Научно-познавательные рассказы Л. Толстого

Сочинение

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.

Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

* «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
* «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
* «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
* «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

* «Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Сказки,

созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого

рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.

Л. Толстой

терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

  • «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
  • «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
  • «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
  • «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Географические сведения

и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

  • «Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость»,

«Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Методическая разработка

урока литературного чтения

на тему:

Художественные и научно – познавательные рассказы.

Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

Тема: Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

Цели:

1. Ввести понятия о рассказах научно – познавательных и художественных; Сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов.

2.Научить работать с научно – познавательным текстом (выделять факты и их описания);

3.Обогащать читательский опыт; расширять круг чтения путем включения в учебный процесс работы с книгами – справочниками, ресурсами Интернета;

4. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

Учебные умения:

Различать научно – познавательные и художественные (описание) рассказы;

Работать с книгами – справочниками;

Характеризовать произведения Л.Н. Толстого из круга детского чтения.

Ход урока:

Этапы

Ход урока

I. Мобилизующий этап урока.

Покажите цветом, какое настроение у вас сейчас.

Для урока чтения нам понадобится учебник, тетрадь и ваше хорошее настроение.

2.Развитие речевого дыхания.

Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:

Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает

кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает

Поднимите руки, кому уже хватает воздуха?

3. Артикуляционная гимнастика.

1. Трубочка. (играем на дудочке). Сложить губы в форме трубочки.

2. Хоботок. Сомкнутые губы вытянуть максимально вперед.

3.Вкусное варенье. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.

4.Лошадка. имитировать звук, издаваемый копытами лошадки при помощи языка.

5. Улыбка. Губы растянуть в улыбке.

4. Проверка д/задания.

1. Дома вы нарисовали рисунок для были «Лев и собачка» и подготовили пересказ отрывка, подходящего к рисунку.

2. Работа с таблицей.

А.А.Фет (1820-1892)

Ф.И.Тютчев (1803 - 1873)

Л.Н.Толстой (1828-1910)

Назовите фамилию, отчество, имя писателей.

Подумайте, о ком из этих людей идет речь в следующем отрывке.

Родился в семье, где было 5 детей. Его воспитанием занималась тетушка, так как родители умерли.

Служил на Кавказе. Будучи военным, участвовал в Крымской войне (1817-1864), в обороне Севастополя.

Вернувшись в свое родное имение, он открыл школу для бедных крестьянских детей и написал для них учебники «Азбука» и «книги для чтения».

Почему Л.Толстой-граф, дворянин, вдруг решил открыть школу в Ясной поляне для крестьянских детей? (хотел научить грамоте, чтобы они стали лучше жить; дать счастье общения с книгой, ведь все можно было узнать только из книг).

О каких качествах личности это говорит? (очень добрый человек, широкой души).

3. Экзамен на прочность знаний. (Викторина по произведениям Л.Толстого)

Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. (Косточка-быль)

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. (Два брата-сказка).

● – Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (Белка и волк-басня)

Давайте подытожим, каких жанров произведения писал Л.Толстой?

Посмотрите на слайд 1 , и подумайте, какой жанр нам еще не встречался? (рассказ).

Быль

Сказка

Рассказ

Басня

Исходя из предыдущих заданий, определите тему нашего урока.

(Рассказы Л.Толстого)

Верно, а теперь посмотрите на следующий слайд, и, угадав «лишнее» слово, определите тему рассказов, с которыми мы познакомимся.

5. Активизация познавательной деятельности.

Слайд 2.

Что изображено на картинке? (заяц, лебедь, кошка, лес)

Изображение какого рисунка «лишнее»? (кошка-домашнее животное)

Как эти рисунки назвать одним словом? Что их объединяет? (природа).

Так о чем будут произведения? (о природе).

Молодцы!

Сейчас постараемся угадать названия этих рассказов.

Два человека составят слово из карточек красного цвета, а другие два из карточек зеленого цвета.

(лебеди, зайцы).

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель.

Слайд 3

6. Работа по теме урока.

а)Беседа о лебедях.

б) Чтение рассказа учителем.

в) Анализ произведения.

г) Чтение рассказа детьми.

д)Анализ рассказа

е)проверка усвоения нового материала.

Уч-ль: К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведениях Л.Толстого «Лебеди» и «Зайцы».

Кто из вас видел когда-либо лебедей? Что вы знаете о них? слайд 4

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре и 20, и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.

После прочтения мною произведения, вы ответите на вопрос: какие мысли и чувства возникли у вас при слушании? (после прочтения-ответы детей)

Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?

Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя).

Как описывается полет лебедей? Прочитайте.

Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.

Какое слово повторяется в этом отрывке? Какое значение имеет это повторение?

Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути.

Что узнали о птицах в конце 2 абзаца?

(Ученик читает отрывок:... Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)

Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.

Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?

Уморились.

Почему один молодой лебедь опустился на воду? Прочитайте.

Как море приняло птицу? Прочитайте.

А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря:синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина?

Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди.

Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?

Он еще слаб. / Лебедь одинок.

Что же произошло за ночь?

Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных.

Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?

Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.

Давайте построим схему-описание лебедя: (дети пользуются словарями качеств характера)

слайд 5

Царская птица

сильный

лебедь уставший

смелый

слайд 6

Прочитайте слова известного немецкого писателя И. Гете.

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

И.Гете

Наша схема-описание помогает нам понять, что лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведет бой за жизнь.

Ребята, Именно такие черты характера помогут лебедю выжить.

Скажите еще раз, какой жанр этого произведения?

Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Прочитаем об этом в учебнике с.113

физминутка (звучит музыка из телепередачи «В мире животных».)

Словарная работа. Слайд 6

Вам встретилось выражение на гумнах. Что оно означает?

На гумнах-на местах, где молотят сжатый хлеб.

Вернемся к доске, и прочитаем название следующего рассказа, с которым мы познакомимся. (Зайцы)

Понравился ли рассказ? Что из него интересного узнали? Прочитайте.

Почему зайца трудно обнаружить по следам? Прочитайте.

Кто враги зайца? (Люди, собаки, лисицы, вороны, орлы.)

Вызывает ли какие – то чувства, переживания этот рассказ?

Никаких чувств, переживаний этот рассказ не вызвал, так зачем он создан, написан?

(Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев).

Ребята, такие рассказы называются научно-познавательными. Научный стиль - стиль научных сообщений. Основная его функция - сообщение информации, фактов.

Прочитаем об этом в учебнике с.114

Давайте еще раз сравним два рассказа, которые изучили сегодня.

Заполните таблицу «ДА – Нет» (у каждого на столе)

Рассказ

Вызывает чувства

Сообщает только факты

«Лебеди»

да

нет

«Зайцы»

нет

да

Вывод: художественный или научно – познавательный рассказ

Научно – познавательный рассказ – рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни зайцев. У. с.114.

Художественный рассказ – рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя сочувствие, переживание за судьбу героя (лебедя), желание поддержать его в беде. У. с. 113.

У доски построим модели обложки этих произведений.

Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой

«Лебеди» «Зайцы»

Чем же отличаются эти произведения?

7. Итог урока.

Вернемся к целям урока, поставленным в начале нашей работы, и посмотрим, со всем ли мы справились.

Познакомиться… (с рассказами Л.Толстого)

Проанализировать… (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы»)

7. Рефлексия.

Покажите цветом, какое настроение у вас в конце нашего урока?

8. Дом.задание.

С.113 Выучить наизусть последний абзац рассказа, с.113-114 выр.чит., ТПО

Слайд 2

Актуальность данного исследования в том, что в научно-познавательных произведениях Л.Н. Толстого важен не только познавательный, но и нравственный, эстетический, общефилософский смысл. Они проникают в детскую возрастную логику восприятия.

Слайд 3

Проблема – выяснить, можно ли причислять научно-познавательные произведения Л.Н. Толстого к научно-художественной литературе. Цель – выявить своеобразие этих произведений. Задачи: анализ имеющейся по проблеме литературы; систематизация и обобщение данных по этому вопросу; социологический опрос учащихся начальной школы написание отзывов

Слайд 4

Объектом исследования в работе является творчество Л.Н. Толстого. Предмет исследования – особенности и своеобразие научно-познавательных произведений Л.Н. Толстого для детей. Гипотеза – изучение произведений Л.Н. Толстого научно-познавательного характера даст возможность детям разного возраста к разумному постижению знаний о мире и душе человека.

Слайд 5

Одним из первых научно-познавательные произведения для детей начал писать Л.Н. Толстой, работая в Яснополянской школе, где он обучал крестьянских детей и создавал учебные книги для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения» написаны в 70-ые годы XXвека

Слайд 6

«Новая азбука» решала важные педагогические задачи: она обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, помогала нравственному воспитанию. Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала. Язык книг народный, потому что Толстой учился языку у крестьянских детей.

Слайд 7

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен («Шат и Дон»). Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала

Слайд 8

Точная, конкретная образность сохраняется у Толстого и в научно-познавательных рассказах. Методика его была строго научной: знания он преподносил с постепенным нарастанием их сложности. От мини рассказов («Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него мед целый год белый») ребенок движется к более глубокому взгляду на явления окружающего мира («Старый тополь», «Как ходят деревья»), а иногда и к освоению предметов, вовсе ему до того не знакомых («Как делают воздушные шары», «Рассказ аэронавта»).

Слайд 9

Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в форме рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов.

Слайд 10

Знания о явлениях природы Толстой стремился закрепить с помощью художественных образов. Характерен в этом смысле рассказ «Солнце-тепло», дан поэтический образ могучего и благотворного светила. «Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает детям анализировать, обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу.

Слайд 11

Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Слайд 12

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное действие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. В зообеллетристических рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, наделяя индивидуальными чертами характера.

Слайд 13

Своеобразен взгляд Толстого на популяризацию исторических знаний. Он был уверен, что историю как науку в школе преподавать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство», давать детям впечатление от исторических событий. В повести «Кавказский пленник», напечатанной в четвертой «Русской книге для чтения», нашли воплощение эти мысли.