Клод Моне "Кувшинки": описание картины. Водяные лилии клода моне Клод моне картины с кувшинками

Картина известного французского художника, одного из основателя импрессионизма Клода Моне «Кувшинки» была написано в 1916 году.

Картина написано маслом на квадратном двухметровом холсте. Художник рисовал картину у своего любимого пруда, где он часами проводил время, любуясь на водную гладь и играющие разноцветными бликами кувшинки.

Композиция

На полотне изображена часть прудика, вода в котором переливается сине-зелено-фиолетовыми оттенками. По водной глади плавают розовые с желтым отливом объемные кувшинки. Некоторые из них обрезаны по краям, поэтому у зрителей складывается ощущение, что картина представляет собой нечто-большее, чем показал нам автор. Это может быть большой пруд, расположенный среди живописного сада, или огромное, не имеющее горизонта живописное озеро.

Техника исполнения

Благодаря вертикальным мазкам зеленого и фиолетового цвета Моне удалось придать картине динамику, отражение и ощущение большого количества водорослей и корней под водой. Видимой многослойности воды автор добился путем нанесения новых мазков воды на уже изображенные листья кувшинок. Ощущение некоторой спонтанности и незаконченности придают картине отдельные участки непрокрашенного холста.

Кувшинки не являются редкостью на полотнах Клода Моне. Автор изображал эти удивительные водные растения, заселяющие его собственный пруд, — неоднократно. После операции по удалению катаракты у художника поменялось цветовое восприятие, в результате чего он стал видеть невидимый для свет ультрафиолетовый цвет. В период с 1914 по 1918 года художник написал около шестидесяти картин с изображением кувшинок. Специально для работ над большими полотнами Клод Моне построил новую мастерскую, оборудованную специальным освещением. Все работы с изображением пруда с кувшинками художник завещал своей любимой Франции.

Тем не менее, сегодня полотна серии «Пруд с кувшинками» украшают крупнейшие музеи мира. Картины Клода Моне занимают почетное третье место в рейтинге самых дорогих мировых полотен. 24 июня 2008 года одна из подобных картин была продана лидером арт-рынка, аукционным домом Christie’s за 41 млн фунт стерлингов. Описываемая выше картина «Кувшинки» находится в Национальном музее Западного искусства, расположенном в Токио.

В конце прошлого века британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сенсационные сведения. Английский врач обнаружил, что особенности живописной манеры «отца импрессионизма» Клода Моне на самом деле связаны не с новой техникой живописи, а с его слабым зрением!


Клод Моне является одним из родоначальников импрессионизма. Когда-то группа молодых художников, в которую входили Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и другие – всего тридцать человек, представила абсолютно новую технику живописи в противовес общепризнанной классической. Их главным постулатом было изображение краткого момента реальности, которая меняется с каждой минутой. Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Их картины были словно залиты светом: причудливая игра света и тени, брызги красок передавали движение, делая привычные предметы новыми и интересными. Сюжеты для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей работой.

«Кувшинки» Клода Моне


На выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны. Известный репортер «Шаривари» Луи Леруа презрительно обозвал их импрессионистами. Он и подумать не мог, что окрестил целое направление конца XIX – начала XX в., перевернувшее всю последующую историю живописи.

Художники часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они чувствовали, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики. Нужны новые подходы, новая техника. И тогда импрессионисты покинули душные студии, в которых до них писали пейзажи, и вышли на пленэр. Невысокий человек в серой холщовой одежде, измазанной красками, сгорбленный под тяжестью мольберта, блуждал в поисках живописного места – такую дивную картину теперь могли наблюдать крестьяне французского Прованса. Молодых живописцев прозвали чудаками, и когда кто-нибудь из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, на это сбегалась посмотреть вся деревня.

Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками. Только глядя на картину с расстояния, можно было убедиться, что эти мазки собираются в единый образ – стог сена, поле маков, ваза с подсолнухами, изящная фигурка балерины или задумчивая таитянка. Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Их картины как бы разбиты на равнозначные части – центральный персонаж и как бы случайно попавший в кадр объект имеют одинаковую значимость. Отрицают импрессионисты и жанр: где портрет, где пейзаж, где натюрморт – сказать невозможно. Все смешалось, как и в жизни.

Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 г. выступил именно Клод Оскар Моне (1840–1926). Молодые мастера писали в такой манере уже лет шесть-восемь, но мысль Моне была такова: их работы отвергали поодиночке, но если собраться вместе, их не смогут не заметить. Так и случилось. Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. В период с 1876 по 1886 г. было проведено более семи выставок импрессионистов. Правда, после выставки 1886 г. только Моне продолжал строго следовать идеалам импрессионизма.

Клод Оскар Моне еще в юности начал писать карикатуры, которые выставлялись за гроши в художественной лавке и при этом пользовались спросом. Знакомство с художником Эженом Буденом открыло Моне настоящую живопись. «Я понял свое предназначение!» – записал в дневнике восхищенный юноша. Он выпросил у отца немного денег и уехал в Париж, где познакомился с богемной жизнью местных художников. Растратив все деньги, девятнадцатилетний Клод нанялся в армию и уехал в Алжир, но вскоре комиссовался по болезни.

Родные отвернулись от Моне, поставив на нем крест. Только тетка не теряла веры в племянника, но и не одобряла его работы. В письме к художнику Аману Готье она жаловалась: «Когда он хочет закончить что-то и сделать картину, все превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазней и находит идиотов, которые поздравляют его!»

В ноябре 1862 г. Моне вернулся в Париж, где стал учиться живописи у Шарля Глейра. Два года спустя, когда под угрозой потери зрения Глейр был вынужден закрыть свою мастерскую, Моне вместе с друзьями Ренуаром и Сислеем стал активно осваивать пленэрную живопись.

В 1865 г. состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты публикой. Научиться приемам академической живописи и тут же их забыть – такую задачу поставил перед собой Моне. Первой значительной его работой является «Завтрак на траве». К сожалению, картина до нас не дошла – Клод расплатился ею с хозяйкой комнаты в деревушке Шайи, в которой проживал, пока писал картину. Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).

В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. – его первой женой. Она родила художнику двух сыновей, которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В отличие от остальных импрессионистов Моне был счастлив в любви. Его жена Камилла была замечательной спутницей для Моне, и когда 5 сентября 1879 г. она скончалась, для художника наступили самые тяжелые дни жизни, отразившиеся на его картинах мрачной палитрой.

В 1883 г. вместе с другом Ошеде и его женой Алисой Моне купил домик в Живерни и воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Главная картина всей его жизни преодолела плоскость полотна: рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию. «Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад – самый первый эскиз или готовая к работе палитра», – писал о саде Моне Марсель Пруст. Для обустройства «водного сада» – пруда с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле, художник добился у властей разрешения отвести воды реки Эпт в свое имение. Моне любил писать сад и озеро с плавающими по его глади лилиями.

После смерти Ошеде Моне женится на Алисе – его второй брак так же удачен, как и первый. Однако от живописи он больше не получал удовлетворения: пытаясь добиться совершенства, браковал один эскиз за другим. В конце концов, окончательно отступив от принципов импрессионизма, он пытался написать то, что передать с помощью кисти и красок невозможно. К тому же в последние годы у Моне развивается катаракта обоих глаз – болезнь для художника невыносимая. Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено. Последние работы Моне лишены яркости красок: все тона на них имеют слегка желтоватый оттенок.

В начале нашего века английский офтальмолог Ричард Мармор научно доказал, что отход Моне от принципов импрессионизма в сторону абстрактной живописи связан с нарушением зрения художника. Мармор изучил, как видят мир пациенты с ослабленным зрением, и соотнес результаты с «размытыми» картинами Моне. Искусственно размытая с помощью компьютерной программы фотография пруда с кувшинками в Живерни совпадает с «Кувшинками» Моне. Но как бы то ни было, говорить, что такое огромное и влиятельное направление живописи, как импрессионизм, возникло исключительно из-за болезни глаз Клода Моне, было бы равнозначно заявлению, что к моменту написания «Черного квадрата» у Малевича закончились все другие краски.

(По материалам Т. Сухотериной)

В 80 километрах к северу от Парижа расположено живописное местечко Живерни (Giverny ). Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному. Здесь в течение сорока трех лет жил и творил художник-импрессионист Клод Моне .

В 1883 художник купил в этой деревушке дом, где поселился всей своей многочисленной семьей. Моне боготворил природу. Увлекался садоводством, накупил книг, и с большим интересом занимался участком у своего нового дома.

Художник обменивался семенами с другими садоводами, вел активную переписку с питомниками Для местных крестьян “городские” были необычным зрелищем. Художник не гнушался никакой грязной работы в саду, местные его очень уважали.


Семья Моне на прогулке в саду (художник справа)


Эдуард Мане “Семья Моне в саду”


Моне в своем доме в Живерни

Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога. Позже ее заменили на дорожное полотно для автомобилей, так что территория Моне так и осталась разделенной.

Благодаря художественному таланту и трудолюбию, то, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.

Художник настолько обожал растения, цветы (а значит, обилие красок во время их цветения!), что, когда в его руки попал объемный каталог цветочных семян, особо тратить время на его изучение он не стал и заказал всё! Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, посолнухи, гладиолусы, астры – всё это встречало представало взору семьи Моне и их гостей.

Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.


Клод Моне “Белые кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки”


Клод Моне “Кувшинки. Зеленое отражение, левая сторона”

Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.
Берега пруда украсили разнообразные растения – малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, увитый глицинией, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.

Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так:

“Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели”.

Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? – 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? – 13 картин. Водяные лилии? – 48 полотен. И список этот можно долго продолжать…


Клод Моне “Водяные лилии и японский мостик”

В 1916 году, когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.

Читайте также Тату вместо обручального кольца: и даже развод не разлучит нас

Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на площадь Конкорд. Если смотреть на павильон сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня.

Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.


Клод Моне “Водяные лилии (облака)”


Клод Моне “Пруд с водяными лилиями и ирисами”

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал:

«…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.

“Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь.”
Клод Моне

Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни. Знаменитый импрессионист скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет. После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада.


1897-1899 Водяные лилии

"Большие серии" Клода Моне – самое непостижимое из того, что он создал: "Тополя", "Руанский собор", "Нимфеи", "Лилии"... Торопливо меняя холсты на подрамнике, художник успевал удержать неповторимое чудо промелькнувшего мига. Но нет на земле ни одного музея, который открыл бы зрителю титаническую работу художника во всей полноте. Картины серий покупатели расхватывали стремительно, даже краске не давая просохнуть, и они разошлись по всему свету, разлучённые навсегда: если найдётся безумец, желающий их соединить, он никогда не сможет сделать этого – теперь не хватит никаких денег.


Водяные лилии, вечерний эффект, 1897-1899

Последние 30 лет жизни Моне с семьей жили в Живерни, здесь был сад и река рядом. Моне нашёл новую форму живописи – цветами: он так любовно возделывал сад, что тот стал похож на огромное полотно, где сочетания цветов изменялись не только от часа суток, но и от течения времени. Моне отвёл в сад воду от реки, оборудовал пруд, развёл в нём кувшинки и лилии. Их и писал часами. В музеях мира удалось обнаружить более 80 картин из серии "Лилии". Написаны они, начиная с 1897 года и заканчивая 1919-м.


1914-1926 The Water Lilies - Clear Morning with Willows



1914-1926 The Water Lilies - Green Reflections


1914-1926 The Water Lilies - Morning


1914-1926 The Water Lilies - Setting Sun


1914-1926 The Water Lilies - The Clouds


1914-1926 The Water Lilies - The Two Willows



1914-1926 The Water Lilies - Tree Reflections


1915-1926 Water Lilies



1916 - Blue Lillies

Ровно 174 года назад, 14 ноября 1840 года родился величайший художник, революционер, отец импрессионизма — Клод Моне. В том, чтобы давать биографическую справку нет ни надобности, ни радости, как и постыло в который раз переписывать “интересные факты”, посему редакция ArtMisto решила структурировать сюжет, предмет, человека и любовь в картинах художника и выяснить что и кто чаще всего появляется на полотнах Моне. Вот что получилось.

Кувшинки

«Видишь кувшинки — говоришь Моне, говоришь Моне — видишь кувшинки!»

Ходила шутка про Эдгара Дега: «видишь балерину — говоришь Дега, говоришь Дега — видишь балерину!». Ее бесспорно можно применить к Клоду Моне и его знаменитым кувшинкам. Водяные лилии Клода Моне известны во всем мире, хотя бы потому, что это одно из самых дорогих полотен. Одна из картин серии «кувшинки» на закрытом аукционе в 2008 году была продана за 80 миллионов долларов. Насчитывается около 300 (!) картин этих цветов. Он рисовал их в разное время суток, в разные поры года, разные виды, но это непременно были кувшинки. Кроме всех прочих, Моне также нарисовал панораму кувшинок и подарил городу в честь окончания Первой Мировой войны. Основную часть полотен с кувшинками Клод нарисовал в знаменитом саду Живерни (о котором мы поговорим чуть позже); чтобы обустроить второй, так называемый «водный сад» - пруд с водяными лилиями, над которым был перекинут мостик в японском стиле, - художник даже добился разрешения властей отвести воды реки Эпт в свое имение.

Сено

Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Самое ужасное, что все хотят Стога на закате ””
Камиль Писарро в письмах сыну Люсьену

Сено любили рисовать многие импрессионисты и постимпрессионисты, видимо, стоги хорошо отражают тот миг, который так старались поймать художники.
В 1888 г. Моне начинает работу над циклом «Стога» - первой большой серией картин, в которой художник пытается запечатлеть нюансы освещения, меняющегося в зависимости от времени суток и погоды. Суть его нового метода такова: художник начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах, и на каждом стремился передать состояние природы в строго определенный, довольно краткий период времени, работая над одним полотном порой не более получаса. В следующие дни он продолжал писать методично в той же последовательности, пока все холсты не были закончены. «Я упорно работаю над серией стогов сена в различном освещении, - пишет он из Живерни Гюставу Жеффруа. - но в это время года солнце так быстро заходит, что я за ним не поспеваю. Я стал так медленно работать, что просто прихожу в отчаяние, но чем дальше, тем я яснее вижу, как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней».
Моне обладал каким-то особым даром убеждения, так осенью 1890 года художник устроил так, чтобы стога, которые находились вблизи от его дома, были оставлены на зиму. Следующие несколько месяцев он писал их не менее тридцати раз - и осенью, и зимой, и весной. Изначально работал на пленэре, заканчивал же каждое полотно, добиваясь гармонии цветов и придавая картине законченность, у себя в мастерской.Полная серия «Стога» насчитывала 25 картин, все с ошеломительным успехом были проданы за три дня в галерее Дюран-Рюэля в 1891 году.

Камилла

В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. - его первой женой. Она родила художнику двух сыновей - Жана (р. 1867) и Мишеля (р. 1878), которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. Камилла позировала мужу для картин «Женщины в саду» (1867), «Камилла, или «Женщина в зеленом платье»(1866), «Дама с зонтиком (Мадам Моне с сыном)» (1875), «Японка» (1876) и многих других. А также для «Завтрака на траве», где на она пару с Базилем в лесу Фонтенбло изобразили все 12 фигур в полный рост.

В 1879 году Камилла ушла из жизни. Вглядываясь в ее каменеющее лицо с горем и печалью, Моне с ужасом понял, что хочет уловить этот миг, мгновенье смерти. Изменение цвета - эти синие, жёлтые и серые тона, голубые отливы, свечение,появившиеся после смерти заставили его взять кисть и стать за холст. Инстинктивно Моне стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, плакал, пытался разжать пальцы и выпустить кисть, но пальцы не разжимались, он писал смерть жены. „Я не человек, - подумал он, - я животное, вращающее мельничный жёрнов“.

Интересно, что вторая жена Алиса так и не появилась ни на одном полотне художника.

Вокзал Сен-Лазар

Нашим художникам предстоит раскрыть поэзию вокзалов, как их отцы открыли в свое время поэзию лесов и рек
Эмиль Золя

Паровозный дым — вот что привлекало художника на парижском вокзале.
Однажды Моне разбудил торжествующе разбудил Ренуара и сказал, что наконец-то он нашел, что искал. И это оказалось не что иное, как вокзал Сен-Лазар. Клод в горячке рассказывал, что дым паровоза — это нечто особенное и волшебное. Он нашел свою «дымку» в абсолютно истинном, самобытном существовании. Индустриализация подарила ему искусственный туман, который можно было удержать, задержать, им можно было руководить. И он непременно собирался превратиться в повелителя паровозного дыма. Он сказал Ренуару, что руанский поезд надо задержать на пол часа, тогда освещение куда лучше. Когда Ренуар со всей практичностью возразил: кто ради художника будет переделывать расписание железной дороги, Моне облачился в своей лучший костюм, выпустил кружевные манжеты, и поигрывая тростью с золотым набалдашником, приказал подать свою визитную карточку директору вокзала (несмотря на стеснение в средствах, он всегда был немного щеголем и денди). Он сумел обставить все таким образом, что директор принял его без промедления

Я художник Клод Моне. Я решил писать ваш вокзал. Долго колебался, какой выбрать - Северный или ваш, и решил остановиться на вашем. Мне только хотелось бы…

Ошеломлённый директор приказал сделать всё, что потребует художник: поезда задерживали, останавливали, они густо дымили - так Моне получил свой паровозный туман в лучшее время суток.

Сад Живерни

«Я буду путешествовать до тех пор, пока не найду нужный мне дом»
Клод Моне

В 1881 г. Моне вместе с четой Ошеде (когда муж Ошеде умрет, как и Камилла, Моне женится на Алисе Ошеде) перебрались в Пуасси, на виллу Сен-Луи. Однако Пуасси, как признавался сам художник, действовал на него угнетающе. «Это место мне совсем не подходит», - сообщает он своему покровителю Дюран-Рюэлю. Обследуя с этюдником разные живописные уголки по берегам Сены, художник неустанно ищет место, где он мог бы обрести покой. Вскоре после этого, при содействии все того же Дюран-Рюэля, ссудившего деньги на переезд, Моне и Ошеде окончательно поселились в Живерни, близ Вернона. Моне счастлив: Живерни - это то, что он искал, здесь он проведет всю вторую половину своей жизни - 43 года. Через семь лет после переезда Моне выкупил дом и участок земли, на котором своими руками разбил сад. Именно там он нарисует серию кувшинок, которые уже упоминались. Но сорок три года это слишком долгий срок для неутомимого художника, чтобы рисовать одни лишь кувшинки. Поэтому художник пишет все, что открывается его взору: «Дорога на Живерни», «Весна в Живерни», «Закат в Живерни», «Девушка в саду Живерни» и другие.

В ода

„Да вы посмотрите, какая у него река! Это же Рафаэль воды!”

Эдуар Мане

Неисчислимое количество раз писал художник Сену. И самая знаменитая картина «Впечатление» это также отчасти вода, и кувшинки – это тоже вода. Вода и «дымка» — вот что было главным для художника. По этой же причине он переоборудовал лодку в плавучую мастерскую, и стал путешествовать в ней. Это позволяло, встав на якорь посреди реки, писать оба берега Сены. Быть ближе к воде.

Ни одно место не связано так тесно с историей импрессионизма, как Аржантёй. В этом тихом живописном местечке в разные годы работали на пленэре едва ли не все импрессионисты. Здесь летом 1874 г., в компании Ренуара и Мане, Моне создал удивительные по светоносности полотна: знаменитые сцены катания на лодках. Моне прожил в Аржантёе с 1872 по 1878 г.: в этот период его палитра светла и богата, как никогда. Здесь было необычайно уютно. Моне был совершенно очарован лодками, мостами, рекой и природой вокруг Аржантёя, а его картины и рисунки, относящиеся к тому периоду, с полным основанием можно назвать самыми солнечными в его жизни. Клод днями напролёт писал воду, с удовольствием передавая её изменчивые состояния.

Руанский собор

Ночью меня одолевали кошмары, собор словно обрушивался на меня, сбивая с ног. Он был то голубой, то красный, то желтый

Клод Моне в письмах второй жене, Алисе Ошде

Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из пятидесяти картин, выполненных в одном формате. Этот цикл занимает важное место в творчестве Моне, художник работал над ней систематически, с особой тщательностью, как никогда прежде. Каждые полчаса он пытался запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды и передать едва уловимые полутона цвета. Моне увековечил облик собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям, интересуясь, прежде всего, цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей. Здание полностью растворяется в свето-воздушной среде, свойственной определенному времени суток: на рассвете оно окутано влажными парами воздуха, на закате озарено теплыми розовыми лучами, колебания яркого полуденного света придают ему мощь. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни - темно-серой.
В серии, посвященной Руанскому собору, основным структурным элементом является свет, зажигающий краски и отражающийся от каменной поверхности, имитируя форму предметов и придавая глубину трехмерному изображению. Клемансо писал: «Художник сознательно создает 20 картин на один мотив, словно желая убедить нас в том, что можно и даже нужно создавать десятки, сотни и даже тысячи работ, отражая каждое мгновенье жизни, каждое биение сердца. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Даже внимательный взгляд стороннего наблюдателя способен уловить эти перемены, заметить едва уловимые колебания. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. Моне, будучи художником, опережающим свое время, учит нас воспринимать зрительные образы и более утонченно видеть мир».

Серия «соборов» была закончена 14 апреля 1893 г., на заключительном этапе Моне работал в своей домашней мастерской. 10 мая 1895 г. двадцать картин из этого цикла были выставлены в парижской галерее Дюран-Рюэля и имели огромный успех.