Как происходит переход причастий в прилагательные? Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает.

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности) , отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества) , утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина) .

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик .

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный. Любящий (прил.) взгляд – добрый. Открытый (прил.) характер – искренний, прямой. Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист .

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые. Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые. Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное. Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща. Блестящий ответ – самый блестящий ответ. Угрожающее положение – опасное положение. Любимые цветы – самые любимые цветы. Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный .

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т.д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

Этот переход интенсивно происходит и в наше время.

В предшествующие периоды истории русского языка появились прилагательные: блаженный, вдохновенный, надменный, неожиданный, неприкосновенный, несказанный, обыкновенный, окаянный, откровенный, отчаянный, постоянный, промышленный, священный, смиренный, сокровенный, умышленный.

Полностью утратили глагольные признаки - не обозначают действия, - и стали прилагательными:

1. Слова, образованные от глаголов с суффиксами -уч - (-юч - ), -ач - (-яч - ): висяч ий , горяч ий , лежач ий , могуч ий .

2. Слова, образованные от с суффиксом -л - : смел ый , горел ый , спел ый , устал ый , блёкл ый , вял ый , заскорузл ый , зрел ый , запоздал ый , уныл ый , постыл ый , пришл ый .

3. Сложные слова, в состав основы которых входят суффиксы причастий: новоиспечённ ый , многообещающ ий , почвообрабатывающ ий , свежезамороженн ый , свеженакрахмаленн ый и др.

4. Слова, образованные от глаголов при помощи суффиксов -н - , -ен - (-ён - ), когда при них нет зависимых слов: бережёный , вязаный , вяленый , глаженый , дублёный , езженый , жжёный , жёваный , званый , золочёный , квашеный , копчёный , ломаный , мороженый , мощёный , метёный , печёный , писаный (красавец), раненый , солёный , студёный , топлёный , тушёный , учёный .

Следует помнить, что наличие зависимых слов восстанавливает глагольное значение основы и, следовательно, переводит эти прилагательные в разряд причастий.

5. Слова, образованные от с помощью суффиксов -им - , -ем - , обычно употребляемые с не - : неподражаемый , непобедимый , невыразимый , невыносимый , невредимый , нетерпимый , независимый , необходимый .

Важно знать, что прилагательные с суффиксом -ем - не соотносятся с причастиями на -емый , т. к. причастия от не образуются: несгораемый , неумолкаемый , невысыхаемый , непромокаемый (ср.: неугасаемый - прилагательное и непогашаемый - причастие). Часть речи некоторых слов можно определить только в контексте. Если причастие легко заменяется синонимом и употребляется без зависимых слов в переносном значении - значит, это прилагательное: расстроенное лицо (печальное), раскисший вид (утомлённый, вялый), изысканный вкус (тонкий), распущенные дети .

Причастия прилагательные

Блестящие на солнце предметы →

блестящие способности (отличные).

Боец, вызывающий огонь на себя →

вызывающий вид (дерзкий).

Надежды, не сбывшиеся в юности →

несбывшиеся надежды (пустые).

Водолаз, опустившийся на дно моря →

опустившийся человек (неряшливый).

Концерт, организованный арт-директором →

организованный ученик (волевой).

Последняя туча, рассеянная бурей →

рассеянный взгляд (невнимательный).

IV. Краткие и полные причастия.

Действительные причастия имеют только полную форму, краткие формы образуют только страдательные причастия. Причем для причастий настоящего времени они менее характерны. Часто являются устаревшими и встречаются в основном в книжной речи: приготовляемый.

Краткие формы от причастий прошедшего времени наоборот достаточно частотны: засыпано, потерян.

Краткие формы образуются от полных путем отсечения адъективных флексий и присоединения окончаний, свойственных кратким прилагательным: - А,О,Ы, нулевое окончание.

ОСОБЕННОСТИ КРАТКИХ ФОРМ ПРИЧАСТИЙ:

1. Как правило, краткие формы указывают на результат в настоящем действия, имевшего места в прошлом: залита.

2. Они НЕ СКЛОНЯЮТСЯ, Т.Е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ.

3. Изменяются по числам, а в ед.ч. по родам.

4. Соотносятся с глаголами несов.в. страдательного залога.

5. Краткие причастия не выражают временного значения, временную характеристику (значение предшествования, одновременность, последование - содержит форма вспомогательного глагола БЫТЬ).

6. Они выступают обычно в функции сказуемого: литератураизъята из законов тления. Реже, в сочетании с зависимыми словами они выполняют роль обособленного определения: гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега.

1. АДЪЕКТИВАЦИЯ – диахронная (рваный, мороженый, вареный), синхронная (потухший костер – потухший взгляд).

По мнению исследователей к диахронной адъективации относятся слова типа жареный, вареный, мороженый, рваный, колотый и т.п. Некоторые из них могут еще употребляться в функции причастий, но при обязательной поддержке зависимых слов: Бабушка любила грузди жаренные в сметане, отваренные в рассоле (жареные – причастие, отваренные – причастие).

Синхронная адъективация.

Признаки адъективации причастий:

2. Тенденция к утрате глагольного управления: руководящие кадры (это слово утратило возможность управлять сущ-м, значит – это прилагательное); Иванов, руководящий целым регионом.

3. Утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени, залога: извиняющаяся (несов.в., действит.з., наст.вр.) девушка – извинявшаяся девушка – это причастия, извиняющаяся улыбка – прош.вр.нет, значит это прилагательное

4. Изменения в лексическом значении исходных лексем, проявляющиеся в большей или меньшей степени:

А) расширение прямых значений – знающий правила ученик; знающий (эрудированный, значит прилагательное) человек

Б) сужение прямых значений – смотрит любящим взглядом (сужение значения, значит прилагательное); отец, любящий своего ребенка;



В) развитие переносных значений: потухший костер, потухший взгляд (пер.зн., значит прилагательное)

Г) Терминологическое употребление – отравляющие вещества,текущие счета, пишущая машинка, торгующая организация.

Причастия, перешедшие в прилагательные, приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки:

Способность иметь степени сравнения – самое блестящее выступление

Краткую форму – стих блестящ

Образовывать наречия – говорить угрожающе

Могут иметь синонимы и антонимы среди обычных прилагательных – несдержанный человек (вспыльчивый – синоним, спокойный - антоним).

(Буланин)

СУБСТАНТИВАЦИЯ ПРИЧАСТИЙ – переход причастий в существительные (результат морфолого-синтаксического способа словообразования)

Основное условие субстантивации – эллипсис – опущение определяемого существительного.

Перешедшие в существительные причастия совмещают значения лица и действия этого лица. Категория рода числа и падежа у них становятся независимыми. В предложении они выполняют характерные для существительного функции: подлежащего, дополнения, несогласованного определения, обращения (эй,связанный,я к тебе обращаюсь).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

I. Деепричастие как особая форма глагола.

II. Признаки деепричастия.

III. Деепричастия сов. и несов.в.

IV. Образование деепричастий сов.в.

V. Значение времени у деепричастий

I. Морфологический статус деепричастий в настоящее время окончательно не определен. Традиционным считается взгляд, согласно которому, деепричастие – это неспрягаемая форма глагола, обозначающая дополнительное действие субъекта, связанное во времени с основным действием.

Другая точка зрения - деепричастие – самостоятельная форма глагола.

II. Деепричастие – синкретичная форма, совмещающая признаки глагола и наречия:

Признаки глагола Признаки наречия
Имеют с производящим глаголом общее лексическое значение – добавочное действие Деепричастия имеют обстоятельственное значение: Как?
Словообразовательные признаки:
Образуются от глаголов (отдельно от каждой видовой формы глагола)
Морфологические признаки
Деепричастия наследуют от исходного глагола: 1.Признак переходности/ непереходности: рисуя, отбегая; 2.Категории вида и залога, нет страдательного залога: радуя друзей, спускаясь – средневозвр.залог Не изменяются
Синтаксические
Сочетаются с наречием: улыбаясь радостно, Управляют сущ-м: улыбаясь другу В предложении являются обстоятельством

III .Образование деепричастий несовершенного вида.

Образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса –а (-я-): след’а, слыш’а.

Если основа заканчивается на твердый согласный, то при образовании деепричастий он смягчается: бер’-я.

Если глагол имеет суффикс –ва, то деепричастие образуется от основы на –ваj (основа наст.вр. заканчивается на j): создавать (непродукт.глагол): создаj (осн.н.в.) : создаj-ут – создаваj-а.

Глагол БЫТЬ образует деепричастие с помощью суффикса –учи: БУД-УЧИ (нормативная форма). Он встречается также в устаревших и просторечных формах деепричастий: жалеючи, крадучись, играючи.

Не образуется деепричастие несов.в. ли являются малоупотребительными от следующих глаголов:

1. От глаголов с односложной осново й инфинитива на –а или –и и основой настоящего времен, состоящей только из согласных:

пи-ть – п’j-ут; вра-ть – вр – ут – от них деепричастия не образуются.

2. От глаголов с основой наст.вр. на шипящий или на “губной + л”: вяж-ут, сыпл’ут, от непродук. нес.в.глаголов на –нуть.

3. От глаголов с основой наст.вр. на заднеязычный согласный – берегут, жгут

4. Жаждать, стонать, гнить, петь… .

«Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени» - Страдательные причастия прошедшего времени. Работа с учебником. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание. От какого глагола образованы? Образование причастий. Страдательные причастия прошедшего времени 7 класс. -Т- Открыть – открытый Нагреть - нагретый. Гласная перед суффиксом причастий ПРОШЕДШЕГО времени действительных и страдательных.

«Страдательное причастие прошедшего времени» - 1. Упр.108: комментированное письмо. Страдательные причастия прошедшего времени 7 класс. I.Лингвистическая разминка (объяснительный диктант). IV.Выполнение упражнений. V. Повторение темы «Одна и две буквы -Н- в прилагательных». 1.Рассказать об образовании страдательных причастий настоящего времени. 2.Упр. 105, 106 (по вариантам).

«Причастие 7 класс» - Раскройте скобки. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Краткие страдательные причастия. Повторить морфологические признаки причастий. Блиц- контрольная. Гласные А, Я перед Н и НН в страдательных причастиях. Шаг 2 Рассмотрите таблицу на странице 93 в книге «Русский язык в таблицах. 5-9 классы».

«Причастие как часть речи» - Прочитайте предложения и сделайте вывод о роли причастий в речи. Вспомните, что такое причастный оборот. В чем отличие причастий читающая и читаемая? Переход причастий в прилагательные. Дайте определение действительных и страдательных причастий. Д/З Подведение итогов.(Проверочная работа-тест). Комплексное повторение темы «Причастие как часть речи».

«Причастие» - Страдательные причастия настоящего времени. Причастие. Причастие – самостоятельная часть речи. Настоящие время. Полная форма. Искры,|ярко пылающие|, были похожи на звёзды. Совершенный вид. Действительное причастие. Действительные причастия настоящего времени. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

«Урок 7 класс Причастие» - Задание для класса. Обобщающий урок по теме «Причастие». Кроссворд. Такой, словно природа задумалась глубоко–глубоко. Начинается осень с особенной тишины. Обобщить сведения о причастии. Как же причастия описать увиденную красоту? В рассказе Шерлок Холмс получает зашифрованное послание в виде нарисованных человечков.