Внеклассное мероприятие "путешествие в мир сказок". Путешествие в мир сказки

1) развитие творческого воображения;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) установление доверительных отношений в группе.

1. Приветствие

2.Вхождение в сказку

Звездочет: «Ребята, вы готовы отправиться со мной в путеше­ствие по сказкам?

Где-то далеко-далеко, совсем в другой Галактике, находится Пла­нета чудес. И там, на этой Планете, за диковинными горами, за чудес­ными лесами, за волшебными морями, в Тридевятом царстве, Триде­сятом государстве находится чудесная страна - мир сказки. И попасть в эту страну совсем непросто. Туда нельзя приехать ни в машине, ни на поезде, нельзя приплыть на корабле, невозможно прилететь на са­молете или вертолете, даже в ракете и то нельзя... Но туда можно про­сто перенестись, вообразить этот мир, оживить его и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вы­растали и становились взрослыми - они снова возвращались туда со своими детьми... Кто побывал там хоть однажды, уже никогда не смо­жет забыть эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и сно­ва. У каждого из нас есть своя маленькая чудесная страна. Чтобы попасть в эту чудесную страну, вам нужно посмотреть в это "волшебное зеркало", а затем закрыть глаза, чтобы отвлечься от предметов, кото­рые нас окружают, и представить себе сказочный мир».

Дети берут маленькие зеркала, в течение 30-40 с смотрят в него, а затем закрывают глаза.

Психолог: «Сначала вам может показаться, что вы ничего не видите, кругом темно. Присмотритесь. Сильно-сильно зажмурьте гла­за, теперь расслабьте их. Еще раз сильно-сильно сожмите веки, вот вы уже начинаете различать какие-то пятна. А теперь включите свою фан­тазию. Потому что, если сильно захотеть, можно увидеть многое. Вы начинаете различать зубчатые башни, высокие стены, дремучий лес, огромную долину с необычными цветами, освещенную ярким солн­цем. Попробуйте приблизить к себе это изображение, затем отдалите его, дополните его всем тем, что придет вам на ум. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза. Теперь ваши глазки настроены на сказочное царство.

А чтобы нам легче было путешествовать по сказкам, давайте сде­лаем сказочные атрибуты».

3. Изготовление сказочных атрибутов

Из предложенного материала (цветная бумага, картон, бусинки, пу­говки, деревянные палочки, фольга, мишура, кусочки ткани, атласные ленточки разных цветов, гуашь, карандаши и т. д.) дети изготавливают различные сказочные атрибуты (волшебная палочка, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебное кольцо и т. д.).

4. Упражнение «Ярмарка волшебных вещей»

Звездочет спрашивает, знают ли дети, что такое ярмарка, и предла­гает им рассказать о своих волшебных предметах так, чтобы другим захотелось их приобрести. Дети по очереди нахваливают свою вещь. Затем каждый ребенок рассказывает о том, какая вещь понравилась ему больше всего и какую вещь он хотел бы получить. Звездочет гово­рит о том, что каждый может обменять свою вещь на другую, но толь­ко с согласия хозяина вещи. Если хозяин волшебной вещи не согласен, то можно спросить, на какую вещь он согласился бы обменяться, и попробовать поменяться сначала с хозяином той вещи. Дети меняются вещами, а затем рассказывают, для чего им нужна приобретенная вещь.

5. Рефлексия

6. Ритуал прощания

Домашнее задание

Сочинение сказки или стихотворения о «волшебной вещи».

Занятие 3 ЛЕСНАЯ ШКОЛА

2) развитие вариативности и оригинальности мышления;

3) развитие коммуникативных навыков.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Ритуал вхождения в сказку

Психолог предлагает детям попасть в сказку, пройдя по «волшеб­ной дорожке» (на полу выложена из веревочки буква «Ш»).

Звездочет спрашивает детей, знают ли они, какая это буква и какие еще слова начинаются с буквы «Ш». Звездочет рассказывает детям о том, что на Планете чудес есть разные волшебные школы: школа ма­гов, школа цветов, школа ветров и т. д. «А сегодня я хочу рассказать вам сказку о школе зверей».

3. Сказка «Л есная школа» (по 3. Лобановской)

Наступила осень. Закружилась в воздухе разноцветная листва. На рябинах загорелись гроздья красных ягод.

4. Коллективная работа - коллаж «Гроздья
рябины»

Психолог предлагает детям из разных материалов (ниточки, ткань, пластмассовые крышечки и т. д.) сделать коллаж. Во время работы пси­холог включает аудиозапись с пением лесных птиц.

Однажды тишину осеннего леса нарушили звонкие голоса птиц и зверей.

Кра! Кра! Открылась школа для зверей и птиц! - каркали вороны.

Иззз! Иззз! Быстрее летите в школу! - пел веселый стриж.

Пинь-пинь, трр... ах! Летим, летим, - отозвались синички...

Цок! Цок! Чок! Чок! Я тоже иду в школу, - сказала белочка.

На поляне было шумно и весело. В лесную школу прибежали пять ежат, зайчонок, кабанчик, медвежонок, волчонок. Прилетели белая трясогузка, пестрый дятел...

5. Упражнение «Кто ты будешь тако й?»

Дети выбирают карточку с рисунком птиц, лесных животных, а за­тем отвечают на следующие вопросы:

Какой характер у той или иной птицы или зверя?

С какими людьми, цветами, деревьями, насекомыми, животны­ми они дружат?

Кто их враги?

Из чего и как они строят свое жилище?

Что они больше всего любят делать?

Звездочет сообщает детям о том, что их ответы могут быть ска­зочными.

И вот на поляне появился лось-учитель со своим лосенком. Лось поправил очки и важно произнес:

Сейчас мы будем учиться.

Звери и птицы расселись вокруг своего учителя и начали вниматель­но его слушать.

Хорошие у меня ученики, - радовался лось. - А где же лисе­
нок? Почему он не пришел в лесную школу? - И все ученики тоже
удивились.

6. Упражнение «Продолжи сказку»

Звездочет говорит детям о том, что из книги исчезла куда-то стра­ничка, на которой было продолжение сказки, и просит детей приду­мать свое продолжение. И самое интересное продолжение будет запи­сано в волшебную книгу.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

8. Ритуал прощания
Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание Рисование по сказке «Школа зверей».

Занятие 4 НЕВЕДОМЫЙ РАЙ

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) развитие умения направлять свой потенциал в сферу творчества;

3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет предлагает детям закрыть глаза, вытянуть руки вперед, затем перышком проводит по тыльной стороне ладони каждого ребен­ка, прячет перышко и просит детей открыть глаза.

Звездочет: «Друзья мои, кто из вас догадался, волшебная сила какого предмета помогла сегодня вам попасть в сказку? Молодцы, до­гадались. И не случайно силу вам сегодня дало волшебное перо лебедя. В моей волшебной книге есть сказка про маленького, но очень лю­бопытного мальчика Геру, которому именно лебедь помог исполнить заветное желание. Вот послушайте».

Раз маленький Гера сидел на берегу океана и смотрел вдаль. Перед тем он прочитал описание чудных южных стран, в которых растет виноград, апельсиновые и лимонные деревья блестят под лу­чами солнца, горы покрыты цветами, а небо темно-голубого цвета.

3. Прослушивание аудиозаписи «Океан»

Ах, если бы я мог полюбоваться этими чудными странами, - про­шептал Гера.

Вдруг он увидел, что по волнам океана приближается к нему боль­шой лебедь. Он подплыл к берегу и вышел близ мальчика.

По глазам твоим вижу, что ты хочешь, - сказал лебедь. - Ты хочешь знать, откуда я приплыл.

Да, да. Я тоскую по великолепным странам, - воскликнул Гера и попросил лебедя унести его в эти дивные места.

Я не туда держу путь, - ответил лебедь, - но, если хочешь, са­дись мне на спину, я покажу тебе рай, о котором я часто тосковал в пальмовых лесах.

Да, я хотел бы посмотреть на него.

Ну, летим. Обними мою шею обеими руками и хорошенько смот­ри вокруг.

Гера увидел большие зеленые равнины, леса с густыми буками, великолепные замки с парками, полными цветов. Скоро картина поменялась. Начались горы. Лебедю пришлось под­няться выше. У подножья утесов шумели темные сосновые леса. В глубине лесов извивались серебристые ручьи. Они расширялись в маленькие озера.

Наконец лебедь остановился на берегу озера, покрытого множе­ством мелких островков.

Мы здесь проведем ночь, - сказала птица. - Но почему у тебя на глазах слезы?

Я плачу от радости. Меня восхищает красота всего, что я видел.
Я никогда даже не мечтал о таких дивных местах.

Завтра утром ты увидишь мой рай.

Ночью Гере снилось, что бродит он в стране роз и апельсинов, но точно так же, как лебедь, вздыхает о рае с озерами, окруженными березами.

4. Ароматерапия

Психолог просит детей сильно потереть ладошки друг о дружку, а затем капает им по капельке лимонного масла на ладошки: «Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать запах, который исходит от ваших ладошек». Звучит спокойная музыка, дети в течение 3-5 мин вдыхают запах лимона.

Проснулся он, когда солнце стояло высоко. Путешествие снова на­чалось...

5. Упражнение «Продолжи сказку»
Звездочет: «На этом сказка обрывается. Как вы думаете, что

Дети по очереди рассказывают продолжение сказки.

6. К о л л а ж «Лебединый рай»

Психолог предлагает детям различные материалы: краски, каран­даши, восковые мелки, старые журналы, цветную бумагу, цветные лен­точки, вату, перья, клей и т. д., из которых дети совместно делают кол­лаж по сказке.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Дети берут в руки свои камешки, говорят слова-заклинания (см. за­нятие 1), а затем прощаются друг с другом от имени того, кто изобра­жен на их камнях.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения на тему «Неведомый рай».

Занятие 5 ОГОНЬ и СОЛНЦЕ

развитие способности видеть ситуацию с разных сторон;

развитие символических представлений, креативности;

стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Ритуал вхождения в сказку

Психолог просит детей встать в круг и раздает каждому маленькую свечку, затем зажигает свечу у одного из детей. Ребенок, у которого психолог зажег свечу, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой свечу соседа. Ритуал заканчива­ется, когда в круге зажгутся все свечи.

Психолог замечает на одном из облаков (на стенах висят декорации облаков - из ткани, картона и др. материала) желтый конверт и гово­рит: «Интересно, от кого это письмо? Давайте почитаем его».

Дети вместе с психологом читают письмо: «Дорогие (ребята)! Я появлюсь тогда, когда через (подзорную трубу) увижу магический знак - ("Солнце")- Ваш (Звездочет)».

В письме вместо слов в скобках нарисована картинка. Дети долж­ны по ней отгадать слова и прочитать письмо.

3. Упражнение «Как появляется Звездочет»
Психолог предлагает Детям придумать различные способы появле­ния Звездочета. Дети называют варианты: с помощью волшебной па­лочки, волшебных крыльев, на ковре-самолете, с помощью ветра и т. д.

4. Цветотерапия «Магический знак»

Психолог предлагает детям выбрать из разноцветных крышечек (используются крышечки разных цветов из-под бутылок типа «Кока-кола») крышечки желтого цвета и всем вместе выложить на ковре ма­гический знак - «Солнце».

Появляется Звездочет (кукла-марионетка) и приветствует ребят. Звездочет: «Я хочу рассказать вам необыкновенную историю, которая произошла давным-давно. Однажды...

Загордился Огонь и сказал Солнцу:

Что в тебе проку? Ты греешь летом, когда и без того тепло, а зи­мой только светишь. А я и в лютый мороз как разгорюсь - и мне самому, и всем, кто около меня, жарко станет.

Усмехнулось лукаво Солнышко и ответило:

Если ты думаешь, что во мне нет проку, могу и уйти. Прощай!
И оно спряталось за черную тучу».

5. Упражнение «Что будет?»

Психолог предлагает детям придумать как можно больше вариан­тов того, что может произойти на Земле без Солнца.

Потемнело все вокруг. Стало пасмурно, неуютно. Птицы перестали петь и спрятались в кустах. Они решили, что наступил вечер. Цветы опустили свои красивые головки на листики и задремали. Дети, ко­торые плескались у реки и загорали под щедрыми солнечными луча­ми, огорчились и разбрелись по домам. Все в природе словно вымерло.

Прошел день, другой, третий... Солнце не показывалось. Забеспоко­ились люди. Узнали они, что во всем виноват Огонь, стали упрекать его и просить, чтобы он уговорил Солнце вернуться.

Я заменю Солнце! - воскликнул Огонь. - Вот увидите, как ярко
я запылаю. Я дам вам свет и тепло.

Стал он раздуваться, протянул к небу красные огненные языки, пых­тел, искрился. Старался изо всех сил, но осветил и согрел только маленький уголок земли, да и то ненадолго. Наконец Огонь устал и сказал Солнцу:

Прости меня! Я понял, что нет тебе равных и нет без тебя ни жиз­ни, ни радости. Вернись и служи людям, как прежде.

6. Танцевально-ритмическое упражнение «Та­нец Огня и Солнца»

Каждому ребенку предлагается выбрать шапочку с изображением Огня или Солнца и надеть ее. Затем дети под музыку двигаются, изоб­ражая Огонь и Солнце.

И Солнце медленно выплыло из-за тучи, улыбнулось своей доброй теплой улыбкой. Стало вокруг светло и радостно. Цветы подняли свои головки. Весело запели птицы. Побежали к реке довольные ре­бятишки.

А Огонь? Говорят, он стал намного скромнее. И живут Огонь и Солнце в большой дружбе, отдавая свое тепло лю­дям.*

7. Упражнение «Самые солнечные»

Звездочет предлагает детям ответить по кругу на следующие во­просы:

Какой месяц можно назвать самым солнечным и почему?

Какой день недели можно назвать самым солнечным и почему?

Какой цветок (растение, дерево) можно назвать самым солнеч­ным и почему?

Какое событие в жизни человека можно назвать самым солнеч­ным и почему?

Какого зверя (птицу, насекомое) можно назвать самым солнеч­ным и почему?

Какие качества человека можно назвать самыми солнечными и почему?

8. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

9. Ритуал прощания

Звездочет предлагает детям посмотреть на волшебную свечу. Дети садятся в круг. Психолог зажигает свечу и включает спокойную музы­ку. Дети смотрят несколько минут на пламя свечи, повторяя за психо­логом волшебные слова-заклинания (см. занятие 1).

Домашнее задание

Рисование по сказке «Огонь и Солнце».

Занятие 6

СКАЗКА О КАМЕННОМ КОРОЛЕ

1) развитие творческих способностей в изобразительной деятель­ности;

3) развитие вариативности и оригинальности мышления.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Планету камней. Как вы думаете, почему она так называется? Правиль­но, на этой Планете все каменное, даже ее жители. Не боитесь? Тогда приготовьтесь. Перенесемся мы туда с помощью волшебного камня». Дети подходят к камню, кладут на него правую руку и три раза ладош­кой стучат по камню.

«И вот мы с вами оказались на Планете камней. Посмотрите, под нами Огненная река (на полу психолог расстилает ткань красного цве­та). Как нам перейти через нее?»

3. Упражнение «Как перебраться через Огнен­ную рек у?»

Дети придумывают варианты ответов (перелететь на ковре-самоле­те, переплыть на железной лодке, построить мост, с помощью волшеб­ных вещей и т. д.).

Психолог: «Хорошо, давайте построим мост. Из чего будем строить?»

Психолог раздает детям карточки, на которых нарисованы предме­ты, сделанные из различных материалов: стакан, дерево, камень, гвоздь, книжка и т. д. И предлагает им ответить: какой мост получится из..., подойдет ли такой мост, если нет, то почему.


4. Цветотерапия «Ц ветной мост»

Психолог предлагает детям выбрать камешки того цвета, который I им сейчас приятен больше всего, а затем выложить из них мост через) Огненную реку и пройти по нему.

5. Встреча с жителями Планеты камней
Звездочет рассказывает следующую сказку.

Каменный замок

На камне чернел,

Король очень каменный

Там каменел.

И гвардия

Каменных очень солдат

На камне устроила

Вечный парад.

И сеяли камни

На каменном поле,

И камни на каменном поле

В саду среди каменных

Яблонь и лилий

Войска на ученьях

Камнями палили.

Сто каменных блюд
Для пиров королевских
Готовили сто *

Поваров королевских.

И каменный хлеб

Доставая лопатой,

Покрякивал

Каменный Пекарь пузатый

По каменной моде

Для каменных граждан

Штаны и сюртук

Каменели на каждом.

И шесть королевичей

Были похожи,

Как камни,

На папочку с каменной рожей.

Ходили они,

Выставляя вперед

Шесть каменных лбов

И таких же бород.

Любители каменных

Шахмат и шашек, -

Играли они безо всяких

Промашек.

И каменно верили Каменной лжи,

Что каменным сердцем

Гордиться должны,

Что каменно вечны

Палаты дворца,

А каменный

век Не имеет конца.

Элен Нийт. «Сказка о каменном короле»

6. Упражнение «Камешки на берегу»

Заранее психолог готовит ватман (обои) с нарисованными камеш­ками на берегу реки. Может быть несколько камешков одинаковой формы.

Звездочет рассказывает детям о том, как злой волшебник заколдо­вал, превратил все в камешки. Психолог предлагает детям придумать и рассказать, кем (или чем) были камешки до превращения. После это­го каждый ребенок дорисовывает камешек так, чтобы получилось пол­ное изображение придуманного предмета.

После выполнения упражнения Звездочет благодарит детей за по­мощь жителям Планеты камней.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Дети становятся в круг, берутся за руки, говорят слова-заклинания, затем, выходя из сказочной комнаты, перепрыгивают через «волшеб­ный камень».

Домашнее задание

Тестопластика «Жители Планеты камней».

Занятие 7 ЛЕГЕНДА О КАМНЕ

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) гармонизация эмоционального состояния;

3) активизация мыслительных процессов.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

В комнате лежат камни, разные по форме, цвету, размеру (чистые и прокипяченные). Психолог предлагает детям выбрать понравившийся камень, подержать его в руках, почувствовать его и попросить у него «волшебной силы».

3. Упражнение «Разговор с камнем»

Психолог предлагает детям найти у камешка ушко: «Расскажите ему, как вас зовут, вашу маму, друга, что вы ели на обед, какая сейчас погода, ваш самый большой секрет. Закройте пальцем ухо камешку, он сохранит ваш секрет в тайне. Зажмите камешек в руке и согрейте его своим теплом».

4. Упражнение «На что похож е?»

Звездочет просит детей обратить внимание на камень, лежащий у «реки» (полоса ткани синего цвета), и спрашивает, на что похож этот камень.

5. Рассказ «Легенда о камне» (по А. Глебов у)
Звездочет; «Посмотрите как этот камень напоминает сидящую

птицу. И сегодня я хочу рассказать вам легенду об одном удивительном камне».

Было это давно.... Однажды залез один муравьишка на цветущий папоротник и попросил колдуна-волшебника, чтобы тот оборотил, его птицей. Оборотил его волшебник синицей. Взвился муравьишка в небо, и открылась ему земля: поля, леса зеленые, горы высокие. В чужих краях побывал, моря-океаны видел.

6. Упражнение «Чтобы вы увидели, если бы

смогли взлететь, как птиц а?»

Звездочет предлагает детям закрыть глаза, представить, что у них выросли крылья, что они превратились в птиц и взлетели. И вот они высоко в небе, откуда можно увидеть очень много интересного... За­тем каждый рассказывает, в какую птицу он превратился и что инте­ресного ему удалось увидеть.

И захотелось ему не синицей летать, а соколом. Оборотил его вол­шебник в сокола, И снова взвился он в небо: в жарких странах побы­вал, города разные видывал. А когда соколом летать наскучило, стал просить волшебника, чтобы тот оборотил его орлом. Взвился он в небо орлом и стал над землей кружить. И попадись ему на пути какая ни на есть птица, мелкая ли, большая ли, - все ему дорогу уступают. А как не уступить - орел ведь! И нет ему в небе равных. Возгордился орел - солнцу завидовать стал. И однажды подумал: «Так я могу закрыть его, если расправлю крылья». Распахнул свои могучие крылья, чтобы загородить солнце, а оно по-прежнему све­тит. Рассердился орел, подумал: «Взовьюсь еще выше, тогда за­крою». Взвился, расправил крылья, а солнце снова светит. И поле­тел он тогда еще выше, к самому солнцу. Долго ли летел или мало, этого никто не знает. Только упал он на землю не орлом, а камнем - солнце спалило крылья... Вот и вся история.

Звездочет: «Я буду рад, если моя сказка вас чему-то научит. А сейчас мне пора возвращаться на свою Планету. До встречи!»

7. Упражнение «Счастливый конец»

Психолог спрашивает у детей: «За что был наказан муравьишка? А как можно изменить конец сказки, чтобы все закончилось хорошо?»

8. Цветотерапия

Психолог предлагает детям взять камешки различных цветов. За­тем на картонных квадратиках 20 х 20 см изобразить в цвете свое на­строение с помощью цветных камешков.

9. Рисование на камнях

Используя гуашь и тонкие кисти, дети рисуют на камнях изобра­жения различных насекомых (жуков, муравьев, бабочек), птиц и т. д.

Затем камни выкладываются в центр круга, и каждый рассказывает о том, что он нарисовал.

10. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

11.Ритуал прощания

Дети становятся в круг и говорят слова-заклинания.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения о муравьишке.

Занятие 8 РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) развитие сенсорной памяти;

3) активизация мыслительных процессов;

4) развитие эмоциональной сферы.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет говорит детям, что в сказку они попадут, подержав в ру­ках волшебный листок. Дети по кругу передают листок любого дере­ва, предварительно подержав его между ладошками.

3.Упражнение «Сказочный мир деревьев» Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказочный мир деревьев. О чем они думают? Что говорят? С кем дружат? Мы не сможем этого узнать, пока сами не превратимся в деревья. Поэтому вспомните сей­час лес. Кто что видит на своем внутреннем телевизоре? А теперь представьте, что вы не дети, а растения этого леса:

Саша - березка;

Таня - рябинка;

Влад - раскидистый старый дуб;

Оля - огромная сосна;

Ира - ромашка;

Ваня - одуванчик;

Илья - шишка на ветке;

Алина - белый гриб.

Если вы дерево, ваши руки - самые большие ветки. Раскиньте их пошире! А ноги - корни. Видите, как муравей ползет по вашей руке. Слышите шум своих листьев?

А если вы - цветок. Как вам живется? Тянете руки-стебель ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Ветер колышет вас!

Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо согреться! Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Посмотрите, что делается с оду­ванчиком?

Ливень. Дуб в восторге, а для ромашки - трагедия: все лепестки обвисли.

Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка сушит листочки.

Всем растениям хорошо, все радуются.

Вот вы и попали в таинственный мир растений. Теперь вы можете узнать, о чем говорят деревья».

4. Рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи... Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются. Осинка моло­дая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой. Черемуха черемухе по­дает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнишь - мы звуками перекликаемся, а у них - аромат.

5. Ароматерапия

Звездочет просит детей потереть ладошкой о ладошку, затем капает им на ладошки капельку кедрового масла. Дети растирают масло в ла­дошках и в течение нескольких минут вдыхают аромат кедра.

6. Рисование «Волшебное дерево»

Звездочет просит детей нарисовать для своей волшебной книги де-1 ревья, но не простые, а волшебные. Рисовать можно красками, карандашами, восковыми мелками. Можно рисовать кисточкой, а можно: пальчиками, а можно палочками, листиками разных растений, ниточ­ками - в общем, всем, чем угодно.

Когда дети заканчивают рисовать, Звездочет рассматривает каждый рисунок и спрашивает:

Что это за дерево?

Почему оно волшебное?

Какой сказочный герой его посадил?

Кому и чем оно помогло?

Нужна ли ему самому какая-нибудь помощь?

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения о волшебном дереве.

Занятие 9 ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАЙИЯ

1) развитие коммуникативных навыков;

2) развитие сенсорно-перцептивной сферы;

3) развитие креативности.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку, покатавшись на волшебных качелях. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив дру­га. Возьмитесь за руки, поднимите соединенные руки на уровень гру­ди. Вспомните, как катаются на качелях: один приседает и выпрямля­ется, второй в то время, когда первый выпрямляется, приседает. И так далее. Начинаем, один выпрямляется, второй - садится. Когда вы са­дитесь, напрягаются мышцы ног, когда выпрямляетесь - вы в свобод­ном полете. Теперь представьте, что волшебные качели раскачивают­ся все выше и выше. Они уносят вас так далеко, что земли уже не видно. Вы видите, как мимо вас, на облаках проплывают сказочные герои: одни улыбаются и зовут вас с собой, другие сердятся и грозят вам пальцем. Но вы на них не обижаетесь, и в ответ машете им рукой, и на их лицах тоже расцветают улыбки. Ну, вот мы и в сказке».

3. Упражнение «Составление загадок»

Звездочет предлагает детям придумать загадки про каждую пору года. Можно перечислить приметы каждой поры года, а в конце задать вопрос: «Когда это бывает?»

4. Рассказ «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Была зима. Митя катался на саночках с ледяной горы, вечером при­бежал он домой румяный и говорит отцу:

Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.
Отец записал слова Мити в свою карманную книжку.

Звездочет: «Закройте глаза и представьте, что сейчас мы с вами в зимнем лесу. Январь. Идет снег. В лицо вам дует холодный ве­тер. Как вы одеты? Что чувствует ваше тело?»

Дети открывают глаза и отвечают на вопросы.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками, на­рвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы постоянно была весна.

Отец записал это желание Мити.

Звездочет: «Закройте глаза и представьте, что теперь вы на весеннем лугу. Солнышко пригревает. Весенний ветерок легонько ка-сается вашего лица. Как вы одеты? Что чувствует ваше тело?»

Дети открывают глаза и отвечают, что им удалось представить.

Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь день веселился мальчик: набрал грибов, ягод, кувыркался в ду­шистом сене, а вечером сказал отцу:

Я бы желал, чтобы лету конца не было.
Отец записал и эти слова Мити.

Звездочет: «Закройте глаза и представьте себе, что сейчас жар- ] кое лето. Вы сидите на берегу моря. Жаркое солнце. Легкий ветерок! с моря. Вы слышите шум волн. Солнце печет. Во что вы одеты? Как ■ себя чувствует ваше тело?»

Наступила осень. В саду собирали плоды: румяные яблоки и желтые груши. Митя в восторге говорил отцу:

Осень - лучше всех времен года.

Звездочет: «Закройте глаза и представьте осенний день. Се­рые тучи, пожелтевшие листья падают вам под ноги, на скамейку. Мо­росит холодный осенний дождь. Как вы одеты? Как себя чувствует наше тело?»

Дети открывают глаза и рассказывают о своих ощущениях.

Отец развернул свою записную книжку и показал Мите, что он то же самое говорил о весне, зиме и лете.

Звездочет: «Вот мы с вами и побывали во всех временах года, не выходя из этой комнаты. Ваше тело то расслаблялось под жаркими лучами солнца, то съеживалось от холода зимнего ветра. Какую пору года вам легче было представлять? Что было представить труднее все­го? Понравилось ли вам путешествие по временам года? А сейчас я хочу с вами попрощаться».

5. Упражнение «Зимние слова»

Психолог предлагает детям из двух слов (одно из которых «зима», а второе нужно выбрать наугад из карточек, лежащих на столе: для дошкольников картинки, для младших школьников - слова придумать словосочетание и рассказать, что это из себя представляет.

Например:

Зима и камень - зимний камень и каменная зима;

Зима и автобус - зимний автобус и автобусная зима и т. д.

Ребенок выбирает одно из словосочетаний и рассказывает об этом предмете.

6. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

7.Ритуал прощания

Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание

Рисование картинки к упражнению «Зимние слова».

Занятие 10


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

МБОУ школа №34

Внеклассное мероприятие 2 «Б» класс "Путешествие в мир сказок"

Разработала: Слукина Н.К.

Воронеж 2015

"Путешествие в мир сказок"

Девиз: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Цель мероприятия:

Формирование нравственных качеств личности младшего школьника.

Привить любовь и заинтересованность к изучению народного творчества.

Расширить знания ребят о жанре сказки.

Задачи мероприятия:

  • Развивать представления у детей о добре и зле;
  • Способствовать воспитанию доброго отношения к окружающим людям.
  • Развить способность восприятия детской литературы
  • Находить в них примеры достойных уважения нравственных поступков
  • Помочь в изучении произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей, расширении читательского кругозора младших школьников.

Оборудование:

Магнитофон, реквизиты сказочных героев, плакаты, шары, мягкие детские игрушки, ». костюмы, декорации, рисунки,.

Ход мероприятия

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примите участие в веселых конкурсах . Сказка родилась давно, прежде чем люди научились читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям. Так шагала сказка из уст в уста.
. Сказка, ребята, относится к устному народному творчеству. И раньше она называлась баснь. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные. А заканчивается сказка всегда счастливо. События и действующие лица – вымышленные. Часто сказочный мир полон удивительных существ, предметов, чудесных событий. Но эти события всегда отражают действительность и мечты о лучшем. В сказках люди мечтали о возможности летать по воздуху (ковер-самолет). Люди мечтали передвигаться быстрее и по земле. А сказка отобразила эти мечты. Обув человека в сапоги-скороходы. Первый рукописный сборник сказок появился в XVIII веке. А в первой половине XIX века был уже и печатный сборник – «Русские народные сказки».

Учитель : У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
- Ребята, а какие виды сказок вы знаете?

Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

Учитель. Правильно ребята. Вы все конечно знаете, что очень многие сказки наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив водицы из колодца, превращается в козленочка, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками, то коровушка-буренушка помогает девочке…

1 ученик:

Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.

2 ученик:

Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.

3 ученик:

Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.

4 ученик:

Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.

5 ученик:

Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!

Учитель: Так о чем же мы будем сегодня беседовать? Ответы детей.

Учитель: Что такое добро? Что такое зло? Ответы детей.

Учитель: Добро и зло несложно различить.

И каждый сам, наверно, представляет:
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром, со злом как тяжело.

Звучит музыка: «Куда уходит детство?». Выходит сказочница.

Сказочница.

Мы подрастаем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.

Все это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди…
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?

Ученики. Да.

Выходит сказочник.

Сказочник.

Добрый день и добрый вечер!
Я веселый сказочник.
Я из сказок к вам пришел,
Я дорогу сам нашел!
А о том, что будет дальше,
Я и сам не знаю даже.
Знаю только: каждый лес
Полон сказочных чудес.
В кабинетах в вашей школе
Чудес будет и поболе!

Сказочница. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть самые любимые и дорогие. Я буду читать загадки-куплеты, а вы на каждый вопрос подскажете ответ.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит ).

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и не длинно
Он зовется… (Чиполлино ).

Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала-
Спасется наша … (Белоснежка ).

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил ).

И горох перебирала
По ночам при свечке.
И спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка ).

Работать умела красиво и ловко,
В деле любимом проявляла сноровку.
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая ).

Он и весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Вини Пух )

Вот что Вам скажу, друзья!
Я лягушкою была.
Если б не Иван - дурак,
Быть бы мне лягушкой так. (Царевна – лягушка ).

Она легко, как по канату,
Пройдет по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут ее… (Дюймовочка ) .

Он дружок не только детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна нам давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка ).

Будем дружно веселиться,
Будем петь и танцевать,
Что бы в сказке очутиться,
Надо Вам меня позвать!

Ребята, вы догадались, о ком это идет речь?

Конечно же, это фея. Давайте ее позовем.

Вылетает на метле Баба Яга .

Баба Яга.

Берегись! Разойдись!
Везделет, остановись!
Что за сборище у вас
В неурочный зимний час?

Где же видано, чтоб я
Здесь веселье завела?
Хватит, крышка вам, друзья,
Эй, нечистая, сюда!

Сказочница. Баба Яга, зачем ты хочешь праздник прекратить? Наши дети желают веселиться!

Баба Яга. А мне – то что? Что хочу, то и ворочу!

Сказочница. Мы с ребятами фею звали. Куда ты ее дела? Нам путешествовать по сказкам без нее никак нельзя.

Баба Яга. А вы ответьте на мои вопросы, тогда я вам и скажу, где ваша фея. Из каких сказок взяты отрывки.

  1. А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. (Хаврошечка ).
  2. Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твердо и неудобно. (Три медведя ).
  3. Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».).
  4. Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику мягче было спать, а меж тем у нее, бедной, руки окостенели и пальцы побелели. («Мороз Иванович».).
  5. Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. (« Гадкий утенок ».).
  6. Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребенка. (Дюймовочка ).
  7. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. (Приключения Незнайки и его друзей ).

Баба Яга. Какие вы молодцы, все отрывки отгадали. Ну ладно, скажу, где ваша фея.

Вашу фею я видала
У Кощея во дворце.
Заменить ее смогу вам-
Преображусь сейчас в лице.
(Достает пудру и пудрится .)
Сказочный я элемент,
У меня есть документ.
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.

Сказочница. (Обращается к Бабе Яге )

Что ты, Бабушка Яга,
Ребятам страшное нельзя!
Надо фею выручать.
Может, нам тебя послать?

Баба яга.

Даже не подумаю.
Давайте мне метлу мою.
Хотя вас в беде помочь я рада
Но я жду от вас награды.

Сказочник.

Бабка, время не тяни
И за феей ты лети.

Баба Яга.

Вот бесстыжий, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе.
Мне к обеду будет двести.
Забодай тебя лишай,
Отойди и не мешай.

Баба Яга садится на метлу и улетает за феей.

Сказочница.

Зло не убьешь, но с ним надо бороться,
Зло – это леность души.
Пусть утром каждый,
Как только проснется,
Сделать добро поспешит.

Сказочник. Пока баба Яга совершает доброе дело и ищет фею, я вам предлагаю вспомнить прочитанные сказки. Я буду показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте, чья это вещь и кому она принадлежит. А если сможете, назовите и автора сказки.

  • Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)
  • Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах »)
  • Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь »)
  • Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
  • Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха »)

Входит Баба Яга и Фея

Баба Яга.

За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем ромашек на лугу.
Что, заждалась детвора?
Забирайте. Вот она.

Фея.

Ах, как много ребятишек-
И девчонок и мальчишек!
Злой Кощей меня унес-
Испугалась я до слез.
Бал хотел устроить вроде…
Но теперь я на свободе!
В одиночестве и покое
Дремлют все наши герои
На страницах книг своих.
Позовем скорее их!
Что им маяться от скуки!
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и карты в руки…
Пусть герои оживут!

Фея.

Мое задание называется «Картинка к сказке». Ведь гораздо интереснее читать книгу, когда в ней имеются прекрасные рисунки. Особенно – описание внешности героя. Вот и вам сейчас придется по некоторым чертам героя назвать его имя. Приготовились?

1. Голова его набита опилками (Вини Пух).

2. У него на голове зеленый хохолок, подергай за который вдоволь наплачешься. (Чиполлино).

3. Девочка – кукла, волосы которой были необычно голубого цвета. (Мальвина).

4. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга).

5. Сказочное существо, житель леса, Дух леса. (Леший).

6. Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).

7. Хозяйка болота? (Кикимора).

8. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).

9. Музыкант из Цветочного города? (Гусля).

10. Художник из цветочного города? (Тюбик).

11. Медведь обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу).

12. Лиса –спутница кота Базилио. (Алиса).

13. Мальчик – у которого самый лучший в мире друг. (Малыш).

14. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля).

15. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена).

16. Кто такой дядя Федор? (Мальчик).

17. Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло).

18. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска).

19. Пантера, друг Маугли. (Багира).

20. Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка).

21. Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки Шарля Перро (Кот в сапогах)

22. Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино).

23. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила).

24. Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).

25. Смерть его на игле

В секунду лежит на земле

Никого, чем он нет злей

Как зовут его? (Кащей)

Учитель. Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором, который ее написал.

(На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.; Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.

На другой доске расположены на карточках слова:

Незнайки, муха, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева.)

Ответы детей

Учитель . Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Учитель: Ну, что ж давайте отгадаем, ребята, кому принадлежат предметы из сундучка.(Достаются предметы, дети их отгадывают:)

  • шарманка;
  • золотой ключик;
  • красная шапочка;
  • подснежники;
  • волшебная палочка;
  • маленькие сапожки.

Сказочник.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочный друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Вот момент настал прощанья.
Будет краткой моя речь:
Говорю вам: «До свиданья!»

Все исполняют песню

ПЕСЕНКА КРАСНОЙ ШАПОЧКИ

Если долго, долго, долго, долго,
Если долго по тропинке
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать.
То, пожалуй, то конечно,
То возможно, можно, можно
Можно в Африку прийти

А-а, в Африке реки
вот такой ширины.
А-а, в Африке горы
Вот такой вышины.
А-а, крокодилы, бегемоты
А-а, обезьяны, кашалоты
А-а, и зеленый попугай.

И как только, только, только
И как только на дорожке
И как только на тропинке
Встречу я кого-нибудь.
То тому, кого я встречу
Даже зверю верю, верю
Не забуду, буду, буду
Буду «здрасте» говорить.

Но конечно, но конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой пугливый,
Сиди дома не гуляй.
Ни к чему тебе дороги
Косогоры, горы, горы,
Буераки, реки, раки,
Руки, ноги береги

Учитель. Ребята, к сожалению, наш праздник заканчивается. Мы прощаемся со сказками лишь на некоторое время и обязательно будем встречаться с ними на уроках литературного чтения.


Ольга Пантелеева
«Путешествие в мир сказок». Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста

НОД (Познание)

«Путешествие в мир сказок »

в средней группе

Цель :

Расширить представления детей о сказках .

Задачи :

1. Формировать интерес к устному народному творчеству, воспитывать интерес к сказкам .

2. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

3. Поощрять творческую инициативу, развивать речь и память.

4. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Приоритетная образовательная область : познание

Интеграция образовательных областей : коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье.

Ход НОД:

Красная девица : (воспитатель стучит в дверь, заходит в группу)

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада с вами встретиться! (звучит музыка)

Сказки слушать я люблю ,

Маму вечером молю :

Почитай мне эти сказки ,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем,

Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло ,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают –

Сказки в жизни помогают :

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

Как вы уже догадались, я приглашаю вас в мир доброты и красоты - в мир сказки .

Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки ? (Ответы детей)

Скажите, а какими бывают сказки ? (Ответы детей)

- Сказки бывают русские народные и авторские, т. е. те, которые написал писатель. Сказки , которые сочинял народ, называются – народными. Их передавали из поколения к поколению, бабушки рассказывали своим внукам . Они вырастали и тоже рассказывали своим детям . А сказки , которые сочиняли писатели – их записывали. Книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас, хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно . Ребята, в книжках очень много иллюстраций, а кто рисует иллюстрации к сказкам ? (художник)

Чем отличается сказка от рассказа ? (Ответы детей)

Да, правильно. В сказках происходит то , чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Я тоже очень люблю сказки . Ой, посмотрите, кто это спрятался в моей корзинке (показываю медведя)

Ребята, скажите, пожалуйста, в каких сказках встречается медведь ? (Ответы детей)

Верно. «Маша и медведь» , «Три медведя» , «Вершки и корешки» , «Теремок» , «Рукавичка» , «Колобок» и т. д.

Кто встречается в сказке «Три медведя» ?

Как попала девочка в дом медведей?

Как звали медведей?

Что увидела девочка в доме медведей?

Сколько чашек было у медведей?

А ложек? А кроватей?

Какую ложку, чашку, кровать выбирала всегда девочка? Почему?

Чем закончилась сказка «Три медведя» ? (ответы детей) .

Молодцы, ребята!

Дети читают стихотворение.

Сказки гуляют по свету ,

Ночь, запрягая в карету.

Сказки живут на полянах ,

Бродят на зорьке в туманах.

Мир, озарив чудесами,

Сказки летят над лесами ,

На подоконник садятся,

В окна, как в речку глядятся.

Сказки со мною всюду ,

Их никогда не забуду.

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает ДОБРО!

Ребята, посмотрите, у мишки в лапах конверт. Давайте посмотрим, что он нам приготовил?

Да здесь загадки. Поможете, мне их разгадать? (Ответы детей)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился.

(Колобок)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

(Буратино)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки ,

Кто герои этой сказки ?

(Три поросенка)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной …

(туфелька)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят» )

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила :

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка")

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки ,

Кто герои этой сказки ?

(Три медведя)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор.

(Айболит) .

– Какие персонажи встречаются в сказке Красная Шапочка ?

– Что случилось с Красной шапочкой?

– Какие персонажи в сказке отрицательные , а какие положительные?

– Какой волк?

– Кто помог бабушке и Красной шапочке?

– О чем эта сказка ? (Ответы детей)

Упражнение на релаксацию «Шалтай-болтай»

Читаю отрывок из стихотворения С. Я. Маршака :

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне» , они резко наклоняют корпус вниз)

Читаю стихотворение

Чтобы сказки не обидеть –

Надо их почаще видеть .

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться ,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

А сейчас я хочу предложить вам нарисовать героя любой сказки . Постарайтесь нарисовать так, чтобы можно было узнать, из какой сказки ваш герой . Это может быть и добрый и злой персонаж. Мы устроим выставку ваших рисунков в фойе детского сада. (Дети рисуют) .

Напоминаю детям об осанке. Во время занятия уточняю , кого они будут рисовать. Включает музыку.

В конце НОД подвожу итог, отмечаю самых активных.

Дети выставляют работы. Рассказывают то , что они нарисовали. Прощаются с мишкой.

Квест-игра «Путешествие в мир сказок»

Цель: способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами; доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе.

Задачи:

1. Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок; уметь узнавать сказку по заданию; проявлять интерес к драматизации сказок.

2. Развивающие: развитие познавательной активности детей в процессе расширения знаний о сказках; развитие умения отвечать на вопросы; активизация словаря.

3. Воспитательные: проявление дружелюбного отношения друг к другу в работе единой команды.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Царевна Лягушка», чтение отрывка из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый»), просмотр мультфильма «Золотой ключик», разучивание пальчиковой гимнастики «Лягушки».

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, атрибуты – болото Царевны-лягушки, волшебная кочка, бумага зленого цвета для оригами, пазлы «Лукоморье», дуб, листья на дубе с буквами, атрибуты для инсценировки сказки «Репка», свеча, тайное послание, мед.

Участники: сказочные персонажи: Фея, Царевна-Лягушка, Кот, Мальвина, Баба-Яга (родители), дети подготовительной группы детского сада.

(1 слайд)

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте! Давайте поприветствуем наших гостей.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! Мы подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее. А мы начинаем нашу игру.

Ребята, вы любите сказки?

Любят сказки все на свете

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть,

Сказки могут душу греть.

Первый ребёнок. Чудеса в них происходят,

Люди к счастью путь находят.

И, конечно же, добро!

Второй ребёнок. В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Третий ребенок. В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка к двери к нам стучится,

Скажем сказке: «заходи»!

Воспитатель. Я рада, что вы все любите сказки, я тоже очень люблю сказки. Я хочу показать вам книгу, в которой собраны все сказки мира. Хотите посмотреть? 2 слайд

Дети рассматривают, обнаруживают пустые страницы.

Воспитатель: Ничего не могу понять! Что произошло?

Посмотрите на экран. Нам пришло письмо. От кого же оно?

Кто на ступе в лесу летает?

И в избушке там живёт?

Кто детей всегда ругает

Сказки слушать не даёт?

Кто это? Догадались?

Узнали Бабу Ягу?

Я вам пакость покажу!

Перепутаю все сказки,

Чтоб не знали дети ласки!

Баба Яга заколдовала книгу сказок.

Посмотрите – все герои сказок перепутались! Как нам поступить? Как вы думаете, что нужно сделать? (Выслушиваются варианты детей). Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки.

Произнесём волшебные слова:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в сказочной стране очутись! (звук волшебства)

(музыка)

Появляется Сказочная фея

Фея. Здравствуйте, ребята и взрослые, я – Сказочная фея! Я очень рада, что вы оказались в нашей стране, всем сказочным героям очень нужна ваша помощь. Баба-Яга перепутала все сказки, чтобы дети не смогли прочитать их. Нужно найти Бабу-Ягу и заставить снять заклятье. Вы согласны помочь нам? Только дорога предстоит непростая, вас ждет много трудностей. На всем пути вы будите получать подсказки, которые помогут добраться до Бабы-Яги. Вот вам первая подсказка, отгадайте мою загадку: Все обходят это место: здесь земля как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи… нет опоры для ноги» (болото).

Воспитатель: Как вы думаете, куда нам следует отправиться? (на болото)

Фея: Я помогу вам, ведь я – Фея сказочной страны и умею делать чудеса! А помогает мне в этом волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой и мы с вами попадем на болото. Давайте дружно скажем волшебные слова:

Бим– бам, бим- бом

В сказку мы сейчас войдем,

Тик – так, тик –так

Я скажу и будет так!

(из-за ширмы выходит Царевна Лягушка)

1-я станция – Болото Царевны Лягушки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это? (Лягушка) В какую сказку мы попали? (Царевна Лягушка)

Царевна Лягушка: Здравствуйте! Правильно, Я – Царевна лягушка. А вы знаете остальных героев этой сказки?

(Царь, Иван Царевич, Братья Ивана Царевича, Кощей, Баба-Яга)

Ведущая: А какие герои в этой сказке добрые, то есть положительные, а какие злые, отрицательные? Почему вы так считаете?

Фея : А кто придумал эту сказку? (народ, поэтому сказка называется русской народной)

Воспитатель: Ребята, докажите, что это сказка, а не рассказ.

(Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. Рассказ, как правило, - это цепочка правдивых событий, которые происходили или могут происходить в жизни).

Царевна Лягушка: Ребята, наше болото какое-то хмурое и унылое. Не слышно веселого кваканья лягушек. Давайте заселим его лягушками? (Проходят к столу, садятся)

Воспитатель: Но прежде чем мы начнем, давайте разомнем наши пальчики.

Две лягушки-хохотушки
(Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.)
Прыгали, скакали.
(Изображают прыжки в воздухе пальцами.)
Лапкой – хлоп, Другой – хлоп,
(Ладонью ритмично хлопают по ноге.)
Щеки раздували.
(Показывают округлость пальцами вокруг щек.)
Увидали комара,
(Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами.)
Закричали: «Ква-ква-ква!»
(Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.)
Улетел комар, как ветер.
(Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец.)
Хорошо пожить на свете!
(Поглаживание ладонью по груди.)

(вместе с героями делают оригами - лягушку)

Царевна Лягушка: Давайте поселим наших лягушек на болоте (музыка – кваканье лягушек). Какие вы молодцы, какое веселое болото у нас получилось.

Теперь пришла моя очередь вам помогать, знаю я, зачем вы ко мне пришли, знаю, что Баба-Яга заколдовала книгу сказок. Подсказку для вас она спрятала на этом болоте. Давайте ее поищем. Будьте внимательны.

Подсказка под кочкой.

Царевна Лягушка: Молодцы! Нашли подсказку. Подсказка пазлы – картинка «Лукоморье».

2-я станция – Лукоморье.

Фея: Как вы думаете куда нам идти дальше? (К дубу)

(Дети вместе с Феей и Царевной Лягушкой идут к дереву)

Воспитатель: Давайте закроем глаза и подышим свежим морским воздухом.

Звучит музыка, дети выполняют дыхательную гимнастику.

(Выходит ученый кот и читает стихотворение)

Кот: «У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…»

Воспитатель: Как интересно. Кто же это? Это же ученый кот.

Фея: А вы знаете, из какого произведения этот Кот? (из поэмы «Руслан и Людмила»). Кто написал поэму? (А. С. Пушкин)

Воспитатель: Какие еще сказки написал А.С. Пушкин?

Кот: Мр-р! Да, я ученый кот, а вы откуда и куда путь держите?

(Ответы детей).

Кот: Мр-р! А дорога туда неблизкая. Сначала выполните мое задание.

Воспитатель: Какое, котик?

Кот: Предлагаю поиграть в сказку, а в какую, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Вырастил однажды дед

Этот овощ на обед,

А потом его тащил

Вместе с бабкой что есть сил…

Ведущая: Не нужна подсказка,

Дети знают сказку. (Репка)

Царевна Лягушка : Назовите героев этой сказки и автора.

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам сейчас распределить роли, выбрать для себя необходимые атрибуты и поиграть в сказку «Репка»

Кот: Ну, что, готовы?

Инсценировка сказки

Я. Миллиз
Посадил когда-то дедка
В огороде чудо-репку
А неделек через пять
Было репку не узнать.
Желтый шар, большой как дом
Витаминов много в нем,
Только дед, как ни старался, -
Вкусный шар в земле остался.
Бабка дедке помогает,
Репку за ботву хватает,
Но в земле засела крепко
Несговорчивая репка.
Бабка с дедкой тут же машут,
Подзывая внучку Машу.
Но, хотя их стало трое,
Репка – там же! Что такое?
Делать нечего и внучка
Позвала собачку Жучку.
Вчетвером теперь они
Тянут репку из земли.
А упрямый корнеплод
Не идет и не идет.
И бежит на помощь кошка,
А за нею – мышка-крошка.
Вшестером они опять
Да за репку разом – хвать!
Дружно, вместе поднажали -
Репку из земли достали!

Фея: Какие вы молодцы. Как у вас здорово все получилось!

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько всего героев в сказке «Репка»? Кто стоит перед бабкой? После внучки? Перед мышкой? А какой по счету ваш герой?

Кот: А теперь давайте поищем подсказку. (Подсказка на дереве, нужно собрать из букв слово)

Кот : Начинается оно с буквы «М».

Из букв должны составить слово «Мальвина».

Кот: А вы знаете, кто такая Мальвина? (девочка из сказки «Золотой ключик»)

Царевна Лягушка : Кто ее написал? (Алексей Николаевич Толстой) А кто главный герой этой сказки? (Буратино) Кто еще, кроме Братино, являются героями сказки? (Папа Карло, Кот Базилио, Лиса Алиса, Пьеро, Карабас Барабас)

Воспитатель : Кто из герое вам нравится больше всего? Назовите его хорошие качества. Какие герои вам не нравятся? Почему? Почему в этой сказке добро победило зло?

3-я станция «В гостях у Мальвины»

Звучит музыка, в зал входит Мальвина

Здравствуйте!

Поспела новая игра –

Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора

И проявить старание.

Я очень люблю музыку, люблю петь, танцевать. А вы любите музыку? Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Постарайтесь вспомнить названия этих сказок. (Звучит аудио запись песен из сказок «Бременские музыканты», «Золотой ключик», «Вини-Пух и все-все-все», «Красная шапочка», «Лунтик», «Маша и Медведь», «Ну, погоди»).

Мальвина: Молодцы! Справились с заданием! У меня есть для вас письмо, на котором написано заклинанье, когда мы его произнесем, мы окажемся во владениях Бабы Яги.

Мальвина дает письмо, на котором нет слов.

Мальвина: Что случилось? Снова проказы Бабы Яги?

Фея: Не расстраивайтесь! Я знаю как можно расшифровать заклинанье. Оно написано молоком. При нагревании молоко начинает подгорать и становится коричневым, т.е. наши буквы из невидимых превратятся в видимые.

Воспитатель: Фея, значит нам нужно нагреть письмо? Ребята, скажите, как нужно обращаться с огнем?

(проводят опыт)

Царевна Лягушка: Ребята, а можно вам проводить такой опыт самостоятельно, без взрослых?

Воспитатель: Давайте назовем ситуации, когда огонь – это хорошо, а когда огонь – это плохо.

Фея: Давайте прочтем наше заклинанье.

Все вместе: Шари-вари-ап.

Звучит музыка, в зал входит Баба Яга.

Баба-Яга: Чую, чую, человечьим духом пахнет. Здравствуйте, здравствуйте. Чего притихли? Говорите, зачем пожаловали?

(ответы детей) Книгу сказок расколдовать хотите? А зачем, там и так все хорошо, мне нравится! Ладно, уговорили, но сначала выполните мои задания, а не выполните – сказки так и останутся перепутанными. Проверим, как вы знаете названия сказок. Я вам буду говорить название, а вы скажите правильное оно или нет. А поможет мне мудрый Филин, он будет говорить правильные ответы.

Баба-Яга: Первая сказка «Гуси-вороны»

17 слайд (зрительная гимнастика)

«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» (А в кого превратился Иванушка в этой сказке? (Изобразите козленка)

«Иван-Царевич и зеленый волк» (покажите нам серого волка)

«По собачьему веленью» (как плывет щука)

«Паша и Медведь» (пройдите как медведь)

Баба-Яга : Молодцы, справились! Ну, надо же! Не ожидала! Вы и впрямь смелые, умные! Так уж и быть, расколдую вашу волшебную книгу

(произносит заклинанье) «Сказки оживите и в гости приходите!», что-то у меня не получается. Может так оставим?

Царевна Лягушка : Нет уж Баба Яга, мы твои задания выполнили, расколдовывай книгу!

Фея : А может мы попробуем все вместе?

(произносят заклинанье)

Фея: Молодцы, ребята! Без вас мы бы не справились.

Ведущая: Баба-Яга, просим тебя больше не проказничать.

Баба-Яга: Я вижу, что вы умные да смелые, много сказок знаете. Не буду я больше мешать ни вам, ни вашей книге.

Царевна Лягушка: На сегодня наша сказка подходит к концу. Ребята, а вы помните какими словами обычно заканчиваются русские народные сказки? (И я там был, мед пил, по усам текло, а рот не попало)

Кот: мы хотим вам подарить бочонок с медом, будите чай с медом пить и наше путешествие вспоминать.

Воспитатель: Спасибо вам за вкусный мед. Вот и закончилось наше сказочное путешествие. В нем участвовали: дети подготовительной группы, а также – (представить всех участвующих). Ну что, идем, пить чай со сладким медом?

Игра-викторина. «Путешествие в мир сказок».

Культурная практика. Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: создание социальной ситуации развития детей через игру-викторину.

Образовательные:

Формировать, обогащать и расширять представления детей о разнообразии сказок (народные и авторские);

Формировать умение пользоваться знаниями о прочитанных художественных произведениях.

Развивающие:

Развивать активный словарный запас, связную речь;

Развивать речевой слух, восприятие, мышление и память;

Развивать мыслительную активность и умение рассуждать.

Воспитательные:

Побуждать интерес детей к чтению книг;

Воспитывать культуру общения, умение высказывать свое мнение и выслушивать других;

Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам;

Предварительная работа:

Чтение произведений и просмотр мультфильмов по русским народным и авторским сказкам («Маша и медведь», «Теремок», «Мойдодыр», «По щучьему веленью» и др.)

Дидактические игры «Назови героя сказки», «Кто так сказал?», «Собери сказку», «Что сначала, что потом?» и др.

Оборудование:

Организована выставка книг и иллюстраций по русским народным и авторским сказкам (К,Чуковского, С. Маршака, В.Сутеева и др. авторов).

Небольшие игрушки-персонажи сказок «Репка» и «Теремок». Аудиозапись «Там на неведомых дорожках» (Сл.Ю.Ким, муз. В.Дашкевич).

Ход игры-викторины:

Рассматривая с детьми выставку книг и иллюстраций рассуждаем:

Что такое сказка?

Кто сочиняет сказки?

Какие сказки бывают?

Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие в мир сказок. Дорога нам предстоит длинная, где нас ждут неожиданные и интересные встречи с героями сказок.

Предлагаю вам, ребята, игру-викторину. Вы согласны?

Тогда нам нужно разделиться на две команды, придумать название своей команде. А главное помнить «золотое правило» команды - «Один за всех и все за одного».

/Проводится группировка на две команды. Каждая команда садится за свой стол.

И так команды готовы? Мы можем начинать. А это наше жюри (представляю членов жюри). За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

В каждом соревновании или викторине должно работать жюри. (В нашем жюри: учитель-логопед, педагог психолог и воспитатель.)

Начинаем нашу викторину.

Конкурс 1. «Отгадай загадку - назови сказку».

Каждой команде по очереди загадывается загадка. Отвечает только та команда, для которой эта загадка. Право ответа для другой команды переходит только после того как первая команда не сможет дать ответ.

Муха самовар купила,

Муха блошек пригласила.

Разбежались гости эти,

Когда муху бросил в сети

Злой противный старичок.

Звать злодея - … .

Он любитель чистоты,

Умывался утром ты?

Если нет, тогда приказ

Даст мочалкам он тотчас,

Грозный строгий командир

Умывальник … .

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? ...

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу,

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, дружочек, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? …

На тарелочке лежал,

Как остыл - и убежал.

Встретил он зверей в лесу.

На свою беду - лису.

Ей попался на зубок

Вкусный, круглый … .

По первому морозцу,

По первому снежку

Кто на печке едет,

Лежа на боку? …

Жюри подводит итоги конкурса, а у нас следующий конкурс.

Конкурс 2 «Кто здесь был и что забыл?»

Каждой команде предлагается рисунок с картинками. На картинках разные предметы из сказок. (Например: коромысло, чемоданчик Доктора Айболита, самовар, короб, щука, лягушка со стрелой, яблонька с яблоками, печка с пирожками и др.).

Предметы волшебные в сказках бывают, Героев желанья они исполняют: Ковер-самолет - над миром подняться, Чудесный горшок - сладкой кашей питаться.

И ты, мой дружок, вспоминай, не зевай, По предметам на картинке, Героев сказки называй.

Жюри подводит итоги 2-ого конкурса, а мы продолжаем дальше.

Игровая музыкальная пауза на имитацию движений животных.

Конкурс 3 « Кто так сказал?»

Каждой команде по очереди задается фраза из сказки. Узнайте, кто из героев так говорил, из какой это сказки?

«Сяду на пенек, съем пирожок».

«Кто сидел на моем стульчике и сломал его?»

«О, если я не дойду, если в пути пропаду?»

«Куд-куда, куд-куда вы откуда и куда?»

«Не пей из копытца, козленочком станешь».

«Ловись рыбка большая и маленькая».

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел».

«По - щучьему веленью, по-моему хотению».

Слово жюри, подводим итоги 3-его конкурса и мы продолжаем дальше.

Конкурс 4 «Сказочный переполох».

В названии сказок закрались ошибки. Помогите их исправить.

«Гуси -утки».

«Петушок Ряба».

«Даша и медведь».

«Заюшкин домик».

«Волк и семеро ребят»

«Два медведя».

«По рыбкиному велению».

«Сестрица Аленушка и братец Егорушка».

Слово жюри, подводим итоги этого конкурса и мы продолжаем дальше.

Конкурс 5 «Знатоки».

Командам предлагаются игрушки-персонажи сказок «Репка» и «Теремок», нужно правильно расположить эти «персонажи», в той последовательности, в какой они идут по сказке, кто за кем.

Слово жюри, подводим итоги этого конкурса и общий итог.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Только сказки у нас не кончаются. И ждут нас новые встречи с новыми героями.