Реализм в зарубежной литературе 20 века представители. Основные черты философии и эстетики модернизма

Наследуя традиции прошлого, в том числе аналитизм, интерес к социальной сфере, реализм XX века отличается по палитре приемов от реализма века минувшего. Вспомним, что реализм существовал и до того, как появился сам термин: ни Бальзак, ни Стендаль себя реалистами не называли. Нередко синонимом нашему пониманию реализма выступал романтизм, и только во второй половине XIX века происходит размежевание терминов - в трудах Ж. Шанфлери и Э. Дюранти, хотя в осмысление реализма на теоретическом уровне внесли свою лепту и просветители (Дидро, Лессинг). Основные положения реализма вытекают из художественной практики выдающихся мастеров слова разных эпох. Сложилась своеобразная теория, ориентированная на познание и объяснение в художественной литературе проблем человеческого бытия, согласно которой литература - форма художественного познания мира. Дидро считал, например, что художник в той же мере, как и ученый или философ, должен постигнуть смысл бытия и человеческого существования. Достоевский отвечал тем, кто называл его психологом, что считает себя лишь реалистом в высшем смысле, то есть изображает все глубины души человеческой.

В реализме XIX века утвердился пафос отрицания и критики, социальный подход при анализе действительности, требование правдивости и типизации. На какое-то время за реализмом закрепилось почти монопольное право на правду жизни: вульгаризаторские подходы при этом упрощали оба понятия - и реализма, и жизни. Со временем пробивается более точное суждение о том, что понятие жизненной правды шире, чем реализм, и многие другие методы, к примеру романтизм, натурализм, сентиментализм и, наконец, модернизм, каждый по-своему раскрывают различные стороны действительности, многообразной и не до конца познанной. Теория реализма подвижна, как и богатейшая практика не отстающего от развития мира и человека искусства слова, она развивается, обогащается, разрушая догмы дефиниций и узость критериев.

Реализм XX века имеет дело с принципиально иной социальной действительностью, нежели реализм века предыдущего. Это войны и диктаторские перевороты, социальные и национально-освободительные революции, левые художественные течения, авангардизм и иррационализм. Реализм XX века имеет дело также и с иным уровнем научного осмысления мира и человека, учитывает психоанализ Фрейда и его последователей, философию экзистенциализма, сталкивается с невиданным взлетом веры в Человека и разочарованием в просветительской формуле гуманизма. Все это не может не влиять на реалистический тип художественного мышления, не может не менять в реализме прежние стандарты и соотношения описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации, критерии правды жизни.

Реализм XX века отказался от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни, от приоритетности принципа мимесиса и стал широко внедрять приемы опосредованного познания мира. На смену традиционным описательным формам пришли аналитическое исследование (Т. Манн - "Доктор Фаустус" и "Волшебная гора"), эффект "остранения" (Брехт), ирония и подтекст (Хемингуэй), гротеск, фантастическое и условное моделирование (Гомбрович, Булгаков). Реализм продуктивно использует и многие модернистские приемы, например "поток сознания" (У. Фолкнер), деформацию, суггестивность, абсурд и другие ранее недоступные приемы, обогащающие его стилистику.

Классик норвежской литературы Кнут Гамсун (1859- 1952), автор романа "Голод" (1890), снискавшего сенсационный успех, называл свой метод "психологическим реализмом", ибо он призван воссоздавать, по словам автора, "бессознательную жизнь души, подсознательные и неконтролируемые чувства". Напрасно искать традиционный сюжет в этом романе, где показан не тип, а "индивид, сотканный из нервов, из абсурднейших мелочей... ранимая, впечатлительная натура". Напрасно укладывать метод Гамсуна в традиционные понятия. В письме к критикам Гамсун пояснял: "Я предпринял попытку создать не роман, а книгу, без свадеб, путешествий и балов у знати, книгу о тончайших движениях страдающей человеческой души, об исключительном, удивительном мире чувств, мистериях нервов, разыгрывающихся в душе изнуренного голодом существа".

Внимание к коренным проблемам бытия и приоритет общечеловеческих ценностей в реализме XX века продолжают линию, наиболее полно выраженную в творчестве Льва Толстого и Федора Достоевского, Анатоля Франса и Бернарда Шоу. Философия входит в литературу в новом качестве, как прием, глубоко проникает в художественную ткань произведения, его структуры. Продуктивно развивается жанр притчи (Кафка, Чапек, Камю, Экзюпери). Меняется герой, человек предстает значительно более усложненным и нередко непредсказуемым в своих поступках (Пиранделло, Фолкнер). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального и в подсознание, исследует бессознательное и сферу инстинктов, по-новому трактует биологическое в человеке (Д. Лоуренс, Ю. О"Нил). Автор перестает быть всевидящим и всеведущим демиургом, не утрачивая при этом своего первостепенного значения.

Меняется и жанровая палитра романа в результате диффузии жанровых разновидностей, взаимопроникновения, скажем, романа научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного. Следует отметить, что попытки их совмещения делались и ранее (Свифт, Фиддинг, Дефо, По), однако только в XX веке, и не без влияния модернизма, структуры романа утратили нормативность. Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному повлиял на жанр эпопеи и определил ее интерес к субъекту. Термин "субъективная эпопея", впервые употребленный Луначарским применительно к роману Марселя Пруста, в литературе второй половины века используется довольно широко, когда речь вдет о романах, где центром скрещения сюжетных линий и проблем является индивидуальное сознание.

Все эти стилевые приемы и формы характеризуют одну из тенденций в реализме XX века, не единственную. Наряду с ней продолжает существовать тенденция классического реализма, следующего канонам, выработанным в прошлом веке, гуманизму и оптимистическому взгляду на историю и человека (Сельма Лагерлеф, Герхард Гауптман). Условно-метафорические и фантастические формы, с одной стороны, и описательные, повторяющие мир зеркально, с другой, не следует противопоставлять, ибо на практике они нередко соседствуют. Выделенные в лабораторных условиях профессионального подхода, они могут иллюстрировать богатые возможности субъективного и объективного, о чем хорошо сказал польский поэт Тадеуш Ружевич: «Я пишу о себе, воссоздаю себя, но не описываю себя. А между этими понятиями колоссальная разница, как между волом и "воловьей тушей"».

Реализм - живой, развивающийся метод, закрепленный прежде всего в сфере подхода к действительности. Он вбирает в себя, как убеждает опыт выдающихся реалистов XX века от Фолкнера до Маркеса, Кобо Абэ и Курта Воннегута, открытия мастеров прошлого: космичность и универсализм автора "Фауста", тончайший психологизм Стерна, фантасмагоричность Гофмана, философичность просветителей, скрупулезный анализ натуралистов и беспредельность мечты романтиков. Реализм постоянно обогащается новыми формами, приемами, образами.

Хотя является общепризнанным, что искусство XX века – это искусство модернизма, но значительную роль в литературной жизни прошлого века имеет реалистическое направление, которое с одной стороны представляет реалистический тип творчества. С другой – соприкасается с тем новым направлением, которое получило весьма условное понятие «социалистического реализма», - более точно литература революционной и социалистической идеологии.

Реализм XX века напрямую связан с реализмом предшествующего столетия. И как сложился этот художественный метод в середине XIX века, получив правомерное наименование «классического реализма» и пережив разного рода видоизменения в литературном творчестве последней трети XIX века, испытал на себе воздействие таких нереалистических направлений, как натурализм, эстетизм, импрессионизм.

Реализм XX века складывается в свою определенную историю и имеет судьбу. Если охватывать совокупно XX век, то реалистическое творчество явило себя в разноприродности, многосоставности в первой половине XX века. В эту пору очевидно, что реализм изменяется под влиянием модернизма и массовой литературы. Он соединяется с этими художественными явлениями, как с литературой революционно-социалистической. Во 2-й половине происходит растворение реализма, утратившего свои четкие эстетические принципы и поэтику творчества в модернизме и постмодернизме.

Реализм XX века продолжает традиции классического реализма на разных уровнях – от эстетических принципов до приемов поэтики, традиции которого были присущи реализму XX века. Реализм прошлого столетия приобретает новые свойства, отличающие его от этого типа творчества предшествующего времени.

Для реализма XX века характерно обращение к социальным явлениям действительности и социальной мотивированности человеческого характера, психологии личности, судьбы искусства. Как очевидно и обращение к социальным злободневным проблемам эпохи, которые не отделены от проблем общества и политики.

Реалистическое искусство XX века, как и классический реализм Бальзака, Стендаля, Флобера, отличается высокой степенью обобщенности, типизации явлений. Реалистическое искусство пытается показать характерное и закономерное в их причинно-следственной обусловленности и детерминизма. Поэтому для реализма характерно разное творческое воплощение принципа изображения типичного характера в типических обстоятельствах, в реализме XX века, который живо интересуется отдельной человеческой личностью. Характер как живой человек, - и в этом характере общечеловеческое и типичное имеет индивидуальное преломление, или же соединяется с индивидуальными свойствами личности. Наряду с этими с этими особенностями классического реализма очевидны и новые особенности.


В первую очередь, это те особенности, которые проявили себя в реалистическом уже в конце XIX века. Литературное творчество в эту эпоху обретает характер философско-интеллектуального, когда философские идеи лежали в основе моделирования художественной реальности. Одновременно проявление этого философского начала неотделимо от разнообразных свойств интеллектуального. От авторской установки на интеллектуально-активное восприятие произведения в процессе чтения, затем восприятие эмоциональное. Складывается в своих определенных свойствах интеллектуальный роман, интеллектуальная драма. Классический образец интеллектуального реалистического романа дает Томас Манн («Волшебная гора», «Признание авантюриста Феликса Круля»). Ощутимо это и в драматургии Бертольта Брехта.

Вторая особенность реализма в XX веке – усиление и углубление драматического, в больше мере трагического начала. Очевидно это в творчестве Ф.С.Фицжеральда («Ночь нежна», «Великий Гетсби»).

Как известно, искусство XX века живет своим особенным интересом не просто к человеку, а к его внутреннему миру. Исследование этого мира связано со стремлением писателей констатировать, изобразить моменты бессознательные и подсознательные. С этой целью многие писатели используют прием – поток сознания. Это можно проследить в новелле Анны Зегерс «Прогулка мертвых девушек», произведении В.Кеппена «Смерть в Риме», драматических произведении Ю.О’Нила «Любовь под вязами» (влияние Эдипова комплекса).

Еще одна особенность реализма XX века – активное использование условных художественных форм. В особенности в реалистической прозе второй половины XX века художественная условность чрезвычайно распространена и многообразна (например, Ю. Брезан «Крабат, или Преображение мира»).

Литература революционной и социалистической идеологии. Анри Барбюс и его роман «Огонь»

Реалистическое направление в литературе XX века тесно связано с еще одним направлением – соцреализм или, более точно, литература революционной и социалистической идеологии. В литературе данного направления первым является критерий идейно-идеологический (идеи коммунизма, социализма). На втором плане в литературе этого уровня находится эстетический и художественный. Этот принцип – правдивое изображение жизни под воздействием определенной идейной и идеологической авторской установки. Литература революционной и социалистической идеологии в своих истоках связана с литературой революционно-социалистической и пролетарского рубежа XIX-XX веков, но давление классовых взглядов, заидеологизированность в соцреализме больше ощутимы.

Литература этого рода часто выступает в единении с реализмом (изображение правдивого, типичного человеческого характера в типичных обстоятельствах). Это направление получило направление вплоть до 70-х гг XX века в странах соцлагеря (Польша, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Германия), но также и в творчестве писателей капиталистических стран (панорамно-эпический вариант произведения Димитра Димова «Табак»). В произведении соцреализма заметна поляризация двух миров – буржуазного и социалистического. Это же заметно и в системе образов. Показательно в этом плане творчество писателя Эрвина Штритматтера (ГДР), который под воздействием соцреалистического творчества Шолохова («Поднятая целина») создал произведение «Оле Бинкоп». В этом романе, как и у Шолохова, показана современная автору деревня, в изображении которой автор стремился выявить, не без драматизма и трагизма, утверждение новых, революционно-социалистических основ существования, как и Шолохов, признавая значимость прежде всего идеологического принципа, стремился изобразить жизнь в ее революционном развитии.

В первой половине XX века соцреализм получает широкое распространение во многих странах «капиталистического мира» - во Франции, Великобритании, США. К произведениям этой литературы принадлежат «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида, А.Жид «возращение в СССР» и др.

Подобно тому, как в Советской России основоположником соцреализма считался Максим Горький, на Западе признается Анри Барбюс (годы жизни: 1873-1935). Этот писатель, весьма противоречивый, вошел в литературу как поэт, ощутивший воздействие символистской лирики («Плакальщицы»). Писателем, перед которым Барбюс преклонялся, был Эмиль Золя, которому Барбюс в конце своей жизни посвятил книгу «Золя» (1933 г.), которая рассматривается исследователями как образец марксистского литературоведения. На рубеже веков на писателя значительное влияние оказало Дело Дрейфуса. Под его воздействием Барбюс утверждает в своем творчестве общечеловеческий гуманизм, в котором действуют добро, благоразумие, сердечная отзывчивость, чувство справедливости, способность прийти на помощь другому, погибающему в этом мире человеку. Эта позиция запечатлена в сборнике рассказов 1914 года «Мы».

В литературе революционной и социалистической идеологии Анри Барбюс известен как автор романов «Огонь», «Ясность», сборника повестей 1928 года «Правдивые повести», эссеистической книги «Иисус» (1927 г.). В последнем произведении образ Христа трактуется писателем как образ первого в мире революционера, в той идейно-идеологической определенности, в какой слово «революционер» использовалось в 20-30-е гг прошедшего столетия.

Образцом произведения социалистического реализма в его единстве с реализмом можно назвать роман Барбюса «Огонь». «Огонь» - это первое произведение о I мировой войне, в котором открылось новое качество разговора об этой человеческой трагедии. Роман, который появился в 1916 году, во многом определил направления развития литературы о I мировой войне. Ужасы войны описаны в романе с колоссальным количеством подробностей, его произведение пробивало залакированную цензурой картину войны. Война это не атака, похожая на парад, это сверхчудовишная усталость, вода по пояс, грязь. Он написан под непосредственным влиянием впечатлений, которые писатель вынес, лично пребывая на фронте накануне войны, а также в первые месяцы после ее начала. 40-летний Анри Барбюс добровольцем отправился на фронт, участь солдата он познал как рядовой. Он полагал, что от гибели его спасло ранение (1915 г.), после которого Барбюс долгие месяцы провел в госпитале, где в целом осмыслил войну в разных ее проявлениях, конкретике событий и фактов.

Одна из важнейших творческих установок, которую поставил перед собой Барбюс при создании романа «Огонь» связана со стремлением писателя со всей очевидностью и беспощадностью показать, что собой являет война. Барбюс не строит своего произведения согласно традиции, выделяя определенные сюжетные линии, а пишет о жизни простых солдат, время от времени выхватывая и давая крупным планом некоторых персонажей из солдатской массы. То это батрак Ля Мус, то возчик Паради. Этот принцип организации романа без выделения организующего сюжетного начала отмечен в подзаголовке романа «Дневник одного взвода». В форме дневниковой записи некоего повествователя, которому близок автор, выстраивается этот рассказ как череда дневниковых фрагментов. Эта форма нетрадиционного романного композиционного решения вписывается в число разнообразных художественных исканий, ориентиров литературы XX века. Одновременно, эти дневниковые записи представляют собой картины достоверные, так как художественно-достоверно воспринимается запечатленное на страницах этого дневника первого взвода. Анри Барбюс целенаправленно в своем романе изображает простой быт солдат с непогодью, голодом, смертями, болезнями и редкими проблесками отдохновения. Это обращение к быту связано с убежденностью Барбюса, о чем говорит в одной из записей его повествователь: «война – это не развевающиеся знамена, не призывный голос рожка на заре, это не героизм, не отвага подвигов, а истязающие человека болезни, голод, вши и смерть».

Барбюс обращается здесь к натуралистической поэтике, давая отталкивающие образы, описывая трупы солдат, которые плывут в потоке воды среди погибших товарищей, не имея возможности выбраться из окопа во время многонедельного ливня. Натуралистическая поэтика ощутима и в обращении писателя к особого рода натуралистическим сравнениям: об одном солдате, вылезающем из землянки, Барбюс пишет как о медведе, пятящемся назад, о другом, почесывающем шевелюру и страдающем от вшей, как об обезьяне. Благодаря второй части сравнения человек уподобляется животному, но натуралистическая поэтика Барбюса здесь не самоцельна. Благодаря этим приемам писатель может показать, что представляет собой война, вызвать отвращение, неприязнь. Гуманистическое начало прозы Барбюса проявляется в том, что он даже в этих обреченных на смерть и несчастье людях показывает способность проявлять человечность.

Вторая линия творческого замысла связана у Барбюса со стремлением показать рост сознательности простой солдатской массы. Чтобы проследить состояние сознания солдатской массы, писатель обращается к приему неперсонифицированного диалога, причем в структуре произведения диалог занимает столь значительное место, как и изображение событий жизни персонажей в действительности, и как описания. Особенность этого приема заключается в том, что при фиксации реплики действующего лица, сопровождающие эти реплики слова автора не указывают точно, кому лично, индивидуально, принадлежит высказывание (повествователь говорит «кто-то сказал», «послышался чей-то голос», «выкрикнул один из солдат» и др.).

Барбюс прослеживает, как постепенно формируется новое сознание простых солдат, которых до состояния отчаяния довела война с голодом, болезнями, смертями. Солдаты Барбюса осознают, что Боши, как они называют немцев-врагов, - такие же простые солдаты, такие же несчастные, как и они, французы. Некоторые осознавшие это заявляют об этом открыто, в своих отмеченных возбуждением высказываниях заявляют, что война противостоит жизни. Одни заявляют, что люди рождены для того, чтобы в этой жизни быть мужьями, отцами, детьми, но не ради смерти. Постепенно возникает часто повторяющаяся мысль, высказываемая разными персонажами из солдатской массы: после этой войны не должно быть никаких войн.

Солдаты Барбюса осознали, что эта война ведется не в их человеческих интересах, не в интересах страны и народа. Солдаты в своем понимании этого продолжающегося кровопролития выделяют две причины: война ведется исключительно в интересах избранной «сволочной касты», которым война помогает набить золотом мешки. Война – в карьеристских интересах других представителей этой «сволочной касты» с золочеными погонами, которым война дает возможность подняться на новую ступень по лестнице карьеры.

Демократическая масса Анри Барбюса, возрастающая в своем осознании жизни, постепенно не только чувствует, но и осознает единство всех людей из простых сословий, обреченных на войну, в их стремлении противостоят антижизненной и античеловеческой войне. Более того, солдаты Барбюса зреют в своих интернациональных настроениях, так как осознают, что в этой войне виноват не милитаризм конкретной страны и Германия как развязавшая войну, а мировой милитаризм, поэтому простые люди должны, подобно мировому милитаризму, объединиться, так как в этом всенародном интернациональном единстве они смогут противостоять войне. Тогда и ощущается желание, чтобы после этой войны не было в мире больше никаких войн.

В этом романе Барбюс раскрывается как художник, использующий различные художественные средства для раскрытия главной авторской мысли. В связи с изображением народного роста сознательности и сознания, писатель обращается не к новому приему романной символики, которая проявляется в наименовании последней главы, содержащей кульминационный момент роста интернациональной сознательности солдат. Эта глава называется «Заря». В ней Барбюс использует прием символа, который возникает как символическая окрашенность пейзажа: по сюжету долгие месяцы шел нескончаемый дождь, небо было затянуто сплошь тяжелыми, свисающими до земли тучами, давящими на человека, и именно в этой главе, где содержится кульминационный момент, небо начинает яснеть, тучи расходятся, а между ними робко пробивается первый лучик солнца, свидетельствующий о том, что солнце существует.

В романе Барбюса реалистическое органично соединяется со свойствами литературы революционной и социалистической идеологии, в частности это проявляется в изображении роста народной сознательности. Эту идейную натяжку с присущим ему французским юмором обыграл Ромен Роллан в рецензии на «Огонь», появившейся в марте 1917 г. Раскрывая разные стороны вопроса, Роллан говорит об оправданности правдивого и беспощадного изображения войны и том, что под влиянием военных событий, буден войны, происходит изменение сознания простой солдатской массы. Это изменение сознательности, отмечает Роллан, символически подчеркивается пробивающимся робко первым лучом солнца в пейзаже. Роллан при этом заявляет, что этот луч еще не делает погоды: до определенности, с которой стремится показать и изобразить рост сознательности солдат Барбюс, еще весьма далеко.

«Огонь» - произведение своего времени, эпохи распространения социалистической и коммунистической идеологии, их внедрения в жизнь, когда была святой вера в возможности их реализации в действительности путем революционных переворотов, изменить жизнь во благо каждого человека. В духе времени, живущего революционно-социалистическими идеями, этот роман оценивался современниками. Современник Барбюса, писатель коммунистической ориентации Раймон Лефевр назвал это произведение («Огонь») «интернациональной эпопеей», заявляя, что это роман, который раскрывает философию пролетариата войны, а язык «Огня» - это язык пролетарской войны.

Роман «Огонь» был переведен и опубликован в России еще в момент выхода в стране автора. До утверждения соцреализма было далеко, но роман был воспринят как новое слово о жизни в ее жестокой правде и движение к прогрессу. Именно так воспринял и писал о произведении Барбюса вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. В своих отзывах он повторил слова М. Горького из предисловия к изданию романа в России: «каждая страница его книги – удар железного молота правды по тому, что в общем зовется войной».

Литература революционной и социалистической идеологии продолжает существовать в странах социалистических и капиталистических до конца 80-х гг XX века. С этой литературой в поздний период ее существования (60-70-е гг) связано творчество немецкого писателя из ГДР Германа Канта («Актовый зал» - роман в стиле ретро (70-е), а также возвращающий читателя к событиям Второй мировой войны «Остановка в пути»).

Из писателей капиталистических стран запада с литературой этого рода связано стихотворное и романическое творчество Луи Арагона (ряд романов цикла «Реальный мир» - исторический роман «Страстная неделя», роман «Коммунисты»). В англоязычной литературе – Дж.Олбридж (его произведения соцреализма – «Не хочу, чтобы он умирал», «Герои пустынных горизонтов», дилогия «Дипломат», «Сын земли чужой («Пленник земли чужой»)).

Реализм как метод возник в русской литературе первой трети XIX века. Основным принципом реализма является принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).

Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой жизни.

Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм.

К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.

ХХ век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема революционных настроений литература все больше проникалась предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей».

Чувство приближающихся социальных сдвигов вызывало такую интенсивность художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения. Веком духовного обновления назвал ХХ век М. Горький.

В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.

Однако принцип старого» реализма всё чаще подвергался критике из разных литературных сообществ, требовавших более активного вторжения писателя в жизнь и воздействия на нее.

Эту ревизию начал сам Л. Н. Толстой, в последние годы своей жизни призывавший к усилению дидактического, поучительного, проповеднического начала в литературе.

Если А. П. Чехов считал, что «суд» (т. е. художник) обязан только поставить вопросы, заострить внимание мыслящего читателя на важных проблемах, а отвечать обязаны «присяжные» (общественные структуры), то для писателей-реалистов начала ХХ века это казалось уже недостаточным.

Так, М. Горький прямо заявил, что «роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева… », и обвинил литературу в том, что «она не искала героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле».

Именно М. Горький, писатель-реалист младшего поколения, был основоположником нового литературного направления, получившего в дальнейшем название «социалистический реализм».

Литературно-общественная деятельность М. Горького сыграла значительную роль в объединении писателей-реалистов нового поколения. В 1890-е годы по инициативе М. Горького возникает литературный кружок «Среда», а затем издательство «Знание». Вокруг этого издательства собираются молодые, талантливые писатели А.И. Куприи, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А. Серафимович, Д. Бедный и др.

Спор с традиционным реализмом велся на разных полюсах литературы. Были писатели, которые следовали традиционному направлению, стремясь обновить его. Но были и такие, которые просто отвергали реализм как устаревшее направление.

В этих сложных условиях, в противоборстве полярных методов и направлений, продолжало развиваться творчество писателей, традиционно именуемых реалистами.

Самобытность русской реалистической литературы начала ХХ века заключается не только в значительности содержания, острой социальной тематике, но и в художественных исканиях, совершенстве техники, стилевом разнообразии.

…для меня воображение всегда было выше сущего, и самую сильную любовь я испытал во сне.
Л.Н. Андреев

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм - первое модернистское направление в русской литературе - резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма .

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения :

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев , проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

В.Короленко, те, кто завоевал себе имя в предыдущие годы, как мастера отечественной литературы.

Новые тенденции в развитии реализма и как течения в в Серебряном веке, и как литературного направления проявились в творчестве М.Горького, И.Бунина, Л. Андреева, А.Куприна и др.

Для творчества этого периода характерно смешение направлений (реализма и). Даже реалистические произведения писателя в той или иной степени отражают черты, характерные для романтизма (необычный герой – босяк, контраст как художественный прием – «Челкаш», «Дед Архип и Ленька», «Мальва» и др.). Однако писатель постепенно отходит от изображения босяка как бунтаря, от идеализации босячества («Проходимец») . В 1899 году Горький публикует роман « Фома Гордеев», в котором показана смена поколений в буржуазной семье. Тема, характерная и для европейской литературы («Будденброки» Т.Манна). Пьесой автор откликается на запросы современности – о смысле жизни, о правде и лжи, о назначении человека.

Угасание старого помещичьего уклада, оскудение дворянских гнезд – одна из тем прозы («Байбаки», «Антоновские яблоки», «Суходол»). Многие рассказы писателя посвящены быту деревни. И здесь для Бунина характерен трезвый, острый взгляд, который позволяет ему не любоваться народом или говортить о тяжелой жизни крестьян. Эго волнуют темы-проблемы: распад крестьянской семьи, косность, патриархальность, жизнь, подчас лишенная смысла («Деревня», «Танька», «Перевал», «На хуторе»).

Новые темы вносит в А.Куприн . Как известно, писатель опробовал множество профессий, поэтому его рассказы так полны правдой жизни. Это и тема бесчеловечности буржуазного миропорядка («Молох»), жизнь цирковых артистов («В цирке», «Дурной каламбур»), лишенная смысла жизнь армейских офицеров («Поединок»), трагическая сила любви, которая выше окружающего мира (« Олеся»).

Жестокости и мерзости жизни противопоставлены прекрасные человеческие характеры, красота простых человеческий чувств и отношений (« Гамбринус», «Листригоны»). Любовь и социальное неравенство по-новому раскрыты в повести «Гранатовый браслет».

Тема преображения человека, проявления в нем лучших качеств, осознания себя личностью звучит во многих произведениях Л.Андреева . Его ранние рассказы часто называют «святочными», т.е. при реалистичном содержании в рассказах Андреева происходит чудо человеческого преображения (« Баргамот и Гераська»), что обогащает реализм как течением Серебряного века. Простой, на первый взгляд, сюжет рассказа «Петька на даче» (приезд подростка-мастерового на дачу к хозяевам матери) отчасти объясняет события 1917 года – бездну в социальном плане между хозяевами жизни и тех, кто на них работает. Рассказ «Жизнь Василия Фивейского» — мятеж против нелепо устроенной человеческой жизни, которая обрекает людей на утраты и страдания. Ужас войны показан в рассказе «Красный смех». Знаменитый «Рассказ о семи повешенных» позволяет автору не только исследовать тему неминуемой смерти, ожидания казни, не только осудить судебную систему, но и отрицательно вы сказаться против терроризма как такового, потому что ужас смерти есть не только у тех, кого собирались убить, но и у того, кто собирался убить

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь