«Бюджетный уикенд». Усадьба Тургенева «Спасское-Лутовиново

Усадьба «Спасское-Лутовиново», государственный природный и мемориальный музей-заповедник И.С.Тургенева, уютно расположился в северной части Орловской области. Добираться туда удобнее всего на машине. Дорога из Орла занимает не более полутора часов. Указателей много, поэтому заблудиться очень сложно.

На въезде встречает небольшое кафе и сувенирная лавка, в которой можно приобрести изделия орловских мастеров, а также билеты в музей. Посещение достопримечательности платное. Стандартный входной билет без экскурсий стоит 50 рублей, ребенка дошкольного возраста пропустили бесплатно. Такой вариант предполагает самостоятельный осмотр парка и церкви. Время пребывания не ограничено. Экскурсия по мемориальному дому писателя стоит 200 рублей, посещение выставочного центра – 80.

Вместе с билетом выдается карта-схема усадьбы. По каменистым улочкам можно прогуляться пешком либо воспользоваться услугами конюшни. Поездка на раритетной карете как нельзя лучше передает дух того времени, когда здесь жила семья Тургеневых. Старый парк укрывает посетителей от жаркого летнего солнца, а невероятная тишина заставляет забыть о городской суете.

Больше всего в усадьбе внимание туристов привлекает дом-музей автора «Бежина луга». Сохранился не только внешний вид и внутреннее убранство, но и хозяйственные помещения.

На территории парка можно найти богадельню, баню, каретный сарай и старинный погреб. На центральном перекрестке тропинок аккуратно расположился красивейший флигель, а в глубине леса можно отыскать даже заброшенный колодец.

Во время неспешной прогулки обязательно нужно взглянуть на пруд Захара и знаменитый дуб. Дерево было посажено самим писателем и с тех пор бережно охраняется.

Спускаясь вдоль липовых аллей к большому пруду очаровываешься белоснежными резными деревянными мостиками. А по самому водоему можно проплыть на лодочке. На берегу встречают умелые гребцы, которые за 120 рублей готовы 10 минут катать гостей по тихому прудику.

Перед уходом непременно нужно поставить свечу в усадебной церкви – Храме Спаса Преображения. Это скромное, но очень одухотворяющее место не так давно было отреставрировано и освящено.

Прочитали рассказ? Теперь можно и поиграть. Спорим, не выйграете!

Нет ничего удивительного в том, что Спасское-Лутовиново является единственным в России мемориальным музеем Ивана Тургенева . Где ж ему быть, как не в родовом имении Тургеневых в Орловской губернии? Спасское оно, кстати, потому что здесь издавна имеется церковь Спаса Преображения. Лутовиново – по имени первого владельца имения Ивана Лутовинова, которому царь Иван Грозный подарил эти земли еще в XVI веке. Хозяин использовал их с большим резоном, построив двухэтажный особняк с библиотекой, театром и даже хорами для музыкантов. Это и предопределило творческую направленность здания. Недаром впоследствии Ивану Сергеевичу Тургеневу здесь так хорошо писалось.


Появился великий русский писатель на свет в семье племянницы Ивана Лутовинова и столбового дворянина Сергея Тургенева, за которого она вышла замуж, получив в наследство дядюшкино поместье. Прожив свой срок, родители передали его сыну. Для Ивана Тургенева Спасское-Лутовиново было, что называется, средоточием жизни . Здесь прошло его безмятежное детство, здесь он находился под домашним арестом после конфликта с Николаем первым, здесь были рождены его повесть «Постоялый двор» и неопубликованный рассказ «Два поколения», здесь он написал «Рудина». Позже, уже вернувшись из Европы, Иван Сергеевич именно тут дал жизнь своим главным произведениям – «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети».


К слову, родовое поместье Тургеневых славно не только тем, что здесь жил и творил его талантливый хозяин, но и тем, что сюда к нему приезжали легендарные гости. В Спассском-Лутовиново неоднократно бывали не только Афанасий Фет, Иван Аксенов, но и Лев Толстой . Другими словами, здесь такая творческая атмосфера, насыщенная былым присутствием великих русских классиков, что у экскурсантов, бывает, дух захватывает. А ведь этого мемориального музея могло бы и не быть. После смерти Ивана Тургенева дом, к сожалению, сгорел. Только после революции имение было объявлено государственным заповедником. Но лишь в 1976 году был окончательно восстановлен утраченный дом, обставленный чудом сохранившейся мебелью, которая его украшала в 1881 году, когда писатель в последний раз гостил в родовом гнезде.


Новый этап развития мемориала начался в 1988 году, когда приступили к восстановлению старого парка. Только через двадцать лет непрерывных работ имение в Спассском-Лутовиново приобрело такой вид, каковой радовал Тургенева и его великих гостей . Нынче ежегодно более сотни туристов могут полюбоваться особняком с резными узорчатыми верандами, маленькими окошками мезонина, крылечками тургеневского времени. Он находится не только на прежнем месте, но и в прежнем виде. Особую роль выполняют предметы интерьера тех времен, в том числе и знаменитый огромный диван Тургеневых в гостиной. Возможно, на нем сиживал Лев Толстой, бывавший в гостях у Ивана Сергеевича.


«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути - немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».
И. С. Тургенев


ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу

Русская усадьба - это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Именно русская усадьба вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина. Все усадьбы были устроены по разному, но есть что-то что их объединяет. Символом любой русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор. Дом как правило строился на поляне На примере Тургеневской усадьбы, он был даже не в центре. В центре расположена липовая аллея, именно там и находилось сосредоточение духа, мыслей, помыслов писателя, судя по тому с какой нежностью в своих произведениях затронута была им эта тема. Обязательно было наличие прудов, конюшни, хозблока помимо самого дома, фруктовый сад.


ПЛАН УСАДЬБЫ



1. Церковная сторожка 10. Дуб
2. Церковь 11. Конюшня
3. Богадельня 12. Каретный сарай
4. Дом-музей 13. Колодец
5. Верхний сад 14. Кузнечный пруд
6. Нижний сад 15. Пруд Захара
7. Погреб 16. Плотина

Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».


Липовые аллеи стали непременным атрибутом любой русской усадьбы. Стройные, высокие, они стали символом высоких мыслей и помыслов, дорожки между ними узкие, поэтому мысли тянутся кверху в небо, вслед за веточками липы, устремленными в небеса. Нет благороднее дерева чем липа, а потому и русская поэзия, взлелеянная липами, благородна, высока и величественна.

Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIII —начала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.

В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.

Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.

Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы.

Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

“Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…”

ДОМ-МУЗЕЙ


Дом писателя, сгоревший в 1906 году, восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 г. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство — весь облик дома помогает проникнуться духом тургеневского времени.



В обстановке дома — мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 — первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской берёзы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своём прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самосон», памятный многим гостям Спасского. В рабочем кабинете — письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения.

Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение, он признавался: «пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Мысли напрашиваются сами» .

ФЛИГЕЛЬ


Так называемый «флигель изгнанника» был построен в 40-е годы 19-го века для управляющих имениями Тургеневых.
Первое упоминание о флигеле содержится в письме В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 14 / 26 мая 1843 года. Варвара Петровна пишет сыну: «Дядя (Н. Н. Тургенев — А. М.) располагает жить в Спасском и флигель для себя строит» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 795 [И. С. Тургенева]. Ед. хр. 96. Л. 19—20). После смерти Сергея Николаевича Тургенева в 1834 г. его младший брат, Николай Николаевич Тургенев стал не только опекуном Ивана и Николая Тургеневых, но и управляющим тургеневскими имениями. В феврале 1841 г. Н. Н. Тургенев был избран уездным предводителем дворянства в Черни. Варвара Петровна в письмах к сыну не раз выражала недовольство тем, что хлопоты в качестве уездного предводителя дворянства отвлекают Николая Николаевича от управления имением; 25 сентября 1843 г. она пишет Ивану Сергеевичу: «Дядя возвратился совершенно к здоровью, к жизни < …>, он оставляет свою службу, Чернь, он отделал в Спасском флигель и завтра в него переходит, он прямо в сад в аллею. Он называет это твоими комнатами, бог знает, когда хозяин в них будет. — Но! Когда будешь, не будешь жаловаться, что тени нет! Прекрасно — с балкона в липы, в большие берёзы…».


В приписке к этому посланию Варвары Петровны Н. Н. Тургенев сообщал племяннику: «Я перехожу в новый флигель, устроенный для тебя» (Там же. Л. 54—55). В 1846 г. Н. Н. Тургенев женился на Елизавете Семёновне Белокопытовой и переехал в свою карачевскую деревню Юшково.
Известно, что во время спасской ссылки 1852-1853 гг. И. С. Тургенев жил именно во флигеле (дом писателя тогда занимала семья Николая Николаевича Тютчева, бывшего недолгое время управляющим спасским имением). Поэтому с начала двадцатого века, с лёгкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


В документах начала 17 века, в том числе в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского». Возможно, первые церковные строения были утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чём косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви.
Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».
В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года.
И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».
Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня.

Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма».
Совсем неслучайно расположена церковь в усадьбе. Русская душа и ее вера в целесообразность всего живого на этой планете неотделимы друг от друга. Не было бы у Тергенева предков которые позаботились бы о том чтобы сохранить эту церковь, то не было бы и Тургенева именно таким каким он был. Любовь к богу и к природе в русском человеке срослись в единое неразделимое целое. Русский видит бога в травинке, в жучке, в росинке. Во всем есть божественный смысл, и русский человек постигает это интуитивно. Больше всего русский человек ценит волю и первозданную красоту, потому как Бог определил меру всему живому, а именно мера - ключ к постижению совершенства и гармонии. Французские правильные сады никогда не вдохновят его так как нежные незабудки в березовой роще, потому как восхищение и благоговение перед матерью-природой одаривают его божественной интуицией. Все открытия, все прекраснейшие поэмы, стихи, проза - все было написано в глухой тиши, вглядываясь, всматриваясь, каждое мгновение восхищаясь совершенством, наполняя радостью и восторгом душу .

Источник текста и фото: http://www.spasskoye-lutovinovo.ru

Фотографии

Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново является самой посещаемой достопримечательностью Орловской области совершенно заслуженно. С одной стороны, ехать недалеко, удобно, - вполне можно устроить себе интересную поездку на выходные. С другой, незабываемые впечатления здесь гарантированы. Место очень красивое и уникальное. Спасское - это Тургенев. Тургенев - самый знаменитый русский писатель своего времени - и в России, и в Европе. Вся жизнь Ивана Сергеевича тесно связана с нежно любимым им Спасским, родовым поместьем по линии матери. Здесь он жил практически с рождения, здесь прошло детство и более зрелые годы. Тургенев любил путешествовать, но всегда возвращался в свою усадьбу. В Спасском написаны самые знаменитые произведения писателя - "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Рудин", "Новь"...

Спасское-Лутовиново произвело на нас неизгладимое впечатление. Да, красивых старинных усадеб в России немало, литературные, связанные с именами великих русских писателей, тоже имеются. Но на уровне мироощущения Спасское - особенное. Вроде бы и дом - не оригинальный, и парк - без фонтанов и скульптур. А попробуйте найти человека, который бы остался равнодушен к увиденному. Здесь всё принимаешь с доверием. Бредёшь по тенистым аллеям парка и испытываешь трепет.

Реклама — поддержка клуба

Дом и парк... Усадьба сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Пережила фашистскую оккупацию. Часть зданий была разрушена, парк - перерыт под блиндажи и окопы... Но, несмотря ни на что, парк сохранился. По уровню сохранности - старинный парк Спасского уникален. В России ему равных нет. Со времени основания (конец XVIII века) до наших дней здесь сохранилось около 2 000 лип, елей, дубов, тополей и других деревьев. Именно парк - то подлинное и ценное, что осталось от усадьбы с тургеневских времён. Памятник русского садово-паркового искусства. То, ради чего стоило восстанавливать пострадавшую усадьбу.
Главный усадебный дом воссоздан по подробнейшим чертежам, фотографиям и описаниям. Повезло, что успели задокументировать интерьеры вплоть до цвета и рисунка обоев, смогли сохранить подлинные предметы мебели и интерьеров, личные вещи писателя и членов его семьи, предков. Люди, которые воссоздали дом и бережно хранят его и парк, вдохнули в Спасское жизнь. Именно поэтому всё воспринимается по-настоящему.

Есть и ещё важный момент. Именно здесь, в Спасском, мы побывали на лучшей экскурсии из всех, что я помню за последние годы. Проводил её нам, если я правильно понимаю, научный сотрудник, который настолько глубоко знает тургеневскую тему, живёт ею, серьёзно изучает, что, конечно, ни один обычный экскурсовод, выдающий "на-гора" однажды выученный текст, не сможет с ним сравниться. Тем более не стану тягаться с ним я. Даже пытаться пересказывать услышанное не буду. Я покажу фотографии Спасского-Лутовинова, немного расскажу об усадьбе и поделюсь личными впечатлениями, мыслями об увиденном.
В Спасское-Лутовиново мы ехали из Орла. Находится оно по пути в Москву,

в Мценском районе.

От Орла до Спасского - 70 км., от Москвы до Спасского - 300 км. Усадьбу удобно посещать как по пути в Орёл, так и по пути обратно.

Через час мы были на месте. Припарковали машину на огромной парковке.

Пошли по дорожке. По пути нам встретилось небольшое кафе,

дальше был платный туалет (бесплатный есть на территории, но его удобнее посещать уже после экскурсии), ещё дальше - касса и сувенирный магазин.
В кассе мы оплатили экскурсию по мемориальному дому и парку - 300 руб./взрослый. Дети-дошкольники - бесплатно.

Имеется, кстати, и более широкий маршрут. Помимо дома и парка он включает "Флигель изгнанника".

Музей-заповедник работает круглогодично: в летнее время (с мая по сентябрь включительно) - с 9.00 по 19.00, в зимнее время - с 9.00 по 18.00.

Режим работы и правила посещения

Из объявления на кассе мы узнали, что накануне в усадьбе был праздник - Фестиваль классической музыки, и в роли хозяйки музыкального салона выступала Любовь Казарновская.

В Спасском регулярно проводятся различные мероприятия, в том числе выставки.

Настроение было... волшебно-летнее. Красота!!!

Фамильная часовня Лутовиновых (XVIII -XIX вв.) и здание выставочного зала

Вход на территорию усадьбы рядом церковью.

Для барского дома он выглядит достаточно скромно. И ничего удивительного. В начале XIX века здесь стоял большой дом в форме подковы - главное двухэтажное здание с колоннами и две каменные галереи, соединяющие дом с деревянными флигелями. В 1839 году большая часть дома сгорела - осталась только юго-западная галерея и флигель. Восстанавливать дом полностью не стали. Отремонтировали для жизни хозяев уцелевший флигель.

В начале XX века сгорело и это здание. В наше время дом восстановили на прежнем месте и в том виде, каким видел его Тургенев в свой последний приезд в Спасское-Лутовиново летом 1881 года.

Что по мне, так это самое романтичное место из всех, которые я видела. Дом с мезонином, сад, парк...

Когда началась наша экскурсия в усадебном доме, выяснилось, что в нём нельзя фотографировать. Удивление, внутренний протест, вынужденное смирение - чувства быстро пронеслись в душе. Пришлось "проглотить" и слушать экскурсию, хотя для меня такое бездействие неприемлемо. Представьте себе журналиста, который приедет куда-то по делу, а сам начнёт расхаживать и расслабляться...
Когда в конце экскурсии я спросила у экскурсовода: "С чем связан сей запрет?", то получила, на мой взгляд, не самый убедительный ответ: "Музей маленький, комнаты крошечные, съёмка мешает. К тому же посетители должны слушать экскурсию, а не отвлекаться".
Моя версия запрета на съёмку всё же другая. Спасское-Лутовиново имеет совершенно потрясающую атмосферу старины и несовременности. И даже этот запрет на съёмку берёт корни оттуда. А иначе... Ну глупо же и наивно не зарабатывать на том, что само в руки плывёт. Даже в Пушкинских горах, где уж так всё было раньше строго, фотографировать разрешили. Плати 200 руб. и хоть обснимайся. Но усадьба Спасское-Лутовиново строго держится за эту старомодность - нежелание зарабатывать на том, что, кажется, уронит собственные устои и правила. Деньги на развитие нужны, но не любой ценой.
Можно спорить - хорошо это или нет. С одной стороны, обидно. Запрет жёсткий. С другой, вся эта строгость, чопорность очень быстро настраивает на нужный лад - барский дом, господские нравы. Матушка Тургенева, знаете, была более чем суровой дамой, жёстко наказывающей даже непровинившихся. Сколько раз Иван Сергеевич в детстве бывал бит, сам не зная за что. Что уж там - фотографировать не разрешили... ;)
С другой стороны, ну как уж совсем-то без фотографий? Поэтому зашла в интернет, нашла фотографии усадебного дома (не всем, однако, запрещают тут снимать). Покажу вам несколько фотографий с сайта Культура.РФ .

Диван "Самосон", на котором отдыхали многие гости Спасского


В доме представлена подлинная коллекция живописи предков Тургенева

Письменный стол И.С. Тургенева, за которым были написаны многие знаменитые произведения писателя, старинная икона Спаса Нерукотворного над столом - фамильная реликвия Тургеневых





Нас провели по липовой аллее на большую поляну круглой формы, откуда лучами расходятся узкие зелёные аллеи.

Дорожки аллей каменистые, покрытые зелёным мхом - идёшь будто по бархатному изумрудному ковру.


Аллеи пересекаются, и если взглянуть на парк сверху, увидишь римскую цифру XIX.

Приглашаю вас продолжить прогулку по парку вместе с нами.



Дорожки парка ведут к Большому пруду и Варнавицкому оврагу.

Большой пруд.

Окрестности.

Тропинки, мостики...

Дуб-красавец.





















Мы сделали неполный круг вокруг озера и снова вышли на зелёную узкую аллею парка. Времени уже было много, а мы ещё не посмотрели многие постройки усадьбы, и впереди предстояла дорога домой. Надо было поторапливаться.
Несколько слов о постройках Спасского-Лутовиново. Комплекс строений помимо вышеупомянутых дома-музея, храма Спаса Преображения, фамильного склепа Лутовиновых и здания для выставок, включает богадельню и хозяйственные постройки - конюшню, каретный сарай, сбруйную, баню и погреб. Кроме этого, к главному усадебному дому примыкает "Флигель изгнанника", в котором И.С. Тургенев жил во время ссылки в Спасское в 1852–1853 годах. Вот в сторону этих построек мы и пошли.
Для удобства ориентирования посмотрите схему усадьбы Спасское-Лутовиново. Мы шли от Большого пруда (17) в сторону конюшни (11):

1. Церковная сторожка

2. Церковь

3. Богадельня

4. Дом-музей

5. Верхний сад

6. Нижний сад

8. Флигель

11. Конюшня

12. Каретный сарай

13. Колодец

14. Кузнечный пруд

15. Пруд Захара

16. Плотина

17. Большой пруд

18. Туалет

Дойдя до каретного сарая,

заметили возвращающуюся с прогулки повозку.

Костя загорелся прокатиться. Но оказалось, что катания на лошадях в Спасском в 5 часов вечера заканчиваются. Мы как раз пришли в это время. Нам не отказали, но за билетами надо было идти к сторожке (на схеме №1). Костя побежал оплачивать, а в это время пришла женщина с двумя маленькими детьми, которая тоже очень хотела покататься. В результате я свой билет отдала ей. Все остались довольны.