Как появился дед мороз на руси. Кто на самом деле «Дед Мороз»? Прообразы Деда Мороза

Дед Мороз в России, безусловно, национальное достояние. А главный Дед Мороз - главное достояние страны. Поэтому люди, которые в разные годы занимали новогодний «ледяной трон», не могут не вызывать интереса.

До конца 1990-х году в нашей стране не было официальной должности Деда Мороза. Неофициально главным новогодним волшебником считался тот, который приходил на главную новогоднюю елку страны – сначала в Колонном зале Дома Союзов, а затем в Кремлевском Дворце Съездов.

Фрагментарно в этой роли отметились несколько десятков человек, однако наш рассказ о тех, кто сыграл в самую заметную роль.

Михаил Гаркави

Сегодня имя Михаила Наумовича Гаркави помнят только историки отечественной эстрады, но в свое время оно гремело по всей стране. Гаркави начинал как театральный актер, но к 1928 году нашелся себя в жанре эстрадного конферанса. Михаил Наумович работал на лучших площадках страны, его шутки предваряли выступления звезд отечественной эстрады 1930 – 1950-х годов.

Дед Мороз в исполнении Михаила Наумовича Гаркави. Фото: Телеканал Россия

Гаркави был человеком полным, но весьма подвижным, блестящим импровизатором. В годы войны Гаркави выезжал в действующую армию в составе фронтовых бригад.

В биографии Михаила Наумовича роль Деда Мороза явно не была главной, но именно он стал первым Дедом Морозом на первой новогодней елке в Колонном Зале Дома Союзов в 1937 году.

Отработал Гаркави, как всегда блестяще, вызвав восторг у детворы и убедив власть предержащих в успешности нового начинания.

В жизни первого «главного Деда Мороза» был еще один интересный момент. Гаркави мало снимался в кино, но в 1949 году в фильме «Сталинградская битва» исполнил роль… Германа Геринга . Таким вот разносторонним специалистом был Михаил Наумович – мог успешно сыграть и новогоднего волшебника, и одного из вождей Третьего Рейха.

Сергей Преображенский

О Сергее Ивановиче Преображенском известно значительно меньше, чем о всех его коллегах в амплуа «главного Деда Мороза». А ведь именно благодаря ему Дед Мороз стал тем, кем он является теперь.

Преображенский, успешный детский писатель и драматург, вместе с Сергеем Образцовым стоял у истоков детского кукольного театра, впоследствии прославившегося как Театр кукол Образцова.

Преображенский был не просто драматургом, но и талантливым педагогом. Он умел работать с детьми сам и учил этому других. Именно Сергей Преображенский, заступивший на должность Деда Мороза на елке в Колонном Зале Дома Союзов, сформулировал рекомендации для артистов, выступающих в этой роли.

Трудно поверить, но в конце 1930-х годов, когда новогодние елки в СССР только появились, главенствующая роль Деда Мороза была совершенно не очевидна. Более того, этот персонаж даже не везде участвовал в праздниках.

Сергей Преображенский сформулировал четко: «Дед Мороз - главный распорядитель, первый затейник и руководитель всего веселья». Эти слова он подтверждал многолетней работой на елке в Колонном Зале.

Сценарий театрализованного новогоднего представления, составленный Сергеем Ивановичем Преображенским, стал каноническим. Именно на его основе начнут строиться все новогодние елки в нашей стране в последующие десятилетия.

О том, когда Сергей Преображенский сложил полномочия Деда Мороза, доподлинно неизвестно. Некоторые утверждают, что он работал в этой роли до начала 1960-х годов. Но родные Сергея Ивановича рассказывают, что в середине 1950-х он перенес серьезную операцию, после которой уже не выступал.

Александр Хвыля

В 1961 году в Москве был открыт Кремлевский Дворец Съездов, в котором в последующие годы проводились съезды правящей Коммунистической партии Советского Союза. В соответствии с лозунгом «Все лучшее – детям», главную новогоднюю елку страны начали проводить во вновь построенном Дворце.

Актер Александр Хвыля в роли Морозко в одноименном фильме, 1964 год.. Фото: russianlook.com

Кремлевская елка получила статус важного государственного события, и кандидат на роль «главного Деда Мороза» страны отбирался крайне придирчиво.

Все решило кино. В 1964 году на экраны страны вышел фильм-сказка «Морозко», где роль зимнего волшебника сыграл актер Александр Хвыля . На его счету к тому времени значились героические роли Буденного, секретарей парткомов, образ сурового капитана Гуля из «Пятнадцатилетнего капитана» и многие другие работы.

В образе Морозко Александр Леопольдович оказался настолько органичен, что наверху решили: «Лучшего Деда Мороза для елки в Кремле не найти!»

С ролью Деда Мороза Хвыля справлялся отлично, однако поскольку на свой пост заступил уже довольно немолодым человеком, порой случались казусы. Например, он не мог освоить работу с радиомикрофоном. Как-то, закончив свою часть выступления в Кремле, Дед Мороз Хвыля ушел за кулисы и стал жаловаться вслух на ряд проблем. Голос недовольного жизнью Деда Мороза витал над Кремлевским Дворцом, а техники никак не могли отловить артиста в запутанных коридорах. Впрочем, ничего по-настоящему крамольного Дедушка Мороз сказать не успел.

Роман Филиппов

Если Александра Хвылю на трон «главного Деда Мороза» возвело кино, то его преемник добыл себе «царство» сам.

Роман Сергеевич Филиппов – один из лучших мастеров эпизода в советском кино. Обладавший высоким ростом и громогласным голосом, Филиппов не подходил на роли главных героев, но запоминался и за то недолгое время, что отводили ему режиссеры. Ну кто не помнит Николу Питерского из «Джентльменов удачи», которого чуть не лишил зрения при помощи «козы» Евгений Леонов ? А посетитель из ресторана в «Бриллиантовой руке», радушно приглашающий Никулина и Миронова на Колыму?

Уже будучи многолетним кремлевским Дедом Морозом, Роман Филиппов еще крепче связал себя с новогодним праздником, сыграв Камнеедова в «Чародеях».

Новогодний праздник в Колонном зале Дома Союзов, 1973 год. Фото: РИА Новости / В. Шияновский

Сначала Филиппова пригласили на елку в Кремль в качестве дублера Александра Хвыли. Дублеров было много, но все они работали под фонограмму Хвыли (большая часть представления проходила под ранее сделанную запись). Филиппов настоял на том, чтобы была записана фонограмма с его голосом. Затем актер добился того, чтобы они с Хвылей работали по очереди.

В общем, когда Хвыля отправился на покой, вопрос о том, кто станет самым главным среди Дедов Морозов, уже не стоял.

Роман Филиппов исполнял роль Деда Мороза на главной елке страны почти два десятилетия. Он настолько сжился с ней, что просил коллег подменить его в театре в начале января. Его обожали дети и родители. И последнее со временем стало проблемой.

Дело в том, что папы, приводившие детей на елку, стали встречать Филиппова с шампанским (и не только с шампанским), желая выпить с Дедом Морозом. Как правило, Филиппов, не отказывался.

В результате иногда Дед Мороз опаздывал с выходом на сцену, и его коллегам приходилось обыгрывать происходящее, что не так просто, с учетом того, что спектакль идет под ранее записанную фонограмму.

Впрочем, эти шалости Роману Сергеевичу прощали за его умение работать с детьми и преданность новогоднему празднику.

Последнюю елку, так уж сложилось, Роман Филиппов провел в январе 1992 года, всего через несколько дней после исчезновения СССР. На его последнем представлении ошибся ведущий: вместо традиционной фразы «Дед Мороз не прощается с вами» прозвучало «прощается». Это оказалось дурным пророчеством: всего через месяц Романа Сергеевича не стало.

Дмитрий Назаров

Когда в 1990-х годах в Великом Устюге появилась официальная резиденция Деда Мороза, должность главного Деда Мороза страны тоже стала официальной. Занять такой высокий пост не мог случайный человек. К тому же требовался актер крупный не только в смысле таланта, но и в смысле физических габаритов, с мощным мужским голосом и обаянием.

Актер Дмитрий Назаров в роли Деда Мороза. Фото: РИА Новости / Юрий Кавер

Выбор пал на актера Дмитрия Назарова , звезду театра, также известного по многочисленным ролям в телесериалах.

Назаров, человек верующий, на исполнения роли Деда Мороза, которого он считает языческим персонажем, испросил благословения у Патриарха. Глава РПЦ счел подобную роль делом благим, и в России появился первый Дед Мороз, имеющий официальное благословение от церковного первоиерарха.

По всей видимости, Дед Мороз поспособствовал и развитию карьеры Назарова в целом. Вступив на высокую должность новогоднего волшебника, он стал чаще появляться на экранах и в «гражданском» обличье в качестве ведущего популярных кулинарных шоу. А в 2011 году Назаров исполнил в кино роль ни кого-нибудь, а президента России Бориса Ельцина .

В отличие от предшественников, Назарову как Деду Морозу пришлось несладко – журналисты раскрыли его инкогнито и стали донимать вопросами о его новогодней роли. Актер, впрочем, отвечал, что на самом деле он, конечно, не Дед Мороз, а его самый близкий помощник. А сам Дед Мороз, разумеется, существует.

Инкогнито из Великого Устюга

Кто сегодня исполняет роль главного Деда Мороза России, доподлинно неизвестно. Когда журналисты начинают донимать волшебника вопросами о том, кто он на самом деле такой, тот логично отвечает: « Как кто? Дед Мороз, конечно!»

Дед Мороз во время визита в Санкт-Петербург, 22 декабря 2013 года. Фото: www.russianlook.com

По сведениям из источников, близких к достоверным, Дмитрий Назаров сложил полномочия главного Деда Мороза. В качестве его преемника называют звезду сериала «Воронины» и фильма-катастрофы «Метро» Станислава Дужникова . По внешним данным, Дужников на эту роль вполне подходит. Однако сам актер утверждает, что в роли Деда Мороза не выступает, так как его разоблачает даже собственная дочь.

Так это или нет на самом деле, знает только сам Дед Мороз и его приближенные. Наверное, это правильно. Ведь инкогнито действующего новогоднего волшебника – это часть его образа. Догадываться о чем-то можно, но быть уверенным нельзя. Ведь это часть новогоднего волшебства, от которой не хотят отказываться ни дети, ни взрослые.

Все люди обожают получать подарки. Дети верят, что их приносит добрый волшебник, пока они спят. Взрослые, желая порадовать близких, выбирают для них на Новый год наиболее подходящие сувениры и кладут под елку. Всем настолько приятно приобщиться к созданию чудесного и радостного настроения, царящего в этот праздник, что впору поверить в сказку и ее главного чародея, которого каждый народ величает по-своему. Осталось понять, где живет Дед Мороз и откуда к нам попадает новогоднее волшебство.

Существует несколько версий появления на Руси Деда Мороза. У древних славян было поверье о хозяине зимы и холодной погоды. Звали его Морозко и описывали, как сердитого старика с длинной белой бородой. Он властвовал на земле с ноября по март, и все боялись его способности насылать холода и вьюгу.

Старец был строг, но справедлив. Он наказывал ленивых и злых людей и одаривал добрых и отзывчивых. С тех самых пор родители уговаривают детей быть послушными, чтобы Дед Мороз исполнил загаданные ими желания и принес хорошие подарки.

По другой версии, возникшей после прихода христианства, прообразом Деда Мороза послужил Николай Чудотворец, живший в III веке. Даже в детском возрасте будущий святой постоянно совершал добрые дела и, как мог, помогал окружающим.

Став архиепископом в Ликии, он защищал несправедливо гонимых, похищенных детей, неоднократно спасал моряков во время шторма, вознося молитвы Богу и успокаивая море. Ему приписывается еще множество волшебных деяний и необычайная щедрость к людям.

Николай-чудотворец дожил до глубокой старости и носил седую бороду, что дает основание историкам и исследователям считать Дедом Морозом именно его.

Дети мечтают увидеть волшебство своими глазами. «Где живет Дед Мороз?» – самый часто задаваемый родителям вопрос в канун Нового года.

Кто-то отвечает, что он живет в землях, засыпанных снегом, где в небе переливается разноцветное северное сияние.

Другие считают, что добрый чародей приезжает на оленьей упряжке из Лапландии.

Многие верят, что Дед Мороз живет в России, в городе Великий Устюг. С 1999 года это место официально считается его резиденцией.

Отправиться на экскурсию в дом волшебника – интересное приключение и для детей, и для взрослых.

Город Великий Устюг – краткая информация

Так где же живет Дед Мороз в России? Конечно, на севере, а точнее, в небольшом городе, расположенном в Вологодской области у истока реки Северная Двина.

Расстояние до него от Москвы – 920 км. Население составляет 31 тысячу человек.

Основали город в XII веке князья из Ростова и Суздаля. Поселение постоянно подвергалось набегам и разграблениям, пока в XIV веке не вошло в состав Устюжского княжества. Город рос за счет выгодного положения рядом с торговыми путями и окончательно укрепил свои позиции, присоединившись к Великому Московскому княжеству.

Урон его экономике нанес Петр I после победы над шведами и открытия судоходства по Балтийскому морю. Купцы постепенно покидали город, утративший торгово-транспортное значение. На смену им пришли ремесленники, прославившиеся на всю Россию искусным чернением серебра.

В XVIII веке в Великом Устюге случился страшный пожар, после чего в то время уездный город Вологодской губернии пришлось отстраивать заново. С Советских времен он относится к Вологодской области. Теперь его название широко известно из-за пребывания в нем Деда Мороза и открытия современного парка развлечений.

Достопримечательности города

Большинство памятников архитектуры разместились вдоль берега реки Сухоны. На одной стороне стоят древнейшие храмы Дымковской слободы, построенные и освященные в XIV веке.

На противоположном берегу находится Соборное дворище, отличительной чертой которого является множество возведенных рядом друг с другом церквей. В Великом Устюге, несмотря на пожар, сохранилось множество старинных монастырей, соборов и колоколен. Иконы и церковную утварь на протяжении веков бережно скрывали от разграблений в церковных помещениях, поэтому в настоящий момент их внутреннее убранство имеет огромную историческую ценность.

В Музее древнерусского искусства представлены интересные образцы старинной иконописи и шитья, а также инструменты, книги и летописи. Там можно ознакомиться с развитием зодчества северо-востока России.

В бывшем доме купца Усова открыт Музей истории Великого Устюга. В нем проводятся лекции о значении города в освоении северных земель. Также рассказывается о борьбе населения с племенами, нападавшими на поселение XII века. Оружие и военная амуниция того времени сохранилась, так как была сложена в подвале одного из монастырей. Есть необычные артефакты, найденные на раскопках археологами.

Фабрика «Великоустюгские узоры» представляет короба, шкатулки и корзины, собранные из бересты и украшенные резьбой и росписью. Многие изделия продаются. Туристам нравятся брелоки и подстаканники, которые напомнят о посещении города.

На родине Деда Мороза обязательно должна быть выставка, посвященная только ему. Музей новогодней и рождественской игрушки знаменит украшениями для елки и собранием поздравительных открыток дореволюционной и Советской России. С этого музея начинается путь в волшебную резиденцию.

Самая популярная достопримечательность города – Дом Деда Мороза. Это большой деревянный терем, окруженный соснами и елями. Архитектура дома настолько необычна, что легко поверить в его сказочную принадлежность.

По нему можно ходить часами, рассматривая диковинные вещицы и комнаты, где живет и работает Дед Мороз. Там же стоит его трон, на котором гостям разрешается посидеть. Визит к настоящему герою легенд заканчивается извлечением подарка из большого сундука, стоящего в Тронном зале.

В резиденции Деда Мороза есть настоящая русская деревня, где гостей угощают блюдами русской кухни, катают в санях и на паровозике. Для детей открыты игровые площадки, аттракционы и лавки с сувенирами и игрушками. Интересное путешествие можно совершить по Тропе сказок. В сосновом бору построены домики мудрой Совы, Лесовичка и волшебный колодец. Их обитатели сами встречают гостей и водят их по лесу.

Точный адрес для писем Деду Морозу

В Великом Устюге в отдельном деревянном доме бесперебойно работает Почта Деда Мороза. Именно сюда дети могут присылать письма с рассказом о желанных подарках и просить волшебника положить их в праздник под елочку.

Адрес, на который следует писать: 162390, Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Почта Деда Мороза или на сайт: pochta-dm.ru.

В здании выставлены предметы местного народного творчества, которые можно купить и отправить друзьям и близким вместе с открыткой, на которой будет стоять подпись и печать хозяина дома.

В западной Европе и Северной Америке дети верят в Санта Клауса. В основе легенды о нем лежит чудо, сотворенное Святым Николаем в Ликии. Дочери одного бедного горожанина никак не могли выйти замуж, поскольку были бесприданницами. Узнав об этом, Святой Николай подбросил им в дымоход кошели с золотыми монетами. Его дары упали в башмачки девушек, что помогло им найти женихов.

Именно поэтому в канун Рождества в Европе принято ставить к камину сапоги или вешать чулки. Санта Клаус летает на санях, запряженных оленями, и проникает в дом через печную трубу. У него есть свита, состоящая из злых и добрых сказочных существ. В зависимости от поведения в уходящем году ребенок получит подарок от Санты или козни Крампуса.

В остальное время волшебник живет за Полярным кругом, в Лапландии. Путь к дому чародея знают только его верные олени и гномы, людям трудно найти к нему дорогу.

На финской части Полярного круга стоит гора Корватунтури, похожая на огромное ухо. Просьбы детей со всего мира долетают через него до Санты, и он заранее готовит подарки к следующему Рождеству. Его резиденция, где в свободные часы он встречается с гостями, расположена в Кухмо, неподалеку от знаменитой горы.

Там можно прокатиться на оленьей упряжке или залезть в грот, чтобы осмотреть жилище Санты или понаблюдать за работой гномов. Множество развлечений и лавок с сувенирами привлекают туда туристов со всего мира.

Кроме того, местному волшебнику тоже можно написать письмо и отправить на его личную почту.

Заключение

Несмотря на утрату иллюзий, взрослым, как и детям, нужно знать, где живет Дед Мороз, чтобы ненадолго вернуться в детство. Это беззаботное время вспоминается с радостью, ведь тогда существовала вера в чудо, и в новогодние праздники оно сбывалось. Неважно, что подарки под елку укладывали родители. Найти их следующим утром было таким счастьем!

Идея встречи с Дедом Морозом дарит ожидание необыкновенных событий. Дети будут полны впечатлений от поездки в его волшебное жилище, встреч с героями сказок и гуляния по заснеженному бору. Чародей выглядит совсем, как настоящий, поэтому надежда на исполнение заветных желаний сохранится на всю жизнь.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Кто такой Дед Мороз? С раннего детства мы верили в Деда Мороза и каждый раз с нетерпением ждали наступления Нового года, чтобы получить от него подарок. Став взрослыми, нам стало понятно, что в детстве подарки нам дарили наши родители, а Дед Мороз является вымышленным персонажем. Но так ли оно на самом деле? Ведь практически у любого персонажа сказки, будь то новогодняя или любая другая, существует в той или иной степени прототип.

Кто был прототипом

Вопрос о том, был ли предок у Деда Мороза и кто он, достаточно спорен. В одной части света полагают, что прототипом веселого рождественского старичка послужили гномы, в другой – жонглеры-путешественники, сопровождавшие свои представления рождественскими песнопениями, или бродячие торговцы детских игрушек. А вообще образ, формировался не одно столетие, и разные народы приписывали ему свои специфические особенности.

Санта Клаус

В Европе и Америке на Новый год с подарками к детям приходит Санта Клаус (дословно Святой Николай). Но почему этому персонажу было присвоено именно такое имя?

В IV в. н. э. в городе Мира, находящемся на территории современной Турции, жил архиепископ по имени Николай. Он слыл очень добрым и щедрым человеком, старался как можно больше принести в мир добра и помочь всем нуждающимся, особенно детям. За это после смерти его объявили местным святым. В XI веке могила Николая и церковь, в которой он служил, были ограблены итальянскими пиратами. Они вывезли к себе на родину не только ценности, но и останки самого святого. Следует заметить, что даже после смерти святого Николая люди приходили к нему на могилу с мольбами о помощи, и это были не только местные паломники, но и приезжие.

Факт подобного ограбления вызвал бурю негодования во многих странах, поэтому Ватикан решил возвести Николая не просто в ранг святого, а чудотворца. Его останки получили статус мощей, а христианские иконописцы стали массово изображать лик Николая Чудотворца. Святой превратился в объект почитания и поклонения у христиан настолько, что в какой-то момент стали связывать с Рождеством – наиглавнейшим праздником христианского мира.

Согласно святому писанию, когда Христос пришел в мир, к нему шли волхвы с дарами. Соблюдая эту традицию, взрослые христиане считают нужным дарить детям на рождество подарки. Но христианство призывает благодетелей не хвалиться своими добрыми делами, поэтому на вопрос детей о том, кто сделал им подарок, взрослые стали отвечать: «Святой Николай».

Здесь нелишним будет заметить, что европейский народ не сразу принял христианство. Оно насаждалось, как говорили крестоносцы, «огнем и мечом». К тому же католическая церковь затеяла священную инквизицию. К христианской вере население Европы стало массово склоняться в средние века, когда начала массово свирепствовать чума. В это время европейцы и пытались найти утешение во Христе, соблюдая посты, прописанные в священных книгах, старались делать больше добра и приурочить эти дела к событиям, описанным в святом бытие. Так совпало, что именно в этот период имя Святого Николая было больше всего на слуху у христиан всего мира.

В XIV веке римский папа Григорий XIII ввел новый календарь, который в его честь был назван григорианским. Согласно этому календарю, день Святого Николая стал отмечаться 6 декабря. В этот день стало принято дарить детям подарки, как это делал сам Николай при жизни, и он считался предтечей Рождества. Для детей была придумана легенда, что Санта Клаус приходит ночью с мешком подарков, когда все спят, и кладет их в детские башмачки.

Дед Мороз и Снегурочка

Теперь поговорим о нашем новогоднем старичке. Его прародителем, очевидно, является древнеславянский дух холода, которого на востоке называли Трескун, а в центре и на юге – Студенец, или Мороз. Он изображался неказистым старикашкой, трясущим длинной седой бородой и стуком своего посоха вызывающим лютые морозы. Считалось, если он ударяет своим посохом по избе, у нее раскалываются бревна. Население восточной Сибири представляло его, как рогатое чудовище с крупным носом. С началом христианизации Руси некоторые языческие боги видоизменились. Мороз принял образ могучего кузнеца богатырского телосложения с густой бородой, который сковывал воду стальными морозами. С этого времени стал повсеместно распространяться на Руси обычай задабривания Мороза, чтобы тот не сковывал холодом избу. Хозяин вечером открывал дверь и говорил: «Мороз, не ешь овес! Мороз, пойдем каравай есть, квас пить!»

С нововведениями Петра I изменились и некоторые особенности празднования Нового года. В это время, следуя образу европейского Санта Клауса подобрел и наш Дед Мороз. Его стали представлять как старичка с белой бородой в светло-голубой или серебристой шубе и валенках, водной руке у которого был посох, другой он держал мешок с подарками за плечом. Правда. В те времена он еще не был таким добродушным весельчаком, каким мы его знаем теперь. Скорее, он ассоциировался с некоторым подобием воздаяния детям за их поступки. Если те вели себя весь год хорошо и слушались своих родителей, он дарил им новогодние подарки из своего мешка. Непослушных же детей Дед Мороз хорошенько стебал посохом.

Изменение образа с течением времени

С течением времени не раз менялся образ и поведение и нашего Деда мороза, и западного Санта Клауса. В какой-то момент образ стал изображаться одетым в плащ (возможно, это было связано с укоренившейся встречей нового года весной). В начале XIX века в Голландии стали изображать Санта Клауса стройным пожилым мужчиной, который курил трубку и работал трубочистом. В канун Рождества и Нового года он забирался на крышу с мешком подарков и умело закидывал их детям через дымоходные трубы. В конце того же XIX века англичанин Тенниел придумал образ добродушного старичка-толстячка в красной шубе, отороченной белым мехом, который забирается через дымоход, когда дети спят, оставляет им в сапожке подарки и тихо уходит через дверь.

В России же с началом революционных волнений и Первой Мировой войны было не до праздников, поэтому про Новый год практически забыли. Далее началась Гражданская война. В 1919 году новогодний праздник по инициативе ВКП(б) был возрожден, но он уже не был тем Рождеством, каким являлся до революции. Новый год был лишен всякой религиозной подоплеки, на смену Деду Морозу пришли дедушка Ленин в Москве и его революционные представители в других городах.

В те времена широкую огласку получил, факт, как рисковал товарищ Ленин 6 января 1919 года, направляясь на первую революционную новогоднюю елку из Кремля в Сокольники. Машина с Ильичом подверглась нападению банды известного в те времена московского бандита Якова Кошелькова. Они разоружили охрану Ленина, вывели автомобиль из строя и всех ограбили. Хотя Ленин и не пострадал, все же он подвергся достаточному негативному моральному воздействию. Но, несмотря на это, после нападения попросил другую машину и все-таки прибыл к детям на елку, где водил хороводы, много шутил и вручил каждому ребенку пионерский барабан с горном.

После смерти Ленина Новый год, как последователь Рождественских праздников, в атеистическом государстве попал в опалу и был полностью запрещен со всеми своими атрибутами. Весь христианский мир весело отмечал наступление Нового года и Рождества, а в советском союзе 31 декабря и 1 января, как и все предыдущие и последующие дни, были обычными рабочими буднями. Ситуация изменилась лишь в конце 1935 когда. Тогда по инициативе Постышева праздник Новый год был возрожден, а вместе с ним вернулись и некоторые его атрибуты, в том числе и Дед Мороз. Однако теперь он стал добрым старичком с большим красным мешком подарков, одетым в длинную красную шубу и высокую красную шапку; ведь он – советский Дед Мороз. В начале 50-х годов XX века детские писатели и лауреаты Сталинской премии Сергей Михалков и Лев Кассиль придумали Деду морозу внучку – Снегурочку, чтобы советский персонаж еще больше имел различий с западным Сантой.

Приглашаем для ребенка

В настоящее время среди более-менее обеспеченных людей стало модно приглашать на Новый год своим детям новогодних персонажей. Сейчас даже существует целые академии, готовящие профессиональных Санта Клаусов, Дедов Морозов и Снегурочек. Пройдя обучение в данном учреждении, актеры получают соответствующие документы. Ввиду того, что Снегурочка – второстепенный персонаж, главные требования профессионализма предъявляются к Деду Морозу. Он должен знать много загадок, развлекательных игр и плясок, новогодних песен, прибауток, веселых шуток.

Психологи не рекомендуют родителям приглашать Деда Мороза со Снегурочкой к детям, не достигшим 3-летнего возраста. Малыши до 3-х лет еще не могут в полной степени адекватно воспринять окружающую их обстановку, и пришедшие персонажи новогодней сказки будут восприняты ими, как посторонние лица необычного вида, которые непонятно чего хотят от него. В такой ситуации следует ожидать, что ребенок забьется в угол и расплачется.

Оптимальным будет приглашать Деда Мороза и Снегурочку к ребенку, когда ему исполнится хотя бы 4 года, а лучше – когда будет 5 лет. При этом ребенку следует объяснить за несколько дней до визита, что это за герои новогодней сказки и как себя надо с ними вести. Рассказывать за несколько дней следует потому, что в эти дни у ребенка может возникнуть масса вопросов, о которых он не подумал в первый момент объяснения. Таким образом, вы лучше подготовите ребенка, и он будет себя чувствовать менее скованно и стеснительно.

В настоящее время развелось немало фиктивных агентств, которые рассматривают новогодние праздники как подходящий повод для солидного заработка. Негативных последствий от работы подобного рода фирм немало: пьяные Деды Морозы с потерявшими стыд Снегурочками, испорченное настроение, разочарованные дети и многое другое. Если вы приняли решение пригласить новогодних персонажей, то обращайтесь в агентства, у которых проверенная репутация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дед Мороз. История происхождения

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее - совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних елок, однако это произошло только в конце XIX века.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз - повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне - боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узора ми. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее - на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.


Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее — совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних елок, однако это произошло только в конце XIX века. В преданиях наших предков издревле существовал Мороз — повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне — боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узора ми. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали наши современники, невольно выполнил функцию рекламы. Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Популярность доброго рождественского «старика в красной шубе» среди американцев стала весьма высокой. В середине XIX века этот Святой, или Пер Ноэль, стал моден в Париже, а из Франции образ Деда Мороза проник и в Россию, где западноевропейская культура не была чужда образованным и состоятельным людям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее — на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.