Дэн Браун. Код Да Винчи

Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Дэн Браун
Код да Винчи 10+

Посвящается Блайт… снова. В еще большей степени, чем когда-либо


Печатается с разрешения Sanford J. Greenburger Associates, Inc. и литературного агентства Andrew Nurnberg.


© Dan Brown, 2016

© Перевод. А. А. Соколов, 2017

© Издание на русском языке AST Publishers, 2017

Дорогой читатель!

Мне всегда нравились тайны и коды.

Есть нечто магическое в моменте, когда прозреваешь и видишь то, что пряталось… прямо у тебя перед глазами.

С первым кодом я познакомился в десять лет – это была странная последовательность символов, нацарапанных на клочке бумаги, подвешенном на рождественской елке. Когда в итоге я их расшифровал, то прочитал послание от родителей – они сообщали, что через несколько часов мы всей семьей отправляемся в праздничное путешествие.

С того утра коды меня завораживают – эти секретные сообщения, понять которые можно, лишь предварительно разгадав их. Всю жизнь я изучал этот тайный мир и несколько лет назад столкнулся с самой мистической загадкой в своей жизни.

Код был древним… и приводил в замешательство. Но самое главное – находился у всех на виду, там, где любой человек мог его заметить.

По легенде, этот код охранял некую поразительную тайну. Кое-кто даже утверждал, будто секрет настолько потрясающий, что раскрывшему его человеку мир предстанет в совершенно ином свете, чем прежде. Другие возражали, что эта тайна не более чем миф – всего лишь игра воображения.

Как бы то ни было, книга в ваших руках – история о том, как мужчина и женщина пытаются расшифровать этот код и снять с него извечный покров таинственности. Не знаю, поверите ли вы их открытиям, но надеюсь, что путешествие вместе с ними вдохновит вас никогда не отступать от поисков собственной правды, какой бы она ни была.

От всей души,

Дэн Браун

Факты

Приорат Сиона – основанное в 1099 году тайное европейское общество, реальная организация. В 1975 году в Париже в Национальной библиотеке были обнаружены так называемые «секретные досье» – рукописи, в которых упоминались многие из членов Приората, включая ученого сэра Исаака Ньютона, художника и скульптора Сандро Боттичелли, писателя Виктора Гюго и художника и изобретателя Леонардо да Винчи.


«Опус Деи» – католическая секта, проповедующая исключительную набожность. Получила скандальную известность из-за крайне агрессивной практики. Отстроила в Нью-Йорке национальную штаб-квартиру, которая обошлась ей в 47 миллионов долларов.


Все описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов в романе достоверны.

Пролог

Лувр, Париж


Знаменитый хранитель музея Жак Соньер, спотыкаясь, вступил под своды Большой галереи и повернул к ближайшей картине. Это оказалось полотно Караваджо. Ухватившись за золоченую раму, семидесятишестилетний старик с силой дернул шедевр семнадцатого века и рухнул под его тяжестью.

Как и следовало ожидать, неподалеку, отсекая вход в помещение, с грохотом опустилась металлическая решетка. Паркетный пол задрожал. Где-то вдалеке послышалось завывание охранной сигнализации. Жак Соньер, пытаясь отдышаться и оценить положение, какое-то время лежал неподвижно. Я еще жив. Затем выбрался из-под картины и окинул взглядом большой зал, ища, где бы спрятаться.

– Не двигайся, – раздался пугающе близко чей-то голос.

Замерший на четвереньках хранитель медленно повернул голову. По другую сторону решетки, футах в пятнадцати от старика, маячил огромный силуэт. Неизвестный разглядывал его сквозь железные прутья. Он был высок и широк в плечах, с мертвенно-бледной кожей и жидкими прядями белых волос. В центре розовых радужек глаз темнели красные зрачки. Альбинос вытащил пистолет и направил ствол через решетку.

– Не надо было бежать. – По его произношению трудно было судить, откуда он родом. – А теперь говори, где это находится.

– Я уже сказал, – пробормотал хранитель. – Понятия не имею, о чем вы.

– Лжешь! – Альбинос пристально смотрел на него, и в темноте лишь призрачно блестели его глаза. – Ты со своим братством владеешь тем, на что у вас нет прав. Скажи, где это спрятано, и останешься жив. – Дуло поднялось на уровень головы Соньера. – Неужели из-за этого секрета ты готов умереть?

У хранителя перехватило дыхание. Альбинос склонил голову набок и взглянул на ствол пистолета.

Соньер, защищаясь, вскинул руки и медленно проговорил:

– Постойте, я скажу, что вам нужно.

Он тщательно подбирал слова, но все они были давно отрепетированной ложью. Когда он закончил, убийца самодовольно улыбнулся.

– Это именно то, что говорили мне остальные.

Соньер отшатнулся. Остальные?

– Их я тоже нашел, – насмешливо бросил верзила. – И они подтвердили то, что я сейчас услышал.

Не может быть! Подлинная личность хранителя, как и трех его sénéchaux, или подручных-крестоносцев, была почти такой же священной тайной, как та, древняя, которую они оберегали. Но Соньер тут же понял, что sénéchaux, следуя строгим инструкциям, также перед смертью солгали, изложив заранее заготовленную версию.

Неизвестный снова прицелился.

– Когда тебя не станет, я буду единственным, кому известна правда.

Правда! Мгновение спустя хранитель оценил весь ужас положения. Если я умру, правда будет навсегда утрачена. Он судорожно огляделся в поисках укрытия.

Раздался выстрел, живот, куда угодила пуля, обожгло огнем. Не удержавшись на внезапно ослабевших руках, Соньер рухнул на пол. Превозмогая боль, с трудом перевернулся и посмотрел на убийцу.

Тот теперь целил ему в лоб.

Соньер закрыл глаза, в голове бушевал вихрь – его одновременно обуревали страх и горечь.

Холостой щелчок отозвался в галерее эхом.

Хранитель широко открыл глаза.

Убийца почти с удивлением осмотрел оружие. Его рука потянулась за запасной обоймой. Но затем он передумал и, глядя на живот хранителя, усмехнулся.

Соньер опустил взгляд и заметил на своей белой льняной рубашке дырочку от пули. Маленький кровавый кружок расплывался в нескольких дюймах ниже грудины. Желудок . Военный опыт подсказывал, что жить ему осталось минут пятнадцать, не больше.

– Я сделал свое дело, – заявил альбинос и ушел.

Оставшись один, хранитель вновь перевел взгляд на железную решетку. Чтобы ее открыть, потребуется не меньше двадцати минут. К тому времени, когда его найдут, он будет уже мертв. Его охватил страх, гораздо более сильный, чем страх собственной смерти.

Необходимо передать секрет. Он собрал остатки сил и попытался подняться. С трудом вставая на ноги, представил себе троих погибших братьев. Подумал о живших до них поколениях и о миссии, которую им доверили.

Беречь неразрывную цепь знания.

Несмотря на все предосторожности… несмотря на все принятые меры безопасности… Жак Соньер остался единственным связующим звеном, единственным хранителем одной из самых важных тайн на земле. Дрожа от напряжения, он наконец встал.

Надо найти какой-нибудь способ…

Он в ловушке в Большой галерее, и на свете есть только один человек, кому он может передать светоч знания. Соньер окинул взглядом стены своей величественной тюрьмы. Картины из коллекции самых знаменитых мировых полотен, казалось, улыбались ему, словно старые друзья.

Кривясь от боли, он призвал на помощь все свои способности и силы, понимая: для выполнения почти безнадежной задачи требовалась каждая оставшаяся секунда его жизни.

Глава 1

Роберт Лэнгдон проснулся не сразу.

Его разбудил пронзительно-резкий, незнакомый телефонный звонок. Он пошарил рукой в темноте в поисках прикроватной лампы и включил свет. Прищурившись, осмотрел роскошную спальню со старинной мебелью восемнадцатого века, расписанные вручную стены и необъятных размеров кровать из красного дерева с балдахином.

Где это я?

На висящем на столбике кровати халате из жаккардовой ткани красовалась монограмма «Отель Ритц. Париж».

Постепенно в голове у него стало проясняться. Сев, он устало посмотрел в большое зеркало на противоположной стене. Ему ответил взглядом незнакомец – взъерошенный и изнуренный. Его обычно проницательные голубые глаза затуманились и запали. Сильный волевой подбородок был покрыт темной щетиной, а ярко выделяющаяся седина на висках расползалась в густых жестких черных волосах.

Роберт поднял трубку.

– Слушаю.

Плохо соображая, Роберт посмотрел на часы на прикроватной тумбочке. Было 12.32 ночи. Он проспал всего час и чувствовал себя смертельно усталым.

– Это консьерж, месье. Прошу прощения, что потревожил, но к вам гость. Он утверждает, что это очень срочно.

Гость? Лэнгдон никак не мог прийти в себя. Его взгляд упал на скомканный листок на тумбочке.

АМЕРИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПАРИЖА

имеет честь пригласить

НА ВЕЧЕР С ПРОФЕССОРОМ РЕЛИГИОЗНОЙ СИМВОЛИКИ

ГАРВАРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (США)

РОБЕРТОМ ЛЭНГДОНОМ

Лэнгдон тихо простонал. Его книги по религиозной живописи и символике невольно превратили его в знаменитость в мире искусства, и сегодняшняя лекция с показом слайдов о языческих символах в каменной резьбе Шартрского собора, видимо, разбередила консервативные души слушателей. Скорее всего, какой-нибудь не в меру ревностный исследователь религии проследовал за ним до гостиницы, чтобы утешить себя хорошей потасовкой.

– Простите, – ответил он, – я очень устал.

– Mais, monsieur1
Но, месье (фр .). – Здесь и далее примеч. пер.

Лэнгдон моментально проснулся.

– Вы пропустили человека ко мне в номер?

– Прошу прощения, месье, но не представляю, какой надо обладать властью, чтобы его задержать.

– Да кто он такой?

Но консьерж уже отсоединился. И почти тут же тяжелый кулак ударил в дверь номера.

Лэнгдон сполз с кровати и ощутил, как пальцы ног глубоко утонули в ковре. Накинув гостиничный халат, подошел к двери.

– Кто там?

– Мистер Лэнгдон, мне надо с вами потолковать. – Гость говорил по-английски с акцентом, но тон был резким, начальственным. – Я лейтенант Жером Колле из центральной дирекции судебной полиции.

Лэнгдон замер. Судебной полиции? Что понадобилось от него этой организации, выполнявшей примерно те же функции, что ФБР в США?

Не снимая цепочку, он приоткрыл дверь на несколько дюймов. За порогом стоял худощавый мужчина в синей форме с узким, изможденным лицом.

– Можно войти? – спросил Колле.

Лэнгдон все еще колебался и не спешил впускать гостя.

– В чем дело?

– Капитан просит дать ему консультацию в частном порядке.

– Сейчас? – только и сумел выговорить Лэнгдон. – Время за полночь.

– Я правильно понимаю, что сегодня вечером вы планировали встретиться с хранителем Лувра?

Лэнгдон почувствовал нарастающую тревогу. Они с достопочтенным хранителем Жаком Соньером договорились встретиться и поговорить за бокалом после лекции, но тот так и не объявился.

– Да. Откуда это вам известно?

– Мы нашли вашу фамилию в его дневнике.

– Надеюсь, с ним ничего плохого не случилось?

Полицейский тяжело вздохнул и просунул в щель между дверью и косяком сделанный «Полароидом» снимок.

Лэнгдон взглянул на карточку и похолодел.

– Фотографировали меньше часа назад. В Лувре.

Лэнгдон смотрел на странное изображение, и первоначальное потрясение и чувство отвращения уступали место гневу.

– Мы надеемся, что, учитывая ваши познания в области символики и договоренность встретиться с Соньером, вы поможете нам разобраться в том, что произошло.

– Вот этот символ, – начал он, – и то, как тело необычно…

– Расположено? – подсказал полицейский.

Лэнгдон кивнул и почувствовал, как у него по коже побежали мурашки.

– Не представляю, чтобы кто-то был способен совершить такое с человеком.

Полицейский еще больше помрачнел.

– Вы меня не поняли, мистер Лэнгдон. – Он запнулся и продолжил: – То, что вы видите на фотографии, месье Соньер сделал с собой сам.

Глава 2

В миле от отеля великан-альбинос по имени Сайлас, прихрамывая, вошел в ворота шикарного особняка на улице Лабрюйер. На бедре он носил повязку с острыми шипами – cilice. Такими пользовались все истинные последователи «Пути»; в кожаные ремешки были вделаны колючки, которые впивались в тело и не позволяли забывать о крестных муках Христа. Его душа пела от радости, ведь ему удалось послужить Создателю.

Сайлас вошел в вестибюль и, стараясь никого не разбудить, тихо поднялся по лестнице. Дверь в его спальню была открыта. В этом месте замки не разрешались. Он переступил порог и притворил за собой дверь.

Обстановка была спартанской: деревянный пол, сосновый комод с зеркалом, служивший постелью брезентовый матрас в углу. В Париже на этой неделе он только гостил, но в Нью-Йорке уже многие годы был облагодетельствован подобным убежищем.

Господь наделил меня кровом и целью в жизни.

Сегодня Сайлас наконец почувствовал, что начинает возвращать долг. Он поспешил к комоду, достал спрятанный на дне нижнего ящика мобильный телефон и набрал номер.

– Учитель, я вернулся.

– Говори, – приказал собеседник, судя по всему, довольный тем, что слышит Сайласа.

– Все четверо мертвы. Трое sénéchaux и сам Великий магистр.

Повисла пауза, словно Учитель возносил молитву.

– В таком случае, надо думать, ты располагаешь информацией?

– Все четверо сказали одно и то же. Независимо друг от друга. – Сайлас помолчал, понимая, что информация, которую он вытянул из жертв, способна вызвать потрясение. – Учитель, все они, как один, подтвердили, что clef de voûteлегендарный краеугольный камень существует.

В трубке послышалось, как его собеседник коротко втянул в себя воздух, и Сайлас на расстоянии ощутил волнение Учителя.

Краеугольный камень…

Согласно поверью, братство выгравировало карту на каменной пластине, с указанием на место последнего упокоения его главной тайны, тайны, настолько могущественной, что ее защита стала смыслом существования самого братства.

– Когда мы завладеем краеугольным камнем, то окажемся всего в одном шаге от цели, – прошептал Учитель.

– Мы ближе к ней, чем вы думаете. Камень здесь, в Париже.

– В Париже? Невероятно! Все складывается слишком просто.

Сайлас рассказал, как развивались вечером события… как все четыре жертвы сообщили буквально одно и то же: краеугольный камень хитроумно спрятан в определенном месте в одном из древних парижских храмов – церкви Сен-Сюльпис.

– В доме Господнем! – воскликнул Учитель. – Они над нами насмехаются!

– Как поступали веками.

Учитель умолк, словно хотел осознать торжество момента. И наконец заговорил:

– Ты сослужил великую службу Господу. А теперь должен добыть для меня этот камень. Немедленно. Сегодня ночью. – И он объяснил, что следовало сделать.


Повесив трубку, Сайлас почувствовал, как вся его кожа покрывается мурашками от предвкушения. Один час, твердил он себе, благодарный, что Учитель дал ему время покаяться, прежде чем вступить в дом Господень. Я должен очиститься от совершенных сегодня грехов.

Боль – это то, что требуется, прошептал он.

Глава 3

Бодрящий апрельский воздух врывался в окно мчавшейся по улицам Парижа полицейской машины. Сидевший рядом с водителем Роберт Лэнгдон старался привести в порядок мысли. Наспех приняв душ и побрившись, он выглядел относительно прилично, но не сумел унять бушующей внутри тревоги. Пугающий снимок бездыханного тела хранителя продолжал стоять перед его глазами.

Жак Соньер умер.

Его смерть невольно вызвала острое чувство потери. Пусть Соньер и слыл затворником, своей приверженностью искусству он заслужил справедливое уважение, и Лэнгдон совсем недавно радостно предвкушал встречу с этим человеком.

Город за окнами машины мало-помалу засыпал: торговцы катили тележки с засахаренным миндалем, официанты выставляли на тротуар мешки с мусором, припозднившиеся парочки жались друг к другу, стараясь согреться на свежем, пропитанном ароматом жасмина ветерке. «Ситроен» полновластно передвигался в этом уличном хаосе, прорезая поток машин сиреной, словно ножом.

– Капитан обрадовался, узнав, что вы сегодня вечером все еще в Париже, – сказал полицейский, прибавляя газ на северном подъезде к знаменитому саду Тюильри – месте, которое Лэнгдон почитал почти священным. В этом саду художник Клод Моне экспериментировал с формой и цветом, став позднее родоначальником движения импрессионистов.

Полицейский выключил ревущую сирену, и Лэнгдон с облегчением вздохнул, наслаждаясь наступившей тишиной. Машина вильнула влево, пронеслась по центральной аллее парка, обогнула круглый пруд, пересекла пустой проспект генерала Лемонье и вылетела на широкое четырехугольное пространство. Впереди показался обозначенный гигантской каменной аркой выход из сада Тюильри.

Арка на площади Карузель.

Все, кто ценит искусство, любят это место. С этой точки открывается вид на четыре лучших в мире художественных музея – по одному на каждой стороне горизонта. Из правого окна на юге был виден ярко расцвеченный иллюминацией фасад популярного Музея д’Орсе, располагающегося в здании бывшего железнодорожного вокзала, – ныне экспозиция произведений изобразительных и прикладных искусств. Стоило повернуть голову налево, и перед глазами вставала верхушка здания Центра Помпиду в стиле ультрамодерн, приютившего Музей современного искусства. За спиной над деревьями возвышался Луксорский обелиск, стоящий перед Национальной галереей Жё-де-Пом.

А впереди на востоке в просвете арки Лэнгдон видел дворец эпохи Ренессанса, превратившийся в самый знаменитый в мире музей – Лувр.

Сооруженный в форме гигантской лошадиной подковы, он был самым длинным в Европе зданием – длиннее трех Эйфелевых башен, если положить их на бок одну за другой. Лувр вырастал на фоне парижского неба, словно цитадель – великолепный ансамбль с площадью в миллион квадратных футов между музейными крыльями. Лэнгдон вспомнил, как впервые обошел Лувр по периметру: получилась на удивление долгая прогулка в три мили длиной.

Считается, что туристу потребовалось бы не меньше пяти недель, чтобы по достоинству оценить все 65 300 находящихся в здании произведений искусства. Однако большинство посетителей ограничиваются коротким осмотром, который Лэнгдон называл «облегченным вариантом Лувра» – спринтерской пробежкой по музею к трем самым знаменитым экспонатам – портрету Моны Лизы и мраморным изваяниям: Венеры Милосской и символизирующей победу крылатой богини Ники.

Водитель достал рацию и выпалил в микрофон на французском:

– Monsieur Langdon est arrivé. Deux minutes2
Месье Лэнгдон приехал. Будет через две минуты (фр .).

. – Затем он повернулся к Роберту. – Капитан встретит вас у главного входа. – Он нажал на газ и подогнал «ситроен» к бордюрному камню. Впереди гордо возвышался главный вход в музей.

La Pyramide.

Вход представлял собой стеклянную пирамиду в стиле неомодерн, спроектированную американским архитектором китайского происхождения Й. М. Пеем. Она стала почти такой же знаменитостью, как сам Лувр, хотя вокруг нее по-прежнему не утихали споры.

– Вам нравится наша пирамида? – спросил полицейский.

Лэнгдон нахмурился. Он понимал, что вопрос с подвохом: ответь он, что пирамида ему нравится, могут уличить в дурном вкусе. Сказать не нравится – значит нанести обиду французу.

– Франсуа Миттеран был человеком не робкого десятка, – решился он на компромисс, уходя от прямого ответа.

Поговаривали, что благословивший строительство пирамиды покойный президент Франции страдал «фараоновым комплексом» и наполнял Париж египетскими обелисками, произведениями искусства и артефактами.

– Как зовут капитана? – спросил Лэнгдон, меняя тему.

– Безу Фаш, – ответил полицейский. – Мы прозвали его le Taureau.

Лэнгдон покосился на него.

Полицейский удивленно приподнял брови.

– Ваш французский лучше, чем вы признаетесь.

Мой французский никуда не годится , подумал Роберт. Зато я неплохо разбираюсь в астрологии. А Taurus везде означает «телец».

Полицейский остановил машину и указал на проход между двумя фонтанами к вращающейся двери в пирамиде.

– Мне приказано высадить вас здесь и заняться другими делами. Удачи, месье.

Лэнгдон тяжело вздохнул и вылез из машины. Та умчалась прочь, а он побрел к главному входу в музей и уже собрался постучать в стекло, но тут из темноты возникла поднимающаяся по винтовой лестнице фигура. Мужчина был коренаст, широкоплеч и смугл, с мощными короткими ногами. Он жестом пригласил Лэнгдона внутрь.

– Я Безу Фаш, – представился он, когда Лэнгдон переступил порог. – Капитан центральной дирекции судебной полиции. – Голос у него был соответствующий: гортанный рокот, словно надвигающийся шторм.

Лэнгдон протянул руку.

– Роберт Лэнгдон.

Фаш с сокрушительной силой сжал его ладонь.

– Пойдемте, мистер Лэнгдон. – Темные глаза капитана неотрывно смотрели на него.

“Код да Винчи” не следует игнорировать как вымышленный сюжет. Основной замысел этого произведения — предположение, что Иисус Христос был придуман в политических целях, — подрывает самые основы христианства. Автор этой книги, Дэн Браун, заявил на общенациональном телевидении США, что несмотря на то, что сюжет вымышлен, он считает, что он верно изображает личность Христа. Так в чем же правда? Давайте посмотрим.

Был ли Христос тайно женат на Марии Магдалине?

Была ли божественность Христа придумана императором Константином и Церковью?

Были ли первоначальные сведения о Христе уничтожены?

Сообщают ли недавно обнаруженные рукописи правду о Христе?

Был ли Христос изобретен заново в результате обширного заговора? Согласно книге и фильму “Код да Винчи” именно это и произошло. От нескольких заявлений, сделанных в книге по поводу Христа, попахивает заговором. Например, в ней говорится:

“Никто не говорит, что Христос был фальсификацией или отрицает, что Он действительно жил на земле и вдохновил миллионы на лучшую жизнь. Мы говорим лишь о том, что Константин использовал могущественное влияние и значение Христа в своих целях. И в результате сформировал xристианство таким, каким мы его знаем сегодня”.

Может ли это шокирующее утверждение в бестселлере Дэна Брауна быть правдой? Или же посылка этого утверждения — просто необходимый атрибут хорошего романа об интригующем заговоре, наравне с теориями о том, что инопланетяне разбились в Розвелле, штат Нью-Мексико, или, что во время покушения на президента Кеннеди в Далласе второй убийца находился на зеленом холме? Так или иначе, история вызывает большой интерес. Не удивительно, что книга Брауна стала одним из самых популярных бестселлеров десятилетия.

Заговор о Христе

Книга “Код да Винчи” начинается с убийства хранителя французского музея по имени Жак Соньер. Эрудированный гарвардский профессор и миловидная француженка - специалист по криптологии — призваны расшифровать послание служителя, оставленное им перед смертью. Послание, как оказывается, раскрывает самый невероятный заговор в истории человечества: утаивание настоящего послания Иисуса Христа секретной организацией Римской католической церкви «Опус Деи» (Дело Божие).

Перед смертью у хранителя музея были доказательства, которые могли опровергнуть божественность Христа. И хотя (согласно сюжету) Церковь в течение веков пыталась замалчивать такие доказательства, но великие мыслители и живописцы смогли повсюду оставить подсказки к разгадке: в таких полотнах, как “Мона Лиза” и “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи, в архитектуре соборов и даже в мультфильмах Диснея. Основные утверждения книги таковы:

Римский император Константин устроил заговор, цель которого — обожествление Иисуса Христа.

Константин лично выбрал книги, которые вошли в Новый Завет.

Гностические евангелия были запрещены мужчинами, чтобы подавлять женщин.

Иисус Христос и Мария Магдалина были тайно женаты и имели ребенка.

Тысячи тайных документов опровергают ключевые положения христианства.

Браун раскрывает в книге суть заговора через вымышленного ученого, британского королевского историка сэра Ли Тибинга. Представленный мудрым старым ученым, Тибинг раскрывает криптологу Софи Невё, что во время созыва Никейского собора в 325 г. “по многим аспектам христианства, включая божественность Христа, проводились обсуждения и голосование”.

“До этого в истории”, говорит он, “ученики Христа считали его смертным пророком … великим и могущественным лицом, но все же человеком”.

Невё была шокирована таким заявлением. “Не Сыном Божьим?”, спрашивает она.

Тибинг объясняет: “Провозглашение Иисуса Христа “Сыном Божьим” было официально предложено на Никейском соборе, который затем голосовал по этому поводу”.

“Постойте. Вы говорите, что божественность Христа была результатом голосования?”

Итак, согласно Тибингу, Христа не считали Богом до Никейского собора в 325 г., когда настоящие свидетельства о Христе были якобы запрещены и уничтожены. Таким образом, согласно этой теории, все основы христианства построены на лжи.

Книга “Код да Винчи” смогла хорошо преподнести эту историю и вызвала у читателей комментарии, подобные следующему: “Если бы это не было правдой, это не было бы опубликовано!” Другие заявляли, что они “больше в церковь ни ногой”. Один из рецензентов книги хвалил автора за “безупречное исследование”. Довольно убедительно для произведения, основанного на вымысле.

Давайте на какое-то время примем заявление Тибинга. Почему же, в таком случае, Никейский собор вдруг решил провозгласить Христа Богом?

“Все сводилось к вопросу власти”, продолжает Тибинг. “Иметь Христа в качестве Мессии было чрезвычайно важно для Церкви и государства. Многие ученые заявляют, что ранняя Церковь буквально украла Христа у Его первых учеников, взяла на вооружение Его человеческое слово, окутав его непроницаемой мантией божественности и использовала в целях усиления собственной власти”.

Во многом сама книга “Код да Винчи” - есть в высшей степени теория заговора. Если Браун прав в своих утверждениях, то, значит, нам преподносили ложь - и Церковь, и история, и Библия. И возможно даже те, кому мы доверяем больше всего: наши родители и учителя. И все это ради получения власти.

Хотя книга “Код да Винчи” является вымыслом, многое в ее посылках основано на реальных событиях (Никейский собор), реальных лицах (Константин и Арий) и реальных документах (гностические Евангелия). Если мы действительно хотим разобраться в этом заговоре, то мы должны ответить на все обвинения Брауна и отделить факты от вымысла.

Константин и христианство

В течение столетий, предшествовавших правлению императора Римской империи Константина Великого, христиане подвергались жестокому преследованию. Но затем, во время войн, Константин известил, что увидел в небе яркий образ креста со словами “Покоряй им.” С того момента он шел в сражение под знаком креста и укрепил власть над империей.

Обращение Константина в христианство явилось переломным моментом в истории Церкви. Рим стал христианской империей. Впервые за 300 лет быть христианином стало относительно безопасно и даже популярно.

Христиан больше не преследовали за веру. Константин искал пути объединения Восточной и Западной Римской империи, которые были в значительной степени расколоты, и разногласия между сектами, культами и направлениями главным образом сводились к вопросу о личности Иисуса Христа.

В книге “Код да Винчи” есть определенные зерна правды, которые являются необходимым условием успешной теории заговора. Но по сюжету книги Константин становится заговорщиком. Поэтому давайте обратимся к ключевому вопросу теории Брауна: придумал ли Константин доктрину христианства о божественности Иисуса Христа?

Обожествление Христа

Чтобы ответить на обвинения Брауна, мы должны сначала определить, во что в общем верили христиане до того, как Константин созвал Никейский собор.

Христиане поклонялись Христу как Богу с первого века. Но в четвертом веке один из руководителей Церкви востока, Арий, начал кампанию в защиту исключительности Бога. Он проповедовал, что Христос был особым созданием, выше чем ангелы, но не Богом. Афанасий же и большинство руководителей Церкви, с другой стороны, были убеждены, что Иисус был Богом во плоти.

Константин желал разрешить это спор, надеясь, что это принесет мир его империи и объединит восточную и западную ветви. С этой целью в 325 г. он созвал в Никее (часть Турции в настоящее время) более 300 епископов со всего христианского мира. Важнейший вопрос состоит в том, считала ли ранняя Церковь Христа Творцом или всего лишь творением - Сыном Божьим или сыном плотника? Итак, что же апостолы проповедовали о Христе? В своих самых первых сохранившихся в записях речах они считали его Богом. Спустя 30 лет после смерти и воскресения Христа святой апостол Павел в послании к Филиппийцам писал, что Иисус был Богом в образе человека (Послание к Филиппийцам 2:6-7). И Иоанн, ближайший очевидец, подтверждает божественность Христа в следующей строфе:

В начале было Слово. И слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть. И без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь. И Слово стало плотию, и обитало с нами (Иоанн 1: 1-4, 14).

Эта строфа в Евангелии от Иоанна 1 была обнаружена в древней рукописи и датирована по углероду 175-225 г.г. Таким образом, видно, что о Христе явно говорили как о Боге больше чем за 100 лет до того, как Константин созвал Никейский собор. Теперь мы видим, что экспертные доказательства в виде рукописи противоречат утверждению книги “Код да Винчи”, что божественность Христа была придумана в четвертом веке. А что говорит нам история о Никейском соборе? Браун в своей книге устами Тибинга утверждает, что на соборе в Никее большинство епископов отвергло мнение Ария, что Иисус был “смертным пророком” и приняло доктрину о божественности Христа «сравнительно небольшим перевесом голосов». Правда это или ложь?

В действительности перевес голосов был громадным: только два епископа из 318 выразили несогласие. В то время как Арий считал Богом только Отца, а Иисуса — Его высшим творением, собор заключил, что и Иисус Христос, и Бог-Отец имели одну и ту же божественную сущность.

Бог-Отец, Бог-Сын, и Святой Дух считались отдельными, совместно существующими, собезначальными лицами единого Бога. Эта доктрина единого Бога в трех лицах стала Символом никейской веры и является центральным стержнем христианской веры. Правдой является то, что Арий был способен убеждать и пользовался значительным влиянием. И значительный перевес голосов был достигнут только после длительных дебатов. Но в конце концов, собор подавляющим мнением участников объявил Ария еретиком, поскольку его учение противоречило проповедям апостолов о божественности Христа.

История также подтверждает, что Христос публично принимал поклонение, которое ему оказывали его ученики. И, как мы уже видели, апостол Павел и другие апостолы ясно проповедовали, что Иисус Христос есть Бог, и что он заслуживает поклонения.

С первых дней христианской церкви Иисус считался гораздо большим, чем просто человеком, и большинство его последователей почитали его как Бога-творца Вселенной. Итак, если церковь считала Христа Богом в течение более 200 лет, то как мог Константин придумать доктрину божественности Христа? Книга “Код да Винчи” не дает ответа на этот вопрос.

Попытки подорвать канон

В книге “Код да Винчи” также говорится о том, что Константин утаил все документы об Иисусе Христе, кроме тех, которые входят в настоящее время в канонический Новый Завет (признанный Церковью как подлинное современное описание событий апостолами). К тому же в ней утверждается, что события, описанные в Новом Завете, были изменены Константином и епископами, чтобы придумать Иисуса Христа заново. Еще одним ключевым элементом заговора согласно “Коду да Винчи” является то, что четыре Евангелия Нового Завета были собственноручно отобраны Константином из «более чем 80 Евангелий» с целью утаить содержание остальных.

Здесь есть два центральных вопроса, и каждый необходимо рассмотреть. Первый вопрос - действительно ли Константин изменил содержание книг Нового Завета или повлиял на их выбор. Второй вопрос - запретил ли он включать в Библию какие-то документы, которые необходимо было включить.

Что касается первого вопроса, то письма и документы, написанные во втором веке как отцами Церкви, так и еретиками подтверждают широкое использование книг Нового Завета. Почти за 200 лет до созыва Никейского собора Константином еретик Маркион указывал на то, что 11 из 27 книг Нового Завета являются подлинными писаниями апостолов.

Приблизительно в то же самое время другой еретик, Валентин, ссылался на широкое разнообразие тем Нового Завета. Поскольку эти два еретика были противниками отцов ранней Церкви, то писали они не то, что хотели бы слышать епископы. И тем не менее, как и сама ранняя Церковь, они ссылались на те же книги Нового Завета, которые мы читаем сегодня.

Итак, если Новый Завет был широко известен за 200 лет до Константина и Никейского собора, то как император мог изменить или придумать его? К тому моменту Церковь широко распространила свое влияние и приняла в свое лоно сотни тысяч, если не миллионы верующих, которые были знакомы с повествованиями Нового Завета.

В своей книге “Обман да Винчи” (The DaVinci Deception ), анализируя ”Код да Винчи” профессор Эрвин Лутцер замечает:

“Константин не решал, какие книги войдут в канонический текст Нового Завета; вопрос канонического текста даже и не поднимался на Никейском соборе. К тому моменту ранняя Церковь уже имела канонический текст, в который вошли книги, определенные Церковью как Слово Божье еще 200 лет назад.”

И хотя до окончательного варианта канонического текста было еще далеко, но Новый Завет, каким мы его знаем сегодня, считался подлинным текстом более чем за двести лет до Никейского собора.

Теперь давайте перейдем ко второму вопросу - почему эти таинственные гностические Евангелия были уничтожены и исключены из Нового Завета? В книге Тибинг утверждает, что гностические писания были изъяты из 50 разрешенных Библий, заказанных Константином на соборе. Он возбужденно сообщает криптологу Невё:

“Так как Константин поднял статус Иисуса Христа почти через четыре столетия после смерти Христа, то на тот момент уже существовали тысячи документов, описывающих Его жизнь как простого смертного. Константин знал, что для того, чтобы переписать историю, ему нужно будет пойти на смелый шаг. Это и стало поворотным моментом в истории христианства. …Константин заказал и финансировал издание новой Библии, в которую не вошли те Евангелия, в которых говорилось о человеческих чертах Христа, и наоборот — были приукрашены те Евангелия, которые преподносили Его богоподобным. Ранние Евангелия были запрещены, собраны и сожжены”.

Являются ли эти гностические писания реальной историей об Иисусе Христе? Давайте посмотрим поглубже, чтобы отделить правду от вымысла.

“Знающие” тайну

Считается, что гностические евангелия были написаны группой лиц, называемых (совсем не удивительно) гностиками. Это название происходит от греческого слова gnosis , что значит «знания». Эти люди считали, что обладают тайными, особыми знаниями, скрытыми от обычных людей.

Из 52 писаний только 5 фактически считаются евангелиями. Как мы увидим, эти так называемые евангелия разительно отличаются от Евангелий Нового Завета от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

По мере того как христианство распространялось, гностики привносили отдельные доктрины и элементы христианства в свои верования, превращая гностицизм в поддельное христианство. Возможно, они делали это с целью привлечения к своему учению новых сторонников, представляя Иисуса Христа примером для подражания своей веры. Но для того, чтобы их система принципов увязывалась с христианством, Иисуса Христа нужно было придумать заново, лишив его как человеческих черт, так и абсолютной божественности.

В «Оксфордской истории христианства» Джон Макманнерс писал о смешении гностиками христианства с мифическими верованиями.

“Гностицизм был (и по-прежнему остается) теософией с различными элементами. Здесь оккультизм и восточный мистицизм слился с астрологией и магией.

Они взяли те высказывания Иисуса Христа, которые подходили для их собственного толкования (как в Евангелии от Фомы) и предложили своим последователям альтернативную или соперничающую форму христианства”.

Ранняя критика

Вопреки утверждениям Брауна, не Константин заклеймил верования гностиков как ересь, а сами апостолы. В первом веке, всего лишь через несколько десятилетий после смерти Христа, наблюдалось некоторое распространение альтернативной философии. И апостолы в своих проповедях и писаниях прилагали значительные усилия к тому, чтобы осудить эти верования как противные правде о Христе, свидетелями жизни которого они были.

Посмотрите, например, что апостол Иоанн писал в конце первого века:

“Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.” (1 Иоанн 2:22)

Вслед за проповедями апостолов ранние отцы Церкви единодушно осудили гностиков как культ. Отец церкви Ириней еще за 140 лет до Никейского собора писал, что Церковь осудила гностиков как еретиков. Он также отвергал их “евангелия”. И в тоже время о четырех Евангелиях Нового Завета он говорил: “Невозможно, чтобы Евангелий было больше или меньше, чем есть”.

А вот что писал в начале третьего века, более чем за сто лет до Никейского собора, христианский теолог Ориген:

Я знаю о некотором Евангелии, называемом “Евангелием от Фомы”, и о “Евангелии от Матфия” и о многих других - чтобы не сочли нас за несведущих те, кто воображает, что обладают некими знаниями, если они знакомы с этими Евангелиями. Однако среди всех этих Евангелий мы одобрили только те, которые признаны церковью, и именно только четыре евангелия следует принимать.

Это — слова высоко почитаемого отца ранней Церкви. Гностиков считали нехристианским культом задолго то Никейского собора. Но есть еще много доказательств, подвергающих сомнению утверждения, сделанные в книге “Код да Винчи”.

Кто пренебрежительно относится к женщинам?

Браун предполагает, что при наложении предполагаемого запрета на гностические писания Константин отчасти руководствовался стремлением подавлять женщин в Церкви. Но ирония как раз в том, что именно гностическое Евангелие от Фомы принижает женщин. В нем сделано сногсшибательное заключение (якобы со слов апостола Петра): “Пусть Мария покинет нас, ибо женщины не достойны жизни” (114). Затем Христос якобы говорит апостолу Петру, что превратит Марию в мужчину, чтобы она могла войти в царство небесное. Из прочитанного очевидно: женщины - низшие существа. Из таких явных заявлений трудно представить, что гностические писания были направлены в защиту освобождения женщин.

Резким контрастом этому в библейском Евангелии представлен Иисус Христос, который всегда относился к женщинам с достоинством и уважением. В основе попыток возвысить положение женщин — революционные строфы, подобные этой строфе Нового Завета:

“Нет [уже] Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса” (Послание к Галатам 3:28).

Таинственные авторы

Когда речь заходит о гностических Евангелиях, то почти в каждой книге звучат имена образов Нового Завета: Евангелие от Филиппа, Евангелие от Петра, Евангелие от Марии, Евангелие от Иуды и т. д. (Звучит как перекличка в церковно-приходской школе.) Именно на этих Евангелиях и построены теории заговора, подобные той, на которой построен сюжет “Кода да Винчи”. Но были ли эти Евангелия написаны теми авторами, которых им приписывают?

Гностические Евангелия датируются периодом примерно с 110 по 300 г.г., и ни один авторитетный ученый не считает, что они могли быть написаны теми авторами, имена которых им приписывают. Из исчерпывающего труда Джеймса М. Робинсона «Библиотека Наг Хаммади» (The Nag Hammadi Library ) , мы узнаем, что гностические Евангелия были написаны “по большей части несвязанными друг с другом, анонимными авторами”. Даррелл Л. Бок, профессор Теологической семинарии в г. Далласе, занимающийся изучением Нового Завета, писал следующее:

“Наибольшая часть этого материала отделена от основ христианской веры несколькими поколениями. Об этом чрезвычайно важно помнить, давая оценку содержанию”.

Норман Гейслер, исследователь Нового Завета, так комментирует два гностических писания, Евангелие от Петра и Деяния Иоанна. (Не путать эти гностические писания с книгами Нового Завета, написанными апостолами Иоанном и Петром.):

“Гностические писания написаны не апостолами, а авторами, жившими во втором веке (и позже), которые под предлогом апостольского влияния продвигали свои учения. В наше время это называется обман и подлог”.

Гностические Евангелия не являются историческим описанием жизни Иисуса Христа, а, наоборот, изотерическими высказываниями, окутанными тайной, где опущены такие исторические детали как имена, места и события. Это в корне отличается от Евангелий Нового Завета, которые содержат многочисленные исторические факты о жизни Христа, о его служении и проповедях.

Госпожа Христос

Самая смачная часть заговора да Винчи - это утверждение, что Иисус и Мария Магдалина были тайно женаты и имели ребенка, продолжателя кровной линии Христа. Более того, утроба Марии Магдалины, в которой выношен отпрыск Иисуса, представлена в книге как легендарная чаша Грааля — тайна, тщательно скрываемая католической организацией Приорат Сиона. А Исаак Ньютон, Ботичелли, Виктор Гюго и Леонардо да Винчи приведены в качестве ее членов.

Любовная связь. Скандал. Интрига. Отличный материал для теории заговора. Но правда ли все это? Давайте посмотрим, что говорят ученые.

Статья, напечатанная в журнале Newsweek , рассмотрев мнения ведущих ученых, приходит к выводу, что теория о том, что Иисус Христос и Мария Магдалина были тайно женаты, не имеет под собой никакой исторической основы. Предположение, высказанное в “Коде да Винчи”, главным образом базируется на единственной строфе Евангелия от Филиппа, где говорится, что Иисус и Мария были спутниками. В книге же Тибинг пытается истолковать слово (koinonos) как обозначающее супругу. Но ученые не принимают теорию Тибинга.

В Евангелии от Филиппа также есть единственная строфа, где говорится, что Иисус поцеловал Марию. Приветствие друзей поцелуем было в первом веке обычным делом и не имело половой подоплеки. Но даже если принять интерпретацию в “Коде да Винчи” как верную, то нет других исторических документов, подтверждающих эту теорию. И поскольку Евангелие от Филиппа является поддельным документом, написанным через 150-220 лет после жизни Христа неизвестным автором, его заявление об Иисусе Христе нельзя считать исторически надежным.

Возможно, что гностики считали, что Новый Завет скромничает по поводу любовной связи и решили его немного приправить смачными деталями. Но какова бы ни была причина, отдельная невразумительная строфа, написанная через два столетия после жизни Христа вряд ли может стать надежной основой теории заговора. Она может быть интересной для чтения, но никак не претендующей на исторический факт.

Что касается чаши Грааля и Приората Сиона, то вымысел Брауна и здесь искажает историю. Считается, что легендарная чаша Грааля была чашей Иисуса во время последней вечери и не имеет ничего общего с Марией Магдалиной. А Леонардо да Винчи уж никак не мог знать о Приорате Сиона, так как эта организация была создана только в 1956 г. - через 437 лет после его смерти. Опять же - интересный вымысел, но с точки зрения истории — фальшивка.

«Тайные» документы

Ну а как же заявление Тибинга о “тысячах секретных документов”, которые подтверждают, что христианство - это обман? Похоже ли это на правду?

Если бы такие документы существовали, то для ученых, выступающих против христианства, они были бы настоящим подарком. Фальшивые писания, отвергнутые ранней Церковью как ересь, не являются секретом — о них знали в течение многих веков. В этом нет ничего удивительного. Они никогда не считались частью подлинных писаний апостолов.

И если Браун (Тибинг) ссылается на апокрифические, или самые ранние Евангелия, то и тут нет никакой тайны. Они не являются секретными и не опровергают христианство. Раймонд Браун, исследователь Нового Завета, говорит следующее о гностических Евангелиях:

“Мы не узнали ни единого достоверного факта об историческом служении Иисуса Христа, а всего лишь несколько новых изречений, которые могли быть его словами”.

В отличие от гностических Евангелий, авторы которых неизвестны и которые не были очевидцами жизни Христа, Новый Завет, каким мы его знаем сегодня, прошел многочисленные проверки на подлинность. И контраст настолько разителен, что развенчивает все теории заговора, которые нам предлагают. Ф.Ф. Брюс, историк Нового Завета, писал:

“Ни один из материалов древней литературы не имеет такого изобилия качественного текстового подтверждения, как Новый Завет”.

Брюс Метцгер, исследователь Нового Завета, объясняет причину того, почему ранняя церковь не приняла Евангелие от Фомы:

“Неправильно было бы сказать, что Евангелие от Фомы было исключено в результате какого-то указа на соборе: вернее сказать, Евангелие от Фомы само себя исключило! Оно не соответствовало другим доказательствам Христа, которые были приняты ранними христианами как заслуживающие доверие”.

Ответ истории

Итак, какой же вывод мы должны сделать о различных теориях заговора по поводу Иисуса Христа? Карен Кинг, профессор церковной истории Гарвардского университета, написала несколько книг о гностических Евангелиях, включая Евангелие от Марии Магдалины и книгу ”Что такое гностицизм?” Кинг, хотя и является убежденным защитником учения гностиков, делает вывод, что “Эти теории заговора… все они являются маргинальными идеями, не имеющими под собой никакой исторической почвы”.

Несмотря на отсутствие исторических доказательств, теории заговора по-прежнему служат успешной продаже миллионов книг и ставят рекорды по кассовому сбору в кинотеатрах. Ученые в соответствующих областях, как христиане, так и неверующие, оспаривают утверждения “Кода да Винчи”. И тем не менее, те, кого легко переубедить, продолжают задавать вопрос - может быть, здесь все же что-то кроется?

Тележурналист Фрэнк Сесно, удостоенный наград за свои репортажи, спросил группу ученых-историков, почему людей так привлекают теории заговора. Стэнли Катлер, профессор Висконсинского университета, дает такой ответ: “Мы все любим тайны, но заговоры — еще больше”.

Так что, если хотите прочитать увлекательную теорию заговора об Иисусе Христе, то вам, наверное, понравится роман «Код да Винчи» Дэна Брауна. Но если вы хотите прочесть правдивые описания жизни Христа, то в писаниях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна вы найдете то, что видели, слышали и записали очевидцы. Кому вы больше поверите?

Предлагаем посмотреть видеозапись лекции дьякона Андрея Кураева на тему известной книги Девида Брауна "Код да Винчи".
Время: 57 минут.

Код да Винчи, Кураев Андрей, Правда и фантазия книги.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Леонардо да Винчи был рожден в середине апреля 1452 года в небольшом итальянском поселении Аскиано, близ г. Винчи. Формальной фамилии Леонардо не имел, так как приставка «да Винчи» означала лишь принадлежность к городу Винчи. Мать Леонардо была из крестьянской семьи. Дэвид браун код Да Винчи Отец, достаточно состоятельный человек, работал преуспевающим нотариусом. Леонардо да Винчи был рожден вне брака, но его воспитывали с привилегиями наследника, даже когда его отец повторно женился.

Неординарность мышления стала проявляться ещё в детском возрасте. Например, есть одна история, которую некоторые и считают легендой. Однажды отец попросил маленького Леонарда расписать круглый щит. Юный художник решил, что на этом деревянном щите хорошо будет смотреться голова Медузы. Кроме этого чудовища на щите «разместились» змеи, ящерицы, гусеницы и прочие пресмыкающиеся. Законченная работа произвела такое устрашающее впечатление, что отец юного Леонардо решил не отдавать этот щит знакомому, хотя потом и продал творение сына за крупную сумму. Позже этот щит стал семейной реликвией семьи Медичи.

В 13 лет юный Леонардо поступил помощником художника в Верроккьо, где за 7 лет получил превосходное обучение.

Интимная жизнь Леонарда да Винчи очень противоречива. Женат Леонардо не был никогда, хотя ему приписывают любовные связи с возлюбленной одного миланского герцога, в тоже время многие биографы да Винчи настаивают на его гомосексуальности. Это утверждение отчасти основывается на судебном разбирательстве, начатом против Леонарда да Винчи и его троих друзей.

В 1478 году у Леонардо да Винчи появилась собственная мастерская. Особые отношения сложились у этого выдающегося человека с Франциском 1-м, королем Франции. Так, следуя поручению короля, Леонардо да Винчи сконструировал необычного льва. Дэвид браун код Да Винчи При ходьбе из груди льва появлялись цветы. Старческие годы Леонардо да Винчи проживет во Франции (замок Кло-Лосе), куда он переехал по воле короля. В шестидесятисемилетнем возрасте да Винчи скончался.

Вклад этого уникального человека в мировую художественную культуру невозможно переоценить. «Джаконда», «Мадонна в гроте», «Витрувианский человек», «Тайная вечеря» и др. - эти произведения признаны величайшими творениями мастера.

Леонардо да Винчи превосходил современников и в инженерном искусстве. Чертежи летательного аппарата, прожектора, двухлинзового телескопа и многое другое восхищает и современных инженеров своей смелостью.

А знаменитый дневник Леонардо да Винчи фактически является первой большой энциклопедией. В него вошли рисунки, философские наблюдения, заметки по музыке, естествознанию и архитектуре, различные анекдоты и басни.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.

Роман Дэна Брауна «Код да Винчи» в последние три года занимает верхнюю строчку в списке мировых бестселлеров (продано около 40 миллионов экземпляров на 44 языках, а теперь по этому роману еще и снят кинофильм, тоже ставший сверхпопулярным) . Для не слишком вдумчивого читателя это всего лишь нашумевший детектив о том, как злодейски убитый смотритель Лувра успел перед смертью оставить зашифрованную записку, а ключи к шифру скрыты в работах Леонардо да Винчи, включая «Мону Лизу». Эти ключи не помогут найти убийцу, но с их помощью можно выяснить, где находится Святой Грааль. Однако Святой Грааль в этой истории - не чаша, из которой Христос пил во время Тайной Вечери, а… женщина, Мария Магдалина, которая, как утверждает Браун, была женой Иисуса, а после того, как Его распяли, бежала во Францию, где родила ему дочь (глава 60). (Лоно Марии Магдалины, таким образом, дало жизнь потомству Иисуса.). Доказательства тому, говорится в романе, «состоят из тысяч страниц текста… в четырех огромных тяжелых сундуках» (глава 60). Браун пишет: «Поиски чаши Грааля на самом деле не что иное, как стремление преклонить колени перед прахом Марии Магдалины. Это своего рода паломничество с целью помолиться отверженной, утраченному священному женскому началу» (глава 60).

Название романа Брауна связано с картиной «Тайная вечеря», написанной Леонардо да Винчи в 1495–1497 годах. На ней изображены Иисус и двенадцать апостолов в тот момент, когда Христос сказал: «Один из вас предаст Меня» (Матфея 26:21).

Искусствоведы считают, что фигура справа от Иисуса - это молодой и безбородый апостол Иоанн, каким его изображали на полотнах того периода. Однако, согласно экстравагантному толкованию Брауна, это - Мария Магдалина. Почему? Потому что вместе с фигурой Христа эта фигура образует букву “V” - древний символ женского начала, если верить Брауну, а фигуры Петра и Иуды (справа от Иоанна) образуют букву “M” - Мария. Кроме того, Браун пишет, что у безбородой фигуры виден «некий намек на грудь» (глава 58).

Ответ на эту софистику состоит из трех частей:

  1. Даже если предположение Брауна верно, то оно отражает только творческую вольность Леонардо, но никак не исторический факт.
  2. Историк Рональд Хиггинс пишет: «Даже если чье-то чересчур богатое воображение сможет найти такой «намек» в складках плаща Иоанна, то с другой стороны, не покрытой плащом, грудь должна быть видна намного лучше. Но эта часть груди Иоанна абсолютно плоская. Должны ли мы, исходя из этого, считать, что у Магдалины была только одна грудь?»1
  3. Если эта фигура - Мария Магдалина, то где же Иоанн? Он точно был там (об этом свидетельствуют Матфей 26:20, Марк 14:17,20; Лука 22:8, и ни один из них не упоминает Марию Магдалину), а за столом - только двенадцать фигур апостолов!

Ссылка:

  1. Higgins, R., @lsquo;Cracks in the Da Vinci Code@rsquo;, www.irr.org/da-vinci-code.html , 23 декабря 2004 г.

Абсолютный вымысел

В самом начале книги Браун пишет: «В этом романе все действующие лица, места и события либо вымышлены, либо не соответствуют действительности» . Несмотря на это, далее в романе он пытается поставить под сомнение божественность Христа и достоверность Библии. В довершение ко всему он еще и перетолковывает христианство - например, внушает читателю, что Иисус хотел, чтобы Мария Магдалина после Его смерти возглавила Церковь.

Браун ловко пытается придать этим утверждениям достоверность, вкладывая их в уста двух персонажей-ученых - «профессора иконографии и истории религии по имени Роберт Лэнгдон» и «бывшего члена Королевского исторического общества» сэра Лью Тибинга. Однако эти «ученые» - плод вымысла! В конце главы «Факты» Браун самонадеянно заявляет: «В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов»; но и это утверждение - совершеннейшая выдумка!»

«Псевдоисторическая чепуха в кубе»

По словам профессора Майкла Уилкинса (Michael Wilkins) , с исторической и библейской точки зрения книга Дэна Брауна «изобилует поразительными неточностями» . Например:

Этот список ошибок и фальсификаций можно продолжать бесконечно, но достаточно и этой малой части, чтобы все стало понятно . Похвально, что Вестминстерское аббатство отказало в разрешении снимать на своей территории фильм по роману «Код да Винчи» - из-за «далеких от истины религиозных и исторических » и «фактических ошибок» в книге Брауна. К сожалению, руководство Собора Линкольна разрешило съемки в соборе за «пожертвованные» 100 000 фунтов стерлингов.

Нападки Брауна на христианство

В 55 главе Браун вкладывает в уста Тибинга такие слова: «Библия - это творение человека… Вовсе не Бога… а затем она прошла бесчисленное количество переводов, дополнений и переделок. Для включения в Новый Завет рассматривались свыше восьмидесяти Евангелий… Библия, какой мы ее теперь знаем, была составлена из различных источников язычником, римским императором Константином Великим… Официально провозгласив Иисуса Сыном Божьим, Константин тем самым превратил Его в божество… чья власть вечна и незыблема» .

Канонические книги Нового Завета

Канонические книги Нового Завета - это книги, признанные христианской церковью в качестве Священного Писания. Что же необходимо, чтобы книгу признали канонической?

  1. Она должна быть написана апостолом или близким другом Иисуса, таким как Марк или Лука.
  2. Она должна рассказывать правду о Боге.
  3. Содержание книги должно свидетельствовать о ее боговдохновенности.
  4. Она должна быть признана христианским миром.

Признание книг Нового Завета начинается в I веке нашей эры. Апостол Павел (1 Тимофею 5:18) называет Евангелие от Луки 10:7 Священным Писанием. Апостол Петр называл Священным Писанием послания апостола Павла (2 Петра 3:15–17). Четыре библейских Евангелия «прочно утвердились в качестве основополагающих текстов христианской церкви к концу второго века, если не раньше» . Первые списки канонических книг Нового Завета были утверждены на Иппонском соборе 393 года и Карфагенском соборе 397 года, гораздо позже смерти Константина в 337 году. Важно помнить, что канон вначале был утвержден Богом и только потом - людьми. Ф. Ф. Брюс (Bruce), исследователь Нового Завета, пишет: «Неверно считать, что книги Нового Завета стали основополагающими для церкви, потому что были формально признаны каноническими. Напротив, церковь включила их в списки канонических, потому что уже считала их продиктованными свыше...»

Апокрифические евангелия Марии, Петра и Филиппа , на которые ссылается Браун, не отвечали этому основному критерию и не были приняты церковью ; таким образом, не было смысла их переписывать. Итак, идеи Брауна не отличаются оригинальность. Они много лет были популярны в кругах оккультистов и сторонников культа «Нью Эйдж», а корнями уходят в древнюю ересь гностицизма .

Ссылкии примечания:

Был ли Иисус женат?

Не существует даже самого отдаленного намека на исторические свидетельства о том, что Иисус якобы был женат на Марии Магдалине. Нигде в Библии ничего подобного не сказано. Апостол Павел провозглашая право «иметь спутницей жену» (1 Кор. 9:5), говорит, что у прочих апостолов, братьев Господа, и у Кифа [Петра] были жены, но об Иисусе он этого не говорит.

На кресте Иисус просит Иоанна позаботиться о Его матери (Иоанна 19), однако не выказывает заботы о Марии Магдалине - Своей уже-почти-вдове, если верить Брауну.

В «Евангелиях» от Филиппа и от Марии Магдалины, на которые ссылается Браун, не сказано , что Мария Магдалина была женой Иисуса. Главное «доказательство» Брауна - это цитата из Евангелия от Филиппа: «А спутница Спасителя - Мария Магдалина». Браун пишет: «Любой специалист по арамейскому скажет вам, что слово «спутница» в те дни буквально означало “супруга”» (глава 58). Это неверно! Евангелие от Филиппа было написано не на арамейском, а на греческом языке, и переведено на коптский (т.е. египетский, а не арамейский) . Греческое слово kowovoc (koinonos ), о котором идет речь, означает «друг, соратник»; в Новом Завете оно ни разу не встречается в значении «супруг» .

На самом деле, невеста Христова - это Его Церковь .

Подумаешь, ошибки!

Грубые исторические ошибки - не редкость для низкопробной фантастики. Зачем же уделять так много внимания тому, как нелепо искажает действительность Дэн Браун? На то есть несколько причин:

Как мы можем отличить ложь от правды?

Ответ: Иисус послал нам Духа Истины (Ин. 14:17; 15:26). Он помогает верующим отличить ложь от правды (Ин. 16:13 ). Он делает это через Слово Божье, Библию, которой Он является божественным автором (2 Пет. 1:21, cf. Евр. 3:7, 10:15 2 Тим. 3:16 ), которая также зовется "истиной" (Ин. 17:17 ).

Поэтому для Христиан, верующих в Библию, если утверждение о Христианстве, грехе, нравственности, Евангелиях, божественной личности Иисуса, Воскресении, Творении, Потопе, будущем суде и т.д., соответствует Слову Божью, то оно истинно. Если же утверждение противоречит Слову Божьему, то оно ложно

Статья в“New York Times ” гласит: «Идея тайного заговора, на которой зиждется «Код да Винчи», во многом была придуманы еще авторами бестселлера 80-х годов «Святая кровь, Святой Грааль» (Holy Blood, Holy Grail ). [На самом деле, авторы «Святой крови, Святого грааля» даже подали в суд за плагиат, но проиграли дело. - Прим. ред.] Эта книга была основана на папке с документами, обнаруженной в Национальной библиотеке Франции, но сегодня уже выяснено, что это была мистификация» .

Эпилог романа, когда Лэнгдон приклоняет колени перед прахом Марии Магдалины, - самый подходящий момент для Брауна, чтобы предъявить «доказательства» - мнимые десятки тысяч страниц информации из четырех огромных сундуков. На деле же Браун не приводит ни одной страницы доказательств. Вымышленный «склеп» так и остается закрытым. Ни одного доказательства ересей Брауна не существует.

Похоже, человек готов поверить в любую фальсификацию истории, если это поможет ему избежать обязательств, которые влечет за собой вера в истину об Иисусе Христе. В этом «Код да Винчи» очень схож с теорией эволюции от микроба к человеку. Если бы хоть что-то из этого было правдой, это означало бы, что Библия лжет, что людям не нужен Спаситель и Искупитель грехов, а идея Судного безосновательна.

Браун сознательно подменил подлинную историю очевидной мистификацией, что, безусловно, хорошо для его кошелька, зато очень опасно для бессмертных душ многих читателей.

Ссылки и примечания

  1. Впервые роман был опубликован в твердом переплете издательством Doubleday, New York, 2003. Авторы этой статьи пользовались изданием в мягком переплете издательства Corgi Books, Transworld Publishers, London, 2004.

Очень кратко Расследование убийства работника Лувра раскрывает множество тайн, связанных с Марией Магдалиной.

В Лувре поздно вечером происходит убийство куратора Жака Соньера, тело которого обезображено странными знаками. Полиция считает, что убитый так сам себя исполосовал. Его убийца, Сайлес, звонит некоему Учителю и докладывает, что четверо человек, сообщивших ему перед смертью одну и ту же информацию, убраны. Некое братство создало краеугольный камень, на котором знаками зашифровано, где хранится секрет этого братства. Все четверо убитых показали, что карта находится в парижской церкви Сен-Сюльпис. Учитель требует срочно достать эту карту.

Полиция обращается за помощью к профессору религиозной символики Гарвардского университета Роберту Лэнгдону. Никогда ранее не знавший Лэнгдона, Соньер назначил приехавшему накануне в Париж профессору встречу.

Из Нью-Йорка в Рим вылетает епископ Арингароса, отец-председатель братства «Опус Деи». С недавних пор за братством наблюдает специальная группа, так как некоторые его члены были замечены в неблаговидных поступках, но братство находится под эгидой Ватикана. Недавно на некоторых членов братства были совершены нападения. Арингароса получает известие, что Сайлес нашёл краеугольный камень.

Лэнгдона привозят в Лувр на место преступления. По мнению полиции, Соньер находился у себя в кабинете, когда на него напали. Он выбежал в галерею и включил сигнализацию, сорвав со стены картину. Вход в галерею перекрыла опустившаяся решётка, и убийца выстрелил в куратора через неё. Соньер прополз довольно большое расстояние и умер. Полиция обнаружила его обнажённым, лежащим на спине с раскинутыми руками и ногами. В центре живота была нарисована пятиконечная звезда - пентакл. В темноте, рядом с трупом были видны пурпурные буквы и цифры. Убийца бесследно исчез.

Сестра церкви Сен-Сюльпис Сандрин встречает прибывшего в Париж представителя «Опуса Деи».

Пытаясь расшифровать написанное, Лэнгдон приходит к выводу, что Соньер своей позой скопировал знаменитую картину Леонардо да Винчи «Витрувианский человек».

Ведущий расследование капитан Безу Фаш передаёт снимки со знаками в отдел криптографии, и на место преступления прибывает криптограф Софи Нёве из судебной полиции. Она сообщает Лэнгдону, что он в опасности.

Арингароса встречается с Сайлесом, которому он когда-то спас жизнь, и с Учителем.

Софи сообщает Фашу, что набор цифр - это последовательность Фиббоначчи. Улучшив момент, она встречается наедине с Лэнгдоном и говорит ему, что он первый подозреваемый в убийстве, поэтому в карман ему подложили специальный маячок слежения. Помимо тайных знаков, написанных возле тела, была надпись, которую Фаш стёр: Соньер просил найти Лэнгдона. Надпись предназначалась не для полиции, а для неё, так как она внучка Соньера.

Софи осталась сиротой в четыре года. Её родители, бабушка и младший брат погибли в автомобильной катастрофе, и девочку вырастил дед. Десять лет назад, вернувшись домой без предупреждения, она застала деда в обществе странных людей, поклоняющихся какому-то предмету и совершающих странные обряды. Софи порвала с ним отношения. С тех пор они не виделись, хотя дед просил её о встрече.

С помощью Софи Лэнгдону удаётся сбежать из Лувра. Внимательно перечитав запись, Лэнгдон приходит к выводу, что это анаграмма слов «Леонардо да Винчи Мона Лиза», а последовательность Фибоначчи - это шифр.

Софи остаётся одна в Лувре. Она хочет найти «Мону Лизу» и узнать, что за таинственное послание ей оставил дед.

Сайлес приходит в церковь Сен-Сюльпис. Он просит сестру Сандрин оставить его одного, чтоб помолиться. Спрятавшись, сестра Сандрин наблюдает за ним.

Софи приходит на место преступления. Лэнгдон не убегает, а возвращается к ней. Подумав, он приходят к выводу, что в надписи возле покойного был зашифрован символ тайного общества, который Софи когда-то видела у деда. Осмотрев стекло на картине «Мона Лиза», они видят надпись кровью - один из фундаментальных принципов братства.

Софи осматривает другую картину Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте». Там она находит необычной формы ключ, который она когда-то в детстве видела у деда, и который должен открыть шкатулку с множеством секретов. На ключе они видят адрес.

Лэнгдона арестовывает агент службы безопасности Лувра, но Софи спасает его.

Сайлес, думая, что он в церкви один, достаёт из тайника Библию, чтобы выяснить, где находится краеугольный камень. Сестра Сандрин звонит связным членам братства и выясняет, что они все убиты.

Софи и Лэнгдон сбегают от полиции. Лэнгдон рассказывает о братстве «Приорат Сиона», печатью которого помечен ключ. Тамплиеры передали братству привезённые из Иерусалима в Европу важные секретные документы, в которых речь идёт о чаше Грааля.

Ничего не найдя, Сайлес убивает сестру Сандрин.

Арингароса получает от Ватикана крупную сумму.

По указанному на ключе адресу находится швейцарский банк. Софи с Лэнгдоном находят сейф, но не знают номера счёта. Президент отделения банка Андре знает, что их подозревают в убийстве, их снимки уже распространены Интерполом. Софи рассказывает ему, что случилось. Полиция, следовавшая за ними, прибывает в банк. Берне согласен помочь скрыться, ему не нужны проблемы на территории банка, а Соньер был его другом. Лэнгдон вспоминает надпись возле тела покойного - это номер счёта.

В сейфе оказывается шкатулка с символом Приората Сиона на крышке. Взяв шкатулку с собой, Берне вывозит беглецов из банка незамеченными.

Сайлес кается Учителю, что не выполнил задание, но тот его успокаивает: он знает, кому Соньер передал информацию.

Внутри шкатулки оказывается криптекс, цилиндр с дисками. Криптекс изобрёл Леонардо да Винчи, но Соньер любил вырезать такие штуки из дерева. Поразмыслив и узнав от Софи об обряде, которое она видела в детстве, Лэнгдон приходит к выводу, что Соньер был одним из высших членов общества, которым доверена тайна, и в криптексе указано, где находится чаша Грааля. Должно быть ещё три человека посвящённых в тайну, видимо Соньер чувствовал какую-то опасность, если хотел доверить тайну внучке и ему.

Услышав по радио, что Софи и Лэнгдона обвиняют в убийстве ещё трёх человек, Берне требует, чтоб они отдали то, что Соньер доверил ему охранять. Софи и Лэнгдон сбегают, бросив Берне одного в лесу. Лэнгдон догадывается, что в братство проник предатель. Он решает обратиться к выдающемуся учёному Лью Тибингу, который занимается изучением чаши Грааля. Тибинг заинтересуется критпексом и не выдаст их полиции.

Выслушав Софи с Лэнгдоном, Тибинг показывает им картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». У каждого из тринадцати участников вечери есть своя чаша, но Библия и другие легенды считают, что чаша Грааля появилась именно здесь. Тибинг считает, что чаша Грааля - не предмет, а человек, причём женщина, так как символ женского начала - сосуд. Эта женщина изображена на картине, и она - Мария Магдалина.

Согласно различным документам и древним свиткам Мёртвого моря, между Иисусом и Марией Магдалиной были романтические отношения, они были супругами. Кровь в чаше Грааля - это ребёнок Иисуса, которого носила в себе Мария Магдалина. Церковь скрывала этот факт и объявила Марию Магдалину блудницей, что не соответствовало действительности.

Чтобы спасти ребёнка, Мария бежала во Францию и родила там девочку Сару. Документы о жизни Иисуса, Марии и Сары были спрятаны и найдены тамплиерами. Поиск чаши Грааля - это поиск могилы Марии Магдалины.

Род Иисуса развивался, соединился с родом французских королей и основали Париж.

Слуга Тибинга Реми сообщает хозяину, что Лэнгдона и Софи разыскивает полиция. Чтоб Тибинг не сдал их властям, Лэнгдон показывает ему криптекс. Это видит прокравшийся под его окно Сайлес. Тем временем к дому Тибинга подъезжает полиция.

Поразмыслив, Тибинг, Софи и Лэнгдон приходят к выводу, что Соньер передал тайну братства Софи, так как остальные знавшие её убиты. Убийца должен быть подослан Церковью.

Тибинг изучает криптекс, а Лэнгдон в другой комнате рассматривает шкатулку. В ней он находит кусок дерева с надписью на неизвестном ему языке, но тут Сайлес ударяет его по затылку. Угрожая Софи и Тибингом пистолетом, Сайлес требует отдать ему криптекс. Тибинг выбивает у него пистолет.

В дом Тибинга врывается полиция, но Тибинг, Реми, Софи и Лэндокс, взяв Сайлеса успевают сбежать. Лэнгдону непонятно, как Сайлес мог их найти.

Тибинг предлагает улететь всем в Англию на своём самолёте. Поразмыслив над криптексом, беглецы решают, что нужно найти могилу тамплиеров, а зашифрованное слово - София. В криптексе лежит ещё один криптекс вместе с запиской, в которой сообщается, что нужно найти в Лондоне могилу рыцаря, похороненного Папой, и взять там шар.

Услышав новости, Арингароса понимает, во что он втянул Сайлеса, и решает лететь в Лондон.

Обманув английскую полицию, Тибинг вместе с Лэнгдоном, Софи, Реми и Сайлесом едут к могиле рыцаря в церковь, где похоронены тамплиеры. Пока Тибинг с Софи и Лэнгдоном находятся в церкви, Реми, который работает на Учителя и рассчитывает получить крупную сумму, освобождает Сайлеса. Сайлеса врывается с пистолетом в церковь, требуя отдать ему краеугольный камень. Лэнгдон угрожает разбить криптекс. Тогда Реми приставляет пистолет к виску Тибинга, и Лэнгдон отдаёт криптекс. Реми уводит Тибинга и отпускает Софи с Лэнгдоном.

В доме Тибинга полиция делает обыск. Выясняется, что его слуга Реми был когда-то замешан в мелких кражах. Также полици обнаруживает систему прослушивания людей.

Софи сообщает в полицию о похищении Тибинга. С ней разговаривает из Франции капитан Фаш. Он извиняется за обвинения и хочет встретиться с беглецами.

Сайлесу звонит Учитель и просит, чтоб Реми привёз ему камень в резиденцию «Опуса Деи».

В исследовательском центре Королевской библиотеки Софи с Лэнгдоном встречают библиотекаря Памелу Геттем.

Оставив Реми со связанным Тибингом в машине, Сайлес приходит в резиденцию. К машине приходит Учитель, которого никто ранее не видел. Он убивает Реми, забрав критпекс.

Памела изучает документы и приходит к выводу, что рыцарь - это Исаак Ньютон, Великий мастер Приората Сиона, который был проклят Церковью. Похоронен Ньютон в Вестминстерском аббатстве философом Александром Попом, чьё имя и слово «Папа» пишутся одинаково.

В резиденции «Опус Деи» Сайлеса арестовывают. Во время задержания он оказывает сопротивление и случайно ранит епископа Арангароса.

На могилу Ньютона приходят Софи и Лэнгдон, переживающие за Тибинга. Их видит спрятавшийся Учитель. Софи и Лэнгдон видят надпись на надгробии, в которой сообщается, где находится Тибинг.

В указанном месте они находят целящегося в них из пистолета Тибинга. Это и есть Учитель, который организовал убийство Соньера, семьи Софи и других людей, чтоб никто не узнал тайну Грааля. Тибинг инсценировал разговор с Реми и Сайлесом, обманув их. Теперь он хочет завладеть тайной криптекса.

Сайлес тащит раненого епископа, чтоб ему оказали помощь. Несколько месяцев назад, Арингаросу предложили, чтоб «Опус Деи» вышел из под опёки Ватикана. Когда епископ отказался, ему позвонил некто Учитель и предложил оказать содействие в поиске священной реликвии. Епископ сожалеет, что приказал Сайлесу слушаться Учителя.

Пытаяся перехитрить друг друга, Тибинг и Лэнгдон разгадывают, что означает шар на могиле - яблоко. Но тут полиция арестовывает Тибинга.

Сайлес умирает от полученного ранения.

Лэнгдон и Софи приезжают в Шотландию, в церковь, на которую указывает последняя запись в криптексе. Там они встречают женщину, у которой точно такая же шкатулка. Женщина оказывается бабушкой Софи, которая много лет живёт под другим именем. С бабушкой живёт младший брат Софи. Бабушка и брат не поехали тогда в машине и после случившегося вынуждены были скрываться.

Софи приобрела семью, а Лэнгдон должен уехать. Они договариваются встретиться вскоре во Флоренции.