайджанской оперы .

Выдающейся личностью была и мать Муслима Айшат Магомаева – актриса Бакинского драматического театра, выступавшая под псевдонимом Кинжалова.

Своего отца Муслим Магомаев совсем не помнил, поскольку ни разу в жизни его не видел, да и попросту не мог видеть Его отец погиб па фронте в самом конце войны.

Гибель Магомеда, отца Муслима была тяжёлым ударом для матери мальчика. Получив известие о гибели мужа, она уехала из Баку сначала она рассчитывала найти работу в Майкопе, а затем в Вышний Волочок, оставив сына на попечение его дяди , крупного государственного и общественного деятеля советского Азербайджана.

Будучи убеждённым коммунистом и патриотом советской Родины, он и племянника стремился воспитывать в таком же духе.

Из Баку в Вышний Волочок и обратно

Строгое мужское воспитание сформировало в муслиме твёрдость характера и целеустремлённость, что позволило ему в дальнейшем добиться очень больших успехов в своей концертной деятельности.

Когда Муслиму исполнилось 9 лет, его мать решила забрать его к себе. Так из солнечной столицы Азербайджана мальчик попал в небольшой российский город, где он прожил с матерью целый год.

Впрочем, это время в его жизни, так же оказалось очень продуктивным. Именно там он познакомился с театром, причём не из зала, а со стороны кулис.

Провинциальный российский городок не мог обеспечить Муслиму Магомаеву необходимых музыкальных знаний, и через год он возвратился домой под опеку дяди.

Поскольку мальчик был музыкально одарён, то был принят в музыкальную школу бакинской консерватории, где прошёл полный курс обучения.

Музыкальное образование Муслиму Магомаеву давалось легко. Он быстро освоил фортепиано , сольфеджио, хорошо ориентировался в современной для того времени музыкальной литературе.

Особый интерес вызывали у него музыкальные новинки, пришедшие к нам из-за рубежа.

Музыкальная школа – это всего лишь первая ступень обучения музыке. Поэтому окончив школу Муслим решил пройти следующую ступень музыкального образования в училище им. Асафа Зейналы.

Год в Ла Скала

Знаменательным событием в его жизни была командировка в Италию, случившаяся в 1964 году. По договору с миланским театром Ла Скала ему предстояло стажироваться там целый год.

Освоив итальянскую технику исполнения , он совершил творческое турне по Западной Европе . В период с 1966 по 1969 год он несколько раз выступал в парижском концертном зале «Олимпия».

После этого ему предложили большое турне по Европе, но из-за позиции министерства культуры СССР ему пришлось отказаться от выгодного контракта.

После возвращения из Италии, перед Муслимом Магомаевым открылись широчайшие возможности. В частности, ему предложили место солиста в Большом театре.

Однако, не желая оставаться в жёстких рамках классического репертуара, он вынужден был отказаться. Творческая деятельность Магомаева была весьма обширна. На концертах в его исполнении звучали и западные шлягеры, и русские романсы, и арии из опер.

Любопытные факты из личной жизни артиста

В Советском Союзе самой высокой оценкой труда для людей творческих профессий было присвоение им звания Народный артист СССР . Получил такую награду и Магомаев, при чём довольно-таки рано.

Было ему тогда всего тридцать лет. Примечательно, что этот период в его жизни отмечен самыми значимыми событиями. 1973 год – присвоение ему звания Народный артист со всеми вытекающими карьерными перспективами, а следовательно и новыми возможностями.

Муслим Магомаев был мужчина видный, тысячи советских женщин мечтали о нём. Да и сам он тоже женщин, мягко говоря, не избегал. К моменту своего триумфа он был уже давно женат и даже успел развестись.

У его первой избранницы было романтическое имя: Офелия. Брак их был недолгим, но продуктивным. В положенный срок у них родилась дочь , которую назвали Мариной.

Марина оказалась папиной дочкой, по крайней мере, судя по её музыкальным способностям. Однако, несмотря на то, что природа на ребёнке отдыхать категорически отказалась, сама Марина к музыкальной карьере не проявляет ни малейшего интереса.

Она вообще перебралась в США, туда, где её не станут донимать вопросами об отце.

Нет ничего удивительного в том, что В 1974 г. Народный артист СССР Муслим Магомаев женился во второй раз. Теперь его избранницей стала оперная певица Тамара Синявская , с которой он прожил всю оставшуюся жизнь.

Детей во втором браке у него не случилось, что его не очень-то напрягало. С Синявской они жили долго и счастливо, до той поры пока 26 ноября 2008 года Муслима Магомаева не стало. По заключению врачей, причиной смерти великого артиста стали чрезмерные нагрузки на сердце.

http://www.zvezdi.ru/images/dly_biografii/180px-Magomaev-youth.jpg
Муслим Магомаев родился в Баку, Азербайджан, 17 августа 1942 года. Родители Муслима — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы, и Айшет Магомаева (в девичестве - Кинжалова), драматическая актриса. Его дед — Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чье имя носит Азербайджанская филармония.

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции, окончил Азербайджанскую консерваторию по классу пения Ш. Мамедовой (1968).

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 г. в концертном зале имени Чайковского.
http://www.zvezdi.ru/images/dly_biografii/180px-Magomaev-portret.jpg

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде. В 1964—1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала», но по окончании стажировки он отказался от работы в труппе Большого театра.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис хотел получить Магомаева еще на один год и предложил ему контракт, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьез рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах — «Золотую пластинку».

В 1973 г. в возрасте 31 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР. С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 60-е и 70-е популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

В концертном репертуаре Магомаева более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами», «Поёт Муслим Магомаев» и «Москва в нотах». Муслим Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам. Он также автор и ведущий цикла телепередач о жизни и творчестве американского певца Марио Ланца; написал книгу об этом певце.

Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодёжном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь деда - так он стал полным его тёзкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижёром, и пианистом.

Дед Муслима вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учёбы в Грозненской городской школе освоил скрипку. Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где познакомился с Узеиром Гаджибековым; они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. В Горийской семинарии дед научился игре на гобое. Как скрипач и гобоист играл в оркестре, состоявшем из учащихся семинарии, а в 18 лет стал ведущим музыкантом оркестра и заменял дирижера. Впоследствии Магомаев-старший создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись народные песни, произведения популярных жанров и его собственные сочинения, часто выступал как солист-скрипач. С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни: Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижёр, оперный композитор, написал две оперы - "Шах Исмаил" и "Наргиз" и стал основоположником азербайджанской классической музыки. В настоящее время его имя носит Бакинская филармония.

У деда Муслима и его супруги Байдигюль было два сына. Младший - Магомет Магомаев, отец Муслима, был очень одарённым человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. От отца Магомет Магомаев унаследовал мужественность, ценил порыв, отвечал за слово, был честолюбив и всегда оставался романтиком - именно такой человек смог бросить всё и уйти на фронт. Старший сержант М. М. Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны. От мальчика долго скрывали, что отца уже нет в живых, и только лет в 10 сказали правду.

Мать Муслима, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драматическая актриса с многоплановым амплуа. У Айшет был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне - играла в основном характерные роли, а её музыкальность была дополнением к драматическим способностям. На сцене Айшет Кинжалова была очень эффектна - броская внешность и одаренность, видимо, в большой степени произошли от смешения кровей: её отец был турок, мать - наполовину адыгейка, наполовину русская. Айшет Ахмедовна родилась в Майкопе, театральное образование получила в Нальчике. С будущим супругом уехала в Баку, где они поженились. Когда Магомет Муслимович ушёл на фронт, Айшет Ахмедовна жила в семье Магомаевых, а после его гибели вернулась в Майкоп. Человека неординарного, её томила жажда к перемене мест.

Дом дяди Джамала навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда. Мальчик знал, что для него он был самым близким человеком на свете, а любить дядя Джамал умел. Такое у него было сердце - все там умещалось, и сила, и слабость, а строгость была прикрытием доброты. Инженер по образованию, он имел склонность к точным наукам. Унаследовав от отца музыкальность, играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил: "Играй тихо и с чувством". Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.

Няня тётя Груня часто водила Муслима гулять... Они заходили в православную церковь. Мальчик навсегда запомнил запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма, и русская церковь казалась сказочным теремом. На ночь няня рассказывала ему добрые сказки. Позже, когда Муслим научился читать, он сам прочёл сказки Пушкина, узнал о его няне Арине Родионовне. Став постарше, увлёкся книгами Жюля Верна. Муслима очень интересовало всё, что связано с морем, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома он устроил собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате, где мастерил корабли. В зрелом возрасте Магомаев увлёкся фантастикой, но любовь к сказкам осталась навсегда - у знаменитого певца собраны все фильмы Уолта Диснея.

В то время когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром. Сначала Муслима хотели научить играть на скрипке. Как многие дети, он был очень любопытен: ломал механические игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены. Это "техническое творчество" не забылось - Муслим Магометович и сейчас в свободное время тешит себя современными электронными "игрушками". Когда близкие, глядя на него, играющего на компьютере, говорят: "Как мальчишка!.", - он не обижается, так как уверен, что если в человеке исчезает что-то детское, наивное, это значит, что пришла старость. Но тогда от детского любопытства Муслима пострадала дедушкина скрипка: мальчик решил посмотреть, что находится внутри, и инструмент сломался. Его склеили, и в настоящее время реликвия находится в одном из бакинских музеев...

Путь Муслима по дороге деда-композитора решили начать с рояля. Рояль был большой, а Муслим маленький, но они ладили: с 3 лет мальчик уже подбирал мелодии, а первую сочинил в 5 лет и запомнил её на всю жизнь. Впоследствии Муслим Магомаев с поэтом Анатолием Гороховым сделали из неё песню "Соловьиный час".

В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Магомаеву запомнились прекрасные учителя - Аркадий Львович, преподававший географию и английский язык, и Арон Израилевич, который вёл музыкальную грамоту. Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи, моя радость, усни". Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса - ещё детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху. Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность - от Магомаевых. На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.

Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений. Когда Валентина Михайловна оформляла музыкальный спектакль "Анджело" по А. С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья - оттого, что любит музыку, театр с его особым пыльно-сладким запахом, с шорохами и суетой за кулисами, с долгими репетициями.

Интерес к театру вскоре вылился в то, что Муслим увлёк ребят идеей организовать кукольный спектакль. К тому времени он уже немного лепил, и сделать кукол для небольшого спектакля "Петрушка" для него не составило труда. Ребята достали почтовую коробку, смастерили из неё сцену, сами написали текст, и марионетки на ниточках разыграли короткий спектакль минут на десять. Детям хотелось, чтобы у них было всё, как в настоящем театре: они даже брали за билеты "деньги" - фантики от конфет.

Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у неё появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма "Молодой Карузо", в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые ещё не вышли на экран. Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.

Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини. Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии. Брал клавиры и пел всё подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам. К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов. Не стеснялся он только одноклассников, показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере.

Тогда ещё никто не мог предположить, что именно этот необыкновенный талант пригодится Муслиму в жизни и он блестяще озвучит Сыщика, Трубадура и Цыганку в любимом всеми мультфильме "По следам Бременских музыкантов". На школьном концерте Муслим спел "Песню нефтяников Каспия" Кара Караева - через 20 лет он снова пел её как профессиональный певец на правительственных концертах. А тогда, в школе, он пронзительно звонким голосом выводил: "Песня мужества плывет на морском просторе". Это было первое выступление Муслима Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории.

На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. Как представители "верховной власти" двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее "тарзанит", перепрыгивая с дерева на дерево. В детстве Муслим увлёкся астрономией. Вместе с Поладом они даже смастерили трубку, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Полад был моложе Муслима и учился в другом классе, но вместе они постоянно оформляли школьную стенгазету: уже тогда Магомаев почувствовал склонность к рисованию.

Вместе с ребятами Муслим создал тайное общество меломанов. Собирались у его друга, Толи Бабеля, страстного поклонника И. С. Козловского и Большого театра, слушали вокальные записи, джазовую музыку. Постепенно от прослушивания перешли к практике. Тогда у Магомаева появилось много музыкальных пристрастий: он любил и классику, и джаз, и эстрадную музыку. Ребята организовали небольшой джаз-банд, играли дома у кларнетиста Игоря Актямова. Муслим собрал кружок струнников и обработал каватину Фигаро в переложении для двух скрипок, альта, виолончели и рояля. Позже, узнав о сочинительских талантах Муслима Магомаева, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.

Когда в школе узнали о том, как Магомаев поёт, на уроках музыкальной литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы. Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт, приобретённый на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".

Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешёл в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живёт в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то её дед, академик-химик, уговорил её учиться геодезии и картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.

Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев. Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим положительным отзывам он предчувствовал успех.

В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах. Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонёк" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажёром в Азербайджанский театр оперы и балета.

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлёвском дворце съездов. Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижёру Ниязи и повторил каватину на русском языке.

30 марта 1963 года в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов, где сообщалось: "Самый большой, можно сказать, редкий успех достался Муслиму Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришёл богато одарённый молодой артист". Пресса очень активно откликнулась на успех Магомаева - восторженные оценки, анализ исполнения, но самым дорогим для певца стал отзыв билетёров Кремлёвского дворца, которые написали на концертной программке: "Мы, билетёры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся ещё услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Муслиму Магомаеву предложили выступить сольно в Концертном зале имени Чайковского. Впоследствии жизнь складывалась так, что певцу часто приходилось что-то делать первым: записывать на фирме "Мелодия" в студии (в здании англиканской церкви на улице Станкевича) оперные арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением Ниязи, со звукорежиссёром В. Бабушкиным осваивать цифровую запись.

10 ноября 1963 года к зданию Московской филармонии стеклось множество людей. Только потом Муслиму стало известно, что желающих попасть на его концерт оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль. Начав петь, он успел заметить, что в зале аншлаг и люди стоят в проходах. Концерт прошёл лучше, чем ожидал певец. Бах, Гендель, Моцарт, Россини, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Гаджибеков. Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном третьем отделении исполнял итальянские и современные песни. Уже выключили свет, а у авансцены всё стояла толпа поклонников. Муслим сел за рояль - и наступило время эстрады: "Come prima", "Guarda che Luna", твист А. Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев". Впоследствии Магомаев стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. К симфоническому оркестру присоединялись гитара, ударные и бас - и оркестр превращался в эстрадно-симфонический. Требовательная К. И. Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.". Именно в тот день Муслим Магомаев почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернётся юношеская робость.

В 1964 году Муслим Магомаев уехал на стажировку в миланский театр "Ла Скала" вместе с Владимиром Атлантовым, Янисом Забером, Анатолием Соловьяненко и Николаем Кондратюком. Италия - страна несметных сокровищ искусства, родина бельканто, и это не только благотворно сказалось на исполнительских возможностях Муслима, но и существенно расширило его духовный горизонт. Он навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио дель Монако. Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. В Милане у Муслима появился любимый магазин пластинок, где он приобретал записи. Во время стажировки он познакомился с директором театра - синьором Антонио Гирингелли, который относился к молодому певцу с особым вниманием и симпатией. Занятия по вокалу проводил маэстро Дженарро Барра - известный певец, обладавший завидной энергией и жизнелюбием. Педагогом-репетитором по разучиванию оперных партий стал Энрико Пьяцца, в своё время ассистировавший великому Артуро Тосканини. Во время стажировки Муслима он работал в "Ла Скала" консультантом и концертмейстером. Для занятий Магомаев выбрал оперу "Севильский цирюльник".

Незабываемое впечатление у певца оставил спектакль "Девушка с Запада" Дж. Пуччини - в главной партии ковбоя Джонсона выступал молодой и уже знаменитый Франко Корелли. Яркое впечатление оставило и выступление Джузеппе ди Стефано. Именно в Милане Муслим услышал в "Богеме" Миреллу Френи, познакомился с Робертино Лоретти и бывшими итальянскими партизанами, главными среди которых были доктор-стоматолог синьор Пирассо и Никола Мучача. Дружески опекала советских стажёров и гостеприимная семья Луиджи Лонго, сына секретаря Коммунистической партии Италии. Во время второй стажировки в "Ла Скала" Муслим готовил партию Скарпиа в "Тоске" Пуччини. Его коллегами во время поездки стали Владимир Атлантов, Хендрик Крумм, Виргилиус Норейка и Ваган Миракян. 1 апреля 1965 года стажёры выступили с концертом на малой сцене театра - "Ла Пикколо Скала". Муслим спел среди других песен "Вдоль по Питерской". Зал был полон, принимали замечательно. Так на русской ноте под крики итальянского "браво" закончилась его итальянская эпопея. На основе привезенных из Италии пластинок Магомаев сделал цикл передач об итальянских оперных певцах для радиостанции "Юность" и записал с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева целую пластинку старинной музыки с произведениями композиторов XVI-XVIII веков.

Летом 1966 года Муслим Магомаев впервые попал во Францию, где ему предстояли выступления на сцене знаменитого театра "Олимпия" в составе большой группы советских артистов. Газета "Русская мысль" написала: "Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию. Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поёт арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться. Затем он садится за рояль и, превосходно аккомпанируя себе, поёт по-русски "Стеньку Разина" и "Подмосковные вечера" - две вещи, казалось бы, набившие оскомину даже у французов, но в его исполнении всё интересно"... Через 3 года Магомаев вновь посетит "Олимпию", но уже с Ленинградским мюзик-холлом.

Находясь в Баку, Муслим за год окончил консерваторию. Учился легко, прекрасно гармонизировал мелодии, а на экзамен по фортепиано подготовил Сонату до мажор Моцарта в переложении для четырех рук, Прелюдию до-диез минор Рахманинова, первые две части "Лунной" сонаты Бетховена и отыграл программу так, что члены комиссии сказали: "У нас такое ощущение, что мы принимаем экзамен не на вокальном отделении, а на фортепианном факультете". На государственный экзамен народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева пришло столько людей, что никакой зал не мог вместить всех желающих. Пришлось открыть окна и двери, люди слушали своего кумира с улицы. На своем выпускном экзамене он пел произведения Генделя, Страделлы, Моцарта, Шумана, Грига, Верди, Чайковского, Рахманинова.

Вскоре Муслим Магомаев снова оказался во Франции - в Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ). Муслим участвовал в конкурсе по разделу "Эстрадная музыка". Записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4 с половиной миллиона экземпляров. Певец из СССР получил "Золотой диск". Всего таких дисков у Муслима Магометовича два - второй он получил на 4-м МИДЕМе в начале 1970 года.

В конце лета 1969 года в Сопоте состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив её как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал ещё раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.

Во время поездок в Польшу Муслим искал могилу отца. И при содействии Общества польско-советской дружбы удалось отыскать братскую могилу в городе Хойна Щецинского воеводства. Через 27 лет после гибели отца сын смог навестить его могилу - это было весной 1972 года. А 17 августа 1972 года друг Муслима Магометовича Роберт Рождественский преподнёс ему в день тридцатилетия бесценный подарок - стихотворение "Отец и сын". Позже композитор Марк Фрадкин написал к нему музыку, но Муслим не стал исполнять эту песню - это было личное, не для публики. Отцу он посвятил песню, написанную тоже на стихи своего друга - Геннадия Козловского. Песня "Последний аккорд" вошла в кинофильм "Поёт Муслим Магомаев".

Муслиму Магометовичу посвящён ещё один фильм - "До новых встреч, Муслим", который снят на основе записи неаполитанских песен. Вместе с А. А. Бабаджаняном они создали прекрасные песни - "Ожидание", "Королева красоты", "Моя судьба". Своими песнями одарил Магомаева и ещё один давний друг - О. Б. Фельцман. "Возвращение романса", "С любовью к женщине", "Колыбельная", "Одиночество женщины" запомнились слушателям. Муслиму Магомаеву всегда было интересно придать песням новое звучание. Одним из первых он исполнил на новый лад "Тёмную ночь", "Шаланды, полные кефали", "Три года ты мне снилась", "Что так сердце растревожено", "Весёлый ветер" и "Капитана". Знаменитому певцу довелось работать с замечательнейшими исполнителями. В "Тоске" он пел с Марией Биешу, в "Севильском цирюльнике" - с примадонной Кировского театра Галиной Ковалёвой. Когда Магомаев исполнял в Ленинграде Скарпиа, партию Тюремщика пел Е. Е. Нестеренко.

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой живёт дух предков. Ещё до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с её участием, дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала её по телефону в далёкой Италии. Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...

У Муслима Магомаева всегда были полноценные зарубежные гастроли. Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. Гастролировали по большим городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Зрители очень тепло принимали артиста. Муслим Магометович часто посещал эту страну и в связи с работой над книгой о легендарном Марио Ланца. Когда он провёл на радио цикл из 5 передач, посвящённых творчеству этого великого исполнителя, и поделился со слушателями планами написать книгу о нём, откликнулось немало бескорыстных помощников. В 1989 году Муслим Магомаев и Тамара Синявская получили приглашение принять участие в ежегодном вечере, приуроченном к дате кончины певца (7 октября 1959 года). Встретили их необычайно радостно - впервые за 30 лет после смерти Ланца в вечере его памяти участвовали артисты из Советского Союза.

Всю свою любовь к Ланца, великому певцу XX века, Магомаев выразил в первой книге, написанной о нём в СССР, которая увидела свет в 1993 году в издательстве "Музыка". После рассказов о Марио Ланца на радио пришло много благодарственных писем от радиослушателей, и было решено продолжить цикл. Вышли передачи о других выдающихся певцах - Марии Каллас, Джузеппе ди Стефано. Через некоторое время Магомаеву предложили сделать то же самое, только для телевидения, - так появился цикл передач со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". Они рассказывали о Марио дель Монако, Хосе Каррерасе, Пласидо Доминго, Элвисе Пресли, Фрэнке Синатре, Барбре Стрейзанд, Лайзе Миннелли. Последней работой в этом цикле стал рассказ о великом дирижёре Артуро Тосканини.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а также 15 компакт-дисков:

"Благодарю тебя" (1995),

"Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996),

"Звёзды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее" (2001),

"Любовь - моя песня. Страна грёз" (2001),

"Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия "Звёзды, которые не гаснут", 2002),

"Муслим Магомаев. Избранное" (2002),

"Арии из опер" (2002),

"Песни Италии" (2002),

"Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002),

"Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев" (2002),

"С любовью к женщине" (2003),

"Спектакли, мюзиклы, кинофильмы" (2003),

"Рапсодия любви" (2004),

"Муслим Магомаев. Импровизации" (2004),

"Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты" (2005).

В своё время Муслим Магомаев отдал предпочтение эстраде и принёс в неё новые ритм и стиль. Как это часто бывает у талантливых людей, знаменитый певец одарён разносторонне: он не только прекрасный певец и актёр, но и пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, лепит, рисует, обладает литературными способностями. Рисует Муслим Магометович с детства, чаще всего по настроению. Находясь летом в Баку, день за днём писал закаты на море - за мольбертом его душа отдыхает. Муслиму Магомаеву удалось воплотить и ещё одну давнюю мечту - создать эстрадный оркестр. Сначала он работал со знаменитым биг-бендом под руководством Л. Мерабова, а потом собрал лучших джазовых музыкантов. У Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра была база в Московском дворце культуры автозавода имени Лихачева - музыканты давали по 20-30 концертов в месяц.

Ещё одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов кинорежиссёр задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и Самарканде. Двухсерийный художественный фильм получился прекрасным - в нём всё изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия, философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого соотечественника.

В середине 1980-х годов режиссёр Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню, получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио. Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Ярославна" по мотивам "Слова о полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в августе 1985 года. Спектакль шёл не на сцене театра, а у стен Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись "Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.

Муслима Магомаева любят все. В своё время Л. И. Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и тёплые отношения долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.

Жизненный принцип Муслима Магомаева - "Не жди, не бойся, не проси". Ко всем прочим достоинствам необходимо причислить ещё и то, что душа Магомаева не устает трудиться. Он поддерживает контакт со своими многочисленными поклонниками через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии над записями. К его юбилею в 2002 году вышла коллекция из 14 компакт-дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства великий певец.

Муслим Магомаев гордится своей родиной, любит её и всегда говорит о том, что Азербайджан - его отец, а Россия - мать. Он никогда не забывал и свой бакинский двор, и бульвар на берегу тёплого Каспия. Муслим Магометович часто приезжает в Баку как на святую землю. Для бакинцев их город - это не просто место рождения, это нечто большее. Бакинец - это особый характер, индивидуальность, особый стиль жизни. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в профессии на прекрасной земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова, он совсем молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала его известным и окружила любовью.

Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени "Муслим" раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия "Магомаев" безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А ещё к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".

Орден Дружбы народов (1980),

Орден "Независимость" (Азербайджан, 2002) — за большие заслуги в развитии азербайджанской культуры,

Орден "Слава" (Азербайджан, 1997),

Почётный знак "За заслуги перед польской культурой",

Нагрудный знак "Шахтёрская слава" III степени,

Народный артист СССР (1973),

Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР,

Орден "Сердце Данко", присуждаемый за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры,

Заслуженный артист Азербайджанской ССР,

Народный артист Азербайджанской ССР (1971).

P.s.

Муслим Магомаев умер 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца. Соболезнования по поводу кончины подлинно великого артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Беларуси. Своё соболезнование выразили и многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали Муслима Магомаева и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, а 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. Муслима Магомаева (старшего) в Баку прошли церемонии прощания с певцом. В тот же день он был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни "Азербайджан". В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника — народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской Государственной Академии Художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

14 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение "Об увековечении памяти Муслима Магомаева". Согласно распоряжению, на доме, где проживал певец, 6 июля 2011 года установлена мемориальная доска, а одна из школ столицы названа именем Муслима Магомаева.

Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству приняла решение об установке памятника Муслиму Магомаеву в сквере по Леонтьевскому переулку, напротив здания посольства Азербайджана в Москве. Памятник должен был быть установлен за счёт ЗАО "Крокус-Интернешнл" с последующей передачей в дар городу. 3 февраля 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего памятника. Авторы памятника скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Вознесенский. 15 сентября 2011 года памятник М. Магомаеву был торжественно открыт.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал имени Муслима Магомаева в "Крокус Сити" (Москва).

Популярность Муслима Магомаева была феноменальной. Живая очередь на его сольники выстраивалась за несколько недель до концерта, а в заветный день залы и стадионы буквально лопались от количества зрителей, входные двери сносились толпами поклонников. Он был не просто любимцем публики, кумиром - он был фетишем, идолом, божеством. Его буквально носили на руках - поднимали машину с ним, сидящем в салоне, и несли. Ему поклонялись, его боготворили…

О превратностях славы

Как ни удивительно, народный артист СССР Муслим Магомаев, заносчивостью не отличался и славой своей не кичился. Напротив, относился к ней весьма скептически. Однажды Ирина Ивановна Масленникова - жена еще одного кумира, Сергея Яковлевича Лемешева, которой поклонницы мужа даже кислотой в лицо плескали, сказала супруге Муслима Магомаева Тамаре Синявской: «Я вас, как никто, понимаю. Моя судьба была схожа с вашей». Правда, у Синявской обошлось без ядов, но преследовали ее мужа изрядно.

«Есть у популярности очень неприятные стороны, - рассказывал Магомаев, - когда, например, пуговицы отрывают, одежду срывают. Помню, в Ленинграде со спектакля «Севильский цирюльник» туфли мои из гримуборной свистнули, а потом мне поведали, что они были порезаны на мелкие кусочки и розданы особо жаждущим… Тяжело это. Не потому что тяжела популярность как таковая. Конечно же, любовь зрителей приятна».

О культурах и религиях

Магомаев, соединивший в себе две культуры - азербайджанскую и русскую, был человеком, по его словам, «крайне интернациональным».

«Я для себя сформулировал так, - говорил артист, - Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать. Да, я вырос в Баку, но, положа руку на сердце, не могу сказать, что отдавал предпочтение восточной культуре. Дома у нас говорили только по-русски, и в школе азербайджанский не был обязателен для изучения. Так что если речь на азербайджанском языке я понимаю, но сам говорить не умею.

Я жил в интернациональной семье, и во мне соединилось много кровей. По отцовской линии - азербайджанская и татарская, со стороны матери - адыгейская, турецкая и русская. Музыкальную культуру я постигал на европейской и русской музыке, а национальную у нас не проходили. Хотя я ее очень уважаю.

Так же, как любую религию. Не отдавая предпочтения какой-то одной. Я против любого радикализма. Я прочел Коран, хорошо знаю Библию, Евангелия, серьезно изучал другие религии, и нигде не прочитал ни одной строчки об отрицании других вероисповеданий. Я одинаково могу зайти и в мечеть, и в буддийский храм, и в православный.

О предках

Свое имя певец получил в честь деда, Абдул-Муслим Магомаева - выдающегося азербайджанского композитора и дирижера, одного из основоположников азербайджанской классической музыки. Внук не застал своего знаменитого предшественника, ушедшего из жизни за пять лет до его рождения - в 1937 году. Однако с самого раннего детства он осознавал ответственность за такое родство: «Достаточно сказать, что Азербайджанская государственная филармония в Баку названа в честь Муслима Магомаева - моего дедушки и тезки».

Отец будущего советского кумира - Магомед, младший сын Абдул-Муслима Магомаева и его жены Байдигюль, тоже был музыкально одарен, великолепно пел и играл на разных инструментах. Однако профессиональным музыкантом не стал.

«Он творчески реализовался в качестве театрального художника, работал в театрах Баку, Майкопа, - вспоминал певец. - Говорят, был очень талантлив. Мне известно, что на фронт он ушел добровольцем и погиб в звании старшего сержанта за несколько дней до Победы - в немецком городке Кюстрин. А захоронен был на территории Польши. Став взрослым, я отыскал его могилу».

С матерью у Магомаева были непростые отношения. Айшет Ахмедовна Магомаева (сценический псевдоним Кинжалова) была драматической актрисой.

«После извещения о гибели отца, она уехала в Майкопский драмтеатр, где когда-то с ним и познакомилась. Но матушка никогда подолгу ни в одном театре не работала. В связи со своими постоянными перемещениями по городам России, меня она в раннем детстве оставила на попечение моей бабушки Байдигюль и дяди Джамала - старшего брата моего отца. Появлялась у нас в Баку мама изредка, всегда внезапно и также неожиданно исчезала. Со временем у нее образовалась другая семья, и я не могу ее ни в чем винить».

О детстве

«В детстве я начал дико расти, и умные люди посоветовали мне заняться штангой, чтобы я не превратился в «дядю Степу». Я записался в секцию тяжелой атлетики и стал исправно ее посещать. Хулиганом в школьные годы я не был, но и хорошим поведением не отличался. Делал все что полагается мальчишке - жег на уроках пленку, выбрасывал дневники с плохими отметками… Меня в детстве ласкательно звали Мусик, а другого мальчика - моего одноклассника и друга, армянина Рудольфа, - Рудик. Поскольку мы шалили на пару, на доске в классе постоянно было написано: «Мусик и Рудик опять вели себя плохо, нарушали школьную дисциплину»».


Петь одаренный шалун начал с трех лет, а уже в пять сочинил свою первую мелодию. Много лет спустя вместе с поэтом Анатолием Гороховым Магомаев написал на основании ее песню «Соловьиный час».


Муслим Магомаев. Фото из личного архива

Переходного периода для голоса, так называемой «ломки», которая бывает у мальчиков в пубертатном периоде, у Муслима не было. Просто в 14 лет мальчишеский дискант сменился баритоном - тем самым, неподражаемым магомаевским. Которого подросток сначала стеснялся настолько, что по секрету от всех убегал в укромное место на берег Каспийского моря - и пел там, напрягая связки, чтобы перекричать шум прибоя. «Не петь я не мог», - вспоминал Магомаев.

О браках

«Первый раз я женился очень рано, в 19 лет, во время учебы в музыкальном училище. На однокурснице по имени Офелия. Дурость, конечно, юношеская, замешанная на принципе: влюбился - женись. Разумеется, продлился брак недолго. Мои родные изначально были против этой женитьбы, но я был упрям. Мы расписались втайне, и свою семью я просто поставил перед фактом.


Жить переехал к молодой жене, но сосуществование с ее родственниками не заладилась. Они требовали от меня одного - чтобы я лез из кожи вон ради зарабатывания денег. Но меня влекла только музыка, я хотел петь в оперном театре. В общем брак этот был хорош только тем, что в нем у меня родилась дочка Марина. Очень ценно для меня то, что мы с Мариной очень близки».


Марина, дочь Муслима Магомаева. Фото из личного архива



Аллен, внук Муслима Магомаева. Фото
из личного архива

Вторым своим браком Муслим Магометович считал незарегистрированный семейный союз с Людмилой Борисовной Каревой - музыкальным редактором Всесоюзного радио. В связи с тем, что в советское время мужчине и женщине, не оформившими отношения в загсе, жить в одном гостиничном номере запрещалось, на гастролях у пары постоянно возникали проблемы. Снял их одним росчерком пера тогдашний министр внутренних дел Николай Щелоков. Услышав на одном из банкетов о сложившейся ситуации, он прямо там же написал резолюцию за своей подписью, по которой брак между означенными гражданами следовало считать фактическим и совместное их проживание в гостиницах разрешить. Но даже несмотря на такое высокое покровительство, союз со временем распался.

О женщине всей жизни

Тамару Синявскую Магомаев называл «женщиной всей своей жизни».

«Тамара уверяет, что прежде, чем я обратил на нее внимание, нас знакомили на концертах трижды, - рассказывал певец. - Но я такого что-то не припоминаю. Зато отлично запомнил ее как великолепную оперную певицу, когда смотрел трансляцию из Концертного зала им. Чайковского. А общаться мы начали в 72-м году, 3 октября - на декаде дней российской культуры в Баку».


Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фото: East News

Знакомство с Магомаевым перевернуло налаженную жизнь 29-летней Тамары. Почувствовав, что попала в водоворот любви, которой сопротивляться не в состоянии, она - замужняя женщина - сделала последнюю попытку сохранить свою прежнее стабильно-благополучное существование и через три месяца после знакомства буквально сбежала от Муслима. Уехала в Италию - на стажировку в театр «Ла Скала».

Но разлука лишь положила начало роману - сначала телефонному. Муслим, избалованный обожанием миллионов женщин, звонил своей единственной избраннице каждый день по нескольку раз, и они разговаривали часами.

О свадьбе

«Поженились мы 23 ноября 1974 года, пережив сложный период - Тамара должна была решиться развестись с мужем. Но и потом мы долго «тянули» с оформлением отношений, как-то не были внутренне готовы, видимо, все испытывали друг друга на прочность».


Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фото: East News

Свадьбу Магомаев и Синявская играли в ресторане на Профсоюзной улице. В зале было 100 человек гостей, а на улице народу собралось в три раза больше. И Муслим пел собравшимся людям около часа через открытые окна. А потом, как вспоминала Тамара, три месяца лечил бронхит.

О больном горле

Муслим Магомаев - певец с уникальными вокальными данными, с 19 лет пристрастился к курению и курил практически не переставая, по несколько пачек сигарет в день. При этом он страдал хроническим трахеитом и бронхитом.

«Однажды я прилетел выступать на сборном концерте в Кемерово, на стадионе, - вспоминал певец. - И в этот же день заболел: температура под 39 градусов. Глаза красные, озноб, неудобно даже на публике появиться. Люди увидят - подумают: пьяный. И я попросил организаторов подготовить мне фонограмму. Крайне редко я пользовался этим, только во Дворце Съездов - вынужденно. Там иначе нельзя было, руководство боялось живого звука, а вдруг кто-то что-то скажет про Брежнева.

Мне приготовили эту несчастную фонограмму, и я поплелся к роялю. Ну, шмякнул я по клавишам и жду свою «фанеру». Но вместо звука слышу писк комариный. Не включилась она. И от ужаса я ка-а-ак заорал «Вдоль по питерской». А потом так и допел до конца все, что должен был.

Два раза я совсем терял голос. Незадолго до юбилея Аллы Борисовны Пугачевой, где я должен был петь, я как раз остался без голоса. Врач сказал: «Тебе нельзя даже шептать». Ну я день помолчал, смотрю - вроде ничего. Взял из холодильника обожаемую мною кока-колу, налил в кружку, засунул туда льда, напился, сел за рояль и начал гонять. Через два дня все поехало нормально - голос «включился»».

Ушел Магомаев с большой сцены без всяких громких заявлений, «завершающих туров» и «прощальных концертов». Просто однажды перестал выступать, дав по поводу своего ухода в тень очень скромный комментарий: «Я пел много и довольно долго. Пора уступить место молодым».


Муслим Магомаев. Фото: Сергей Иванов

Эстрадная музыка не знала более талантливого человека, нежели Магомаев Муслим. Биография этого замечательного артиста очень яркая и интересная. Основные события из жизни великого исполнителя будут рассказаны ниже.

Муслим Магомаев. Биография

Причина смерти певца, как было потом сказано во всех газетах и новостях, - ишемическая болезнь сердца. Он скончался в 2008 году, 25 октября, а спустя 4 дня был погребен в Баку, на Аллее почетного захоронения. Могила Магомаева находится рядом с могилой его деда, тоже великого артиста - дирижера и композитора.

Отец Муслима был художником, а мать - драматической актрисой. Как можно заметить, вся семья была очень творческой, поэтому вовсе неудивительно, что биография Муслима Магомаева всецело связана со сценой.

Родился он 17.08.1942 в городе Баку. Его бабушка по материнской линии была наполовину русской. Говоря о своей национальной принадлежности, Магомаев утверждал, что Азербайджан - его "отец", а Россия - "мать". И это действительно так: обе страны он любил в равной степени.

Биография Муслима Магомаева очень любопытна, хотя его путь к известности нельзя назвать тернистым. Но и без сложностей не обошлось. Его отец погиб на фронте, а мать после войны оставила сына на попечении дяди. Муслим учился в школе при консерватории. Там талант мальчика заметил преподаватель по классу виолончели. В.Ц. Аншелевич начал давать Магомаеву уроки вокала. И когда ему исполнилось 15 лет, втайне от семьи в бакинском Доме культуры состоялось дебютное выступление начинающего артиста.

После 10 класса он поступил в музыкальное училище. Будучи еще 20-летним юношей, он стал знаменитым. Муслим Магомаев выступил в и после этого его знал абсолютно весь Советский Союз. Его голос покорил всех: и простых слушателей, и профессиональных музыкантов, и партийных деятелей, и руководителей страны.

Биография Муслима Магомаева складывалась очень удачно. Спустя год состоялось его выступление в Московской консерватории. Был настоящий аншлаг! Магомаев умело сочетал в своих выступлениях исполнение как классических Гегеля, Баха), так и эстрадных песен.

В те годы артист активно гастролировал по всему Советскому Союзу. Признание он получил не только у нас, но и в Каннах (награда «Золотая пластинка»), и во Франции («Олимпия»), и в США, и в Польше.

В возрасте 31 года Магомаев стал народным артистом СССР. Он принимал участие во всех Его творчество нравилось и Хрущеву, и Брежневу, и Андропову. Народная любовь не померкла и в 90-х, когда после стали появляться новоиспеченные «звезды». Однако когда ему было 56 лет, он решил прекратить концертную деятельность, хотя голос его по-прежнему был очень сильным и чистым.

Последние годы своей жизни артист провел в Москве вместе со своей супругой (знаменитой оперной певицей) Помимо пения, Магомаев очень любил заниматься живописью, писать различные очерки, играть на фортепьяно. Все удавалось ему превосходно, однако то, что не касалось вокального исполнения, он называл исключительно своим «хобби».

Такова биография Муслима Магомаева - великого российского и азербайджанского артиста.