Биография александра розенбаума. Модный интерьер Александр розенбаум биография личная

Инструменты гитара, фортепиано Жанры эстрада , джаз , романс , авторская песня , рок , шансон Псевдонимы АЯРов Коллективы Награды www.rozenbaum.ru Аудио, фото, видео на Викискладе

Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум (род. 13 сентября , Ленинград , СССР) - советский и российский автор-исполнитель , поэт, музыкант и композитор , () , () .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Александр Розенбаум - Лучшие песни TOP 10

    ✪ Александр Розенбаум. Лучшее

    ✪ Александр РОЗЕНБАУМ - ЛУЧШИЕ ПЕСНИ /ВИДЕОАЛЬБОМ/

    ✪ Подмосковное танго - Александр Розенбаум

    ✪ Григорий Лепс и Александр Розенбаум - Гоп-стоп

    Субтитры

Биография

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан , в город Зыряновск , где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум .

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте . Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам , участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет» . Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы» .

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников , студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров , от «А. Я. Розенбаум»).

Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра » .

22 января 2010 был доставлен в Институт скорой помощи им. Склифосовского. По информации врачей, у певца была глубокая ножевая рана предплечья - нож достал до кости. 58-летний артист сообщил медикам, что порезался случайно - «баловался» с недавно купленным клинком и нечаянно поранился. Певцу была оказана первая помощь, от госпитализации он отказался .

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года , во время Афганской войны . В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата » на территории Украины .

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Бизнес

Розенбаум - совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга .

Семья

Творчество

Поэт и музыкант

Александр Розенбаум - композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни , и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа . Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов », «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана “», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий - фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Также в своих песнях он подходит к неординарному использованию гармоний при игре на гитаре, что придает им некоторую необычность. По словам самого Розенбаума, невозможно определить стиль музыки, в котором он работает, так как он очень разносторонний музыкант. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Из-за этого песня обретает джазовые оттенки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках в самодельных записях, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Наиболее известные песни

Год написания I строка Название Примечания
1968 - Заходите к нам… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти Арк. Северного», который предварялся следующим вступлением: «Сегодня исполняется 2 года со дня смерти Аркадия Звездина-Северного . Александр Розенбаум, при участии „Братьев Жемчужных “, посвящает свои песни его памяти» .
1968 Гоп-стоп! Мы подошли - из-за угла… Гоп-стоп Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). «Гоп-стоп» (угол.) - ограбление
1968 День такой хороший… Извозчик Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Продолжение - песня «18 лет спустя»
1968 Позабуду - грусть, печаль-тоску… Ярмарка (?)
1968 Какая разница в том… Умница Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 На улице - Гороховой - ажиотаж… Путешествие из Одессы в Петроград Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Я возвращался - поздно…, лунной ночью… Червончики Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982), в котором исполнена без 2-х заключительных строф.
1971 Ах, не вините -меня в том… Гроздья рябины Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Др. название: «Подражание Окуджаве ». Исполняется не спеша и выразительно.
1968 Светофоры, дайте… Песня о «Скорой помощи» Вступление автора: "2 песни о 2-х моих работах. I - это «Песня о старой работе», а II - это «О новой работе». I «Песня о „Скорой помощи“» на музыку Владимира Семёновича Высоцкого " (имеется в виду песня «Утренняя гимнастика»). Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А. Северного» (апрель 1982). Др. название: «Песня врача „Скорой помощи“»
1968 Я мотаюсь - как клубок - по городам… О новой работе Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Др. название: «Гастрольная»
1968 А ну-ка сделайте… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Фраер , толстый фраер… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Смотрите: Ангелы летят - над самой… У окна Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Вариант I строки: «По небу Ангелы летят над самой…»
1968 От звонка до звонка… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Мне пел-нашёптывал начальник из «сыскной»… Снегири Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Нинка,- как… Нинка (?) Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Песню исполнял также М. Шуфутинский .
1968 Меня - не посадить. Я это твёрдо знаю… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Есть в Одессе Молдаванка … Лиговка Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 На Одесском, на майдане… ? Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Песню исполнял также М. Шуфутинский.
1968 Открылась дверь - и я в момент растаял… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Ах если б знали… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Мы с ним росли… ? Авторское вступление: «В этой песне заканчивается жизненный путь героя моих блатных и одесских произведений - Сэмэна» . Последняя песня магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Я мальчишка беспризорный… Беспризорник -
1968 На модном пляже, в жаркий летний день… Сержио Таччини -
1968 Я был повязан I раз в 13 лет: залез в ларёк,- хотелось булочек с корицей… Серебристая Колыма -
1968 Дело было… ? -
1968 Встану рано поутру… - -
1968 На ковре - из жёлтых листьев, в платьице простом… Вальс-бостон Одна из наиболее известных песен автора
1984 Налетела грусть… Налетела грусть -
1968 В пальцы свои дышу… На дороге Жизни -
1968 Виделось часто в сон беспокойный… Сон в руку -
1968 Я люблю возвращаться - в свой город, нежданно под вечер… Возвращение в город -
1968 А может, не было войны… И людям всё это приснилось?… А может, не было войны… -
1968 Не стреляйте в белых лебедей… - -
1968 Заплутал, не знаю где!… Вещая Судьба -
1968 Покажите мне Москву - я прошу… Покажите мне Москву -
25.12.1979 Когда я вернусь,- накуплю сыну кучу игрушек… - -
25.7.1980 Над заснеженным садиком… Дорога на Ваганьково Посвящена памяти В. Высоцкого .
25.7.1980 Отслужи по мне, отслужи… Отслужи по мне, отслужи Посвящена памяти В. Высоцкого .
~1986 Месяц-князь разлучник… Проводы -
~1986 У нежной тонкой… Флагманский марш -
~1986 Иногда в денёк погожий, длинный… 18 лет спустя Продолжение песни «Извозчик»
~1986 Есть в Одессе Молдаванка… Коллаж Попурри из 3-х песен
~1986 Уже прошло лет 30 - после детства… Размышление на прогулке -
~1986 Нарисуйте мне дом - да такой, чтобы в масть!… Нарисуйте мне дом Была включена в состав одноимённой пластинки (1986).
? А как помер… Посвящение посвящающим Посвящается В. Высоцкому?

«Старая армия» Розенбаума

Нынешний состав

  • Александр Алексеев (Клавишные. С 1988 года)
  • Вячеслав Литвиненко (Гитара. С 2005 года)
  • Юрий Капетанаки (Клавишные. С 2002 года)
  • Михаил Волков (Бас гитара. С 2012 года)
  • Вадим Марков (Ударные. С 2012 года)
  • Александр Мартисов (Звукорежиссёр. С 2004 года)

Ранее игравшие с Розенбаумом музыканты

  • Николай Серафимович Резанов (1982-1983; 1993-2006) †
  • Анатолий Никифоров (2002-2012)
  • Аркадий Аладьин (2002-2012)
  • Виктор Смирнов (1993-2002)
  • Алёша Дулькевич (1982-1983;2001-2010)
  • Виталий Роткович (1992-2001; звукорежиссёр)

Официальная дискография

(указана дата записи, а не издания)

В кино

Актёрские работы

Фильмы, в которых звучат песни А. Розенбаума

Книги

Признание и награды

Воинское звание

Государственные награды

Почётные звания

  • Заслуженный артист Российской Федерации (1996 год).
  • Народный артист Российской Федерации (2001 год).

Другие награды

Премии

«Золотой граммофон» :

  • 1996 - песня «Ау»
  • 2002 - песня «Мы живы»
  • 2012 - песня «Любовь на бис» (дуэт с Зарой).

«Шансон года» :

  • 2003 - песни «Казачья» и «Глухари»
  • 2004 - песни «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон»
  • 2005 - песня «Ночной звонок»
  • 2006 - песни «Облака» (дуэт с Любовью Успенской), «Я вижу свет» и «Старый конь»
  • 2007 - песни «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» (дуэт с Любовью Успенской)
  • 2009 - песни «Попутчик» и «Бережёного бог бережёт»
  • 2010 - песни «Мечта блатного поэта» и «Зойка»
  • 2011 - песни «Рубашку нараспашку» и «Кореша»
  • 2012 - песни «Это было хорошее время» и «Одноклассники»
  • 2013 - песни «Воля» и «Золотая клетка»
  • 2014 - песни «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд».

Фильмы об А.Розенбауме

  • 1987 год - «Лицом к лицу»
  • 1987 год - «Два часа с бардами» (Галич, Окуджава, Визбор, Высоцкий, Розенбаум, Макаревич)
  • 1988 год - «Бессонница»
  • 1993 год - «Чтобы выжить»
  • 1997 год - «Вальс-бостон»
  • 2010 год - «Мужчины не плачут» (концерт-исповедь)
  • 2011 год - «Мой удивительный сон…»

Галерея

«Я помню, давно, учили меня отец мой и мать: лечить - так лечить! Любить - так любить! Гулять - так гулять! Стрелять - так стрелять… Летать - так летать…» Для Александра Розенбаума эти знаковые слова из его знаменитой «Утиной охоты» не просто текст, навеянный художественным вымыслом. Не авторский прием. В них - суть жизни самого артиста. Корреспондентам «7Д» довелось встретиться с Александром Яковлевичем накануне его 58-летия.


Фото: Елена Сухова

«Я ПОМНЮ, ДАВНО, УЧИЛИ МЕНЯ ОТЕЦ МОЙ И МАТЬ…»

Моя жизненная позиция простая и незатейливая: мужчина должен быть мужчиной. И это ощущение даровано мне отцом. Мои родители - врачи: папа - уролог, мама - акушер-гинеколог. Простые доктора высшей категории, не отягощенные ни учеными степенями, ни профессорскими кафедрами, ни большими зарплатами. И во времена моего детства - да, впрочем, и сейчас ничего не изменилось - таким докторам для того, чтобы заработать элементарные деньги, надо было пахать на дежурствах с утра до вечера и с вечера до утра, чем и занимался мой отец. Ради того, чтобы дети не ходили оборванцами, чтобы дома был холодильник, пианино… Врачи в основном вкалывают на полторы ставки. На одну не работают, поскольку

С этой зарплатой есть в доме нечего.
Фото: Елена Сухова

А на две ставки работают крайне редко, так как тогда им покушать будет просто некогда, да и дома бывать практически не получается. Однако отец работал именно на две ставки... Из детства отчетливо сохранилось в памяти: я остаюсь дома с нянькой, а потом уже и сам за братом приглядываю, а папа и мама все время работают. И мне было понятно, что трудятся они очень тяжело - видел, насколько нелегко достается неворованное благополучие. Это сегодня запросто можно послать пациента на дорогущие анализы, которые никому не нужны, выручку разделить с сотрудниками лаборатории, а навар принести домой. Но раньше же все делалось бесплатно, да и совесть присутствовала у гораздо большего количества врачей…

В 52-м году оба мои родителя окончили в Ленинграде Первый медицинский институт имени академика Павлова, в котором потом учился и я, и по распределению их отправили на север Восточно-Казахстанской области, в городок Зыряновск.

Детство и семья Александра Розенбаума

Родной город Александра – Санкт-Петербург, правда, в то время он назывался Ленинград. Он появился на свет в семье медиков. Его родители создали семью, учась в одном медицинском институте. Некоторое время после окончания родителями вуза семья жила в Казахстане, а позже все вновь вернулись в родной город.

Воспитанием Саши занялась бабушка, так как родителей постоянно не было дома, они «пропадали» на работе. Он рос, по его собственным словам, очень хорошим ребёнком, но ему были не чужды все проблемы любого дворового мальчишки. Розенбаум вспоминает, что курить начал в тринадцать. Уже подростком вместе с пацанами пробовал портвейн.

В музыкальную школу Саша начал ходить ещё в пять лет. Для родителей было важно дать сыну достойное образование. Первое время заниматься совсем не нравилось, но так как он не хотел перечить родителям, продолжал посещать уроки в музыкальной школе. Он занимался и по классу скрипки, и по классу фортепиано. А вот игре на гитаре уже подростком мальчик учился сам, в тот период он стал писать свои первые стихи.

Будучи старшеклассником, Розенбаум серьёзно увлёкся боксом. К концу десятого класса он уже был кандидатом в мастера спорта. С такими успехами, при желании, можно было бы сделать успешную карьеру в спорте. Однако родители-медики сумели убедить сына продолжить семейную традицию. Саша поступил в тот же медицинский институт, в котором учились и в своё время познакомились его мама и папа.

Начало карьеры певца Розенбаума

Шли шестидесятые годы. Во многих вузах образовывались свои музыкальные коллективы – ВИА и рок-группы. Когда в институте Александра был организован ансамбль «Аргонавты», он, конечно же, занял там достойное место, будучи вокалистом, гитаристом и автором песен. Очень быстро коллектив стал известен в Питере, молодёжь танцевала под их песни, некоторые из них стали настоящими хитами.

Группу Александр оставил в середине семидесятых. Институт он окончил, но не без происшествий. Так получилось, что его случайно отчислили, из-за чего ему пришлось в следующем году восстанавливаться и доучиваться. Причем выпускник института покинул его стены с красным дипломом.

Александр Розенбаум - Вальс-Бостон

Свою основную работу по специальности Розенбаум совмещал с эстрадной деятельностью. Внутренне он разрывался, так как чувствовал, что нашёл себя в медицине, но и без сцены уже не представлял жизни. Следовало делать выбор. Он сделал его в пользу эстрады. За пять лет трудовой деятельности после института Александр успел поработать фельдшером, а затем врачом «Скорой помощи».

Сольная карьера Александра Розенбаума

Из-за того, что в конце семидесятых годов популярностью пользовались блатные песни под гитару, Александр решил строить сольную карьеру в этом направлении. Впечатлившись рассказами И.Бабеля, он написал целый цикл подобных песен, которые достаточно быстро разошлись по всей стране на кассетах. С этим циклом Розенбаум выступал некоторое время в разных НИИ и клубах до тех пор, пока из-за этого у него не появились проблемы с органами правопорядка. Всё это нервировало исполнителя, поэтому он решил стать не подпольным, а профессиональным артистом. Александр устроился в Ленконцерт.

А. Розенбаум - «Утиная охота»!

В начале восьмидесятых репертуар претерпел значительные изменения. Теперь это были не блатные песни, а песни о его родном городе, дружбе, любви, войне, любимых героях книг. В тот период появился цикл «Путешествие Гулливера», «Глухари», «Вальс-бостон», «Чёрный тюльпан» и др. Его песня «Чёрный тюльпан» рассказывала о войне в Афганистане, о которой исполнитель знал не понаслышке. Он бывал там и не раз участвовал в боевых рейдах. В тот период времени Розенбаум много выступал перед военными и перед заключёнными.

В 1993-ем году зрители смогли увидеть Александра в роли крутого мафиози. Этого героя он сыграл в кинокартине «Чтобы выжить». Фестиваль «Кинотавр» отметил эту работу призом.

Александр Розенбаум сегодня

Начиная с середины девяностых, исполнителем выпущено немало компакт-дисков и кассет. Есть некоторые его песни, которые исполняет Михаил Шуфутинский . Он стал нередко давать большие сольные концерты, в том числе в США и в Европейских странах.

Сегодня исполнитель по-прежнему популярен. На протяжении двух лет с 2003-его года он был депутатом Госдумы, являясь представителем партии «Единая Россия».

Личная жизнь Александра Розенбаума

Первый брак певца случился в совсем юном возрасте, когда он едва поступил в институт, его длительность - всего лишь девять месяцев. Уже через год состоялся его второй брак. Избранницей стала студентка того же института Елена Савшинская. У них в 1976-ом году родилась дочь Анна. Сегодня Розенбаум – счастливый дедушка, у которого четверо внуков.


У Александра Розенбаума была серьёзная зависимость от алкоголя. Это относится к периоду конца восьмидесятых годов. Это было причиной того, что концерты организовывались всё реже, его не хотели приглашать в основном из-за этих проблем. Пить он бросил тогда, когда из-за излишнего возлияния едва не умер от сердечного приступа. Это произошло во время очередного концерта в Австралии. С тех пор певец не употребляет алкоголь.

В свою квартиру на Васильевском острове Александр Розенбаум переехал 13 лет назад. В двухуровневых апартаментах в старом доме на 2-й Линии поселилась семья артиста - жена Елена и дочь Анна. Бульдог, которого считают равноправным членом семьи и почтительно зовут Доном Александровичем, с порога приветствует гостей громким лаем.

Человек я не загородный, абсолютно городской питерский житель, - признается Александр Яковлевич. - У меня нет дачи или дома. Все, что приобретено интересного за мою жизнь, находится здесь. Когда купил эту квартиру, началось её покорение. Мастеров каких-то заморских у меня не было, обычные рабочие. Многое придумал сам, а профессионалы расписали на бумаге.

Из просторной прихожей сразу попадаешь в огромную гостиную, превращённую в самое настоящее «царство животных». Сова на дереве, волки, статуи фарфоровых собак, уникальная коллекция бабочек, огромный аквариум с рыбами.

Александр Яковлевич, а это ваши охотничьи трофеи?

Кабан - мой единственный трофей, висит, правда, в офисе. Волков я не убиваю. Потому что сам по натуре волк. Большинство чучел, которых ты видишь, подарили друзья.

За «охотничьей комнатой» находится большой зал с мраморными колоннами, где проходят торжественные застолья. Во главе большого дубового стола сидит копия хозяина.

Это мне на 50-летие подарили ребята из «Русского шансона», - пояснил Розенбаум. - Корона только эта на голове ни к чему, - добавил певец и решительно снял ее с головы статуи. - Обычно в этом зале проходят праздничные мероприятия.

Украшение зала - встроенный аквариум с рыбами – Розенбаум придумал сам, а картины с морскими пейзажами нарисовал местный художник.

Откуда такая страсть к кораблям, макеты которых есть почти в каждой комнате?

Не забывай, что я полковник запаса военно-морского флота медицинской службы. Вот этот первый корабль я купил лет десять назад. Он стоял в питерском магазине и покорил меня своими огромными парусами. За жизнь собрал около 20 макетов морских судов. Люблю покупать интересные вещи.

Как-то один журналист попросил разрешения провести со мною день. Я был не против, и в одном из антикварных магазинов он меня сфотографировал у позолоченного стола. Потом написал, что Розенбаум скупает антиквариат. Но это не так. В моем доме нет ни одной гламурной вещи: никогда не гнался за китчевыми или бесполезными вещами.

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков