Индусы и индийцы. Малые народы южной индии

Население Индии

Этнический состав: в Индии насчитывается несколько сот наций, народностей и племен; крупнейшие из них: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара,. пенджабцы и др. Индуисты составляют 80% населения, мусульмане - 14%, христиане - 2,4%, сикхи - 2%, буддисты - 0,7%. Этнические и лингвистические корни племен, первыми заселивших полуостров Индостан, неизвестны. Точно известно, что раннеарийская цивилизация распространилась с северо-западной и северо-центральной части Индии (2000-1500 гг. до и. я.)

на юго-запад и восток. На формирование индийского этноса большое влияние оказали также персы, арабы, монголы, турки, афганцы, англичане. Причем последние оставили самый небольшой след в культуре Индии. Народы северо-восточной Индии имеют много общего с народами Южной Европы, Кавказа, Юго-Западной и Центральной Азии, часть населения северо-восточной Индии, Западной Бенгалии, Западных Гималаев и штата Джамму и Кашмир - с тибетцами и бирманцами. У племен северо-восточной Индии (часть этнографов относит их к австралоидной языковой семье) много общих черт с народами юго-восточной Азии. Небольшие этнические группы южной Индии ведут свое происхождение от восточно-африканских племен или от так называемых негритос - народе, расселившимся небольшими общинами от Андаманских островов до Филиппин и Новой Гвинеи.

В Индии проживают нации, народности и племена, большая часть которых принадлежит к индоарийской или дравидской языковым семьям. Остальные относятся к тибетской и австроазиатской языковым группам. Из 18 языков, признанных государственными, 13 относятся к индоарийской, 4 - к дравидской языковым группам и 1 - к тибетской. Индоарий-ские языки восходят своими корнями к древнеарийскому языку - санскриту, ныне почти не употребляющемуся (за исключением религиозных обрядов). Наиболее широко распространен язык хинди: на нем говорит более 300 млн чел. Хинди подразделяется на множество диалектов, часто весьма удаленных, но сведенных в два основных - восточный и западный. Хинди признан официальным языком в северных штатах Индии. Остальные индоарийские языки: бенгали, гуджарати, ассами, кашмири, конкани, маратхи, непали, орийя, пенджаби. Язык урду - основной язык индийских мусульман на севере и юге Индии. В пограничных с Пакистаном районах штата Гуджарат распространен язык синдхи (здесь проживают эмигранты, бежавшие из пакистанской провинции Пенджаб после раздела страны в 1947 г.).

Четвертая часть населения Индии говорит на дравидских языках. Языки этой группы распространены преимущественно в южной Индии, частично в центральной части страны, в восточном Бихаре. Четыре дравидских языка признаны официальными: каннада, малайялам, тамильский и телуджу. Ма-нипури и другие тибетские языки распространены в северовосточной Индии. Языками межнационального общения (лин-гва-франко) являются хинди и английский. При этом английский является, скорее, языком высших классов общества: родным его признают не более 5% населения, но он широко используется в престижных школах, вузах, СМИ, шоу-бизнесе (киноиндустрия, популярная музыка), предпринимательских кругах. Индия - родина одной из мировых религий - индуизма. В наши дни индуизм представлен множеством направлений, сект, религиозно-философских учений. Точные данные о составе этой религиозной общины и ее численности неизвестны. Можно утверждать, что наиболее широко распространены культы поклонения Вишну или одному из его воплощений - Кришне - и Раме (северная и центральная Индия), поклонники Шивы составляют большинство в Тамилнаде, Карнатаке, западной Махараштре, нескольких Гималайских районах, культ Шакти (матери-богини) распространен в западной Бенгалии, Ассаме, Утта-Прадеш. Международное распространение получило поклонение лидерам некоторых индуистских сект.

Индийская мусульманская община - одна из крупнейших в мире, по своей численности она превосходит мусульманское население стран Ближнего Востока, уступая только общинам Индонезии, Пакистана и Бангладеш. Мусульманское население сконцентрировано в штатах Джамму и Кашмир, западной Беигалии, западной части Утта-Прадеш. Остальные религиозные общины: христиане (в большинстве католики) сосредоточены на северо-востоке страны, в Бомбее и на юге; сикхи - в Пенджабе и смежных районах, буддисты - в Джамму и Кашмир, районах Гималаев; бахай (недавно резко увеличившие свою численность за счет активной миссионерской деятельности); зараострийцы - в Бомбее, прибрежных районах Гуждарата; иудаисты - на западном побережье; анимисты - на северо-востоке страны.

Индия – страна многонациональная. По этно-лингвистическому признаку отличается исключительным многообразием. В ходе проводимых каждые десять лет переписей были зафиксированы 1652 языковые формы: литературные и разговорные языки, диалекты, говоры. Однако языков с числом носителей более миллиона человек насчитывается не более 30.
На территории Индии распространены языки четырех семей: индоевропейские, преимущественно индоарийские, – 73,4%, дравидийские – 24,5%, аустроазиатские – 1,4% и тибетобирманские – 0,7%. Три четверти населения страны принадлежит к народам индоевропейской семьи. По численности эти народы различны. Население так называемого «хиндиязычного пояса», в состав которого включаются североиндийские штаты Раджастхан, Харьяна, Химачал Прадеш, Уттар Прадеш, Бихар, Мадхья Прадеш, Джаркханд, Уттаранчал и Чаттисгарх, составляет 45,5% всех говорящих на индоарийских языках. В то же время население этого «пояса» не сложилось в определенную этническую общность. Хотя в социальном общении и в средствах массовой информации, а также на официальном уровне все большее число представителей этого населения пользуется языком хинди (и частично урду), в сельских районах средством массового общения на бытовом уровне являются многочисленные диалекты хинди, порой значительно отличающиеся друг от друга, причем некоторые из них имеют литературную традицию, например, майтхили, авадхи, брадж и т. п.
В публицистике и научном обиходе хиндиязычное население иногда называется «хиндустанцами», но это название не имеет хождения среди самого населения. Развитию этнических процессов в данном регионе препятствует его разобщенность границами нескольких штатов, его относительная социально-экономическая отсталость и низкая географическая мобильность населения, а также межкастовые и межрелигиозные конфликты (особенно между индусами и мусульманами), которые принимают все более острые формы. Кроме того, в таких штатах, как Химачал Прадеш, Бихар и Мадхья Прадеш среди большинства хиндиязычного населения вкраплены другие, подчас значительные по численности этносы (бхилы, пахарцы, гонды, мунда и т. д.), отличающиеся от окружающего населения по происхождению, языку, культуре и жизненному укладу. За годы независимости представители верхних прослоек этих народностей разного происхождения (по принятой в Индии терминологии – «племен» или «адиваси») получили образование и доступ к политической жизни. Являясь носителями этнического самосознания, они выдвигают требования об автономии и самоопределении, получающие все более широкую поддержку соплеменников.
Упомянутые явления получили развитие лишь в независимой Индии. В колониальный период этно-национальные процессы были в значительной степени искажены и замедлены. Крупные по численности и относительно развитые народы были разобщены между административными единицами Британской Индии (президентствами и провинциями) и феодальными княжествами. Такое положение отвечало интересам колониальной администрации, которая не поддерживала усилия различных «туземных» организаций по развитию своих культур и языков, заботясь лишь о насаждении английского языка преимущественно среди элитарных групп индийского общества. До настоящего времени английский язык остается законодательно закрепленным средством межнационального общения на уровне государственного аппарата, крупного бизнеса, а также в культурном обмене, средствах массовой информации, в системе высшего образования, в армии, хотя по разным данным этим языком владеет 2–5% индийцев.
Официальным языком Индийского Союза по конституции объявлен хинди на алфавите деванагари (Статья 343). Центральное правительство и правительства хиндиязычных штатов принимают меры по расширению сферприменения этого языка, развитию его функциональных стилей (например, делового, юридического, научного). Этот процесс в целом развивается успешно, однако попытки искусственно ускорить его наталкиваются на сопротивление, особенно на юге страны.
В первые годы независимости под давлением национальных движений в различных этнических районах, пришедших на смену определенному единству в период национально-освободительной борьбы, правительство Индии осуществило мероприятия по ликвидации института феодальных правителей и интеграции княжеств с соседними территориями. В 1956 г. в соответствии с рекомендациями специальной парламентской комиссии правительство Дж. Неру осуществило радикальную реформу административно-политического деления на основе этно-лингвистического размежевания и создания так называемых лингвистических штатов. Эти шаги ускорили процессы национальной консолидации, поскольку лингвистические штаты, особенно те, что созданы по принципу «один штат – один язык», можно рассматривать как форму национальной государственности. Они имеют выборные законодательные собрания и управляются правительствами во главе с главными министрами. По Конституции Индии к компетенции штатов отнесено 66 вопросов политического, социально-экономического и административного характера. За центром оставлено 97 вопросов, и 47 вопросов находится в совместной компетенции центра и штатов.
Реформа 1956 г. не решила всех проблем этно-лингвистического размежевания. Формирование новых штатов продолжается до сегодняшнего дня.
В отличие от «хиндиязычного пояса» другие народы, говорящие на индоарийских языках, живут в более или менее четких этнических границах, совпадающих по большей части с границами штатов. На востоке страны это Западная Бенгалия, Орисса и Ассам, населенные соответственно бенгальцами, ория и ассамцами. На западе следует упомянуть о пенджабцах (штат Пенджаб), маратхах (штат Махараштра), гуджаратцах (штат Гуджарат) и конканцах (штат Гоа), говорящих на близком маратхи языке конкани.
На юге Индии, населенном народами, говорящими на языках дравидийской семьи, создано 4 штата: Андхра Прадеш, населенный телугу, Тамилнад – тамилами, Карнатака – каннарцами и Керала – малаяльцами.
Кроме перечисленных, в Индии проживают еще более десяти малочисленных народностей дравидийского происхождения и относимых обычно к категории «племен». Можно упомянуть о следующих: гонды, живущие в Андхре, Мадхья Прадеш, Ориссе и Махараштре; тулу (Карнатака, Керала и Махараштра) и ораоны, говорящие на языке курукх и населяющие смежные районы штатов Бихар, Мадхья Прадеш, Западная Бенгалия и Орисса. Эти народы разобщены территориально, а также существенными диалектными различиями и воздействием значительно отличающихся друг от друга культурных и религиозных комплексов окружающего иноязычного населения. У этих народов пока что не отмечено заметных стремлений к самоопределению или автономии, поскольку их консолидация затруднена перечисленными выше обстоятельствами, а также социально-экономической отсталостью. Правда, среди них появились группы, выступающие за сохранение традиционных ценностей, культуры, обычаев, религиозных взглядов (по преимуществу близких к анимистическим). Эти стремления находят поддержку у организаций по развитию «племен», созданных правительствами различных штатов.
Несколько особняком стоят курги – народность, говорящая на дравидийском языке кодагу и проживающая компактно в гористом районе штата Карнатака с центром в г. Меркара. Кургов отличает высокий уровень этнического самосознания, сохраняющийся от века в век уклад жизни, высокий уровень развития культуры.
Перечисленные этносы в лингвистических штатах проживают на компактных территориях и обладают довольно широкой автономией в области самоуправления. У каждой из них исторически сложились национальные языки и культуры. Предметом их гордости являются национальные герои, писатели, религиозные деятели, полководцы и святые. Многие народы являются наследниками древних и средневековых государств, которые сейчас рассматриваются как период их наивысшего расцвета, как своего рода «золотой век» этих народов, например, Маратхская конфедерация, империя Виджаянагар у телугу, империя Чола и тамилов, Ахомское государство у ассамцев и т. д.
Определенную роль в национальной жизни многих из перечисленных народов играют так называемые «малые традиции» индуизма, то есть этнически окрашенные разновидности этой религии со своим «национальным» пантеоном, культами и праздниками. У телугу распространен культ бога Вишвамитры, а среди бенгальцев – культ богини Кали или Дурги, а фестиваль «Дурга пуджа» отмечается бенгальцами как национальныйпраздник по всей Индии. В Ориссе популярен культ Джаганнатха. Ежегодно в его честь отмечается праздник «Джаганнатх ятра» (в европейской литературе его называют «колесница Джагернаута»). Маратхи поклоняются своим богам – Витхобе, Садобе, Кхандобе и другим, не входящим в пантеон большой традиции индуизма, но с энтузиазмом празднуют также фестиваль общеиндийского бога со слоновьей головой – Ганеши. Данные праздники в независимой Индии все больше приобретают характер не столько религиозного, сколько национально-культурного действия.
В то же время религиозные различия могут быть серьезным препятствием на пути этнической консолидации. Примером служат пенджабцы, среди которых различия между сикхами и индусами служили одной из причин затяжного и кровопролитного конфликта в штате Пенджаб.
Правительства этнически однородных штатов, как правило, проявляют большую заботу о развитии национальных языков и культур. Оказывается материальная и иная помощь литературным и культурным обществам. Создаются национальные киностудии и театральные общества, радиостанции, осваивается телевидение и видеотехника. Поощряется внедрение национальных языков в делопроизводство на уровне штата, в работу местных фирм и банков. В ряде штатов сформировались местные политические партии с националистическими программами, например, Телуту десам в Андхре, Каннада деша в Карнатаке, ДМК и АИАДМК в Тамилнаде, Асом гана паришад в Ассаме, Акали дал в Пенджабе. Шив сена в Махараштре выступает с откровенно шовинистических позиций. Деятельность подобных партий содействует дальнейшему оживлению национальной жизни в лингвистических штатах.
Пестрая этническая картина сложилась на северо-востоке Индии, где проживают народы главным образом тибето-бирманской группы. Ландшафт этой местности в основном гористый. Горы покрыты густыми лесами. Средства сообщения до недавнего времени практически отсутствовали, а железных дорог нет и сейчас. Это определило раздробленность и изолированность существования групп населения. Кроме того, в колониальный период почти весь этот регион был практически отрезан от остальной Индии и развивавшихся там процессов: национально-освободительного движения, становления демократических институтов, складывания внутренних рыночных связей. Колониальные власти отделили этот регион так называемыми «правилами внутренней линии», которые ограничивали движение населения и товарообмен с другими районами со всеми вытекающими последствиями. Здесь особенно активно действовали западные христианские миссионеры. В результате значительная часть населения северо-восточных районов исповедует христианство, а местное духовенство пользуется большим, в том числе политическим, влиянием.
В первые десятилетия независимости в этих районах возникли сепаратистские движения, принявшие форму вооруженной борьбы партизанского типа. Этому содействовало наличие здесь больших запасов оружия, оставленного японской армией после ее капитуляции в Бирме в конце второй мировой войны, а затем – поддержка сепаратистов извне, со стороны некоторых держав. В течение длительного времени по решению центрального парламента северо-восточные районы контролировались индийской армией, выполнявшей и многие функции государственного управления. В то же время начиная с правительства Дж. Неру, индийские власти добились заметных успехов в нормализации обстановки в этих районах, вовлечения населения в общеиндийский политический процесс, в постепенную хозяйственную интеграцию. Сепаратистские настроения и вооруженные отряды здесь все еще существуют, но движение к политической стабильности становится доминирующим явлением.
Первым права штата на северо-востоке получил ранее входивший в состав Ассама район, населенный народностью нага, получивший название Нагаленд. Этот народ разделен на более чем 25 кланов, имеющих свой сложившийся бытовой уклад, верования и ритуалы, а также говорит на своем диалекте – ао, сема, коньяк, тангкхул, ангами и т. д. Эти диалекты сильно отличаются друг от друга, что затрудняет складывание общего языка. По свидетельству этнографов, в Нагаленде постепенно складывается общий наддиалектный нага-ассамский язык. Тем временем в качестве официального языка штата принят английский. Этническая консолидация среди нагов находится на начальной стадии, но ощущение общности судьбы достаточно сильно.
Другой народ тибето-бирманской группы – манипурцы населяют штат Манипур и говорят на языке мейтхеи, имеющем длительную литературную традицию. В отличие от нага большинство манипурцев исповедует индуизм вишнуитского толка. Этот штат ранее был феодальным княжеством и не включался в сферу действия«внутренней линии». Поэтому он в большей степени, чем соседние штаты, интегрирован с остальной Индией. Показательно, например, что местный стиль танцев «манипури» и местный театр популярны по всей стране.
Штаты Трипура и Мизорам населены соответственно трипурцами, находящимися под сильным влиянием бенгальского культурного комплекса, и народом мизо, самоназвание которого ранее было «лушеи» («охотники за головами»). Теперь это название перенесено только на их язык.
Народы аустроазиатской группы – санталы, хо, мунда, корку и другие – населяют в основном районы центральной и частично восточной Индии. Подобно дравидийским малым народам, они также не имеют своих административных единиц, оставаясь разобщенными. В 60–70-х гг. набирало силу движение за самоопределение санталов и создание так называемого «Санталистана» из смежных районов Бихара и Западной Бенгалии. В настоящее время это движение на спаде, возможно, потому, что среди этнически и политически активных санталов нет единства и его трудно достигнуть. Среди санталов работают миссионеры и часть этого народа приняла христианство. Другие части признают своей религией индуизм. Третьи остаются верными исконной анимистической вере. Попытки создать единый алфавит для языка сантали также не принесли результатов. В зависимости от языка окружающего населения сантальские издания используют алфавит деванагари, бенгальский или латинский. Отдельные группы этого народа постепенно ассимилируются в местном населении.
Значительную силу обрело движение аустроазиатских народов хо и мунда за создание штата Джаркханд на стыке штатов Бихар, Орисса, Западная Бенгалия и Мадхья Прадеш. Показательно, что наиболее активно с таким требованием выступали молодежные и студенческие организации этих народов, придававшие ему довольно острый характер. Проблема Джаркханда стала важным элементом политической жизни в упомянутых штатах. Однако события стали развиваться по другому сценарию. В 2000 г. индийский парламент принял решение о создании штата Джаркханд со столицей в городе Ранчи. В его состав вошли 18 дистриктов Южного Бихара. Южная часть нового штата – плато Чхота Нагпур, заселенное малыми народами и племенами, которые говорят на своих племенных языках.
Выступления малых народов за ту или иную форму автономии становятся одной из характерных черт этнической ситуации в современной Индии. Такое развитие событий представляется закономерным. Оказывает воздействие демонстрационный эффект экономического, политического и культурного развития национальностей, обладающих государственностью в виде лингвистических штатов. Субъектами такого воздействия, как правило, становится молодое поколение, представители которого получают образование, становятся более подвижными, политически активными, нетерпеливыми в достижении целей. Она опирается на поддержку и других слоев малых народов, которые постепенно вовлекаются в контакты с окружающим населением, в товарооборот и обмен идеями. В автономии они видят возможность ускорения развития своего народа и своего этнического района. Первыми на этом пути успеха добились непальцы-гуркхи округа Дарджилинг. Их борьба, принимавшая насильственные формы, привела в конечном итоге к созданию автономного горного округа в рамках штата Западная Бенгалия. По существу появилась новая форма административного устройства.
В штате Ассам молодежь народности бодо тибето-гималайской группы добивается автономии в виде выделения их этнической территории в отдельную единицу. Активисты этого движения также прибегают к вооруженному насилию, что создает в Ассаме напряженную ситуацию. Сходная ситуация складывается в северных районах штата Мизорам, где активисты тибето-бирманской народности хмар требуют превращения населяемого ими дистрикта в автономный.
Выше говорилось о том, что принцип «один штат – один язык» был осуществлен не везде, остались штаты полиэтнические. Речь идет не о наличии национальных меньшинств, возникших в результате подвижек населения или из-за несовершенства границ. Такие меньшинства присутствуют в большинстве штатов. Полиэтнические штаты возникли в исторических или традиционных границах. Штат Джамму и Кашмир сохранился в границах бывшего княжества. Он разделяется на три четко очерченных региона: Кашмирская долина с центром в г. Сринагар, населенная кашмирцами – народом отдельной дардской ветви индоарийской семьи, по религии в подавляющем большинстве мусульманами; расположенный южнее регион Джамму населен дограми – народом, говорящим на близком пенджаби языке догри. Самый северный регион Ладакх (центр – г. Лех), называемый часто «малым Тибетом», населен горными народами, говорящими на языках тибето-бирманской группы – балти, ладакхи, лахаули и исповедующими в основном буддизм ламаистского толка. В Джамму и Ладакхе активно действуют сторонники выделения их в самостоятельные административные единицы.
Созданный в 1970 г. на северо-востоке Индии штат Мегхалая включает в свои границы этнические территории двух народов примерно равных по численности – кхаси аустроазиатской группы и гаро тибето-бирманской группы. Эти народы проживают на своих исконных территориях, практически не смешиваясь. Они разделены на кланы, и среди них сохраняются значительные элементы матриархальных отношений. Показательно, что практически сразу же после создания штата возникли конфликты между кхаси и гаро, не нашедшие разрешения до настоящего времени. Трения вызваны спорами по поводу распределения постов в государственном аппарате и правительстве, мест в учебных заведениях, а также политическим соперничеством. При этом гаро жалуются, что более образованные кхаси оттесняют гаро на второй план.
Сикким, присоединившийся к Индии в 1975 г., также относится к числу полиэтнических штатов. Но он не делится на регионы. Его основное население – это народы тибето-бирманской группы бхотиа и лепча, а также более значительная по численности группа мигрантов из Непала.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что этническая ситуация в независимой Индии всегда была динамичной. Таковой она, очевидно, сохранится и в ближайшем будущем. Этническое разнообразие в этой стране следует оценивать на только по горизонтали, то есть по площади расселения тех или иных этносов. Эти этносы находятся в состоянии взаимодействия друг с другом. Но они различаются и по вертикали – по уровню экономического развития, по насыщенности национальной жизни, по объему реально достигнутой автономии. Поскольку эти вертикальные показатели различны, некоторые этносы полагают себя в чем-то ущемленными и вступают в борьбу за достижение равноправия.
В последние годы в этнических отношениях появился новый раздражитель. Экономическое развитие, более активное движение труда и капитала, расширение старых и создание новых промышленных центров привели к возрастанию географической мобильности индийцев. Прибывающие в тот или иной штат иноязычные мигранты создают конкуренцию местному населению на рынке труда. Возникает соперничество, одним из выражений которого стало появление лозунга предоставления преимущественных прав так называемым «сыновьям земли», коренному населению за счет ограничения прав пришельцев. Такой подход подпитывает националистические и шовинистические настроения.
Этнические проблемы в независимой Индии решаются в целом на демократической основе, но достижение гармонии, идеала полного этнического равноправия остается делом будущего.

Широкое хозяйственное строительство, развертывающееся в районе гор Нилгири, заметно изменяет жизнь всех горных народов.

Многие их представители нанимаются на работы по прокладке дорог и расчистке лесов, другие уходят работать на плантации, или на городские предприятия, или втягиваются в торгово-посредническую деятельность, а некоторые, окончившие местные школы, даже учатся в высших учебных заведениях и, закончив их, занимаются интеллектуальным трудом, живя преимущественно в городах южной Индии.

Но все же основная масса указанных народов до самых недавних пор придерживалась, и в значительной мере продолжает придерживаться традиционных норм жизни и старых обычаев и установлений.

Судя по тамильским историческим хроникам, курумба некогда были независимы, участвовали в войнах древнего царства Паллавов с другими царствами. В XIII-XIV вв. их земля была присоединена к государству Виджаянагар, и в XVI в. они уже были известны не как воины, а как овцеводы, которых индусы причисляли к «низкой» шудр.

Антропологический тип тода

Тода живут в маленьких деревнях, насчитывающих две-шесть хижин. Деревни обычно окружены невысокой стеной, сложенной из необтесанных камней. Хижины тода состоят из аркообразной крыши, доходящей до земли, и двух стен - передней и задней.

В передней стене, несколько задвинутой под крышу, проделывается небольшая дверь, отодвигаемая вбок по стене, а по сторонам двери устраиваются две завалинки. Окон нет. Помещение хижины разделено на две части, мужскую и женскую.

Одежда мужчин и женщин тода однотипна и напоминает длинные тоги или плащи, конец которых перебрасывается через одно плечо, а складки свободно драпируют тело.

Бадага живут в больших общих домах

Бадага живут в больших общих домах, разделенных на отдельные помещения для разных семей. В домах есть еще помещения для доения и хранения молока, куда не должны входить женщины, а также те мужчины, которые по тем или иным причинам считаются «оскверненными».

Скот помещается в каменных загонах у домов, а продукты и хозяйственный инвентарь хранятся в бамбуковых складах. Имеются также специальные хижины, где женщины проводят время своей «нечистоты», т. е. дни месячных и послеродовой период.

В некоторых деревнях есть общие доильни, напоминающие храмы племени тода. У бадага доение тоже считается обязанностью и почетным правом мужчин, и доступ к нему получает мальчик только после прохождения обряда посвящения в восьмилетнем возрасте, причем первое доение сопровождается рядом особых церемоний.

Кадары живут в горах Кочина

Кадары (около 2 тыс. человек) живут в горах Кочина и мадрасского округа Коимбатур. Они отличаются от окружающего населения очень темной кожей, вьющимися волосами и невысоким ростом (мужчины до 158 см, женщины - до 150 см).

Кадары живут главным образом в глубине лесов и занимаются сбором меда, воска, кардамона и других лесных продуктов, а также охотятся и ловят рыбу.

Некоторые кадары занимаются подсечно-огневым земледелием и разводят в небольших количествах домашний скот. Их нанимают также для охоты на слонов и для разных работ в лесах. Раньше их труд, оплачивали натурой, теперь же за выполнение работ по контрактам они получают деньги.

Кадары живут в деревнях, состоящих из 15-20 хижин, сделанных из бамбука и пальмовых листьев и крытых травой. Эти хижины обычно строят женщины.

До недавних пор кадары носили только набедренные повязки, теперь носят такую же одежду, как и жители равнин - короткие сари, рубахи и дхоти.

Кадарами управляет вождь, называемый мупан. Пост мупана по традиции наследует сын его сестры, тогда как все другие члены племени придерживаются уже патрилинейного наследования.

Браки с дочерью сестры или брата запрещены, но кузенные браки разрешены. Обычно родители выбирают невесту и договариваются о браке. Свадебный обряд состоит в угощении родственников в доме жениха и невесты.

За невестой обычно дается приданое, в которое теперь, кроме лесных продуктов, стали входить и деньги. Встречи мужа с женой должны по обычаю происходить в лесу вне жилого помещения.

Кота поклоняются духам-покровителям

У них существует также трудно объяснимый запрет на пользование спичками, и они, по обычаю, или могут брать огонь из домов «высших» или добывать его трением. Они исполняют для тода много разных работ и относятся к ним с особым уважением.

Все племя делится на экзогамные группы, называемые пери, что значит «улица». Кота живут в нескольких деревнях по 30-60 домов каждая.

У кота существует патрилинейная система наследования. Имеется ряд ограничений для женщин . Их обычай строго запрещает мужчинам какое бы то ни было общение с женщиной в дни ежегодного храмового праздника (когда мужчины не должны не только говорить со своими женами, но и сами готовят себе пищу) и в период посева, когда они тоже могут разговаривать с женщинами только через мальчиков-посредников.

Правительство штата Андхра принимает сейчас ряд энергичных мер по улучшению условий их жизни и по вовлечению их в хозяйственную деятельность народа телугу.

Культ предков

Полигамия у народности багада разрешена, но встречается нечасто, только в зажиточных семьях. Вдовы имеют право вторично выходить замуж. Распространен обычай левирата. Разводы разрешены без особых ограничений.

У бадага широко распространен лингаизм. Распространен также культ предков. Храмами лингаитов являются квадратные побеленные дома, с росписью по стенам и украшениями на крышах. В этих храмах живут обычно и жрецы.

Все бадага сжигают покойников, за исключением «высшей» группы удайа, которая хоронит их в сидячем положении. После сжигания останки зарывают около деревни, и сверху ставят дольмены с изображением луны и солнца.

Скотоводство у них развито значительно слабее, чем у тода, и в литературе встречаются указания на то, что им запрещено доить коров, так как по какой-то давней традиции считается, что они оскверняют этих животных, и что им разрешено пить только то молоко, которое им дают люди более «высокого» племени (например, тода).

Кадары почитают разных духов

Разводы очень легки, и браки вдов разрешены без ограничений. Во время месячных женщины проводят несколько дней в строго изолированной временной хижине, которую потом сжигают. Роды тоже протекают в отдельном помещении.

Кадары почитают разных духов; развит культ предков. Храмов они не имеют и приносят жертвы объектам своего почитания на особых камнях под деревьями (обычай, широко распространенный у всех народов Индии). Функции жреца выполняет глава деревни или старший мужчина в семье (в случаях семейного торжества).

Кроме описанных выше народов, в горных районах на границе Мадраса и Кералы живут и другие этнические группы. К ним относятся каниккар, ирула, шолага, малапантарам, эрнадан и др. Эрнадан являются наименее развитыми из них. Они не имеют постоянных жилищ, а устраивают временные ветровые заслоны или навесы из веток.

Они кочуют по горам, изредка спускаясь в долины. Основным их занятием является собирательство. Часть собранных продуктов они обменивают в долинах на одежду и другие нужные им товары. Эрнадан считаются мастерами изготовления особенно крепких веревок для слонов, и продажа этих веревок составляет в настоящее время важную статью их дохода.

Ченчу поклоняются богиням неба, земли, а также солнцу

Цеячу хоронят покойников, на могилы кладут камни и несколько дней справляют поминки по усопшему. За последнее время они стали иногда сжигать мертвых, заимствовав, по-видимому, этот обычай у индусов-телугу, с которыми они приходят во все более тесное соприкосновение.

В районах расселения ченчу сейчас есть школы, и некоторые из ченчу смогли получить образование и стать учителями в этих школах.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Запинить

На эту-же тему:

Бонда, одно из самых удивительных и экзотических и самобытных племен Индии. Они ведут замкнутый изолированный образ жизни в горах , Чатисгарха и Анхра Прадеш в окрестностях нагорья Койрапут (Khoyraput), называемом иначе Бонда Хиллс (Bondo Hills). Их осталось всего около 5000 человек. Бонда называются также Бондо, Рэмо, Бондо Пароджа. Бондо относятся к тибето-бирманской группе племен Азии и говорят на языке рэмо, который относится к группе Мунда Австрало-Азиатской языковой семьи. Возможно, благодаря уникальности языка, который не похож ни на один другой язык народов, населяющих окрестные земли, бонда оказались в полной изоляции и сохранили свою первобытную идентичность. В Ориссе говорят, что в древности, кто-то из племени бонда убил брамина и за это Вишну проклял их род и обрек на жизнь среди зверей, подобно зверям.

Бонда известны также под названием «голые люди». Женщины бонда бреют головы и носят из одежды лишь узкую полоску ткани на бедрах, бусы и массивные металлические кольца на шее и, иногда небольшую накидку на плечах. Традиционный мужской костюм бонда состоял лишь из узкой набедренной повязки. Женщины бонда до сих пор одеваются традиционно, а мужчины, в подавляющем большинстве носят обычные брюки или дхоти и футболки.


Бонда — одно из самых древних и примитивных племен, сохранившихся на территории Индии, за три тысячелетия их культура и обычаи практически не претерпели изменений. Современные бонда живут замкнуто, не допуская к себе посторонних, благодаря чему сохранили уникальную самобытность. Тем не менее, сегодня вполне возможно не только попасть в деревни бонда, но и остаться там на ночлег и, даже провести несколько недель. В действительности, это вызвано ужасной нищетой бонда, которые ведут традиционное примитивное хозяйство, добывая основные продукты собирательсвом и охотой. Поэтому, за деньги они готовы допустить к себе чужаков и показать им свою жизнь.


Для того, чтобы увидеть жизнь бонда изнутри, Вам нужно договориться с главой деревенской общины, которого здесь называют «доктором». Найти «доктора» и договориться Вам поможет гид, нанятый в . Отправляясь к бонда, следует быть крайне осторожным, бонда очень агрессивны по отношению к чужакам. Другая возможность увидеть бонда — еженедельные рынки, на которые они приходят из своих деревень, для натурального обмена — binnimoy protha. Самые крупные и колоритные рынки (хаат), где Вы моежете встретить бонда, устраиваются по четвергам в, .


Население бонда состоит преимущественно из женщин. Женщин бонда почти в три раза больше, чем мужчин. Кроме прочих причин, в значительной степени это обусловлено тем, что мужчины бонда сплошь пьяницы и не живут долго. Браки бонда не заключают с жителями своей деревни. Как правило, мужа девушке выбирает старейшина, когда она достигает зрелости. (17-18 лет). Муж обычно намного моложе. Двенадцатилетний муж считается «старым». Бонда считают, что прежде, чем растить детей, женщина должна вырастить мужа. В результате мужчины бонда, вырастая остаются весьма инфантильными и всю жизнь находятся под опекой жен. В записках британского капитана Самуэля Макферсена, есть рассказ о том, как бонда ходят на войну. По словам Макферсена, в долине собрались две агрессивные толпы, которые размахивали странным несуразным оружием, пили много арекового вина, громко кричали. Напившись, побежали навстречу друг другу и свалились в беспорядочную кучу. Вскоре, наблюдавшие за этим женщины выбежали с палками растаскивать с поля боя своих мужей. После того, как мужья оказались в безопасности, началась настоящая битва.

Соверменные мужчины бонда действительно много пьют, действительно агрессивны и неадекватны. Мужчины бонда чрезвычайно вспыльчивы и агрессивны. Убийство в их понимании является вещью вполне обыденной и естественной, поэтому в тюрьме большинство заключенных — мужчины племени бонда, отбывающие сроки за убийство. Мы провели в землях бонда больше недели и за все время я видел лишь несколько стариков. Это были старейшины племен.


Однажды, когда мы обедали в придорожной дхабе, такой подошел к нам. Толстый, что в тех краях редкость, на руке часы, в чистой клетчатой рубашке и белом дхоти. Ходил вальяжно вокруг машины, возил пальцем по стеклу, подошел к нам и начал что-то говорить, сильно размахивая руками. Эмоционально, но с достоинством. Подскочил наш переводчик и оттащил его в сторону. После десятиминутных переговоров вернулся и рассказал, что это главный местный wizard, он тут самый большой авторитет в округе. Сказал, что если мы ему не заплатим, он заколдует нашу машину и машина не поедет. Переводчик, сказал, что заплатил 100 рупий, что колдун был счастлив и обещал что с нами на его территории ничего не случиться, а если возникнут с местными проблемы, говорить им, что у нас есть друг старый Рама и что у него на шее талисман с двумя рогами. Таки пришлось воспользоваться, — подействовало феноменально.

Современные бонда делятся на два клана — Онтал (Ontal) и Кило (Kilo). Жизнь бонда переполнена шаманскими ритуалами. Бонда поклоняются духам предков и гор, над которыми главенствует Богиня-Мать (забыл и нигде не могу найти ее имя), которую изображают каменным бруском черного цвета. Такие алтари установлены во всех деревнях бонда и возле дорог в горах. Богине делают жертвоприношения, часто приносят в жертву животных — свиней и коз. Исследовавший в начале двадцатого века племена и капита Джон Кэмпбелл в своем отчете указал, что бондо, в отличе от кондх не практикуют человеческих жертвоприношений.


Бонда устраивают огромное количество ритуальных праздников с обильными возлияниями. Как положено, это все сопровождается песнями и плясками. В традициях бонда, однако, есть несколько категорических запретов, связанных с этими праздниками — это табу инцеста, супружеской измены и мужчины и женщины из одной деревни не имеют права танцевать на праздниках рядом.

Главный ритуальный фестиваль племени бонда — Патканда Ятра (Patkhanda Yatra), проходит в Мадулипаде (Mudulipada) в апреле-мае, на него собираются практически все члены племени. Второй значительный праздник — Понгал (Pongal), нечто вроде нашего нового года, бонда его называют Чайтра Праба (Chaitra Praba), отмечается в январе, началом нового сезона охоты. В этот день все мужчины и мальчики с оружием отправляются в лес за добычей. Те, кто вернулся без добычи, до следующего понгала не имеют права показываться перед женщинами. Поэтому те, кому не удалось добыть дичь, возвращаются хотя бы с убитой мышью или ящерицей. После встречи мужчин, вернувшихся с охоты происходят ночные танцы у костров. Во время Чайтра Праба женщины бонда перегораживают дороги и не пропускают автомобили без оплаты, хотя бы символической.


Бонда живут в небольших домах, сложенных из самана. Стены домов женщины укращают рисунками в стиле варли (warli), но это уже отдельная история. Племя бонда живет в ужасной нищите, грамотны среди них единицы. Последние годы население племени бонда катастрофически сокращается. Деревни племени бонда, расположенные в округе

Индия – страна в Южной Азии. Она занимает второе после Китая место по численности населения, на данный момент здесь проживает 1 290 583 264 человека.

Народы, населяющие Индию – многонациональны. Ученые выделяют здесь 5-6 этнических групп. Основная масса это индоевропейская (северная и центральная Индия) и дравидская (южная Индия) группы. В стране много различных религий, основной считается индуизм, также присутствуют ислам, христианство, сикхизм, буддизм.Наиболее распространенные народы Индии: хиндустанцы, телугу, бенгальцы, джат, гуджаратцы, каннара, панджабцы. Хиндустанцы проживают на севере страны, их около 244 млн. Выращивают пшеницу, просяные культуры, рис, тростник. Язык – хинди. Телугу располагаются в южной Индии, насчитывают около 74,5 млн. представителей. Главный вид деятельности – земледелие, занимаются гончарным, ткацким, ювелирным ремеслом. Бенгальцы – народ многочисленный не только в Индии, по и во всем мире. Так же как почти все народы Индии имеют ведущий вид деятельности - земледелие, скотарство развито мало. Исповедуют ислам и индуизм.

Джат – народность, проживающая в северной части страны. Считаются одними с самых обеспеченных этносов Индии. Религии – индуизм, сикхизм. Гуджаратцы – около 40 млн. человек, помимо привычных для этих территорий видов занятости, большую часть времени уделяют профессиональному развитию литературы и музыки. Имеют специфические свадебные обряды. Каннара – основная часть проживает в штате Карнатака, развиты такие отрасли: сельское хозяйство, фармацевтика, строительство. Панджабцы – приблизительная численность – около 120 млн. человек. Могут гордиться достижениями в области науки и техники, квалификацией работников.

Народы Индии разнообразны, на первый взгляд очень походы между собой, но на самом деле, каждый имеет свои особенности, уникален по своей истории, традициям, верованиям.