Главные персонажи Нового года. Откуда взялись Дед Мороз и Снегурочка

Иллюстрации на Викискладе

Дед Моро́з - главный сказочный персонаж на празднике Нового года , славянский вариант рождественского дарителя . Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего - а не рождественского - праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка . Прообразами Деда Мороза являются персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов и Святой Николай .

Дед Мороз изображается как старик в цветной - голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках . Ездит на тройке лошадей . Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки , а во времена СССР, бывало, и Нового Года - мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х - середины 1980-х годов, а в одном из мультфильмов даже якобы является внуком Деда Мороза и летает на самолёте, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

История возникновения [ | ]

Исследования [ | ]

Славянская мифология [ | ]

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами . Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко) . Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей - блинами и кутьёй . В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья - традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай .

Формирование образа [ | ]

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году - с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского . В сборник была включена сказка «Мороз Иванович» , в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода .

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки - не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец . И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь :

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой - от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт » (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай » (1870) - единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза . В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза . Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost ) .

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года с новогодней ёлкой (однако Постышев не предлагал вернуть Деда Мороза ), после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики . Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка . А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов .

В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф .

Дед Мороз и православие [ | ]

Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг .

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы , Санкт-Петербурга , Вологды , других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва , за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица .

Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг - Родина Деда Мороза». В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 года распоряжением правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения . Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей г. Москвы. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября - дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тысяч писем .

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске . Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска» .

Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец ). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме .

В Белоруссии [ | ]

Белорусский Дед Мороз в его осеннем наряде.

Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой . Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был, заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней карьере Деда Мороза он написал книги «Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его родня» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой) .

Общая площадь поместья составляет 15 гектаров . Кроме собственно Дома Деда Мороза, в поместье также имеется отдельный домик для Снегурочки , Сокровищница (белор. Скарбніца ), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции произрастает, как ошибочно заявляют в национальном парке, «самая высокая в Европе» сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет .

Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. Филиал почтового ящика Деда Мороза находится в минском парке им. Горького .

Некоторые журналисты считают , что советизированный образ покровителя праздника Нового года подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника Святого Николая (укр. святий Миколай ) , который приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку (см. Никола Зимний). До революции в Российской империи Новый год приходился на древний праздник Меланьи (укр. Маланка ) или Щедрый вечер и имел свою атрибутику и ритуалы .

В ноябре 2014 года городской голова Киева Виталий Кличко подписал указ о том, что главная ёлка Украины должна переехать с Площади Независимости на одну из древнейших площадей Киева - Софийскую площадь . Празднование Нового Года будет происходить с участием Святого Николая . Организаторы говорят о стремлении восстановить древние традиции празднования Нового Года .

С 2014 года проживает на территории Национального Экспоцентра Украины и на территории парка «Киевская Русь » .

В советском и российском кинематографе [ | ]

Кельтские друиды украшали ёлку внутренностями людей и животных

На днях в России отметили день рождения Деда Мороза. И хотя праздник придуман только в 2005 году и весьма условен, есть логика его «назначения» именно в этот день: по многолетним наблюдениям , 18 ноября на 60-й параллели, где расположена резиденция Деда Мороза в Великом Устюге на Вологодщине, наступает русская зима.

Внеся уточнение в «метрику» Деда Мороза, мы восстановили справедливость, потому как у заграничного Санта-Клауса (он же Святы Миколаус, Святой Николас, Синтер-Клаас) «днюха» имелась, а у нашего не было. Для тех, кто не знает или забыл, католики День памяти святого Николая отмечают 6 декабря по григорианскому календарю (у нас эта дата приходится на 19 декабря и известна как «Никола Зимний»).

В биографии же нашего Деда Мороза вообще много белых пятен. Тем более, не такой уж он на поверку и душка. Самое время приглядеться к нему внимательнее и в преддверии Нового года изучить его «Личное дело » .

Происхождение: сын пастушьего бога Велеса и богини смерти Мары.

Имя при рождении: Трескун, Студенец, Зимник, Карачун. Вариант «Мороз» созвучен с индоевропейским «смерть» - «мор», «мар».

Каноническая внешность: низенький старичок с длинной седой бородой.

Лентяйку и грубиянку Марфушку лесной волшебник отправил восвояси на свиньях

Один из предков: Великий старец Севера - кельтский злобный божок, который заходил в людские жилища с большим мешком. Не раздавать подарки, а забирать то, что ему причиталось, но почему-то не было принесено в жертву. В группу риска попадали дети - мог утащить с собой парочку в счет уплаты недоимок. После его визита обитателей дома часто находили мертвыми.

Характер: эволюционировал от сурового и злобного до справедливого и щедрого. В XIX веке ребятишки боялись, что вздорный старик накажет их за баловство и как минимум оставит без подарков. Взрослых Дед Мороз карал не только за плохие поступки, но и за унылое настроение, по его приказу метели и бури заметали целые деревни, загоняли несчастных людей на тонкий лед. Однако, несмотря на сложность натуры, старик-волшебник не был исчадием ада. В одной из русских народных сказок случайно уничтожил запасы еды у крестьянина и, когда тот пошел в лес в надежде чем-нибудь разжиться, принял его в ледяном тереме, одел, обул, презентовал скатерть-самобранку и на волшебных санях отправил домой.

Западный Санта-Клаус вылезает из печной трубы

Род занятий: бродяжничество. Ходил по лесам-полям, ударом посоха замораживал ручьи и реки. Мог в сердцах тюкнуть по избе, и тогда вековые срубы шли трещинами.

Реабилитация: писатель Владимир Одоевский в сказке «Мороз Иванович», появившейся в 1841 году, первым представил зимнего волшебника не карающим лесным монстром, а мудрым и справедливым волшебником. Девочку-Рукодельницу он одарил горстью серебряных пятачков и брильянтиком, а Ленивице сосульку вместо серебряного слитка вручил. Добрый.


Подарки нормальные, но сам старик - бррр

Группа сопровождения: Снегурочка. Откуда у старика взялась молоденькая спутница, толкуют всякое. Одна из версий такова. В стародавние времена, чтобы умилостивить повелителя стужи, в жертву ему приносили юных девушек. Выбирали их по жребию, отводили в лес, раздевали и в мороз привязывали к дереву. Наутро шли проверять, умерла ли несчастная. Если жизнь в девушке еще теплилась, ее отогревали, но это означало, что жертва не принята. И тогда той же участи подвергалась другая приговоренная. Сюжетные аналогии с этим обычаем мы видим в сказке «Морозко», где суровый Дедушка поизмывался над коченеющей Настенькой: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Режиссер Александр Роу представил нам лайт-версию: в оригинальной сказке лентяйка и грубиянка Марфушенька-душенька, посланная матушкой к Деду Морозу за подарками, замерзла-таки в лесу. Возможно, обычай приносить в жертву Морозке невинных девушек отразился в фольклоре в лице ожившей каким-то чудесным образом Снегурочки. Тем более, вопрос о родителях «внученьки» по-прежнему остается открытым.


Финский Йолупукки варил непослушных детей в котле

Ближайший родственник: финский Йоулупукки, живущий в Лапландии, который, набросив на плечи звериную шкуру, разъезжает по своим делам верхом на козле. В переводе со старого скандинавского наречия Йоулупукки означает «йольский козел». Йоль - кельтский праздник, отмечаемый в день зимнего солнцеворота. В стародавние времена Йоулупукки имел обыкновение заглядывать непрошеным гостем в дома, и снова доставалось нашкодившим ребятишкам: варил их живьем в огромном котле. Христианству не удалось полностью вытеснить древние обычаи: вывернутые наизнанку тулупы и козлиные маски, в которых люди ходили по домам во время колядок, - отголосок дремучих времен.

Пару веков назад Дед Мороз выглядел куда серьезнее, да что уж там - кошмарнее знакомого нам ласкового бородача. Неудивительно, что дети не только любили его, но и откровенно боялись. До наших дней дошли жуткие фотокарточки XIX - XX веков. В то суровое время была распространена клаусофобия - патологическая боязнь Деда Мороза. Глядя на зловещие изображения, понимаешь причины этого страха:

Елочка и смерть

Традиция наряжать елку на Новый год перекликается, как ни странно, с печальным обычаем украшать гробы еловыми ветками и использовать их для погребальных венков. Корни этого явления уходят в те времена, когда лесная красавица считалась обитищем лесного духа, добиться расположения которого можно было только кровавыми жертвоприношениями, совершаемыми 21 декабря - в день зимнего солнцестояния. Божество изображали в виде бородатого старца с посохом, булавой или косой в руках. Чтобы снискать его благорасположение, кельтские друиды практиковали ритуальные убийства людей и животных, кишки и внутренние органы которых развешивали на еловых ветвях. Впоследствии на смену кровавым дарам пришли фрукты и куски хлеба.

Новый год самый яркий, любимый и ожидаемый праздник. Люди всего мира с удовольствием его отмечают, но мало кому известна история Нового года в России и на Руси.

Из-за традиций, обычаев и религии разные народы встречают Новый год по-своему. Процесс приготовления к празднику, как и воспоминания, связанные с ним, вызывает чувство радости, заботы, счастья, любви и удовольствия.

Накануне новогодних праздников в каждом доме работа идет полным ходом. Кто-то занимается украшением елки, кто-то убирает в доме или квартире, кто-то составляет праздничное меню, а кто-то дружно решает, где можно встретить Новый год .

История Нового года на Руси

Новый год любимый праздник жителей нашей страны. К нему готовятся, ждут с большим нетерпением, весело встречают и надолго оставляют в памяти в виде приятных картин, ярких эмоций и положительных ощущений.

История интересует немногих. А зря, скажу вам, дорогие читатели. Она весьма интересна и продолжительна.

История до 1700 года

В 998 году киевский князь Владимир на Руси ввел христианство. После этого смена лет происходила 1 марта. В некоторых случаях событие приходилось на день Святой Пасхи. Такое летоисчисление просуществовало до конца 15 столетия.

В начале 1492 года по приказу царя Ивана III началом года начали считать 1 сентября. Чтобы народ зауважал «сентябрьскую смену лет», царь позволил крестьянам и знатным дворянам в этот день посещать Кремль в поисках государевой милости. Однако народ не смог отказаться от церковного летоисчисления. Двести лет в стране было два календаря и постоянная путаница в датах.

История после 1700 года

Исправить ситуацию решил Петр Первый. В конце декабря 1699 года он обнародовал императорский указ, согласно которому смену лет начали отмечать первого января. Благодаря Петру Первому в России появилась путаница в смене эпох. Он откинул один год и распорядился считать началом нового века именно 1700 год. В других странах отсчет нового столетия начинался с 1701 года. Русский царь ошибся на 12 месяцев, поэтому на Руси смена эпох отмечалась годом раньше.

Петр Великий стремился ввести в России европейский образ жизни. Поэтому он приказал праздновать Новый год по европейскому образцу. Традицию наряжать елку на новогодние праздники позаимствовали у немцев, для которых вечнозеленое дерево символизировало верность, долголетие, бессмертие и молодость.

Петр издал указ, согласно которому на новогодние праздники перед каждым двором должны выставляться украшенные сосновые и можжевеловые ветви. Богатое население обязали украшать целые деревья.

Изначально для украшения хвойного дерева использовали овощи, фрукты, орехи и конфеты. Фонарики, игрушки и декоративные вещички появились на елке гораздо позже. Елка впервые засверкала огнями только в 1852 году. Ее установили в Екатерининском вокзале в Петербурге.

До конца своих дней Петр Первый следил, чтобы Новый год в России встречали так же торжественно, как и в европейских государствах. Накануне праздника царь поздравлял людей, вручал из своих рук подарки вельможам, преподносил фаворитам дорогостоящие сувениры, активно участвовал в забавах и гуляньях при дворе.

Император устраивал во дворце шикарные маскарады и приказывал, чтобы в новогоднюю ночь устраивали фейерверки и вели огонь из пушек. Благодаря усилиям Петра I в России празднование Нового года стало светским, а не религиозным.

Русскому народу пришлось пережить множество изменений, пока дата Нового года не остановилась на первом января.

История появления Деда Мороза

Елка не единственный желанный атрибут Нового года. Еще есть персонаж, который приносит новогодние подарки . Как вы догадались, это Дед Мороз.

Возраст этого доброго сказочного дедушки превышает 1000 лет, а история появления Деда Мороза вовсе для многих тайна.

Точно неизвестно откуда появился Дед Мороз. В каждой стране свое мнение. Некоторые народы считают Деда Мороза потомком гномов, другие уверены, что его предки бродячие жонглеры из средневековья, третьи считают его святым Николаем Чудотворцем.

Видео рассказ

Прообраз Деда Мороза — Святой Николай

В конце 10 столетия восточные народы создали культ Николая Мирского, покровителя воров, невест, моряков и детей. Он был известен подвижничеством и добрыми деяниями. После смерти Николаю Мирскому присвоили статус святого.

Останки Николая Мирского много лет хранились в восточной церквушке, но в 11 веке ее ограбили итальянские пираты. Они переправили мощи святого в Италию. Прихожанам церкви осталось молиться за сохранение праха Святого Николая.

Спустя некоторое время культ чудотворца начал распространяться в странах Западной и Центральной Европы. В европейских странах его называли по-разному. В Германии — Никалаус, в Голландии — Клаас, в Англии — Клаус. В образе белобородого старика он перемещался по улицам на ослике или коне и раздавал детям из мешка новогодние подарки.

Немного позже Санта Клаус начал появляться и на Рождество. Не всем церковникам это нравилось, ведь праздник посвящен Христу. Поэтому раздавать подарки начал и Христос, в виде молодых девушек в белой одежде. К тому времени народ привык к образу Николая Чудотворца и не представлял новогодние праздники без него. В результате дедушка получил юную спутницу.

Одеяние этого сказочного старика также существенно изменялось. Изначально он носил плащ, однако в 19 веке в Голландии его нарядили трубочистом. Он прочищал дымоходы и опускал в них подарки. К концу 19 столетия Деда Мороза наградили красной шубой с меховым воротником. Наряд закрепился за ним надолго.

Дед Мороз в России

Поклонники праздничной символики посчитали, что отечественный Дед Мороз должен иметь Родину. В конце 1998 года его резиденцией объявили город Великий Устюг, который находится в северной части Вологодской области.

Некоторые считают, что Дед Мороз — потомок духа холода Мороза. С течением времени образ этого персонажа менялся. Изначально это был белобородый старик в валенках с длинным посохом и мешком. Он вручал подарки послушным деткам, а нерадивых воспитывал палкой.

Позже Дед Мороз стал более добрым старичком. Он не занимался воспитательной деятельностью, а просто рассказывал деткам страшные рассказики. Еще позже он отказался и от страшилок. В результате образ стал только добрым.

Дедушка Мороз — залог веселья, плясок и подарков, что превращает обычный день в истинный праздник.

История появления Снегурочки

Кто такая Снегурочка? Это юная девушка с длинной косой в красивой шубе и теплых сапожках. Она спутница Деда Мороза и помогает ему раздавать новогодние подарки.

Фольклор

История появления Снегурочки не такая продолжительная, как у Дедушки Мороза. Появлению Снегурка обязана древнерусским фольклорным традициям. Эту народную сказку знают все.

На радость себе, Снегурку из белого снега слепил старик со старухой. Снежная девочка ожила, получила дар речи и начала жить у стариков дома.

Девочка была доброй, милой и красивой. Она имела длинные светлые волосы и голубые глаза. По приходу весны с солнечными днями Снегурочка начала грустить. Ее пригласили погулять и попрыгать через большой костер. После прыжка ее не стало, так как жаркое пламя ее растопило.

Относительно внешнего облика Снегурочки можно сказать, что его авторы три художника — Рерих, Врубель и Васенцов. На своих картинах они изобразили Снегурочку в белоснежном сарафане и повязке на голове.

Праздновать Новый год начали давно. С каждым годом что-то менялось и добавлялось, но основные традиции прошли сквозь века. Люди вне зависимости от социального положения и финансовых возможностей весело проводят новогодние праздники. Они украшают дом, готовят, покупают подарки.

Сколько лет Деду Морозу? Когда появился Дедушка Мороз?

Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.

До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз и кто был его прототипом. В разных странах — разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз — это потомок местных гномов, другие — средневековых бродячих жонглеров, третьи — странствующих продавцов игрушек. Но всё это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень сложно.

Еще в конце I тысячелетия нашей эры среди народов Востока появился культ Николая Мирского (от названия одного из городов Малой Азии — Мира) — покровителя детей, моряков, девушек- невест и даже воров. За добрые деяния и подвижничество Николая Мирского после смерти возвели в ранг святых. Останки угодника и чудотворца долгое время находились в одной из восточных церквей, но в XI веке храм ограбили итальянские пираты, которые похитили мощи святого и переправили их в Италию. Прихожане после такого зверства долгое время не могли прийти в себя и усердно молились за сохранение останков святого Николая.

С Востока культ чудо творца распространился позднее и на страны Центральной и Западной Европы. В раннем средневековье в этот праздник дети даже не учились. Святой Никалаус— в Германии, Клаас— в Голландии, Клаус— в Англии в образе старит с белой бородкой передвигался по улицам смешком за спиной на белом коне или ослике и раздавал детям подарки.

Со временем Санта Клаус стал приезжать с подарками на Рождество Христово, которое отмечалось 25 декабря. Церковникам не очень нравилось это, ведь праздник был связан с именем Христа. И тогда подарки стал раздавать сам Христос, которого изображали девушки- подростки в белых одеждах. Но народ, привыкший к Николаю Чудотворцу, уже не представлял без этого персонажа Новый год. Так у дедушки появилась юная спутница. Оба эти персонажа в России прижились очень быстро — ведь их прототипы давно существовали в сказках, куда они перекочевали из древнеславянских мифов о Деде Морозе и Снегурочке. Понятно, что Дед Мороз является мифическим персонажем.

Любители праздничной символики решили, что у нашего Деда Мороза должна быть своя Родина. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года был объявлен расположенный на севере Вологодской области Великий Устюг.

Считается, что наш Дед Мороз является потомком восточнославянского духа холода Трескуна (Студенца, Мороза, Морозко, Карачуна). Со временем образ Деда Мороза изменялся. Сначала сакральный персонаж представал в образе старичка с бородой и в валенках; в одной руке он нес мешок с подарками, в другой — держал посох. Такой Дед Мороз дарил гостинцы только самым умным, послушным и воспитанным деткам, а нерадивых «потчевал» палкой, дабы исправлялись.

Постепенно Дед Мороз превращался в более доброго старичка — он уже не бил детей, а только пугал их страшными рассказами. Потом Дедушка Мороз стал совсем добрым — сейчас он дарит детям подарки и никогда не пугает их. Посох старика стал волшебным. С помощью этого атрибута он спасает все живое в лютые морозы и показывает детишкам забавные фокусы. Теперь у Деда Мороза есть еще и внучка — Снегурочка, которая помогает старику разносить подарки и рассказывать сказки.

Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Сначала наряд был похож на плащ, после, к началу XIX века, в Голландии Деда Мороза представили в образе стройного трубочиста, постоянно курившего трубку и прочищающего дымоходы, для того чтобы забросить туда подарки.

К концу XIX века у Деда Мороза появилась красная шуба, отороченная мехом, в которой он щеголяет по сей день. Образ современного Деда Мороза создал англичанин Тенниел, превративший его в толстого добродушного старичка, только назвал он волшебника Санта Клаусом.

И не важно, что вы больше не верите в Деда Мороза, главное, что вы абсолютно не представляете себе Новый год без его веселых шуток, плясок и подарков, которые превращают обыкновенный день в настоящий праздник.

Имя: Дед Мороз (Ded Moroz)

Страна: Россия

Создатель: славянский фольклор

Деятельность: новогодний волшебник

Семейное положение: не женат

Дед Мороз: история персонажа

Заснеженные улицы, наряженная елка, оливье на столе… Список новогодних символов жителей России был бы не полным без Деда Мороза. Каждый год неуклюжий сказочный добряк заставляет и детей, и взрослых поверить в чудо.


Образ Деда Мороза формировался постепенно, складываясь из деталей восточнославянских поверий и литературных трудов. Современный Дедушка, который приходит под Новый год с мешком подарков, – персонаж довольно молодой, ему не больше 100 лет.

В мифологии восточных славян зимой заправляли делами духи холода – Трескун, Карачун и Зимник. Троица морозила все живое, но у каждого была своя задача: Трескун насылал на земли стужу и губил посевы, Карачун, живущий под землей, замораживал водоемы и колодцы, а Зимник, сутулый старик с длинной серебристой бородой, превращал людей и животных в лед. В те времена люди задабривали дарами опасных духов, а не наоборот. В канун Рождества предлагали кутью, кисель, блины и печеные колобки с просьбой пощадить посевы на полях.


Со временем духи объединились в единый персонаж, и Мороз-воевода поселился в народном творчестве. В мифах и сказаниях повелитель холода и пурги оказался чуть добрее предков, но еще более могущественным, ведь силы утроились – в нем перемешались способности предшествующих духов.

Свою лепту в создание канонического образа Деда Мороза внес писатель . Сказка «Мороз Иванович», вошедшая в 1840 году в сборник «Сказки дедушки Иринея», повествует о жителе ледяной страны, к которому попадают дети. В волшебной истории персонаж выставлен в роли справедливого наставника и воспитателя – за хорошую работу и послушание Мороз одаривает положительную героиню серебряными монетами.


В русской литературе 19 века будущий любимец детворы появился еще несколько раз, но все в том же обличии злого повелителя зимы. Жестокий и властный старец стал главным героем поэмы «Мороз – Красный нос», пьесы «Снегурочка» и одноименной оперы .

До революции в России попытались приживить западную традицию празднования Рождества, во время которого появляется седовласый дед с подарками. Костюм приблизили к русскому менталитету – одели старика в шубу и валенки, а в руку вложили посох. Впрочем, подобие Николая Угодника или «старого Рупрехта» (спутник святого Николая в немецком фольклоре) народ не принял. А закат 19 века ознаменовался появлением сказки «Морозко», где персонаж превратился в доброго дедушку, каким мы его и видим сегодня в конце каждого года.


Биография Деда Мороза прервалась со сменой власти в России, в разгар антирождественской кампании. Опальный герой вернулся к детворе лишь в 1936 году – вместе с внучкой Снегурочкой, символизирующей застывшие воды, он правил новогодний бал в Доме Союзов. С тех пор добрый хозяин стуж и метелей дарит подарки и помогает детям справиться со злыми силами в лице Лешего, и других сказочных героев.

Места жительства Деда Мороза

К началу перестройки главный хозяин новогодних праздников стал обзаводиться собственными резиденциями. Сегодня у Деда Мороза не один адрес – география проживания новогоднего персонажа растянулась от Москвы до Мурманска, и в каждый город можно написать письмо с просьбой о подарке, что ребятишки с удовольствием и делают.


Первой родиной Деда Мороза еще в конце 1980-ых годов был объявлен Архангельск, чуть позднее персонаж обосновался на Кольском полуострове в рамках проекта «Сказочная Лапландия – владения Деда Мороза». А в 1998 году с легкой руки столичного мэра Великий Устюг принял первых туристов, которые хотели своими глазами увидеть снежного деда. Сейчас вологодская резиденция включает дом Деда Мороза, терем Снегурочки, сказочную тропу и почту Деда Мороза.

В 2011 году по инициативе мурманских властей в северном городе возвели дом лапландского Деда Мороза. А в карельском городе Олонец живет молодой Морозец Паккайне.

Дед Мороз в других странах

Символ Нового года – довольно многоликий, в каждой стране найдется персонаж, который приносит в канун Рождества или в преддверии грядущего года желанные подарки.


В Америке, Австралии и Великобритании с нетерпением ждут Санта-Клауса. В Европе свои традиции, согласно которым в дома приходят Святой Василий (Греция), Баббо Натале (Италия), Микулаш и Ежишек (Чехия и Словакия).


В Финляндии родственника новогоднего деда величают Йоулупукки. Японцы почитают Сегацу-сана, а колумбийцы Папу Паскуаля.

Образ в кинематографе

Сказки и художественные фильмы новогодней тематики пестрят образами повелителя снегов и зимней стужи. Классического Деда Мороза, которого до сих пор россияне считают «настоящим», представил в 1965 году. В сказке «Морозко» роль отошла – дедушка получился солидным, грозным, но в то же время добрым и справедливым.


В 1975 году на экраны вышла детская картина «Новогодние приключения Маши и Вити», где помимо Бабы-Яги, Кота Матвея и Кощея Бессмертного появляется Дедушка Мороз в лице актера Игоря Ефимова. В наполненной волшебством и добротой взрослой сказке «Чародеи» персонаж воплотил .


Режиссеры эксплуатировали образ, как могли. Он просочился даже в «Джентльмены удачи». По сценарию фильма в бородатого дарителя подарков переоделся , обогатив лексикон советского зрителя крылатой фразой:

«К вам пришел Дед Мороз, он подарки вам принес. Федя, поди сюда! Тебе - тапки. В тюрьме пригодятся».

Примеряли новогодний костюм и современные известные актеры. Запомнился любителям российского кино Дед Мороз-вор из «Бедной Саши» (1997), также Женя Лукашин XXI века, надевший атрибуты снежного старика в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». В ленте 2007 года завоевывал сердце Нади .


Романтичный герой из «Приходи на меня посмотреть» (2000) в костюме Деда Мороза приносит волшебство в дом старой девы Татьяны. А приключения актеров, которые подрабатывают дедушкой под Новый год, показал в комедии «Кто приходит в зимний вечер» (2006).

  • За первые три года после открытия «Дома Деда Мороза» в Великом Устюге туристический поток в городе увеличился от 2 до 32 тысяч человек. Почти за 20 лет сказочный дед получил более миллиона посланий от детей.
  • Написать письмо сказочному кудеснику проще простого. Адрес Деда Мороза: 162390, Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг. Послания от малышей ждут также на интернет-почте Деда Мороза.

  • Журналисты рассекретили личность главного новогоднего персонажа, живущего в Вологодской области. Под белоснежной бородой скрывается Андрей Балин, который еще даже не отметил 40-ой день рождения. На пост главного Деда Мороза страны мужчина заступил в 22 года. Зоотехник по образованию превратился в специалиста по культуре и туризму при администрации Великого Устюга. Женатому сказочному кудеснику сразу же подарили трехкомнатную квартиру, а на месте службы «дед» развернул бизнес – открыл сувенирную лавку, в которой продавцом поставил супругу.

  • Современный Дед Мороз отмечает день рождения 18 ноября. Дату взяли не с потолка – в этот день Россия уже покрыта снегом и на большей части ее территории ударяют морозы.
  • Дед Мороз с 50-ых годов прошлого столетия часто колесил по свету в компании мальчика по имени Новый год. Персонаж, поселившийся на открытках того времени, носил красную шубу и шапку с цифрой предстоящего года. Популярность мальчика продержалась 30 лет, а потом сошла на нет.