Русские народные ремесла. Русский народный промысел

Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.

Русская народная игрушка

Русские игрушки в виде людей, животных или сказочных сцен раньше изготавливались в магических и обрядовых целях, особенно на Севере и в Центре России. Некоторые промыслы существуют уже 700 лет, например филимоновские игрушки-свистульки, которые изготавливаются из глины с последующими росписями. Также с XV-XVI веков берет начало знаменитая глиняная дымковская игрушка, а в XVII веке с селе Богородское Сергиево-Посада появились деревянные, известные как богородские игрушки.

Основные игрушки русского народного промысла:

Русские народные росписи

Домашнюю утварь традиционно можно было расписывать, так у обычных хозяйских предметов появился узнаваемый национальный рисунок - роспись. Из известных способов росписи Палехская, их мотивы различны – от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок. Стиль сложился в XVIII веке. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово. Существует с 1825 года. Основной узор – цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок.

Основные росписи русского народного промысла:

Русские ремёсла

Народные мотивы в промыслах – не только традиция, но и украшение повседневного быта. Некоторые русские ремёсла знают все, матрёшки - деревянные куклы специфической формы разных размеров, но есть и другие: шерстяные платки (Оренбург славится ими с XVIII века), тульские пряники (они покрыты глазурью и начинены повидлом или сгущёнкой) и самовары фабрики П. Н. Фомина, известной с 1870 года (каждый слышал пословицу о поездке «в Тулу со своим самоваром», каслинское литьё – специфические чугунные статуэтки (делаются в г. Касли Челябинской области).

Творчество русского народа, благодаря талантам местных мастеров, прославило их по всей Руси и далеко за ее пределами. Многие изделия и по сей день остались символами России.

Изделия мастеров ценны не только материалами, из которых они производились и уникальными технологиями их обработки вручную, в них прослеживаются нравы, уклад и традиции всего народа.

Основные ремесла русского народного промысла:

Как промысел, кружево на Руси получило свое развитие в начале XIX века. В это время в окрестностях Вологды была возведена фабрика по производству кружева. Рост спроса на вологодское кружево не только в России, но и в странах Европы породил популярность занятия, и плетением ажурного полотна занимались по всей Вологде.

Отличительной особенностью вологодского кружева являлись орнаменты. Основными мотивами были стилизованные рисунки птиц и древо жизни. Само кружево состояло из фона и узора. Оно было фактурным, его формы и рисунки подчеркивались широкой непрерывной линией.

История павлопосадских платков берет свое начало в конце XVII века. Производить их начали на мануфактуре, основателем которой были Грязнов и Лабзин. Сырьем для производства выступали шерстяные нити, раскраска платков долгое время производилась исключительно вручную.

Основные узоры платков – это цветы. Помимо них использовались заимствованные орнаменты: турецкие огурцы, лотос, античные вазы и древние символы. Традиционная раскладка была представлена овалами и звездами. Крупные рисунки располагались по краям, к центру они уменьшались.

Популярность традиционного оренбургского пухового платка обусловлена его уникальными качествами. Они представляют собой тончайшие шали из натуральной шерсти, с ажурными и красивыми узорами, очень теплые. Для их производства изначально используется уникальный пух оренбургских коз.

Первое официальное упоминание о платках встречается в трудах конца XVIII века, авторства Рычкова, известного краеведа. Именно они позволили узнать об уникальных шалях в Петербурге и Москве и породили спрос на них как в России, так и за рубежом.

Русская матрёшка

Исконно русская матрешка впервые увидела свет в Сергиевом Посаде в конце XIX века. Изготовлена она была из дерева токарем Василием Звездочкиным. Фигурки, которые вставлялись одна в другую, разрисовал Сергей Малютин.

Первый экземпляр будущего символа России в виде круглолицей девушки с багряным румянцем состоял из восьми кукол. Самая маленькая представляла собой младенца.

Отличительная особенность гусевского хрусталя – уникальные грани изделий. Лучи света, преломляясь через них, создают игру, напоминающую переливы драгоценных камней.

Город-родина гусевского хрусталя – Гусь-Хрустальный. Стекольный завод на его территории был основан купцом Мальцевым в 1756 году. Выпускались им вазы и графины, после появилась уникальная посуда из хрусталя, которую поставляли в богатые дома купцов и царские хоромы.

Тульский самовар

Самовар – это уникальный товар, аналогов которому в мире нет. Родина самоваров – Тула. Город обрел такую славу неспроста, способствовало этому обилие мастеров по производству металла, месторождение железных руд и близость к Москве.

Тульские самовары производились из латуни, меди и продавались на вес. Форма их была порой весьма причудливой. Походили изделия на бочонки и вазы с ручками, также имелись самовары с уникальными краниками в форме дельфинов.

Тульские пряники. Кислые, пресные, пышные и сдобные. Их дарили в качестве прощальных подарков, сувениров, а также выпекали и покупали для свадебных гуляний и поминальных вечеров. Для производства фигурной выпечки использовали доски-формы, вырезанные из натурального дерева.

Пряники для народа русского были любимым лакомством. Их делали в виде птичек, рыбок, букв и даже имен. Кто первым испек знаменитые тульские пряники – неизвестно. Первые упоминания о выпечке имеются в трудах конца XVII века.

Урал славится запасами своих недр и связанными с ними производствами. Каслинское художественное литье русских мастеров прославило их на весь мир в 1900 году на выставке в Париже. Само направление зародилось задолго до данного события, в XVIII веке.

Отливали из чугуна предметы быта и декоративные элементы интерьера, дополненные миниатюрными скульптурами животных. В перечне производимых товаров присутствовали плиты, решетки, скамейки, вазоны и многое другое.

История производства малахитовых изделий начинается с 40-х годов XVIII века. Вначале это были ювелирные украшения, после к ним добавились табакерки и шкатулки. С расцветом малахитового дела красивым узорчатым минералом облицовывались целые помещения.

Русские мастера славились своей уникальной технологией обработки камня. Они распиливали малахит на очень тонкие пластины и после, наклеивая их, подбирали узор и шлифовали, создавая впечатление монолитного изделия.

Абрамцево-Кудринская резьба

Особым видом промысла среди русских мастеров в конце XIX века считалась Абрамцево-кудринская резьба. Работали мастера с натуральным деревом, создавая из него не просто предметы быта, а произведения искусства. В перечне их изделий были вазы, декоративные блюда, ковши, солонки, шкатулки и др.

Отличало изделия от других резных предметов декора и быта сочетание геометрической и плоскорельефной резьбы.

Скопинские гончарные изделия долгое время не пользовались особым спросом, так как были грубыми и примитивными по форме. Переломный момент произошел в середине XIX века, когда секреты производства фигурных изделий и нанесения глазури на их поверхность узнали местные мастера гончарных дел.

Ряд изделий из глины дополнился красивыми декоративными вазами, фантазийными фигурками животных и прочими элементами декора.

Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое.

Роспись

Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа.

Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе определенные черты местности и культуры. Самые известные русские народные художественные промыслы, это:

  • Гжель. Эти синие узоры на белом фарфоре известны во всем СНГ и за рубежом. Изначально посуда из особой белой глины использовалась для собственных нужд. Со временем она распространилась по всей России и даже стала использоваться для «аптекарских нужд». Оригинальный и запоминающийся узор на белой посуде появился намного позже - в конце XIX века.
  • Художественные народные промыслы - Хохлома. Это еще один из общеизвестных символов России. Этому помыслу уже около 400 лет. Возник он в Нижнем Новгороде. Особенность рисунка заключается в том, что на дереве или посуде изображаются различные ягоды, цветы, птицы и звери. При этом используются преимущественно красная и черная краска на золотом фоне. Иногда применяются зеленая и желтая.
  • Городецкая роспись. Этот промысел уникален тем, что в его технике изначально использовались различные породы дерева: одно светлое, другое темное. В специальные выемки вставлялись вырезанные части и получался своеобразный рисунок. Позже начали использовать подкраску. Практически в каждой картинке основной элемент - конь с красивой вытянутой шеей.

Помимо данных техник, которые используют художественные ремесла и народные промыслы, есть еще огромное количество росписей, которыми по сей день гордится вся Россия. Они являются символом нашей страны и предметом ее гордости. Это Жостовская и Федоскинская и и многое другое.

Гончарный промысел

Как известно, русичи были преимущественно людьми оседлыми и работящими. В обиходе активно использовалась разнообразная глиняная посуда. Поэтому популярным в те времена был такой русский народный промысел - гончарное дело.

Мало кто знает, что изначально этим занимались исключительно женщины. И только значительно позже этот промысел полностью перешел в сильные руки мужчин.

Как правило, занимались этим ремеслом в местах природного скопления глины. Как правило, возле них образовывались деревни и поселения. Секреты гончарного дела передавались из поколения в поколение.

Самыми известными в России округами, которые славились своими мастерами, изготавливающими чудесные изделия из глины стали Новгород, Смоленск, Рязань, Гжель, Вологда и многие-многие другие. Обычно, это были районы, находящиеся вблизи рек и озер.

Из глины делалась не только посуда. Широкое распространения получили различные игрушки, статуэтки, свистки, украшения и предметы интерьера. Яркий тому пример - народные промыслы Гжель. Изначально здесь изготавливались различная керамическая посуда. Сейчас в любой сувенирной лавке России можно найти керамическое изделие с фирменным неповторимым голубым узором.

В Нижегородской области гончарный промысел возник еще в XVI веке. Одним из его центров стало село Богородское. До сих пор там проходит фестиваль мастеров и поклонников этого ремесла.

В центральной части России были широко известны и применялись глиняные изразцы. Такое искусство требовало особого мастерства и выдержки. Глиняными обналичниками украшались дома богатых бояр, а также многие церкви и соборы.

Ткачество и кружевоплетение

Это практически такое же традиционное искусство для России, как и роспись или резьба по дереву. Однако, этот старинный русский народный промысел нес в себе магические функции. Ведь одежда у славян - это не только способ защиты от холода и непогоды, но и хороший способ лишний раз уберечься от любого сглаза, порчей или болезней.

Именно поэтому узор на изделиях русских мастеров так важен. На протяжении уже многих веков он практически не изменился. В то же время это и визитная карточка каждого народа, проживающего на территории России. В них же заложена информация о его развитии, о важных событиях и героях.

Самыми известными стали такие изделия народных промыслов:

  • Предметы царского обихода. В средние века это мастерство очень ценилось и часто в домах богатых бояр и князей можно было увидеть вышитые посольские скатерти, узорные ткани и специальные льняные полотна. Наибольшую известность приобрели мастера Кадашевской слободы и Хамовников Московской области. Также ценились изделия из Черкасово и Брейтово Ярославской области.
  • Пуховые платки . Это изделия, также как матрешка или хохлома, являются визитной карточкой России. Наибольшую известность приобрели Оренбургские пуховые платки. Впервые о них стало известно еще на заре XVIII века. Они делаются из мягкого и теплого козьего пуха, а также шелковых, хлопчато-бумажных и прочих нитей, взятых за основу. Также известны полушерстяные и шерстяные павлово-посадские набивные платки.
  • Кружевоплетение . Впервые этот народный промысел получил распространение в XVII веке. В ручную кружево изготавливается с помощью деревянных палочек-коклюшек. При этом они имеют специальные выемки для нитей. Именно с помощью этих палочек мастерицы плетут нужные узоры. Исконными центрами кружевоплетения на Руси были Вологда, Михайловский район в Рязани, Советский район в Кировской области и Елецкий район в Липецкой области.

Как и многие народные промыслы России, ткачество и кружевоплетение в советский период и сегодня практически не развивается. Осталось довольно мало мастеров, которые могли бы полностью воссоздать технику и узоры по старинным обычаям.

Кузнечное дело

Русь всегда славилась крепкими и здоровыми людьми. Не зря кузнечное дело стало одним из самых почетных и почитаемых ремесел у наших предков. Именно об этих сильных и выносливых людях ходили легенды и составлялись былины, как о гордости народа и его героях.

Железо было известно еще нашим прямым предкам - славянам. И уже в XI веке этот русский народный промысел получил наибольшее распространение. Даже самые крупные княжества располагались именно возле залежей руды и глины.

Обычно кузнецы самостоятельно добывали и обрабатывали металл. При этом сама техника ковки практически не изменялась вплоть до XIX века. Сначала кусок металла разогревался с помощью кузнечного горна, а затем с помощью молота уплотнялся металл и удалялся весь шлак.

Ремесленники изготавливали не только мечи. Они давали людям замки и ключи, топоры и ножи, гвозди и иглы, котлы, гири и многое-многое другое.

Основными центрами кузнечного дела в России стали город Златоуст, который ценился и почитался нашими царями, как оружейная столица, Павловский острог, Сибирь, город Белев и многие-многие другие. Иименно эти места прославили кузнечное дело и навеки включили его в народные промыслы России.

Резьба по дереву и кости

Еще одно древнее, но не до конца забытое ремесло. У нашего народа все имеет свой сакральный смысл. Даже в обычных предметах ежедневного обихода предки старались использовать особенные вещи. Именно для этого и существовали различные народно-прикладные промыслы. Особенно ценились изделия из натуральных материалов: камень, кость или дерево.

Кроме того что из них делали различные предметы быта, художественные поделки и проч., с помощью резьбы украшались фасады зданий, делались скульптуры и т. д.

Особую популярность получили такие народные промыслы:

  • Шемогодская прорезная береста. Это искусство берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли.
  • Варнавинская резьба по кости. Это искусство народных промыслов нижегородских мастеров. Возникла она на основе особой выполняемой по дереву. Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Ведь каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
  • Этот неординарный художественный промысел стал широко известен в XIX веке. С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Кроме этих народных промыслов, Россия богата мастерами, которые могут не просто наносить узоры на камень, кость или дерево. Они как-бы дополняют естественный рисунок материала собственной работой. Именно поэтому эти изделия становятся такими необычными и неповторимыми.

Народные промыслы: игрушки

Главное для любой семьи - это продолжение рода. Именно поэтому детям всегда уделялось особое внимание. За ними следили, их обучали и, конечно же, играли с ними. Для того чтобы занять ребенка, делали специальные поделки: из кожи, ткани, дерева, камня и т. д.

Русские народные промыслы детям:

Перечислять все известные и старинные династии, которые посвятили свое мастерство детям, можно бесконечно. И у каждой игрушки был собственный характер, особенные черты, не свойственные остальным.

Стеклодувное производство

Это одно из самых тяжелых и интересных занятий одновременно. В России стеклодувный промысел появился не так давно - в XVIII веке. Его основателем стал князь Меньшиков. И, несмотря на то что изначально на производство были приглашены иностранцы, впоследствии занятие превратилось в наш национальный русский народный промысел.

Центром стеклодувного производства стал город Клин. Именно там сейчас можно попасть на сказочную выставку елочных игрушек и украшений. Почему именно этот подмосковный городок? Этот край богат залежами ценнейшего для стеклодувов песка - кварцевого, без которого невозможно производство.

Еще одно место, известное на всю страну, это Гусь-Хрустальный. Этот городок обязан своим названием старинной стеклодувной фабрике, основанной в XVIII веке и принадлежащей известным русским предпринимателям Мальцовым.

Сейчас на этом чудесном заводе производят самые разнообразные изделия из этого хрупкого материала. Это фужеры и бокалы, вазы и штофы, а также интересные сувениры и даже предметы интерьера.

Современные выставки народных промыслов

Сейчас главное для многих русских ремесел и мастеров - продолжать развиваться. Популярность - это ключ к успеху. Ведь чем больше людей знает и ценит ремесло, тем лучше, тем больше заказов получают мастера.

Кроме того, изделия народных промыслов помогают новому поколению понять историю и культуру собственной страны. Это не только интересно и познавательно, но и очень весело, особенно для маленьких детей. Ведь практически в каждом нашем изделии используются яркие краски, смешные рисунки с забавными персонажами.

Как правило, местах, где сосредоточено производство тех или иных поделок проводятся ежегодные ярмарки-выставки. Именно сюда мастера приносят свои лучшие изделия для демонстрации и продажи.

Наиболее известные и интересные сегодня ярмарки:

  • Выставка народных промыслов «Ладья». Она проходит в Нижнем Новгороде каждый год. Здесь представлены художественные промыслы не только местных мастеров, но и лучших умельцев России. Проходит это мероприятие в середине декабря.
  • Этномир - мастера и ремесла. Проходит эта выставка в Калужской области в сентябре. На ней собираются лучшие мастера России и мира. В рамках данного фестиваля также проводятся очень интересные и познавательные мастер-классы для всех желающих.

Соловецкая ярмарка ремесел. Это ежегодное событие в Архангельской области посещают мастера из Ярославля, Архангельска, Мурманска, Нижнего Новгорода и других мастеровых городов и сел. Особенно ценятся посетителями народные промыслы - хохлома, игрушки и гжель.

Кроме данных ярмарок, есть еще множество других, которые собирают огромное количество людей и способствуют возрождению уже давно забытых народных ремесел.

Ножевой промысел

Художественная обработка металла была распространена практически по всей территории России. И в разных районах появились целые центры производства ножей, посуды, разнообразных столовых приборов.

Особенно славились своим умением нижегородские мастера. Центром художественного металлического промысла стала Павловская слобода. Первое напоминание о нем возникло еще в XVI веке. Затем это искусство народных промыслов перекинулось на другие районы и области. Например, это село Ворсма. Искусство и умения здешних мастеров были известны далеко за пределами России. В годы СССР это место стало официальной столицей «Ножевого промысла».

Русские ножи и столовые приборы были украшены самыми разнообразными материалами: от кости до перламутра и яшмы. На них выводилась особая гравировка, которая служила не только украшением, но и своеобразным производственным клеймом.

Одними из известнейших домов, которые сделали эти народно-прикладные промыслы семейным делом и передавали технологии и секреты мастерства от отца к сыновьям, стали Птицыны, Завьяловы и Бирютины. Их изделия произвели огромное впечатление на ярмарках-выставках в Филадельфии, Лондоне, Берлине и Париже.

Ювелирное дело на Руси

Это один из самых ценных и востребованных народных промыслов нашего народа. До сих пор изделия древних русских мастеров поражают ум и воображения посетителей и экспертов многочисленных музеев и выставок. Ювелирное дело примечательно тем, что в его основе лежат многие художественные ремесла и народные промыслы. Это ковка, резьба, роспись и многое-многое другое.

Ювелирные украшения сопровождали русского человека от рождения до самой смерти. Даже на младенца одевали какие-либо бусы, а девочкам прокалывали уши в возрасте 6-8 лет. Мальчикам, как правило, полагалась одна серьга. Помимо этих украшений, в народе были популярны разнообразнейшие браслеты, перстни и драгоценные кольца, застежки и прочее. Самым распространенным материалам на Руси было золото, серебро и жемчуг. Позже, в период развития активных торговых отношений, появились рубины, изумруды, сапфиры и гранаты.

Несмотря на то, что российскими княжескими домами довольно часто приглашались именно иностранные мастера, на Руси было множество собственных героев. Это Гаврила Овдокимов, который делал крышку раки для погибшего цесаревича Дмитрия, московские мастера Иван Попов, Третьяк Пестриков и Афанасий Степанов.

Центрами ювелирного ремесла стали центральные регионы, породившие народные промыслы - гжель, художественная ковка и роспись и т.д., Нижний Новгород, Великий Устюг и многие другие.

Народные художественные ремёсла и промыслы

Народные художественные ремёсла и промыслы , представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Использование местного природного сырья и материалов, изготовление бытовых вещей ручным способом (ручного труда) составляют основу этих видов производства. Эстетические свойства изготовляемых вещей (прялок, коробов, глиняной и деревянной посуды, одежды, украшений) заключены в выявленной мастером красоте поделочного материала — цвете, фактуре, пластических качествах, с учётом которых создается форма изделия, всегда точно отвечающая назначению вещи. Орнамент (геометрический, растительный, изобразительный), истоки которого связаны с древними мифологическими представлениями и развитием художественного мышления, усиливает эстетические свойства предметов. Мастерство в изготовлении предметов определяется преемственностью художественно-технологических традиций. Следование традиции и одновременно её творческое воспроизведение мастером сообщает каждому изделию узнаваемость, и вместе с тем, неповторимость.
Художественно-стилистические особенности изделий народных ремёсел и промыслов складывались на основе традиций национальных культур, получивших в каждом регионе свои отличительные особенности. Являясь хранителем глубинных мировоззренческих и художественных традиций, народное прикладное искусство на протяжении веков вбирало в себя элементы древнерусского искусства, традиции городской культуры XVII-XX вв., что позволяло ему всегда оставаться искусством современным. И сегодня художественные ремёсла и промыслы представляют искусство живое, развивающееся, составляя неотъемлемую часть современной культуры.
Для традиционных ремёсел и промыслов важно обозначение места их исконного происхождения с указанием основных видов изготовляемых изделий. Основными принципами выделения народных ремесел и промыслов являются:
. длительность их бытования;
. сложившиеся и ставшие традиционными технологии производства, основывающиеся на ручном труде;
. традиционные виды изделий и способы их декоративного оформления.
Многие из народных ремёсел и промыслов перешли в разряд «утраченного наследия», т. е. прекратили свое существование, но оставили заметный след в национальной художественной культуре; многие же художественные промыслы представляют живую традиционную культуру.
Сельские ремёсла, преимущественно из разряда «утраченного наследия», имели широкий ареал распространения. К этим ремеслам относятся вышивка, художественное ткачество, бытовавшие в рамках домашнего ремесла, гончарство, плетение из лозы и пр.
Художественные промыслы — это сугубо товарные производства, специализирующиеся на изготовлении какого-то одного или нескольких видов изделий. Большинство художественных промыслов формировалось в небольших городах и крупных сёлах, расположенных вблизи ярмарок и торговых трактов. Крупными ремесленными центрами были Москва, Санкт-Петербург и ряд других больших городов. Происхождение многих промыслов относится к XVII-XIX вв. Значительное развитие получили художественные промыслы в 1930-1970-е гг. Именно в это время получили развитие, ставшие всемирно известными, лаковая миниатюра, вышивальные и ткацкие производства. История художественных промыслов, включая современный период, показывает значительность этого вида культурного наследия, богатство и разнообразие производственных и художественных ремесленных традиций.
Классификация традиционных народных ремёсел и промыслов обычно проводится с учетом используемых в производстве поделочных материалов. На этой основе выделяются:
. изделия из твёрдых материалов (дерево, береста, лоза);
. керамика, фаянс, фарфор, стекло;
. металл, камень, кость;
. изделия из мягких материалов — пряденого льна, шерсти;
. изделия из меха и кожи животных.
Дальнейшая классификация учитывает техники изготовления изделий (вышивка, кружево, ткачество, вязание и т. п.).
Тип промыслового производства (семейные мастерские, артели, товарищества, фабрики, художественные мастерские и пр.) и его официальное название не имеют определяющего значения, поскольку только на протяжении XX в. они часто менялись. Тенденции, наметившиеся в последние десятилетия, определяются превалированием форм мелкотоварного производства, производством изделий сувенирного характера, развитием художественных ремёсел и промыслов в крупных городах, возрождением традиций художественного мастерства городскими мастерами, развитием индивидуального творчества мастеров-художников.
Неравномерность бытования традиционных художественных промыслов отмечается во все периоды их существования. Это положение сохраняется и в последние десятилетия: традиционные художественные производства сосредоточены в Европейской части России, в ее центральной части.
Изделия традиционных народных ремёсел и промыслов, ярко представляя культурное наследие народов России, широко представлены в коллекциях российских музеев. Наиболее значительные коллекции собраны Государственным Русским музеем, Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург), Государственным историческим музеем, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Музеем народного искусства имени С. Т. Морозова, Государственным художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником «Коломенское» (г. Москва), Сергиево-Посадским историко-художественным музеем-заповедником, Историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево» (Московская область), Государственным Ростово-Ярославским архитектурно-художественным музеем-заповедником (Ярославская область), Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (Владимирская область), Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником, Псковским государственным объединённым историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Костромским объединённым историко-архитектурным музеем-заповедником «Ипатьевский монастырь», Государственным музеем-заповедником Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (Вологодская область), Архангельским государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера» (Архангельская область), Государственным музеем палехского искусства (Ивановская область), Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи» (Республика Карелия) и другими республиканскими и областными музеями России.

Художественная обработка дерева, бересты, лозы.
Деревообрабатывающие художественные промыслы отличаются разнообразием техники выполнения изделий и нанесения декора, а также художественных стилистических традиций. В художественном оформлении изделий ведущими техниками остаются различные виды декоративной резьбы и росписи. В геометрическом, растительном, изобразительном орнаменте переданы особенности национальных художественных традиций. Таковы русские прялки, расписные туеса, деревянные ковши, неповторимые в своей пластике, поставцы, чаши, ложки и др. Яркими чертами национального искусства отмечены якутские чороны (кубки для кумыса), дагестанские блюда и чарки, украшенные металлической насечкой, лаковая расписная посуда Башкирии.
К основным видам ремесленных и промысловых изделий относятся: прялки, перешедшие в разряд «утраченное наследие», наиболее ярко передающие многообразие локальных стилистических традиций; деревянная посуда (поставцы, ковши, миски, ложки, чарки и другие), составлявшая основу производства большинства сельских промыслов и сохранившая как ведущий ассортимент на многих современных промыслах (например, в нижегородских промыслах — «хохлома»). Изготовление бытовой утвари — сундуков, шкатулок, мебели, изделий из бересты, луба, щепы (туеса, корзины, короба) — также было широко распространено в различных регионах России и продолжает бытовать до сих пор в ряде мест. К числу самобытных промыслов относится изготовление деревянной игрушки, которая, как и встарь, выполняется плотницкими инструментами или токарным способом. С конца XIX в. расписная матрёшка прочно заняла свое место в ряде деревообрабатывающих промыслов.

Промыслы, получившие название «художественные лаки» — это лаковые шкатулки из папье-маше широко известных живописных центров — Федоскино (Московская область), Мстёра (Владимирская область), Палех (Ивановская область), Холуй (Ивановская область).
В 1970-х гг., в связи с усилившимся интересом к народному искусству, во многих областях стали создаваться художественные производства — промыслы, которые, используя местные традиции художественной обработки дерева, стали изготовлять шкатулки с резьбой и росписью, декоративные панно, матрёшки, различные сувениры. Таковы промыслы Кировской, Вологодской, Архангельской и других областей; промысловые деревообрабатывающие производства в Республике Карелия, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Республике Башкортостан. Отношение к традициям народного художественного ремесла как культурному наследию определяет основы творчества современных мастеров.

Керамика, фаянс, фарфор, стекло — ремёсла и промыслы, использующие близкое по составу природное сырьё — глины и минеральные вещества, пригодные для изготовления гончарных, фаянсовых, фарфоровых и стеклянных изделий.
Гончарное производство — изготовление бытовых изделий из глины — одно из древнейших. В Древней Руси во множестве изготовляли гончарную посуду, цветные керамические плитки. C XVII в. в городах получает развитие производство изразцов — «утраченное наследие» — керамических глазурованных плиток для облицовки печей, наружных стен храмов и дворцов.
Изготовление гончарной посуды (корчаг, кринок, кувшинов, мисок, бутылей, кружек) издавна составляло едва ли не самые распространённые промыслы в России.

Гончарные промыслы концентрировались в местах, богатых залежами глины, преимущественно в сёлах. Часто изготовлением гончарной посуды были заняты целые волости, как, например, в Тверской области. Технология изготовления гончарной посуды на протяжении веков почти не менялась. Мастера применяли ручной или ножной гончарный круг, на котором формовали изделие, то есть вытягивали форму, далее изделие подсушивалось и обжигалось в специальных печах. Пластичность и соразмерность форм крестьянской посуды делают даже самую простую кринку или горшок эстетически значимым предметом. Различные свойства глин, локальные технологические и художественно-стилистические особенности обусловили многообразие форм и приемов декорирования (лощение, рельефные узоры, цветные поливы, ангобная роспись и прочие). Современные гончарные производства продолжают традиции народных гончарных промыслов.

Рядом с гончарной посудой во многих сельских промыслах изготовлялась глиняная игрушка . В ряде областей с середины XX в. изготовление игрушки выделилось в самостоятельные промыслы и было перенесено в ближайшие города, сохранив в названии место своего происхождения (г. Вятка — дымковская игрушка, г. Одоев — хлудневская игрушка, г. Орёл — плешковская игрушка). Декоративные свойства глиняной игрушки, неповторимость образов, пластических форм, особенностей росписи в каждом из промыслов делают её ценным художественным наследием. Ярко выраженной национальной спецификой обладают гончарные изделия Дагестана (с. Балхар) — тонкостенные узкогорлые сосуды с ангобной росписью и лепная многофигурная игрушка, рассказывающая о жизни аула.
С XVIII в. в России появляется майоликовая посуда — толстостенные изделия из цветных глин, покрытые белой эмалью и расписанные окислами металлов. Одним из наиболее известных центров по производству майоликовой посуды стали сельские промыслы недалеко от Москвы, получившие общее название «Гжель». С начала XIX в. здесь стали изготовлять фарфоровую расписную посуду, и XIX в. гжельские промыслы становятся одним из главных центров отечественного производства фарфоровой и фаянсовой посуды, не утратившей традиционных форм и приёмов росписи до настоящего времени. Традиции отечественного керамического и фарфорового производства продолжает ряд художественных предприятий в

Московской, Тверской и других областях, на уральских заводах керамических изделий в городах Сысерть и Невьянск (Свердловская область.)
Изготовление художественного стекла в России также имеет глубинные истоки. Стеклянную посуду делали в Древней Руси. Наибольшего расцвета производство художественных изделий из стекла получило в XVIII-XIX вв. на частных стекольных заводах, вокруг которых возникали мелкие крестьянские производства, выпускавшие посуду, игрушку, пуговицы и прочие изделия. Современные предприятия художественного стекла сохраняют и продолжают традиции русского стеклоделия.

Художественная обработка металла, камня, кости.
Обработка металла стала основой для возникновения широкого круга художественных ремёсел. Множество техник и приемов использовалось для создания разнообразных изделий — от архитектурно-декоративных до ювелирных. Художественные промыслы закрепили традиционные способы художественной обработки различных металлов, как простых, так и драгоценных.
К наиболее древним видам обработки металла относится художественное литьё. Русские традиции этого вида искусства формировались в пушечном и колокольном литье. Позже литьё из бронзы, чугуна, меди, серебра становилось основой изготовления скульптуры и икон, решёток и подсвечников, часов и украшений, ваз и мебели. Уникальным промыслом стала каслинская скульптура из чугуна.

В кузнечном деле зародились такие художественные техники, как ковка, чеканка, просечка по железу, которые служили и для украшения архитектурных сооружений и для создания многообразных бытовых предметов. Наиболее выразительные приёмы художественной обработки металла использовались в украшении парадного оружия, в слесарных изделиях — фигурных замках, столовых приборах.
Большим искусством стала декоративная роспись по металлу, которую представляют знаменитые жостовские подносы, нижнетагильские сундуки.
Сферой применения самых совершенных приёмов обработки металла является ювелирное искусство. Тонкие способы литья и чеканки в русских ювелирных промыслах дополняются техниками декорирования, среди которых гравировка, чернение, скань, эмаль и др.
В русской культуре цветной поделочный камень нашёл широчайшее применение благодаря природной декоративности, разнообразию расцветок и узоров. Начиная с XVIII в. из твердого камня (агат, яшма, родонит, нефрит, лазурит, малахит) создавались детали убранства интерьера, мебели. Одними из самых знаменитых изделий из твердого камня в конце XVIII — первой половине XIX вв. стали декоративные вазы. Поделочные камни использовались в ювелирных украшениях. Вокруг первых камнерезных заводов на Урале и Алтае возникли мелкие кустарные мастерские, изготовлявшие небольшие предметы для интерьера, ювелирные изделия.

Начало художественной обработки мягкого камня относится к XIX в. Он более широко использовался в народном искусстве благодаря простоте обработки. Промыслы возникали близ месторождений мягкого камня. Скульптура и декоративные изделия из алебастра, талькохлорита, селенита, кальцита изготовлялись на Урале в Пермском крае и Свердловской области, в Нижегородской области, Краснодарском крае, на Северном Кавказе. Национальная культура обработки камня проявилась в бурятском искусстве. В Республике Тыва уникальный местный камень агальматолит стал основой развития миниатюрной анималистической скульптуры.
Художественная обработка кости складывалась на основе глубоких ремесленных традиций. Основными приемами являются ажурная и рельефная резьба, гравировка, которые сочетаются с природными качествами самого материала, цветом и блеском полированной поверхности. В традиционных косторезных промыслах используются клык моржа, ископаемая кость мамонта, зуб кашалота, цевка (животная кость). Русские традиции этого вида искусства представляет холмогорская резьба, известная с XVII в. В XIX в. возник тобольский промысел, где развивалась скульптурная резьба из мамонтовой кости. Чукотский косторезный промысел с центром в посёлке Уэлен основан на древних культурных традициях эскимосов и чукчей. Здесь создаётся гравюра на моржовых клыках и скульптурная резьба. Искусство обработки кости характерно также для Республики Саха (Якутия) и г. Магадана.

Вышивка, кружево, набойка.
Искусство украшения тканей вышивкой в России было развито повсеместно: вышивали в деревнях и городах, помещичьих усадьбах и в монастырях. Вышивали шёлком, золочёными и серебряными нитками, жемчугом и бисером. Вышивкой украшали княжеские одежды и церковные облачения, пелены, крестьянские рубахи, головные уборы, полотенца и другие предметы домашнего обихода. Вышивку, как никакое другое искусство, отличает многообразие техник нанесения узоров и орнаментальных мотивов (геометрических, растительных, изобразительных), в которых отражены древнейшие мифологические представления, связанные с образом Матери-Земли, Мирового древа, и передана красота окружающего мира. Вышивка каждого региона неповторима. Сложные орнаментальные вышивки Русского Севера и Карелии, выполненные счётными швами, белоснежные строчевые узоры Новгородской области, ажурные вышивки Ярославля и Твери, многоцветная геометрическая вышивка Рязани, яркая цветная перевить Калужской, Тульской, Смоленской областей, мелкоузорная вышивка чёрным по белому Воронежской и Белгородской областей, изысканная геометрическая вышивка народов Поволжья — всё это определяет уникальность народной вышивки, как части культурного наследия России.

Особую славу русскому вышивальному искусству создала золотая вышивка (золотое шитьё). Русские монастыри были главными хранителями традиций этого искусства. Шитые золотом пелены и плащеницы XVI-XVII вв. показывают, что это искусство по художественной значимости не уступало произведениям русских иконописцев. Эти традиции были сохранены крестьянским искусством в украшении головных уборов и платков.
Многообразные традиции народной вышивки были сохранены и творчески переосмыслены художественными промыслами, созданными в 1930-1960-е гг. Особую известность получили вышивальные промыслы во Мстёре (Владимирская область), на многочисленных вышивальных предприятиях Ивановской и Нижегородской областей, на Тарусской фабрике художественной вышивки, возродившей «цветную перевить», на Крестецкой фабрике (Новгородская область). Бережно сохраняют традиции золотошвейного искусства вышивальщицы г. Торжка. На вышивальных промыслах Поволжья в современных видах изделий присутствуют традиционная вышивка марийцев, татар, чувашей.
Кружево , плетённое из золотых и серебряных ниток, появилось в России не раньше XVII в. Для украшения парадных одежд знати использовали привозное кружево. В XVIII в. в богатых усадьбах появляются первые кружевные мастерские, где крепостные мастерицы плели тончайшее кружево, подчас не уступающее западноевропейским образцам. В конце XVIII - начале XIX вв. кружево из шёлка, золотых и серебряных ниток плели в городах Торжок, Галич и других. К середине XIX в. в России насчитывалось уже 12 центров кружевоплетения в городах: Калязин, Ростов, Рязань, Торжок, Серпухов, Белёв. Постепенно кружево становится принадлежностью не только знати, но и богатых горожанок, а затем стало использоваться и в украшении праздничного крестьянского костюма. После реформы 1861 г. появляются кружевные промыслы. Русские мастерицы, освоив опыт монастырских и помещичьих мастерских, смогли создать кружево, которое характером орнамента, своей декоративностью отвечало традиционным эстетическим представлениям. Кроме того, кружевные изделия народных промыслов учитывали особенности костюма — крестьянского или городского, его сословную принадлежность. Русское кружево чрезвычайно многообразно: его плели из льняных, хлопчатобумажных и шелковых ниток, оно было одноцветным и многоцветным, мерным и штучным. В каждом из промыслов сложились свои традиции в использовании тех или иных приёмов, их сочетаний, типовые мотивы и композиции. Кружево плетут коклюшками — деревянными палочками для намотки нитей. На специальные туго набитые подушки-валики накалываются рисунки (сколки), перевивая нитями булавки, мастерицы выплетают узоры. Наибольшую известность получили кружевные промыслы в городах Михайлов (Рязанская область), Елец (Липецкая область), Советск (Кировская область), Вологда. Возрождаются и другие кружевные центры (г. Кириши, Ленинградская область).
Набойка — ещё один способ украшения тканей. Узор на ткань наносится с помощью специальных печатных досок, на которых вырезается орнамент или вбиваются металлические пластины с рельефным узором. Ткани с печатными рисунками широко использовались в оформлении крестьянских платков и шалей, сарафанов, салфеток, скатертей. Из набивных тканей изготовляли знамёна, занавеси, кафтаны. Изначально в набойке применялись природные красители, по мере появления разнообразных химических красителей искусство набойки обретало всё большую цветность, более разнообразными становились орнаменты. Традиции русской набойки ярко представлены платками и шалями, которые выпускаются в городе Павловский Посад (Московская область).

Мех пушных животных (соболя, куницы, лисы, бобра) издавна использовался как драгоценная отделка одежды. В районах проживания народов Севера, где оленеводство или добыча морского зверя составляют традиционные виды хозяйственной деятельности, обработка шкур животных, изготовление из меха оленя, кожи и меха морских животных одежды, сумок, бытовой утвари ярко представляют национальные художественные ремёсла. Эти изделия, изготовляющиеся по традиционным технологиям, передают всё многообразие культур многочисленных народов Севера и Сибири, что проявляется в особенностях кроя одежды, головных уборов и обуви, в своеобразии орнамента, декорировании изделий мозаикой, аппликацией, цветным бисером, вышивкой.
Художественное ткачество.
Узорное ткачество — древнее самобытное искусство — вплоть до XX в. было широко распространено в крестьянском быту. Узорные ткани домашнего изготовления применялись для шитья и украшения одежды, в числе которой были сарафаны, юбки-поневы, рубахи, передники, шушпаны и др. Дополняли костюмы узорные тканые пояса. Ткали также изделия, предназначавшиеся для убранства крестьянской избы — полотенца, скатерти, дорожки и половики.
Эстетические свойства ручного узорного ткачества основываются на широком разнообразии элементов геометрического орнамента с хорошо выраженным ритмом и симметрией, на цветовом решении и фактуре используемых материалов (льна, конопли, шерсти, хлопка). Для русских крестьянских тканей характерна звучная цветовая гамма, основанная на традиционном сочетании красного с белым. Ткачество северных районов более сдержано по цвету; южнорусскому ткачеству присуще многоцветье, яркость красок.
В русском народном ткачестве издавна сложились разновидности техники ткачества, основанные на особенностях технических приемов исполнения. К наиболее древним относится техника закладного ткачества, позволяющая выполнять разнообразные многоцветные геометрические узоры, которые получаются двусторонними, без изнанки. Браное ткачество, известное ещё в домонгольской Руси, оставалось самой распространённой техникой и в XIX в. Его разновидностями были выборное и переборное ткачество. На Русском Севере, в Карелии, Новгородской, Вологодской областях была распространена техника ажурного ткачества.
Наименее трудоёмкой является ремизная техника, и в народном ткачестве существует множество её разновидностей. Эта техника постепенно вытесняла более трудоемкие способы ручного ткачества. Узорное ткачество в XIX - начале XX вв. было широко развито в крестьянских районах северных, центральных и южных областей России. В каждой области, порой в каждом районе, существовали локальные центры ручного ткачества со своими своеобразными чертами. Хотя в сельский обиход всё шире входили ткани фабричного изготовления, вытеснявшие ручные изделия, домашние ткани бытовали в крестьянской среде вплоть до 1950-х гг.
В 1930-1940-х гг. в крупнейших центрах распространения этого художественного ремесла были организованы артели, впоследствии преобразованные в фабрики. На протяжении 1930-1980 гг. велась работа по возрождению и поддержке местных форм ручного узорного ткачества в Рязанской, Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Воронежской и других областях, в Удмуртской Республике, Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Карелия. Народные мастера и художники промыслов на основе традиций народного искусства смогли создать новые виды изделий (портьеры, декоративные покрывала, накидки, салфетки и скатерти) для украшения современного интерьера. Сегодня традиции народного ткачества в современных декоративных изделиях особенно ярко представлены изделиями Череповецкой фабрики (Вологодская область), фабрики в г. Шахунья (Нижегородская область).

Ручное ковроткачество.

Русский безворсовый ковер

Искусство ковроткачества на территории России раньше всего возникло на Кавказе. Республика Дагестан представляет собой один из всемирно известных исторических центров ковроделия. В каждом районе республики сложились свои типы ковров, различающиеся и по технике исполнения, и по колориту. Традиционные безворсовые ковры изготовляют в северных и центральных районах республики. На юге вырабатываются знаменитые дагестанские ворсовые ковры, рисунки которых отражают длительную историю развития этого искусства.
Изготовление безворсовых ковров является традиционным для народного искусства башкир. Эти ковры были необходимой принадлежностью кочевого быта вплоть до XX в. и широко применялись в национальном башкирском жилище.
Русское ковроткачество имеет менее долгую историю. Развитие русского ковроделия было связано с ямским промыслом. Дешёвые безворсовые и махровые ковры служили для покрытия сидений в санях и возках, использовались как попоны для лошадей. Тёплые санные ковры с длинным ворсом для дальних зимних поездок изготовляли в сёлах близ больших сибирских трактов.
Со второй половины XIX в. народное ковроделие активно развивается в двух основных районах — в южнорусском и западносибирском. Центром безворсового ковроткачества стала Курская губерния. Ворсовое ковроделие стало развиваться в Западной Сибири, на Урале.

Вязание и пуховязание.
Вязание предметов одежды и обуви из шерстяной нити развивалось прежде всего в местах разведения овец и коз. Жители северных и центральных районов России вязали на спицах и крючком рукавицы, чулки, онучи, шарфы и шапки. В технике вязания утверждались декоративные приёмы, например, узорная и ажурная вязка, использование окрашенных нитей. Яркой декоративностью отличаются цветные узорные варежки мастериц Архангельской области, чулки и носки вязальщиц из районов Республики Коми.

Неповторимыми образцами народного творчества остаются также вязанные из козьего пуха платки. Изготовление знаменитых оренбургских ажурных платков сложилось как промысел в XVIII в. Пуховые платки вяжут также в богатых сырьем Тамбовской и Пензенской областях, в Краснодарском крае.

Народные промыслы России

На вопрос о русских народных художественных промыслах у советского человека всегда был готов ответ: матрешки там, хохлома, палех, это вот всё. В СССР к началу 30-х годов сложилась интересная ситуация с декоративно-прикладным искусством. Дворянские и купеческие усадьбы сожгли и разграбили еще в революцию. Что из вещей уцелело — отнесли в музеи или продали за границу.

Крестьянские артели, занимающиеся художественными промыслами, прекратили свою деятельность по причине сворачивания НЭПа. Поняв, что русская культура в области декоративно-прикладного искусства фактически прекратила свое существование, власти начали спешно «возрождать» художественные промыслы посредством создания государственных предприятий, чтобы было что продавать и дарить иностранцам в качестве сувениров.

Там, где традиционная методика производства была утеряна или оказывалась слишком сложной, придумывали упрощенный советский способ. До войны успели возродить не все. К примеру, Гжель начали «возрождать» уже после войны и потому современная техника производства Гжели не имеет к дореволюционной технике вообще никакого отношения.

Гжель

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский ». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Палех

В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года — Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Палехские шкатулки появились в 20-е годы, когда знаменитые палехские иконописцы остались без заказов на иконы и, чтобы прокормить себя, вынуждены были придумывать новое применение своим способностям.

Хохлома́

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.. Любопытный факт — после революции традиционно кустарная Хохлома организованно развивалось на основе школы росписи, открытой в 1916 году в городе Семенове Георгием Петровичем Матвеевым. Матвеев — заметный революционер, член РСДРП, которому в свое время покровительствовали Максим Горький и известный промышленник — старообрядец Дмитрий Васильевич Сироткин.

Самовары

В России родиной самоваров считают Тулу, однако, исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-ти фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году.

Появилась даже особая Суксунская форма самовара - в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. В конце 19 века на заводе и местными кустарями производилось до 60 000 самоваров в год.

Суксунские самовары, производящиеся кустарным способом, представляли собой настоящие произведения искусства. Они были столь хороши, что ценились знатоками выше тульских самоваров и продавались на базарах за баснословные деньги.

Финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помошью множества красок. Однако, в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 70-е годы XX в. началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.