Удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью. Химба - самое красивое африканское племя (фото)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

На фотографиях Джимми Нельсона не ослепительные звезды на красных ковровых дорожках, не модели на высоченных каблуках и не прокачанные парни на мотоциклах. В его объективе - люди в перьях, шкурах и даже боевом раскрасе. Они - представители исчезающих племен всего мира - от Чукотки до Папуа - Новой Гвинеи. Их самобытность и традиции - важное наследие, а диковинный первобытный вид - лучше любых декораций.

сайт представляет уникальный фотопроект британского фотографа и путешественника Джимми Нельсона «Прежде, чем они исчезнут» о древних и малоизученных сообществах, выживающих в отдаленных регионах Земли.

Горока (Папуа - Новая Гвинея)

Горока - столица провинции Истерн-Хайлендс. Коренные жители из-за близости цивилизации особенно сплочены и по-прежнему верят в духов и чтят чудеса природы.

Главное оружие - это не только луки, но и боевая раскраска и украшения. Местные воины знают толк в том, как произвести впечатление на противника и устрашить его.


Хули (Папуа - Новая Гвинея)

Крупное племя хули живет охотой, которой занимаются в основном мужчины, а вот в фермерском хозяйстве преуспели женщины. Путешественники дивятся их садам и огородам.

Хули раскрашивают свои лица в желтый, красный и белый цвета, чтобы устрашить противников во время племенных войн, которые тут не редкость.

Особенная традиция племени - создание париков из собственных волос. Выглядят эти парики как шляпы с плюмажем, затейливо украшенные перьями райских птиц и попугаев.

Калам (Папуа - Новая Гвинея)

Люди живут в традиционных деревнях. Цивилизация не добралась еще до них, поэтому основное занятие мужчин - охота, собирательство и сельское хозяйство - на совести женщин.

Мальчики племени калам с нетерпением ждут взросления - во время инициации им прокалывают нос, и они могут украшать, наконец, свои лица.

Мужчины трепетно относятся к своему внешнему виду - покрывают тела орнаментом, ожерельями из клювов птицы-носорога, полевыми цветами и перьями.

Асаро (Папуа - Новая Гвинея)

Асаро (в оригинале Асаро мудмен - «люди с реки Асаро, покрытые грязью») считается племенем таинственным и загадочным, но известны они в первую очередь тем, что обмазывают свое тело белой глиной и носят специфические глиняные маски.

Маски же соответствуют папуасскому представлению о духах: короткие или длинные уши, бивни, рога и рты, расположенные не как у нормальных людей.

Маори (Новая Зеландия)

Главными аспектами традиционной культуры маори являются искусство, танцы, легенды, общение и татуировки. Например, высокий социальный статус всегда находил отражение в виде рисунков на теле, а соплеменники без татуировок считались людьми никчемными.

Военный танец хака - одна из самых известных традиций маори. Эти странные для европейцев танцы сопровождаются песней и ударами рука об руку, топаньем и шлепаньем ладоней по бедрам.

Чукчи (Россия)

Чукчи живут за счет разведения северных оленей и охоты, женщины ведут быт и занимаются шитьем и вышивкой.

Находят местные жители время и на искусство - в почете резьба на кости и бивнях моржей.

Особенно высоко ценятся в этих суровых краях гостеприимство и щедрость, поэтому чукчи всегда готовы предложить ужин и кров путнику.

На севере Намибии обитает удивительное племя, о котором мало кто знал. Его жители, не контактировавшие с белыми людьми, долгое время не допускали к себе журналистов, а после нескольких репортажей интерес к ним невероятно возрос. Появилось множество желающих побывать в племени и рассказать миру о кочевниках, живущих по своим законам.

Племя скотоводов

Племя химба, численность которого не превышает 50 тысяч человек, с 16-го столетия живет в разрозненных поселениях и ведет полуоседлое-полукочевое существование в пустыне, где отсутствует вода. Сейчас оно занимается скотоводством: жители разводят коров особой породы, неприхотливых и готовых обходиться без воды долгое время. Домашние животные - это основное богатство и наследство, которое не рассматривается в качестве пищи.

Народ, не знакомый с благами цивилизации

Продавая животных, они выручают немного денег, а зачастившие гости покупают сувениры и поделки. Заработок химба тратит на покупку сахара, кукурузной муки, лакомств для детишек. Одежда жителям не нужна, они делают из шкур животных и закрепляют их на теле ремнем. Все, что им требуется, - шлепанцы, чтобы идти по обжигающей ноги пустыне. Никто из них не пользуется техникой, почти не знает письменности, посуду членам племени заменяют сосуды, выдолбленные в тыкве, но они совершенно не страдают от отсутствия атрибутов цивилизации.

Племя химба, фото которого стали часто печатать в различных изданиях, соблюдает древние обычаи, поклоняется душам мертвых и богу Мукуру, разводит скот и не проливает чужую кровь. Они ведут мирное существование в безжизненной пустыне, в условиях жесткого дефицита воды.

Внимание к внешнему виду

Для членов племени внешний вид играет важную роль в традиционной культуре. Он указывает на положение в обществе и определенные фазы жизни. Например, замужние женщины носят на голове некое подобие короны, которую изготавливают из шкур козы, а женатые мужчины - тюрбан.

Девочки заплетают длинные волосы в косы надо лбом, с возрастом они делают прически, которые состоят из огромного количества косичек, а мальчики стягивают волосы в конский хвост, завязанный в пучок.

Женщины, признанные самыми красивыми

Представители химба не упускают ни одной мелочи и тщательно следят за своим обликом, ухаживая за кожей и прической. Отсутствие одежды они компенсируют многочисленными украшениями, смастеренными из меди, ракушек и жемчуга. Это важная часть многовековых традиций, а женщины племени химба признаны самыми красивыми. Их тонкими чертами лица и глазами миндалевидной формы любуются путешественники, утверждающие, что каждая девушка могла бы работать моделью на подиуме.

Это высокие и стройные женщины, выделяющиеся на фоне остальных Они ловко носят на голове емкости с драгоценной водой, благодаря чему у них сформировалась великолепная осанка. Украшения, которые представительницы прекрасного пола носят на шее, ногах, руках, служат не только для красоты - таким образом местные девушки защищают себя от укусов змей.

Волшебная смесь для лица и тела

Каждая капля воды на вес золота, и то, что удается добыть, выпивается, поэтому члены племени не моются, а выживать им помогает специальная смесь красно-оранжевого цвета, которой химба обязаны особым оттенком кожи. Женщины растирают камни вулканической породы в пудру и смешивают ее с взбитым из молока коров маслом, пеплом, растительными эликсирами. Каждое утро начинается с того, что аборигены наносят охровую краску, поддерживающую необходимый уровень гигиены и защищающую от укусов насекомых и палящих солнечных лучей, на все тело и лицо.

Невероятно мягкая кожа женщин прекрасно выглядит и приятно пахнет ароматической смолой, которую часто добавляют в смесь, служащую и основой для сложных причесок, которыми отличается племя химба.

У каждого жителя есть второе, «европейское» имя. Дети его получают, когда учатся в передвижных школах. Каждый ребенок умеет считать и знает несколько фраз на английском языке, но после первых классов обучения его мало кто продолжает.

Племя химба в Намибии строит хижины конусообразной формы из молодых деревьев и пальмовых листьев, которые переплетаются кожаными ремешками, а позже покрывает их навозом и илом. Внутри такого жилища отсутствуют удобства, кроме матраса на полу.

Племя живет в клане, которым руководит старейшина - дедушка, отвечающий за жилье, религиозные аспекты, соблюдение законов и традиций, экономические вопросы, управление собственностью. Его полномочия подтверждаются специальным браслетом на руке erenge. Староста заключает браки, проводит различные церемонии и ритуалы у священного огня, привлекая духов предков к решению насущных вопросов.

Браки заключаются таким образом, чтобы богатство распределялось поровну. После свадьбы жена переезжают к мужу и принимает правила нового клана.

Женщины встают очень рано, с рассветом, доят коров, которых мужчины отводят на пастбища. Как только угодья скудеют, племя химба снимается с места и перебирается в другое место. Мужья кочуют со стадами, оставляя в деревне своих жен и детей.

Из современных вещей у племени прижились пластиковые бутылки, в которых хранятся украшения.

В деревню лучше всего ехать вместе с гидом, который подробно расскажет о быте племени и сможет договориться с вождем о посещении жилища.

Удивительное племя химба - это гостеприимные и улыбчивые люди, не ищущие выгоды от зачастивших путешественников. Самобытный народ, существующий изолированно от внешнего мира, равнодушен к благам цивилизации, и каждый случай сохранения традиционных укладов представляет огромный интерес для ученых и туристов.

На севере страны, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из «постороннего» мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности, женщины химба.

2. На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в «первобытные» одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса. А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им «не удалось пробиться к цивилизации», а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было. Люди химба действительно таковы, какими их может увидеть приезжий. И первая встреча состоялась у нас еще накануне намеченного визита в племенное селение: в крошечном городке Опуво, столице Каоколенда, нам встретилась одна дама, как ни в чем не бывало явившаяся в супермаркет за покупками.

3. Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть — тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город — за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна — разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой — кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, — они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

4. Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства?..

5. Есть только два предмета, которые, как мы заметили, стали для них предметом первой необходимости и широко используются в быту. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода "помпоны", увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.

6. И во-вторых, - разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы и украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных...

7. Вот тут обратите внимание на изящный бантик в волосах, например...

8. У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом... Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

9. Мы зашли в одну хижину, и 15-летняя Мария нам показала, как свежая мазь смешивается из разных ингредиентов, и как ею пользуются девушки химба.

11. Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться). После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается. Вот Соня (в шортах и желтой майке) в свои 19 лет уже не первый год живет в городе. Теперь пришла навестить сестер и братьев, и взяла с собой городскую подружку.

12. Кстати, часы у уже знакомой нам Марии на руке - принесены в подарок из города кем-то из таких "отхожих" родственников:

13. Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: . В Намибии СПИДом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься — живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают. А вот тот, кто безраздельно владеет судьбами и жизнями всех женщин и мужчин рода: глава и отец огромного семейства, населяющего всю эту деревню. Он же, при необходимости, пообщается с духами предков, предскажет погоду, излечит больного, накажет виновного, защитит обиженного. И волосы в прическах женщин — его. Нам показалось — душевный, веселый мужик.

14. Наш провожатый - как раз его племянник: несколько лет назад ушел жить в город, переоделся в рубашку и брюки, теперь зарабатывает гидом, привозя к родственникам гостей. А вот это, сообщил он нам по секрету, - "фёрст леди", старшая жена "большого босса":

15. Ну вот, теперь, когда со всеми познакомились, - финальная часть визита. Чтобы никого не обидеть, обязательно нужно купить что-нибудь из здешних поделок:

16. Впрочем, нам тоже есть что предложить в ответ. Вот состоявшийся контакт цивилизаций: Мотя моментально нашел общий язык со сверстниками. Стороны быстро перешли к обмену опытом и ценными навыками. Оказалось, например, что младших химба очень увлекают Мотины умения устраивать "театр теней" с разными зверями и птицами, складывая пальцы так и этак...

17. Правда, отличить мальчиков от девочек оказалось не так просто. Вот эту десятилетнюю красавицу Мотя, например, сразу выделил из компании и до последнего считал приятелем...

18. В общем, гостеприимством тоже злоупотреблять нехорошо. В благодарность за радушный прием оставляем заранее припасенные подарки. Все ту же муку, растительное масло, и т.д. Ну а подарки детям — большой мешок печенья. Старейшине отдельный дар: большую буханку заранее нарезанного белого хлеба.

19. А без финального фото на память - тоже, конечно, нельзя.