Рассказ про музыкальный инструмент бубен. Ударные инструменты: названия и виды

Бубен относится к древним музыкальным инструментам и имеет богатую историю. История бубна берет свое начало с давних времен, когда шаманы совершая свои ритуальные обряды ударяли в бубен, тем самым давая понять про то или иное важное событие.

Бубен – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаного материала, натянутого на деревянный круг. Чтобы играть на бубне, важно обладать чувством ритма и музыкальным слухом.

Музыкальное исполнение на бубне производится 3 способами:

  • звуки создаются при ударе суставами крайних фаланг пальцев;
  • при встряхивании и судорожными постукиваниями;
  • создание звуков способом тремоло. Звук получается при быстром потряхивании.

Многие историки полагают, что первый бубен появился в Азии во 2-3 веке. Наибольшее распространение он получил на Ближнем Востоке и в странах Европы, дойдя до берегов Великобритании. Со временем «конкурентами» бубна станут барабаны и тамбурины.
Чуть позже конструкцию поменяют. Из бубна будет убрана кожаная мембрана. Без изменения останутся звенящие вставки из металла и обод.

На Руси инструмент появился во времена правления князя Святослава Игоревича. На тот момент бубен назывался ратным и использовался в военном оркестре. Инструмент поднимал дух воинам. С виду он был похож на сосуд. Чтобы получить звуки применялись колотушки. Чуть позже бубен стал атрибутом праздников например масленицы. Инструментом пользовались скоморохи и шуты для зазыва гостей. На тот момент бубен уже имел привычный нам внешний вид.

Бубен часто используется шаманами во время проведения обрядов. Звучание инструмента в шаманизме может довести до гипнотического состояния. Классический шаманский бубен изготавливался из шкуры коровы и барана. Для натягивания мембраны применялись кожаные шнурки. Каждый шаман имел свой бубен.

В Средней Азии он носил название даф. Для изготовления применялась кожа осетра. Такой материал издавал звенящий звук. Для повышенного звона использовались маленькие металлические кольца около 70 штук. А индусы изготавливали мембрану из кожи ящерицы. Бубен из подобного материала имел удивительные музыкальные свойства.

В современных оркестрах используются специальные оркестровые модели. Такие инструменты имеют железный обод и пластиковую мембрану.
Бубен известен среди всех народов мира. Его разновидности встречаются почти всюду. Каждый вид имеет свои отличия:

1. Гавал, даф, дойра известны в восточных странах. Они имеют диаметр до 46 см. Мембрана такого бубна изготавливается из осетровой кожи. Для подвесного компонента используются металлические кольца.
2. Канджира – это индийский вариант бубна и отличается высокими нотками звука. Диаметр канджиры доходит до 22 см при высоте 10 см. Мембрана изготавливается из кожи рептилий.
3. Бойран – ирландский вариант диаметром до 60 см. Для игры на инструменте используются палочки.
4. Бубен Пандейру обрел популярность в государствах Южной Америки и Португалии. В Бразилии пандейру используется для танцев самба. Отличительной чертой считается наличие подстройки.
5. Тюнгуром называется бубен шаманов, якутов и алтайцев. Подобный бубен имеет круглую или овальную форму. На внутренней стороне имеется вертикальная рукоятка. Для поддержания мембраны на внутренней части прикрепляются металлические прутья.

Настоящие профессионалы и виртуозы при помощи бубна устраивают целое представление. Они подбрасывают его в воздух и быстро перехватывают. Бубен издает звон при ударах ногами, коленями, подбородком, головой или локтями.

- ударный музыкальный инструмент; деревянный или металлический обруч, затянутый с одной стороны перепонкой (кожей или пузырём). Некоторые виды бубнов снабжены бряцающими металлическими кольцами, пластинками, тарелочками или бубенцами и колокольчиками. * Смотрите также тамбурины >

Пример звучания бубна в world music композиции Булата Гафарова / Токэ-Ча:

Известен с древнейших времён во многих странах, особенно на Востоке. Национальные разновидности бубнов: дэф, дяф или габал (азербайджанский), даф или хавал (армянский), дайра (грузинский), дойра (узбекский и таджикский), дайре или дэф (иранский), бендеир (арабский), пандеро (испанский), байран (ирландский), pow wow drum (барабан американских индейцев, сделанный в стиле Sioux Drums). С 20-х гг. 19 в. применяется в симфоническом и духовом оркестрах, главным образом в музыке восточного характера, в испанских, цыганских и итальянских танцах. В Древней Руси Бубном называли также барабан и военные литавры .

Шаманский Бубен

Один из самых значимых шаманских инструментов. Имеет овальную или округлую форму и состоит из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся всевозможные металлические подвески. На внешней стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.

Все важные камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожаного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний (небесный) мир, где обитают добрые духи.

Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный) мир к злым духам бубен превращался в лодку, способную везти шамана по подземной реке.

Если шаману приходилось в своем путешествии вступать в борьбу со злыми силами, бубен мог превращаться в непробиваемый щит или в лук, и защищал своего хозяина. На эвенкийский бубнах кроме того висели специальные подвески-мечи, которые в минуту опасности превращались в грозное орудие.

Но самое главное - бубен помогает шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Камлание начинается с разогревания бубна на огне - оживления или очищения бубна. Затем шаман начинает бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывают духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетаются и рассаживаются на подвесках бубна.

В наше время развитие бубна продолжается. Так мультиинструменталист Булат Гафаров, которого называют "Урбан Шаман", создал бубен со звукоснимателем и красочной подсветкой реагирующей на удары:

Дойра, Гавал

Дойра, Гавал (Doira, Gaval) - Узбекский, таджикский и уйгурский ударный перепончатый инструмент, род бубна. Состоит из деревянной рамы с натянутой кожей. С внутренней стороны рамы подвешены брячающие металлические кольца.

Мастера игры на дойре в состоянии исполнять сложнейшие ритмические узоры, нередко инструмент является единственным аккомпаниментом танцам.

Видео пример игры на восточном бубне даф в этно барабанном шоу Toke-Cha:


Часть 1

Бубен- ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Тенирс Давид младший. Пастушка

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока..


Turkish lady with tambourine
© Musée d"Art et d"Histoire, Geneva

На Руси бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться «барабаном».


Christian Bernhard Rode.Mädchen mit Tamburin, 1785

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X веку (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.


Alois Hans Schram.Gypsy Girl with a Tambourine

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.


Bouguereau William L italienne au tambourin.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.


Fabio Fabbi.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».


Kārlis Hūns “Jaunā čigāniete”, 1870.

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.


Lеon Francois Comerre (1850-1916).

Бубны различных культур

Даф (гавал) - инструмент, известный в восточных странах.
Рик (араб. ق)‎‎) - инструмент арабской музыки.
Пандейру - Южная Америка, Португалия.
Тюнгу́р (дюнгюр) - (алт. - тӱҥӱр) тюркский бубен. Используется шаманами Алтая, Якутии и других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов.
Канджира - бубен в индийской музыке.
Дангыра - бубен казахов.
Бойран - в Ирландии
Топ - древний ударный инструмент евреев, используемый женщинами
Доира - в Таджикистане
Зенбаз - среднеазиатский ударный инструмент


Добровецкая Ирина Михайловна.Бубен.


Цыганка с бубном.Камиль Каро.


Leon Jean Basile Perrault (1832-1908).


Э.Дега.Танцовщица и тамбурин


Фредерик Лейтон Менада.


William Bouguereau.


William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) - The Youth of Bacchus (1884).


Giuliano Bartolomeo, Le Villi.


Hans Makart Ruhende Bacchantin.


Houasse, Michel-Ange - Bacchanal - 1719.


Jacques Antoine Vallin (attr) Antike Szene mit Tanz.


Waldeck Hängende Gärten der Semiramis.

Vincent van Gogh - In het café- Agostina Segatori in Le tambourin - Google Art Project.


Серия " Уроки музыки"