Термин обозначающий средство создания художественного образа. Художественный образ в архитектуре

    Художественный образ: определения, структура, типология художественных образов. Зависимость образов от рода литературы.

    Образ: знак – аллегория - символ – архетип - миф. Ступени обобщенности образов.

    Понятие типического.

    Особенность литературной формы, ее изобразительность и выразительность.

    Литература и фольклор.

    Литературное произведение: художественное единство образной системы.

    Понятие формы и содержания в философии и литературе.

    Единство формы и содержания в литературном произведении.

    Художественный прием и жизненный принцип автора в форме и содержании литературного произведения.

Вопрос 1. Художественный образ: определения, структура, типология художественных образов. Зависимость образов от рода литературы

Образ как метод художественного познания мира

В искусстве ведущим является образ. В литературе – это СЛОВЕСНЫЙ образ.

Разные науки познают мир. Ученые изображают мир разными средствами своих наук: формулами (формула моста), цифрами (g = 9,8), теоремами (Теорема Пифагора), аксиомами, законами (три закона Ньютона, три закона диалектики), таблицами (Менделеева), теориями (Теория относительности) и т.п.

Искусство тоже познает мир - внешний и внутренний. Вспомните, что Кант говорил о вечном интересе человека к миру: «Две вещи никогда не перестанут удивлять человечество: звездное небо над головой и моральный закон внутри меня»).

Художник изображает мир, который он познает (и внешний, и внутренний) при помощи образов. Кроме того, художник выражает свое отношение к этому миру при помощи образов. Следовательно, в искусстве литературы особенность познания мира при помощи образов выражается как в ее изобразительности , так и в ее выразительности.

В гуманитарных и экономических науках, ученые доказывают , что положение людей улучшилось или ухудшилось. Художники же показывают , как живут люди, и выражают свое отношение к жизни людей.

Но оба – и ученый, и художник – в чем-то УБЕЖДАЮТ !

Ученые показывают то, что было, что есть, что, возможно будет.

Художник показывает то, что всегда БЫВАЕТ, что было, есть и будет всегда.

Наши ощущения и сознание – это лишь образ внешнего мира. По законам материализма, отображаемое не может существовать без отображенного, но второе существует независимо от первого и от отображающего (то есть, в литературе отображенное существует вне зависимости от автора) .

Вспомните подробнее: три ступени познания (восприятие – мышление – практика) и три закона диалектики (отрицание – переход – противоположности) - NB: напишите, в чем из суть?

Образ = сочетание объекта и субъекта. Субъект в литературе = и автор, и читатель.

Множество определений ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА:

    Образ – это ВИДЕНИЕ ПРЕДМЕТА

    Образ – это результат не чувственного восприятия (1-ая ступень познания), и не абстрактного мышления (2-я ступень познания) , а того и другого вместе, да еще + практика

    Образ всегда конкретен и единичен. В искусстве – в образе - образе нельзя, как в науке, передавать общее в общей форме.

    Образ – это живая картина жизни, передающая общее в конкретном и единичном.

    В искусстве – в образе – не может быть человека ВООБЩЕ (как, например, в анатомии), каждый образ человека будет уникальным.

    Образ – продукт отношений объекта и субъекта

    Образ – это то, в виде чего художник в любом виде искусства передает свое познание мира

    Образ – способ отражения и познания действительности

    Образ – это всегда трансляция смысла

Характерные черты художественных образов:

    Образ складывается на глубокой почве реальности, исторически сложившейся жизни народа

    Идея не может находиться вне художественного образа

    Художественный язык строится на фундаменте, состоящем из образов

    Образ соединяет два антагонистических мира посредством конного скачка воображения

    Образ – это обмен формой и назначением между предметами и идеями природы

    Вдохновение дает образ, но одевает его наблюдение за словом.

    Воображение рождает образы, вызванные реальными предметами.

    Образ – это пластические аналогии реальных видимых предметов и чувственными ощущениями, это вдохновение, любовь, вера.

Литературный художественный образ это образ, созданный словом. Литературным материалом является язык.

Способы создания образов – персонажей:

Исторический прототип (очерк Горького «Ленин»)

Синтез реальных прототипов, когда от множества людей одного типа берется по одной черте («Женитьба» Гоголя)

- «первый встречный» как прототип (Тургенев видел свои образы людей, но без лиц, пока не «встретил лицо»)

Типология образов

І. Виды образов по пластам художественного языка

1) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика)

2) Образ – троп (поэтическая семантика)

3) Образ – фигура (поэтический синтаксис)

4) Образ – звук (поэтическая фоника)

І І . Виды образов по форме – в порядке возрастания смысловой нагрузки:

      Образ – деталь

    Образ – вещь

    Образ – пейзаж

    Образ – интерьер

    Образ – картина

    Образ животного

    Образ литературного произведения

    Образ – символ

    Образ – архетип

    Образ – идея

    Образ – переживание

ІІ І . Виды образов по содержанию - это только образы людей, располагаются по возрастанию обобщенности образов, при этом каждый из них сохраняет конкретность и единичность, индивидуальность:

    Образ – персонаж, действующее лицо - эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас

    Литературный характер – совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека

    Тип = типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

    Герой – положительный типический характер (или, согласно другой литературоведческой школы, и отрицательный тоже).

І V . Виды образов по роду литературы:

    Эпические

    Лирические

    Драматические

V . Классификация образов по обобщенности

    Образ (в узком смысле слова)

    Аллегория

Интерпретация образа (читателями, критиками, литературоведами) всегда будет отставать от его реального художественного содержания, художественного смысла, художественного значения.

Приведите примеры из литературы по одному виду каждого образов из всех этих классификаций (виды образов по языку, по форме, по содержанию, по обобщенности) – NB

Художественный образ

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении . Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении.

Художественный образ диалектичен : он объединяет живое созерцание , его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение , звук , языковая среда, - или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл , внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки - акустическими качествами музыкального звука . В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.

В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры , к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное приувеличенное, приуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В эстетике романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике сюрреализма «реальность, умноженная на семь, - правда». В новейшей поэзии появилось понятие «метаметафора » (термин К. Кедрова).Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева . Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

См. также

Ссылки

  • Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения
  • Николаев А. И. Художественный образ как преображенная модель мира

Литература: Романова С. И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2008. № 6. С.28-38. (www.sromaart.ru)


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Художественный образ" в других словарях:

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, форма художественного мышления. Образ включает: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, богатство личности творца. Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)… … Энциклопедический словарь

    Всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия

    Форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов… … Энциклопедия культурологии

    художественный образ - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    В изобразительном искусстве, форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путём создания эстетически воздействующих объектов (картин, скульптур и т. д.). Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от… … Художественная энциклопедия

    художественный образ - ▲ образ (быть) в, произведение искусства герой литературный образ. тип (положительный #). фигура. действующие лица. ▼ литературный тип, сказочный персонажИдеографический словарь русского языка

    Всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству (См. Искусство) форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть… … Большая советская энциклопедия

    Профессиональное общение в системе «Человек-Художественный образ» - Картина мира у представителей этой сферы деятельности связана с выделением красивого прекрасного и привнесением в нее красоты, удобства, эстетического наслаждения (напр., планету Земля можно представить «голубой», «маленькой», «беззащитной» и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

    В философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… … Философская энциклопедия

Книги

  • Художественный образ в сценографии. Учебное пособие , Санникова Людмила Ивановна. Книга является учебным пособием для студентов, изучающих мастерство театральной режиссуры и режиссуры театрализованных представлений и призвана помочь молодым режиссерам в работе с…

В общепринятом понимании художественный образ - это чувственное выражение какой-либо термин определяет действительность, отражение которой находится в форме конкретного жизненного явления. Художественный образ рождается в воображении человека, занимающего искусством. Чувственное выражение любой идеи является плодом напряженного труда, творческих фантазий и мышления, основанного только на своем жизненном опыте. Художник создает определенный образ, являющийся отпечатком в его сознании реального объекта, и воплощает все в В картинах, книгах или кинофильмах отражается собственное видение идеи ее создателем.

Художественный образ может родиться только тогда, когда автор умеет оперировать своими впечатлениями, которые лягут в основу его произведения.

Психологический процесс чувственного выражения идеи заключается в воображении конечного результата труда еще до начала творческого процесса. Оперирование вымышленными образами помогает даже при отсутствии необходимой полноты знаний воплотить свою мечту в созданном произведении.

Художественный образ, созданный творческим человеком, характеризуется искренностью и действительностью. Характерной чертой искусства является мастерство. Именно оно позволяет сказать что-то новое, а это возможно только через переживания. Творение должно пройти через чувства автора и быть выстрадано им.

Художественный образ в каждой области искусства обладает своей структурой. Она обусловлена критериями выраженного в произведении духовного начала, а также спецификой материала, который используется для создания творения. Так, художественный образ в музыке является интонационным, в архитектуре - статичным, в живописи - изобразительным, а в литературном жанре - динамичным. В одном он воплощается в образе человека, в другом - природы, в третьем -предмета, в четвертом выступает как комбинация соединений действия людей и окружающей их среды.

Художественное представление действительности заключается в единстве рациональной и эмоциональной сторон. Древние индийцы считали, что своему рождению искусство обязано тем чувствам, которые человек не смог держать в себе. Однако к художественной категории можно отнести не всякий образ. Чувственные выражения должны нести в себе особые эстетические предназначения. Они отражают красоту окружающей природы и мира животных, запечатлевают совершенство человека и его бытия. Художественный образ должен свидетельствовать о прекрасном и утверждать гармонию мира.

В чувственные воплощения являются символом творчества. Художественные образы выступают в роли универсальной категории осмысления жизни, а также способствуют ее постижению. Они обладают характерными только для них свойствами. К ним относят:

Типичность, возникающую в связи с тесной взаимосвязью с жизнью;

Живость или органичность;

Целостную ориентацию;

Недосказанность.

Строительными материалами образа являются следующие: личность самого художника и реалии окружающего мира. Чувственное выражение действительности сочетает в себе субъективное и объективное начало. Оно состоит из действительности, которая переработана творческой мыслью художника, отражающей его отношение к тому, что изображено.

Художественный образ

Образ вообще – это некая субъективная духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности, в процессе контакта с внешним миром – в первую очередь, хотя существуют, естественно, и образы фантазии, воображения, сновидений, галлюцинаций и т.п., отображающие некие субъективные (внутренние) реальности. В самом широком общефилософском плане образ – субъективная копия объективной реальности. Художественный образ – это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъектом искусства – художником, – феномен. В дальнейшем у нас речь будет идти только о художественном образе, поэтому для краткости я называю его просто образом.

В истории эстетики первым в современном виде поставил проблему образа Гегель при анализе поэтического искусства и наметил основное направление его понимания и изучения. В образе и образности Гегель видел специфику искусства вообще, и поэтического в частности. "В целом, – пишет он, – мы можем обозначить поэтическое представление как представление образное, поскольку оно являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность, не случайное существование, а такое явление, в котором непосредственно через само внешнее и его индивидуальность мы в нераздельном единстве с ним познаем субстанциальное, а тем самым перед нами оказывается во внутреннем мире представления в качестве одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие. В этом отношении существует большое различие между тем, что дает нам образное представление и что становится нам ясным благодаря иным способам выражения" .

Специфика и преимущество образа, по Гегелю, состоит в том, что он, в отличие от абстрактного словесного обозначения предмета или события, апеллирующего к рассудочному сознанию, представляет нашему внутреннему в и дению предмет в полноте его реальной явленности и сущностной субстанциальности. Гегель поясняет это простым примером. Когда мы говорим или читаем слова «солнце» и «утро», нам ясно, о чем идет речь, но ни солнце, ни утро не возникают перед нашим взором в их реальном виде. А если фактически то же самое поэт (Гомер) выражает словами: «Встала из мрака младая, с перстами пурпурными Эос», то нам дается нечто большее, чем простое понимание восхода солнца. Место абстрактного понимания замещается «реальной определенностью», и нашему внутреннему взору предстает целостная картина утренней зари в единстве ее рационального (понятийного) содержания и конкретной визуальной явленности. Существенным поэтому в образе Гегелю представляется интерес поэта к внешней стороне предмета под углом зрения высвеченности в ней его «сути». В этом плане он различает образы «в собственном смысле» и образы «в несобственном» смысле. К первым немецкий философ относит более или менее прямое, непосредственное, мы бы теперь сказали – изоморфное, изображение (буквальное описание) внешности предмета, а ко вторым – опосредствованное, переносное изображение одного предмета через другой. В этот разряд образов у него попадают метафоры, сравнения, всевозможные фигуры речи. Особое значение Гегель уделяет фантазии в создании поэтических образов. Эти идеи автора монументальной «Эстетики» и составили фундамент эстетического понимания образа в искусстве, претерпевая на тех или иных этапах развития эстетической мысли определенные преобразования, дополнения, изменения, а иногда и полное отрицание.

В результате относительно длительного исторического развития на сегодня в классической эстетике сложилось достаточно полное и многоуровневое представление об образе и образной природе искусства. В целом под художественным образом понимается органическая духовно-эйдетическая целостность, выражающая, презентирующая некую реальность в модусе большего или меньшего изоморфизма (подобия формы) и реализующаяся (имеющая бытие) во всей своей полноте только в процессе восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом. Именно тогда полностью раскрывается и реально функционирует уникальный художественный мир, свернутый художником в акте создания произведения искусства в его предметную (живописную, музыкальную, поэтическую и т.п.) реальность и разворачивающийся уже в какой-то иной конкретности (иной ипостаси) во внутреннем мире субъекта восприятия. Образ во всей его полноте – это сложный процесс художественного освоения мира. Он предполагает наличие объективной или субъективной реальности, давшей толчок процессу художественного отображения. Она более или менее существенно субъективно трансформируется в акте создания произведения искусства в некую реальность самого произведения. Затем в акте восприятия этого произведения происходит еще один процесс трансформации черт, формы, даже сущности исходной реальности (первообраза, как иногда говорят в эстетике) и реальности произведения искусства (" вторичного " образа). Возникает конечный (уже третий) образ, часто очень далекий от первых двух, но сохраняющий тем не менее нечто (в этом суть изоморфизма и самого принципа отображения), присущее им и объединяющее их в единой системе образного выражения, или художественного отображения.

Отсюда очевидно, что наряду с конечным, наиболее общим и полным образом, возникающим при восприятии, эстетика различает целый ряд более частных пониманий образа, на которых имеет смысл хотя бы кратко остановиться здесь. Художественное произведение начинается с художника, точнее с некоего замысла, который возникает у него перед началом работы над произведением и реализуется и конкретизируется в процессе творчества по мере работы над произведением. Этот первоначальный, как правило, еще достаточно смутный, замысел нередко уже называют образом, что не совсем точно, но может быть понято в качестве некоего духовно-эмоционального эскиза будущего образа. В процессе создания произведения, в котором участвуют, с одной стороны, все духовно-душевные силы художника, а с другой – техническая система его навыков обращения (обработки) с конкретным материалом, из которого, на основе которого создается произведение (камень, глина, краски, карандаш и бумага, звуки, слова, актеры театра и т.п., короче – весь арсенал изобразительно-выразительных средств данного вида или жанра искусства), изначальный образ (= замысел), как правило, существенно меняется. Часто от первоначального образно-смыслового эскиза ничего не остается. Он выполняет только роль первого побудительного импульса для достаточно спонтанного творческого процесса.

Возникшее произведение искусства тоже и уже с большим основанием называют образом, обладающим, в свою очередь, целым рядом образных уровней, или подобразов – образов более локального характера. Произведение в целом является конкретно-чувственным воплощенным в материале данного вида искусства образом духовного объективно-субъективного уникального мира, в котором жил художник в процессе создания данного произведения. Этот образ представляет собой совокупность изобразительно-выразительных единиц данного вида искусства, являющую собой структурную, композиционную, смысловую целостность. Это объективно существующее произведение искусства (картина, архитектурное сооружение, роман, стихотворение, симфония, кинофильм и т.п.).

Внутри этого свернутого образа-произведения мы также обнаруживаем целый ряд более мелких образов, определяемых изобразительно-выразительным строем данного вида искусства. Для классификации образов этого уровня существенна, в частности, степень изоморфизма (внешнего подобия образа изображаемому предмету или явлению). Чем выше уровень изоморфизма, тем образ изобразительно-выразительного уровня ближе к внешней форме изображаемого фрагмента действительности, тем более он «литературен», т.е. поддается словесному описанию и вызывает соответствующие «картинные» представления у реципиента. Например, картина исторического жанра, классический пейзаж, реалистический рассказ и т.п. При этом не столь важно идет ли речь о собственно изобразительно-визуальных искусствах (живописи, театре, кино) или о музыке и литературе. При высокой степени изоморфизма «картинные» образы или представления возникают на любой основе. И они далеко не всегда способствуют органическому становлению собственно художественного образа целого произведения. Нередко именно этот уровень образности оказывается ориентированным на вне-эстетические цели (социальные, политические и др.).

Однако в идеальном плане все эти образы входят в структуру общего художественного образа. Например, для литературы говорят о сюжете, как об образе некой жизненной (реальной, вероятностной, фантастической и т.п.) ситуации, об образах конкретных героев данного произведения (образы Печорина, Фауста, Раскольникова и т.п.), об образе природы в конкретных описаниях и т.д. То же самое относится к живописи, театру, кино. Более абстрактными (с меньшей степенью изоморфизма) и менее поддающимися конкретной вербализации являются образы в произведениях архитектуры, музыки или абстрактного искусства, но и там можно говорить о выразительных образных структурах. Например, в связи с какой-нибудь совершенно абстрактной «Композицией» В. Кандинского, где полностью отсутствует визуально-предметный изоморфизм, мы можем говорить о композиционном образе, основанном на структурной организации цветоформ, цветовых отношений, равновесии или диссонансе цветовых масс и т.п.

Наконец, в акте восприятия (который, кстати, начинает реализовываться уже в процессе творчества, когда художник выступает первым и предельно активным реципиентом своего возникающего произведения, корректирующим образ по мере его становления) произведения искусства реализуется, как уже сказано, главный образ данного произведения, ради которого оно собственно и было явлено в бытие. В духовно-душевном мире субъекта восприятия возникает определенная идеальная реальность, в которой все сопряжено, сплавлено в органическую целостность, нет ничего лишнего и не ощущается никакого изъяна или недостатка. Она одновременно принадлежит данному субъекту (и только ему, ибо у другого субъекта будет уже иная реальность, иной образ на основе того же произведения искусства), произведению искусства (возникает только на основе данного конкретного произведения) и Универсуму в целом, ибо реально приобщает реципиента в процессе восприятия (т.е. бытия данной реальности, данного образа) к универсальной плероме бытия. Традиционная эстетика описывает это высшее событие искусства по-разному, но смысл остается одним и тем же: постижение истины бытия, сущности данного произведения, сущности изображаемого явления или предмета; явление истины, становление истины, постижение идеи, эйдоса; созерцание красоты бытия, приобщение к идеальной красоте; катарсис, экстаз, озарение и т.д. и т.п. Конечный этап восприятия произведения искусства переживается и осознается как некий прорыв субъекта восприятия на какие-то неизвестные ему уровни реальности, сопровождающийся ощущением полноты бытия, необычной легкости, вознесенности, духовной радости.

При этом совершенно неважно, каково конкретное, интеллектуально воспринимаемое содержание произведения (его поверхностный литературно-утилитарный уровень), или более или менее конкретные зрительные, слуховые образы психики (эмоционально-психический уровень), возникающие на его основе. Для полной и сущностной реализации художественного образа важно и значимо, чтобы произведение было организовано по художественно-эстетическим законам, т.е. необходимо вызывало в конечном счете эстетическое наслаждение у реципиента, которое и является показателем реальности контакта – вхождения субъекта восприятия с помощью актуализировавшегося образа на уровень истинного бытия Универсума.

Возьмем, например, известную картину «Подсолнухи» Ван Гога (1888, Мюнхен, Новая пинакотека), изображающую букет подсолнухов в кувшине. На «литературно»-предметном изобразительном уровне мы и видим на полотне только букет подсолнухов в керамическом кувшине, стоящем на столе на фоне зеленоватой стены. Здесь есть и визуальный образ кувшина, и образ букета подсолнухов, и очень разные образы каждого из 12 цветов, которые все могут быть достаточно подробно описаны словами (их положение, форма, цвета, степень зрелости, у некоторых даже количество лепестков). Однако эти описания еще будут иметь лишь косвенное отношение к целостному художественному образу каждого изображенного предмета (можно говорить и о таком), и тем более к художественному образу всего произведения. Последний складывается в психике зрителя на основе такого множества визуальных элементов картины, составляющих органическую (можно сказать, и гармоническую) целостность, и массы всевозможных субъективных импульсов (ассоциативных, памяти, художественного опыта зрителя, его знаний, его настроения в момент восприятия и т.п.), что все это не поддается никакому интеллектуальному учету или описанию. Однако если перед нами действительно настоящее произведение искусства, как данные «Подсолнухи», то вся эта масса объективных (идущих от картины) и возникших в связи с ними и на их основе субъективных импульсов формирует в душе каждого зрителя такую целостную реальность, такой визуально-духовный образ, который возбуждает в нас мощный взрыв чувств, доставляет ничем не передаваемую радость, возносит на уровень такой реально ощущаемой и переживаемой полноты бытия, какой мы никогда не достигаем в обыденной (вне эстетического опыта) жизни.

Такова реальность, факт истинного бытия художественного образа, как сущностной основы искусства. Любого искусства, если оно организует свои произведения по неписаным, бесконечно разнообразным, но реально существующим художественным законам.

Художественный образ является обобщенным отражением действительности в форме конкретных индивидуальных явлений. Разобраться, что такое художественный образ, помогут такие яркие примеры мировой литературы, как Фауст или Гамлет, Дон Жуан либо Дон Кихот. В данных персонажах переданы наиболее характерные человеческие черты, их желания, страсти и чувства.

Художественный образ в искусстве

Художественный образ является наиболее чувственным и доступным человеческому восприятию фактором. В этом смысле образ в искусстве, в том числе и художественный образ в литературе есть не что иное, как наглядно-образное воспроизведение реальной жизни. Однако здесь необходимо понимать, что задача автора не просто воспроизвести, «продублировать» жизнь, его призвание – домыслить, дополнить ее в соответствии с художественными законами.

Художественное творчество от научной деятельности отличает авторский, глубоко субъективный характер. Именно поэтому в каждой роли, в каждой строфе и на каждой картине имеется отпечаток личности художника. В отличие от науки искусство немыслимо без вымысла и воображения. Несмотря на это часто именно искусство в состоянии воспроизвести действительность гораздо адекватнее, чем академические научные методы.

Непременным условием развития искусства является свобода творчества, иными словами – возможность моделировать актуальные ситуации жизни и экспериментировать с ними, не озираясь на принятые рамки господствующих представлений о мире или общепринятых научных доктрин. В этом смысле особенно актуален жанр фантастики, выдвигающий на всеобщее обозрение модели действительности, весьма отличные от реальной. Некоторым писателям-фантастам прошлого, например Карелу Чапеку (1890-1938) и Жулю Верну (1828-1905) удалось предсказать появление многих достижений современности. Наконец, когда наука рассматривает человеческий феномен многосторонне (общественное поведение, язык, психика), его художественный образ является нерасторжимой целостностью. Искусство показывает человека как целостное многообразие различных характеристик.

Можно с уверенностью сказать, что главная задача художника – это создать художественный образ, примеры лучших из них пополняют время от времени сокровищницы культурного наследия цивилизации, оказывая огромное влияние на наше сознание.

Художественный образ в архитектуре

В первую очередь это архитектурное «лицо» любого конкретного строения, будь то музей, театр, офисное здание, школа, мост, храм, площадь, жилой дом либо учреждение иного рода.

Непременное условие для художественного образа любого здания – это впечатляемость и эмоциональность. Одна из задач архитектуры в смысле искусства – создание впечатления, определенного эмоционального настроя. Здание может быть отчужденным от окружающего мира и замкнутым, мрачным и суровым; может и наоборот – быть оптимистичным, легким, светлым и привлекательным. Архитектурные особенности влияют на нашу работоспособность и настроение, вселяют ощущение приподнятости; в противоположных случаях художественный образ здания может действовать угнетающе.