Что и как говорит митрофанушка. Несколько интересных сочинений

Митрофанушка основными чертами характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем, так как слово «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Образ Митрофанушки - это действительно образ «маменькиного сынка».

Интересующий нас герой обрисован многосторонне, в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого и не могло быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.

У этого героя, как и у матери, мы водим полное отсутствие духовных интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный, т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки, подовые пирожки, солонина, голубятня — вот чем ограничиваются его потребности.

Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда. Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее брюха. Образование, которое официально требовалось от «недорослей» в XVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте, счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум, видно из того, что слова "дверь" и "дурак" у него — имена прилагательные. За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Всем известно категорическое заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Этот герой, однако, не лишен хитрости. Зная, что все его благополучие напрямую зависит от Простаковой, он явно подделывается к ней и до поры до времени по отношению к ней ласков и угодлив.

Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он, как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка. Уж я те отделаю», — кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник матушки. Митрофанушка незаметно становится тираном всех окружающих.

В последнем действии обнаруживается еще одна черта образа Митрофанушки — его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, тот резко отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Уродливое воспитание принесло свои плоды.
Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Этот герой, как мы выдели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной и с Цыфиркиным. Приблизительно так же он разговаривает и со своим дядюшкой Скотининым:« Что ты, дядюшка, белены объелся?»

Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным. Мало того, само слово "недоросль", служившее в XVIII веке официальным термином для обозначения подростков из дворян возрастом до 16 лет, приобрело благодаря комедии Фонвизина особый смысл и оттенок. Недорослями стали называть вообще людей, которые не обнаруживают охоты к ученью.

Текст сочинения:

Одним из главных героев комедии Недоросль Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. Имя Митрофан означает подобный, похожий на мать.
Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой. Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу. Сама госпожа Простакова была ҭупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению. Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите. У самого Митрофанушке отсуҭствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: Побегу-ҭка теперь на голубятню, так авось либо На что его мать отвечала: Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму разуму. Как он говорил матери: Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моиҭ воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться А госпожа Простакова всегда вторила ему: Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любиҭ, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке! Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуюҭ таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив. Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губиҭ ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: Он уже и так, матушка, пять булочек съел. На что Простакова отвечала: Так тебе жаль шестой, бестия. Эҭи слова показываюҭ заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто либо обижает ее сына, она сразу идет на защиҭу. Митрофанушка был одним ее утешением. Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов Что, что ҭы хочешь сделать? Опомнись, душенька! Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали. Уморил! Уморил Бог с тобой!: эҭи слова доказываюҭ, что он совсем не любиҭ и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ҭы остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! . А в ответ слышиҭ бессердечное: Да отвяжись ҭы, матушка, как навязалась. Ночь всю така дрянь в глаза лезла. Какая же дрянь Митрофанушка?. Да то ҭы, матушка, то батюшка. Простаков боялся жены и в ее присуҭствии о сыне говорил так: По крайней мере, я люблю его, как подлежиҭ родителю, то-то умное диҭя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын, и добавлял, глядя на жену: При ҭвоих глазах мои ничего не видят. Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: Ну, Митрофанушка, ҭы, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин! А Митрофан к своему дяде обращался: что ҭы, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай. Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: издохну на месте, а диҭя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю. Старалась сделать из него порядочного человека: Да поучи хоть немножко. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволиҭ дать таску по-вчерашнему. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите. А Митрофан огрызался: Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады. Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся. Мал и беден словарь Митрофана. Пострел их побери и с Еремеевной: так он отзывался о своих учителях и няне. Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка. Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда лениҭся, Есть и такие люди, которые стараюҭся жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависиҭ от воспитания детей родителями. К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учиҭся и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относиҭся неуважительно к старшим, значиҭ на всю жизнь он останется недорослем и неучем.

Права на сочинение "ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ." принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на


Произведение Д.И.Фонвизина «Недоросль» написано в стиле классицизма. ЭТОТ СТИЛЬ ГОСПОДСТВОВАЛ в произведениях 18 века. ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ данного произведения является Митрофан - сын помещиков Простаковых. Д.И. Фонвизин в своем произведении использует «говорящие» фамилии, что является одной из особенностей стиля классицизм. Например – имя Митрофан обозначает «являющий свою мать», Простаковы – необразованные, грубые, примитивные, в жизни Скотинина главным интересом являются свиньи.

Митрофану в произведении шестнадцать лет, но в свои годы он ничему не научился, хотя у него были учителя.

Виной всему огромная лень, жестокость, грубость. Все это мальчик перенял у матери, ведь даже нанимая для сына учителей, она делала это только для вида, не ожидая какого – то положительного результата. «Без наук люди живут и жили» - вот девиз Простаковой. Мать конечно любит Митрофанушку, она не видит его недостатков и сильно балует его. Поди ж дай позавтракать ребенку. - Он уж и так пять булочек скушал. - Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! извольте смотреть. «... Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань...» Конечно Митрофан не мог вырасти другим при таком воспитании и окружении.

Это произведение заставляет задуматься, ведь оно актуально и сейчас.

НИКАКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ эмоций Митрофан у меня не вызывает. Скорее наоборот, видя какими невежественными, грубыми и бесчестными могут быть необразованные люди, возникает желание больше учиться, узнавать много нового, ставить себе цели в жизни, чтобы не оказаться таким недорослем – недоучкой бездумно проживающим свою жизнь.

Я считаю, что автор хотел показать необразованность подрастающего поколения. Возможно, на Митрофана повлияло его окружение и излишняя забота матери, что отразилось на его характер. Но главное, что нужно понять из произведения, что нужно учиться и никогда не лениться.

Обновлено: 2017-04-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ Митрофанушки.

(Одним из главных героев комедии «Недоросль» Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.

Имя Митрофан означает «подобный», похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сынотражение самой Простаковой.

Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.

Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.

«Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите».

У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: «Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…» На что его мать отвечала: « Поди, порезвись, Митрофанушка».

Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: « Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться» А госпожа Простакова всегда вторила ему: « Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!» Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.

Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: « Он уже и так, матушка, пять булочек съел». На что Простакова отвечала: « Так тебе жаль шестой, бестия». Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.

Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: « Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов» Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!» «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали». «Уморил! Уморил Бог с тобой!»: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ». А в ответ слышит бессердечное: « Да отвяжись ты, матушка, как навязалась». « Ночь всю така дрянь в глаза лезла». « Какая же дрянь Митрофанушка?». « Да то ты, матушка, то батюшка».

Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: «По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын», и добавлял, глядя на жену: « При твоих глазах мои ничего не видят».

Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: « Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!» А Митрофан к своему дяде обращался: « что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай».

Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: «издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю». Старалась сделать из него порядочного человека: « Да поучи хоть немножко». « Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: « Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите». А Митрофан огрызался: «Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады». « Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся». Мал и беден словарь Митрофана. « Пострел их побери и с Еремеевной»: так он отзывался о своих учителях и няне.

Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.

Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.

К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.

Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева Роман А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” - одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию. Сочувствие, сострадание - главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул окрест меня - душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, - пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все - отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.

Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности... сажа”.

Главная заслуга Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права: Покоя рабского под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость там не прозябет.

Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву” озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.

“Путешествие из Петербурга в Москву” - первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном.

У него не было цели в жизни, он не думал а будущем и об учебе, и целыми днями Митрофанушка гонял голубей. Он был не трудолюбивым, а был очень ленив. Он никогда не перетруждал себя. Ведь из избалованного сыночка Митрофани превращается в жестокого человека, предателя. Он предает свою мать, когда узнает, что она уже не хозяйка в доме. Он показывает свое действительное отношение к ней. Мне кажется, худшего наказания, даже такой, как Простакова, и быть не может. Госпожа Простакова говорит, что без наук люди живут и жили.

Няня Еремеевна, которая как могла воспитала Митрофанушку, терпела все оскорбления, но после всего этого Митрофан хотел, чтобы она его защищала от всех.

А мать, которой он постоянно жаловался на няню и своих учителей, всегда ругалась и не платила ей, думая, что няня и так обязана ей за то, что ее кормят и она живет с ними. К своим учителям, из которых только учитель арифметики старался передавать свои знания Митрофану, он относился с пренебрежением.

Отца Митрофан вообще не замечает, потому что тот ему ни в чем не помогает.

Митрофанушка очень капризный и беспечный ребенок, он глуп и невежлив, не задумывается о своем будущем и о людях.

Я считаю что, такие люди, как Митрофанушка, не знают, что такое счастье, так как они об этом даже не задумываются, поэтому они не могут быть счастливы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Похожие работы:

  • Курсовая работа >>

    Предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофанушки всецело разделяет его мать. ... беспощадного ограбления своих крестьян. Образ Митрофанушки создается с помощью реалистических... а «воспитание» и обучение Митрофанушки напрямую изображено в пьесе. ...

  • Реферат >>

    Введение §1. Принцип построения образов помещиков в поэме §2. Образ Коробочки §3. Художественная... деталей. §1. Принцип построения образов помещиков в поэме Главной философской... Фонвизина «Недоросль» (мать и дядя Митрофанушки – Свиньины). Поведение Коробочки, ...

  • Реферат >>

    Воспитании сыночка Неудивительно, что Митрофанушка вырос таким избалованным и... сонному и сытому существованию Митрофанушки . Его избалованность, невежество, ... образы , которые стали нарицательными и пережили свое время. Бессмертными стали имена Митрофанушки ...

  • Недоросль Митрофанушка - один из главных героев комедии Д. И. Фонвизина. Образ хитрого, лицемерного, глупого и ленивого детины 16 лет, сына провинциальных дворян-крепостни- ков, используется автором для раскрытия проблемы воспитания молодежи. Фонвизин утверждает, что личность человека зависит от среды его воспитания, психологического и духовного климата в семье, быта и образования. Благодаря (или по вине) популярности этой комедии имя Митрофан (похожий на мать) стало синонимом неуча и маменькина сынка.
    Воспитанию в дворянской среде подобных увальней способствовало награждение дворян за службу «поместными окладами». В результате они осаживались в своих поместьях, жили доходами с земель и крепостных крестьян. Дети их привыкали к сытой и спокойной жизни, всячески уклонялись от государевой службы. 20 января 1714 года был издан указ, прекращающий наделение дворянских офицеров поместными окладами и требующий от дворян обязательного обучения детей для подготовки к службе.
    Этот указ и явился наказанием для бедной «коловушки» Ми- трофана, которому уж скоро 16 лет, но он еще состоит в недорослях и безуспешно учится дома уж четыре года у случайных неучей-учителей. Митрофан предпочитает учению гонять голубей или, на худой конец, жениться. В результате по «арихмети- ке» он «ничего не перенял» у отставного сержанта Цыфиркина. Митрофан едва читает по часослову под диктовку недоучившегося семинариста Кутейкина, который сам «убоялся бездны премудрости», но зато не считает греховным курение табака и даже толкует Святое писание в доказательство этому. Главным проходимцем является учитель французского и «всех наук» - немец (бывший кучер Стародума) Адам Адамыч Вральман. Его фамилия говорит сама за себя. Ему, как иностранцу, воздают в доме почести и платят больше. Простакова очень довольна этим учителем, который «ребенка не неволит». Она уверена в успехе обучения сына, который уж и сейчас столько смыслит, что и сам «деточек взведет». А того уж давно берет охота жениться.
    Митрофан не так глуп, как может показаться. Главную науку (жизненную) он постиг в совершенстве. Митрофан отлично понимает, кому и как можно угодить, привык унижаться перед влиятельными людьми. Вспомним, как он «жалеет» матушку, потому что она устала, «колотя батюшку». Он научился лицемерить, выкручиваться. Не откажешь ему и в находчивости. Не имея понятия об именах существительных и прилагательных, он ответил, что дверь, которая приложена к стене, - прилагательна, а та дверь, которая стоит «у чулана шеста неделя», - «покамест су- ществительна». Подчиняясь воле нового над собой властителя - правозащитника Правдина, он с безразличием к своей судьбе соглашается идти на военную службу.
    Митрофан груб и жесток. Он позволяет себе покрикивать на учителей и прислугу. К нему пришли учителя - он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который действительно хочет его чему-то научить, он обзывает «гарнизонной крысой». Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы о нем получает только брань и затрещины. А после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей» - пороть слуг. В этой «жизненной» науке Митрофан пошел дальше матери. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью. На ее слова: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» - он ответил: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась-».
    Нужно отметить, что недоросль Фонвизина - не карикатурный образ. Автор ничего не преувеличил, не утрировал свойств его характера. Таких Митрофанушек полно всюду. Они живучи и плодовиты, как все человеческие грехи.