Добрые сказки для детей 3 4 лет. Братья Гримм «Заяц и ёж»


Вы заглянули в категорию сайта Русские народные сказки . Здесь вы найдёте полный список русских сказок из русского фольклора. Давно известные и горячо любимые персонажи народных сказок встретят здесь вас с радостью, и в который раз расскажут вам о своих интересных и занимательных приключениях.

Русские народные сказки делятся на такие группы:

Сказки о животных;

Волшебные сказки;

Бытовые сказки.

Герои народных сказок русских часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.

Include("content.html"); ?>

Русская народная сказка играет и воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он.

Русская народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления ребёнка всегда найдётся подходящая поучительная русская сказка, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.

Благодаря красоте русской речи русские народные сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сюжете каждой сказки. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.

Нет сомнения, что русские сказки позволят окунуться и взрослым в мир детства и волшебных фантазий на много счастливых минут. Сказка на крыльях волшебной жар-птицы унесёт в воображаемый мир и не раз заставит оторваться от повседневных проблем. Все сказки представлены для ознакомления абсолютно бесплатно.

Русские народные сказки читать


Книги для детей 3 — 4 лет. Список лучших сказок и стихов русских авторов

11. Н. Дилакторская «Приключения серого Маламыша» (Лабиринт , Ozon , My-shop )

Книжка о маленьком, но отважном мышонке, который впервые выбрался из своей норки и отправился на поиски мамы. В какие передряги он только не попадал, но таки справился со всеми испытаниями достойно. Сказка очень динамичная и эмоциональная. И хотя она довольно продолжительная, читается буквально на одном дыхании. Думаю, во многом это достигается благодаря очень ритмичному и задорному слогу Наталии Дилакторской.

Ко всем литературным достоинствам книги добавляется великолепное оформление – в книге очень много пошаговых иллюстраций, которые помогают малышу уловить сюжет.

12. Б. Заходер «Кит и кот» (Лабиринт , Ozon , My-shop )

Не знаю, есть ли смысл оценивать классику, по-моему, она просто должна быть у каждого ребенка У Заходера всегда есть где посмеяться и что обсудить с ребенком. Для чтения после трех лет – самое то. Малыш уже сможет оценить тонкий юмор, а где-то даже и сарказм автора.

В этой книге, кстати, представлены не только стихи Заходера, но и три его сказки в прозе, которые редко встречаются в других сборниках.

13. Б. Заходер «Ма-тари-кари» (Лабиринт , Ozon , My-shop )

Еще один известный рассказ Заходера, которого в предыдущем сборнике, к сожалению, нет, но который в детской библиотеке иметь весьма полезно. Из «Ма-тари-кари» малыш усвоит сразу две полезные мысли – надо регулярно чистить зубы и нельзя смеяться над чужим несчастьем.

Первая реакция у моей дочери на мучения крокодила с больными зубами была примерно такая же, как у персонажей книги – поделом мол этому злодею. Но потом мудрая и храбрая птичка Ма-Тари-Кари доходчиво объяснила, что в помощи нуждается каждый из нас, и сделанное добро способно преобразить любого злодея.

Конкретно в этом издании мне не очень понравилась верстка. На одних страницах только картинки, на других – только текст. Читать с ребенком не очень удобно. В целом же книга красиво оформлена.

14. В. Осеева «Синие листья» (Лабиринт , Ozon , My-shop )

«Синие листья» для меня – этакий привет из советского времени. Все, начиная от одежды детей на картинках, и заканчивая принципами воспитания, напоминает здесь о нашем детстве. Получив книгу, я даже немного забеспокоилась, приготовившись к тому, что сейчас нас вновь будут в строгой форме поучать о том, как надо уважать старших и т.п. Однако впечатление от книги осталось исключительно положительное. Да, морализаторство, конечно, слегка присутствует. Но в нем нет натужности и занудства. Легко, коротко, понятно, на примере обычных житейских ситуаций Валентина Осеева рассказывает о том, что нужно дорожить дружбой, говорить правду, давать верную оценку своим поступкам.

Удивительно как в таких коротких рассказах Осеева вмещает столько эмоций. Буквально несколькими фразами она обрисовывает очень яркую картину и целую гамму чувств. Некоторые рассказы трогают до глубины души и могут послужить прекрасным поводом для обсуждения с ребенком.

15. А. Тимофеевский «Веселая геометрия» (Лабиринт , Ozon , My-shop )

«Веселая геометрия» — это простые, понятные и задорные стишки не только про геометрические тела и фигуры, но и про такие понятия как длинный-короткий, широкий-узкий, левый-правый и т.д. Как говорится, просто о сложном. Судите сами. Вот наш любимый стишок про понятия далеко-близко:

У меня есть две бабули:
Баба Рая, баба Юля.
Чтоб увидеть бабу Раю,
Надо ехать на трамвае,
А потом пешком по парку,
А потом свернуть под арку –
Добираться нелегко,
В общем, очень далеко .
Очень близко – баба Юля.
Вот, передо мной на стуле.

Ну и в заключении, хочу коротко упомянуть несколько тонких книжечек, заслуживающих внимания.

16. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (Лабиринт , Ozon , My-shop )

Пожалуй, без комментариев. Должна быть у каждого ребенка В иллюстрациях Кочергина книжка особенно прекрасна.

Присказка

Летела сова —

Весела голова;

Вот она летела, летела и села;

Хвостиком повертела

Да по сторонам посмотрела...

Это присказка. А сказка?

Сказка вся впереди.

Русская народная сказка «Золотое яичко»

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, золотое.

Дед бил, бил —

Не разбил;

Баба била, била —

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула —

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут;

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, простое.

Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку!

Русская народная сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.

И колобок запел:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волка, не хитро уйти.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен..

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

Я колобок, колобок!..

А лиса его — гам! — и съела.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись, Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорей к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

— Хозяин! Хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

«Ку-ка-ре-ку!»

Русская народная сказка «Козлятки и волк»

Жила-была коза. Сделала себе коза в лесу избушку. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко- накрепко запереться и никому дверей не отпирать.

Воротится коза домой, постучит рожками в двери и запоет:

— Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, коза, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю.

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдет пастись.

Подслушал козу волк и, когда она ушла, подошел к двери избушки и запел толстым- претолстым голосом:

— Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

Полны копытца водицы!

Козлятки выслушали волка и говорят:

И не отворили дверей волку. Волк так и ушел несолоно хлебавши.

Пришла мать и похвалила деток, что ее послушались:

— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас съел.

Русская народная сказка «Теремок»

Стоял в поле теремок. Прилетела муха - горюха и стучится:

Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нем жить.

Прискакала блоха-попрыгуха:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха. А ты кто?

— А я блоха-попрыгуха.

— Ступай ко мне жить.

Прыгнула блоха-попрыгуха в теремок, и стали они жить вдвоем.

Прилетел комар-пискун:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, да блоха-попрыгуха. А ты кто?

— А я комар-пискун.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить втроем.

Прибежала мышка-норышка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха да комар-пискун. А ты кто?

— А я мышка-норышка.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить четверо.

Прискакала лягушка-квакушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун да мышка-норышка. А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай к нам жить.

Стали жить пятеро.

Прискакал зайка-поплутайка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайка-поплутайка.

— Ступай к нам жить.

Стало их шестеро.

Прибежала лисичка-сестричка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка да зайка-поплутайка. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

Стало их семеро жить.

Пришел к терему серый волк — из-за кустов хватыш.

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я серый волк — из-за кустов хватыш.

Стали жить-поживать.

Пришел к терему медведь, стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка, лисичка-сестричка да волк — из-за кустов хватыш. А ты кто?

— А я медведь — всех давишь. Лягу на теремок — всех раздавлю!

Испугались они да все из терема прочь!

А медведь ударил лапой по терему и разбил его.

Русская народная сказка «Петушок — золотой гребешок»

Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

Уходят — строго наказывают:

— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай, когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:

— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко! Мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают...

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит... Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго- настрого наказывали петушку:

— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко! Мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса тут как тут — села под окошечко и поет:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают...

Петушок все помалкивает. А лиса — опять:

Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры-то клюют,

Петухам не дают...

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти и понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы...

Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.

Побежали кот и дрозд по Лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит... Прибежали к лисицыной норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

Трень, брень, гусельцы,

Золотые струночки...

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

Лисица слушала, слушала и думает:

«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».

Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.

Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

Русская народная сказка «Гуси»

Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

— Мы пойдем, дочка, в город, принесем тебе булочку, купим платочек; а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

Ушли старики; девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

Прибежала девочка, глядь — нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле — вдали метнулось гусиное стадо и пропало за темным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.

Бежала девочка, бежала, видит — стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

А девочка говорит:

— У моего батюшки и пшеничные не едятся!

— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблочка — тогда скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.

Бежит девочка и видит: льется молочная речка — кисельные берега.

— Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молочком — тогда скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся!

Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу еж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, куда гуси полетели?

Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит — стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А баба-яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

Бежит девочка, а гуси совсем ее нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

— Реченька, голубушка, укрой меня!

— Съешь моего простого киселика с молочком.

Похлебала девочка киселика с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси ее увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

— Яблонька, голубушка, спрячь меня!

— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Нечего девочке делать, съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками, гуси и пролетели мимо.

Вышла девочка из-под яблони и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять ее увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

— Печечка, матушка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.

Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди, братца из рук вырвут, да изба-то была уже недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к бабе-яге.

Пришли домой старичок и старушка, видят — мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

Русская народная сказка «Ворона»

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.

Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.

— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!

И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:

— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!

Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.

Вот и прилетели они к орлову жилью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.

И стал орел ворону допрашивать:

— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!

— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червячков из свежей пашни таскаю!

— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копны сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!

Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка.

Вот как пошли заморозки, стал Зайка линять, а как пришла зима студеная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить: натаскал лубочков и давай городить хижину. Увидала это Лиса и говорит:

— Ты, косенький, что это делаешь?

— Видишь, от холоду избу строю.

«Вишь, какой догадливый, — подумала

Лиса, — давай-ка и я построю избу — только уж не лубочный домок, а палаты, хрустальный Дворец!»

Вот и принялась она лед таскать да избу класть.

Обе избы поспели разом, и зажили наши звери своими домами.

Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайчиком посмеивается: «Вишь, чернолапот- ник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста, и светла — ни дать ни взять хрустальный дворец!»

Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал. Как Лиске без дому быть? Вот подкараулила она, когда Зайка вышел из своей избы погулять, подснежной травки, заячьей капустки пощипать, прокралась в Зайкину избу и влезла на полати.

Пришел Зайчик, торкнулся в дверь — заперта.

Пообождал маленько и стал опять стучаться.

— Это я, хозяин, серый Зайчик, пусти меня, Лисонька.

— Убирайся, не пущу, — отвечала Лиса.

Подождал Зайка да и говорит:

— Полно, Лисонька, шутить, пусти, мне уж спать хочется.

А Лиса в ответ:

— Постой, косой, вот как я выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!

Заплакал Зайчик и пошел куда глаза глядят. Повстречался ему серый Волк:

— Здорово, Зайка, о чем плачешь, о чем горюешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, водой ушла, она мою захватила да и не пускает меня, хозяина!

—- А вот постой, — сказал Волк, — мы ее выгоним!

— Навряд ли, Волченька, выгоним, она крепко засела!

— Я не я, коли не выгоню Лису! — зарычал Волк.

Вот Зайчик обрадовался и пошел с Волком гнать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, выбирайся из чужой избы! — закричал Волк.

А Лиса ему из избы в ответ:

— Постой, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Ой-ой, какая сердитая! — заворчал Волк, поджал хвост и убежал в лес, а Зайка остался плакать в поле.

Идет Бык:

— Здорово, Зайка, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила да вот и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Бык, — мы ее выгоним.

— Нет, Быченька, навряд выгнать ее, крепко засела, уже ее Волк гнал — не выгнал, и тебе, Быку, не выгнать!

— Я не я, коли не выгоню, — замычал Бык.

Зайчик обрадовался и пошел с Быком выживать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, ступай вон из чужой избы! — промычал Бык.

А Лиса ему в ответ:

— Постой, вот как слезу я с печи да пойду тебя, Быка, трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Ой-ой, какая сердитая! — замычал Бык, закинул голову и давай улепетывать.

Зайчик сел подле кочки и заплакал.

Вот идет Мишка-Медведь и говорит:

— Здорово, косой, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать: была у меня изба лубяная, а у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила да и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Медведь, — мы ее выгоним!

— Нет, Михайло Потапыч, навряд ее выгнать, крепко засела. Волк гнал — не выгнал. Бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать!

— Я не я, — заревел Медведь, — коли не выживу Лису!

Вот Зайчик обрадовался и пошел, подпрыгивая, с Медведем гнать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, — заревел Медведь, — убирайся вон из чужой избы!

А Лиса ему в ответ:

— Постой, Михайло Потапыч, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя, косолапого, трепать, так только клочья по ветру полетят!

— У-у-у, К8.К8.Я лютая! — заревел Медведь да и пустился впритруску бежать.

Как быть Зайцу? Стал он Лису упрашивать, а Лиса и ухом не ведет. Вот заплакал Зайчик и пошел куда глаза глядят и повстречал кочета, красного Петуха, с саблей на плече.

— Здорово, Зайка, каково поживаешь, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать, коли с родного пепелища сгоняют? Была у меня избенка лубяная, а у Лисицы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою заняла да и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Петух, — мы ее выгоним!

— Вряд ли, Петенька, тебе выгнать, она больно крепко засела! Ее Волк гнал — не выгнал, ее Бык гнал — не выгнал, Медведь гнал — не выгнал, где уж тебе совладать!

— Попытаемся, — сказал Петушок и пошел с Зайцем выгонять Лису.

Как пришли они к избушке, Петух запел:

Идет кочет на пятах,

Несет саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить, —

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Как заслышала Лиса Петухову угрозу, испугалась да и говорит:

— Подожди, Петушок, золотой гребешок, шелковая бородка!

А Петух кричит:

— Ку-ка-ре-ку, всю изрублю!

— Петенька-Петушок, пожалей старые косточки, дай шубенку накинуть!

А Петух, стоя у дверей, знай себе кричит:

Идет кочет на пятах,

Несет саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить, —

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Нечего делать, некуда деваться Лисе: приотворила дверь да и выскочила. А Петух поселился с Зайчиком в его избушке, и стали они жить, да быть, да добро копить.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена; лисица говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает- то — все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

В трехлетнем возрасте малыш - это вполне сознательное существо, которое уже имеет собственное представление об окружающей действительности и процессах, которые в ней происходят. И именно в этот период жизни карапуза следует начинать формировать у него базовые ценности, которые со временем трансформируют его в высоконравственную личность. Конечно же, речь идет о доброте, отзывчивости, смелости, честности, ответственности. Как развить эти качества у малыша? Одним из главных инструментов здесь являются сказки. Да-да, именно они могут наглядно продемонстрировать маленькому человечку, что такое хорошо, а что такое плохо. И здесь перед родителями встает непростая дилемма: какие сказки для ребенка 3 лет рекомендованы к чтению?

Все мы были детьми

Необходимо отметить, что сказка - это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Всем нам читали завораживающие истории о Бабе-Яге, Змее Горыныче и прочих необычных героях. Перед родителями стоит важная задача - помочь чаду понять смысл морали, которая содержится в волшебной легенде. Именно с учетом этого должен решаться вопрос о том, какие сказки для ребенка 3 лет следует выбирать в первую очередь. К сожалению, далеко не все родители утруждают себя тем, чтобы специально пойти в книжный магазин и купить для карапуза действительно познавательное «чтиво».

Как правило, этот процесс носит спонтанный характер, и мама приобретает для своего чада то, что первое попадется под руку.

для малыша

И все-таки, какие можно посоветовать первые сказки для ребенка 3 лет? Естественно, те, которые будут интересными и легкими для восприятия, то есть имеющие незамысловатый сюжет.

Детские педагоги и психологи рекомендуют начинать с произведений, которые читали в СССР всем малышам: «Колобок», «Маша и Медведь», «Курочка Ряба», «Теремок». Также специалисты советуют остановить выбор на трудах Корнея Ивановича Чуковского: «Тараканище», «Федорино горе», «Мойдодыр». Именно в них абсолютно доступным языком высмеиваются отрицательные качества и подчеркиваются положительные. Поверьте, что после их прочтения ваш малыш поймет, что нельзя быть ленивым, надменным и невежественным.

Конечно же, вопрос о том, какие сказки для ребенка 3 лет следует взять «на вооружение», родителями должен решаться в индивидуальном порядке. Однако папы и мамы не должны забывать о том, что от качества материала, который будет читаться ребенку в раннем детстве, зависит полноценное развитие маленького человечка.

Перед тем как приобрести в магазине ту или иную сказку, постарайтесь оценить ее с точки зрения детского интереса. Как показывает практика, малыши больше предпочитают Наши сказки понятны, поучительны и вместе с тем добры, что не всегда можно сказать о зарубежных произведениях.

О животных

Конечно же, ни один карапуз не остается равнодушным перед произведениями о животных, поскольку каждый представитель фауны является олицетворением достоинства или порока. Так, Лиса Патрикеевна ассоциируется с хитростью, Косой - со скоростью, а Михаил Потапыч с неуклюжестью. Не знаете, какие почитать сказки детям 3-4 лет на ночь?

Можно посоветовать ледующее: «Волк и семеро козлят», «Гуси-Лебеди», «Заюшкина избушка», «Лиса и Волк».

Не забудьте про былины

Однако родители должны читать своим отпрыскам не только русские сказки. Для детей 3 лет подойдут также былины о богатырях. Например, «Илья Муромец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Добрыня и Змей». Именно из этих народных опусов ребенок узнает об отваге, смекалке, смелости и целеустремленности. Малыш полюбит былины ничуть не меньше, чем сказки.

Волшебный мир Андерсена

И, конечно же, нравственному развитию ребенка способствуют сказки Андерсена, читать которые - одно удовольствие. Писатель придумал для малышей удивительный мир волшебства, в котором добро всегда побеждает зло. В десятках произведений известного сказочника высмеиваются главные человеческие пороки и недостатки: жадность, глупость, равнодушие, трусость, лицемерие. Безусловно, малыш должен узнать о «Снежной королеве», «Гадком утенке», «Оле-Лукойе», «Дюймовочке».

Именно сказки Андерсена, наполненные добротой и искренностью, в завуалированной форме помогают обсудить с малышом неприятные темы, которых родители в повседневной жизни стараются избегать. Увлекаясь захватывающим сюжетом, карапуз пытается поставить себя на место главного героя - тем самым у него развивается абстрактное мышление.

Помимо этого, у ребенка работает воображение, фантазия, а также пополняется словарный запас. Умение выстроить контакт с родителями - это неоъемлемая составляющая правильного развития отпрыска, и сказки Андерсена здесь играют одну из ключевых ролей.

Сказка сказке рознь

К сожалению, далеко не все современные сказки помогают задать правильный вектор развития ребенка. Конечно же, 99 % из них способствуют росту детской фантазии, однако в некоторых народных опусах описываются сюжеты, в которых посредством лжи, предательства и обмана можно достичь благополучия. В обыденной жизни это приводит к разочарованию, а порой и к духовной деградации. Зачастую сами родители не в состоянии ответить на детский вопрос: «Почему?», который практически всегда напрашивается после прочтения или просмотра сказки «дня сегодняшнего».

Сегодня эксперты советуют приобретать аудиокниги, в которых сказочные сюжеты на конкретных примерах продемонстрируют, какие качества характера необходимо «закалять» с раннего возраста, тем самым у ребенка пробудится личностный потенциал.

Заключение

Конечно же, сегодня, в условиях господства компьютерных технологий, просто необходимо прививать ребенку любовь к чтению. Как это сделать? Только личным примером. Когда малыш увидит, что папа или мама не могут оторваться от чтива, он сам возьмет в руки сказку и начнет им подражать. Если таким образом поддерживать интерес к чтению, то у ребенка расширится словарный запас, а его мышление, фантазия, логика, речь перейдут на новую ступеньку развития.

Ирина Гамзина
Обучающая сказка для детей 4–5 лет «Сказка о том, как девочка Маша подружилась со временем»

Жила – была девочка Маша , которая по утрам всегда опаздывала в детский сад. Каждый день мама будила ее и уговаривала : «Маша просыпайся , Маша , поднимайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!». Но Маша вставать не хотела , она натягивала на голову одеяло, капризничала, даже плакала. И вот однажды, проснувшись утром, она не услышала голоса мамы, не увидела в окошке солнышка, не услышала пения птиц. Она посмотрела вокруг : комната была незнакомая, мрачная, царила тишина. Маша стала звать маму , но мама не приходила. Вдруг в углу за тумбочкой вспыхнул лучик света, он становился все ярче и ярче. Когда в комнате стало совсем светло, Маша увидела сказочную волшебницу . «Здравствуй, Маша ! Меня зовут фея Время . Ты, Маша по утрам всегда капризничаешь и попусту тратишь время , поэтому ты и попала в мою волшебную страну времени . Чтобы вернуться назад, ты должна познакомиться с моими верными помощниками, они помогут тебе подружиться со временем ». И фея отправила Машу к сказочному гному , имя у него было немножко странное, так показалось Маше. Звали гнома «Утро» . Он жил недалеко, на лесной опушке, добраться туда можно было по тропинке. Маше ничего не оставалось делать, как отправится к загадочному гному с необычным именем. Маша шла по тропинке , которая почему – то называлась «Вчера» , смотрела по сторонам и видела, как просыпается лес, птицы, звери : бабочки умываются утренней росой, заяц чистит шерстку, ежик причесывает иголки, белки делают зарядку, прыгая с ветки на ветку. Маша не заметила , как подошла к домику, из которого вышел гном по имени Утро. «Доброе утро, Машенька! Тебе понравилось то, что ты видела в лесу по дороге сюда?» «Да» , - ответила Маша . «А что ты делала вчера утром?» Маша виновато опустила голову, так как вчера утром она не хотела вставать, долго пролежала в постели и, как обычно, ничего не успела сделать. Гном дал Маше волшебный клубочек и сказал : «Иди за ним, он приведет тебя куда надо» . Маша пошла по тропинке за клубочком. Тропинка называлась «Сегодня» , но девочку уже не удивляли странные названия. Идя по ней, Маша заметила , что солнце поднялось высоко и светит ярко; белочка развешивает грибы на ветках; ежик спешит куда – то с яблоком на иголках; медвежата кувыркаются в траве, наевшись сладкого меда; трудяги бобры строят мостик через ручей; пчелки летают с цветка на цветок, собирая сладкую пыльцу; птицы кормят птенцов в гнезде. Вдруг среди деревьев Машенька заметила маленького гномика, который сидел на пенечке и что – то с аппетитом кушал. Увидев девочку , гномик сказал : «Добрый день, Машенька, ты обедала сегодня?» . Маша ответила , что она не то чтобы обедать, она еще и не завтракала сегодня… «А что ты успела сделать за сегодня?» , - спросил гном. Маша промолчала , так как ей нечего было ответить маленькому человечку. Однако гномик, которого звали «День» , был очень добрым и угостил девочку вкусным пирожком . А потом он отправил Машу по другой тропинке к своему третьему братцу. Тропинка, по которой она должна была идти, называлась «завтра» . Маша отправилась в путь . По дороге она заметила, что солнышко спряталось за верхушки деревьев, примолкли птицы, звери спешили в свои норки, не видно было муравьев, бабочки не порхали с цветка на цветок. Девочке стало очень грустно одной в лесу, без мамы. Но тут она увидела гномика, поджидавшего ее на пороге своего домика. «Добрый вечер, девочка ! Меня зовут «Вечер» , мои братья Утро и День рассказали о тебе . Ты, Машенька, хорошая девочка , просто тебе надо научиться все делать вовремя : встать утром сразу, как прозвенит будильник, выполнить все, что делают по утрам : умыться, почистить зубы, сделать зарядку, заправить постель, одеться и идти в детский сад. Я надеюсь, что ты не будешь больше капризничать по утрам. Время нужно беречь . Скоро придет наша младшая сестра «Ночь» , на небе появятся луна и звезды и все уснут. Тебе тоже нужно хорошо выспаться и отдохнуть, чтобы завтра утром ты проснулась дома, увидела свою маму и выполнила все задуманное. Я надеюсь, ты больше не будешь капризничать и ссориться со временем , а будешь дружить с ним?». Тут, откуда ни возьмись, появилась маленькая девочка . «Это наша сестричка Ночь» , - сказал гномик по имени Вечер. «Пора ложиться спать!» . Он напоил Машу теплым молоком и она уснула. Ночью Маше снились все четыре гнома : Утро, День, Вечер, Ночь и добрая фея Время . А утром Маша проснулась в своей кроватке, увидела улыбающуюся маму, которая весело ей сказала : «Маша просыпайся , Маша поднимайся ! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!». «Доброе утро! – радостно воскликнула Маша и побежала умываться и делать зарядку.

Вот так закончилась необычная история про девочку Машу , которая не ценила время , и поэтому ничего не успевала. Но маленькие человечки с необычными именами и добрая волшебница помогли Маше подружиться со временем . Как их звали?

Публикации по теме:

Артикуляционная логопедическая сказка «Приключения Язычка». Пальчиковая логопедическая сказка Артикуляционная логопедическая сказка "Путешествие язычка" Язычок рано встал. (упражнение «Любопытный язычок») В комнате он всё убрал, Зубы.

Известно,что речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького.

Приветствую вас уважаемые коллеги и друзья! Не так давно в нашем детском саду проводилась выставка "Сказка, сказка приходи!" Все вместе:.

Конспект НОД для второй младшей группы «Сказка, сказка, приходи» Цель: приобщение к сказкам посредством различных видов театра. Задачи: .-побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; -формировать.

Музыкальная сказка по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: Развивать творческие способности ребёнка через музыкальную игру –сказку, формировать основы музыкальной культуры. Слушание: - обогащать.