Анализ отрывка бал в доме фамусова. Характеристика гостей Фамусова на балу

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.


Комедия была написана в 1823 году, перед восстанием декабристов, когда идеи свободы будоражили умы передового дворянства. «Горе от ума» - острая сатира на быт и нравы помещичье-крепостнического общества. В ней автор показал столкновение двух общественных взглядов, где главный герой конфликтует с обществом.

Один из ярких эпизодов комедии – бал в доме московского туза, именитого дворянина Фамусова. Сюда съезжаются московские дворяне, которые ведут привольную барскую жизнь, проводят время на балах, вечерах, «обедах, ужинах и танцах». Здесь они сытно наедаются («ешь три часа, а в три дни не сварится»), сплетничают, демонстрируют наряды, ищут богатых женихов для дочерей, играют в карты.

Горич – бывший офицер, энергичный человек («лишь утро: ногу в стремя»), женился, стал жить в городе. Основным занятием его стала лень, езда по балам, скука, игра на флейте одного и того же «а-мольного» дуэта. Он говорит Чацкому: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Здесь же на балу Антон Антоныч Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут», всем может угодить: кому билет достанет, кому арапку подарит, и все его принимают у себя в доме. О нем старуха Хлёстова говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Сама Хлёстова обращается к Софье:

«От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку, -
Вели их накормить, ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку».

Хлёстова приехала посплетничать.

Здесь же и Скалозуб – «золотой мешок и метит в генералы». Он, как и хозяин дома и все присутствующие, считает «вольность» и «ученость» главным бичом для общества:

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Хозяин дома заявляет в беседе со Скалозубом:

«Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь».

Молчалин взят Фамусовым в услуженье из провинции. Это его родственник. Молчалин – хитрый, подлый, изворотливый человек:

«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья, -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».

Молчалин пришелся ко двору Фамусова.

Софья – истинная дочь своего отца. Низкопоклонство подчинило и ее. Она не любит Чацкого, он неприятен ей. Милее лесть подлого человека. А честные, яростные монологи Чацкого раздражают ее, и она объявляет бывшего товарища своего детства сумасшедшим.

Фамусовщина – устойчивый, определенный уклад жизни. Здесь боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»):

«Ах, боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»

В этом обществе человека ценят не по уму, а по богатству и происхождению. Репетилов откровенно признается, что он глуп, но общается с людьми, которые кажутся ему «умнейшими». Ум Фамусова изворотлив, лжив и хорошо служит ему для обогащения и обмана. Репетилов считает, что «умный человек не может быть не плутом».

Иногда устами ярких представителей крепостничества дается характеристика себе.

Например, графиня внучка:

«Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»

И среди этих людей Чацкий, который переживает:

«…Мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков».

Передовой человек того времени, Чацкий осуждает это общество, обличает его в своих монологах. Фамусовское общество яростно сопротивляется Чацкому, объявляет его сумасшедшим.

Рабской морали общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Чацкий одинок в этом обществе: «И в многолюдстве я потерян», - говорит он. То, на что он надеялся, когда вернулся в Москву, рухнуло. Ему встретились здесь:

«Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором:
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет».

Чацкий заявляет:

«…Пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

А.С. Грибоедов. Горе от ума.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени.

Чацкий, главный герой комедии, представляет «новое время». Он противостоит Фамусову и всему «московскому обществу». Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич – нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича.

Сцена бала – «главное» место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев. Именно здесь автор создает обобщенный портрет «московского общества». Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает.

Вокруг Хлестовой вьется толпа «почитателей». Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза.

Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости.

Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме…

На первый взгляд, портрет «фамусовского общества» смешон. Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на «мертвецов». Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство.

И вот в такой мир попадает другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение.

На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо». Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения:

Москва и Петербург – во всей России то,

Что человек из города Бордо,

Лишь рот открыл, имеет счастье,

Во всех княжён вселять участье…

Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке.

Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права.

В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к «фамусовской Москве».

Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни.

Причину безумия героя «московское общество» видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем тогда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова поддерживает его:

И впрямь с ума сойдешь от этих,

От одних, от пансионов, школ, лицеев…

Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы. Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных.

Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь «наступает» на Москву. Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все «московское общество».

/В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума" (Бенефис г-жи Н. Репиной). «Московский телеграф», 1830, № 11 и 12./

В бывшем своем опекуне Фамусове он находит того же человека, закоснелого в предрассудках, того же самого идолопоклонника богатств и почестей, врага всего, что, по мнению его, носит отпечаток вредных и опасных нововведений, человека, душою принадлежащего к тому времени, когда вельможе без достоинств и без заслуг поклонялись, как кумиру, в чаянии от него богатых и высоких милостей. Чацкий не может уважать Фамусова и с невоздержностью, свойственною молодому человеку, опровергает все суждения старика умными, но тем не менее дерзкими выходками. В этом случае ясно видно, что Чацкий томим желанием лучшего, что он страдает, глядя на несовершенства, на предрассудки своих современников, что он облегчает душу свою высказыванием горьких истин, и нельзя не согласиться, что в этом же случае всякий человек, поступающий по примеру Чацкого, необходимо должен казаться странным и даже безумным при всем его уме! Так и представлено в комедии Грибоедова. Но теперь мы посмотрим, с каким необычайным искусством (NB. при соблюдении трех единств!) дал автор правдоподобие этому приключению.

В доме зажиточного московского хлебосола Фамусова дается нечто вроде бала, в тот самый день, когда приехал Чацкий, и хотя Софья, хозяйка дома, не приглашала на этот вечер новоприезжего друга своей молодости, но нетерпеливый Чацкий является сам и прежде всех. Мучимый недоразумением и подозрениями, колеблемый в своих догадках насчет глупого Молчалина и слишком ласкаемого Фамусовым Скалозуба — герой пьесы пользуется прежнею привилегиею и свойственными влюбленному расспросами надоедает Софье и даже мешает ей переодеться. Это очень неучтиво, и, между тем, как это натурально!

Влюбленный Чацкий забыл о протекших трех годах и о том, что Софья уже не дитя, что молодой мужчина не должен обходиться с нею так фамильярно, как прежде. Вот страсть, заглушающая рассудок и в самом естественном виде представленная автором. Оскорбленная этою вольностию Чацкого и еще более его колкими насмешками над ее любовником, Софья пожимает плечами и уходит в свою комнату. Это злее самых гневных ответов! Это явное доказательство совершенной холодности и даже презрения! Это не только задело честолюбие Чацкого, но даже растревожило его желчь, возжгло в нем какую-то злость, которая оказывается в нем при встрече со многими знакомыми ему лицами, приехавшими на вечер. Он почти всех их угощает сарказмами, очень остроумными, но не приличными в обществе.

От Софьи Чацкий не отстает и, увлекаясь своею досадою, бесит ее вторичною злою эпиграммою насчет любимого ею Молчалина. У рассерженной Софьи вырывается самое обыкновенное выражение: он не в своем уме! Это слово подхвачено одним из тех лиц, которые живут пустословием, не находя в своих головах двух порядочных и связных мыслей. «Ужели с ума сошел?» — спрашивает Софью пустомеля. У раздосадованной девушки сейчас породилась идея жестокой мистификации. Она подтвердила вопрошаемое, и в пять минут весть о сумасшествии Чацкого по секрету разнеслась во всем собрании.

Эти сцены написаны с неподражаемым мастерством; миниатюрный и очень верный портрет стогласной молвы, дающей правдоподобие самым нелепым и вздорным слухам. Тут, по-видимому, автор держался во зло употребляемой пословицы: глас народа — глас божий * , и для довершения своей прелестной картины олицетворил другую поговорку: дошли вести до глухого! — Сцена недослышавшей графини Хрюминой с совершенно оглохшим князем Тугоуховским может назваться не только истинно комическою, но даже образцовою. Как забавны недоразумения глухой старухи и ее толки о бусурманстве Чацкого! Как смешны ответы князя, который ничего не может сказать, кроме: Ахм и Эхм!..

Вся компания собирается на сцену, все действующие толкуют о мнимом сумасшествии Чацкого, судят по-своему — и вот из другой комнаты выходит герой пьесы, раздраженный пустословием какого-то француза и по своей запальчивости воспламенившийся патриотизмом. Весьма некстати, однако самым естественным образом, заносчивый Чацкий начинает многоглагольствовать о любви к отечеству, о вредном влиянии иностранных обычаев и проповедь свою, по привычке, приправляет сарказмами. Такой язык не может быть понятен для праздных жителей столицы, собравшихся повеселиться на бале. Все это для них, как говорится, сущая тарабарская грамота. Они пожимают плечами, отходят в сторону и более убеждаются в мнимом безумии бедного Чацкого.

Но этого еще мало: Чацкий обязан сам узнать о сей нелепой вести. В последнем действии он сам слышит, как шесть княжен уверяют доброго враля Репетилова о достоверности помешательства Чацкого. Мастерская черта! Но за оною следует и другая. Чацкий нечаянным образом делается свидетелем низости Молчалина и негодования обманутой Софьи. Изменница наказана, но счастливее ли оттого Чацкий?

Он принужден вырвать из сердца ту любовь, которая его утешала, которая питала его надеждою блаженства! Какое глубокое знание страстей человеческих является в сем случае! Если бы автор комедии был жив, то мы посоветовали бы ему избрать к оной следующий эпиграф: «Если хочешь иметь врагов и отравить жизнь свою огорчениями, то будь умнее других и люби правду!» Такова была судьба героя пьесы. Кажется, в наш век нет недостатка в подобных случаях!

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

  • Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"

В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума"

  • Бал у Фамусова. Чацкий и Софья
  • Общество в комедии "Горе от ума". Век нынешний и век минувший

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

Слайд 1 Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: проанализировать эпизод «Бал в доме Фамусова» и выяснить, какое место он занимает в комедии. Слайд 2 Задачи: 1.повторить структуру плана анализа эпизода; 2.развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать собственную точку зрения; работать с текстом. 3.воспитывать эстетические чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения.

Доска эпиграф Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! А.С. Грибоедов

Эпизод – часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Кульминация - наивысшая точка

Ход урока

I .Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим работать над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», остановимся на III действии, а именно проанализируем эпизод «Бал в доме Фамусова» и выясним, какое место он занимает в произведении. Портрет. Слайд3Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение слов эпизод, кульминация. Ребята, посмотрите свои записи в тетради и напомните схему анализа эпизода. (Уже есть в тетради) Слайд 4 1.Что предшествует эпизоду? 2.Связь основной мысли произведения с идеей эпизода 3.Герои 4.Композиция 5.Художественные приемы 6.Роль эпизода в произведении

На предыдущем занятии мы выяснили, что именно во II Д начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия комедии.Ребята, как начинался конфликт Чацкого с Фамусовым? Вспомните их словесную дуэль и те моменты этой дуэли, которые дают нам представление об отношениях между Фамусовым и Чацким. Слайд 5 (подготовленные - Купрюхина и Нигматова) По каким позициям они разошлись? (Отношение к службе Отношение к иностранщине Отношение к крепостным Отношение к учению чинопочитание к богатству). Итак, конфликт завязался, Чацкий и Фамусов разошлись во мнениях. Какое же он будет иметь продолжение? Бал в доме Фамусова Слайд 6 1.Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние? - (Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, он раздражен, пытается выяснить, кто его соперник) - (А точнее: поговорить с Софьей, почему она предпочла Молчалина, ведь тот глуп, а она – умная девушка). Она смеется над Чацким!) - (Начитавшись сентиментальных романов, она полюбила не настоящего Молчалина, а вымышленного). Раздражение Чацкого усиливается при встрече с гостями. Отсюда мы понимаем, что происходит непосредственная связь основной мысли произведения с идеей эпизода. С какой целью приезжают гости на бал к Фамусову? (- одни едут на бал от скуки.) (- Другие, чтобы завести знакомства с нужными людьми) (- Третьи, чтобы устроить судьбу своих детей.) Кто они, эти гости? Типичное московское дворянское общество начала 19 в. - Горичи муж с женой Слайд 7 - Семейство Тугоуховских Слайд 8 - Графини Хрюмины Слайд 9 - А.А Загорецкий Слайд 10 - Старуха Хлестова Слайд 11 - Полковник Скалозуб Слайд 12 - Молчалин Слайд 13 На балу собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. За глаза гости Фамусова осуждают друг друга. А Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь Чацкий успевает со всеми гостями перессориться.

А теперь посмотрим на композицию эпизода . Она тоже неслучайна. Условно картину бала можно разделить на три части. Какие? Назовите.

1.Конфликт Чацкого с гостями бала. 2.Слух о сумасшествии. Слайд 14 3.Приговор Чацкому. Ребята, как вы считаете, эта сцена бала написана в комическом или в трагическом плане? Зачем этот эпизод сделал Грибоедов смешным? А где был злой смех? Как вы это объясните? (в тетради)

В комедии Грибоедов собрал всех в одном месте, чтобы показать их пороки, их глупости, слабоумие, слабодушие, страх перед новым, но герои боятся, отгораживаются. Эта сцена- битва толпы пустой и никчемной и человека, который не в состоянии доказать, что он прав. Какие из приемов использовал Грибоедов? - (Ирония, сатира, сарказм) Слайд 15 Откуда появился слух о сумасшествии Чацкого? Д III явл 14 Софья и Г.Н.Кто пускает слух? (Софья) Цель? (Она мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине) Слух распространяется быстро, так как для светского общества привычна ситуация распространения слухов. Была подготовлена почва. Общество просто жаждало, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если Чацкий нормальный, и все что он говорит, правда, то это значит, что у них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить. А что он говорил? Цитировать. (Но если сказать графине внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть сумасшедшим). И московское общество выносит Чацкому приговор. Какой? – (безумен). А причина какая? «Ученость – вот причина» Д III явление 21 (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ) (Фамусов, Хлестова, Княгиня, Скалозуб, Загорецкий) Итак, сплетня связывает любовный и социальный конфликты, с одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем: вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России. Развитие конфликта достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого. Делаем выводы: Поэтому мы и называем эпизод «Бал в доме Фамусова»- кульминационным в комедии Грибоедова? (На доске лексическое значение) Гости разъезжаются и все бранят Фамусова за скучный бал. Теперь вам понятны возмущения гостей?

Эпиграф читаем.

Почему с такой иронией произносятся эти слова? Что имеется ввиду? (Чацкий испортил им бал. Никто не выполнил свою миссию на балу: ни женихов не удалось найти, ни с нужными людьми завести знакомство…,- и обозвал всех дураками.) Вывод: это поведение людей, которые не умеют, не знают, как себя вести с неугодным человеком. А вальс – это маска, прикрытие. Действие оканчивается открытым финалом. Все должны задуматься… Д/З Сочинение – миниатюру «Почему гости остались недовольные балом?» Итог урока.