М. Горький "Старуха Изергиль": описание, герои, анализ произведения

В рассказе «Старуха Изергиль» автор – Максим Горький, повествует о волевых, отличающихся от других людях. Повествование ведется от имени старухи по имени Изергиль. Одной из легенд, прозвучавших в этом рассказе, является сказание о Ларре. Повествование началось с того, что Изергиль увидела вдали тень. Она отметила, что это и есть Ларра, неприкаянно скитающийся по пустыням в наказание за безграничную гордыню.

Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то гордая птица выкрала девушку из родного селенья и унесла с собой. Спустя 20 лет орел умер, и девушка вернулась, взяв с собой сына.

Мальчик рос очень высокомерным, не считался с чужим мнением и ставил себя выше других. Это нельзя назвать адекватным восприятием действительности. Ведь юноша не был чем-то лучше других, но смотрел на всех свысока. Он не считался ни с советами старейшин, ни с мнением других людей.

Народ селения возмущался таким поведением Ларры. Но последней каплей стал ужасный поступок юноши, когда он на глазах у всех убил девушку, отвергнувшую эгоистичное желание Ларры овладеть ее сердцем во что бы то ни стало.

Народ долго не мог придумать наказание для юноши. Они не могли понять, ради чего он совершил такой жестокий поступок, и пытались поговорить с ним, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Но Ларра был непреклонен и не желал объясняться с народом. Тогда самый мудрый старейшина осознал, что худшим наказанием для него будет вечное одиночество, и жители изгнали юношу из селения.

С тех пор Ларра скитался в гордом одиночестве и со временем стал терзаться им. Он понял, что худшее, что может быть, осознавать событийность происходящего вокруг, но не принимать в этом процессе никакого участия. Наедине с мыслями целую вечность – страшная мука.

Он был бессмертным и мог лишь погибнуть, поэтому вернулся в селение, умоляя убить его. Но мудрые старейшины понимали, в чем дело и не стали этого делать, вновь изгнав его.

С тех пор он тенью скитается по миру, в вечных мучениях мечтая лишь обрести покой.

Можно ли назвать Ларру отрицательным персонажем? Конечно. Но объяснимо ли такое поведение. С одной стороны, юноша был сыном орла. А орлы отличаются своим гордым нравом, потому Ларра, в целом, не виноват в том, что получил в наследство такой характер. С другой стороны, он был одновременно сыном человека, а значит, должен обладать самосознанием и понимать, что цинизм должен быть обоснован и подкреплен опытом, а также размышлениями.

Сочинение о Ларре

В произведении Горького "Старуха Изергиль" главным персонажем фигурирует Ларра. О Ларре мы узнаем из рассказа самой старухи Изергиль. Ларра представляет собой грубого, жестокого и лишенного каких-либо чувства человека. Его имя - символ, означает "отвергнутый". В начале рассказе старуха показывает на тень, называя ее Ларрой, точнее тем, что от него осталось. Такого было наказание для молодого человека, который смел показать свою гордыню.

Ларра родился от орла, укравшего девушку. Прошло около двадцати лет после случая, тогда и вернулась девушка со своим ребенком на Родину. Орел умер, она осталась одна.

В новой обстановке Ларра показал себя не с самой лучшей стороны. Он не чтил других людей, не проявлял уважения к главным в общине, не равнялся с простым народом, считая их недостойными. Ларра не желал идти на контакт с другими людьми, отвечал только по своему желанию, совершенно игнорируя других.

Самым ужасным оказались не его выходки, а убийство невинной девушки, которое совершил главный герой. Ларра не привык получать отказы, он всегл добивался чего хотел любыми средствами. Когда же девушка дала отпор герою - толкнула его от себя, такого стерпеть гордый Ларра не смог и убил ее.

Члены общины не потерпели такое невежественное и варварское отношение, решено было наказать главного героя. Конечно, перед этим пытались понять смысл его действий, но все безуспешно. Тогда самый мудрый старец сказал, что лучшее наказание для такого человека - изгнание от людей.

И, правда, Ларра мучил сам себя, находясь в одиночестве. Он возвращался назад к людям, но его прогоняли молчанием. Он желал смерти, но не мог получить ее, другие же люди его не трогали - знали его мотивы.

Ларра был вынужден бродить один вечно, такого было его наказание за чрезмерную гордость.

Главный герой желал свободы, не хотел подчиняться правилам общества, что и привело к его вечным скитаниям, в ходе которых он стал тенью, постепенно исчезающей.

Ларра - отрицательный герой, на его примере писатель показывает, к чему может привести эгоизм, чрезмерное себялюбие и неуважение других людей. Ларра только в самом конце понял, какую ошибку допустил, но исправить что-то было уже невозможно.

Характеристика Ларры

В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей и, что нынче и вовсе жить они не умеют. Из ее уст услышал автор и две легенды.

Одна из них – это сказание о гордеце. Звали его Ларра. Имя это означает – отвергнутый человек. Рассказ свой о нем начинает старуха, обратив внимание своего слушателя на тень вдали. Она говорит, что это он и есть – тот человек, который наказан был за свою непомерную гордыню.

Был Ларра сыном орла и обычной земной женщины. Когда-то сильная птица унесла ее еще молодой из родного селенья. Но, спустя 20 лет, женщина вернулась вместе со своим ребенком. Она рассказала о том, что отец его, орел, умер.

Юноша же был очень высокомерен и горд. Гордость помогает человеку быть сильнее, делает его независимым от других и от общих законов. Все бы хорошо, да в меру. А этот молодой человек ее не знал. Он считал себя лучше других и ставил себя выше всех.

Не оказал он никакого уважения к старейшинам, разговаривая с ними, как с равными себе. Когда его о чем-либо спрашивали, то он отвечал, только если пожелает. А когда стали люди объяснять ему то, что нужно уважать старших, то юноша ответил, что не желает этого делать. А раз он делать чего-то не хочет, то значит – не будет.

Такое поведение юноши возмутило и оскорбило всех. Но, больше всего поразил народ такой поступок его, о котором даже никто из них и помыслить не мог. Он на глазах у всех убивает девушку, оттолкнувшую его. Он сделал это, потому что так хотел.

После этого люди связали его. Потом же стали придумывать для него наказание. Долго думали, множество казней приходило на ум им. Но, так и не смогли подобрать. Пытались они и разговаривать с ним, понять его. Но, все это было тщетно.

И вот, кто-то предложил наказать его одиночеством и вечным изгнанием. Лучшего и нельзя было придумать. Собственная гордость до того измучила Ларру, что через несколько лет он сам явился к тем людям. Он жаждал смерти, хотел, чтобы они убили его. Но, умереть он не мог.

Обречен был он на бессмертие. Однако, оно стало для него проклятием, так как и изгнание его оставалось вечным. Слова о том, что нет места ему среди людей обрекли несчастного гордеца на нескончаемые мучения и скитания.

Образ Ларры в сказании показывает этот порок в самом высшем своем развитии. Гордец же был доволен собой, он был свободен, независим и счастлив. Но, недолго длилось это. Он уничтожил себя сам. Ведь живя среди людей, нельзя не быть частью общества, не уважать его законов и делать все так, как хочется только тебе, не думая ни о ком больше.

Понимает это гордец только тогда лишь, когда, насытившись своей свободой, понимает, что она – его проклятье и он давно уже мертв духовно. Он – всего лишь тень.

Несколько интересных сочинений

    Мова - це не тільки засіб спілкування, а й надзвичайно велика цінність будь якого народу. Це скарбниця усіх духовних надбань нації, досвіду життя, праці й творчості багатьох поколінь. Недаром кажуть, що мова - душа народу

  • Образ и характеристика Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака сочинение

    Герой романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде" Шарль Гранде - это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко

  • Картина утренней летней природы выглядит довольно завораживающе и привлекательно для человеческого глаза. Восходящее солнце освещает всё вокруг своими ласковыми и тёплыми лучами.

  • Тема свободы в поэме Мцыри сочинение

    Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

  • Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение

    Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.

Во все века человек стремился к позна-нию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскры-тие этой тайны. Открыть человеку глуби-ны его души, сделать его лучше, силь-нее - в той или иной степени этого доби-вается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глу-бочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие - Пушкин, Толстой, До-стоевский.

Горького с ранних лет волновала эта проблема. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и ху-дожника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не приту-пил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. Уже в самом начале своего рас-сказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят». Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были при-влекательны для него. Один лишь холод-ный ум без молодого сердца не дает чело-веку истинной силы. Таков Лappa - герой первой легенды. Недаром его отец - орел, житель холодных вершин. Гордос-ти уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горько-го лишь горячая любовь к людям, к свое-му делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружаю-щим? Позиция Горького здесь ясна. Ка-жущаяся сила Ларры, которому люди яко-бы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством.

В более поздних произведениях Горь-кий усложняет вопрос одиночество сре-ди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не мо-жет быть одинок, он всегда среди лю-дей - пусть чуждых ему по духу но стра-дающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука счита-ет, что слабый должен найти в жизни опо-ру и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучше-го будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу, мы следим за этим по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ноч-лежки мы видим, что перед нами люди глубоко Страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лише-ний, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут в своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услы-шанным. Ответ на жалобы — смех, изде-вательства Барона, живущего за счет На-сти, лишь забавляют ее слезы и фанта-зии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не та-ков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инстру-менты, потеряв всякую надежду, он пони-мает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет утешения в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер «грезит» о прошлом, с каждым ра-зом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни про-шлого, ни будущего, уходит от настояще-го в воображаемый мир «чистой любви». Лука попытался перенести их мечты в ре-альный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают страданий, лишь в малой степени заме-няя реальность. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробужде-ние страшно.

Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо беде. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знаю-щих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому, казалось бы, многое дано. Барон издевается над всеми и быс-тро теряет человеческий облик. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, ка-кая судьба ждала его, не появись в ноч-лежке Лука. Недаром Сатин позже ска-жет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять стра-дание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила — в стремлении впе-ред, «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу по-могут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради дру-гих, как звезды — искры сердца Данко бу-дут освещать дорогу идущим следом.

Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве.
Например, в рассказе «Старуха Изергиль» Горький излагает нам две контрастные легенды, связанные между собой реальной историей жизни героини.
Первой Изергиль излагает легенду о Ларре – получеловеке, полуживотном, пораженном страшной гордыней. В образе этого юноши Горький осуждает эгоизм и самовлюбленность. Писатель убежден: свобода в одиночестве – это не свобода. Она имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Герой другой легенды старухи Изергиль, юноша Данко, - полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву. И, если от жалкого Ларры осталась лишь тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко потомкам напоминают красивые голубые искры.
Горящее сердце Данко, ценою жизни героя, помогло всему племени кардинально изменить жизнь к лучшему. Но подвиг этого человека не был оценен другими людьми, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем.
Однако Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, - существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между этими контрастными легендами находится история жизни главной героини - старухи Изергиль. В финале она говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов («В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»), связывая тем самым мечту и действительность в реальной жизни.
Почему рассказ о жизни Изергиль находится между двумя противопоставленными друг другу романтическими легендами, между двумя нравственными полюсами? Я думаю, строя свое произведение именно так, автор хотел показать, что в реальной жизни и в реальном человеке всегда совмещается и хорошее, и плохое, и героическое, и злодейское, и мечта, и действительность. Что выбрать, каким стать – это может решить только сам человек.
В более поздней пьесе Горького «На дне» также одной из острейших проблем является вопрос о сосуществовании в жизни человека мечты и реальности. Так, Актер, Анна, Наташа, Настя, а также Васька Пепел и Клещ считают, что жить помогает не суровая правда, а иллюзии, пусть и очень далекие от истинного положения дел: «Очень против правды восставал... так и надо! Верно - какая тут правда? И без нее – дышать нечем...»
Именно иллюзии помогают этим героям сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут им стать более счастливыми. А в этом все они очень нуждаются, ведь каждый из персонажей утратил что-то очень важное в жизни: Актер - возможность творить на сцене, слесарь Клещ - постоянную работу, молодая женщина Настя - любовь.
Нельзя не заметить, что реальное положение «верующих» находится в ужасающем контрасте с их надеждами. Все вокруг говорит о беспочвенности веры героев. Об этом ночлежникам постоянно напоминают и их «неверующие» соседи - циничный Бубнов, Барон и Сатин: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею...».
Обостряются и усугубляются эти споры о мечтах и действительности с появлением в ночлежке странника Луки. Лука считает, что жизнь человека нужно облегчать, и помочь в этом может доброе слово и надежда, подаренная или вовремя поддержанная. Девиз этого героя: «Во что веришь, то и есть...»
И оказывается, что этот странник с его жизненной философией крайне необходим ночлежникам – они нуждаются в утешении и ободрении для того чтобы продолжать бороться за жизнь или принять свою участь со смирением.
Таким образом, во всех произведениях Горького отчетливо звучат раздумья о человеке. Они проявляются и в размышлениях героев, и в точке зрения самого автора. По мнению писателя, человек – высшая ценность в этом мире. По своей потенциальной силе и мощи он равен Богу. Однако окружающая жизнь уничтожает человека в человеке, превращает его из всесильного гиганта в жалкого лилипута. Кто-то имеет силы бороться с этим воздействием среды, кто-то предпочитает прятаться и закрывать глаза, не замечать своей деградации.
Какая же позиция наиболее правильная? Мне кажется, сам Горький не дает однозначного ответа на этот вопрос. Зато в его голосе отчетливо слышны сострадание и боль за людей, призыв к гуманному отношению к любому, даже самому «маленькому», человеку.


Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», написанный осенью 1884 года, впервые был напечатан в «Самарской газете» спустя год, частями, в 80, 86 и 89 номерах. Он является одним из ранних романтических произведений Горького, в которых впервые стал виден его незаурядный писательский талант.

Рассказ построен в форме диалога автора и старой женщины, прожившей бурную жизнь и знающей много разных историй. Композиционно рассказ можно разделить на три части: о Ларре, о самой старухе Изергиль и о Данко, это как бы три рассказа внутри одного, посвящённые одной цели: выяснить, в чем же смысл человеческой жизни.

На примере себялюбца Ларры, жившего так, как он сам захотел; своей бурной беспорядочной жизни, посвящённой поиску удовольствий, частой смене любовников и «окончившейся» где-то в сорокалетнем возрасте; а также яркой жизни-подвига Данко, осветившего путь людям своим сердцем, Изергиль пытается показать, что свобода человека – в его правильном выборе. Ларра и она сделали неправильный, она теперь, в конце жизни, это осознала.

Ларра – гордец, сын человеческой женщины и орла, незнакомый с понятиями любви и самопожертвования, эгоистичный наглец, не признающий уважения к другим, готовый только получать, ничего не давая взамен. Для него легко убить женщину, отвергнувшую его, но свое одиночество он осознает вопреки своей неуязвимости, смелости и превосходству, которое он ощущает над другими. Это орел может летать в вышине и чувствовать счастье от полёта, не желая делить его ни с кем. Ларра же – наполовину человек. А люди не смогут перенести одиночества, это разбивает их сердца, какими бы каменными они не казались.

Старуха Изергиль в молодости так же считала себя выше других, наделённая красотой, эгоистичная и безрассудная. Она, в отличие от Ларры, вообще не испытывавшего чувств, испытала их, будучи молодой, даже в избытке, получая то, что хотела – и тут же забывая об этом. Пока она была молода, и мужчины влюблялись в нее, она не замечала ценности своей молодости. Они оставались для нее тенями, её полузабытые возлюбленные, для многих из которых её любовь была роковой. Когда же она влюбилась сама, её ждало разочарование – её бросили и посмеялись над ней. Но чувства всегда руководили Изергиль.

Она спасла неблагодарного любовника и отказалась, чтобы её любили в благодарность за спасение. Человеческая гордость заставляет человека балансировать на краю. Это было последнее любовное воспоминание старухи. Дальше она уже просто пыталась существовать. Когда она любила и была любима – она жила. И теперь ей остались одни сказки и истории, которые она рассказывает молодым, желая ещё раз увидеть блеск в глазах и попытаться ощутить те чувства, что всегда руководили её жизнью.

Данко – третий молодой «гордец», о котором рассказывает Изергиль, он так же, как Изергиль, смел и безрассуден. Вера в то, что именно он спасёт людей, заставляет его вести их через болота, к цели, которой может и не быть. В момент их отчаяния и готовности броситься на него, он рискует собой ради этой веры, разрывая руками грудь и освещая непроглядную тьму своими сердцем. Ему удалось совершить то, чего не смогли Ларра и Изергиль – умереть. Он смог погибнуть не только в расцвете сил, но не бесполезно, во имя будущих человеческих жизней. Старуха Изергиль, безусловно, втайне завидует ему: он смог умереть молодым, и умереть ярко.

Хотя подвиг его продолжает жить в памяти народа, превратившись в сказку, старуха Изергиль говорит о человеческой неблагодарности – неблагодарен был Ларра, принятый в племени матери, красавец-поляк, решивший, в конце концов, сделать одолжение Изергиль: «Теперь я буду тебя любить», а так же «осторожный человек», затушивший сердце Данко, и люди, которые, обретя свободу, тут же забыли о спасителе.

Человеческая натура способна на величайшие подвиги и нижайшие преступления. Но не всякий сможет жить одним днём, это выбор избранных. Главное, суметь совершить свой подвиг. Старуха Изергиль, осознав, что постарела и уже не будет тех жарких чувств, которые всегда кипели в ней, совершает свой, маленький, – спасает любимого, даже пойдя ради него на убийство. Она с презрением отказывается от любви Аркадэка, которую он предлагает как оплату за спасение. И пусть её сердце разрывается в этот миг, она гордо смотрит, как он с другими пленниками уходит. Подвиг Данко, как и её самопожертвование, остались без награды. Но она считает, что уж лучше так, и воспоминания – это все, то ей осталось на её веку.

Романтические герои в этом рассказе сильны, храбры, безрассудны – наделены всеми качествами, которые присущи молодости. Чувства обострены, кажется, что впереди много счастливых лет. Но рассказ назван именно «Старуха Изергиль», о Ларре и Данко в названии упоминания нет.

Возможно, Горький хотел сказать названием рассказа, что молодость не вечна, что итог жизни подводится сообразно поступкам? Все, совершенное в молодости, будешь помнить старым. И именно человек выбирает, как он проживёт свою жизнь – будут ли о нем рассказывать сказки, либо его судьба – бродить по свету безвестной тенью, желающей умереть.

У каждого есть право совершить свой подвиг, выбор только за ним.

Меню статьи:

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

4.7 (93.33%) 6 votes