Здание музыкальной школы имени П.С. Столярскогона Екатерининской площади

Петр Столярский. Это имя на просторах бывшего СССР знает каждый музыкант, и, в зависимости от возраста, произносит его с восторгом, восхищением, любовью или мечтательной, чуть грустной улыбкой. Таких гениев скрипичной педагогики, каким был Петр Столярский, во всем мире наперечет. По его «вине» словосочетание «одесский ребенок» у многих ассоциируется с образом интеллигентного очкарика, держащего в руках скрипочку. Некоторые из его воспитанников до сих пор концертируют, преподают, и не только в России, но и за рубежом: Марк Зингер, Дора Шварцберг, Валерий Климов, Захар Брон, Эдуард Грач… Будущий педагог, родившийся в Одессе 18 ноября 1872 года, в 1900-м окончил Одесское музыкальное училище Императорского русского музыкального общества по классу скрипки. В 1898–1919 работал скрипачом в городском оперном театре и преподавал. В 1911 году в Одессе, бывшей тогда крупнейшим культурным центром юга России, Петр Столярский открыл собственные частные музыкальные курсы. С 1920 преподавал также в Одесской консерватории. В 30-е благодаря его усилиям в Одессе открылась первая в стране специальная музыкальная школа для одаренных детей, по образцу которой в других городах были созданы (и ныне действуют) аналогичные «десятилетки". Это учебное заведение еще при жизни гениального педагога носило (и носит по сей день) его имя. «Школа имени мене", – любил повторять профессор Одесской консерватории П.Столярский, находившийся в некотором «конфликте» с русским языком. По образцу Одесской музыкальной десятилетки создавались затем такие же школы в Москве, Ленинграде, в Екатеринбурге (на Урале). Екатеринбургскую школу незадолго до своей смерти в Петр Столярский открывал лично и даже успел преподавать в ней.

Сторонники «русско-столярского словаря» гордятся ярким проявлением «одесской ментальности» Петра Соломоновича не меньше, чем его музыкально-педагогическими успехами. Они цитируют его знаменитые «афоризмы» как демонстрацию редких в эпоху сталинского правления качеств – спонтанности, непосредственности, душевной открытости. Говоря о Столярском, редко не упоминают эпизод, когда на приеме в Кремле маэстро поблагодарил «товарищей Сталина, Молотова, Кагановича И ПРОЧИЕ ШИШКИ» за создание в Одессе специальной детской музыкальной школы-интерната. Показательна толерантность Сталина и «прочих шишек» по отношению к Столярскому как на том памятном приеме, так и вообще, «по жизни». Очевидно, в политическом раскладе того времени ему были уготованы две почетные миссии: показать миру какие возможности дала советская власть «обыкновенному местечковому еврею» и поддержать престиж государства, доказав, что и в области музыкального исполнительства «мы впереди планеты всей». Впрочем, Петр Соломонович с успехом это продемонстрировал. Так, в 1937 году победителем на международном конкурсе в Брюсселе стал его ученик Давид Ойстрах, а все остальные премии достались… также воспитанникам Столярского!. Так вот, за это Сталин собственноручно вручил Столярскому ключи от машины, орден Трудового Красного Знамени и серебряный сервиз. И в ответ на слова главы государства: «Довольны? Вы подарили стране музыкантов, а мы вам это…» – он посмел ответить: «Заберите свои подарки, а в Одессе постройте ещё одну школу для одаренных детей!". И Сталин ничего ему не возразил… Впоследствии Пётр Соломонович любил прогуливаться по Дерибасовской пешком, а автомобиль следовал за ним тихим ходом. Колоритность фраз во многом помогала педагогическому процессу. Так, требуя от ученика качественного протяженного звучания, Столярский говорил: «Представь себе, что твой смычок – это твоя зарплата. Ты должен ее не сразу расходовать, а распределить на долгое время». Зная возраст и социальное происхождение большинства учеников Столярского, нетрудно предположить, что эта метафора была гораздо эффективнее нудных разглагольствований о «вибрато» и «пиццикато».

Однако феномен Столярского – это, прежде всего, феномен музыкального педагога высочайшего класса. Несмотря на неоспоримость этого факта, многие, говоря о Столярском-музыканте, скромно и стыдливо упоминают, что воспитатель целой плеяды скрипачей-виртуозов сам обладал весьма скромными исполнительскими данными. Оправдывают это тем, что, мол, редко таланты исполнителя и педагога сочетаются в одном человеке.

Но биография «несостоявшегося солиста» говорит совершенно об ином. Столярский был потомственным клейзмером - музыкантом, игравшим на свадьбах, похоронах и т.д. Его отец и многочисленные братья и сестры организовали семейный клейзмерский ансамбль, пользовавшийся огромным успехом в родном Липовце под Киевом и в соседних местечках. Наибольший доход в «общий котел» приносил трехлетний Пиня Столярский, умиляя слушателей сочетанием «нежного возраста», рыжих кудряшек и отнюдь не детского владения смычком. Один из таких благодарных слушателей тайком от отца отвез юного Пиню в Киев на прослушивание к маститому маэстро. Вердикт был суровым: забыть всё, чему научился, и играть обыкновенные гаммы. Уже познавшему вкус славы Пине подобные слова показались оскорбительными, и он в слезах выбежал из комнаты.

Дальнейшие «столкновения» с академической музыкальной средой вызывали не меньшие проблемы. Много раз юноша вынужден был «переучиваться», осваивать «правильную постановку руки», «классическую манеру исполнения», что приносит ощутимые результаты, как правило, лишь в раннем детском возрасте…

Как знать, живи Столярский в наше время, когда порядочный музыкант обязан владеть всеми стилевыми манерами, а академические исполнители не стесняются принимать участие в клейзмерских фестивалях, может быть, и он блеснул бы на сцене. А Одесса, помимо всего прочего, стала бы мировым центром клейзмерского искусства…

«Тяжелое трудовое детство» во многом сформировало Столярского-педагога. Так, он считал оптимальным возрастом для начала занятий 3–5 лет, когда «мягкие косточки» лучше привыкают к инструменту. Одним из самых важных компонентов воспитания музыканта профессор считал ансамблевую игру, а самым важным – регулярные выступления перед публикой, пусть и не самой взыскательной. Столярский выводил ансамбль своих учеников даже на первомайские демонстрации!.

Как ни странно, положительную роль для него сыграло даже отсутствие солидной базы в музыкальном образовании. Будучи самоучкой, Столярский проявлял удивительную требовательность к себе, постоянно стремился к самосовершенствованию. Он хорошо «аккумулировал» опыт известных педагогов-скрипачей, наблюдал за исполнительскими приемами певцов и валторнистов и находил им применение в скрипичной игре. И, конечно, он давал своим ученикам то, чего не получил в детстве сам – настоящую «школу».

Ученики Столярского вспоминают: задолго до получения «вожделенной» скрипки они проходили этапы знакомства с педагогом, изучения нотной грамоты, развития слуха. Потом им «милостиво позволялось» взять в руки инструмент, но Столярский предусмотрительно не натирал смычок канифолью, поэтому юные гении играли… без звука (это делалось для того, чтобы не травмировать уши и души детей скрипом, издаваемым еще неумелыми ручками). Лишь убедившись в правильности постановки рук, маэстро «давал добро» на настоящую игру, и то под неусыпным контролем взрослых. Классическим стал его афоризм: «Мне не нужны талантливые дети – мне нужны талантливые родители». Справедливости ради стоит отметить, что и талантливыми детьми Столярский «не брезговал». Судите сами: из его класса «вышли в люди» Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Самуил Фурер…

«Фабрикой талантов» назвали частную школу Петра Столярского в Одессе. А Леонид Утесов – знаменитый российский эстрадный певец и актер – с присущим одесситам юмором заметил по этому поводу: «Кто сказал, что конвейер изобрел в Америке Форд? Конвейер изобрел в Одессе Столярский. Конвейер талантов. Он, как никто, понимал детскую душу, умел ее настроить на музыкальный лад и вести к вершинам скрипичного совершенства. Он нес в себе большое сердце художника". Другой небезызвестный одессит, Исаак Бабель, – к слову, учившийся у Петра Соломоновича (как сам он шутил, обращаясь к Учителю: «Единственный ученик, не принесший Вам славы»), – называл его школу «фабрикой вундеркиндов». Очевидно, сказано это было в пылу увлечения индустриализацией. Иначе разве повернулся бы язык назвать Давида Ойстраха или Бусю Гольдштейна «фабричной продукцией»?! Ведь это – тончайшая «ручная работа» великого мастера!

Частной музыкальной школой, где Столярский проводил занятия, была его квартира. Как вспоминал великий Давид Ойстрах, для которого Столярский был по-настоящему первым и единственным учителем, «во всех комнатах толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы". У Столярского занимались по 80-90 учеников в год. Он работал ежедневно – с раннего утра и до самого вечера. С наиболее талантливыми детьми проводил по два-три урока в день. Столярский обладал редким качеством мгновенно распознавать способности ребенка и, более того, угадывать его будущее. Занятия были в точном смысле слова индивидуальным подходом к маленькому музыканту. На уроках Столярский никогда не показывал, как надо играть. Он внимательно слушал ребенка, неотрывно следил за правильным положением рук, и для этого часами стоял перед детьми на коленях: так ему было удобнее наблюдать игру и поправлять возможные ошибки.

Особенностью скрипичной школы Петра Столярского было воспитание в маленьком человеке всесторонне развитого музыканта, будущего большого артиста – с первых же его шагов в музыке. Столярский настаивал на том, чтобы дети играли скрипичные дуэты, квартеты, изучали альт, играли в оркестрах и как можно больше выступали на публике. Он считал невероятно важным, чтобы ребенок не боялся, а любил публичные выступления, чтобы он желал быть артистом, которому аплодирует зал и дарят цветы. Столярский даже выводил своих юных скрипачей на парады: они привязывали банты к маленьких скрипкам и шествовали под собственный аккомпанемент по улицам Одессы.

Настоящий триумф Петр Столярский пережил в 1937 году. Тогда на престижном Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе победителем стал его ученик Давид Ойстрах, и все призовые места и лауреатские звания также получили его воспитанники – Елизавета Гилельс, Буся Гольдштейн и Михаил Фихтенгольц. В Одессе Петра Столярского узнавали на улицах, в автобусах дети с радостью уступали ему места, а их мамы с еще большим энтузиазмом спешили отвести своих чад к чудо-педагогу, не без гордости говоря, что ведут мальчика «учить на Ойстраха».

Определяя данные 5-летнего ребенка – именно в этом возрасте Столярский брал детей на «музыкальное воспитание", – он неизменно приговаривал: «Хорошему материалу нужен хороший портной".

Как педагог он придавал огромное значение разностороннему развитию юных музыкантов; по его мнению, до первого сольного выхода на концертную эстраду скрипач должен был обязательно пройти три этапа профессиональной подготовки: игру в оркестре симфоническом, в оркестре оперном и участие в разных камерных ансамблях. Отличавшийся феноменальной работоспособностью, Столярский находился в курсе всех репертуарных новинок и регулярно изучал со своими учениками современные произведения.

Петр Столярский, скромно называя себя «портным», сделал для России огромное дело. Он – без преувеличения – создал отечественную скрипичную школу и именно в том виде, в каком ее знает весь мир. Для убедительности достаточно лишь напомнить имена прославленных российских скрипачей, бывших воспитанников школы Столярского: Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Семен Снитковский, Александр Винницкий. Но, безусловно, первым среди них был и остался всемирно известный Давид Ойстрах.

Работая с юными скрипачами над правильной постановкой рук, Петр Столярский не уставал внушать им: «Главное – высоко держать скрипку»! – и победно вскидывал левую руку. Но в этих словах педагога выражался не только важный технический элемент его «скрипичной школы». В них «читалось» и то возвышенное чувство любви, преданности к искусству музыки, которое Петру Столярскому было дано вдохнуть в каждого из своих учеников…

Не так давно школа Столярского отметила свое 70-летие. Одесситы верят, что она еще многие годы будет тешить их самолюбие богатыми урожаями лауреатов, дипломантов и, выражаясь словами ее основателя, «обыкновенных гениальных детей».

А когда-то Давид Ойстрах узнав, как живётся Столярскому в эвакуации на Урале, написал ему: «Срочно выезжайте в Москву, я обо всем договорился – вам выделят отапливаемый номер в гостинице, профессора ждут в Московской консерватории: будете сыты, обуты, одеты и при деле. Но Петр Соломонович ответил: «А как же мои дети?». И остался в Свердловске. Там он и умер в 1944-м, 29 апреля, через несколько дней после освобождения Одессы.

Узнав о кончине своего учителя, Давид Ойстрах долго не писал его дочери Неле. Потом она получила письмо: «Извини за долгое молчание. Смерть Петра Соломоновича меня так потрясла, что я до сих пор не могу восстановиться… Но ты знай, память о нем будет вечной».

Так и вышло. Имя легендарного скрипичного педагога, гения преподавательского дела Петра Столярского, прославившего Одессу, в которой он прожил сорок три года, известно всему миру.

Можно ли научить тому, что сам не умеешь делать в совершенстве?. Нет, пожалуй, вопрос поставлен некорректно, сформулируем его точнее и справедливее: можно ли передать ученику мастерство, которым сам учитель не обладает? Ответ на этот вопрос кажется очевидным - отрицательным. Однако в музыкальном исполнительстве не все так очевидно. И подчас реальность оборачивается парадоксом. Специалисты давно спорят, вправе ли педагоги, не сделавшие настоящей артистической карьеры, считаться полноценными наставниками. Как правило, конечно, сомнения тут небезосновательны, но есть и исключения, как всегда в искусстве, - исключения необъяснимые или не до конца объяснимые. Одним из таких исключений, самым ярким, быть может, была фигура Петра Соломоновича Столярского.

Он никогда не был большим артистом, даже просто солистом. Правда, с музыкой вся его жизнь была связана неразрывно. В раннем детстве Столярский овладевал игрой на скрипке под руководством отца, потом развлекал гостей в домах богачей, помогая семье сводить концы с концами, уже с десятилетнего возраста сам давал уроки игры на этом инструменте. Позже он испытал все тяготы жизни бродячего музыканта, играл в различных оркестрах и оркестриках, сумел окончить Одесское музыкальное училище РМО по классу педагога И. Карбульки. Лишь после этого Столярский получил приличное место - концертмейстера оркестра Одесского оперного театра. Однако все эти годы он мечтал посвятить себя педагогике, учить музыке детей. И при содействии Леопольда Ауэра добился открытия в 1911 году в Одессе собственной музыкальной школы.

Однако в полной мере расцвел уникальный педагогический дар Столярского лишь после того, как закончилась гражданская война. В 1919 году музыкант оставил работу в оркестре, которой было отдано два десятилетия жизни, в следующем году начал вести класс скрипки в Одесской консерватории, где вскоре стал профессором, а в 1933 году стал создателем первой в нашей стране музыкальной школы-десятилетки для одаренных детей, которой и отдал весь свой щедрый талант наставника. Именно здесь он воспитал целую плеяду молодых артистов, ставших вскоре гордостью советского исполнительского искусства, увенчанных лауреатскими званиями на крупнейших конкурсах мира. На „фабрике талантов", как называли школу, ныне носящую имя Столярского, начинали свой путь Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс, Борис Гольдштейн, Михаил Фихтенгольц, Александр Ливонт, а также переехавший позднее в США Натан Мильштейн и многие, многие одаренные артисты.

О творческом педагогическом методе Петра Столярского написаны солидные исследования и мемуары. Основу его „Музыкальная энциклопедия" формулирует так: „Педагогическое мастерство, тонкое музыкальное чутье и организаторский талант позволяли Столярскому достигать поразительных результатов. Первостепенное значение придавал методу отбора детей в музыкальную школу. Система занятий была основана на глубоком понимании психологии ребенка, применялся метод игр-занятий. Стремясь к воспитанию в ребенке с самого начала обучения профессиональных и артистических навыков будущего исполнителя, Столярский придавал исключительное значение развитию музыкальной фантазии, эмоционального восприятия и передачи музыки". О том, что кроется за этими краткими формулировками, вы можете узнать, познакомившись с многочисленными работами, посвященными школе мастера. Мы же дополним их лишь небольшой выдержкой из высказываний самого Столярского - словами его давнего, забытого ныне интервью: „Я противник того, чтобы ребенку сразу же давать скрипку в руки. Предварительно он должен быть подвергнут психотехническому и специальному обследованию. В ряде бесед я выясняю, чем ребенок интересуется, увлекает ли его окружающая музыкальная среда, каковы его вкусы, наклонности. Затем я внимательно исследую чисто физические данные ребенка (плечо, руки, пальцы). Только после этого ребенок начинает знакомиться с нотами и некоторое время напевает их („сольфеджирует") под моим непосредственным руководством. Лишь после этой подготовительной стадии переходим к работе с инструментом. Но еще долгое время будущие скрипачи играют „беззвучно", т. е. со смычком без канифоли, для того чтобы избежать отталкивающих, раздражающих слуховых впечатлений, - скрипа, шипения и пр. Одновременно родители получают указания о том, как им следует воспитывать и ухаживать за своими детьми. В школе применяется так называемая „конвейерная система" преподавания, т. е. в течение одного часа воспитанник переходит от гамм через этюды к более сложным музыкальным упражнениям."
Ну, а о том, какие результаты давал метод Столярского, свидетельствуют успехи его учеников. Вот что рассказывал, пожалуй, самый знаменитый из них - Давид Ойстрах.
„Совершенно ясно, что в детские годы главное влияние на меня оказывал мой профессор, очень мною уважаемый и высокочтимый Петр Соломонович Столярский. Он был не только замечательным музыкантом и педагогом, но также необыкновенной души человеком, что делало общение с ним каким-то особенно приятным. А это чрезвычайно важно именно в детском возрасте, когда ребенок нуждается не только в руководителе музыкальном, но также и в воспитателе человеческих качеств. Это было для меня очень важно. И я думаю, что целая плеяда скрипачей, вышедших из его школы, обязана ему как своим музыкальным развитием, так и той любовью к труду, высоким чувством долга, которые он сумел привить этим музыкантам с детских лет.

Столярский внушал своим ученикам, что самое главное, самое ценное для них -работа, музыка, искусство, что, лишь отдавая этому не только свое время, но и всего себя, можно преуспеть в жизни, выполнить свой долг. И как ни странно, но действительно мы с самого малого возраста нашего воспринимали это как закон. К тому же Петр Соломонович являлся для нас сам замечательным примером. Он работал невероятно много, с большим энтузиазмом и при этом никогда не скучал во время работы. Всегда в нем чувствовалось какое-то необыкновенное оживление, какое-то внутреннее напряжение и счастье, радость от того, что он занимается любимым делом. Для него не существовало выходных дней. Можно сказать, он не нуждался во втором выходном дне в неделю, потому что не использовал даже первого: не было ни одного воскресенья, когда бы он не работал. И если у него случался просвет в час-два, когда, казалось бы, можно было отдохнуть, он вызывал к себе ученика, с которым занимался накануне - для того, чтобы еще раз повторить ту или иную пьесу. Словом, это был замечательный пример для нас.

Я не убежден, что у Столярского были какие-то особые познания в педагогике, хотя он прошел очень хорошую школу. Его воспитателем был профессор Карбулька, известный в то время на юге России чешский музыкант. Столярский в юности очень старательно занимался, хотя вышел он из совсем простой еврейской семьи и в молодости, кажется, играл где-то в местечковом оркестре своего отца, в глухой провинции. И поэтому, когда он, бедным мальчиком, приехал в Одессу и стал учиться, заниматься, во всем себе отказывая, голодая, то проявил необыкновенное трудолюбие и целеустремленность. Причем они всегда сочетались у него с невероятной любовью к своему делу. Это было призвание, понимаете? Я ведь знаю немало педагогов, которые очень хорошо преподают, но для которых педагогический процесс не есть призвание. Просто они это делают, даже с интересом, иногда с меньшим, иногда с большим, и делают порой очень хорошо. Но у него это было, повторяю, "жизненное призвание, он был одарен истинным талантом общения с детьми.

Столярский, например, считал, что педагог никогда не должен быть скучным для ученика, что скучный педагог, какими бы знаниями он ни располагал, как бы ни старался, - не сможет обеспечить правильного процесса развития ребенка. Я думаю, что в этом он был глубоко прав. Потому что дети и так неохотно занимаются, а когда они встречаются еще со скучным педагогом, то из этого ничего хорошего не может выйти. И вот этого - скуки - у него не было. Наоборот, необыкновенная живость, а иногда так даже просто экзальтированность. Например, занимаясь с ансамблями, с детскими оркестрами, он мог не заметить, что, скажем, репетиция продолжается уже два с половиной - три часа без перерыва, что дети очень устали, что они, наконец, просто голодны. В таких случаях жена вынуждена была напоминать ему об этом. Она заходила в комнату и говорила: „Ты знаешь, что дети уже сидят два с половиной часа? Дай им возможность отдохнуть пять минут!" „Как?! Неужели два с половиной часа прошло?" - спохватывался Петр Соломонович.

При этом у него не было какой-то определенной системы. Но была отдача необыкновенная, любовь к делу и, конечно, музыкальный талант, это несомненно. Поэтому он, например, проходил с учениками произведения, которых даже сам не знал. Я не убежден, что он знал, скажем, все квартеты Бетховена, которые проходил с нами. Но он тут же их познавал, тут же находил к ним какие-то свои „ключи". Может быть, потом все это надо было пересмотреть, но в принципе он находил, благодаря своей интуиции, очень правильные, верные вещи. Таковы были, вероятно, „секреты" Столярского."

    Столярский, Пётр Соломонович - Пётр Соломонович Столярский. Столярский,Петр Соломонович СТОЛЯРСКИЙ Петр Соломонович (1871 1944), скрипач–педагог. Преподавал в Одессе. Разработал метод профессионального обучения детей игре на скрипке. Среди учеников Д.Ф. Ойстрах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1871 1944), скрипач педагог, народный артист УССР (1939). Один из основоположников отечественной скрипичной школы; разработал новый метод профессионального обучения детей игре на скрипке. Профессор Одесской консерватории (с 1923), при которой… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Столярский, Пётр Соломонович Пётр Соломонович Столярский (18 (30) ноября 1871, Липовцы, ныне Винницкой области, 29 апреля 1944, Свердловск) советский скрипач педагог, народный артист УССР (1939). Основатель первой в СССР специализированной… … Википедия

    - (1871 1944) скрипач педагог, народный артист Украины (1939). Один из основоположников скрипичной школы; разработал новый метод профессионального обучения детей игре на скрипке. Профессор Одесской консерватории (с 1923). Среди учеников Д. Ф.… … Большой Энциклопедический словарь

    Советский скрипач педагог, музыкально общественный деятель, народный артист УССР (1939). Член КПСС с 1939. В 1893 окончил Одесское музыкальное училище. В 1893‒1919 артист …

    Пётр Соломонович (18 (30) XI 1871, Липовцы Киевской губ. 29 IV 1944, Свердловск) сов. скрипач, педагог. Нар. арт. УССР (1939). Чл. КПСС с 1939. Игре на скрипке начал учиться в детском возрасте под рук. отца. Нек рое время занимался в… … Музыкальная энциклопедия

    Петр Соломонович , советский скрипач педагог, музыкально общественный деятель, народный артист УССР (1939). Член КПСС с 1939. В 1893 окончил Одесское музыкальное… … Большая советская энциклопедия

Столярский Пётр Соломонович

Как Столярский учил играть на скрипке
или » Школа имени мене «

Петр Соломонович Столярский, как известно, был одним из величайших скрипичных педагогов столетия.

Жак Тибо, например, говорил:

«Его педагогика — то, чем должно гордиться мировое искусство».

Примерно то же говорили Жозеф Сигети, Генрик Шеринг и другие авторитетные музыканты.

Чтобы понять их правоту, нет нужды углубляться в теорию, достаточно просто перечислить лишь некоторых из самых выдающихся его «детей» — учеников:

Натан Мильштейн, Михаил Фихтенгольц, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс,

Борис Гольдштейн, Альберт Марков, конечно же, Давид Ойстрах.

Педагогика Столярского определила развитие скрипичного исполнительства века: вспомним «внуков» Петра Соломоновича только по линии одного его «сына» — Д. Ойстраха:

В. Пикайзен, Э. Грач, С. Снитковский, Р. Файн, О. Пархоменко, О. Крыса,

О. Каган, М. Секлер, В. Климов, Л. Исакадзе, Г. Кремер…

П.С. Столярский с учениками

Этот славный ряд далеко не исчерпан, а прерываю я его лишь из стилистических соображений.

Главное же понятно — панорама скрипичного искусства двадцатого столетия во многом определяется питомцами ШКОЛЫ Столярского.

А сам Петр Соломонович был сыном скромного деревенского музыканта. Ему не довелось получить достаточно высокого общего образования. Он не без труда писал по-русски (его дела вели дочь Нелли, секретарь А. Бычач и другие помощники), так и не освоил в совершенстве русскую речь.

Его оговорки, курьезные фразы становились «притчами во языцех», передавались из уст в уста, обрастали легендами. Я годами «коллекционировал» высказывания Столярского, тщательно проверяя достоверность с помощью свидетельств его учеников и коллег.

Все эти люди относились и относятся с пиететом к личности Педагога, смущаясь, подтверждают истинность тех или иных его фраз. Им почему-то кажется, что лексикон Столярского принижает значимость его достижений. По-моему, это заблуждение. Относительно легко чего-то достигнуть при помощи семьи, «университетов», но, по сути, «из грязи» выйти в истинные «князи» — удел людей выдающихся. Правда не принижает, а возвышает личность Столярского.

Пожалуй, самой популярной стала его фраза «школа имени мене» . В двадцатые-тридцатые годы в Союзе учреждениям культуры присваивали имена живущих людей. Так, в Москве был театр имени Мейерхольда, одесский оперный носил имя Луначарского, а первая в мире детская музыкальная школа-интернат для особо одаренных детей еще при Петре Соломоновиче получила название «Школа имени профессора Столярского».
Очень популярной была и остается фраза Столярского «Ваш мальчик обыкновенный гениальный ребенок» (свидетельство Л. Маркеловой). Учитывая стеснительность учеников Петра Соломоновича, «дававших показания», я в дальнейшем буду ограничиваться лишь их инициалами, любому же пуристу, который заподозрит меня в «принижении достоинства» педагога или отсебятине, готов дать полную ссылку на «первоисточник».

…Ваш мальчик обыкновенный гениальный ребенок

В духе «эпохи построения социализма» Петр Соломонович называл свою школу «фабрикой талантов». А когда отправлялся с многочисленными учениками для выступлений в разные города Союза, говорил, что «везет вагон талантов».

После одного из успешных выступлений своих питомцев в столице он сказал секретарю:

«Дай телеграмму в Одессу, что школа прошла с большим фуражем»

(он имел в виду — фурором; свидетельство А.Б.).

Выступая в Одессе с отчетом о поездке, он заметил:

«После такого успеха школа будет иметь большой символ к работе»,

подразумевая, что успех станет стимулом к дальнейшей работе (А.Б.).

По свидетельству Л.Г., он сказал однажды:

«Нас наградили за нашу работу, но мы не должны забывать то место, из которого вышли»

(как говорили в старой Одессе, «не подумайте плохого»).

Петр Соломонович хотел сказать, что не следует самообольщаться успехами, нужно продолжать настойчиво работать там, где успехи закладываются, в школе, классах.

Отвлекаясь на время от курьезов и лексикона, замечу, что Петр Соломонович обладал чувством юмора, владел своим, специфическим, языком образных сравнений. Его ученики (А.Б., М.Г., А.П. и др.) запомнили такие высказывания педагога во время уроков.

«…Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это твоя зарплата. Ты должен не сразу ее израсходовать, а распределить на длительное время».

П.С. Столярский направляется от «Эмки» к своему дому на Пушкинской

«…Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке — это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку».
«…Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели».

Добиваясь благородного звучания инструмента, он говорил: «Не надо думать, что слово «скрипка» происходит от слова «скрип».
Обращая внимание на необходимость придерживаться стиля произведения, он говорил просто и доходчиво:

«Играй мне Баха, а не Оффенбаха».

Объясняя, как следует держать скрипку, Петр Соломонович говорил о «ключнице», имея в виду… ключицу. Кстати, ему принадлежат замечательные слова о том, что

«скрипку нужно держать гордо».

Возможно, стремление к образности, пусть несколько заземленное, пришло к Столярскому от одного из его педагогов, О. Шевчика, любившего говорить:

«Сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать конфетки».

Столярский утверждал: если шахматы — спорт, то с не меньшим основанием можно считать своеобразным спортом и игру на скрипке.

«Попробуйте выстоять на ногах час, два, три и при этом играть, это не каждому под силу — нужна сноровка, должны действовать и руки, и мозг».

Он любил учеников и был очень требователен к ним. И его любили ученики, обычно слушались безоговорочно. Тем более запомнился такой эпизод ослушания.

Петр Соломонович часто приглашал в свой класс выдающихся гастролеров и показывал им учеников. Однажды он продемонстрировал, кажется, Жаку Тибо (А.П.) лишь нескольких учащихся. Другие одаренные ребята обиделись и… не пришли играть в ансамблях, которые Столярский тоже хотел показать высокому гостю! Петр Соломонович не мог поверить в реальность случившегося, а участники «забастовки» спустя более полувека вспоминали об этом эпизоде с болью и раскаянием.

Начинающие скрипачи

Еще один любопытный эпизод. Ученический коллектив записывали на пластинку. Столярского не предупредили о начале записи, он считал, что продолжается репетиция.

В одном месте П.С. возмущенно закричал: «Что ты там играешь, беhеймо, я сейчас брошу тебе пульт в голову!» Когда запись дали прослушать и дошли до злополучного места, все рассмеялись, а Петр Соломонович растерялся и с удивлением сказал: «Разве это я? Я такого не говорил». И был в этом искренне уверен — сказанное сгоряча, в состоянии аффекта не отражало сути его отношения к ребятам…

Рассказывавшая об этом его ученица и в свои 80 лет была уверена, что подобные факты не следует делать достоянием людей, чтобы не бросить тень на облик педагога.

Подчас огрехи лексики и наивность Петра Соломоновича обретали неожиданный смысл. Так, выступая в Москве в Наркомате просвещения, Столярский следующим образом выразил свою благодарность партии и правительству за открытие школы (тогда еще она располагалась в Лютеранском переулке, рядом с консерваторией):

«Для меня высшее счастье, что удалось создать чудесную музыкальную школу для детей в Одессе да еще накормить голодных детей. Поэтому разрешите мне поблагодарить товарищей Сталина, Молотова, Кагановича и прочие шишки»

(в несущественно отличающихся вариантах довелось слышать изложение этого эпизода от разных учеников Столярского).

Как высокую честь предложили Петру Соломоновичу вступить в партию (многие добивались этого годами, выстаивая длинные очереди, как за любым дефицитом; недаром кавеэнщики позднее острили: «Мы отстояли социализм в очередях»).

И, как водилось, стали задавать ему традиционные вопросы.
«Почему вы хотите вступить в ряды партии?» — «Потому, что я стою на советской площадке», — сказал Петр Соломонович, имея в виду «платформу» (один из получивших широкое распространение перлов канцелярита эпохи социализма).

На вопрос «Что вам дала советская власть?», Столярский искренне ответил: «Эмку». Речь шла о том, что ему была выделена легковая автомашина «М-1» производства Горьковского автозавода. По тем временам это была большая редкость. Получив машину, Столярский предложил покататься на ней по городу своему коллеге по школе, пианисту Л.Я. Саксонскому. Тот прихватил с собой малолетнего сына Володю, о чем Владимир Саксонский, ныне известный музыкант, помнит по сей день.

Репетиция у Столярского дома

С этой машиной связано еще одно «мо» Столярского. По воспоминанию Л.Г., он сказал однажды:
«Открой калитку», имея в виду… дверцу автомобиля.

Столярский обрастал в Одессе легендами, как корабль ракушками.

Один из его учеников, М. Гольдштейн издал в Иерусалиме книгу об учителе (сам по себе факт, заслуживающий признательности, кстати, ряд примеров взят из книги М.Г.). Приведу такой фрагмент: «Один из взрослых учеников Столярского был арестован. Пришел к Петру Соломоновичу следователь и попросил вспомнить, не имел ли ученик связей с немцами. В то время немцы воспринимались в качестве фашистов.

Столярский сказал:

«Да, я знаю, что он связан с немцами, могу даже назвать, с кем».

Следователь взял записную книжку и приготовился записать.

«Например, он имел связи с Брамсом, Шубертом, Шуманом, Бахом».

Следователь все записал, поблагодарил и ушел. Столярский даже не подумал о том, что сказал чепуху. Потом он мне сказал: «Пусть они сами разберутся, это их хлеб».

Мне этот эпизод кажется крайне маловероятным: в 37-ом с органами не шутили. Это, скорее всего, легенда.

Вересаев говорил о том, что легенды тоже отражают суть людей. В этой легенде отразилось сочувствие Столярского, как человека глубоко порядочного, людям, попавшим в беду. И не могу отделаться от чувства, что эпизод появился как дань идеологии. Один сатирик, по-моему, точно сказал, что «их» идеология очень похожа на «нашу» — «там многое излагается, как в газете «Правда», только с частичкой «не» (то, что у нас со знаком «плюс», там с «минусом» и наоборот).

Основанием для такого предположения, мог служить такой пример: Гольдштейн «помещает» ректора одесской консерватории в послевоенные годы композитора Данькевича в «первые ряды антисемитов». Когда я спросил об этом профессора консерватории Л.Н. Гинзбург, она категорически отвергла утверждение М. Гольдштейна.

Думается, Петра Соломоновича нельзя воспринимать ни как «верного сына коммунистической партии» (утверждала наша пропаганда), ни «как борца с советской властью» (это прочитывается в книге Гольдштейна). В самом деле, если в 17-ом, по воспоминанию Д. Ойстраха, он вывел на улицы Одессы учащихся с исполнением «Марсельезы», то не нужно забывать, что за несколько лет до этого унисон его же учеников исполнял сочинение А.Ф. Львова «Боже, царя храни»…

Столярский не был политиком, он был человеком, сочувствовавшим обездоленным-голодающим (об этом рассказано в книге Гольдштейна), репрессированным — всем, кто попадал под колесо истории…

Интересно замечание М. Гольдштейна о том, что «Столярский говорил спонтанно, не задумываясь над сочетанием слов».

Отсюда и множество курьезов. Например, Петр Соломонович ценил ректора консерватории Канделя, а однажды сказал на собрании:

«Берите пример с Канделя, товарищ Кандель никогда не говорит глупости, он делает их».

(П.С. хотел сказать «но делает дело», да «спонтанность» подвела).

Не утруждаясь выбором и расстановкой слов, Столярский мог сказать своему любимому ученику Д. Ойстраху:

«Додик, не плутайся между ног, иди прежде» (А.Б.).

Он имел в виду: «Не путайся под ногами, иди впереди нас».

Петр Соломонович на отдыхе

По воспоминаниям аккомпаниатора Ойстраха Фриды Бауэр, Давид Федорович «был исключительно артистичным, необычайно точно копировал любого человека». В частности, он замечательно изображал самого Петра Соломоновича с его характерными интонациями, жестами, движениями.

Столярский, узнав об этом, упросил Ойстраха показать, как тот его копирует. После колебаний Давид Федорович согласился. Показывая, он говорил какие-то «правильные» слова из «репертуара» Петра Соломоновича. Столярский увлекся так, что принял пародию как «копию оригинала», и выразил полное согласие с тем, что говорил от его имени ученик.

Он действительно был простодушен, этот умный и трепетно влюбленный в скрипку человек.

Столярский говорил, что чем больше играют на скрипке, тем лучше для здоровья. Нашелся отец одного ученика, выразивший сомнение. Столярский ответил:

«Чем лучше руки двигаются, тем больше они отгоняют от человека всякие болезни».

Одному своему юному ученику Столярский однажды сказал:

«Вполне сочувствую твоей простуде, но самое лучшее лекарство — взять скрипку в руки и не менее трех часов играть упражнения и этюды. Организм сразу разогреется, да и микробы подохнут от звуков скрипки».

Ученик поверил и признался, что после трехчасовой игры почувствовал себя значительно лучше» (М.Г.).
Петр Соломонович… ревновал учениц: был против заключения браков до окончания учебы.
Узнав о матримониальных планах А.П., он довел ее до слез придирками к… игре. Она не понимала, в чем дело: играла старательно и вроде бы хорошо, а педагог недоволен. И лишь когда он стал рассуждать о том, что «скрипке нельзя изменять» , она догадалась о причине придирок.

Могила П. Столярского в Свердловске. Памятник поставлен Д. Ойстрахом и другими учениками.

Специфический лексикон Петра Соломоновича был всесоюзно известным. Выдающийся пианист и педагог, профессор московской консерватории А.Б. Гольденвейзер с большим уважением относился к деятельности Столярского. Ознакомившись с методикой его преподавания, он даже обратился к правительству с предложением организовать в Москве детскую музыкальную школу, аналогичную одесской (такая школа была открыта — знаменитая ЦМШ).

Гольденвейзеру же принадлежит предложение издать «русско-столярский словарь».

Да, у Столярского был свой «словарь», свой «лексикон», связанный с лексиконом еврейских местечек, с одесским лексиконом. Его хорошо понимали окружающие. Понимали и высоко чтили гениального педагога-самородка, пусть и не ограненного высокой эстетикой.

Если, благожелательно читая этот материал, вы улыбались, — отлично. А теперь снимем шляпы в знак уважения к Маэстро, так много сделавшему для отечественной культуры, для всего мира, в знак почтения к одному из самых выдающихся деятелей искусства ушедшего столетия.

——————————-

Частной музыкальной школой, где Столярский проводил занятия, была его квартира.
Как вспоминал великий Давид Ойстрах, для которого Столярский был по-настоящему первым и единственным учителем, «во всех комнатах толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы». У Столярского занимались по 80-90 учеников в год. Он работал ежедневно — с раннего утра и до самого вечера. С наиболее талантливыми детьми проводил по два-три урока в день. Столярский обладал редким качеством мгновенно распознавать способности ребенка и, более того, угадывать его будущее. Занятия были в точном смысле слова индивидуальным подходом к маленькому музыканту. На уроках Столярский никогда не показывал, как надо играть. Он внимательно слушал ребенка, неотрывно следил за правильным положением рук, и для этого часами стоял перед детьми на коленях: так ему было удобнее наблюдать игру и поправлять возможные ошибки.

Настоящий триумф Петр Столярский пережил в 1937 году. Тогда на престижном Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе победителем стал его ученик Давид Ойстрах, и все призовые места и лауреатские звания также получили его воспитанники — Елизавета Гиллельс, Буся Гольдштейн и Михаил Фихтенгольц.

В Одессе Петра Столярского узнавали на улицах, в автобусах дети с радостью уступали ему места, а их мамы с еще большим энтузиазмом спешили отвести своих чад к чудо-педагогу, не без гордости говоря, что ведут мальчика «учить на Ойстраха» . Определяя данные 5-летнего ребенка — именно в этом возрасте Столярский брал детей на «музыкальное воспитание», — он неизменно приговаривал:

«Хорошему материалу нужен хороший портной».

Петр Столярский, скромно называя себя «портным», сделал для России огромное дело. Он — без преувеличения — создал отечественную скрипичную школу и именно в том виде, в каком ее знает весь мир. Для убедительности достаточно лишь напомнить имена прославленных российских скрипачей, бывших воспитанников школы Столярского: Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Семен Снитковский, Александр Винницкий. Но безусловно первым среди них был и остался всемирно известный Давид Ойстрах.

Работая с юными скрипачами над правильной постановкой рук, Петр Столярский не уставал внушать им:

«Главное — высоко держать скрипку»! — и победно вскидывал левую руку.

Но в этих словах педагога выражался не только важный технический элемент его «скрипичной школы». В них «читалось» и то возвышенное чувство любви, преданности к искусству музыки, которое Петру Столярскому было дано вдохнуть в каждого из своих учеников…

Унисон молодых вундеркиндов Слева — П. С. Столярский, рядом с ним — Давид Ойстрах.

Валентин Максименко, профессор ОНПУ, академик

… и ещё немного слов о гениальном педагоге от Х.-Г. Ериша:

«Одесский ребенок» у многих ассоциируется с образом интеллигентного очкарика, держащего в руках скрипочку.

Этот человек – Петр Соломонович Столярский , выдающийся скрипичный педагог, основавший в Одессе музыкальную школу для одаренных детей, существующую и по сей день.

…Он населял Молдаванку и черные тупики Старого рынка призраками пиччикато и кантилены.

Исаак Бабель

Как ни странно, личность легендарного маэстро для многих связана с феноменом так называемого «одесского языка». Для Столярского (впрочем, как и для многих одесситов старших поколений) языком детства был идиш. Поэтому, говоря по-русски, он допускал ошибки, иногда курьезные. Кое-кто из тех, кто знал Столярского лично или учился у него, предпочитали не затрагивать эту тему, дабы не тревожить память дорогого им человека.

Сторонники «русско-столярского словаря», напротив, гордятся столь ярким проявлением «одесской ментальности» Петра Соломоновича не меньше, чем его музыкально-педагогическими успехами. Они цитируют его знаменитые «афоризмы» как демонстрацию редких в эпоху сталинского террора качеств – спонтанности, непосредственности, душевной открытости.

Говоря о Столярском, редко не упоминают эпизод, когда на приеме в Кремле маэстро поблагодарил «товарищей Сталина, Молотова, Кагановича И ПРОЧИЕ ШИШКИ» за создание в Одессе специальной детской музыкальной школы-интерната. Эту школу еще при его жизни назвали школой имени профессора Столярского, поэтому Петр Соломонович вполне обоснованно называл ее «школой имени мене».

Показательна толерантность Сталина и «прочих шишек» по отношению к Столярскому как на том памятном приеме, так и вообще, «по жизни». Очевидно, в политическом раскладе того времени ему были уготованы две почетные миссии: показать миру, какие возможности дала советская власть «обыкновенному местечковому еврею» и поддержать престиж государства, доказав, что и в области музыкального исполнительства «мы впереди планеты всей». Впрочем, Петр Соломонович с успехом это продемонстрировал. Так, в 1937 году победителем на международном конкурсе в Брюсселе стал его ученик Давид Ойстрах, а все остальные премии достались… также воспитанникам Столярского!

Колоритность фраз во многом помогала педагогическому процессу. Так, требуя от ученика качественного протяженного звучания, Столярский говорил: «Представь себе, что твой смычок – это твоя зарплата. Ты должен ее не сразу расходовать, а распределить на долгое время». Зная возраст и социальное происхождение большинства учеников Столярского, нетрудно предположить, что эта метафора была гораздо эффективнее нудных разглагольствований о «вибрато» и «пиццикато».

Однако феномен Столярского – это прежде всего феномен музыкального педагога высочайшего класса. Несмотря на неоспоримость этого факта, многие, говоря о Столярском-музыканте, стыдливо-скромно упоминают, что воспитатель целой плеяды скрипачей-виртуозов сам обладал весьма скромными исполнительскими данными. Оправдывают это тем, что, мол, редко таланты исполнителя и педагога сочетаются в одном человеке.

Но биография «несостоявшегося солиста» говорит совершенно об ином. Столярский был потомственным клейзмером. Его отец, а также многочисленные братья и сестры организовали семейный клейзмерский ансамбль, пользовавшийся огромным успехом в родном Липовце Киевской губернии и в соседних местечках. Наибольший доход в «общий котел» приносил трехлетний Пиня Столярский, умиляя слушателей сочетанием «нежного возраста», рыжих кудряшек и отнюдь не детского владения смычком. Один из таких благодарных слушателей тайком от отца отвез юного Пиню в Киев на прослушивание к маститому маэстро. Вердикт был суровым: забыть всё, чему научился, и играть обыкновенные гаммы. Уже познавшему вкус славы Пине подобные слова показались оскорбительными, и он в слезах выбежал из комнаты.

Дальнейшие «столкновения» с академической музыкальной средой вызывали не меньшие проблемы. Много раз юноша вынужден был «переучиваться», осваивать «правильную постановку руки», «классическую манеру исполнения», что приносит ощутимые результаты, как правило, лишь в раннем детском возрасте…

Как знать, живи Столярский в наше время, когда порядочный музыкант обязан владеть всеми стилевыми манерами, а академические исполнители не стесняются принимать участие в клейзмерских фестивалях, может быть, и он блеснул бы на сцене. А Одесса, помимо всего прочего, стала бы мировым центром клейзмерского искусства…

«Тяжелое трудовое детство» во многом сформировало Столярского-педагога. Так, он считал оптимальным возрастом для начала занятий 3–5 лет, когда «мягкие косточки» лучше привыкают к инструменту. Одним из самых важных компонентов воспитания музыканта профессор считал ансамблевую игру, а самым важным – регулярные выступления перед публикой, пусть и не самой взыскательной (Столярский выводил ансамбль своих учеников даже на первомайские демонстрации!).

Как ни странно, положительную роль для него сыграло даже отсутствие солидной базы в музыкальном образовании. Будучи самоучкой, Столярский проявлял удивительную требовательность к себе, постоянно стремился к самосовершенствованию. Он хорошо «аккумулировал» опыт известных педагогов-скрипачей, наблюдал за исполнительскими приемами певцов и валторнистов и находил им применение в скрипичной игре. И, конечно, он давал своим ученикам то, чего не получил в детстве сам – настоящую «школу».

Ученики Столярского вспоминают: задолго до получения «вожделенной» скрипки они проходили этапы знакомства с педагогом, изучения нотной грамоты, развития слуха. Потом им «милостиво позволялось» взять в руки инструмент, но Столярский предусмотрительно не натирал смычок канифолью, поэтому юные гении играли… без звука (это делалось для того, чтобы не травмировать уши и души детей скрипом, издаваемым еще неумелыми ручками). Лишь убедившись в правильности постановки рук, маэстро «давал добро» на настоящую игру, и то под неусыпным контролем взрослых. Классическим стал его афоризм: «Мне не нужны талантливые дети – мне нужны талантливые родители».

Справедливости ради стоит отметить, что и талантливыми детьми Столярский «не брезговал». Судите сами: из его класса «вышли в люди» Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Буся Гольдштейн, Елизавета Гилельс, Михаил Фихтенгольц…

Знаменитый земляк Столярского – Леонид Утесов – называл его «изобретателем конвейера талантов». Другой небезызвестный одессит, Исаак Бабель, – к слову, учившийся у Петра Соломоновича (как сам он шутил: «Единственный ученик, не принесший вам славы»), – называл его школу «фабрикой вундеркиндов». Очевидно, сказано это было в пылу увлечения индустриализацией. Иначе разве повернулся бы язык назвать Давида Ойстраха или Бусю Гольдштейна «фабричной продукцией»?! Ведь это – тончайшая «ручная работа» великого мастера!

Так или иначе, ярлык «фабрика талантов» прочно закрепился за школой имени профессора Столярского – первой в Союзе музыкальной десятилеткой, ставшей образцом для аналогичных заведений в Москве, Киеве, Свердловске.

Не так давно школа Столярского отметила свое 70-летие. Одесситы верят, что она еще многие годы будет тешить их самолюбие богатыми урожаями лауреатов, дипломантов и, выражаясь словами ее основателя, «обыкновенных гениальных детей».

———————————————————————

Википедия даёт такую информацию:

Пётр Соломонович Столярский (18 (30)ноября 1871, Липовцы, ныне Винницкой области — 29 апреля 1944, Свердловск) — советский скрипач-педагог, народный артист УССР (1939). Основатель первой в СССР специализированной музыкальной школы для одарённых детей (в Одессе, 1933; ныне его имени). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Пётр Соломонович Столярский родился в Линовцах (Киевская губерния) 18 (30) ноября 1871. Игре на скрипке обучался под руководством отца.

В 1900 окончил Одесское музыкальное училище Императорского русского музыкального общества по классу скрипки, занимался также у Э. Млынарского. В 1898-1919 работал скрипачом в городском оперном театре и преподавал.

В 1911 открыл собственную музыкальную школу, которой впоследствии было присвоено его имя. С 1920 преподавал также в Одесской консерватории. Уже на I Всесоюзном конкурсе юных музыкантов-исполнителей победителями стали его ученики Е.Г. Гилельс и М.И. Фихтенгольц;

кульминационным же для Столярского-педагога стал 1937, когда на I Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе победителем стал его ученик Д.Ф. Ойстрах, а призовые места получили его воспитанники Е.Г. Гилельс, Б.Э. Гольдштейн и М.И. Фихтенгольц. В 1933 благодаря его усилиям в Одессе открылась первая в стране специальная музыкальная школа-десятилетка для одаренных детей, по образцу которой были затем созданы и ныне действующие школы в Москве, Ленинграде и других городах.

В школе П.С.Столярского учился известный композитор Оскар Фельцман.

Как педагог он придавал огромное значение разностороннему развитию юных музыкантов; по его мнению, до первого сольного выхода на концертную эстраду скрипач должен был обязательно пройти три этапа профессиональной подготовки: игру в оркестре симфоническом, в оркестре оперном и участие в разных камерных ансамблях.

פסח סטאליארסקי
Род деятельности:

Скрипач, музыкальный педагого

Дата рождения:
Место рождения:

местечко Липовцы, Винницкая область

Гражданство:
Дата смерти:
Место смерти:
Награды и премии:

орден Трудового Красного Знамени.

Пётр (Пейсах) Соломонович Столярский (1871, Липовцы - 1944, Свердловск) - скрипач, музыкальный педагог.

Биография

Сын клезмера, получил первые уроки музыки у отца. Два года работал в городском оркестре Севастополя

В 1890 окончил Одесское училище Русского музыкального общества по классу скрипки у Й.Й. Карбульки, там же занимался у Э. Млынарского. Затем (с целью приобретения дополнительных навыков) учился у С. К. Барцевича (Варшава).

В 1898-1919 гг. - играл в оркестре Одесского оперного театра и в те же годы, давая частные уроки игры на скрипке, приобрел популярность в Одессе как педагог.

В 1911 г. открыл собственную музыкальную школу (с 1933 г. - государственная средняя специальная музыкальная школа для одаренных детей; впоследствии имени Столярского).

С 1920 г. - преподаватель, в 1923-41 гг. - профессор Одесской консерватории.

В 1933 году организовал первую в СССР специальную музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей (ей было присвоено его имя).

Кульминацией деятельности Столярского стала победа его учеников в 1937 на 1-м Международном конкурсе им. Э. Изаи в Брюсселе : Д. Ф. Ойстрах получил 1-ю премию, Е. Г. Гилельс - 3-ю премию, Б. Э. Гольдштейн - 4-ю премию, М. И. Фихтенгольц - 6-ю премию.

Профессионально-педагогические особенности

Ввел в практику профессионально-музыкальное обучение детей с раннего возраста.

В педагогической системе Столярского первостепенное значение имеет раннее профессиональное обучение одаренных детей. Система основана на учете психологических особенностей детского возраста, широко применяется метод игр-занятий.

Столярский придавал исключительное значение развитию музыкальной фантазии учеников, эмоциональной стороне исполнительства; ученики сразу же приучались к сцене, выступали в ансамблях, большое внимание уделялось игре в унисон.

Необходимым элементом профессионального воспитания музыканта Столярский считал игру в ансамбле и оркестре. Он создал первый в мире школьный симфонический оркестр и руководил им. Его воспитанники с детства выступали на эстраде.

Система и принципы преподавания Столярского оказали большое влияние на развитие скрипичной педагогики в СССР, а его педагогическая деятельность сыграла большую роль в формировании советской скрипичной школы. Он воспитал плеяду первоклассных исполнителей, среди которых Д. Ойстрах , Н. Мильштейн , С. Фурер (1909–79), Б. Э. Гольдштейн , Е. Г. Гилельс , М. И. Фихтенгольц, М.Л. Затуловский, В.З. Мордкович и многие другие.

Блестящие результаты преподавательской работы Столярского привлекли широкое внимание музыкальной общественности и советских властей. По образцу его школы были созданы группы для особо одаренных детей при Московской (1936), Ленинградской (1934), Киевской и других консерваториях, а затем средние специальные музыкальные школы. В 1939 г. Столярскому было присвоено звание народного артиста Украинской ССР.