Дикторы мужчины которым за 70. Центральное телевидение ссср


Все лучшее – детям

Под этим девизом всегда работала Татьяна Кирилловна Черняева, учительница из развлекательно-образовательной детской телепередачи «АБВГДейка». Личное обаяние принесло ей любовь советских школьников и дошколят, но за кадром Черняева работала еще больше: она руководила редакцией детских программ, много занималась журналистикой, а заслуги Татьяны Кирилловны отмечены такими наградами и званиями, как член Академии российского телевидения и лауреат премии «Лучшие перья России».


Вокруг света

Юрий Александрович Сенкевич вел собственную передачу «Клуб путешественников» на протяжении 43 лет. За это время зрители успели вместе с ним открыть для себя даже самые отдаленные уголки нашей планеты. Однако не стоит считать эту передачу сугубо развлекательной, ведь Юрий Александрович вложил в нее все грани своего таланта: военный врач по образованию, полковник медицинской службы и кандидат медицинских наук, он с тем же профессионализмом подходил и к путешествиям. Помимо всего прочего, он принимал участие в нескольких экспедициях, например в Антарктику и на Эверест. Детище не смогло пережить своего отца, и после ухода из жизни Юрия Сенкевича «Клуб путешественников» закрылся.


Музыка нас связала

Бессменной соведущей музыкального фестиваля «Песня года» на протяжении 18 лет (с 1988 по 2006 годы) была Ангелина Михайловна Вовк. Но передач, в которых она успела поработать ведущей, в ее послужном списке гораздо больше: среди музыкальных – «Утренняя почта», «Музыкальный киоск», «Голубой огонек», различные концерты, вечера классической музыки, фестивали и конкурсы, детские – «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», а также многие другие.

Ангелина Михайловна «в обойме» и по сей день в качестве диктора на радио и телеведущей, а ее профессиональная деятельность отмечена званиями «Заслуженной артистки РСФСР», «Народной артистки РФ» и множеством общественных наград.

Энергичной Ангелина Вовк продолжает оставаться благодаря здоровому образу жизни и многочисленным хобби, среди которых моржевание, горные лыжи, выращивание агрокультур и многие другие.


Конечно, сегодня мы рассказали далеко не обо всех выдающихся дикторах и телеведущих времен СССР, но обязательно посвятим им наши публикации в дальнейшем. Stay tuned, как говорится, будет интересно!

Использование всего текста или его фрагментов, разрешается только со ссылкой на эту страницу.

Работать на телевидение Валентина Михайловна пришла в 1954 году помощником режиссера, диктором она стала позже. А к концу 60-х без нее не обходился ни один выпуск праздничного «Огонька», а «Спокойной ночи, малыши» и «Будильник» с удовольствием смотрели не только дети, но и взрослые. Самой главной и самой личной передачей в ее жизни стала программа «От всей души», которую называют прообразом современных ток-шоу. На этой программе встречались старые друзья, разлученные войной родственники, с героями передачи плакала вся страна. Тетя Валя так и не вышла замуж, хотя ее руки просил сам Булат Окуджава . Ее единственной любовью осталось телевидение.

Сегодня мы решили вспомнить, какие еще ведущие советского ТВ собирали у экранов всю семью.

Свою карьеру артиста Юрий Николаев начал в Москве , актером Театра имени Пушкина . Но особой славы и популярности актерское ремесло ему не принесло. Узнавать Юрия Александровича в лицо начали только тогда, когда он стал ведущим одной из самых популярных передач на советском телевидении – «Утренней почты». И дальше пошло-поехало: его начали приглашать вести «Голубой огонек», «Песню года». А позже, во время перестройки, Юрий Николаев создал собственную продюсерскую фирму «ЮНИКС», выпускавшую еженедельную программу «Утренняя звезда». С этого телеконкурса начинали многие известные сегодня артисты: Юлия Началова, Алексей Чумаков , Валерия и многие другие.

Юлия Васильевна вела одну из первых передач на медицинскую тематику на отечественном ТВ – научно-популярную программу «Здоровье». Причем по специальности она вовсе не артистка и не телеведущая, а врач. Именно потому ее программа была все-таки научной, а популярность передача набирала благодаря личному обаянию Юлии Белянчиковой . Она оставалась бессменной ведущей программы более двадцати лет. За это время поток писем на передачу вырос с 60 тысяч в год до 160 тысяч. Причем на вопросы зрителей ответы давали не только в эфире, но и по переписке. Для этого в штате программы работали четыре квалифицированных врача.


Александр Васильевич – родоначальник юмора на отечественном телевидении. Мы говорим «Масляков», подразумеваем «Клуб веселых и находчивых» и наоборот. На телевидении Александр Масляков работает с 1964 года и даже сейчас, несмотря на солидный возраст – ему 71 год – остается бессменным ведущим, руководителем и режиссером «КВН». А сам «Клуб», в свою очередь, остается одной из самых популярных передач на ТВ. Кроме того, Александр Васильевич вел «Алло, мы ищем таланты», «Веселые ребята», «12 этаж», репортажи со Всемирных фестивалей молодежи и студентов, несколько лет был ведущим международных фестивалей песни в Сочи . А сейчас Александр Васильевич еще и председательствует в жюри на «Минуте славы».


На телевидение Александр Евгеньевич, в общем-то, не стремился. Он учился на юридическом факультете РГУ, закончил аспирантуру философского факультета МГУ , стал кандидатом философских наук. После окончания аспирантуры попал в большую политику и даже был спичрайтером генсека Леонида Брежнева . На ТВ Александр Бовин тоже был далек от развлекательных передач – он был серьезным публицистом. Всенародную известность Бовин приобрел в свою бытность ведущим тележурнала «Международная панорама», имевшего очень высокие рейтинги среди зрителей. Передачу, собиравшую миллионную аудиторию, даже называли «окном в мир», - в нее включали репортажи о западной культуре и искусстве, здесь можно было увидеть кадры с роскошными авто, невиданной архитектурой и интерьерами. А сам Александр Бовин и выглядел нестандартно – лохматый, усатый, без галстука, и передачи вел так, будто беседовал со зрителями по-соседски, сидя на кухне.


Игорь Леонидович Кириллов по праву считается легендой отечественного телевидения. Его можно назвать настоящей звездой новостей. В 2001 году он даже удостоился почетного титула «Человек-эпоха». Кроме того, в его наградном списке есть три ордена: Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» 3-ей и 4-ой степени. У Игоря Кириллова – театральное образование, до того, как прийти на телевидение, он играл в Театре на Таганке. В июле 1957 года начал работать в Шаболовском телецентре помощником режиссера музыкальной редакции ЦТ . А через два с половиной месяца победил в конкурсе дикторов и впервые вышел в эфир. Игорь Кириллов был диктором программы «Время» более 30 лет, став лицом новостной передачи, а его фирменный тембр узнавали с первых слов и узнают до сих пор. Ему даже доверяли выступать с новогодними обращениями к жителям страны вместо руководства СССР . Кстати, Игорь Кириллов до сих пор ведет ежегодную трансляцию парадов в честь Дня Победы на Красной площади.


Вообще-то, Александр Иванов – вовсе не профессиональный телеведущий. Он – педагог, окончил факультет рисования и черчения в Московском заочном институте и работал преподавателем черчения и начертательной геометрии. Известность он обрел, конечно, не в качестве учителя, но и не в качестве телеведущего. Популярность пришла к нему еще до ТВ, когда он увлекся написанием стихотворных пародий. Его первая книга «Любовь и горчица» была опубликована в 1968 году. Был принят в Союз писателей, много выступал на эстраде и даже сыграл пару небольших ролей в кино. На телевидение он пришел в 1978 году и 12 лет вел юмористическую передачу «Вокруг смеха», хотя сперва планировалось, что он будет гостем одного из первых выпусков. Сан Саныч, как его ласково называли, оказался настолько органичен в роли ведущего, что его решили оставить. И не зря – он заставлял хохотать миллионы телезрителей.


Сын лауреата Нобелевской премии Петра Капицы родился в Кембридже . Ему на роду было написано заниматься наукой и, действительно, он стал выдающимся физиком, был вице-президентом Российской Академии естественных наук. Но заслуга его – не только в исследовательской работе, но и в том, что науку он нес людям. Причем делал это в настолько доступной форме, что журнал «В мире науки», где он был главным редактором, стал одним из самых популярных периодических изданий в стране, а выпуски телепередачи «Очевидное - невероятное» до сих пор показывают на канале «Ретро». За свои достижения в популяризации и пропаганде научных знаний был награжден премией РАН и золотой медалью РАН.


Помните детскую телепередачу «АБВГДейка»? Наверняка помните. И ее ведущую Татьяну Кирилловну, учительницу, помните тоже. Она говорила, что «АБВГДейка» - единственная неполитизированная программа на советском телевидении. И говорила со знанием дела, ведь успевала не только вести веселую образовательную передачу для детей, но и руководить редакцией детских программ. Татьяна Черняева – дипломированный журналист, окончила МГУ имени Ломоносова и добилась немалых успехов на журналистском поприще. В частности, она лауреат журналистской премии «Лучшие перья России » и член Академии российского телевидения. Татьяна Кирилловна всегда выступала и до сих пор выступает за увеличение доли детских передач на российском телевидении. Все лучшее – детям.


Первая ассоциация с именем этой телеведущей – фестиваль «Песня года», трансляцию которого не пропускали ни в одной семье. Ведь «Песня» была главным событием в мире отечественной эстрадной, а позже и поп-музыки. Можно сказать, что это старейшее шоу на нашем ТВ, ведь «Песня» идет до сих пор, начиная с 1971 года. В паре с Евгением Меньшовым Ангелина Вовк вела фестиваль 18 раз, вплоть до 2006 года. В 2007 году грянул скандал: Алла Пугачева вытеснила ведущих из программы, превратив «Песню» в свой бенефис. Сейчас Ангелина Михайловна ведет программу «Доброго здоровьица» на Первом вместе с Геннадием Малаховым .


Телепередача «Клуб путешественников», которую Юрий Александрович вел 30 лет, занесена в Книгу рекордов Гиннеса как старейшая передача на российском телевидении. Она выходила в эфир еженедельно в течение 43-х лет и закрылась только после смерти Юрия Сенкевича в 2003 году. Юрий Александрович – военный врач, кандидат медицинских наук и полковник медицинской службы. А еще – знаменитый путешественник, президент Ассоциации путешественников России. Он принимал участие в советской антарктической экспедиции «Восток», вместе со знаменитым норвежским путешественником-исследователем Туром Хейердалом


ФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии


1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»



2.


Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор - это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение - это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.


3. Анна Николаевна Шатилова - диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей


Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени - то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.



5. Игорь Леонидович Кириллов - диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим


Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных - можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.



7. Наталья Михайловна Андреева - диктор ЦТ с 1982 года, ныне - преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»


Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.



9. Виктор Петрович Ткаченко - диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне - преподователь в Первой национальной школе ТВ

10.


Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.



11. Виктор Иванович Балашов - диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии

12.


Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности - того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.



13. Дина Анатольевна Григорьева - диктор ЦТ с 1975 года, ныне - преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»

14.


На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, - за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.



15. Валентина Николаевна Мокроусова - диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»


16. Анна Николаевна Шатилова, 1985

Телевизор для советских граждан был другом, окном в мир, источником информации и одним из главных развлечений. Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня...

Телевизор для советских граждан был другом, окном в мир, источником информации и одним из главных развлечений. Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня мы расскажем про самых известных женщин этой профессии в СССР.

Нина Кондратова

Первый диктор и одна из основательниц советской дикторской школы. Работала на ТВ с самых первых лет организации вещания. Долгое время на ЦТ было всего три женщины-ведущих: Кондратова, Леонтьева и рано ушедшая из жизни Чепурнова. В 50-х основное соперничество за популярность среди зрителей шло между первыми двумя и «официальным» лидером считалась именно Кондратова.

Зачастую ей поручали вести премьеры, от вечерних новостей до «Спокойной ночи, малыши». О степени популярности говорит хотя бы реакция зрителей на трагедию, которая произошла с Кондратовой. Во время записи программы на ВДНХ ей выколол глаз бык. Информацию о ЧП тщательно скрывали. Несмотря на это, Шаболовку просто завалили письмами в ее поддержку. Позднее Кондратова стала учить молодых телеведущих мастерству.

Валентина Леонтьева

Самая востребованная и разноплановая телеведущая советских времен. Леонтьева тоже из первого состава дикторов, на телевидении она с 1954 года и с небольшими перерывами проработала там до начала 90-х. Уже в конце 50-х она стала безумно известной и популярной. Самое поразительное, что долгое время она почти не появлялась в официальных эфирах.


Леонтьева вела «Голубые огоньки», праздничные трансляции, множество детских передач, прежде всего «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки». Настоящими всесоюзными хитами в свое время стали «Умелые руки» и «От всей души». Последний проект был уникален для Советского Союза: снимался в разных городах и представлял из себя что-то среднее между концертом, ток-шоу и «Жди меня». Леонтьева стала одним из его создателей, на ней программа и держалась.

Анна Шилова

Первая телезвезда СССР. Стала феноменально популярной в 1959, когда в эфир выпустили программу «Наш клуб». После нескольких преобразований передача превратилась в знаменитый «Голубой огонек» и во многом ее успех был обусловлен не только форматом, но и личностями основных ведущих – Шиловой и Кириллова. Дуэт был настолько гармоничным, что большинство советских граждан были искренне уверены, что они супруги.


Шилову отличало удивительное обаяние, умение импровизировать, что было очень важно вначале, так как многие передачи шли в прямом эфире, и очень выразительный голос, по которому ее часто узнавали. Была первой ведущей «Песни года», вела «Время» и принимала участие в других программах.

Нонна Бодрова

Диктор, чей стиль ведения официальных программ стал эталонным. В советское время требования к дикторам были очень высокие, а отбор ЦТ был не менее строгим, чем у будущих космонавтов. Строгость объяснялась не только идеологией. Первые ведущие, и Бодрова в том числе, очень высоко подняли планку в профессии и остальным пришлось соответствовать этим стандартам.


Телезрителям она запомнилась по программе «Время». Бодрова была первой ведущей и долгое время вместе с другой легендой, Игорем Кирилловым, рассказывала о главных новостях страны и мира. Бодрова была профессионалом, но выделялась она не только тем, что четко и на прекрасном русском читала текст с бумажки. У нее была своя особая интонация, которая прекрасно подходила для официальной информации.

Светлана Жильцова

Самая стильная и красивая ведущая на центральном телевидении в 60-х годах. В отличие от многих из первого набора, пришла на ТВ без актерского образования. Ее пригласили изначально благодаря знанию английского и направляли в основном на международные проекты. Однако в топ-дикторов она вошла, когда попала в мегапопулярный тогда КВН.


Один из немногих в стране, остросатирический проект шел в прямом эфире, от ведущих программы требовалось особое искусство вести передачу непринужденно, держать контакт с залом и при этом не допустить ничего крамольного, чтобы его не закрыли. Ни Масляков, ни Жильцова не были первыми, кого попробовали в нем в качестве ведущих, но в результате прижились именно они. После закрытия КВН Жильцова оставалась в первой обойме телеведущих и работала в программах «Время», «Утренняя почта», «Песня года», «Огонек» и многих других.

22 марта 2016 года Центральное Телевидение отпраздновало свой 65-летний юбилей. Сегодня трудно представить, что были времена, когда вещание осуществлялось только на два города: Москву и Ленинград (Санкт-Петербург), было чёрно-белым, и все передачи шли в прямом эфире. Только с 1957-го началась трансляция на европейскую часть а со 2 ноября 1967-м - на всю территорию страны. Теми, кто общался с населением с голубого экрана, читал новости, вёл передачи и комментировал спортивные соревнования, были дикторы советского телевидения. Это были представители особой профессии и специально созданного отдела на ЦСТ, прекратившего своё существование в 1995-м.

Требование к профессии формировалось постепенно, на лучших примерах дикторов пятидесятых, ставших кумирами миллионов зрителей. Благодаря их таланту стали понятны требования к будущим соискателям работы на телевидении: хорошая дикция, грамотная речь, внешний вид и умение общаться с аудиторией, пусть присутствующей лишь незримо. В дальнейшем на работу будут приниматься только те, кто пройдёт конкурсные испытания из трёх туров, что сродни отбору в театральный вуз. Дикторы советского телевидения, на которых предстояло равняться, - это, прежде всего, Виктор Балашов и Игорь Кириллов, Светлана Жильцова и Валентина Леонтьева и Анна Шатилова.

Ныне здравствующий Виктор Балашов, 1924 года рождения, выпускник Школы-студии МХАТ - образец дикторского чтения. Прошедший Великую Отечественную войну, свою карьеру он начинал на радио, где дикция и звучание голоса играли очень важную роль. Работал вместе с легендарным Юрием Левитаном. Придя на телевидение в 1947-м, он до начала эфира разрабатывал связки, как профессиональный певец. Своим уникальным басовитым голосом объявлял важные для страны новости, став ведущим программы «Время». Ему выпала честь сообщить о полёте Юрия Гагарина, прочесть напутствие заболевшего Л. И. Брежнева космонавтам станции «Союз-Аполлон», первому международному экипажу. Проработавший на телевидении до 1996 года, является народным артистом России.

Дикторы - ведущие телевизионных передач

Работали дикторы в различных редакциях, и не только великолепно читали текст, но и вели разнообразные передачи, навсегда связав своё имя с их историей. Так, Владимир Ухин был бессменным ведущим детских выпусков «Спокойной ночи, малыши», Ангелина Вовк 18 лет вела итоговую «Песню года», Юрий Николаев ассоциируется с «Утренней звездой», а Светлана Жильцова и Александр Масляков - с тем КВНом, который начинался с песни «Берите в руки карандаш, мы начинаем вечер наш».

Парадоксально, что ни Александр, ни Светлана не были первыми ведущими КВНа, но именно они стали его символами. Передача, родившись из другой весёлой программы, стала единственной, в условиях прямого эфира, неподвластной и неподконтрольной начальству. Её закрытие в 1971 году по формальному поводу - команда Одессы вышла на игру с наклеенными усами и бородами - стало завершением свободолюбивых 60-х годов.

Светлана Жильцова попала на телевидение совершенно случайно, но этому предшествовали её многолетние занятия в студии художественного слова при Доме пионеров. Будучи студенткой иняза, она была приглашена на телевидение из-за знания английского языка. После неожиданной замены заболевшего ведущего детской спортивной программы, где в 40-минутной передаче она хорошо себя проявила, девушку пригласили в штат. Её отличали улыбчивость и правильная В те годы за речью в эфире следил педагог русского языка, у которого дикторы советского телевидения получали уроки. Александр Масляков пришёл в КВН в 1964-м, будучи ещё студентом, и остался верен этой игре до настоящего времени.

Иконы стиля

При отсутствии коммерческой составляющей телевидения, одежду для появления в эфире ведущие подбирали самостоятельно. Выезжая за рубеж, следя за модой и изыскивая возможности для приобретения качественных материалов, настоящими иконами стиля в СССР были именно советские дикторы телевидения. Женщины первыми продемонстрировали красоту и практичность кримпленовых костюмов, скромных, но изысканных украшений, великолепных причёсок от признанных мастеров. Анна Шатилова, Ангелина Вовк, привлекаемые к работе на телевидении до сих пор, демонстрируют безупречный вкус, и в зрелом возрасте вызывая восторженные отзывы.

Образцом женственности и красоты на протяжении десятков лет оставалась Валентина Леонтьева, ведущая самой человечной передачи «От всей души», без которой не мыслилась ни одна рейтинговая программа на телевидении. Народная артистка СССР трудилась до 65 лет, сделав пластическую операцию, чтобы сохранить любимую работу.

Нестареющие ветераны

С закрытием отдела дикторов большинство ветеранов телевидения оставили любимую работу, продолжая трудиться в других направлениях. Великолепную карьеру сделала неподражаемая Екатерина Андреева, выпускница дикторской школы 1992 года, выделяющаяся среди коллег интеллигентностью и уважительным отношением к слову. Но есть и представители более старшего поколения, дикторы советского телевидения. Мужчины представлены нестареющим Игорем Кирилловым, начавшим свою деятельность в далёком 57-м. 30 лет он являлся бессменным ведущим программы «Время». Благодаря профессионализму и великолепному тембру голоса ему поручалось поздравление жителей страны с Новым годом, комментирование праздничных мероприятий с главной площади столицы, чем он продолжает заниматься и в настоящее время, работая в паре с неувядаемой Анной Шатиловой.

Дикторы советского телевидения стали неотъемлемой частью культуры страны, предметом гордости и уважения.