Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее. Музейные загадки

Занятие краеведческого кружка

«Музейные загадки и открытия»

Цель: продолжить знакомство с предметами быта, утварью наших предков, их образом жизни.

Задачи:

    Знакомство с предметами быта, их практической направленностью.

    Развитие внимания, наблюдательности, умения работать в группе, познавательного интереса, творческих способностей.

    Воспитание уважения к людям труда, к историческому прошлому малой родины.

Место проведения: школьный этнографический музей «Северная изба», музей Дома Культуры «Горница»

Оборудование: карточки с загадками, предметы утвари, фотографии изб.

Перед началом занятия ребята делятся на разновозрастные команды.

Ход занятия.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня наша встреча посвящена предметам быта и домашнего обихода северных крестьян. Наш школьный музей накопил много загадок, которые сочиняли учащиеся. Мы устроим небольшое командное соревнование. Перед вами музейный экспонат – старинная соломенная шкатулка. В ней хранили катушки с нитками. А сегодня я поместила в нее карточки с загадками. Каждая команда по очереди достает загадку и дает ответ. Но если отгадки нет, то право ответа передается второй команде. После того, как вы дадите ответ на загадку, вам необходимо разъяснить, как использовали данный предмет наши предки. Итак, начинаем игру!

Загадки.

    Визжит и лязгает, поёт.

Её в деревне каждый узнаёт (пила)

    Голова железная,

Ручка деревянная-

Не бывает она оловянная (топор)

    Чтобы валенки подшить

Нужен этот инструмент.

Только пальцы береги-

Будут с дырками в момент (шило)

    На амбаре есть замок,

А у него – верный дружок! (амбарный ключ)

    Я похож на месяц.

Он пригож, а я остёр как нож! (серп)

    Натирают пол мной,

Чтоб сиял он белизной! (дресва)

    Стройная, полезная,

Над травой летает.

Только вот не бабочка,

Ведь траву срезает (ручная коса)

    Из бересты с любовью я сплетён,

На поясе мне место отвели.

С косою и точилом я знаком,

Нас много в доме, а зовёмся … (кошели)

    Под потолком свечу, свечу в избе,

Круги отбрасываю, тень.

Я послужу вам в темноте,

Чтоб вас не одолела лень (керосиновая лампа)

10.Ивовые прутики вдоль и поперёк,

Для грибов и ягод послужить готов.

На руках носите, хольте вы меня!

Нет вреда, есть польза от меня (плетёная корзина)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданиями. За участие в нашей игре обе команды получают призы. А сейчас мы с вами отправляемся в музей «Горница», который находится в нашем Доме Культуры (учащиеся вместе с учителем идут на экскурсию в музей «Горница» при ДК)

Учитель: Ребята, из одного музея мы попали в другой. Сегодня мы откроем мир северной горницы. А обстановка музея-горницы мне в этом поможет. В нашем Грязовецком районе встречаются избы маленькие, с окнами в землю, и довольно большие. Посмотрите, ребята, на фотографии деревенских домов. Что вы заметили? (ответы учащихся: большие избы разделены на две части, как будто два дома построены под одной крышей; одна половина дома больше, а вторая почти в два раза меньше)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень наблюдательны! Та часть избы, которая поменьше, называлась горница. Это была холодная часть дома. Летом, особенно жарким, в горнице спали. В избе приходилось почти ежедневно топить печь. Магазинов в деревнях не было, поэтому деревенские женщины каждый день пекли хлеб, пироги. В печку с утра ставили суп, который в ней томился до обеда. В обед вся семья собиралась за большим столом. Хозяйка вынимала суп из печи и наливала в большое блюдо. На стол ставили домашний хлеб, соль. Все ждали. Тятя (отец) нарезал хлеб, каждому подавал кусок. Потом стукал деревянной ложкой по столу. Только после этого сигнала все начинали зачерпывать бульон. Ложку несли и держали над куском хлеба, чтобы не упала ни одна капля. Когда бульон заканчивался, тятя ударял ложкой снова. По этому сигналу можно начинать есть гущу из супа: картошку, овощи. Когда овощи съедали, тятя стукал ложкой ещё раз, если суп был с мясом. Но первый кусок мяса должен был съесть именно он. Если кто-то из детей начинал есть, не дождавшись сигнала отца, получал по лбу той же деревянной ложкой.

Раз печь топили каждый день, то в избе спать было невозможно из-за духоты, жары. Вот тогда-то вся семья и ночевала в горнице. Обычно там могли разместиться три или даже четыре кровати. Это зависело от количества домочадцев. Семьи жили небогато и не могли себе позволить много кроватей. Чаще всего в горнице стояла только одна кровать. На ней спали родители. К себе они брали самого младшего, маленького ребёнка. Все остальные укладывались спать на пол. На пол стелили матрасы, которые были набиты высушенной осокой (иногда осоку заменяли соломой). От них шёл травяной аромат. Каждый год родители обязательно накашивали в болотистом месте осоку, сушили её. А зачем, ребята? (ответы учащихся: осокой набивали матрасы, осокой в голбце закрывали картошку, овощи; под осокой им было тепло, а ещё их не грызли мыши и крысы, так как осока режет их лапки, и они по ней не ходят)

Учитель: Правильно, ребята! Засыпалось на свежем воздухе, да ещё пахнущем скошенной травой, очень хорошо! Правда, среди ночи все начинали просыпаться от песен надоедливых насекомых. Как, ребята, вы думаете каких? (комаров) Наши предки были людьми умными. Они придумали полог, который шили из тонкого полотна или марли. Полог натягивали на деревянную раму и подвешивали над кроватью. Посмотрите, ребята, а на что похож полог? (ответы учащихся: на занавеску, на шатёр) Вот под таким пологом и комары были не страшны! Когда родители, обрядив скотину, уходили на работу, младшие дети любили играть в горнице. Эта половина дома становилась их царством. Им никто здесь не мешал. Дети забирались на родительскую кровать и играли на ней.

Зимой горница превращалась в большую кладовку. Здесь хранили мясо, ведь холодильников тогда не было, клюкву, предметы утвари, не используемые в хозяйстве зимой. Весной в горнице наводили порядок, готовились к встрече лета. Обтирали стены, потолок, полы мыли дресвой. Пол был некрашеный. А когда его натирали дресвой, то половицы становились жёлтыми, чистыми.

Ребята, вологодский поэт Николай Рубцов написал стихотворение «В горнице моей светло» Послушайте его в исполнении учащейся (учащаяся читает стихотворение Н. Рубцова «В горнице моей светло»)

Учитель: В конце нашего занятия давайте поиграем в рифмы. Я называю слово, а вы постарайтесь подобрать рифму в тему нашего занятия.

Горница – водица

Полка – метёлка

Изба – добра

Пирог – порог

Окно – темно

Печка – свечка

Комарик – фонарик

Самовар – вар

Сенокос – покос

Речка – овечка

Крыльцо – лицо

Поветь – петь

Тропка – топка

Поленница – не ленится

Деревня – древняя

Учитель: Молодцы, ребята! К нашему следующему занятию, используя эти рифмы, попробуйте сочинить стихотворения на тему «Родная деревня» Наша экскурсия по музею-горнице подошла к концу. До новой встречи, ребята!


Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

Ах, растений много тут,

Многие из них цветут.

Есть в горшках, в теплицах есть.

Их количества не счесть.

К счастью, а не на беду,

Мы бывали в... (ботсаду)

Все экскурсии ведет

Человек - ... (экскурсовод)

С рюкзаками и палаткой

Класс идет наш по порядку.

Песни дружно все поем,

На привале чай попьем,

Испечем в костре картошку.

Развеселый мы народ,

Подустали лишь немножко,

Утомил нас всех... (поход)

По городу едем

И их наблюдаем.

Места, что нам ценность

Собой представляют.

То могут быть парки, музеи культуры,

А может быть памятник архитектуры.

Как называются, знаешь ли ты,

Такие места неземной красоты? (Достопримечательности)

Мы «Щелкунчика» смотрели,

Сцена, занавес блестели.

Все актеры так играли -

Обо всем мы забывали.

Лишь не видно было крыс

Из-за бархатных... (кулис)

В театре все иначе называется:

«Антракт», «партер» с трудом запоминаются.

Зовутся «занавесом» бархатные шторы,

А люди, что играют, те - ... (актеры)

Одеваются актеры и рисуют разный грим.

В этой комнате удобно и комфортно очень им.

Зеркала здесь, стул и полка.

Эта комната -... (гримерка)

В этой клетке лев и львица,

А вон в той живет куница,

Рядом в клетках обезьянки.

Мы гуляли в... (зоопарке)

Большой экран и громкий звук,

Не видно лиц, не видно рук.

Нет света, в зале так темно.

Всем классом мы пришли в... (кино)

Демонстрация достижений

Искусства иль увлечений -

Культуры, науки, кино -

Название будет одно. (Выставка)

В театре меж собою делят акты

Те перерывы, что зовут... (антракты)

Есть она и в школе тоже,

С театральной очень схожа.

Все спектакли непременно

Нам показаны на... (сцене)

В цирке яркий свет мигает,

Громко музыка играет.

Музыканты и маэстро

Называются... (оркестром)

Небо в звездах прямо днем

С классом только здесь найдем.

Люди тут, и мал, и старый -

Все приходят в... (планетарий)

В планетарии мы были,

Будто в космос угодили.

Интересней места нет -

Видели мы пять... (планет)

А еще, я не совру,

Посмотрели на... (луну)

Да, не зря мы ездили,

Увидели... (созвездия)

То, что нам не видно глазом,

Что с Земли не рассмотреть,

Тот прибор покажет сразу,

Нужно только посмотреть. (Телескоп)

Говорят, что чем эта планета,

Горячее планеты нету.

И стало известно мне,

Что она ближе всех к Земле.

Блестит планета не в меру,

Ведь белого цвета... (Венера)

В Солнечной системе планеты

Не сыщешь больше, чем эта.

Планета из газа эта,

Твердых поверхностей нету.

Кольца ее окружают,

А планету-то как называют? (Юпитер)

Эта планета

Красного цвета.

Здесь есть пылевые бури,

Гейзеры и пески,

Моря, полярные шапки

И даже материки.

В честь бога войны названа.

Ну, кто же, скажите, она? (Планета Марс)

От Солнца первая планета эта.

И я скажу вам без секрета,

Планеты просто меньше нет ее,

Зато вот кратеров на ней полно.

Еще она быстрее всех вращается.

Узнали? Как планета называется? (Меркурий)

Состоит лишь из газа планета,

Ее удивительней нету –

Плоские кольца ее окружают.

Что за планета? Кто угадает? (Сатурн)

Клоуны нас два часа смешили,

А собаки вальс собачий закружили,

В купол акробаты поднимались.

Где, скажите, мы сегодня оказались? (Цирк)

На арене бегемот

Открывал квадратный рот.

Хлеб кладет, как будто в ковшик,

Бегемоту... (дрессировщик)

Поднимают их под купол,

Словно на веревках кукол.

Над залом зрительным парят,

Как будто бы и впрямь летят.

Прыгают, качаются,

Вокруг себя вращаются. (гимнастов)

В воздух он мячи кидает.

Знаем точно: все поймает,

Не уронит ни один,

В цирке он такой один. (Жонглер)

По канату он идет,

Не боясь, что упадет.

Без страховки не сорвется.

Любят все... (канатоходца)

Кроликом вдруг лента стала,

Шляпа бабочек полна.

Просит зал: «Еще! Нам мало

Волшебства и колдовства».

Получается все просто,

Нету к мастеру вопросов.

Он давно не ученик,

Он - хороший... (фокусник)

Что необычного в здании цирка?

Столы вместо кресел? Иль в куполе дырка?

Да нет же! Смотрите, здесь чудная сцена!

Она круглой формы! Что это? (Арена)

Здесь балерины, балероны

Благодарили нас поклоном.

На сцене танцевали чудно,

И в зале было многолюдно.

Спектакля лучше в мире нет,

Чем этот сказочный... (балет)

Здесь картин полным-полно,

Приходите все в нее.

И художников аллею

Посмотрите в... (галерее)

Долго, долго собирались,

Торопились, снаряжались.

Взяли термосы, палатку,

Чтобы в ней спалось нам сладко.

Котелок и спички тоже,

И еще еды положим.

Ничего мы не забыли,

Все забрали мы. И вот,

В путь далекий снарядились

И отправились в... (поход)

Собрала я для похода

Хлеб, картошку, спички, воду.

Только в этот узелок

Не вместился... (котелок)

Наступила ночь в походе,

Нынче спим мы на природе.

Звезды в небе появились,

Мы из озера умылись.

Крепким будет сон и сладким,

Очень нам тепло в... (палатке)

Мы с собою на дорогу

Не хотели бы брать много:

Книгу, спички, котелок,

Пару шапок и чулок...

А еще конфет, подушку

И любимую игрушку...

Вроде бы не много так,

Но не входит все в... (рюкзак)

Мы вокруг него сидели,

Песни под гитару пели,

На углях пекли картошку,

Всем досталось понемножку.

А потом пошли мы спать,

Его пришлось нам заливать. (Костер)

В театре этом давно не секрет,

На сцене куклы - артистов нет.

И ими рулит кукловод,

И будет доволен народ.

Куклы маленькие, большие,

Пузатые, добрые и смешные...

На пятом ряду мы сидели,

С восторгом спектакль смотрели...

А теперь я хочу, чтобы вы мне сказали,

В каком же театре мы все побывали? (Кукольном)

Здесь мы многое узнали,

Разных лошадей видали...

Дали им поесть овса.

Это быль - не чудеса.

Даже ездили верхом,

Был поход на... (ипподром)

И ещё:
«Справоздання губерніяльного старости від 5 липня 1918
місто Чернігів

14) В с[еле] Лыщичах в ночь на 25 июня неизвестными злоумышленниками под дом, в котором помещался участковый начальник повитовой варты Тарасевич, были подложены две пироксилиновые шашки, которые взорвались, причем от взрыва повреждены стены дома и контужен названный начальник варты Тарасевич и его сын.

За губернского старосту Савицкий
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 103. – Арк. 133-138».


Далее:
«Справоздання губерніяльного старости від 30 листопада 1918
місто Чернігів
Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что за время с 14 по 24 ноября с[его] г[ода] мною получены следующие сообщения о состоянии Черниговской губернии:
6) Новозыбковский уезд. Большевики, перейдя демаркационную линию, направились на Великую Топаль. Против них выслан отряд казаков. Положение тревожное. Настроение немецких войск в общем спокойное, хотя начали появляться пьяные группы, распевавшие революционные песни. Местные немецкие совдепы получают благоразумные директивы из Киева.
7) Стародубский уезд. 14 ноября в село Лыщичи прибыл батальон большевиков в полном составе. Большевики были хорошо приняты немцами и расквартированы в казармах совместно с немецкими солдатами. Большевистские делегации появились в селах Кустичи и Пятовск и, наконец, на станции Стародуба, а позже и в самом Стародубе. Везде большевики встречали дружественный прием со стороны немцев. Последние братаются с большевиками и пропускают отряды их через границу. По этому поводу сделан протест немецкому командованию на месте и в Киеве. По последним сведениям из уезда, уход немецких войск предполагается в самом недалеком будущем. Для вступления на территорию уезда вслед за отходом немцев большевиками намечены два пехотных полка. Настроение в уезде тревожное. Требуется для охраны границ небольшая регулярная воинская сила. Опоздание вызовет осложнение.
8) Суражский уезд. По демаркационной линии наблюдалось накапливание большевистских банд. В Робчике и других местах вдоль демаркационной линии имело место братание немцев с большевиками. Приняты срочные меры к формированию добровольческих отрядов. В Клинцах настроение крайне тревожное в связи с событиями в Германии, начавшимся развалом германской армии и падением дисциплины у них.
Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 288-290.»


Интересно, имеет ли отношение приведённая ниже информация к Богунскому полку?
«Справоздання губерніяльного старости від 16 жовтня 1918
місто Чернігів
29 августа с[его] г[ода] по распоряжению немецких военных властей было сожжено в с[еле] Пятовске Стародубского уезда девяносто четыре двора и д[еревне] Янькове – шестьдесят три двора местных жителей за то, что в с[еле] Пятовске и д[еревне] Янькове имеется более тридцати человек, которые находятся в большевистских бандах, оперирующих в лесах дач Пятовска и Янькове и соседних селениях. Банда эта, по уговору с некоторыми жителями с[ела] Пятовска и Янькова в ночь на 29 августа с[его] г[ода], ввезла в Пятовск четыре пулемета и с четырех сторон стала обстреливать училище, в котором помещались немецкие войска. В свою очередь немецкие войска также открыли огонь по банде большевиков, которая разбежалась. По распоряжению немецких властей был созван сход Пятовска и Янькова, где было предложено выдать лиц, участвовавших в нападении на немецкие войска, после чего было установлено, что из жителей с[ела] Пятовска участвовали в нападении Ниль Пасинок, Козьма Короткий, Климентий Подольный и Дмитрий Голушка, которые после обстрела, из села скрылись вместе с бандой; кроме того, немцами в виде контрибуции забран скот, хлеб и разное имущество, расстреляны брат большевика Савелий Суслов и житель с[ела] Осколкова Мендель Рыклин, у коего имели приют большевистские банды. Об этом доношу Вашему Высокопревосходительству.
Губернский староста Высоцкий
Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 38».
Ссылка источник информации приведена на странице http://offtop.ru/radimich/v15_720927_11_.php


Уважаемый Александр!
Ваша версия вполне логична, и мы сами подумали об этом в первую очередь. Допускаем, что журналист, писавший статью, по невнимательности мог "переназвать" населенный пункт, как это делается и сейчас очень часто.


Здравствуйте!
Приятно отметить, что моё сообщение не осталось без ответа.
Может быть, если связывать с именем Щорса, автор заметки имел ввиду Богунец? Богунец – бывший поселок Унечского района, Найтоповичского сельсовета, в 3 км к юго-востоку от села Найтоповичи. Исключен из учетных данных в 1978 году. Максимальное число жителей 190 человек (1926).


Уважаемый Александр!
Сотрудникам музея не было известно об упоминаемом Вами лыжном агитпереходе. Спасибо большое за информацию.
Мы провели небольшое исследование, но ни живых участников его, ни свидетелей найти не удалось.
Населенный пункт с названием Шерсковское тоже обнаружить не удалось. Может быть, он имел название Щорсовское? Но такого пункта тоже не нашли. Есть версия, что некоторое время в народе так назывался какой-то пункт, имеющий другое официальное название.


БРЯНСКИЙ РАБОЧИЙ. 1945, № 49 (7448) (10 МАРТА)
В этом номере газеты на четвёртой странице имеет место заметка "Лыжный агитпереход по пути Щорса" следующего содержания:
"УНЕЧА. 25 физкультурников железнодорожной средней школы провели лыжный агитпереход по щорсовскому пути - Унеча–Найтоповичи, Шерсковское. Команду физкультурников возглавил преподаватель истории тов. Кожевец. Пройдя на лыжах 40 километров, участники агитперехода провели с колхозниками беседы о гражданской войне, о боевых делах Щорса, о героях Отечественной войны и о Крымской конференции трех союзных держав". Ссылка на вырезку из газеты - http://radimich.narod.ru/Forum/br.1945_49-7448-10_marta-s4.jpg.
Вопросы к автором исследовательской работы «К 100-летию образования Богунского полка и исторического «братания» в Лыщичах: 1) Известно ли Вам что-нибудь об этом агитпереходе?; 2) остались ли среди ныне здравствующих жителей и уроженцев Унечского района участники и свидетели этого агитперехода?; 3) На каком участке маршрута может находится Шерсковское, которое указано в заметке?.


По данным такого издания как "Список населенных мест Черниговской губернии, имеющим не менее 10 жителей, по данным 1901 года":
"Унеча, поселок при станции железной дороги, Мглинского уезда, Павловской волости, при речке Унечь, число жителей мужского пола 34, женского пола 48. Почтовый адрес – станция Унеча.
Унечь, поселок, Суражского уезда, Ляличской волости, при речке Унечь, число жителей мужского пола 141, женского пола 148. Почтовый адрес – город Сураж".





Боюсь, что пока нет. Но когда они немного подрастут и придут на занятие, посвященное Великой Отечественной войне, мы им об этом обязательно расскажем. Как и о других земляках, героически боровшихся с фашистами.







Западный Фронт!
48-я Армия!
217-ая 《Унечская》Стрелковая Дивизия.
В звании - миномётчик II-го миномётного полка в составе 740-го стрелкового полка, был и мой дед Бацоев Асланбек Сахамович.

ОРДЕН СЛАВЫ III СТЕПЕНИ

《В бою за поселок Святое Озеро, Рогачевского района Гомельской области, действуя в составе расчета из своего миномета уничтожил один крупнокалиберный пулемет противника с его расчетом, тем самым дал возможность продвижения вперед пехотным подразделениям, 25 июня 1944года посёлок Святое Озеро был освобождён от немецких фашистов.
Командир 740 стрелкового полка (Ярошенко)




Согласно официальной версии начдив 44-й стрелковой дивизии Николай Щорс убит 30 августа 1919 года шальной пулей на боевых позициях Богунского полка возле деревни Белошицы - ныне с. Щорсовка Коростенского района Житомирской области.
Вчера, 30 августа 2017 года, исполнилось 98 лет со дня гибели легендарного начдива.





Интересно, откуда могли взять создатели энциклопедического словаря "Населённые пункты Брянского края" следующую информацию: " Рассуха - деревня Погарского района Брянской области, Прирубкинского сельского поселения, в 3 км к западу от деревни Прирубки. Упоминается с XVIII века как хутор; возможно – место нахождения летописного села Росухи, обычно отождествляемого с современным селом Рассуха Унечского района"?



В работе немецких авторов Andreas Weigelt, Klaus-Dieter Müller, Thomas Schaarschmidt, Mike Schmeitzner. Friedrich Mann / Todesurteile sowjetischer Militärtribunale gegen Deutsche (1944–1947): Eine historisch-biographische Studie. - Vandenhoeck & Ruprecht, 22 April 2015. - S. 435. - 1272 S. приводится краткая биографическая справка на Фридриха Мана. Приведем ее полностью:

Фридрих Ман (нем. Friedrich Mann) родился 20 сентября 1904 года в Лангензальце (Тюрингия), проживал в Лангензальце, совладелец книжного издательства «Герман Бейер и сыновья» (нем. Hermann Beyer und Söhne). В звании оберлейтенанта служил в разведотделе штаба 29-й мотопехотной дивизии. В январе 1943 года взят в плен в Сталинграде и 3 декабря 1946 года в Москве приговорен к расстрелу на основании Указа № 43 Московского военного округа.

Из обвинительного заключения: «Военный преступник. Начиная с 1941 до 1943 года в качестве начальника разведывательного отдела 29-й пехотной дивизии совершал преступления на оккупированных территориях Брянской и Орловской областей в отношении военнопленных и советских жителей. По его личному приказу были расстреляны трое военнопленных, политработник Советской армии.

В августе 1941 года по его приказу были арестованы директор школы Отроков, его жена и начальник почтового отделения Зубцов и расстреляны по подозрению в связях с партизанами.

В Минской области по его личному приказу расстрелян советский военнопленный из-за своих патриотических высказываний. Вблизи населенного пункта Рябчищи на шоссе Рославль-Брянск расстреляны невиновные советские граждане».

7 февраля 1947 года Президиум Верховного Совета СССР отказал в амнистии. Окончательный приговор вступил в силу 14 февраля 1947 года.

Http://books.google.ru/books?id=D1WqCAAAQBAJ&lpg=RA1-PA435&ots=O1XLd_QZ1D&dq=oberleutnant%20Mann%20Ic&hl=ru&pg=RA1-PA435#v=onepage&q&f=false


Интересный материал. К нему можно добавить немного информации из материалов "Унечской газеты", касающиеся Мельников Михаила Ивановича, упомянутого в работе Чеплянской Е.А. Смотреть здесь - http://unecha-gazeta.ru/ludi/imi_gordimsya/529-VPOBEDEESTOTTSAZASLUGA.html


Я думаю, что Ольга Щорс просто ошиблась в классификации военных учебных учреждений. Щорс в это время поступал не в военное училище, а в военную школу. Хотя в какой-то публикации есть упоминание, что Николай пытался поступить в военное училище в Николаеве, но, думаю, это маловероятно. Достоверных сведений об этом нет. В Киевскую военно-фельдшерскую школу принимали детей низкого сословия и она находилась на полном государственном обеспечении. Поэтому выпускники школы обязаны были шесть лет отработать фельдшерами в медицинских учреждениях. После начала войны этот срок сократили до трёх лет.

Абидова Дилора
НОД «Музей моего города»

Тема "Музей моего города "

Задачи :

Образовательные :

Расширять знания детей о музеях города Нягань .

Дать представление о назначении музеев .

Развивающие :

Развивать интерес к истории родного края.

Формировать бережное отношение к культурному наследию

Развивать умение составлять узор из двух элементов : квадрат и треугольник, сочетать в окраске два близких цвета : голубой с синим.

Воспитательные :

Формировать и активизировать словарь, вводить в речь новые слова и обороты (экскурсовод, музейный зкспонат , архитектурный ансамбль)

Воспитывать любовь к родному городу .

Методы и приемы :

- словесные : рассказ-беседа воспитателя, художественное слово;

- наглядные : показ слайдов «Виды музеев » , «Музейно – культурный центр » города Нягань ;

- практические : составление орнамента на шубе куклы

Игра-путешествие;

Видеофильм

Методы стимулирования и мотивации деятельности детей :

игровая мотивация, словесные поощрения.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях о городе Нягань и его достопримечательностях.

2. Чтение художественной литературы о городе Нягань , чтение сказок народа ханты.

3. Дидактические игры по патриотическому воспитанию.

4. Экскурсии : в краеведческий музей , вокруг сада.

5. Беседы о городе Нягань , о профессиях людей, которые живут и работают в г. Нягань.

6. Показ слайд - картин о городе Нягань , о Югорском крае.

Оборудование : компьютерная презентация про экскурсию в «Музейно - культурный центр » города Нягань , «Виды музеев » ; видеофильм; приглашение на экскурсию; картинки с изображением народов ханты, кукла в шубе, раздаточный материал к аппликации (квадраты, треугольники, клей, салфетки.

Виды дифференцированного подхода :

1. По индивидуально-психологическим особенностям

По уровню достижения.

2. По организационной форме обучения

Фронтальная форма организации детей,

Индивидуальная работа с ребенком.

3. По форме оказания педагогической поддержки детям

Вспомогательные вопросы,

Сопутствующие указания, инструкции,

Частичный образец выполнения задания.

Ход занятия

Основная часть :

Сегодня, ребята, мы узнаем много интересного и нового о музеях .

Ребята, нам пришло электронное письмо. Давайте его посмотрим. (На экране изображен конверт) .

Звуковое письмо. Загадка о музее .

Кто мне скажет, что такое музей ? (Ответы детей : музей – это место , помещение, где собирают и берегут старинные вещи; заботятся о них, показывают людям).

Ребята, а ведь мы были в музее на экскурсии (приложение) .

Кто проводил экскурсию в музее ? (Дети отвечают : экскурсовод)

Как называются вещи, которые находятся в музее ? (Ответы детей : экспонаты) .

Какие экспонаты вы видели в музее ? (Ответы детей) .

Первый слайд : в этом окне мы видели рога и зуб бизона, клык мамонта, зуб акулы.

Второй слайд : предметы народов ханты. Лампа, утюги, самовар.

Третий слайд : предметы охоты : капкан для медведя, капкан для рыбы, капкан для горностая, лодка.

Четвертый слайд : одежда и игрушки народов ханты : люлька дневная, куклы для девочек – Акань, Олень из клюва утки для мальчиков.

Гимнастика для глаз.

Ребята, после работы с ноутбуком надо сделать гимнастику для глаз.

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть. (Повторить 3-4 раз) .

2. Быстро-быстро поморгаем так, чтобы не успело исчезнуть то, что мы видим. (Повторить 3-4 раз) .

3. А теперь глаза закрой и погладь руками,

Помечтаем мы с тобой о любимой маме.

Закрыть глаза и поглаживать веки подушечками пальцев. (Повторить 3-4 раз) .

4. Посмотри глазами вправо – раз, два, три,

Посмотри глазами влево – раз, два, три. (Повторить 3-4 раз) .

Посмотреть вправо – влево.

5. Пальчик к носу движется, а потом обратно,

На него посмотреть очень нам приятно. (Повторить 3-4 раз) .

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. (Повторить 3-4 раз) .

Ребята, все эти экспонаты музею подарили люди , которые занимаются раскопками, и обычные люди, жители нашего города Нягань .

Видео – ролик про дарителя музея Чипигину Веру Николаевну.

Ребята, какие вы знаете музеи ? (Ответы детей)

- Музеи бывают разные . (Слайды, рассказ воспитателя о видах музея и их назначении ).

Электронное письмо (конверт) . Приглашение с «Центра культуры ремесел малочисленных народов севера» на «Вороний праздник» .

Продуктивная часть :

Ребята давайте пойдем в гости, и приготовим в подарок открытку.

У вас на груди значок, посмотрите какого он цвета. Найдите значок такого же цвета на столе, пройдите в свою мастерскую.

Дети рассаживаются за стол, на котором лежат принадлежности для аппликации.

Ребята, посмотрите какая красивая шуба, она вся вышита орнаментом. (Показываю 4 картинки с изображением людей коренного населения ханты в шубах. Рассматриваем орнамент на одежде). Каждый орнамент имеет свое значение. Различают много видов орнаментов. Вот некоторые из них : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «щучьи зубы» , «человек на оленях» и другие (показываю орнаменты) . Сегодня мы познакомимся с орнаментом «щучьи зубы» .

Рассматриваем расположение орнамента на одежде куклы, образец на доске.

На опушке шубы изображены треугольники – орнамент «щучьи зубы» . На рукавах и в передней части изображены квадраты с треугольниками – это орнамент «Рога молодого оленя» . Сегодня мы будем использовать в своей работе орнамент «Щучьи зубы» и «Рога молодого оленя» .

Детям за каждым столом даю свое задание :

1 подгруппа детей : знак желтого цвета - украшаете опушку шубки;

2 подгруппа детей : знак зеленого цвета - украшаете рукава шубы;

3 - 4 подгруппы детей : знак красного цвета украшаете переднюю часть шубы.

Гимнастика для рук.

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать (на каждое слово хлопки) .

Это Ваня (показывают большие пальцы,

Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивают) .

Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы вытянуты из кулачка, покачивают указательными пальцами) .

А Сергей он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулака,

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы) .

А Никита хоть и мал, очень ловок (вывести мизинцы) и удал (выпрямляют все пальцы) .

А теперь, ребята, приступаем к работе.

При работе напоминаю детям о том, как надо аккуратно намазывать фигуры клеем, прижимать их салфеткой. (Помогаю детям индивидуально) .

Ваши подарки для музея готовы. Когда мы пойдем в музей на «Вороний праздник» , обязательно подарим эти открытки.

Ребята, вам понравились ваши открытки? (Ответы детей) .

Какой вид орнамента вы изобразили в своих работах? («Щучьи зубы» , «Рога молодого оленя» ).

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) .

Ребята, я предлагаю организовать в группе выставку из ваших открыток. Завтра, когда мы пойдем на экскурсию в музей «Центр культуры ремесел малочисленных народов севера» , вы возьмете свои открытки в подарок.

Пушкинский музей полон тайн и загадок. В прошлом посте уже показала какие неожиданные открытия можно сделать гуляя со специальной экскурсией по залам музея. Но самой удивительной и странной композицией, которая привлекла внимание взрослого поколения в зале Средневековья была

скульптура пророка. Угадайте кто это? Только прошу по честному, без поисков в интернете, так ведь интереснее. Комментарии будут скрыты до вечера завтрашнего дня.

Отгадка, это действительно пророк Моисей. Он изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола - золотого тельца, и поклоняется ему. А рогат он из-за ошибки в переводе. Вот она сила слова! В латинском переводе Библии за авторством блаженного Иеронима была допущена ошибка в слове "qrn", что означает рог, луч, сиял, излучал. Вот и стал Моисей рогатым.

А вот и главные знатоки: sarycheva_s , dracena_08 , martann , tata_lind , alba_ruthenia01 , jd_ganna

Вот еще подробнее:
В прошлом посте про Миклеанджеловского Моисея задали вопрос, почему знаменитая скульптура - рогата. Решил написать пост на эту тему.

Дело в том, что во времена Миклланджело Моисея действительно считали рогатым. Утверждалось, что рога у пророка выросли после (и вследствие) личного разговора с Богом на горе Синай. Якобы именно из-за рогов Моисея так испугались евреи, поклонявшиеся Золотому Тельцу.

Причем именно с рогами описан Моисей в всех латинских (то есть католических) текстах библии вплоть до начала 17 века.

Почему же было именно так и кто же посмел изменять текст Библии?

Дело в том, что изначально текст Танаха (Ветхого Завета) - на древнееврейском языке. Но примерно в 3 веке до н. э. был сделан греческий перевод, так называемая Септуагинта, или перевод семидесяти. Согласно легенде (признанной христианами каноном), 70 мудрецов раздельно друг от друга переводили Танах и получили семьдесят совершенно одинаковых текстов на греческом, что было всеми воспринято как доказательство божественной точности перевода.

Поскольку греческий язык был известнее в древнем мире,чем иврит и арамейский, на другие языки, в том числе и на латынь, переводили в основном Септуагинту, лишь иногда сверяясь с древнееврейским оригиналом.

Именно с греческого перевел Танах на латынь в 4 веке святой Иероним.

Перевод был сделан на высоком уровне, католическая церковь признавала его авторитетным, хоть и считала делом учености, а не божественного вдохновения, и, казалось бы, можно было бы в итоге согласовать какой-то канон. Но дело в том, что все книги были рукописными, а переписчики часто ошибались, делали пометки на полях (которые другие переписчики принимали за часть текста) или вообще дописывали по своему разумению. Поэтому в средние века - так уж получилось - в Европе было, пожалуй, не найти две одинаковые Библии, а уж от страны к стране они отличались и вовсе достаточно сильно. И поэтому сделать какой-то вариант обязательным для всех до последней точечки было невозможно...

Но во всех этих вариантах было сказано: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

И в целом, перевод этот вполне корректен. Если не учитывать, что в древнееврейской традиции не писались гласные, а без гласных слова "луч", "излучать", "светиться" пишутся так же, как и "рог". И не менее корректно было бы перевести не "его лицо стало рогатым", а "его лицо стало излучать свет."

Самое интересное, что в Септуагинте был выбран вариант "излучать свет", а для славян Кирилл с Мефодием вообще перевели максимально уклончиво "прославлен зрак плоти лица его". Но Иероним предпочел свериться с оригиналом и выбрал вариант Моисея с рогами, на века определив католическую традицию изображать этого пророка, что, кстати сказать, было одним из моментов, разделяющих католиков и православных.

Но латинский текст библии стал окончательно считался непогрешимым только в 1604 года, когда вышла так называемая Климентова Вульгата. Окончательный текст согласовывали много лет с конфликтами, интригами и скандалами, но учитывая, что уже столетие существовало книгопечатание, единообразие (наконец-то!) стало возможно поддерживать. И в Климентовой Вульгате лицо Моисея уже не было рогатым, а просто-напросто сияло. Авторитет Иеронима остался авторитетом Иеронима, но рога были признаны его ошибкой...

Хотя трудно сейчас, конечно, сказать, являлось ли это действительно случайной ошибкой или же было принципиальной позицией.

Дело в том, что рога - это древнейший символ божественной власти, аналог короны. Особенно в Египте, где верховный бог, Амон Ра, изображался с головой барана и бараньи рога являлись его символом (а кроме того символом бога луны Яха и создателя человека - бога Хнума). Рогаты были и многие другие боги. И в восприятии людей древности рога, выросшие на голове Моисея, могли означать, что он исполнитель божественный воли и что сам Господь поставил его правителем. Больше нигде в Библии, кроме истории Моисея, рогатые люди не встречаются, но, во-первых, Бог очень редко сам разговаривал с людьми, обычно это делали ангелы от его имени, случай с Моисеем был хоть и не уникальным, но исключительным. Логично, что Бог, который так редко появляется, и сделает что-то особенное. Во вторых, светящееся лицо Моисея кажется не менее невероятным, чем его рога - таких случаев в библии тоже больше нет. А в третьих - мы же не знаем всего комплекса текстов, сопровождавших этот сюжет изначально, но не получивших статуса канонических, не вошедших в библию и утерянных за века. Так что святой Иероним в 4-м веке, возможно, просто слышал про Моисея что-то такое, о чем мы и понятия сейчас не имеем...
Взято отсюда

И немного про сам "Колодец пророков" или "Колодец Моисея". Сооружение первоначально представляло собой величественный постамент утраченной в XVII веке скульптурной группы «Голгофа», которая была создана выдающимся нидерландским скульптором Клаусом Слютером вместе с его помощником Клаусом де Верве по заказу бургундского герцога Филиппа Смелого для картезианского монастыря Шаммоль в Дижоне. Колодец стоял в центре бассейна и символизировал источник жизни. Пьедестал украшают шесть фигур больших и малых ветхозаветных пророков, которые держат в руках свитки с пророчествами о жертвенной смерти Христа. Над пророками - фигуры скорбящих ангелов. Слютер создал выразительные и пластически мощные образы. Пророки объединены попарно и контрастно сопоставлены. Рядом с величественным в своей кротости царем Давидом стоит состарившийся от скорби Иеремия. Страсть мудрого и праведного пророка Даниила, с какой он указует на сроки свершения пророчества, противопоставлена с размышлениями Захарии о сути предательства, раздумья мудрого Исайи оттеняют силу духа законодателя и боговидца Моисея.
информация с оф.сайта Музея им.Пушкина