Скульптурный портрет писца каи. Изобразительное искусство и музыка древнего египта

Особое сословие в Древнем Египте, писцы - это весьма уважаемые люди, отличавшиеся образованностью, умением понимать сложнейшую письменность - иероглифы. Именно в их обязанности входило ведение учета всего, от возведения величественных монументов до сбора налогов. Познакомимся с тем, что представляли собой писцы.

Определение

Древний Египет - одно из самых интересных государств прошлых эпох, многие тайны которого не разгаданы по сей день. Однако ученым удалось узнать немало о том, что представляло собой общество страны пирамид. Писцы - это одно из сословий классовой структуры Египта, в их обязанности входило не только письмо и чтение уже написанных текстов, но и ведение всех видов учета. Во многом благодаря работе этих образованных мужчин (реже - женщин) до нас дошли папирусные свитки, позволяющие понять особенности жизни загадочной цивилизации.

Данная профессия пользовалась уважением, писцы не были обязаны оплачивать налоги, не служили в армии, считались частью двора самого фараона, что было весьма престижно.

Писец на востоке именовался также гарпедонаптом или иерограмматеем.

Род деятельности

Рассмотрим, чем занимались писцы:

  • Записывали указы царя.
  • Вели учет сбора налогов.
  • Проводили перепись населения.
  • Занимались переписыванием древних текстов.
  • Выполняли функции хранителей библиотек.
  • Были секретарями.
  • Занимались учетом урожая, животных, продовольствия, составляли подробные реестры.

Также к обязанностям писцов относилась запись историй, услышанных от чужеземцев. Часто именно к писцам обращались люди, которые писать не умели, чтобы составить прошение. Такие услуги оказывались за дополнительную плату.

Особенности должности

Мы узнали, что писцы - это весьма уважаемые люди, представители египетской знати. Выделим ряд особенностей этого рода занятий:

  • Звание не переходило по наследству. Чтобы стать писцом, необходимо было долго и хорошо учиться. Однако сыновья писцов имели больше шансов, поскольку с детства получали необходимое образование и готовились занять место рядом с отцом.
  • Женщины могли занять эту престижную должность, но до нас дошло мало сведений о писцах женского пола.
  • Боги - покровители писцов - это Тот, божество мудрости (часто изображался с головой ибиса или павиана) и Сешат - покровительница письма и письменности.
  • Должность настолько высоко ценилась в Древнем Египте, что у слова «писец» был собственный иероглиф: инструмент для письма, палетка.

Должность существовала со времен Древнего царства и во все времена играла ключевую роль в истории страны пирамид.

Описание писца

До наших дней дошел папирус, который дает представление о том, как выглядел и вел себя идеальный писец:

  • Он был хорошо одет.
  • Трудолюбив и ответственен, работа не утомляет его.
  • Может умело руководить действиями других.
  • Пользуется почетом и уважением.

Он не занимался изнурительной физической работой и мог позволить себе хорошо питаться. Некоторые очень грамотные представители сословия владели древними языками.

Изображение писцов в искусстве

Искусство древних египтян было построено на четком соблюдении канонов, поэтому нет ничего удивительного, что прослеживается четкая тенденция изображения писцов:

  • Скульптуры этих грамотных людей сидят.
  • Ноги их скрещены.
  • На коленях находится свиток папируса.

К числу наиболее известных творений мастеров страны пирамид следует отнести 53-сантиметровую статую писца Каи, выполненную из известняка и покрытую краской. Появление этой скульптуры датируется примерно 2500 годом до н. э. Сейчас она хранится в Лувре. Особенности статуи таковы:

  • Типичная для писца поза: сидя с поджатыми ногами.
  • Для инкрустации глаз использовался горный хрусталь и черное дерево.
  • Автор старался передать портретное сходство, при этом взгляд черных глаз писца получился острым и внимательным.
  • Губы статуи крепко сжаты.

Известен факт: при обнаружении скульптуры Каи рабочие испытали подлинный ужас, ведь из-за острого взгляда и царящей в гробнице полутьмы им показалось, что они увидели живого человека.

Специфика образования в Древнем Египте

Возможность получать знания в стране пирамид была доступна не всем, только дети вельмож и знати, приближенных фараона, имели возможность получать образование. Дети же ремесленников и крестьян с детства помогали своим родителям и, как правило, продолжали их судьбу. Однако различия полов еще не было: знатные мальчики и девочки имели равные права.

Ключевой целью обучения была подготовка к профессии, присущей членам семьи ученика. Так, ребенок из семьи воина чаще всего постигал основы военного дела. Так же и писцы - должность по наследству не передавалась, но дети этих мудрых и образованных людей с детства изучали иероглифическое письмо и математику.

В эпоху Древнего царства школы писцов еще не появились, знания передавались от отца к сыну. Если же родной ребенок был неспособен к обучению, писец мог выбрать себе ученика. Позднее были образованы специализированные заведения, где проводилась подготовка детей.

Где учились писцы

Обучение проводилось в Школах писцов, которые находились при царском или вельможном дворе или при храме. Как проходила подготовка?

  • Учеников заставляли несколько раз переписывать тексты, многие из которых расписывали прелести профессии писца.
  • Решать математические задачи.
  • Заниматься музыкой и географией, медициной и астрономией.

Возраст учеников, приступающих к получению знаний, составлял 5 лет.

Уроки проводились длительное время, ученики постигали азы с раннего утра до позднего вечера. Недобросовестные и ленивые подвергались суровым наказаниям. В одном из дошедших до нас текстов указывается, что нерадивого ученика могли наказать плетью из шкуры гиппопотама.

Специфика образования

Окончившие школу писцов обладали широким перечнем знаний, необходимым для их дальнейшей деятельности:

  • Знали не менее 700 иероглифов.
  • Умели не только красиво писать и читать, но оформлять деловые документы.
  • Знали светский стиль (он помогал работать с бумагами) и уставный (использовался в религиозных текстах).

Обучение велось последовательно: сначала ученики заучивали сами иероглифы и их значение, затем учились грамотно формулировать мысли. Наконец, постигали основы красноречия. Чтобы стать писцами, ученики с раннего детства были обязаны отказаться от многих развлечений и все свободное время посвящать обучению.

После окончания школы писцу необходимо было найти себе хорошее место. Сохранившийся текст советует этим молодым людям действовать так: не перечить своему начальнику, соглашаться с ним во всем. Только так можно добиться стабильности, высокого дохода и положения в обществе.

Как и чем они работали

До наших дней дошли некоторые сведения, позволяющие разобраться, в Египте и как они работали:

  • Писать им приходилось на листах папируса.
  • Работа велась при помощи тростниковой кисточки.
  • Была известна не только черная, но и красная, голубая и зеленая краски. Для их изготовления использовались уголь, охра и разведенные водой измельченные минералы.
  • Еще необходимые атрибуты писца - небольшая деревянная чашечка, в которую наливали воду, и дощечка с углублениями, в которых помещались краски.

Известно, что чаще всего писцы использовали черный цвет, красным выделялись только главные фразы.

Роль и значение

Писцы представляли собой образованное сословие Древнего Египта, именно благодаря их труду удавалось сохранять знания и передавать их следующему поколению. Для нас их работа особенно важна, поскольку именно папирусы дают исследователям ценный материал, позволяющий понять, как жили представители древнейшей цивилизации. Наконец, эти образованные служители фараонов записывали указы, занимались учетом, то есть играли важнейшую роль в развитии страны и управлении ею. Нередко они трудились в библиотеках, переписывали древнейшие документы, помогая сохранить их для потомков.

Итак, писцы - это особая категория жителей страны пирамид, которая пользовалась почетом и уважением. Стать одним из писцов мечтали многие, но получить образование и постичь науку иероглифического письма удавалось единицам. Древние египтяне ценили своих писцов, именно поэтому до нас дошли и имена многих из них, и подробное описание системы преподавания.

Страница 5 из 17

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ

Как египетские скульпторы дарили бессмертие?

По представлениям древних египтян, человек, пройдя земной путь, воскресает для вечной жизни в потустороннем мире - Дуате. В момент смерти его покидает жизненная сила Ба. Но если тело сохранить нетленным, Ба возвратится в него.
Поэтому египтяне бальзамировали тела умерших, превращали их в мумии и строили прочные гробницы с погребальными камерами, в которые было трудно попасть.
Если в гробницу проникнут грабители и уничтожат мумию, Ба лишится своего тела. Чтобы человек воскрес, даже если пропадет мумия, египтяне оставляли в гробнице его вечное подобие - статую из камня. Она была точным портретом умершего (иначе Ба может ошибиться и не узнать «свою» статую), да к тому же на статуе непременно писали его имя. И потому что человек обретал бессмертие благодаря скульптору, его называли санх, то есть творящий жизнь.

В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Они раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах, черные короткие волосы, у Нофрет - более светлая кожа, белое облегающее платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая диадема, на шее - цветное ожерелье.
Знаменитую статую царского писца Каи археологи нашли в одной из гробниц. Когда первый луч солнца проник в ее вековой мрак, оттуда сверкнули два словно живых глаза. Ученые установили, что глаза из горного хрусталя, блестящего черного дерева и белоснежного алебастра вставляли статуе лишь во время обряда ее «оживления». Ведь египтяне считали глаза вместилищем души. Поэтому вставить статуе глаза - все равно, что вернуть ей душу.

В погребальную камеру рядом с саркофагом - большим футляром в форме человеческой фигуры - египтяне клали все, что потребуется умершему в загробной жизни: домашнюю утварь, мебель, одежду и… слуг. Но, конечно, не настоящих, а маленькие деревянные статуэтки. Прекрасная коллекция таких статуэток хранится в петербургском Эрмитаже. Здесь и ткачихи, сидящие у станка, и повара, жарящие гуся на вертеле, и грузчики, несущие мешок с зерном…
В гробницах находят также фигурки со скрещенными на груди руками, с корзиной или сосудом для воды за спиной. Они имеют явное портретное сходство с умершим. Их называли ушебти (ответчики). Возможно, эти «копии» умерших должны были выполнять на том свете самую тяжелую работу.

В чем загадка портрета Нефертити?

Самый известный древнеегипетский портрет - цветной бюст царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона, правившего Египтом в XIV в. до н. э., обнаружил в 1912 г. немецкий археолог Боркхард во время раскопок в Ахетатоне. Этот город был построен по приказу Эхнатона как новая столица Египта. Фараон-реформатор вопреки воле жрецов ввел в Египте новый культ единого бога солнца Атона. После его смерти был восстановлен культ прежних богов, а прекрасный город стерт с лица земли.
Раскопки жилищ, дворцов, мастерских скульпторов в Ахетатоне принесли замечательные находки. Портрет Нефертити оказался в мастерской «начальника скульпторов» Тутмеса среди множества других работ, в том числе портретов Эхнатона и его дочерей.
Имя Нефертити означает «Прекрасная пришла». Современники, поражавшиеся совершенством Нефертити, называли ее «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладким». Древний скульптор запечатлел Нефертити в расцвете красоты. Голову царицы на изящной шее венчает высокая голубая корона. Полуопущенные веки, слегка прикрывающие большие миндалевидные глаза, придают взгляду мягкость, легкую грусть.
У Нефертити вставлен только один глаз. Почему? Долгое время это оставалось загадкой. Сейчас считается, что второй глаз не потерялся, его никогда и не было. Как мы уже знаем, древние египтяне верили, что глаза наделяют статую жизнью.
Если бы оба глаза в статую вставили еще при жизни Нефертити, изваяние бы «ожило» и забрало часть души у царицы.

Нефертити, раскрашенный известняк, XIV в. до н. э. На гробнице Эхнатона ученые прочитали его послание к Нефертити:
«Я люблю сладкое дыхание твоего рта. Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. Мое желание - слышать твой прекрасный голос, звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе. Дай мне твои руки, что держат твой дух, чтобы я мог принять его и жить им…»

Слайд 1

Анна Андреевна Ахматова
1889-1966

Слайд 2

Прославление писцов
Мудрые писцы Времён преемников самих богов, Предрекавшие будущее, Их имена сохранятся навеки. Они ушли, завершив своё время, Позабыты все их близкие. Они не строили себе пирамид из меди И надгробий из бронзы. Не оставили после себя наследников, Детей, сохранивших их имена. Но они оставили своё наследство в писаниях, В поучениях, сделанных ими. Писания становились их жрецами, А палетка для письма - их сыном. Их пирамиды - книги поучений, Их дитя - тростниковое перо, Их супруга - поверхность камня, И большие и малые - Все их дети, Потому что писец - их глава.

Слайд 3

Построены были двери и дома, но они разрушились, Жрецы заупокойных служб исчезли, Их памятники покрылись грязью, Гробницы их забыты. Но имена их произносят, читая эти книги, Написанные, пока они жили, И память о том, кто написал их, Вечна. Стань писцом, заключи это в своём сердце, Чтобы имя твоё стало таким же. Книга лучше расписного надгробья И прочной стены. Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, Кто повторяет имена писцов, Чтобы на устах была истина, Человек угасает, тело его становится прахом, Все близкие его исчезают с земли, Но писания заставляют вспоминать его Устами тех, кто передаёт это в уста других.. Книга нужнее построенного дома, Лучше гробниц на Западе, Лучше роскошного дворца, Лучше памятника в храме.

Слайд 4

Есть ли где‑нибудь кто‑то, подобный Джедефхору? Есть ли кто‑то, подобный Имхотепу? Нет среди нас такого, как Нефри И Хетти, первого из всех. Я напомню тебе имя Птахемджхути И Хахеперра‑сенеба. Есть ли кто‑нибудь, подобный Птахотепу Или Каресу? Мудрецы, предрекавшие будущее,- Вышло так, как говорили их уста. Это написано в их книгах, Это существует в виде изречения. Их наследники - дети разных людей, Как будто все они - их собственные дети. Они скрыли своё волшебство от людей, Но их читают в наставлениях. Они ушли, Имена их исчезли вместе с ними, Но писания заставляют Вспомнить их.

Слайд 6

Когда рабочие феллахи под руководством французского археолога Огюста Мариетта в 1850 году проникли в сердаб (помещение для статуи покойного) гробницы Каи в Саккаре, темноту прорезали лучи света и упали на глаза статуи. Рабочие в ужасе разбежались, но через несколько минут, с кирками наперевес и криками "Шайтан! Шайтан! бросились в пролом, в атаку на "нечистого", пронизавшего их своим взглядом. Мариетту пришлось встать на защиту статуи и утихомировать разъярённых рабочих с помощью лопаты и такой-то матери... Ныне эта статуя - украшение египетского зала Лувра.

Статуя писца Каи Около 2500 года до н.э. (4/5 династия)53 х 43 смИзвестняк, краскаПариж. Лувр

Самый плодотворный период египетского искусства относится к ІІІ тыс. до н. э. С первыми двумя династиями, получившими название тинитских (от их столицы Тинис), начала складываться бюрократическая организация египетского общества.

В погребальном комплексе фараона Джосера (2680-2660 до н. э.) в Саккара, с так называемой ступенчатой пирамидой, впервые царская гробница ясно выделилась из сонма прочих гробниц. Верхнюю структуру в ней образовали несколько поставленных одна на другую мастаб , этого типологического предшественника пирамиды (прямоугольной формы могильные насыпи с суживающимися кверху стенками).

В мемфисский период (назван по новой столице, Мемфис), прежде всего в пору 4-й династии (2630-2510 до н. э.), централизованная власть обожествляемого фараона нашла отражение и в искусстве. Типичным памятником эпохи стала пирамида с расположенным рядом сфинксом : самые знаменитые образцы находятся в Гизе - это пирамиды Хеопса , Хефрена и Микерина.

И в круглой скульптуре, и в рельефе наблюдается подчеркнутая строгость стиля. Статуи правителей и знати почти всегда являются абстрактной идеализацией, а не портретами в подлинном смысле слова. В период 5 и 6-й династий (2510-2195) более реалистическое изображение людей ознаменовалось появлением ряда скульптурных шедевров, таких как луврский Писец и Шех эль-Балад , и дало толчок оформлению внутреннего пространства мастаб - гробниц представителей знати - рельефами со сценами охоты, рыбной ловли, домашней жизни, погребальных обрядов.


Фрагмент статуи вельможи Каи в облике писца Известняк. Париж, Лувр. Глазница - медь. Белок - алебастр. Радужка - горный хрусталь. Зрачок - выточенный конус, заполненный сажей.

В первый переходный период (2195-2064) процесс раздробления единого государства усилиями местной знати достигает черты кризиса.

Изобразительное искусство отвечает на это отказом от жесткой регистровой композиционной схемы в пользу более индивидуализированного и инстинктивного образа пространства (внутренний декор гробниц Среднего Египта, в Бени Хасан, и близ южных границ, недалеко от Асуана).

Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. с ит. Т.М. Котельниковой. - М.: Астрель: 2007.

Писец Каи

Писец Каи Лувр

Поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки. Он не стар, но мускулы груди и живота уже ослабли. Цепкие длинные пальцы привыкли держать тростниковое перо и папирус.

Широкоскулое лицо слегка приподнято, тонкие губы поджаты, а чуть косящие глаза (они инкрустированы кусочками алебастра и горного хрусталя) почтительно устремлены на посетителя. Это уже не образ писца вообще, а реалистический портрет человека со своим характером, особенностями. Статуя Каи была найдена в 1850 году французским археологом Мариеттом.

Статуя жреца Каапера или "Шейх эль Балад".

Статуя жреца Каапера или "Шейх эль Балад".

Эта деревянная статуя жреца Каапера была найдена в Саккаре в мастабе Каапера Огюстем Мариетом в 1860 году. Рабочие, которые ее нашли дружно воскликнули, что изображение похоже на их деревенского старосту. Поэтому она известна еще и под другим названием "Шейх эль Балад" ("Сельский староста

Статуя Каапера изготовлена из сикоморы. Ее высота 112 см. Мастаба Каапера датируется временем правления фараона Усеркафа из Пятой династии. Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.

Первоначально статуя жреца была покрыта тонким слоем штукатурки. В некоторых местах видны ее остатки. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имтирует подводку. Жрец изображен в традиционной позе. Левая нога выдвинута вперед в положении шага. В одной руке он держит посох, в другой, считают, что был зажат цилиндр. Одет Каапер в длинную набедренную повязку.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

— Вы только посмотрите, чему египетские вельможи и правители учили своих детей! — воскликнул Антошка, показывая книжку:

«Будь враждебен к бедняку. Он даёт разъяриться толпе, помещённой в рабочие дома». «Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от неё. Кто беден — враг».

— Наверно, в Египте бедняки постоянно поднимали восстания!

— О восстаниях в Египте, действительно, упоминают папирусы, — ответил Источниковед. — Вот только они достаточно редки. За целые столетия в источниках не сохранилось памяти о бунтах низших против высших.

Сравни мнение Антошки и факты, приведённые Источниковедом. Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Объясни, что такое общество, община, знать, рабы. (Словарь)

Когда и как образовалось единое государство в Египте? (§ 7) Какова была роль фараона как бога? (§ 9)

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

В науке нет единого мнения о том, как было организовано египетское общество. Текст этого параграфа - одна из возможных реконструкций.

1. Дворец, усадьба, город...

Чем положение вельмож и писцов отличалось от положения простых тружеников? . Справедливы ли эти отличия на твой взгляд - человека XXI века? . На взгляд жителя Древнего Египта? (Используй продуктивное чтение - см. пример на с. 9)

Из золотого окна дворца фараон смотрел, как Солнце-Ра ласкает лучами обелиск — высокий каменный столб на площади. Когда тень от обелиска стала самой короткой, наступил полдень — время принятия важных решений правителя. Закончилась эпоха распада Египта на области, эпоха разрушения каналов, голода и бунтов. Фараон кивнул, и писцы застрочили на папирусе, что Божественный повелевает высечь на камне: «Покорил я обе страны, установил порядок на юге и на севере Египта». Взгляд фараона упал на маленькие фигурки, суетящиеся на площади, - это его вельможи торопились по делам...

Статуя вельможи Каапера (Сельский староста) из гробницы Каапера в Саккаре.

Начальник каналов — вельможа Ахтбй — вышел из ворот дворца, уселся на носилки, и 8 рабов быстро перенесли его к пристани. Лично спустившись в колодец-ниломер, вельможа убедился, что уровень воды находится на нужной отметке — сезон разлива закончился. Взойдя на корабль, вельможа уселся под навес, взмахнул рукой, и 20 рабов опустили вёсла в прохладную воду. По недавно прорытому каналу вельможа прибыл в Фаюмскую низменность. Бывшее болото превратилось в огромное водохранилище. Сеть малых каналов расходилась вокруг, орошая по плану Ахтоя поля и сады нового оазиса. Довольный проверной, вельможа вернулся в собственную усадьбу. Потягивая из чаши пиво через золотую соломинку, он подумал: «Как хорошо, что фараон пожаловал мне два больших поля в Верхнем Египте, — лучший ячмень растёт там! А вот лучшие мясо и молоко привозят из моих наследственных владений в дельте — Нижнем Египте».

В доме египетского вельможи

Статуя писца Каи. Середина III тыс. до н.э.

Вельможа сладко потянулся, предвкушая азарт вечерней охоты на бегемотов, и удалился отдыхать, отдав последнее распоряжение писцу...

Писец Каи поклонился вельможе и в очередной раз поблагодарил бога Тота, что он позволил ему - сыну простого земледельца — услышать поучение одного писца своим детям: «Обрати сердце своё к книгам! Спрашивай совета того, кто знает больше тебя! Будь писцом — он освобождён от работы мотыгой, ты не будешь таскать корзин, тело твоё будет гладким, а рука мягкой». Скопив средства, Каи поступил в школу писцов. Он учил иероглифы, читал нараспев тексты о богах и фараонах, царапал на черепках вычисления размеров полей, терпел удары палками за ошибки на папирусе. И вот теперь, в отличие от родственников-земледельцев, Каи носит не короткое грубое опоясание, а длинную юбку из тонкого льна, спит на кровати, а не на тростниковом коврике, кладёт под голову подушку, а не камень.

Весь сезон засухи писец принимал и записывал для вельможи сведения о том, как в разных селениях его области-нома готовились к сезону разлива Нила. Старейшины докладывали, что дамбы вокруг полей обновлены, укреплены камнями. На большой канал пришлось отправлять рабочий отряд для починки плотины, разрушенной сходом воды. Здесь не должно быть ошибки — иначе пять новых селений останутся без воды и урожая. И вот теперь вельможа поручает ему прибыть на начало пахоты в родном селении! Надо, чтобы жена купила подарок отцу...

Госпожа и служанка. Роспись гробницы

Жена писца Нефёрт перед медным зеркалом подвела глаза тёмной краской, надела лучший парик и вышла на узкую улочку города. Оба сына играли в мяч с соседскими детьми. Недалеко от берега сушились на солнце кирпичи. Неферт приняла поклоны от ремесленников и сама поклонилась знатному мужчине с ожерельем-оплечьем из серебра и драгоценного лазурита. На городском рынке бойко меняли зерно на сандалии, огурцы и лук на горшки. Поторговавшись с медником, Неферт за три куска ткани выменяла у него для родных мужа рукомойник и фигурку богини Бастет — кошки, оберегающей зерно от мышей.

2. Деревня, казарма, тюрьма...

В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких - недовольны своей судьбой? Сделай вывод по проблеме.

И вот писец Каи прибыл в родную деревню на праздник начала сева. Пока к его шатру идут старейшина и родственники, писец размышляет: «У нас здесь не как в дельте, где можно сразу после схода воды бросить зёрна в земляную жижу, а потом просто прогнать десяток овец, чтобы их копыта укрыли зёрна землёй. Нет, нам в Верхнем Египте нужно сначала разрыхлить землю». Писец достаёт папирус с указанием отмеренного на посев зерна. Старейшина деревенской общины кланяется, прикладывая руки к плечу и рту. Земледельцы надевают на шеи голубые цветы лотоса и запрягают коров в плуги. Одни взмахивают палками, кричат: «О! Иди!» — и коровы двигаются вперёд, потянув за собой плуги. Другие, согнувшись, крепко держат рукояти, чтобы деревянный сошник с медным наконечником не вилял в вязкой влажной земле. За ними идут сеятели, бросая зёрна... После пахоты писца угостили ячменными лепёшками, на которые ради праздника выложили мёд, виноград, финики, инжир. Старейшина выразил надежду, что, когда через три месяца писец Каи приедет забирать третью долю урожая в амбары фараона, никого не придётся бить палками за задержку.

Работы земледельцев. На верхние поля воду переливают шадуфом (рычаг с ведром и грузом на другом конце)

Раб, готовящий пиво. Фигурка из гробницы

Из родной деревни свободных земледельцев писец Каи отправился в поселение зависимых «царских людей». Командиру рабочего отряда он выдал два мешка ячменя для посева. Командир взмахнул плёткой, выводя рабочих на поле: «Тот, кто будет плохо трудиться, получит 100 ударов, а умелому и прилежному в работе в обед дадут награду - чашу вина».

Два раба, тащившие за писцом мешки, жадно облизнулись.

Да, - заметил один, - «царским людям» живётся проще, чем свободным. Нужно только правильно исполнять приказы, а думают за тебя начальники и писцы.

Ты с детства живёшь в сытом рабстве и не знаешь, что такое свобода! - ответил другой. - Я плакал, когда меня, вольного кочевника, воины фараона в бою взяли в плен. Вельможа назвал нас «живые-убитые», пересчитывая, словно ослов.

Общество Древнего Египта напоминало «пирамиду».

ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ

Сделай электронную презентацию «Рисунки и скульптуры, изображающие жизнь разных слоёв общества в Древнем Египте».