Абстрактное искусство. Абстрактная живопись для чайников Абстракционизм абстрактный

Человеку свойственно всё разложить по полочкам, всему найти место и дать название. Это бывает особенно трудно сделать в искусстве, где талант - такая категория, что не позволяет втиснуть личность или целое направление в ячейку общего упорядоченного каталога. Абстракционизм - это именно такое понятие. О нём спорят уже больше века.

Abstractio - отвлечение, отделение

Выразительные средства живописи - это линия, форма, цвет. Если отделить их от лишних значений, ссылок и ассоциаций, они станут идеальными, абсолютными. Еще Платон говорил об истинной, правильной красоте прямых линий и геометрических фигур. Отсутствие аналогии изображаемого с реальными предметами открывает путь влиянию на зрителя чего-то ещё непознанного, недоступного обычному сознанию. Художественное значение самой картины должно быть выше важности того, что она изображает, ведь талантливая живопись рождает новый чувственный мир.

Так рассуждали художники-реформаторы. Для них абстракционизм - это способ поиска методов, обладающих невиданной ранее мощью.

Новый век - новое искусство

Искусствоведы спорят о том, что такое абстракционизм. Историки искусства с жаром отстаивают свою точку зрения, заполняя белые пятна в истории абстрактной живописи. Но большинство согласилось со временем его рождения: в 1910 году в Мюнхене Василий Кандинский (1866-1944) выставил свою работу «Без названия. (Первая абстрактная акварель)».

Вскоре Кандинский в книге «О духовном в искусстве» провозгласил философию нового течения.

Главное - впечатление

Не надо думать, что абстракционизм в живописи возник на пустом месте. Импрессионисты показали новое значение цвета и света в живописи. При этом стала меньше роль линейной перспективы, точного соблюдения пропорций и т.д. Под влияние этого стиля попали все ведущие мастера того времени.

Пейзажи Джеймса Уистлера (1834-1903), его «ноктюрны» и «симфонии», удивительно напоминают шедевры абстрактных художников-экспрессионистов. Кстати, Уистлер и Кандинский обладали синестезией - способностью наделять цвета звуком определенного свойства. И краски на их работах звучат как музыка.

В творениях Поля Сезанна (1839-1906), особенно в поздний период его творчества, видоизменяется форма предмета, обретая выразительность особого рода. Недаром Сезанна называют предтечей кубизма.

Общее движение вперед

Абстракционизм в искусстве оформился в единое течение в ходе общего прогресса цивилизации. Среду интеллектуалов будоражили новые теории в философии и психологии, художники искали связи духовного мира и материального, личности и космоса. Так, Кандинский в своих обоснованиях теории абстракции опирается на идеи, высказанные в теософских книгах Елены Блаватской (1831-1891).

Фундаментальные открытия в физике, химии, биологии меняли представления о мире, о силе воздействия человека на природу. Технический прогресс уменьшал земные масштабы, масштабы Вселенной.

С бурным развитием фотографии многие художники решили отдать ей документирующую функцию. Они утверждали: дело живописи не копировать, а создавать новую реальность.

Абстракционизм - это революция. И талантливые люди с чувствительными душевными настройками чувствовали: наступает время социальных перемен. Они не ошибались. Двадцатый век начался и продолжился невиданными потрясениями в жизни всей цивилизации.

Отцы - основатели

Наряду с Кандинским, у истоков нового течения стояли Казимир Малевич (1879-1935) и голландец Пит Мондриан (1872-1944).

Кто не знает «Черный квадрат» Малевича? Со времени его появления в 1915 году он будоражит и профессионалов, и обывателей. Одни видят в нем тупик, другие - простой эпатаж. Но всё творчество мастера говорит об открытии новых горизонтов в искусстве, о движении вперед.

Теория супрематизма (лат. supremus - наивысший), разработанная Малевичем, утверждала главенство цвета среди других средств живописи, уподобляла процесс написания картины акту Творения, «чистому искусству» в высшем понимании. Глубинные и внешние признаки супрематизма можно встретить в работах и современных художников, архитекторов и дизайнеров.

Такое же влияние оказало на последующие поколения творчество Мондриана. Его неопластицизм основан на обобщении формы и тщательном использовании открытого, неискаженного цвета. Прямые черные горизонтали и вертикали на белом фоне образуют сетку с ячейками разной величины, а клетки заполняются локальными цветами. Выразительность полотен мастера побуждала художников то к их творческому осмыслению, то к слепому копированию. Абстракционизм художники и дизайнеры используют при созданиий вполне реальных объектов. Особенно часто мондриановские мотивы встречаются в архитектурных проектах.

Русский авангард - поэзия терминов

Русские художники оказались особенно восприимчивы к идеям своих соотечественников - Кандинского и Малевича. Особенно органично эти идеи вписались в бурную эпоху рождения и становления нового общественного строя. Теория супрематизма была преобразована Любовью Поповой (1889-1924) и (1891-1956) в практику конструктивизма, оказавшего особенное влияние на новую архитектуру. Объекты, построенные в ту эпоху, до сих пор изучаются зодчими всего мира.

Михаил Ларионов (1881-1964) и Наталья Гончарова (1881-1962) стали основателями лучизма или районизма. Они старались отобразить причудливое переплетение лучей и световых плоскостей, испускаемых всем, что наполняет окружающий мир.

В движении кубофутуристов, занимавшихся и поэзией, в разное время участвовали Александра Эстер (1882-1949), (1882-1967), Ольга Розанова (1886-1918), Надежда Удальцова (1886-1961).

Абстракционизм в живописи всегда был выразителем крайних идей. Эти идеи раздражали власти тоталитарного государства. В СССР, а позже и в фашистской Германии идеологи быстро определили, какое искусство будет понятно и необходимо народу, и к началу 40-х годов двадцатого века центр развития абстракционизма переместился в Америку.

Русла одного потока

Абстракционизм - это довольно расплывчатое определение. Везде, где объект творчества не имеет конкретной аналогии в окружающем мире, говорят об абстракции. В поэзии, в музыке, в балете, в архитектуре. В изобразительном искусстве формы и виды этого направления особенно многообразны.

Можно выделить следующие типы абстрактного искусства в живописи:

Цветовые композиции: в пространстве полотна цвет - главное, и объект растворяется в игре красок (Кандинский, Франк Купка (1881-1957), орфист (1885-1941), Марк Ротко (1903-1970), Барнет Ньюман (1905-1970)).

Геометрический абстракционизм - более интеллектуальный, аналитический вид авангардной живописи. Он отвергает линейную перспективу и иллюзию глубины, решая вопрос взаимоотношений геометрических форм (Малевич, Мондриан, элементарист Тео ван Дусбург (1883-1931), Йозеф Альберс (1888-1976), последователь оп-арта (1906-1997)).

Экспрессивный абстракционизм - здесь особенно важен процесс создания картины, иногда сам способ нанесения краски, как, например, у ташистов (от tache - пятно) (Джексон Поллок (1912-1956), ташист Жорж Матьё (1921-2012), Виллем де Кунинг (1904-1997), Роберт Мотеруэлл (1912-1956)).

Минимализм - возврат к истокам художественного авангарда. Изображения полностью лишены внешних ссылок и ассоциаций (г.р.1936), Шон Скалли (г.р.1945), Эллсворт Келли (г.р.1923)).

Абстракционизм - далеко в прошлом?

Итак, что такое абстракционизм теперь? Сейчас можно прочитать в сети, что абстрактная живопись - дело прошлое. Русский авангард, черный квадрат - кому это нужно? Сейчас время скорости и четкой информации.

Информация: одно из самых дорогих живописных полотен в 2006 году продано за более чем 140 млн. долларов. Оно называется «№5.1948», автор - Джексон Поллок, экспрессивный абстракционист.

Абстракция в искусстве!

Абстракционизм!

Абстракционизм - это направление в живописи, которое выделено в особый стиль.

Абстрактная живопись, абстракционизм или абстрактный жанр, подразумевает отказ от изображения реальных вещей и форм.

Абстракционизм направлен на то, чтобы вызвать у человека определённые эмоции и ассоциации. Для этих целей картины в абстрактном стиле пытаются выразить гармонию цвета, форм, линий, пятен и так далее. Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения, так называемой «абстрактной композиции».

Абстракция в искусстве!

Абстракционизм, как направление в живописи, возник в начале 20-го века одновременно в нескольких европейских странах.

Считается, что абстрактную живопись придумал и разработал великий русский художник Василий Кандинский.

Признанными основоположниками и вдохновителями абстракционизма считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне, которые в своих теоретических трудах формировали подходы к определению «Абстракционизма». Разные по целям и задачам, их исследования были едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству. Художник «освобожденный» от копирования действительности мыслит особыми изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».

Абстрактная живопись, которая буквально взорвала мир искусства, стала символом начала новой эпохи в живописи. Эта эпоха означает полный переход от рамок и ограничений к полной свободе выражения. Художник более ничем не связан, он может писать не только людей, бытовые и жанровые сцены, но даже мысли, эмоции, ощущения и использовать для этого любые формы выражения.

На сегодняшний день абстракция в искусстве настолько широка и разнообразна, что сама подразделяется на множество видов, стилей и жанров. Каждый художник или группа художников пытаются создать нечто своё, нечто особенное, которое бы лучшим образом могло достучаться до чувств и ощущений человека. Достичь этого без применения узнаваемых фигур и объектов очень сложно. По этой причине полотна абстракционистов, которые действительно вызывают особые ощущения и заставляют поражаться красоте и выразительности абстрактной композиции, заслуживают большого уважения, а сам художник считается настоящим гением от живописи.

Абстрактная живопись!

С момента появления Абстракционизма в нем наметились две основные линии.

Первая - геометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Она находит воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне, в творчестве мастеров постживописной абстракции и оп-арта.

Вторая - лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В.Кандинского, работами мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма, информального искусства.

Абстрактная живопись!

Абстракционизм, как живопись особого личного выражения, вначале долгое время находился в андеграунде. Абстракционизм, как и многие другие жанры в истории живописи, высмеивали и даже подвергали осуждению и цензуре, как искусство не имеющее никакого смысла. Однако со временем положение абстракции изменилось и теперь она существует наравне со всеми другими формами искусства.

Как художественное явление Абстракционизм оказал огромное влияние на становление и развитие современного архитектурного стиля, дизайна, промышленного, прикладного и декоративного искусства.

Признанные мастера Абстракционизма: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка. Пауль Клее, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Роббер Делоне, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Джексон Полок, Йозеф Альберс.

Современный абстракционизм в живописи!

В современном изобразительном искусстве абстракционизм стал важным языком глубокого эмоционального общения художника и зрителя.

В современном абстракционизме появляются новые интересные направления использующие, например, особые образы различных цветовых форм. Так в работах Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелиха пространство белого - высшего напряжения цвета вообще наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

В современном абстракционизме пространство начинает играть новые роли и формирует разные смысловые нагрузки. Например, существуют пространства знаков, символов, возникающих из глубин архаического сознания.

В современном абстракционизме развивается и сюжетное направление. В этом случае, при сохранении беспредметности абстрактное изображение строится так, что вызывает конкретные ассоциации - разного уровня абстрагирования.

Современный абстракционизм бесконечен в своих границах: от предметной ситуации до философского уровня образных абстрактных категорий. С другой стороны, в современной абстрактной живописи, изображение может выглядеть как картина некоего фантастического мира - например, абстрактный сюрреализм.

Другие статьи этого раздела:

  • Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
  • Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
  • Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
  • Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
  • Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
  • Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
  • Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
  • Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
  • Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
  • Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
  • Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!
  • Живопись! Живопись это искусство! Живопись это искусство художника! Каноны живописи. Мастера живописи.
  • Вернисаж – «vernissage» - торжественное открытие художественной выставки!
  • Метафорический реализм в живописи. Концепция о «метафорическом реализме» в живописи.
  • Стоимость картин современных художников. Как купить картину?

Абстрактное искусство абстра́ктное иску́сство

(абстракционизм), направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., в конце 40-х - начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространённым течениям искусства. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объёмов, другие (ташизм) - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объёмов.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

АБСТРА́КТНОЕ ИСКУ́ССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство (см. БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО) , нефигуративное искусство), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 в., заменивших непосредственное воспроизведение натурной действительности живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм. «Чистую» абстракцию следует воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы - натюрмортные, пейзажные, архитектурные и т. д.
Постоянным резервуаром такого рода форм всегда служило искусство орнамента. Важными историческими предварениями абстрактного искусства были также издревле проявлявшаяся увлеченность художников анаморфозами (или как бы «случайными» образами), которые угадывались в природных фактурах (например, в срезах минералов), а также народившийся в эпоху Возрождения принцип нон-финито (см. НОН-ФИНИТО) (внешней незаконченности, позволяющей любоваться игрой линий и красок независимо от сюжетных форм). Преимущественно орнаментальное искусство ислама, а также дальневосточная каллиграфика, освободившая кисть от необходимости постоянного подражания внешней природе, все Средневековье развивались в беспредметном русле. В Европе же в эпоху романтизма и символизма, то есть в 19 в., художники иногда, - обычно на стадии эскиза, но порой и в законченных вещах,- уходили в мир нефигуративных видений (таковы отдельные фантазии позднего Дж. М. У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям) или эскизы Г. Моро); но это были лишь отдельные исключения, решающий же перелом произошел лишь в начале 1910-х гг.
Искусство «великой духовности»
Первые собственно абстрактные картины были созданы в 1910-1911 гг. В. В. Кандинским (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич) и чехом Ф. Купкой (см. КУПКА Франтишек) , причем уже в 1912 первый из них подробно обосновал свои творческие открытия в программном сочинении «О духовном в искусстве». В последующие 12 лет произошли и другие этапные события: около 1913 М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович) и Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна) перешли к абстрактному искусству от футуризма (Ларионов назвал новый метод «лучизмом»); тогда же аналогичный сдвиг произошел и в творчестве итальянца Дж. Баллы (см. БАЛЛА Джакомо) . В 1912-1913 гг. народился беспредметный «орфизм» Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер) , а в 1915-1917 гг. - более строгий, геометрический вариант абстрактного искусства, созданный К. С. Малевичем (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в России (супрематизм), а затем П. Мондрианом (см. МОНДРИАН Пит) в Нидерландах (неопластицизм). В итоге образовалось экспериментальное поле, где пересекались почти все авангардистские стили того времени, от футуризма до дадаизма.
Сразу обозначились три направления абстрактного творчества: 1) геометрическое; 2) знаковое (т. е. уделяющее основное внимание символам или пиктограммам); 3) органическое, следующее ритмике природы (в России крупнейшим приверженцем такой абстрактной органики был в первую очередь П. Н. Филонов (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич) ). Такая классификация, впрочем, касается лишь внешних, формальных признаков, поскольку все варианты раннего абстрактного искусства были так или иначе символичны и все так или иначе вдохновлялись «космическими ритмами» природы. Орфизм же Делоне, исходивший из шкалы чистых цветов, составил особое направление, которое можно условными назвать «хроматическим».
За формальными различиями скрывалось родство внутреннего содержания. Испытав сильное влияние теософии и сходных мистических течений (т. е. влияние таких авторов как Е. П. Блаватская (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) и ее последователи, а также П. Д. Успенский (см. УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович) в России и М. Схоэнмекерс в Нидерландах), Кандинский, Купка, Малевич и Мондриан были убеждены, что их картины, где прежний мир наглядно исчезает в космическом «ничто», представляют собой художественный апокалипсис или, иными словами, являют зрителю тот порог, за которым открывается новая «эпоха великой духовности» (Кандинский) и происходит «ввод в мировой расцвет» (Филонов). Наступление же периода войн и революций лишь укрепило эти романтико-идеалистические убеждения.
Дизайн и лирика
В 1920-е гг. абстрактное искусство, сохранив свою утопическую подоснову (но уже не столь «апокалиптическую») стало более практичным и менее мистическим. «Баухауз (см. БАУХАУЗ) » в Германии активно осваивал его творческий потенциал (прежде всего, в его геометрической версии) для обновления дизайна, а вместе с ним и социального быта в целом. Абстракционизм начал внедряться в жизнь, в том числе и в моду (к примеру, С. Делоне-Терк (см. ДЕЛОНЕ Соня) использовала мотивы картин своего мужа для оформления тканей, интерьеров и даже автомобилей). Именно абстрактное искусство мощно способствовало формированию того, что начали называть «современным стилем» декоративного творчества. В свою очередь, беспредметность активно осваивалась и в скульптуре, как станковой, так и монументально-декоративной (Х. Арп (см. АРП Ганс (Жан)) , К. Брынкуши (см. БРАНКУЗИ Константин) , Н. Габо (см. ГАБО Наум Абрамович) , А. Певзнер и др.). Деятельность же французского объединения «Абстракция-творчество» («Abstraction-creation») способствовала переходу абстрактного искусства от философских утопий к более созерцательным и лирическим образам.
Однако окончательно новое, четвертое направление этого искусства, т. н. «лирический абстракционизм» (ставший личностным, по-своему исповедальным, самовыражением художников) оформилось несколько позже, в 1940-е гг. в Нью-Йорке. Это был абстрактный экспрессионизм, где доминировал очень крупный, фактурный, как бы спонтанно брошенный на холст живописный мазок (Дж. Поллок (см. ПОЛЛОК Джексон) , В. де Кунинг (см. КУНИНГ Виллем) , и др.). Драматическое напряжение, свойственное многим этим вещам, обрело в Западной Европе 1940-1950-е гг. еще более трагический характер в т. н. «информеле (см. ИНФОРМЕЛЬ) » (Вольс, А.Тапиес, Ж. Фотрие), тогда как в ташизме (см. ТАШИЗМ) , напротив, возобладало мажорно-эпическое или импрессионистически-пейзажное начало (Ж. Матье, П. Таль-Коат, Х. Хартунг и др.); первоначально средоточием обоих этих направлений (названия которых иногда используют синонимически) был Париж. В тот же период наметились и точки сближения между абстрактным искусством и дальневосточной каллиграфией (например, в творчестве американца М. Тоби и работавшего во Франции китайца Зао-Вуки).
Между подпольем и славой
Официальное признание абстрактного искусства на Западе произошло в середине 20 в., в пору господства интернационального стиля в архитектуре (беспредметные - живописные или скульптурные - формы весьма оживили монотонность стеклобетонных структур). Параллельно этому возникла мода на «живопись цветовых полей», исследующую выразительные возможности крупных, ровно (или с легкими тональными вариациями) закрашенных цветовых поверхностей (Б. Ньюмен, М. Ротко (см. РОТКО Марк) ), а в 1960-е гг. - на резко-контурный «хардедж» (Hard-Edge) или «живопись четких краев». Позднее абстрактное искусство, как правило, уже стилистически не обособлялось, сливаясь с поп-артом, оп-артом и другими постмодернистскими течениями.
В Советской России абстрактное искусство долгое время (с 1930-х гг.) фактически развивалось в условиях подполья, поскольку официально считалось средоточием «реакционно-формалистических влияний Запада» (характерно, что слова «абстракционизм» и «модернизм» в советской прессе нередко употреблялись как синонимы). В период «оттепели» своеобразной отдушиной для него служила архитектура, нередко включавшая в свое оформление абстрактные или полуабстрактные композиции. Выйдя к публике в годы перестройки, новое российское абстрактное искусство продемонстрировало богатый спектр разнообразных тенденций (в основном в живописи и графике), самобытно продолжающих начинания раннего русского авангарда. Среди его признанных мастеров (1960-1990-х гг.) - Э. М. Белютин (см. БЕЛЮТИН Элий Михайлович) , Ю. С. Злотников, Е. Л. Кропивницкий (см. КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович) , М. А. Кулаков, Л. Я. Мастеркова, В. Н. Немухин (см. НЕМУХИН Владимир Николаевич) , Л. В. Нусберг (см. НУСБЕРГ Лев Вальдемарович) , В. Л. Слепян, Э. А. Штейнберг (см. ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "абстрактное искусство" в других словарях:

    - (от лат. abstractus отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа… … Художественная энциклопедия

    Абстрактное искусство - Абстрактное искусство. В.В. Кандинский. Композиция. Акварель. 1910. Национальный музей современного искусства. Париж. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (беспредметное, нефигуративное) направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из осн. направлений авангарда. Первые абстр. произведения были созданы в 1910 В. Кандинским и в 1912 Ф. Купкой … Энциклопедия культурологии

    - (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10 х гг., принадлежало к наиболее распространенным… … Современная энциклопедия

    - (абстракционизм беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 абстракционизм (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    абстрактное искусство - направление в живописи, скульптуре и графике ХХ в., абстракционизм Кандинский особенно любит сравнение живописи с музыкой, и потому абстрактное искусство является, с его точки зрения, извлечением чистого звука (Рейнгардт) … Популярный словарь русского языка

    Абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких либо признаков изображения реальных предметов в живописи,… … Большая советская энциклопедия

    Национальный музей современного искусства. Париж … Энциклопедия Кольера

    Абстракционизм (лат. «abstractio» удаление, отвлечение) направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма достижение «гармонизации» … Википедия

Книги

  • Глеб Богомолов , Нефигуративное, "абстрактное" искусство - что отлично известно профессионалам и серьезным зрителям - отчасти миф. Любой художник пишет только реальность. Однако есть реальность и реальность.… Категория:

Текст: Ксюша Петрова

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ И ЦЕНТРЕ толерантности заканчиваетсявыставка «Абстракция и образ» Герхарда Рихтера - первая в России персональная экспозиция одного из самых влиятельных и дорогих современных художников. Пока на недавно продлённую выставку Рафаэля и Караваджо и грузинский авангард в ГМИИ им. А. С. Пушкина стоят очереди, Рихтера можно посмотреть в комфортной компании пары десятков посетителей. В таком парадоксе виновато не только то, что Еврейский музей сильно уступает в популярности Пушкинскому или Эрмитажу, но и то, что многие до сих пор относятся к абстрактному искусству скептически.

Даже тех, кто ориентируется в совриске и хорошо понимает, какое значение для мировой культуры имеет «Чёрный квадрат», отпугивает «элитарность» и «недоступность» абстракции. Мы иронизируем над произведениями модных художников, поражаемся аукционным рекордам и опасаемся, что за фасадом искусствоведческих терминов окажется пустота - ведь художественные достоинства работ, напоминающих детские каракули , иногда вызывают сомнения и у профессионалов . На самом деле ореол «недоступности» абстрактного искусства легко развеять - в этой инструкции мы постарались объяснить, почему абстракцию называют «буддийским телевидением» и с какой стороны к ней подойти.

Герхард Рихтер. Ноябрь 1/54. 2012

Не пытайтесь выяснить,
что хотел сказать художник

В залах, где висят полотна эпохи Возрождения, сориентируется даже не очень подготовленный зритель: по крайней мере, он сможет легко назвать, что изображено на картине - люди, фрукты или море, какие эмоции испытывают герои, есть ли в этом произведении сюжет, знакомы ли ему участники событий. Перед полотнами Ротко, Поллока или Малевича мы чувствуем себя не так уверенно - на них нет объекта, за который можно зацепиться взглядом и порассуждать о нём, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор». В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.

Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи - не каприз кучки нонконформистов, а закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты родственников и любимых собачек стали делать в фотоателье - получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом. С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.


← Джексон Поллок.
Стенографическая фигура. 1942

К середине XIX века некоторые начали подозревать, что реалистическое искусство - это ловушка. Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация - на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.

Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты - художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой. В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски - так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Всё это отлично сочеталось с новыми философскими и религиозными учениями - в частности, теософией, а локомотивы русского авангарда Василий Кандинский и Казимир Малевич разработали собственные философские системы, в которых теория искусства связана с принципами идеального общества.

В любой непонятной ситуации используйте формальный анализ

Вот кошмар, в котором может оказаться каждый любитель современного искусства: представьте, что вы стоите перед восхитительной, как написано в путеводителе, картиной Агнес Мартин и не чувствуете ровным счётом ничего. Ничего, кроме раздражения и лёгкой грусти - не потому что картина вызывает у вас такие ощущения, а потому что вы вообще не понимаете, что здесь нарисовано и куда нужно смотреть (вы даже не уверены, что кураторы повесили работу нужной стороной). В такой ситуации на помощь спешит формальный анализ, с которого стоит начинать знакомство с любым произведением искусства. Выдохните и попробуйте ответить на несколько детских вопросов: что я вижу перед собой - картину или скульптуру, графику или живопись? С помощью каких материалов и когда это было создано? Как можно описать эти формы и линии? Как они взаимодействуют? Двигаются они или статичны ? Есть ли здесь глубина - какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором?


← Барнетт Ньюман. Без названия. 1945

Следующий этап тоже довольно простой: прислушайтесь к себе и попробуйте определить, какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлые эти красные треугольники или тревожные? Ощущаю ли я себя спокойно или картина давит на меня? Контрольный вопрос: пытаюсь ли я понять, на что это похоже, или позволяю своему разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?

Помните, что важна не только картина, но и рама - или её отсутствие. В случае с теми же Ньюманом , Мондрианом или «амазонкой авангарда» Ольгой Розановой отказ от рамы - осознанный выбор художника, который приглашает вас отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.

Чтобы чувствовать себя увереннее, можете запомнить простую классификацию абстрактных произведений: их принято разделять на геометрические (Пит Мондриан, Элсуорт Келли, Тео ван Дусбург) и лирические (Элен Франкенталер, Герхард Рихтер, Василий Кандинский).

Элен Франкенталер. Orange Hoop. 1965

Элен Франкенталер. Solarium. 1964

Не оценивайте «умение рисовать»

«Мой ребёнок/кошка/обезьяна может не хуже», - фраза, которую произносят каждый день в каждом музее современного искусства (возможно, где-то додумались поставить специальный счётчик). Лёгкий способ ответить на подобную претензию - фыркнуть и закатить глаза, сетуя на духовную нищету окружающих, сложный и более продуктивный - отнестись к вопросу серьёзно и попробовать объяснить, почему мастерство абстракционистов стоит оценивать иначе. Великий семиолог Ролан Барт написал проникновенное эссе о кажущейся «детскости» каракулей Сая Твомбли, а наша современница Сюзи Ходж посвятила этой теме целую книгу .

Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка - то есть они способны нарисовать симпатичную вазу с цветами, закат на море или портрет, но почему-то не хотят. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.


← Сай Твомбли. Без названия. 1954

В 2011 году исследователи решили проверить , действительно ли полотна в жанре абстрактного экспрессионизма (к этому направлению абстрактного искусства возникает больше всего вопросов) неотличимы от рисунков маленьких детей, а также художеств шимпанзе и слонов. Испытуемым предлагали посмотреть на пары картинок и определить, какие из них сделаны профессиональными художниками - в 60–70 % случаев респонденты выбирали «настоящие» произведения искусства. Перевес небольшой, но статистически значимый - видимо, в работах абстракционистов действительно есть что-то такое, что отличает их от рисунков умного шимпанзе. Ещё одно новое исследование показало , что отличить работы абстракционистов от детских рисунков могут и сами дети. Чтобы проверить своё художественное чутьё, можете пройти тест с аналогичными условиями на BuzzFeed.

Помните, что всё искусство абстрактно

Если ваш мозг готов к небольшой перегрузке, задумайтесь о том, что всё искусство по сути своей абстрактно. Фигуративная живопись, будь то натюрморт «Мальчик с трубкой» Пикассо или «Последний день Помпеи» Брюллова - это проекция трёхмерного мира на плоский холст, имитация «реальности», которую мы воспринимаем через зрение. Об объективности нашего восприятия тоже говорить не приходится - ведь возможности человеческого зрения, слуха и других чувств весьма ограниченны, и оценить их мы самостоятельно не можем.

Мраморный Давид - не живой парень, а кусок камня, которому Микеланджело придал форму, напоминающую нам мужчину (а представление о том, как выглядят мужчины, мы получили из своего жизненного опыта). Если очень близко подойти к Джоконде, вам всё равно будет казаться, что вы видите её нежную, почти живую кожу, прозрачную вуаль и туман вдалеке - но и это по сути абстракция, просто Леонардо да Винчи очень кропотливо и долго накладывал друг на друга слои краски, чтобы создать очень тонкую иллюзию. Более наглядно фокус с разоблачением работает с фовистами и пуантилистами: если вы приблизитесь к картине Писсаро, то увидите не бульвар Монмартр и закат в Эраньи, а множество разноцветных мелких мазков. Иллюзорной сути искусства посвящена знаменитая картина Рене Магритта «Вероломство образов »: конечно, «это не трубка» - это всего лишь удачно расположенные на холсте мазки краски.


← Элен Франкенталер.
Nepenthe. 1972

Импрессионисты, в чьей компетентности мы сегодня не сомневаемся, были абстракционистами своего времени: Моне, Дега, Ренуара и их друзей обвиняли в том, что они отказались от реалистичного изображения в пользу передачи ощущений. «Небрежные» мазки, заметные невооружённым глазом, «странная» композиция и другие прогрессивные приёмы казались публике того времени кощунственными. В конце XIX века импрессионистов всерьёз обвиняли в «неумении рисовать», вульгарности и цинизме.

Организаторам парижского Салона пришлось повесить «Олимпию» Мане практически под потолком - слишком много нашлось желающих плюнуть в неё или проткнуть полотно зонтом. Сильно ли эта ситуация отличается от инцидента 1987 года в амстердамском музее Стеделийк, когда мужчина напал с ножом картину «Кто боится красного, жёлтого и голубого III» абстракциониста Барнетта Ньюмана?


Марк Ротко. Без названия. 1944-1946

Не пренебрегайте контекстом

Лучший способ прочувствовать произведение абстрактного искусства - встать перед ним и смотреть, смотреть и смотреть. Некоторые работы могут погрузить зрителя в глубокие экзистенциальные переживания или экстатический транс - чаще всего такое происходит с картинами Марка Ротко и объектами Аниша Капура, но подобный эффект могут оказывать и работы неизвестных художников. Хотя эмоциональный контакт важнее всего, отказываться от чтения этикеток и знакомства с историческим контекстом не стоит: название не поможет вам понять «смысл» произведения, но может натолкнуть на интересные мысли. Даже сухие наименования вроде «Композиция № 2» и «Объект № 7» кое-что нам сообщают: давая своей работе такое имя, автор призывает нас отказаться от поисков «подтекста» или «символизма» и сосредоточиться на духовном переживании.


← Юрий Злотников. Композиция №22. 1979

История создания работы тоже важна: скорее всего, если вы узнаете, когда и при каких обстоятельствах было создано произведение, вы разглядите в нём что-то новое. Прочитав биографию художника, заботливо подготовленную для вас кураторами музея, спросите себя, какое значение могло иметь это произведение в той стране и в то время, когда работал его автор: тот же «Чёрный квадрат» производит совсем другое впечатление, если вы что-то знаете о философских течениях и искусстве начала XX века. Ещё один, менее известный пример - серия «Сигнальные системы » пионера русской послевоенной абстракции Юрия Злотникова. Сегодня цветные кружочки на белом холсте не кажутся революционными - но в 1950-е, когда официальное искусство выглядело примерно так , абстракции Злотникова были настоящим прорывом.

Притормозите

Всегда лучше уделить внимание нескольким приглянувшимся вам работам, чем пробежать по музею галопом, пытаясь объять необъятное. Профессор Дженнифер Робертс из Гарварда заставляет своих студентов смотреть на одну картину по три часа - от вас, конечно, никто не требует такой стойкости, но тридцати секунд на картину Кандинского явно не хватит. В своём манифесте - признании в любви абстракции известный арт-критик Джерри Зальц называет гипнотические полотна Ротко «буддийским телевидением» - подразумевается, что вглядываться в них можно бесконечно.

Повторите это дома

Лучший способ проверить крамольную мысль «я могу нарисовать не хуже», которая порой возникает и у профессиональных искусствоведов, - провести эксперимент в домашних условиях. Будет интересно и в обратной ситуации - если вы побаиваетесь браться за краски из-за «неумения рисовать» или «отсутствия способностей». Неспроста именно абстрактные техники чаще других используют в арт-терапии: они помогают выразить сложные ощущения, для которых трудно подобрать слова. Для многих художников, страдающих от внутренних противоречий и собственной несовместимости с внешним миром, абстракция стала чуть ли не единственным способом примирения с действительностью (кроме наркотиков и алкоголя, конечно).

Абстрактные работы можно создавать с помощью любых художественных материалов - от акварели до дубовой коры, так что вы наверняка найдёте технику, которая придётся вам по душе и по средствам. Пожалуй, не стоит сразу начинать с дриппинга » - приведённый в ней разбор картины Мондриана «Композиция с красным, синим и жёлтым» для самых маленьких не стыдно почитать и взрослым. Еврейский музей, АРТ4

Одно из основных направлений в искусстве авангарда. Главный принцип абстрактного искусства – отказ от подражания зримой реальности и оперирования её элементами в процессе создания произведения. Объектом искусства вместо реалий окружающего мира становится инструментарий художественного творчества – цвет, линия, форма. Сюжет заменяется пластической идеей. Многократно возрастает роль ассоциативного начала в художественном процессе, а также появляется возможность выражения чувств и настроений творца в абстрагированных, очищенных от внешней оболочки образах, которые способны концентрировать духовное начало явлений и быть его носителями (теоретические труды В.В.Кандинского).

Случайные элементы абстракции можно выявить в мировом искусстве на протяжении всего его развития, начиная с наскальных росписей. Но зарождение этого стиля следует искать в живописи импрессионистов, которые пытались разложить цвет на отдельные элементы. Фовизм осознанно развил эту тенденцию, «выявляя» цвет, подчёркивая его самостоятельность и делая объектом изображения. Из фовистов ближе всего к абстракции подошли Франц Марк и Анри Матисс (симптоматичны его слова: «всякое искусство абстрактно»), также по этому пути двигались французские кубисты (в особенности Альбер Глез и Жан Метценже) и итальянские футуристы (Джакомо Балла и Джино Северини). Но никто из них преодолеть границу фигуративности не смог или не пожелал. «Признаемся, однако, что некоторое напоминание существующих форм не должно быть изгнано окончательно, по крайней мере в настоящее время» (А.Глэз, Ж.Метцэнже. О кубизме. СПб., 1913. С.14).

Первые абстрактные произведения появились в конце 1900-х – начале 1910-х в творчестве Кандинского во время работы над текстом «О духовном в искусстве», а первой абстрактной картиной считается его «Картина с кругом» (1911. НМГ). К этому времени относится его рассуждение: «<...> только та форма правильна, которая <...> материализует соответственно содержание. Всякие побочные соображения, и среди них соответствие формы так называемой “природе”, т.е. природе внешней, несущественны и вредны, так как они отвлекают от единственной задачи формы – воплощения содержания. Форма есть материальное выражение абстрактного содержания» (Содержание и форма. 1910 // Кандинский 2001. Т. 1. С.84).

На раннем этапе абстрактное искусство в лице Кандинского абсолютизировало цвет. В исследовании цвета, практическом и теоретическом, Кандинский развивал учение о цвете Иоганна Вольфганга Гёте и заложил основы теории цвета в живописи (среди русских художников теорией цвета занимались М.В.Матюшин, Г.Г.Клуцис, И.В.Клюн и другие).

В России в 1912–1915 были созданы абстрактные живописные системы лучизма (М.Ф.Ларионов, 1912) и супрематизма (К.С.Малевич, 1915), во многом определившие дальнейшую эволюцию абстрактного искусства. Сближение с абстрактным искусством можно найти в кубофутуризме и алогизме. Прорывом к абстракции была картина Н.С.Гончаровой «Пустота» (1914. ГТГ), но эта тема не нашла дальнейшего развития в творчестве художницы. Ещё один невоплотившийся аспект русской абстракции – цветопись О.В.Розановой (см.: Беспредметное искусство).

Своими путями к живописной абстракции в эти же годы шли чех Франтишек Купка, французы Робер Делоне и Жак Вийон, голландец Пит Мондриан, американцы Стэнтон Макдональд-Райт и Морган Расселл. Первыми абстрактными пространственными конструкциями были контррельефы В.Е.Татлина (1914).

Отказ от изоморфизма и обращение к духовному началу давали повод связывать абстрактное искусство с теософией, антропософией и даже с оккультизмом. Но сами художники на первых этапах развития абстрактного искусства подобных идей не высказывали.

После Первой мировой войны абстрактная живопись постепенно завоёвывает главенствующие позиции в Европе и становится универсальной художественной идеологией. Это мощное художественное движение, которое в своих устремлениях выходит далеко за рамки живописно-пластических задач и демонстрирует способность создавать эстетико-философские системы и решать социальные задачи (например, основанный на принципах жизнестроительства «супрематический город» Малевича). В 1920-е на основе его идеологии возникают такие исследовательские институты, как Баухауз или Гинхук. Из абстракции также вырос конструктивизм.

Русский вариант абстракции получил название беспредметного искусства.

Многие принципы и приёмы абстрактного искусства, ставшие классикой в ХХ веке, широко используются в дизайне, в театральном и декоративном искусстве, в кино, телевидении и компьютерной графике.

Понятие абстрактного искусства менялось со временем. До 1910-х этот термин использовали в отношении живописи, где формы изображались обобщённо и упрощённо, т.е. «абстрактно», по сравнению с более детальным или натуралистическим изображением. В этом значении термин в основном применялся к декоративному искусству или к композициям с уплощёнными формами.

Но уже с 1910-х «абстрактными» называют произведения, где форма или композиция изображается под таким углом, что первоначальный предмет меняется почти до неузнаваемости. Чаще всего этим термином обозначают стиль искусства, который базируется исключительно на аранжировке визуальных элементов – формы, цвета, структуры, при этом вовсе не обязательно, что они имеют инициирующий образ в материальном мире.

Понятие смысла в абстрактном искусстве (в обоих его значениях – раннем и более позднем) – сложный вопрос, который постоянно обсуждается. Абстрактные формы могут относиться и к невизуальным явлениям, таким как любовь, скорость или законы физики, ассоциируясь с производной сущностью («эссенциализм»), с воображаемым или иным способом отделения от подробного, детального и несущественного, случайного. Несмотря на отсутствие репрезентативного предмета, в абстрактном произведении может аккумулироваться огромная экспрессия, а семантически наполненные элементы, такие как ритм, многократность и символика цвета, указывают на причастность к специфическим идеям или событиям вне самого изображения.

Литература:
  • M.Seuphor. L’Art abstrait, ses origins, ses premiers maîtres. Paris, 1949;
  • M.Вriоn. L’Art abstrait. Paris, 1956; D.Vallier. L’Art abstrait. Paris, 1967;
  • R.Capon. Introducing Abstract Painting. London, 1973;
  • C.Blok. Geschichte der abstrakten Kunst. 1900–1960. Köln, 1975;
  • M.Schapiro. Nature of Abstract Art (1937) // M.Schapiro. Modern Art. Selected Papers. New York, 1978;
  • Towards a New Art: Essays on the Background to Abstract Painting 1910–1920. Ed. M.Compton. London, 1980;
  • The Spiritual in Art. Abstract Painting 1890–1985. Los Angeles County Museum of Arts. 1986/1987;
  • Text by M.Tuchman; B.Altshuler. The Avant-Garde in Exhibition. New Art in the 20th Century. New York, 1994;
  • Абстракция в России. ХХ век. Т. 1–2. ГРМ [Каталог] СПб., 2001;
  • Беспредметность и абстракция. Сб. статей. Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2011.;