Ван Клиберн: американский пианист, покоривший русские сердца.

В США скончался выдающийся пианист Ван Клиберн, прославившийся благодаря победе на первом Международном конкурсе имени Чайковского в 1958 году. В контексте противостояния США и СССР того времени эта победа стала настоящей сенсацией, сделавшей Вана Клиберна звездой на родине, где его ждал переполненный Бродвей, концерты в Карнеги-холле и огромные гонорары. Эта слава обернулась для Клиберна невероятно успешной, хоть и короткой, карьерой.

Ван Клиберн стал заметным исполнителем задолго до победы на конкурсе Чайковского. Способность к музыке он проявил в раннем детстве, и первые уроки игры на фортепиано Вану Клиберну давала его мать - пианистка Рильдия Би О’Брайен. В 13 лет он выиграл конкурс пианистов штата Техас, а в 17 поступил в знаменитую Джульярдскую школу, где учился под руководством эмигрировавшей в США уроженки Киева Розины Левиной, ученицы Василия Сафонова.

В 1954 году Клиберн завоевал первую премию на престижном Конкурсе имени Левентритта в Нью-Йорке и получил право дать сольный концерт в Карнеги-холле. Это выступление, во время которого пианист исполнил знаковый для него Первый фортепианный концерт Чайковского, привлекло к музыканту внимание и обеспечило ему контракт с продюсерской фирмой Columbia Artists. Однако Клиберн все еще оставался просто талантливым музыкантом, пусть и добившимся некоторого успеха, но всего лишь одним из многих.

Взлет Вана Клиберна стал следствием нескольких счастливых случайностей. Он мог вообще не появиться в Москве: в 1957 году Columbia предложила пианисту выступить с серией концертов в Европе, но Левина уговорила его вместо этого подать заявку на участие в конкурсе Чайковского. К приезду американского музыканта в Советском Союзе отнеслись с пристальным вниманием - отношения между США и СССР была крайне напряженными: Советский Союз только что запустил первый искусственный спутник Земли, нанеся удар по самолюбию американцев, да и «холодная война» была в самом разгаре.

Однако на сцене никаких следов противостояния не было. С первого тура соревнования Ван Клиберн завоевал любовь советских зрителей и жюри, в которое входили такие знаменитые пианисты, как Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс. В финале американский пианист исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского и Третий фортепианный концерт Рахманинова. Зал был в восторге, стоя аплодировали даже члены жюри, хотя это было запрещено регламентом. Рихтер назвал Клиберна гением, а Гилельс лично прошел за сцену, чтобы поздравить пианиста.

Победу было решено отдать Клиберну, но в министерстве культуры были встревожены решением жюри и обратились к Никите Хрущеву - можно ли? Триумф американца на первом международном музыкальном фестивале Советского Союза - событие во всех отношениях неоднозначное: своих победителей, получается, воспитать не смогли. Но Хрущев разрешил. «Раз жюри настаивает, то не надо нам вмешиваться», - сказал он. На следующий день Ван Клиберн был объявлен лауреатом первой премии конкурса Чайковского.

Эта победа мгновенно сделала молодого музыканта звездой и любимцем публики - в Нью-Йорк он вернулся мировой знаменитостью. В честь его приезда на Бродвее устроили парад - ни до, ни после Вана Клиберна ни один музыкант не удостаивался такой чести. В одну секунду он снискал славу кинозвезды и небывалую для академического музыканта популярность.

Вскоре после триумфального возвращения Клиберн записал концерт Чайковского. Эта запись стала первой пластинкой в истории классической музыки, получившей платиновый статус, и более десяти лет возглавляла список классических бестселлеров. Музыкант много гастролировал: каждый город Америки, где был хоть какой-то концертный зал, жаждал услышать Вана Клиберна; каждый хотел увидеть 23-летнего техасского парнишку, который показал коммунистам, как нужно играть Чайковского и Рахманинова.

В Москве Клиберна любили едва ли не больше, чем на родине, и он отвечал взаимностью. По собственному признанию пианиста, он никогда не думал о том, какой политический смысл несла его победа, но запомнил отзывчивую московскую публику, которая приняла его с искренней любовью и теплотой. После победы на конкурсе Чайковского Ван Клиберн еще несколько раз приезжал в Советский Союз, где его всегда принимали с благодарным вниманием на самом высоком уровне.

Всеобщая любовь принесла Клиберну славу и достойный заработок, но отчасти и навредила, сделав его заложником образа. В глазах американской публики Клиберн был победителем, и раз за разом ему приходилось предъявлять доказательства этой победы. Принесшие музыканту славу концерты Чайковского и Рахманинова стали его «фирменным» номером, который он был вынужден повторять на всех концертных площадках.

В 1960-х годах Клиберн начал осваивать новый репертуар - он играл и записывал фортепианные концерты Шумана, Грига, Моцарта, Прокофьева и Бетховена, а также камерные произведения романтиков, в основном Листа, Шопена и Брамса. Критики реагировали на эти исполнения по большей части сдержанно, хотя некоторые из них были признаны удачными. Все ждали, что фортепианный вундеркинд повзрослеет и в его игре в дополнение к певучести и виртузности появятся зрелость и глубина, но в полной мере этого так и не произошло.

В середине 1970-х годов умер сначала отец пианиста, а затем его импресарио Сол Юрок (до эмиграции - Соломон Гурков). Их смерть сильно повлияла на пианиста, в его игре критики все чаще стали замечать отстраненность. Это чувствовал и сам музыкант, и несколько лет спустя, в 1978 году, Клиберн решил завершить исполнительскую карьеру. Позднее в интервью он рассказывал, что в тот момент отказ от концертов был для него очень важен, поскольку позволил ему больше времени уделять себе и наверстать упущенное в молодости.

В 1987 году Клиберн ненадолго вернулся к концертной деятельности, но это возвращение стало лишь эпизодом - выступал пианист редко и нерегулярно. Чаще, чем концерты, Клиберн давал приемы у себя дома в Форт-Уорте, где он жил со своей матерью.

Заслуги Вана Клиберна были отмечены десятками международных наград, причем политических среди них было примерно столько же, сколько и музыкальных. Однако главная заслуга пианиста была в том, что он проложил путь к успеху многим исполнителям классической музыки. Его победа на конкурсе Чайковского и стремительный взлет во многом определили нынешний облик музыкальных конкурсов: до Клиберна они, конечно, существовали, но только после него превратились в индустрию. Благодаря ему победа на престижном конкурсе стала синонимом успеха, гарантированных ангажементов и контрактов со звукозаписывающими лейблами.

Когда в июне 2011 года в Большой зал Московской консерватории вошел сухой, моложавый и очень высокий старик со старомодной прической, все собравшиеся на открытие Конкурса им. Чайковского встали и повернулись к проходу. Далеко не каждый председатель жюри конкурса пианистов удостаивался такого приема, даже если в прошлом он был победителем этого самого конкурса. Ван Клиберн — а это был именно он — был героем не только для собравшихся музыкантов и меломанов, но и для всей страны,

Победа Клиберна на конкурсе Чайковского в 1958 году произвела потрясающий эффект: в разгар «холодной войны» на самом первом конкурсе лауреатом становится американский пианист.

Несмотря на напряженную международную обстановку, критики по обе стороны океана быстро прекращают разговоры о возможном политическом подтексте решения жюри московского конкурса: настолько молодой музыкант покорил всех соединением удивительного обаяния, харизмы и исполнительского мастерства. В советской Москве его в буквальном смысле носят на руках, на следующий день после победы его принимает у себя Никита Хрущев, с которым они станут друзьями на долгие годы. Дома, в Америке, Клиберну устраивают встречу, какой позже, в 60-е годы, удостаивались только рок-звезды.

«Я очень жалею, что вас всех не было со мной в России, — скажет собравшимся Клиберн. — Видели бы вы, с какой теплотой и сердечностью меня принимали в Москве».

И действительно, другом Клиберн был не только главе государства, а всей советской стране. Хрущев в своей простоте называл его Ваней. Музыкант не обижался и даже с радушием принял ошибочную русскую транскрипцию его имени. В Америке его все-таки называли Вэн Клайберн, однако в нашей стране он требовал, чтобы его писали Клиберн и никак иначе. В СССР пианист обладал популярностью поп-звезды: после победы на конкурсе ему еще долго шли письма (в качестве адреса обычно указывали Большой зал Московской Консерватории) от советских слушателей.

«Дорогой Ван, — писал ему один из корреспондентов, — оставайтесь в России. Думаете, вас бы здесь меньше ценили бы и любили?».

Советское телевидение никогда не скупилось на трансляции записей концертов Клиберна, а он в ответ не скупился на гастрольные визиты — надо думать, отечественные дипломатические учреждения выдавали ему визы без малейшей проволочки.

Однако в этой дружбе Клиберн никогда не заходил слишком далеко: так, например, при всей симпатии к советским людям он никогда не поддерживал войну в Афганистане и не пытался вступить в компартию.

Теплые отношения с первыми лицами советского государства не мешали ему дружить с Ростроповичем и Вишневской.

На протяжении всей истории своих взаимоотношений с советской и постсоветской Россией пианист оставался фигурой надполитической, тем самым показывая, насколько мировая культура может быть выше международной политики.

Интересно, что при всей типичности некоторых поворотов его музыкантской судьбы и биографии фортепиано никогда не было для Клиберна пыточным инструментом — он сам много раз признавался, что с детства обожал его и мечтал быть только музыкантом. Учиться его сподвигла мама, жена инженера-нефтяника и сама одаренная пианистка и преподаватель музыки, услышав, как музицирует ее трехлетний сын. Отец соорудил для сына «студию» в гараже, чтобы тот мог беспрепятственно заниматься.

В Джульярской школе, ставшей альма-матер для практически всех значимых американских музыкантов, учителем Клиберна была легендарная Розина Левина, выпускница еще дореволюционной Московской консерватории. Быть может, именно это помогло ему выиграть конкурс Чайковского:

музыкант, безусловно, был воспитан в традициях русской исполнительской школы.

В 1949 году 15-летний Клиберн дал концерт в Карнеги-холле. После победы в одном из конкурсов звукозаписывающая компания RCA Victor предложила ему контракт на запись диска. Его исполнение Первого концерта Чайковского получило платиновый статус — впервые в истории классической музыки — и принесло музыканту «Грэмми». Так что в 1958 году к нам приехал вовсе не новичок, а вполне состоявшийся у себя в стране молодой музыкант.

О последовавшей затем популярности свидетельствует тот факт, что уже в 1962 году общественность города Форт-Уорт, штат Техас, основала Международный конкурс Вана Клиберна. Впоследствии он стал одним из престижнейших музыкальных состязаний. Его лауреатами в разное время были удивительный пианист Владимир Виардо (1973), гениальный (и, увы, недооцененный на родине) исполнитель Алексей Султанов (1989), талантливейшая Ольга Керн (2001), молодой виртуоз Александр Кобрин (2005).

Клиберну много доставалось: в 70-х американские критики ругали его за отсутствие нового репертуара, советские называли «Гагариным американо-советской дружбы», что бы ни значил подобный эпитет. В 1978 году, после смерти отца, Клиберн перестал концертировать и появляться на публике — в том, году он дал всего два концерта (правда, в Белом доме и в Карнеги-холле).



Свое семидесятилетие в 2004 году маэстро приехал отмечать в Москву — концертами. И на каждом из них зал неизменно встречал его овациями. 



Это постоянство российской публики, преданной Клиберну 50 с лишним лет, говорит о том, что дело не только в статусе «друга СССР», навечно приклеившемуся к музыканту. Но в том, что с помощью своего обаяния и исполнительского мастерства Клиберн пригласил миллионы простых людей по всей планете в мир классической музыки, открыв для каждого двери залов, прежде ждавших только посвященных меломанов, утвердив статус музыки как искусства необходимого и в то же время доступного. И это его дело, хочется верить, забудется нескоро.

Известный американский пианист Ван Клиберн скончался вчера ночью в возрасте 78 лет в Форт-Уэрте (штат Техас), сообщает американский телеканал NBC. У Ван Клиберна ранее был диагностирован прогрессирующий рак костей.

Широкую известность пианист получил в 1958 году в возрасте 23 лет, когда получил первую премию на Конкурсе Чайковского в Москве. Тогда его выступление сопровождалось восьмиминутной овацией.

Трудное детство юного гения

Харви Лейвэн Клайберн-младший (именно так произносится его фамилия на английском языке – прим. перев.) родился в Шривпорте, штат Луизиана, 12 июля 1934 года, напоминает сегодня издание The New York Times.

Его мать Рильдия Би О’Брайан была пианисткой и училась в Нью-Йорке у Артура Фридгейма, который долгое время был учеником Ференца Листа. Она надеялась добиться успеха в музыке и сделать музыкальную карьеру, однако мать запретила ей это делать. Женщина вышла замуж за агента нефтяной компании по закупкам Харви Лейвэна Клайберна – неразговорчивого человека со скромным доходом.

Единственный ребенк, Ван начал учиться музыке у матери, когда ему было три года. К четырем годам он уже участвовал в ученических концертах. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в городок Килгор, штат Техас, население которого составляло 10500 человек. Отец Вана надеялся, что его сын станет медиком-миссионером; однако он быстро понял, что мальчику самой судьбой предначертано быть музыкантом, и оборудовал для него специальную «студию» в своем гараже.

В 13-летнем возрасте Клиберн победил на музыкальном конкурсе штата, и вместе с филармоническим оркестром Хьюстона исполнил концерт Чайковского. Его мать решила, что мальчику надо учиться у признанного мастера со связями, и отвезла Вана в Нью-Йорк, где тот стал брать уроки в Джульярдской школе. Ему предложили стипендию и место на подготовительном отделении. Однако Ван наотрез отказался учиться у кого бы то ни было, кроме матери, и они вернулись в Килгор.

В возрасте 16-ти лет Ван поражал сверстников своим ростом - до 1 метра 93 сантиметров. Чрезмерно застенчивый юноша отказался от занятий спортом из страха травмировать руки. Позднее Клиберн вспоминал, что юные годы без семьи стали для него «адом».

Музыкальная надежда Америки

Уже во время учебы в Джульярдской школе Клиберн считался подающим большие надежды пианистом. В 1954 году он занял первое место на престижном конкурсе имени Левентритта, что дало музыканту возможность дебютировать с пятью ведущими оркестрами, включая Нью-Йоркский филармонический оркестр под руководством Димитриса Митропулоса.

Выступая в ноябре 1954 года на конкурсе в Карнеги-Холл, он исполнил фортепьянный концерт Чайковского №1, который стал его «фирменным» произведением, вызвав шквал восторженных отзывов и дав ему контракт со звукозаписывающей компанией Columbia Artists.

Эффект победы

В 1957 году Клиберна взяли в армию, но через два дня освободили от службы, поскольку врачи обнаружили, что у него часто бывает носовое кровотечение. Несмотря на успех, в тот момент в его карьере наступил застой, и он набрал 7000 долларов долгов. Менеджеры Вана из Columbia Artists хотели, чтобы он отправился в европейское турне. Однако Левина уговорила его подать вместо этого заявку на участие в конкурсе Чайковского.

Благодаря гранту в 1000 долларов, полученному Клиберном от программы помощи музыкантам имени Марты Рокфеллер, он смог поехать в Советский Союз. Расходы конкурсантов в Москве взяло на себя советское правительство.

Во время финального выступления, когда Клиберн исполнял первый концерт Чайковского, сольное произведение Дмитрия Кабалевского (написанное как пробная работа для конкурса) и третий концерт Рахманинова, аудитория начала скандировать: «Главный приз! Главный приз!»

Американский журнал Time назвал его "техасцем, завоевавшим Москву". Вернувшегося в Нью-Йорк Ван Клиберна торжественно провезли по городу: выстроившаяся на Бродвее 100-тысячная толпа шумно приветствовала победителя.

Карьера музыканта была высокодоходной хотя и недолговечной. За концертный сезон 1958-59 годов его доход составил 150000 долларов. Его концерт в Карнеги-Холле с участием Кирилла Кондрашина и симфонического оркестра Symphony of the Air, состоявшийся 19 мая 1958 года, стал повтором программы финального тура конкурса, и его передала в эфир нью-йоркская радиостанция классической музыки WQXR. Клиберн подписал контракт с RCA Victor, и за год был продан миллион пластинок с записью первого концерта Чайковского в его исполнении.

Сначала Клиберн не понимал, каковы политические последствия его победы. «Ох, да я совсем и не думал об этом, - вспоминал он в 2008 году, давая интервью New York Times. – Мне так понравились эти прекрасные и дружелюбные люди, столь страстно любящие музыку». «Русские, - добавил он, - напоминали мне техасцев».

Люди повсюду хотели слышать в его исполнении только те произведения, которые принесли ему победу – первый концерт Чайковского и третий Рахманинова. Каждый американский городок, где был концертный зал, хотел, чтобы к ним приехал Клиберн и сыграл именно эти вещи.

«Когда я выиграл конкурс имени Чайковского, мне было всего 23 года, и все говорили об этом, - сказал в 2008 году Клиберн. – А у меня было такое ощущение, что я занимаюсь этим уже лет 20. Когда ты востребован, это щекочет нервы. Но это также большая нагрузка».

Закат карьеры

В 1978 году Клиберн, которому тогда было 44 года, и который к тому времени стал весьма состоятельным человеком, объявил о своем уходе с концертной сцены. Он вместе с матерью переехал в роскошный особняк в окрестностях Форт-Уэрта, где часто устраивались поздние обеды и приемы.

В молодости, цитирует ресурс inosmi.ru издание "The New York Times", у Клиберна был непродолжительный роман с однокашником-вокалистом из Джульярдской школы. Но уже тогда он старался не афишировать свою гомосексуальность. В 1966 году он заметно ослабил меры предосторожности, когда в возрасте 32 лет познакомился с Томасом Зарембой, которому в то время было 19.

Детали их романтической связи выплыли на всеобщее обозрение в 1996 году, когда Заремба подал на Клиберна в суд, требуя от него выплаты алиментов по гражданскому браку на «многие миллионы долларов», как писала в то время местная газета Форт-Уэрта The Fort Worth Star-Telegram. Заремба, переехавший в Мичиган и ставший распорядителем похорон, утверждал, что за время их длившейся 17 лет связи он был деловым партнером Клиберна и его промоутером, а также помогал ухаживать за его матерью, которая скончалась в 1994 году в возрасте 97 лет. В итоге в иске было отказано.

В 1987 году Клиберн вернулся на концертную сцену, правда, выступал он уже не так часто. Сказывалось напряжение, и стресс дал о себе знать 21 мая 1998 года, когда Клиберн, выступая с местным симфоническим оркестром на открытии концертного зала в Форт-Уэрте и исполняя второй концерт Рахманинова, в конце выступления потерял сознание и упал прямо на сцене. Медики за кулисами дали ему кислород и отвезли в больницу.

Последний раз Клиберн появился на публике в сентябре. Тогда он выступил в исполнительском зале Форт-Уэрта с речью на концерте, который был посвящен 50-й годовщине создания Фонда Ван Клиберна. Его пережил Томас Смит, с которым музыкант жил в своем доме много лет.

Всемирно известный американский пианист Ван Клиберн умер в возрасте 78 лет у себя дома в городе Форт-Форт, штат Техас. Об этом агентству Associated Press сообщила его давняя подруга Мэри Лу Фальконе. Она рассказала, что музыкант скончался в среду утром.
В августе прошлого года у Ван Клиберна был диагностирован рак костей, который очень быстро прогрессировал. Последние месяцы жизни пианиста мучили страшные боли... Мэри Лу Фэлкоун сообщала, что, несмотря на болезнь, музыкант сохранял бодрость и оптимизм. Он умер у себя дома в окружении родных и друзей.

Ван Клиберн прославился на весь мир в 1958 году. В самый разгар «холодной войны» 23-летний музыкант победил на первом Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Да, я в курсе, что вообще-то он Вэн Клайберн (англ. Van Cliburn ), полное имя Харви Лейвэн Клайберн-младший (англ. Harvey Lavan Cliburn Jr. ), но... с 1958 года он известен в России как Ван Клиберн. Некоторые даже называли его Ваней...
Уж так повелось.


Ван Клиберн родился в 1934 году в небольшом городе Шривпорт, Луизиана. Его отец не имел ничего общего с музыкой: он был инженером-нефтяником, поэтому семья была вынуждена часто переезжать. Вскоре после появления на свет ребёнка семья переехала в Техас.
Мать же, Рильдия, была превосходной пианисткой и обладала педагогическим талантом. Своему мастерству она обучалась у немецкого пианиста Артура Фридгейма, который, в свою очередь, перенял мастерство своего учителя — знаменитого композитора Ференца Листа. Рильдия значительно преуспела в этом «ремесле» и зарабатывала на жизнь частными уроками. На одном из подобных занятий присутствовал её трехлетний сын, Лэйвэн, которого в семье ласково называли Вэн. Малыш ещё не умел читать с листа и, услышав мелодию, которую мать пыталась показать одному из учеников, сумел повторить её на фортепиано. Такие «подвиги» мальчика повторялись неоднократно.

Мать делала все возможное для развития таланта мальчика и именно она привила ему любовь к музыке.
«Она наблюдала за мной, как ястреб, даже если не была в той же комнате. Она научила меня слушать, она научила меня всему. И я просто любил играть; похоже, я был рождён, чтобы играть на фортепиано» , — говорил пианист о своей матери в одном из интервью.
Однако и отец не сидел сложа руки: если он не имел возможности обучать сына самостоятельно, то прилагал все усилия для создания благоприятных условий. Он даже сделал специальную «студию» в своем гараже, где Вэн мог заниматься в любое время. Неимоверные усилия родителей, природные способности Клиберна и его трудолюбие сложились воедино и сформировали в нём искусного пианиста.

Уже в возрасте 14 лет он успешно выступал в известнейших залах Соединенных Штатов. Отправной точкой его грандиозных побед стало выступление в Карнеги Холл в 1949 году и победа в конкурсе «National Music Award».
Двумя годами позже, по окончании школы, Клиберн поступил в Джульярдскую школу искусств. Там он стал учеником Розины Левиной (Rosina Lhevinne ), выпускницы Московской консерватории, и познакомился с русской школой игры на фортепиано. Левина значительно расширила репертуар Клиберна, помогла ему усовершенствовать технику игры, научила шире понимать музыку. В Джульярде Клиберн с первых дней стал одним из лучших учеников. Он появлялся вновь и вновь на различных конкурсах, завоевывал премии и награды, становился более известным.

Однако после окончания Джульярдской школы в 1954 году удача отвернулась от пианиста. Несмотря на плотный график выступлений, контрактов на постоянную работу у него не было. Финансовое положение семьи оставляло желать лучшего. Кроме того, тяжело заболела мать Клиберна, так что ему пришлось подменить её и на некоторое время стать преподавателем.

Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар холодной войны. Говорят, Хрущев лично разрешил дать первую премию американцу, несмотря на напряженные отношения между СССР и США.

По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант проникся любовью и уважением к России и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами.

После победы Клиберна на конкурсе звукозаписывающая компания RCA Victor предложила ему контракт, и вскоре его альбом с записью Первого фортепианного концерта Чайковского стал платиновым (впервые в истории музыки этого статуса достиг классический альбом). В том же 1958 году Клиберну за этот альбом была присуждена премия «Грэмми».

В 60-х и 70-х он был в списках самых продаваемых музыкантов своего поколения, сообщает газета The Fort Worth Star.
"Девочки-подростки бросали ему цветы… Очереди за билетами на его выступления выстраивались на много часов" , - вспоминает редактор Таймс Макс Френкел.

В Форт-Ворте с 1962 года проходит Международный музыкальный конкурс имени Вана Клиберна. Состязания профессиональных музыкантов и любителей проводятся раз в четыре года.

После сенсационной победы в СССР карьера музыканта обрела некоторый политический акцент: он неоднократно выступал перед президентами США, представителями королевских семей и лидерами стран Европы, Азии и Южной Америки.

Клиберн прекратил гастролировать в 1978 году, чтобы проводить больше времени с больной матерью.

В 1987 году музыкант сыграл на приеме в Белом доме в Вашингтоне по случаю исторического визита в США генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, после чего возобновил выступления.

Ван Клиберну неоднократно вручали почетные музыкальные награды, от его имени предоставляются многочисленные стипендии. Музыкант является обладателем медали Центра имени Кеннеди, лауреатом престижной премии «Грэмми». Владимир Путин наградил Ван Клиберна орденом Дружбы, а родная Америка — медалью Свободы.

После триумфального возвращения с гастролей в СССР журнал Time провозгласил Клиберна "техасцем, который завоевал Россию".
Да, только так нас и можно завоевать...

В 1958 году молодой, еще никому не известный пианист из Америки стал триумфатором первого конкурса П.И. Чайковского. Тогда много говорили о том, что это было политическое решение, которое должно было сыграть большую роль в потеплении отношении между США и СССР. И тем не менее одной лишь политикой объяснить эту победу было невозможно.

Конечно, главное, что повлияло на решение жюри во главе с прославленным советским пианистом Эмилем Гилельсом, - это музыкальная одаренность Ван Клиберна. Он производил колоссальное впечатление одним своим сценическим обликом - молодой, красивый пианист, целиком погруженный в музыку и завораживающий этим состоянием огромную аудиторию. Однако и этого было бы недостаточно. Ключевое слово оставалось за его игрой, не только виртуозной и предельно эффектной, но и в высшей степени естественной, человечной, живой. Свидетели его выступлений тех лет отмечали изумительную певучесть звука Клиберна, способность пианиста извлекать тончайшие пассажи при самом легком прикосновении к инструменту. За этим филигранным мастерством стояла личность музыканта, прирожденного исполнителя романтической музыки, которая, пожалуй, была наиболее близка его внутреннему миру. Стоит ли говорить о том, что записи Ван Клиберном произведений Грига, Брамса, Рахманинова и других композиторов-романтиков моментально вошли в золотой фонд исполнительского искусства. Но его "визитной карточкой", пожалуй, стало исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. У многих любителей музыки Ван Клиберн ассоциируется с этой музыкой так же неразрывно, как и Эмиль Гилельс, любивший это сочинение и замечательно его исполнявший.

Естественность Клиберна-музыканта, его способность к гипнотическому воздействию на аудиторию музыкальными средствами завораживали не только профессиональных музыкантов или поклонников классической музыки. Свидетель его выступлений в Москве, скрипач Артур Штильман вспоминал, что выступления Ван Клиберна ничего не теряли в телевизионной трансляции, вовлекая в ряды любителей музыки буквально миллионы телезрителей. Даже в киноновелле "Наваждение" Леонида Гайдая можно услышать забавный на первый взгляд диалог героев Александра Демьяненко и Виктора Павлова: "Дуб, конспект есть?" - "Нет, никаких конспектов нет?" - "А что ты слушаешь?" - "Ван Клиберна, иди!". Эта маленькая словесная перепалка не только отражает популярность американского пианиста, но и показывает, что через замечательное исполнение классическая музыка может иметь невероятное воздействие на массовую аудиторию.

И в поздние годы отошедший от активной концертной деятельности Ван Клиберн был желанным гостем в России. Здесь еще со временем первого конкурса П.И. Чайковского его называли на русский манер Ваном Клиберном, а иногда и просто - Ваней. На последний конкурс П.И. Чайковского американский пианист приезжал, уже будучи тяжело больным. С его смертью любители классической музыки потеряли одного из последних романтиков фортепианного исполнительства, которому был чужд "научный подход" к музыке и который будто бы заново сотворял на сцене произведение. Это и была интерпретация в подлинном смысле этого слова.

Последний раз он побывал в Москве в январе 2011 года. Клиберн был тогда председателем жюри пианистов на том же Международном конкурсе имени Чайковского. Победитель получил награду от Клиберна - как эстафету.

Приезд оказался прощальным и - символичным.

Ко всем словам скорби добавим одно: не стало человека, который к нам, к нашей стране, ее истории и достижениям относился с уважением - гораздо большим, чем зачастую мы тут сами. Увы.

Вообще, к России у Вана Клиберна особое отношение. "До конца жизни я люблю Россию", - сказал он на русском почти без акцента.
- С того момента, как 26 марта 1958 года я сошел с самолета в Москве, я почувствовал эту удивительную ауру любви к музыке и той доброты, которая окружала меня с тех пор. С того момента, как я вышел в зал, я почувствовал все эти настроения в публике, и они стали для меня огромной поддержкой и утешением. Россия дала мне много, она дала мне имя.

Когда я вчера вошел в зал, меня просто захлестнули воспоминания и. конечно же, о том, как я впервые в жизни вышел на эту сцену. Для меня Большой зал консерватории - святое место в музыкальном мире и в мире вообще. Тогда я не мог не думать о великих людях, которые входили на эту цену до меня и творили в этих стенах, не мог не вспомнить Сергея Танеева, Антона Рубинштейна и всю великую музыку, которая была создана в России. Я сказал вчера своему большому другу Ричарду Родзинскому: "В этом зале каждый человек по-настоящему знает музыку". И это свидетельствует о внутренней силе русских людей. Россия - великая страна, здесь все знают и любят музыку - от водителя такси до рабочего у станка. И меня всегда потрясало и это удивительное знание и умение чувствовать музыку, и сама великая культура, с которой я сопричастен.

Вечная память.

Ван Клиберн на концерте памяти жертв Беслана в сентябре 2004 года.
Фото: Сергей Пономарев / AР