Значение потехин алексей антипович в краткой биографической энциклопедии. А

Алексей Антипович Потехин
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию . В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее , за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом » был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским , Островским , Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича ; исследовал Поволжье . В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров .

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике ». Затем в «Москвитянине » появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества . Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы » известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма , но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии .

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике », «Современнике», «Библиотеке для чтения » и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство . Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры .

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Издания

  • Сочинения Алексея Потехина: В 7 т. - СПб.: К. Н. Плотников, 1873-1874.
  • После освобождения. Рассказы из крестьянского быта: В 3 т. - СПб.: А. С. Суворин, 1891.
  • Сочинения А. А. Потехина: В 12 т. - СПб.: Просвещение, 1903-1905.

Напишите отзыв о статье "Потехин, Алексей Антипович"

Примечания

Литература

  • Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959.
  • Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.
  • Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Источники

  • Потехин, Алексей Антипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Клевенский М. // Литературная энциклопедия
  • . ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Потехин, Алексей Антипович

– Тяжко тебе, горестная!.. Боязно... Прости меня, доченька, заберу я твоего Радомира. Не судьба ему находиться здесь более. Его судьба другой будет теперь. Ты сама этого пожелала...
Магдалина лишь кивнула ему, показывая, что понимает. Говорить она не могла, силы почти покидали её. Надо было как-то выдержать эти последние, самые тяжкие для неё мгновения... А потом у неё ещё будет достаточно времени, чтобы скорбеть об утерянном. Главное было то, что ОН жил. А всё остальное было не столь уж важным.
Послышалось удивлённое восклицание – Радомир стоял, оглядываясь, не понимая происходящего. Он не знал ещё, что у него уже другая судьба, НЕ ЗЕМНАЯ... И не понимал, почему всё ещё жил, хотя точно помнил, что палачи великолепно выполнили свою работу...

– Прощай, Радость моя... – тихо прошептала Магдалина. – Прощай, ласковый мой. Я выполню твою волю. Ты только живи... А я всегда буду с тобой.
Снова ярко вспыхнул золотистый свет, но теперь он уже почему-то находился снаружи. Следуя ему, Радомир медленно вышел за дверь...
Всё вокруг было таким знакомым!.. Но даже чувствуя себя вновь абсолютно живым, Радомир почему-то знал – это был уже не его мир... И лишь одно в этом старом мире всё ещё оставалось для него настоящим – это была его жена... Его любимая Магдалина....
– Я вернусь к тебе... я обязательно вернусь к тебе... – очень тихо сам себе прошептал Радомир. Над головой, огромным «зонтом» висела вайтмана...
Купаясь в лучах золотого сияния, Радомир медленно, но уверенно двинулся за сверкающим Старцем. Перед самым уходом он вдруг обернулся, чтобы в последний раз увидеть её... Чтобы забрать с собою её удивительный образ. Магдалина почувствовала головокружительное тепло. Казалось, в этом последнем взгляде Радомир посылал ей всю накопленную за их долгие годы любовь!.. Посылал ей, чтобы она также его запомнила.
Она закрыла глаза, желая выстоять... Желая казаться ему спокойной. А когда открыла – всё было кончено...
Радомир ушёл...
Земля потеряла его, оказавшись его не достойной.
Он ступил в свою новую, незнакомую ещё жизнь, оставляя Марии Долг и детей... Оставляя её душу раненой и одинокой, но всё такой же любящей и такой же стойкой.
Судорожно вздохнув, Магдалина встала. Скорбеть у неё пока что просто не оставалось времени. Она знала, Рыцари Храма скоро придут за Радомиром, чтобы предать его умершее тело Святому Огню, провожая этим самым его чистую Душу в Вечность.

Первым, конечно же, как всегда появился Иоанн... Его лицо было спокойным и радостным. Но в глубоких серых глазах Магдалина прочла искреннее участие.
– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.
И тут я снова увидела Магдалину, теперь уже одиноко сидевшую на ночном берегу спокойного южного моря. Мелкие лёгкие волны ласково омывали её босые ноги, тихо нашёптывая что-то о прошлом... Магдалина сосредоточенно смотрела на огромный зелёный камень, покойно лежавший на её ладони, и о чём-то очень серьёзно размышляла. Сзади неслышно подошёл человек. Резко повернувшись, Магдалина тут же улыбнулась:
– Когда же ты перестанешь пугать меня, Раданушка? И ты всё такой же печальный! Ты ведь обещал мне!.. Чему же грустить, если ОН живой?..
– Не верю я тебе, сестра! – ласково улыбаясь, грустно произнёс Радан.
Это был именно он, всё такой же красивый и сильный. Только в потухших синих глазах теперь жили уже не былые радость и счастье, а гнездилась в них чёрная, неискоренимая тоска...
– Не верю, что ты с этим смирилась, Мария! Мы должны были спасти его, несмотря на его желание! Позже и сам понял бы, как сильно ошибался!.. Не могу я простить себе! – В сердцах воскликнул Радан.
Видимо, боль от потери брата накрепко засела в его добром, любящем сердце, отравляя приходящие дни невосполнимой печалью.
– Перестань, Раданушка, не береди рану... – тихо прошептала Магдалина. – Вот, посмотри лучше, что оставил мне твой брат... Что наказал хранить нам всем Радомир.
Протянув руку, Мария раскрыла Ключ Богов...
Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
– Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?

«Алексей Антипович Потехин - известный и забытый» Е.А.Потехина

29 октября 2008 года исполняется 100 лет со дня смерти нашего земляка – кинешемца, писателя-беллетриста, драматурга, почетного академика изящной словесности, начальника репертуарной части Императорских театров Потехина Алексея Антиповича. Так и хочется сказать «известного». Но нет… Автор 12 пьес, бытописатель, краевед, современник и последователь Островского незаслуженно забыт современниками. А зря. Его пьесы о произволе чиновников, падении нравов, развале деревни, о власти денег актуальны до сих пор. Изучая творческую биографию А.А.Потехина, поражаешься многогранности его таланта, творческой плодовитости и глубокими знаниями народной жизни.
Ученик К.Ушинского, А.Потехин родился и вырос на Волге, неоднократно участвовал в литературно-этнографических экспедициях и исследовал Поволжье вместе с другими писателями. Любовью к Волге и Кинешме пронизаны его очерки – «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Забавы и удовольствия в городке», а также его «Неоконченная повесть». А.А.Потехин дружил с Н.А.Некрасовым. Большой интерес к творчеству писателя проявлял Л.Н.Толстой.
Алексей Антипович Потехин родился в г. Кинешма 14 июля 1829 года. В метрических книгах Кинешемской Благовещенской церкви за 1829 г. значится актовая запись № 8:
« 1 июля у Кинешемского уездного казначея титулярного советника Антипы Макарова Потехина от жены его Анфисы Алексеевой родился сын Алексей. Крещен десятого. Восприемники: содержатель питейного кинешемского откупа, дворянин, титулярный советник Николай Степанов Карцев и помещичья жена, дворянка Варвара Николаева Яковлева».
Отец писателя – Антип Макарович Потехин имел 11 детей. А.А.Потехин учился в Костромской гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где и окончил курс в 1849 году. Многое во взгляде А.Потехина на русского человека, его природу сложилось под влиянием Константина Дмитриевича Ушинского, профессора Ярославского Демидовского лицея. Идеи Ушинского, как добрые семена, падали на подготовленную почву детской и юношеской любви к родному волжскому краю. Общение молодого профессора со своими учениками не ограничивалось лекциями. Педагог вовлекает студентов в научную деятельность. За 1847-1848 учебный год Совет лицея присуждает две золотые медали за студенческие работы, выполненные под руководством Ушинского. Одним из медалистов становится А.Потехин. А.Потехин прочно усвоил главный урок своего учителя – изучать, исследовать родной край, описывать его, поскольку в русской литературе мало «путешествий», а читающая публика не знает не только окраин своей огромной Родины, но и русской равнины. Поэтому еще со студенческой скамьи Алексей Антипович начал знакомство с родным краем, избороздив пешком всю Костромскую губернию.
Влияние Ушинского на Потехина сказалось уже в первых очерках 1852 года, где начинающий автор описывает Волгу и ее окрестности от Ярославля до Кинешмы. Позднее, в 1856 году, во время литературной экспедиции он выполнил существенную часть замысла своего учителя: исследовал лесную и торговую (очерки «С Ветлуги», «Река Керженец»), пустынную и рыбную (очерк «Лов красной рыбы в Саратовской губернии») стороны великой реки. Волга со своей тихой величавостью, живописными картинами природы, ее городами заложила в душу будущего художника чувство глубокого преклонения, восхищения, крепкой связи с Родиной. Написанные более ста лет назад, произведения А.Потехина и сегодня вызывают чувство восторга перед неизъяснимой красотой могучей Волги, перед силой и мужеством русских людей.
Некоторое время А.А.Потехин служил на военной службе. Был офицером, вышел в отставку. В 1852 году А.Потехин становится сотрудником журнала «Москвитянин», членом «молодой редакции».
Его первые беллетристические опыты - это «Тит Софронов Козонок» и «Бурмистр», повести из народного быта, замысел которых возник во время написания очерков о Волге.
В письме к родителям Потехин просит прислать не только сведения о Кинешме и уезде, но и «сюжеты тех анекдотов, где выражается так хорошо веселая, добрая, готовая на самопожертвование душа русского крестьянина… теперь у меня явилось желание облечь эти анекдоты в хорошенькую форму рассказа». Это письмо свидетельствует также о поисках молодым писателем своего пути в литературе, своей темы. Изображение быта, нравов, а главное, «доброй, готовой на самопожертвование души русского крестьянина» принесло А.Потехину известность.
Конечно же, А.А.Потехин причислял себя к «школе Островского», считая себя его учеником. Когда его пьеса из крестьянского быта, которую он написал по подсказке Островского «Суд людской – не Божий» была опубликована осенью 1853 года в журнале «Москвитянин» и с большим успехом поставлена в Петербурге, начинающий тогда драматург писал Александру Николаевичу: «Общество Ваше лучшая для меня школа: я чувствую, как взгляд мой на великое дело искусства развивается…» В этом же письме А.А.Потехин называет великого русского драматурга «образцом и страшным судьею».
Сближало их и то, что Алексей Антипович родился в Кинешме, где часто по долгу службы и проездом в свое имение Щелыково бывал А.Н.Островский.
Характерной особенностью произведений А.А.Потехина был язык: это не условная книжная речь, а чисто-русский красивый и образный язык, простой и вместе с тем высоко художественный, не придуманный, а подсказанный самою жизнью. И выработался он за долгие годы живого общения с простыми людьми – с источниками народного словесного творчества. От того-то А.А.Потехин и стал мастером русского слова, что жил этим словом, дышал им и любил его, как сам русский воздух и несравненную русскую природу среднего Поволжья.
В начале 80-х годов Алексей Антипович Потехин становится заведующим репертуарной частью Александринского Петербургского театра, позднее – управляющим драматическими труппами императорских театров, входит в состав Театрально- литературного комитета. Принимает активное участие в театральных реформах.
Последнюю треть своей жизни писатель посвящает художественному исследованию быта русского народа, крестьянства, русской деревни. Как и в первый период своего творчества, он пристально изучает жизнь русской провинции – Кинешмы, Вичуги… Почти все персонажи его повестей, очерков и романов, их сложные трагические судьбы взяты из жизни. В это время проявляется интерес писателя к маленькому человеку (очерки «Крестьянские дети»). Потехин показывает, как земледельческий труд придает детям силу, уверенность в себе, помогает преодолевать трудности и лишения сиротства, закаляет и облагораживает душу и сердце.
Пьесы драматурга ставились в Малом, Александринском, в провинциальных театрах и пользовались большим успехом у публики. В них участвовали крупнейшие актеры П.А.Степанова, Л.П.Никулина-Косицкая, И.М.Садовский, Г.Н.Федотова, М.Г.Савина и др. Всего А.А.Потехин написал 12 пьес.
Мы видим, что по иронии судьбы ученик и почитатель таланта Островского становится как бы его начальником, ведь именно А.Потехин утверждает теперь репертуар Императорских театров, решает кадровые вопросы, а так же устанавливает содержание актеров. Из писем А.Н.Островского А.А.Потехину видно, как Островский настойчиво рекомендует (диктует) свой кадровый состав актеров и размер их жалованья.
Театр отнимал у А.Потехина очень много сил и времени, причем зачастую возникали ситуации, требующие выбора – совесть, справедливость, разум или чувство долга и верность традициям.
Вот выдержка из Записки Островского (1884г.): «Потехин позволяет себе учить на репетициях – кого же? – Стрепетову! да еще покрикивает на нее».
Ученик выходит из повиновения учителя, что начинает раздражать Островского. Вероятно, между ними происходит разрыв. Об этом свидетельствует довольно жесткое письмо А,Н.Островского А.А.Потехину (апрель 1885г.), где Островский обвиняет адресата в профессиональной непригодности:
«…В управление сценическим искусством в двух (главных) столичных императорских театрах, которые должны служить образцами для всех театров России, ты вступил совершенно неподготовленный, не зная этого искусства ни теоретически, ни практически, потому что нельзя же считать за практику постановку нескольких своих пьес…».
Но вот совершенно противоположное мнение не менее авторитетного писателя Л.Н.Толстого (в одном из писем А.А.Потехину):
«Полагаю, что в драматическом и театральном деле после Островского нет знатока лучше Вас; то же, что в деле народного быта нет знатока равного Вам, это я уж сам знаю; и потому за все, что вы делаете, распределяя роли, ставя, изменяя, сокращая пьесу, я буду Вам всей душой благодарен».
Речь в этом письме идет о постановке в Александринском театре пьесы Л.Н.Толстого «Власть тьмы» и участии в спектакле известной актрисы М.Г.Савиной, которая готовилась к бенефису и выбрала для этого одну из ролей в новой пьесе Толстого. Более того, не щедрый на похвалы Лев Николаевич пишет в том же письме, что «…я всегда чувствовал близость с Вами по Вашим произведениям, которые любил и люблю, и по коротким и случайным встречам у меня составилось о Вас представление как о вполне близком и родственном человеке».
В начале 80-х годов формирование трупы Александринского театра, составление репертуара, наблюдение за подготовкой спектаклей, систематический надзор за их уровнем входило в круг обязанностей А..А.Потехина, назначенного 5 апреля 1882 года заведующим репертуарной частью и сделавшегося фактически его художественным руководителем.
За время пребывания на своем посту Потехин в какой-то мере обновил и укрепит труппу, пригласив ряд талантливых актеров из провинции. Он выступал против строгого соблюдения сценических амплуа, настаивая на том, чтобы крупные актеры играли небольшие роли и эпизоды. При нем попало на сцену «Дело» («Отжитое время») А.В.Сухово-Кобылина, находившееся под запретом цензуры 20 лет, а «Ревизор» и «Горе от ума» были впервые поставлены в костюмах, отвечающей эпохе, в которую происходит действие пьес. Спектакли стали более правдивыми в деталях. Постановочная часть стала работать при нем более слаженно, но приглашение провинциальных актеров вызвало в труппе напряжение и конфликты.
Последние годы (летние месяцы) А.А.Потехин провел в с. Орехово, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью - Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы – известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя – Петр Петрович Кондратьев – офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.
В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А.А.Потехина. В своих повестях и рассказах 70-80 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него была объектом критического исследования.
В 1900 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности.
В этом же 1900-м году А.А.Потехин путешествовал по Европе с дочерью Диной. Париж, Ницца, Генуя, Женева… Неприятный случай приключился в июле 1900 года на вокзале в Кельне: носильщик украл у русских путешественников саквояж. Он, конечно, не знал, что тащит у писателя, известного на родине обличителя капиталистического общества. Сочинения А.А.Потехина вышли в 1873 – 1874 г.г. в 6 томах, а в 1904-м – в 12-ти томах.
В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А.А.Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры. Умер писатель 29(16) октября 1908 года.
То, что некоторые произведения А.А.Потехина пробыли под запретом 12-15 лет, говорит вовсе не об угодничестве царскому режиму. Более того, брат драматурга Николай Антипович Потехин за связь с Герценом и Огаревым сидел в крепости. Жизнь А.А.Потехина не была легкой.
К сожалению, архив самого Потехина был безвозвратно утерян. Большевики не нашли в его творчестве «революционности», а потому усадьба писателя попала в разряд обычных помещичьих владений, в годы революции разграбленных и разоренных. Но, не смотря на это, в усадьбу была направлена губернская комиссия. В Иваново-Вознесенском «Ежегоднике» в 1921 году были опубликованы материалы по результатам работы этой комиссии. Видимо, сознавая всю ответственность перед русской культурой, авторы статьи постарались быть объективными, отметили, что «произведениями Потехина зачитывалось целое поколение 60-70 годов прошлого столетия». Осмотрев осиротевшую усадьбу Потехиных, гости нашли в пристройке лишь семейство латыша переселенца. В самом доме царило запустение: паутина, иней, пыль… «Стоят зеркала, мебель из красного дерева, пианино с раскрытой клавиатурой, два библиотечных шкафа с письмами, рукописями, грамотами и книгами. Часть книг взята учителями местной школы, часть ценного исторического материала, как говорят, утеряна и растрачена, между тем материалы могли бы осветить целую эпоху жизни и быта нашего края», отметили члены комиссии.
Позднее дом А.А.Потехина разобрали и перевезли в село Филисово, где оборудовали из него дом культуры.
Как жаль, что мы не ценим свое «культурное наследие». Жаль, что имя А.А.Потехина незаслуженно забыто современниками, как, впрочем, и многих других талантливейших писателей. Потехина миновал ореол «мученика-эмигранта», поскольку он умер до революции. Однако сколь высоко оценивали его творчество современники!
Изучая и анализируя выписки из репертуарных сводок, мы видим, что пьесы А.Н.Потехина пользовались большой популярностью у зрителей, их постановки неоднократно возобновлялись.
В 2007г. сотрудниками МУ КГЦБС была разработана программа: «Потехин А.А. – летописец Верхней Волги». 29 октября в ЦБ им. В.А.Пазухина планируется провести «Потехинские чтения», посвященные 100-летию со дня смерти писателя. В 2009 году мы будем праздновать 180-летие со дня рождения писателя и надеемся, что сумеем собрать к этому времени достаточный материал по жизни и творчеству нашего замечательного земляка.

Библиографический список

1. Антонов И.П., Щелков А.Ф. Приволжская сторона: Ист. – краевед. очерки о Кинеш. р-не – Иваново: Иван. газета, 1993.
2. Ивановская область. По «Золотому кольцу России».-Иваново:Референт,2007.
3. Историко – культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 3-ей (27 сентября 2005г.) и 4-й (18-19 апреля 2006г.) регионал. краевед. конференций./ Сост. И.А.Лебедев, Е.В.Лебедева. – Кинешма, 2006.
4. История русского драматического театра. В 7-ми т.: т. 4, 5, 6, 7, - М.: Искусство, 1979-1987.
5. Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в 19 – начале 20 в.в.: (На материалах Верхнего Поволжья). – Иваново: ИГТА, 2006.
6. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т.: т. 12. Письма (1881-1886) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. – М.: Искусство, 1980.
7. Писатели земли Ивановской: Биобиблиогр. справочник./ Ив. обл. науч. б-ка; Ив. писат. организация; Сост. З.Н.Корчагина. – Иваново: Верх. Волж. кн. изд. , 1988.

Потехин Алексей Антипович (1.07.1829 - 16.10. 1908), писатель, драматург, театральный деятель. Родился в г. Кинешма в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного Кинешемского суда. Окончил Костромскую гимназию (1846) и с золотой медалью - Ярославский Демидовский лицей (1849), в котором испытал плодотворное влияние К. Д. Ушинского, во многом определившее круг писательских интересов Потехина. После непродолжительной военной службы ок. 2 лет служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе, расширяя и пополняя знание русского провинциального быта и крестьянской жизни «промышленных», «отходнических» областей Верхнего Поволжья. Потехин начал печататься с 1851, опубликовав в газете «Московские ведомости» театральную рецензию «Бенефис актера С. В. Шумского». Затем появились в печати его очерки «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма» (в газете «Московские ведомости» за 1852), «Забавы и удовольствия в городке» («Современник». 1852. Т. 34). Они привлекли читателя обилием этнографических подробностей, хорошим знанием быта и нравов русской провинции.

Часто бывая в Москве, благодаря земляку А. Ф. Писемскому, сошелся с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин», повлиявшей на формирование его идейно-художественной позиции. Под влиянием А. Н. Островского он пишет первую «мужицкую» драму «Суд людской - не Божий» (1854), за которой следуют «Шуба овечья - душа человечья» (1854) и «Чужое добро впрок не идет» (1855). В цикле этих драм Потехин противопоставляет развращенной городской цивилизации патриархально-крестьянские устои, сохранившие верность православно-христианским нравственным традициям. Эта же тема развивается автором в романах «Крестьянка» (1853) и «Крушинский» (1856), а также в ранних повестях «Бурмистр» («Библиотека для чтения». 1859. № 2), «Барыня» («Библиотека для чтения». 1859. № 10) и др. Поэтизируя патриархальный крестьянский уклад, Потехин широко вводит в народные драмы, романы и повести фольклорные и этнографические мотивы: песни, обряды, пословицы, местные говоры и крестьянское просторечие.

В 1856 Потехин участвует в литературно-этнографической экспедиции, расширившей его писательский кругозор. Он обследует жизнь народов Поволжья от Оки до Саратова и выступает с циклом очерков «Лов красной рыбы в Саратовской губернии» (1857), «Река Керженец» (1959), «С Ветлуги» (1861) и др.

С н. 1860-х Потехин обращается к тенденциозной, обличительной драматургии. Пьесы «Мишура» (1858), «Новейший оракул» (1859), «Отрезанный ломоть» (1865) печатаются в «Отечественных записках», «Современнике» и др. ведущих литературно-художественных журналах. Громадным успехом пользовалась драма «Виноватая» (1868) и др. пьесы, подвергавшиеся цензурным преследованиям и запретам, что еще более способствовало его популярности.

Потехин участвует в театральной реформе 1880-х, заведует репертуарной частью Александринского театра, является управляющим драматическими труппами императорских театров Петербурга и Москвы, участвует в учреждении Общества вспомоществования актерам (впоследствии Русское театральное общество) и в созыве первого съезда русских сценических деятелей (1897). В 1900 Потехин избирается почетным академиком по разряду изящной словесности.

Ю. Лебедев

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Соч.: В 12 т. СПб., 1903-05;

Избранные произведения. Иваново, 1938;

Суд людской - не Божий. Мишура // Русская драма эпохи А. Н. Островского. М., 1984;

Литература:

Лит.: Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959;

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961;

Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

В семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию . В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее , за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом » был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским , Островским , Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича ; исследовал Поволжье . В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров .

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике ». Затем в «Москвитянине » появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества . Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы » известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма , но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии .

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике », «Современнике», «Библиотеке для чтения » и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство . Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры .

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Издания

  • Сочинения Алексея Потехина: В 7 т. - СПб.: К. Н. Плотников, 1873-1874.
  • После освобождения. Рассказы из крестьянского быта: В 3 т. - СПб.: А. С. Суворин, 1891.
  • Сочинения А. А. Потехина: В 12 т. - СПб.: Просвещение, 1903-1905.

Напишите отзыв о статье "Потехин, Алексей Антипович"

Примечания

Литература

  • Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959.
  • Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.
  • Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Клевенский М. // Литературная энциклопедия
  • . ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Потехин, Алексей Антипович

[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.

Потехин Алексей Антипович родился 1 июля (13 июля) 1829 года в г. Кинешма Костромской губернии, в небогатой дворянской семье. Учился в Костромской гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где с золотой медалью закончил курс в 1849г. После недолгого пребывания на военной службе, около двух лет состоял чиновником особых поручений при костромском губернаторе.

На литературном поприще дебютировал в 1851 театральной рецензией в газете "Московские ведомости". Первые очерки писателя - "Путь по Волге", "Уездный город Кинешма", "Забавы и удовольствия в городке" (1851-1852) - были опубликованы в "Московских ведомостях" и журнале "Современник". Затем в "Москвитянине" появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Решающую роль в становлении Потехина-драматурга сыграл А.Н. Островский. По его совету Алексей Антипович написал первую свою драму "Суд людской - не божий" (1854). Он же привлек начинающего писателя и в кружок "молодой редакции" "Москвитянина". В дальнейшем познанию Потехиным русского провинциального быта содействовала его служба в конце 1850-х - начале 1860-х в качестве доверенного лица по управлению имениями Е.Л. Игнатьевой и Л.М. Голициной в селах Горки и Карабиха Ярославской губернии, участие в литературно-этнографической экспедиции вместе с А.Н. Островским, П. Я. Полонским, С.В. Максимовым, А.Ф. Писемским. Итогом явилась серия этнографических очерков. Но все же наибольшую известность Потехин получил благодаря своим драматическим произведениям. Их успеху сопутствовало стремления автора идти в ногу с передовой общественно-политической мыслью.

В 1870-х он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13 представления. Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена. Наряду с литературной деятельностью большое место в творческой биографии Потехина занимает его работа в театре.