Федот шубин. Дипломная работа: Федот Иванович Шубин

(он же Шубный) - скульптор, сын крестьянина, родился в Куроостровской волости, Холмогорского уезда, Архангельской губернии, 17 мая 1740 г., умер в С.-Петербурге 12 мая 1805 г. Отец его - Иван Афанасьевич Шубный известен тем, что выучил грамоте М. В. Ломоносова и помог ему направиться в Москву.

Ш. рос любознательным мальчиком.

В детстве еще пристрастился к резьбе из моржовой кости и перламутра и этому любимому занятию отдавал все время, свободное от рыбной ловли. В 1759 г., когда умер его отец, Ш. с обозом рыбы отправился в С.-Петербург, где и жил первое время на заработок от продажи небольших перламутровых образков, которые охотно pacкупались.

Узнав о земляке, М. В. Ломоносове, он отыскал его и показал ему образцы своей работы.

Ломоносов через своего покровителя И. И. Шувалова определил Ш. придворным истопником.

В 1761 г., по Высочайшему повелению, Ш. был определен в Академию Художеств, где вскоре сделался одним из лучших учеников профессора скульптуры Жиле. Во время прохождения курса в Академии Ш. получил две серебряных медали, а в 1766 г. он окончил Академию с золотой медалью и в следующем году отправлен, для дальнейшего усовершенствования, в Париж в качестве академического пенсионера.

Он обратил на свои работы внимание французской Академии Художеств, которая ходатайствовала через Фальконета перед императрицей Екатериной II о продлении срока его пенсионерства, с тем, чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал свой мраморный бюст. Возвратившись в С.-Петербург, он по воле императрицы Екатерины II исполнил ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императ.

Эрмитаже).

Затем он около 20 лет имел постоянные работы из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, который покровительствовал Ш. В 1774 г. Академия Художеств избрала Ш. академиком, но интриги Гордеева, Щедрина и друг, скульпторов долго мешали ему получить высшее художественное звание, хотя он уже приобрел репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов.

Только в 1794 г. он получил звание профессора.

В царствование императора Павла I он оставил Академию с полной пенсией.

Произведения Ш. отличаются особенной мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора.

Бюсты его работы славились поразительным сходством, почему многие из лиц знатных и богатых обращались к нему с заказами.

Известны его бюсты: кн. Безбородко, Суворова, Шереметева, адмир. Чичагова, Румянцева и др. Его статуей императрицы Екатерины II украшена конференц-зала Имп. Академии Художеств.

Из прочих его работ славятся горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и в Московском Петровском дворце. "Искусство" 1860, №№ 1, 2. - "Архангельск.

Губерн. Ведом." 1868, № 12. - П. Иванов "Ф. И. Шубный", ibid. 1868, № 21. ? П. H. Петров, "Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств". - "Иллюстрация" 1862, № 226. - Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона.

П. Дилакторский. {Половцов} Шубин, Федот Иванович - скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор.

Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. с обозом трески.

По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж в качестве пенсионера академии.

В Париже Ш. обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей Екатериной II через Фальконе о продлении срока его пенсионерства, для того чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. H. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в СПб., он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего покровителя.

В 1774 г. академия избрала его в академики, но интриги товарищей Ш. по специальности, Гордеева и Ф. Щедрина, долго, во все время управления академией И. Бецкого, мешали Ш. получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессора.

Он умер в СПб., 12 мая 1805 г. Кроме других достоинств, произведения Ш. отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора.

Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Ш. для князя Потемкина.

Из прочих его работ известны бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова (в Императорском Эрмитаже), горельефные изображения русских великих князей (в Оружейной палате и Петровском дворце в Москве) и бюст князя Безбородко. {Брокгауз} Шубин, Федот Иванович (Шубный собственно), проф. скульптуры и адректор Акад. худ. с 1802 г.; род. 5 мая 1740 г., † 1805 г. 12 мая. {Половцов} Шубин, Федот Иванович (Шубной; 1740-1805) - скульптор-портретист, из холмогорских крестьян.

С детства самоучкой резал по кости. В 1758 (1759) прибыл в Петербург, по протекции Ломоносова поступил ко двору истопником.

В 1761-66 - в Академии художеств, сперва в классе живописи, а позже у скульптора Жилле. С 1767 - пенсионер в Париже, где работал под руководством Пигалля.

В 1769 переехал в Рим. В 1773 Ш. "назначен" в академики.

В 1774 - академик за портретные бюсты, выполненные взамен мифологических тем, требовавшихся академической программой.

В 1761, когда истек срок выданного архангельскими властями паспорта, возникло дело о "беглом черносошном крестьянине Шубном", длившееся до 1775. В 1794 получил звание профессора и члена совета Академии (1795). В 1802 - адъюнкт-профессор.

Выдающийся мастер рус. скульптуры 18 в., Ш. в своих портретных работах стоит почти на уровне лучших представителей современной ему западной скульптуры.

За редкими исключениями ("Скульптор Шварц", 1792, в Русском музее, "Ломоносов", 1793, в Большом Детскосельском дворце) шубинские бюсты являются портретами представителей петербургской знати и отражают идеологию господствующего класса.

Однако крестьянское происхождение Ш., вступление в Академию уже взрослым, а может быть и доакадемические навыки резчика-самоучки кладут отпечаток некоторой самобытности на все его творчество.

Интересно, что в эпоху преобладания стиля "барокко" в русской скульптуре Ш. примыкает к реалистическому течению европейской скульптуры, в котором прогрессивная буржуазия выступала против отживших аристократических форм. Этот реализм сказался в барельефах для Мраморного дворца и в таких еще барочных бюстах, как А. Голицына, М. Паниной (Третьяковская галерея), А. Орлова-Чесменского (Русский музей), и в более классических произведениях, как бюст Безбородко, статуя Екатерины, 1794, в Рус. музее, "Неизвестный", 1800, в Третьяковской галерее, и в "Ломоносове". Пристрастие к портретным бюстам и антипатии к академическим аллегориям и мифологии сближают Ш. с рядом его современников: Гудоном во Франции, Колдекенсом в Англии и др. Еще при жизни он заслужил похвалы академий - Французской, Римской и Болонской, избравшей его почетным членом; однако благодаря интригам петербургских академиков лучший русский скульптор нуждался почти всю жизнь и несмотря на покровительство двора умер в крайней бедности.

Кроме скульптуры Ш. занимался живописью ("Автопортрет" в Русском музее, "Портрет Ф. Н. Голицына") и рисованием (профильные изображения Екатерины II 1790 и 1794 в Русском музее). Работы Ш. имеются: в Гос. русском музее ("Михельсон", 1785, "Чулков", 1789, "Екатерина II", 1791, "П. Зубов", 1795, и др.), в Гос. Третьяковской галерее ("И. Чернышев", "З. Чернышев", 1774, "П. Чернышев", 1779, "Барышников", 1778, и др.), в Кускове (бюсты Шереметьевых), в Оружейной палате (барельефы) и т. д. Лит.: Ухтомский С. А., Федот Иванович Шубин, в кн. Материалы по русскому искусству, т. I, изд. Гос. рус. музея, Ленинград, 1928; Врангель H. H., История скульптуры ("История русского искусства" Игоря Грабаря, т. V), M., s. а., гл. IX; его же, Русский музей имп. Александра III, т. II, СПб, 1904. А. Лебедев.

17 мая 1740 (деревня Течковская (Тючковская) Архангелогородской губернии) - 12 мая 1805 (Санкт-Петербург)

Скульптор, график

Родился в семье черносошных (т. е. некрепостных) крестьян. С детства занимался резьбой по моржовой кости - ремеслом, процветавшим в Архангелогородской губернии (резчиками были также братья Шубина). В 1759 с обозом рыбы приехал в Петербург, где продолжил работать как резчик по кости и перламутру. В 1761 при содействии М. В. Ломоносова определен штатным придворным истопником. Пробыв в этой должности три месяца, в августе того же года по ходатайству И. И. Шувалова уволен от двора и зачислен в ИАХ. В 1761–1766 учился в классе «орнаментальной» скульптуры у Н.-Ф. Жилле, с 1766 состоял в «скульптурно-статуйном» классе. В 1763 и 1765 был награжден малой и большой серебряными медалями. В 1766 за барельеф по заданной Советом ИАХ программе «Убиение Аскольда и Дира, князей Киевских…» удостоен большой золотой медали. В 1767 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника с правом пенсионерской поездки за границу.

В мае того же года отправился в Париж, где продолжил образование в мастерской Ж.-Б. Пигаля. Занимался лепкой с натуры, рисованием и копированием с гипсов. Одновременно посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1770 переехал в Рим. Ежедневно посещал занятия во Французской Академии в Риме. Изучал коллекции Ватикана, виллы Фарнезе. После окончания пенсионерского срока в апреле 1772 некоторое время оставался за границей. В 1772–1773 сопровождал Н. А. Демидова в путешествии по Италии. В мае 1773 переехал в Париж, откуда совершил поездку в Лондон. В 1773 за «барельеф с натуры» удостоен звания члена Климентинской Академии города Болоньи.

В июле 1773 возвратился в Петербург. В том же году за выполненную в Париже статую «Молодого пастушка греческого» избран «назначенным» в академики. В 1774 за мраморный портрет Екатерины II удостоен звания академика.

Много работал в области декоративной скульптуры. В 1774–1775 создал 58 портретов-медальонов великих князей, царей и императоров российских от Рюрика до Елизаветы Петровны для Чесменского дворца; в 1775–1782 - статуи и барельефы для Мраморного дворца; в 1786–1789 - шесть рельефов и двадцать статуй святых для Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1789 по заказу Г. А Потемкина создал статую «Екатерина II - законодательница» для Таврического дворца. В 1780-х совместно с Я. И. Земельгаком работал над мраморным мавзолеем П. М. Голицына. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, выполнив статую «Пандорра».

В 1781 стал профессором Екатеринославского университета с правом обучать учеников в Петербурге. В 1794 утвержден в звании профессора ИАХ (без денежного содержания). В 1795 назначен членом Совета Академии.

Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1941, 1955 в Государственной Русском музее, в 1991 - в Государственной Третьяковской галерее.

Шубин - выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и выдающихся людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова, И. И. Шувалова, Демидова, Потемкина, братьев Орловых, А. М. Голицына, А. Н. Самойлова, И. И. Бецкого, З. Г. Чернышева, Н. В. Репнина, П. В. Завадовского. Для его работ характерны глубина и многогранность психологических характеристик в сочетании с внешней строгостью и классицистической идеализацией образов. Шубин сравнительно редко прибегал к бронзе, предпочитая мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать сложных живописных эффектов. Творческая манера мастера отличается необычайным артистизмом: он по-разному обрабатывал отдельные части скульптуры, находя различные, но всегда убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей волос и париков. Подчас эффект его произведений построен на игре шероховатой матовой фактуры и гладкой отполированной поверхности камня. Так, тончайшая моделировка лица, с мягкими переходами, рождала богатейшую и вместе с тем легкую игру светотени. Отдельные детали (например, волосы) выполнял обобщенно, сохраняя матовую поверхность мрамора.

Произведения Шубина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Значение ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ

Шубин (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в Санкт-Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж, в качестве пенсионера академии. В Париже Шубин обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей Екатериной II через Фальконета о продлении срока его пенсионерства для того, чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. Н.А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в Санкт-Петербург, он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г.А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики; но интриги товарищей Шубина по специальности, Гордеева и Ф. Щедрина, долго, во все время управления академией И. Бецкого, мешали Шубину получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессоры. Он умер в Санкт-Петербурге, 12 мая 1805 г. Кроме других достоинств, произведения Шубина отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Шубиным для князя Потемкина. Из прочих его работ известны: бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова, в Императорском Эрмитаже, горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и Петровском дворце, в Москве, и бюст князя Безбородко.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ
    Федот Иванович , русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в …
  • ШУБИН, ФЕДОТ ИВАНОВИЧ
    скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, …
  • ШУБИН, ФЕДОТ ИВАНОВИЧ
    ? скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему …
  • ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ
    (1740-1805) российский скульптор. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, сер. 1770-х гг.; …
  • ШУБИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ШУБИН в Словаре русских фамилий:
    Отчество Шубин, т. е. “сын Шубы”. Мужское имя Шуба было частым у русских. В памятниках письменности (Сл. Тупикова) оно упоминается …
  • ШУБИН в Энциклопедии фамилий:
    Поскольку в России зимы долгие да суровые, шубы, шубки, шубейки - одежда распространенная, любимая, необходимая. И шубники, т.е. мастера, шьющие …
  • ШУБИН
    Шубин - отставной коллежский асессор. В годину нашествия в Россию Наполеона, командуя частью ополчения Смоленской губернии (как помещик того края), …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ШУБИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, род. 17 мая 1740г. в Куроостровской вол., против Холмогор. Зимою 1759 г. пришел, подобно …
  • ШУБИН
    Ш́УБИН Федот Ив. (1740-1805), скульптор, ведущий мастер портретной пластики раннего рус. классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульпт. портретов (бюсты А.М. …
  • ШУБИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ш́УБИН Сем. Петр. (1908-38), физик-теоретик, д-р физ.-матем. наук (1935). Тр. по квантовой теории тв. тела, квантовой электродинамике, статистич. механике. Построил …
  • ШУБИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ш́УБИН Пав. Ник. (1914-51), рус. поэт. В стихах о войне, России, рус. природе (сб-ки "Парус", 1940, "Солдаты", 1948) - мужественная …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ФЕДОТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕДОТ в словаре Синонимов русского языка.
  • ФЕДОТ в Словаре русского языка Лопатина:
    Фед`от, -а (также: Фед`от, да не …
  • ФЕДОТ
    Федот, (Федотович, …
  • ФЕДОТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Федот, -а (также: Федот,да не …
  • ФЕДОТ в Орфографическом словаре:
    фед`от, -а (также: фед`от, да не …
  • ШУБИН
    Павел Николаевич (1914-51) , русский поэт. Стихи о войне, о Родине, русской природе (сборник «Парус», 1940, «Солдаты», 1948). - Семен …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ФЕДОТ (ГРЕЧЕСК.) в Значениях имен:
    данный богами разговорное - Федотий старое - Феодот производные - Федотка, Федя, …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ШУБИН АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шубин (Алексей Яковлевич, умер в 1765 г.) - фаворит цесаревны Елизаветы Петровны. Шубин, происходившей из древнего дворянства и служивший …
  • СОКОЛОВ ФЕДОТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Соколов (Федот) - в "Ежемесячн. Сочин." 1757 г. помещен его перевод "О пользе, которую учение физики приносит …
  • КОТОВ ФЕДОТ АФАНАСЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Котов, Федот Афанасьевич - московский гость, ездивший по поручению царя Михаила Федоровича в Персию в 1623 - 1624 годах. О …
  • ЕЛЧАН ФЕДОТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Елчан Федот - дьяк посольского приказа, первый русский посол в Дадианскую землю (Мингрелию), которому, кроме обычных посольских поручений, велено было …
  • ГРИГОРОВ ФЕДОТ ЕЛИСТРАТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Григоров Федот Елистратович - см. в статье Григоровы …
  • БОГОМОЛОВ ФЕДОТ ИВАНОВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богомолов, Федот Иванов, - самозванец, объявивший себя в 1772 г. императором Петром III . Он был крестьянином графа Р.Л. Воронцова; …
  • ШУБИН СЕМЁН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семён Петрович , советский физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1935). Окончил МГУ (1927). В 1932-37 …
  • ШУБИН ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Николаевич , русский советский поэт. Родился в семье мастерового. Окончил …
  • ФИЛИН ФЕДОТ ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федот Петрович [р. 23.2 (7.3).1908, дер. Селино, ныне Дубенского района Тульской области], советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1962). Член КПСС …
  • ПОПОВ ФЕДОТ АЛЕКСЕЕВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федот Алексеев (гг. рождения и смерти неизвестны), русский землепроходец. В 1647 в поисках новых промысловых угодий и для достижения р. …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • БОГОМОЛОВ ФЕДОТ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федот Иванович (умер 1773), один из предводителей крестьянско-казацкого движения 70-х гг. 18 в. Происходил из крепостных крестьян Казанской губернии В …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    отставной коллежский асессор. В год нашествия на Россию Наполеона, командуя частью ополчения Смоленской губернии (как помещик того края), был взят …
  • ШУБИН, ОСИП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Киршнер …
  • ШУБИН, АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (умер в 1765 г.) — фаворит цесаревны Елизаветы Петровны. Ш., происходивший из древнего дворянства и служивший в Семеновском полку, отличался …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
  • ШУБИН, ОСИП в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Киршнер …
  • ШУБИН, ГЕРОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г. в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? отставной коллежский асессор. В год нашествия на Россию Наполеона, командуя частью ополчения Смоленской губернии (как помещик того края), был …

Федот Иванович Шубин (1740 – 1805)

Портрет в скульптуре не был тогда в таком почёте, как в живописи. В период становления классицизма мастера скульптуры изображали, главным образом, героев древности. Но скульптор Федот Иванович Шубин пошёл своим путём. Его привлекала возможность раскрыть в скульптуре характерные черты личности, и он оставил настоящую портретную галерею современников.

Федот Иванович Шубин (1740 – 1805) родился в тех краях, где и М.В. Ломоносов. Профессиональным занятием членов его семьи была резьба по кости. Предположительно в 1759 году Федот Шубин оказался в Петербурге и в течение двух лет жил как свободный ремесленник, затем стал придворным истопником. Кто ввёл его в эту должность – остаётся только предполагать. Возможно, это был М.В.Ломоносов. Предположительно, великий учёный представил способного резчика куратору Академии художеств И.И. Шувалову, чем способствовал поступлению его в скульптурный класс. Учителем Шубина был Никола Франсуа Жилле, у которого учились все знаменитые русские скульпторы в то время. В период обучения Шубин получал награды и окончил Академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. В мае 1767 года Шубин в числе других выпускников получил в торжественной обстановке аттестат, шпагу – символ личного дворянства – и разрешение на учёбу за границей на три года. В июле 1767 года прибыли в Париж. Куратором русских выпускников в Париже был князь Д.А. Голицын, почётный член Академии художеств. Шубин продолжил своё образование у скульптора Ж. – Б. Пигаля, знаменитого мастера реалистических портретов. Шубин работал с натуры в мастерской рядом со своим учителем, Пигалем, копировал также работы самого Пигаля и античные скульптуры Он «принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV». (Яковлева Н.А. Федот Иванович Шубин. 1740-1805. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – С. 14-16). Шубин работал над портретами, и имя его как талантливого мастера, стало известным.

Летом 1770 года Шубин, благодаря рекомендациям Дидро и Фальконе, оказался в Италии, сначала как пенсионер Академии, а вскоре – как «спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.18). Шубин создаёт портреты и медальоны, которые пользуются неизменным успехом и приносят ему немалые гонорары. И.И. Шувалов, который, как мы помним, курировал Академию при Елизавете Петровне, заказал Шубину свой портрет. (Этот портрет в ГТГ). Шубин создал много портретов, среди них – членов семьи Демидовых, А.Г., Ф.Г. Орловых, племянника И.И. Шувалова и даже портрет Екатерины II. Вместе с Демидовым Шубин в 1773 году ездил в Англию, где знакомился с работами портретистов.

Летом 1773 года Шубин возвратился в Петербург.

По возвращении в Петербург Шубин создал знаменитый бюст вице-канцлера А.М. Голицына. Мраморный экземпляр находится в ГТГ, в нашем музее – гипс. Но он не представлен на экспозиции. За этот портрет скульптор получил награду от императрицы – золотую табакерку. Посыпались заказы от знатных семей. Работал Шубин, как правило, над бюстами. Даже при общем взгляде на портреты в этом зале, вы увидите, что лица он показывают с пристальным вниманием, в отличие от трактовки одежды, решённой более обобщённо. При этом необходимо рассматривать каждую работу с разных сторон, чтобы получить полное представление об изображённом человеке. Одним из наиболее известных портретов мастера был бюст М.В. Ломоносова.

Портрет М. В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов(1711 – 1765). В представлении не нуждается.

Когда мы стоим перед портретом Ломоносова и видим его лицо в анфас, то обращаем внимание на мечтательную улыбку учёного, взгляд, устремлённый вверх, на одухотворённое выражение лица. Посмотрим его в профиль. Перед нами как будто другой человек – такой чёткий, чеканный профиль с «римским» носом, голова приподнята. Выражение мечтательности, лиризма уступило место силе и достоинству.

Портрет графа Г. Г. Орлова

Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783) – граф, князь Священной Римской империи, российский военный и государственный деятель. Известен в русской истории своей ролью в возведении на трон Екатерины II, поэтому расскажем о нём подробней. Г.Г. Орлов родился в семье генерал-майора, новгородского губернатора Г.И. Орлова. В пятнадцатилетнем возрасте записан рядовым в лейб-гвардии Семёновский полк; в 1755 получил чин сержанта. После окончания Сухопутного шляхетского корпуса стал поручиком Измайловского полка. Был очень храбрым, отличился в сражениях во время Семилетней войны, был ранен. Назначен адъютантом начальника артиллерии П.И. Шувалова, затем артиллерийским казначеем и произведён в капитаны. Отличался красотой, высоким ростом, силой, отвагой и бесшабашностью. Вместе с братом Алексеем был кумиром гвардейской молодёжи. Обратил на себя внимание великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II, стал её близким другом и вместе с братом возглавил заговор в её пользу. После коронации Екатерины II в сентябре 1762 года возведён в графское достоинство, стал камергером и получил более миллиона рублей и 10000 крепостных. Для него архитектор Антонио Ринальди строил Мраморный дворец – «дворец благодарности». Г.Г. Орлов отличался многообразными интересами и стремился своей деятельностью приносить пользу России. Он покровительствовал наукам, особенно естественным, в 1765 году основал первое в России научное Патриотическое, позже – Вольно-Экономическое общество с целью распространения в народе полезных и нужных земледелию знаний. Получил орден Андрея Первозванного. Покровительствовал Ломоносову и Фонвизину. Осенью 1771 года усмирил чумной бунт в Москве. В 1772 году был послан в Фокшаны (территория современной Румынии) для заключения мира с Османской империей. В том же году возведён в княжеское достоинство.

Перед нами лицо красивого, спокойного, уверенного в себе человека, – вельможи, каким он и был. Мы знаем, что он более десяти лет был близким другом Екатерины II. Знаем, что он был страстный охотник и не боялся «ходить» на медведя. Но при этом в его лице мы видим и мягкость, и задумчивость. Скульптор глубоко постиг характер этого человека и передал его сложность. Г.Г. Орлов был способен на сильные чувства, любовь и привязанность. Он полюбил свою родственницу, Е.Н. Зиновьеву, и в 1776 году женился на ней. Екатерина II сделала её статс-дамой и кавалером ордена св. Екатерины. Но молодая жена тяжело заболела. Г.Г. Орлов ухаживал за ней, возил лечиться за границу, но в июле 1782 года она умерла. От горя Орлов заболел душевной болезнью и вскоре умер. (Сведения взяты из открытых источников).

Посмотрите, как мягко проработан мрамор, как бережно работает скульптор над трактовкой лица, глаз, передаёт едва заметную грустную улыбку.

Портрет И. Г. Шварца

Иоганн Готлиб Шварц (1736 – 1804) приехал из Германии и в течение некоторого времени работал в Академии художеств. Обратимся к исследователю, давшему исчерпывающую характеристику этой работе Шубина: «Подкупающе сердечным и уважительным отношением к коллеге по искусству окрашен скромный бюст И.Г. Шварца – виртуозного мастера – резчика по кости, дереву и металлу. Это – воплощение живой, поистине дышащей формы, хотя портретист ни в чём не польстил своей модели: сухощавое строгое лицо несёт следы нелегко прожитых лет. Обозначены морщины широкого спокойного лба, глубокие складки скобками охватывают чуть приоткрытый рот с едва заметно приподнятыми уголками. Перед зрителем - тонкое и умное лицо интеллигентного, полного чувства собственного достоинства современника Шубина». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.68).Портрет Г. А. Потёмкина

Григорий Александрович Потёмкин (1739 – 1791) – князь, очень знаменитый государственный деятель и полководец, друг и советник Екатерины II. Сын смоленского помещика. Обучался в гимназии при Московском университете. Выдвинулся благодаря перевороту 1762 года. В 1768 году добровольцем отправился на войну с турками и показал себя храбрым воином и вскоре – талантливым военачальником. Историк отмечает: «Потёмкин в турецкую войну является первым главнокомандующим нескольких армий, оперировавших на нескольких театрах, и флота. /…/Он имел вполне самостоятельный и верный взгляд на сущность самых сложных действий на полях сражений». «По общему признанию и друзей и врагов, Потёмкин был главной фигурой политической жизни России». (Лопатин В.С. Суворов в своих письмах//А.В.Суворов. Письма/ Издание подготовил В.С.Лопатин. – М.: Наука, 1987. - С. 450; 436-437).

Потёмкин оставил по себе память как умный и энергичный человек, подверженный временами приступам меланхолии. Участник победоносных войн с турками, в результате которых к России был присоединён Крым, греческое название которого – Таврида. Поэтому Г.А. Потёмкин известен как князь Потёмкин-Таврический. Екатерина II была потрясена его кончиной. Известны её слова, что смерть Потёмкина – невосполнимая утрата, что другого Потёмкина «быть не может». Через пять лет умерла и сама императрица.

Павел I

Шубин понял характер Павла с его противоречивыми и патологическими свойствами. Один из современников, «постоянно бывавший при дворе и хорошо знавший нрав Павла, писал: «Ни один государь не был более ужасен в своих жестокостях и более щедр в минуту великодушных порывов. Но совершенно нельзя было быть уверенным в его милостях. Одного слова – будь оно случайно или предумышленно – одной тени подозрения было достаточно для того, чтобы только что дарованные милости сменились преследованием». (Цит. по книге: Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.: Изд-ский дом «Книжный мир», 2001. – С.179.

Для того, чтобы получить более полное представление об образе, непременно следует осмотреть портрет в фас и профиль. Лицо в профиль – немолодого человека, с морщинами и впадинами, с безобразным носом. Но в фас мы улавливаем трагический излом бровей, общий страдальческий облик, как будто скульптор предвидел жестокое убийство императора. Костюм показан очень подробно, со всеми регалиями. Здесь и Мальтийский крест, и орден Андрея Первозванного.

Портрет А. А. Безбородко

Александр Андреевич Безбородко (1747 – 1790) – князь, статс-секретарь и обер-гофмейстер. Портрет настолько выразителен, что весь характер виден в лице и постановке головы, остаётся только добавить несколько слов о его жизни.

А.А. Безбородко родился в городе Глухове на Украине и получил хорошее домашнее образование. Участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774. Служил в армии под руководством фельдмаршала П.А. Румянцева, который после окончания войны рекомендовал молодого А.А. Безбородко Екатерине II, так как заметил его разнообразные знания. В дальнейшем он стал канцлером, графом Священной Римской империи и светлейшим князем. К своим многочисленным крестьянам был очень добр и обучал их различным ремёслам. Можно вспомнить курьёзный случай из его биографии, рассказанный художницей Виже-Лебрен: «Как-то раз, захлопотавшись, забыл он про повеление Екатерины составить проект указа. Когда он явился к ней, то после обсуждения разных других дел императрица спросила его о сём указе. Безбородко нимало не смутился, вынул из портфеля чистый лист и без всякого приуготовления сочинил прямо на слух проект нового закона. Екатерина была чрезвычайно довольна и пожелала посмотреть текст написанного. Каково же было её изумление, когда увидела она совершенно чистый лист! Безбородко рассыпался в извинениях, но она успокоила его похвалами и на следующий день сделала тайным советником». (Цит. по книге: Короткина Л.В.Иностранные художники в России в XVIII веке. На материале коллекции Русского музея. – СПб.: ООО Студия «НП-Принт», 2012. – С. 89-90). Портрет показывает человека умного, весёлого, любителя хорошо поесть, увлекавшегося женщинами. Исследователи, характеризуя нашего героя, употребляют более резкие выражения, но мы обойдём их молчанием из уважения к его уму и доброте.

Екатерина II – законодательница

«Первое появление статуи перед зрителями, а возможно, и самой царицей было обставлено чрезвычайно эффектно: в сказочно убранном Таврическом дворце во время бала, устроенного Г.А. Потёмкиным в апреле 1791 года». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.72). Особенный восторг вызвал у зрителей зимний сад, наполненный редкими пышными растениями, украшенный благоухающими цветами и сверкающими стеклянными водоёмами. «Посреди этого зимнего сада, под куполом ротонды из восьми ионических колонн, на порфировом постаменте стояла статуя Екатерины II. Драгоценный мрамор казался полупрозрачным и тающим в отсветах фонарей из цветного хрусталя, свисавших меж колонн, в отблесках лучей стоявшего позади неё зеркального обелиска..».(Яковлева Н.А. Указ книга. – С.73). Свободно ложатся складки одежды, не стесняя движения, скипетр опущен, как будто императрица демонстрирует своё милостивое правление, тем более, что рукой она указывает на свод изданных ею законов. Жизнь каждого человека в империи, как будто говорит императрица, защищена справедливыми законами. У ног её – рог изобилия, из которого сыплются монеты и ордена. Этот символ вызывает вопрос: кому предназначены столь щедрые награды? Тому, кто исполняет законы? Возможно такое объяснение. Но тогда почему весы Фемиды, богини Правосудия, видны только сзади? Может быть, в наградах играет больше роль случай, чем чувство справедливости? Трактовка статуи с её аллегорией кажется несколько двусмысленной. Может быть, умная Екатерина всё поняла и поэтому оставила скульптора без награды.

В последние годы жизни Шубина награды обходили его. Даже прошения на имя Павла I и в Академию художеств оставались «без последствий». И это – несмотря на обилие заказов и мастерство исполнения. Портрет считался второстепенным жанром. Обратимся к исследователю: «Только осенью 1801 года, когда Павла I сменил на престоле Александр I, Шубину, кажется, улыбнулась судьба. Впрочем, улыбка скудная и не без слёз: сгорел его небольшой деревянный дом на Васильевском острове, и Академия выдала пособие, император произвёл в коллежские асессоры и за свой портрет (мрамор, 1802(?), Воронежский областной музей изобразительного искусства) наградил бриллиантовым перстнем. 24 января 1803 года Академия, наконец, предоставляет Шубину казённую квартиру и должность адъюнкт-профессора «с жалованьем по штату». В последние годы он обучает учеников способам обработки камня. До старшего профессора Шубину дослужиться так и не удалось. Скульптор умер 12 мая 1805 года, и пенсии его вдове Академия не дала «по причине кратковременного служения её покойного мужа». (Яковлева Н.А. Указ. книга. - С. 87.)

Не отвлекаясь от темы скульптуры, обратимся в следующем зале к И. П. Мартосу.

Ф. Шубин (1740-1805). Автопортрет.

Федот Иванович Шубин великий скульптор России

Что вы, о позные потомка, Помыслите о наших днях? М. В. Ломоносов

судьбе великого русского скульптора Федота Ивановича Шубина соединилось много причудливых контрастов. Сын поморского черносошного крестьянина из поселка Холмогор, он был отпущен из деревни.

Так попал в Москву в первой трети века и его земляк - гениальный ученый Михаил Васильевич Ломоносов. От дворцового истопника Шубин прошел путь до «скульптора ее величества» императрицы Екатерины II. В двадцать семь лет он окончил Академию художеств с первой золотой медалью, приобрел немалую славу своим искусством. И все это время разыскивался местным начальством как беглый крестьянин (для уплаты подушной подати), пока не было установлено, что этот «беглый» стал академиком Российской академии «трех знатнейших художеств» и почетным членом Болонской академии в Италии.
Вот перед нами портрет дипломата и военачальника Александра Михайловича Голицына. Это одно из самых совершенных творений мастера. Вельможа изображен в изящном и непринужденном полуобороте. Он словно обращен к невидимому собеседнику и кажется олицетворением великосветской любезности. С замечательным мастерством воплощает скульптор сложный и противоречивый образ.
Удачливый полководец, кавалер высших орденов, богатый помещик, красавец Голицын, безусловно, «баловень фортуны». Шубин не скрывает в своем герое выражения усталости - в тяжелых веках и мешках под глазами. Ощущение горечи, разочарований, пресыщенности - в опущенных уголках губ. Благородное изящество позы переходит в состояние задумчивой отрешенности, чувствуется груз прожитых лет богатой событиями жизни. Внешняя любезность оказывается маской.
В портрете, созданном Шубиным, нет ничего случайного, мешающего восприятию образа. Без чрезмерной детализации переданы и завитые букли парика, и кружево воротника, и горностаем подбитый плащ.

Эти подробности не существуют сами по себе. Они слитны с характером изображаемой личности, с ее подчеркнутым аристократизмом. С большим тактом обработана поверхность мрамора. До блеска отполированы складки плаща, свободно драпирующего фигуру. Контрастно выделяется матовость лица, линии которого словно тают в мягких световых рефлексах. Все это придает образу особую одухотворенность. В произведении полностью воплощены эстетические. правила времени, требовавшие передавать «естественную разность между вещами» - фактуру кружев и кожи лица, меха и орденов, усыпанных бриллиантами.
На примере портрета А. М. Голицына можно проследить и характерные для Шубина принципы работы в материале, систему композиционного и образного построения. Скульптурный объем делится на три уравновешенные части: голову, грудь и подставку. Г олова дается чаще всего в трехчетвертном повороте - для создания более живого движения. Можно видеть, как постепенно скульптор проникает в блок камня: вначале обнаруживаешь лишь четкое деление объемов, их компактность. На первой стадии обработки мрамора, выявляя главные формы, мастер пользуется шпунтом - острым стальным инструментом. Обработка троянкой и скарпелью служит для большей детализации форм, раскрывающих индивидуальность модели. Изысканно - узорчатые кружева, парик обработаны буравчиком. На последней стадии дается прорисовка шитья мундиров, орденов…
Все более тонкие нюансы характера портретируемого открываются не сразу, вдруг, а в процессе восприятия. Это свидетельствует о высоком искусстве мастера.

Для создания совершенного портрета по тогдашним понятиям необходимы были «четыре вещи: осанка, цвет, постановка и уборы». И хотя это относилось скорее к живописи, чем к скульптуре, Шубин своим искусством словно вызывает живопись на соревнование. Все эти условия он соблюдает неукоснительно. Искренняя прямота художественного мышления при очевидной изысканности мастерства - главное качество скульптора. Потому-то его произведения - подлинная «красота правды», как было сказано о них впоследствии.
При существовавшем каноне в искусстве мастер проявил редкую широту творческого выражения. Петербургские аристократы желали иметь портреты непременно работы Шубина. Часто он вынужден был создавать образы полярного содержания. Об этом свидетельствуют, например, портреты Орловых.
И. Г. Орлов вместе со своими братьями участвовал в дворцовом перевороте 1762 года, утвердившем Екатерину II на троне. За услуги императрица по-царски отблагодарила Орловых: на них посыпались звания, ордена, огромные богатства. И. Г. Орлов получил генеральское звание, покинул шумную столицу, обосновался в своем поместье.
Это не потомственный аристократ, чьи предки всегда стояли у кормила государства, а обыкновенный гвардейский офицер, волею счастливого случая оказавшийся на вершине жизненного успеха. У Шубина он и предстает таким человеком, любящим спокойную и привольную жизнь, избегающим превратностей света. Грубоватые черты лица светятся торжеством, полны довольства своей судьбой. Скульптор не пытается приукрасить облик Орлова - морщинистый небольшой лоб, широкий нос, неправильной формы рот, тяжелая челюсть, несложный парик и вольная просторность одежды. Во всем облике великолепная непринужденность хлебосольного русского барина. Образ не несет никаких внутренних противоречий, он весь открыт, весь «наружу».

В портрете В. Г. Орлова поза, осанка, претендующие на особую значимость, комично не соответствуют бросающейся в глаза заурядности этого выскочки. Очевидна несостоятельность его претензий выдать себя за государственного мужа. Шубин создает разоблачительные характеристики этих людей, «нечаянно пригретых славой».
Очень показателен и портрет П. А. Зубова. Сколько в его лице, пустом взгляде выражения самодовольства, упоения своим «величием»! Характерна одна подробность пышного, украшенного драгоценностями, орденами и мехами парадного мундира: для всеобщего обозрения выставлен медальон с портретом императрицы, его покровительницы. Вспомним по контрасту едва заметную в складках плаща бриллиантовую звезду А. М. Голицына.
Среди различных важных особ, сановников и фаворитов - тех, кого скульптору приходилось портретировать по долгу службы, есть у Шубина и подлинные откровения - портреты людей, к которым он тяготел душой. Таковы «Портрет неизвестного» и «Портрет М. В. Ломоносова», исполненный через двадцать лет после смерти ученого как благодарная память о великом друге и покровителе. Эти работы - прославление человеческих, а не сословных достоинств личности. Нет здесь ни пышных париков и мундиров, ни парадных поз.

«Портрет неизвестного» покоряет своей одухотворенностью. При внешней простоте сколько гордой независимости в его облике, твердо сжатых губах, умном и смелом взгляде! Он словно бросает вызов миру чинов, удачи, наживы. Это современник Новикова и Радищева, один из тех, кто не боялся говорить горькую истину, кто, как и Ломоносов, боролся за просвещение народа, создавал основы русской демократической культуры. К ним относится и сам Федот Шубин, который из социальных низов поднялся к высотам художественного мастерства. При этом он не утратил ни высоких нравственных начал, ни остроты восприятия.
Честь именоваться «скульптором двора ее величества» оказалась сомнительной. Царская милость была слишком ненадежна, высочайшая опека сковывала творческие способности и требовала от него не правды в искусств.
В портрете императора Павла I мастерство и талант скульптора проявились. Образ увешанного регалиями, орденами, крестами, укутанного в тяжелую мантию верховного российского правителя поражает трагизмом - он страшен и жалок. Шубин не идеализирует свою модель, но и не впадает в карикатуру. Реалистическая природа таланта удержала его от этих крайностей.

Скульптор возмущался, когда недоброжелатели и завистники из Академии художеств называли его пренебрежительно - «портретной» мастер. Портрет в системе искусства XVIII века оценивался гораздо ниже, чем иные жанры, например исторический. Шубин же создавал не только портреты - у него есть и мифологические композиции, и серии барельефов для дворцовых помещений, и многофигурные рельефы, и надгробия. Им создано более двухсот произведений. И все же именно как портретист с необыкновенной зоркостью разглядел он истинное лицо эпохи и воплотил его с удивительным мастерством.
Такое искусство - искусство правды, а не лести - не могло быть по нраву титулованным особам. Скульптор умер полузабытым и почти в нищете. А произведения его, запрятанные по родовым поместьям и дворцовым частным собраниям, надолго оказались недоступными для зрителей. Творчество скульптора почти целый век оставалось «белым пятном» в истории русского искусства.

Ф. Шубин. Портрет Павла I. Мрамор. 1797.