Традиции римлян. Империя разврата: шокирующие обычаи Древнего Рима

10 обычаев Древнего Рима

Древний Рим, наравне с Древней Грецией, считается колыбелью европейской культуры. Однако, некоторые традиции того времени даже нам, которые видели все или почти все, кажутся странными.

10 место: Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица – улица специалистов по выделке сандалий (vicus Sandalarius). На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице – Apollo Sandalarius.

9 место: На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пешеходов и даже бить их.

8 место: Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуальных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен.

7 место: Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства.

6 место: Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обедающих, стол был очень маленьким. Одного сотрапезника от другого отделяли подушками и тканями. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.

5 место: Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».

4 место: «К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, одного ювелира, который обманывал покупателей.

3 место: Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.

2 место: Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практически везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями ("Bustuariae") назывались проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.

1 место: Римские туалеты (по-латыни они назывались «latrina» или «forica») были достаточно вместительны – в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфинов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и политические остроты и стихи.


Культура античного Рима, доставшаяся нам в наследство, интересна не только величественными каменными руинами, несущими на себе отпечаток былого могущества Империи, но и живыми традициями, отчасти видоизмененными, а во многом поразительно узнаваемыми. Полезно иногда обратить свой взор вглубь столетий, чтобы оценить: так ли уж отличались от нас представители человечества, жившие на заре новой эры?

Две тысячи лет назад, как и сегодня, семья была не только ячейкой, но и основой общества. Брачные церемонии и все, связанные с этим событием, праздники составляли неотъемлемую часть римской жизни. Стоит, например, попробовать провести параллель между брачными обычаями наших предков и современными празднованиями в честь бога Гименея, чтобы обнаружить в собственных свадебных ритуалах крепкие античные корни. Так воздадим же славу богу Гименею!

В отличие от новобрачных XX-XXI вв., юные римляне практически не имели возможности выбирать спутника жизни по своему усмотрению, этой привилегией пользовались их родители. Браки по расчету, особенно в ранний период Империи, составляли почти стопроцентное большинство. Разница заключалась лишь в том, какую цель преследовали главы семей: политические, экономические или социальные.

Римлянин, будь то патриций или плебей, мог иметь только одну жену, но разводы и повторные браки законом не возбранялись. Учитывая, что продолжительность жизни в античном обществе была вдвое короче нашей, молодые люди долго не засиживались в отчем доме. Так, официально девочку могли выдать замуж в 12 лет, но, как правило, родители придерживали будущую невесту подле себя до 14 лет. К этому же времени старались окончательно определиться с кандидатурой будущего мужа и хозяина.

Итак, невеста созрела, жених определен, родители согласны - теперь самое время заключить брачный договор. Люди попроще делали это на словах, но наиболее практичные отцы семейств предпочитали закрепить условия союза на бумаге и, желательно, в присутствии юриста, чтобы потом зря не сетовать на строптивость невесты или жениха, вздумавших пойти против воли родителей.

Существовало несколько типов брачного договора, но суть их сводилась, в основном, к тому: был ли брак «полноправный» или «неполноправный». Первый вариант союза был возможен только между гражданами Римского государства, а второй - уделом беднейших плебеев и бесправных рабов. В случае с представителями «низов общества» молодой человек покупал себе жену в собственность, пусть даже выкуп составлял всего один асс (1). Церемония бракосочетания у плебса упрощалась до минимума, хотя и были сохранены основные ритуалы.

При «полноправном» браке допускались две формы: «cum manu», когда жена перешла во власть мужа и получила право назваться «матрона» (2) и «sine manu», тогда она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только «уксор» (3). Римлянка, решившаяся стать «матерью семейства», становилась собственностью супруга или свекра, если отец суженного был еще жив, но, при этом, имела право наследовать мужу и разделить с детьми любое имущество. Со временем женщины из знатных семей стали предпочитать второй вариант, сохраняя собственную независимость, и теряя, при этом, все права на наследство мужа. «Двенадцать таблиц» - первый писанный закон Рима гласил, что «жена автоматически попадает под власть своего мужа, если живет в его доме постоянно не менее года». Но так ли уж трудно было обойти это предписание? Стоило провести всего несколько ночей в родительском доме или у подруги, и женщина оставалась фактически свободной.

Предположим, что заключение договора так или иначе состоялось, и продолжим следить за серией брачных церемоний. Теперь новобрачным предстояла помолвка. Бог брака Гименей здесь становился главным действующим лицом. Его надлежало всячески задобрить, чтобы потом, на свадьбу собрались и другие духи необходимые в семейном деле. День помолвки, а тем более, свадьбы выбирался особенно тщательно. Были времена, когда невеста в сопровождении матери отправлялись к оракулу, чтобы определить дату, угодную богам. Затем обычай стал неприличным, но при подготовке к этому радостному событию продолжали обращаться к религиозному календарю, дабы не искушать небожителей. Чаще всего свадьбы игрались в мае или во второй половине июня - в период, считавшийся особенно счастливым и благоприятным.

Ночью накануне помолвки невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки, т.е., сжигала их на домашнем жертвеннике. В те далекие времена присутствие священнослужителя на церемонии обручения не требовалось, хотя и не возбранялось. Римляне, как и современные молодожены, скрепляли будущий союз кольцами. Жених дарил своей суженой простое железное кольцо без камней как залог заключаемого брачного договора. Невеста принимала дар и в знак признательности одевала его на предпоследний палец левой руки, т.к. считалось, что именно там находится особый нерв, соединяющий руку с сердцем. Затем молодые давали друг другу незамысловатую клятву «Ubi Gaius, ego Gaia» (лат. «Там, где ты - Гай, я - Гайя») и скрепляли свой союз…, но не поцелуем, а пожатием рук.

В день свадьбы дом отца невесты украшали цветочными гирляндами и накрывали праздничный стол. Молодую одевали в белую тунику. Когда жених, украшенный венком, прибывал в дом новобрачной, одна из замужних женщин (сваха) выводила девушку ему навстречу и соединяла их руки. После чего молодожены в присутствии гостей подписывали, заранее составленный, свадебный договор, скрепляя его словесными обещаниями. После этого вновь наступала очередь богов. Жрец три раза обходил алтарь по часовой стрелке, произнося молитву, жених и невеста следовали за ним рука в руку. Затем новоиспеченных супругов усаживали в кресло с двойным сиденьем, покрытое шкурой животного, приносимого в жертву, а к подножию алтаря бросали его печень. Воздаяния совершались в честь разных богов, покровительствующих домашнему очагу, плодородию, здоровью, но более остальных старались воздать почести богине Юноне - покровительницу брака - ее ублажали с помощью вина с медом и молока. Уважающая себя невеста приносила на жертвенный алтарь пшеничный хлеб, что означало ее готовность подчиняться мужу беспрекословно. Впрочем, если молодая предпочла остаться под надзором отца, то она этого могла и не делать. Когда священный ритуал заканчивался, гости праздника поздравляли супругов, высказывая свои пожелания, и время от времени выкрикивали «Feliciter» - «Счастливо!». Вслед за этим начиналось свадебное пиршество, длившееся до самой ночи.

По окончание праздничного ужина, все участники и гости под звуки флейты направлялись в дом жениха. Впереди всех шли шесть факелоносцев, за ними следовали молодожены в сопровождении матери девушки. Во время шествия, по традиции, друзья молодого мужа имитировали попытку похищения невесты. Естественно, им это сделать не удавалось, тогда они принимались окуривать новобрачную факелами из боярышника, дабы предохранить ее от дурного глаза и порчи. Здесь же были и слуги, несущие в дом молодоженов символическое приданное: прялку с пряжей, веретено и ивовую корзину с принадлежностями женского рукоделия. Уличные мальчишки, вприпрыжку сопровождавшие процессию, распевали неприличные песни, смысл которых, в основном, сводился к тому, что героине праздника вскоре придется узнать все стороны семейной жизни - это считалось своеобразным сексуальным просвещением девицы.

Перед входом в семейное гнездо, жених бросал на землю горсть орехов, в знак того, что он не будет мелочным и жадным со своей женой. Невесте давали воду и зажженный сосновый факел. Новобрачная прикрепляла к дверям шерстяные повязки - утверждая таким образом, что она будет хорошей пряхой, - и мазала косяк свиным и волчьим салом" (4). После этого нехитрого обряда невесту на руках вносили в новый дом, т.к. считалось дурным знаком, если ноги молодой жены касались порога.

Новую хозяйку приглашали в атриум (5), вручали ей ключ, а жених преподносил несколько золотых монет - в знак того, что полностью доверяет новоиспеченной подруге жизни. Затем они вместе зажигали огонь в очаге - так начиналась совместная жизнь двух римлян, вступающих в семейную жизнь.

На следующий день молодая хозяйка устраивала небольшой пир, на котором впервые выступала как хозяйка.

1 Асс - Медная римская разменная монета.

2 Матрона (лат. Matrona) - почтенная замужняя женщина, мать семейства.

3 Уксор (лат. Uxor) - супруга, жена.

4 Дезобри. «Рим во времена Августа».

5 Атриум - внутренний двор римского жилого дома.

Интерьер римского здания

Римский дом. Реконструкция. Релендера.

Интерьер римского дома. Реконструкция.

Римский пир

Мозаичный пол виллы Адриана в Тиволи.

Атриум дома Веттиев в Помпеях.

Обед в римском доме. Стол окружали три ложа, и римляне принимали пищу лежа, опираясь на левую руку.

Интерьер римской виллы. Английский художник Лоуренс Альма-Тадема

Гипокауст – отопительная система в домах Древнего Рима

Термы Каракаллы. Внутренний вид. Реконструкция.

Банные принадлежности.

Освещение в домах римлян: 1 – серебряные подсвечники; 2 – бронзовый светильник; 3 – керамические лампы; 4 – подвесная лампа

Жаровни

Серебряная посуда из Боскореале

Серебряный сосуд из Хильдесхаймского клада.

Продукты, подаваемые на стол в Древнем Риме. Мозаика.

Напольная мозаика из триклиния с изображением остатков пищи.

Изображение из гробницы Вестория Приска в Помпеях. «Когда римлянина навещал какой-нибудь друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозя

Изображение из
гробницы
Вестория Приска в
Помпеях. «Когда
римлянина
навещал какойнибудь друг,
правила хорошего
тона требовали,
чтобы хозяин дома
показывал ему
самые красивые
вещи из своей
серебряной
посуды».

Сцена пира. Фреска из Геркуланума.

Положение женщин

Глава семьи назывался домовладыка: в его власти находились дети, жена и другие
родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и
прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию
дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не
признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых
сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными
гражданами и главами своих семейств.
Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми,
руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями.
Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14летнего.
Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом
претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил
на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла
покинуть своего мужа и вернуться домой.
Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на
торжественных приёмах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не
полагалось присутствовать на собраниях народа.
Важно отметить, что римляне заботились и о том, чтобы женщины получили
образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор
семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки
учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили,
что она образованная девушка. Этот момент необходимо рассмотреть более
подробно

Женские портреты из Фаюма.

Прически знатных римлянок. Справа - Ливия, жена Августа.

Женские украшения.

Женские аксесуары: корзина для шитья, веретено, ваза, тазик, туалетный столик, игольник, ларец.

Золотой браслет из Помпей.

Ювелирные украшения

украшения

Женские сандалии и сумочка.

Женщины-гимнастки

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному и конструктивному решению отличались от греческого хи

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему
художественному и конструктивному решению отличались от греческого
хитона и гиматия, хотя имели общие черты.

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ, напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече,

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ,
напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков, а на
середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более
дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями.

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и
со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная
лента или оборка (лат. instita).

Одежда Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированны

Одежда
Быт римлян в
республиканский период
оставался еще довольно
строгим. Римский костюм
походил на греческий, он
также был драпированным,
но эстетическим идеалом
древних римлян было не
прекрасное человеческое
тело, а суровые мужественные
воины и величественные
женщины. Поэтому сложный
римский костюм, который
первоначально изготовлялся
из шерсти, а позже и из
льняного полотна, придавал
фигуре статичность,
величественность, некую
театральность. В
императорский период
одежды становятся богаче и
пышнее. Появляются
привозные шелковые ткани.

Одежда римских патрициев: На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус. На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными

Одежда римских
патрициев:
На мужчине туника с вышивкой,
тога, обувь кальцеус.
На женщине - стола
и пеплум. Причёска
с начёсом и
накладными
локонами.

На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, ма

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра,
вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски,
черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные
трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму.
Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался
символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д.
Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к
роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные
влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры,
ставшей преемницей античности.

В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии

В период расцвета Римского
государства его границы очень
расширились, включив
территорию современной
Англии, Франции, Испании,
Голландии и других стран. Рим
стал огромной мировой
державой, которая вела
бесконечные войны и обширную
торговлю. Награбленное
богатство, множество рабов,
выполнявших всю работу, вели к
роскоши даже в обыденной
жизни. Все это отразилось и в
характере древнеримского
костюма.
Римляне одевались в одежды
ярких цветов: красные,
пурпурные, фиолетовые, желтые,
коричневые. Костюм белого
цвета считался парадным, его
надевали для торжественных
выходов.

Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.

обувь

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 ос

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и
прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около
8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался
кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг
пятки и ступни: пальцы оставались открытыми

Сандалии. Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалась открытой. Сандали

Сандалии. Состояли
из подошвы, которая
закреплялась на ноге
мягкими
ремешками, при
этом большая часть
ступни оставалась
открытой. Сандалии
были разных цветов,
подошва разной
высоты, в зимнее
время также с
шерстью. Их носили
как домашнюю обувь.
ношение сандалий в
общественных местах
считалось нарушением
хорошего тона.
Садившиеся за стол
снимали сандалии или
им их снимал раб.

Головные уборы. Прически

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населе

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая
политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима создал очень
определённый идеал мужчины: сурового, выносливого, крепкого, спортивного
телосложения. Женщина считалась красивой, если была дородной, величавой, имела
плавную, полную достоинства, походку. Небольшая грудь и широкие бёдра были
идеальными признаками её будущего многодетного материнсва. Черты лица римской
красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза с крупными веками,
правильной миндалевидной формы, высокая переносица, прихотливой формы рот,
напоминающий охотничий лук.

1 . В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

2. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

3 . В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли… фамилией

4. Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.

5. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли… деканом.

6. В Древнем мире, как и в Средневековье, не было туалетной бумаги. Римляне использовали палку с тканью на конце, которую мокали в ведро с водой.

7. В Риме богатые граждане жили в домах – особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись “сальве” («добро пожаловать»). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

8. В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого «столового мальчика».

9. Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

10. Традиция свадебного поцелуя пришла к нам из Римской империи, где молодожены в конце бракосочетания целовались, только тогда поцелуй имел другое значение -он означал своего рода печать под устным договором о браке.Так сделка о браке была действительна

11. Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты - это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

12. Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

13 . Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад – в прошлый год, а второе глядело вперед — в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

14 . В Древнем Риме проституция не только не была незаконной, но и считалась обычной профессией. Жриц любви не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение.

15. В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток - спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты - как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

Древний Рим, наравне с Древней Грецией, считается колыбелью европейской культуры. Однако, некоторые традиции того времени даже нам, которые видели все или почти все, кажутся странными.

10 место: Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица – улица специалистов по выделке сандалий (vicus Sandalarius). На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице – Apollo Sandalarius.

9 место: На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пешеходов и даже бить их.

8 место: Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуальных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен.

7 место: Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства.

6 место: Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обедающих, стол был очень маленьким. Одного сотрапезника от другого отделяли подушками и тканями. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.

5 место: Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».

4 место: «К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, одного ювелира, который обманывал покупателей.

3 место: Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.

2 место: Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практически везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями ("Bustuariae") назывались проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.

1 место: Римские туалеты (по-латыни они назывались «latrina» или «forica») были достаточно вместительны – в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфинов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и политические остроты и стихи.

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.