Народная героико-романтическая драма "Лодка".

Д е й с т в у ю щ и е л и ц а:

Б а р и н, в красной рубахе и пиджаке; на плечах соломенные эполеты; на голове соломенная шляпа с вырезанными фигурками из бумаги; в руках трость, украшенная фигурками из бумаги. У барина большое брюхо и пиджак не застегнут на пуговицы.
О т к у п щ и к, на плечах армяк, в руках погонялка, на голове шапка держима – обыкновенная.
П а н ь я, кумачник – красный сарафан, белая рубаха и белый передник, пояс двоерядный, шелковый; на голове "перевязка" с лентами, в руках "корегушка" – веер и платок.
К о н ь, человек, к нему подделан хвост из соломы.
У д и в и т е л ь н ы е л ю д и: полдесятка или семеряга парнишек лет по двенадцати; лица в саже.
Бык, особенно не одевается, а подсунется из фофанцев.
П р о с и т е л и, обыкновенно фофанцы из публики.

В Тамице играющих "Барина" берут обыкновенно из разных "четвертей" селения (селение разделено на четыре "конца", имеющие особые названия), – Барина, например, из Заречья, Откупщика хоть из Верховья, Панью, положим, из Серечья, Коня, положим, с Низу. Делается это для того, чтоб никакому концу села не обидно было.
Начинается игра так: подходят играющие к дому, где происходит, например, вечеринка. Отворяют дверь, и первый вбегает в избу Конь и хлыщет публику погонялкой; все находящиеся в избе становятся на лавки, часть залезает на полати, и, таким образом, изба становится свободной для действий. За Конем в избу входит и вся компания и идут с песнями в передний угол; перед ними несут фонарь. В переднем углу Барин становится лицом к народу, рядом с ним по одну руку Панья, по другую Откупщик. Народ и фофанцы (ряженые) с улицы входят за играющими и становятся по всей избе.


Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девицы,
Здравствуйте!

В с е (отвечают). Здравствуй, здравствуй, господин барин, здравствуй!

Б а р и н. Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девушки,
Нет ли у вас промежду собой просеб каких?

В с е. Есть, есть.

Б а р и н. Подходите, подходите!

Кто-нибудь из фофанцев подходит, изображая просителя.

П р о с и т е л ь. Господин барин, прими мою просьбу.

Б а р и н. Ты кто?

П р о с и т е л ь (называется вымышленным именем, – именем какого-нибудь парня в селе). Владимир Воронин.

Б а р и н. Об чем просишь?

П р о с и т е л ь. На Парасковью прошу: по летам Парашка любит меня, а по зимам другого парня – Василья.

Б а р и н. А подойди-ко, Парасковья, сюды. Пошто же это ты двух сразу любишь?

Парасковья также настоящее имя какой-нибудь девицы на селе. Вместо нее на зов Барина подходит кто-нибудь из фофанцев и начинает спорить и ругаться с просителем. Говорят кто что вздумает; кто сильнее и остроумнее выругается, тот и больший успех имеет у публики. Барин и Откупщик советуются вслух, кто из судящихся виновен и кого наказать: парня или девку; признают виновной, например, девицу. Барин говорит: "Давай-ко, Парасковья, приваливайся-ко спиной-то!" Парасковья подчиняется решению суда и подставляет спину. Откупщик наказывает ее плетью. За первым просителем является другой и выкладывает еще какую-нибудь просьбу про соседа, про жену и прочее. В основание просьб кладется обыкновенно какой-нибудь действительно существующий в селе факт, который, конечно, преувеличивается, доводится до смешного, до абсурда, и, таким образом, суд является сатирой на местную жизнь и нравы, иногда очень злой, порой жестокой. Когда просителей больше нет и все просьбы рассмотрены, приведены решения суда и исполнены приговоры, начинается продажа коня.

Б а р и н. Купчинушка, нет ли коня продать?

О т к у п щ и к. Есть, есть.

Приводят Коня. Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить.

Б а р и н. Сколько за коня хошь?

О т к у п щ и к. Сто рублей деньгами,
Сорок сорокушек
Соленых.........
Сорок анбаров
Мороженых тараканов,
Аршин масла,
Кислого молока три пасма,
Михалка Тамицына нос,
Нашей Кожарихи хвост.

Б а р и н. Сто рублей найду у себя в кармане,
А сорок сорокушек
Соленых.....
Сорок анбаров
Сухих тараканов

Взыщите ли, миряне?

В с е. Взыщем, взыщем.

Барин отдает деньги и берет Коня.

Б а р и н. А что, купчинушка, нет ли у тебя быка на мясо продать?

О т к у п щ и к. Как нет, есть, есть.

Б а р и н. А сколько за быка хочешь?

О т к у п щ и к. Сто рублей деньгами.
Сорок сорокушек
Соленых.....
Сорок анбаров
Сухих тараканов...

По-старому идет торг до конца. Когда торг кончается, Быка – человека в вывороченной шубе и с крынкой на голове, подводят, и Барин бьет его поленом по голове, крынка ломается, Бык падает; на него накидываются фофанцы и мнут бока; выпускают кровь.

Б а р и н. А что, купчинушка, нет ли у тебя Удивительных людей продать?

О т к у п щ и к. Есть, есть. Эй, Удивительные люди, выходите!

Удивительные люди выскакивают, кривляются, пляшут, плюются во все стороны, затем уходят.

Б а р и н. Эй, малой, подай водки алой.

Кто-нибудь из фофанцев идет и несет бутылку воды. Запевают песню "Во лузях", и Барин под руку с Паньей несколько раз проходят по избе. Уходя из избы на другую вечеринку, прощаются.

Б а р и н. Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девицы,
Прощайте!

В с е. Прощайте. Прощайте!

Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре.

Народные героико-романтические драмы, в отличие от бытовых сатирических, возникали и формировались не только на фольклорной основе. В них активно использовались песни литературного происхождения, а также лубок и народная книга (лубочные романы и картинки о разбойниках, рыцарские романы). Некоторые героико-романтические драмы известны в единственном варианте (например, патриотическая пьеса о войне 1812г. "Как француз Москву брал"). Самыми популярными были "Лодка" и "Царь Максимилиан".

Драма "Лодка" получила широкое распространение. В. Ю. Крупянская, исследовавшая эту драму, писала, что старейшими очагами ее бытования были Петербург с его округой, а также центральные районы России (исконные центры текстильной промышленности: Московская, Ярославская, Тверская, Владимирская губ.), откуда пьеса перекочевала на Север, Урал, в Астраханскую губ., в донские станицы. "Лодка" бытовала в крестьянской и казачьей среде, у солдат, рабочих, ремесленников.

Известно несколько десятков вариантов "Лодки". В народном обиходе эта пьеса носила разные названия: "Шлюпка", "Шайка разбойников", "Черный ворон", "Степан Разин", "Ермак" и др.

Иногда народ видел в разбойниках борцов против крепостного гнета. Одна из редакций драмы имела антибарскую направленность (см., например, в публикуемом в Хрестоматии варианте обращение атамана к шайке: "Эй, молодцы, жги, пали богатого помещика!"). Но далеко не все варианты оканчивались подобным образом. Н. И. Савушкина, изучившая драму, писала, что призыв жечь-палить богатого помещика встречается лишь в нескольких вариантах, причем преимущественно в донских поздней записи. Большинство же вариантов оканчивалось угощением разбойников, пением, пляской. Подобная игровая концовка более органична для драмы.

Происхождение "разбойничьих драм" имело свою историю. Крупянская писала, что наличие во всех известных текстах пьесы "Лодка" песни "Вниз по матушке по Волге...", соединенной с определенным драматическим представлением, заставляет рассматривать тексты "разбойничьих драм", дошедшие в записях XIX—XX вв., как близкие друг другу варианты, генетически восходящие к инсценировке песни "Вниз по матушке по Волге... ".

Возникновение этой песни исследователи относят ко второй половине XVIII в. Ее творческое переосмысление произошло под влиянием сюжетов и образов традиционных разбойничьих песен, в частности песенного творчества о Степане Разине. Как тип представления "Лодка" в ее первичной основе является песенной инсценировкой, где мимическое воспроизведение общего содержания (подражание гребле) и драматургия сюжета (персонификация героев, элементы диалога) близки традиционным народным представлениям типа игрищ.

В процессе исполнения в "Лодку" вносились разные песни о разбойниках, литературные лирические произведения, сатирические сценки: "Мнимый барин", "Барин и Афонька", "Доктор" — в "Шайку разбойников"; "Барин и Афонька", "Барин и староста", "Доктор" — в "Ермака" и т. д.

Органической частью драмы стал отрывок из поэмы А. С. Пушкина "Братья-разбойники".

Незнакомец, назвавший себя фельдфебелем Иваном Пятаковым, рассказывает, почему и как они с братом стали разбойниками, как их поймали, отвели в острог и т. д. При этом он говорит словами поэмы Пушкина — не дословно, с изменениями {"Нас было двое — брат и я...).

Можно предположить, что драма испытывала также влияние исторических преданий разинского цикла.

В одном из вариантов "Шлюпки" Атаман рассказывает о смерти брата и своем освобождении из тюрьмы:

— Но меня, доброго молодца,

Не могли удержать за каменными стенами.

За железными замками.

Я на стене лодку написал и оттуда убежал.

В этом варианте и Егерь, рассказывая, как они с братом спаслись из тюрьмы, говорит:

— В тюрьме, на стене лодку написали

И оттуда убежали.

В народных преданиях подобным образом убегал из тюрьмы Степан Разин.

С разинским циклом фольклорных произведений эту драму сближает и то, что одним из ее персонажей является сам Стенька Разин — правда, здесь он не атаман.

В развитии драмы большую роль сыграли литературные источники, главным образом массовая литература о разбойниках. Это сказалось в сюжете (осложнении его романтической ситуацией — любовными сценами), в разработке характеров действующих лиц (введение типовых персонажей: Рыцарь, Лариза и проч.), в общем стиле драмы.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Уроки 77 - 94

Задание на дом . Прочитать произведение устного народного творчества «Лодка» .

Уроки 77-78. Драма как род литературы


Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И ЦА

Запись Н.Н.Виноградова

А т а м а н, грозного вида, в красной рубашке, черной поддевке, черной шляпе, с ружьем и саблей, с пистолетами за поясом; поддевка и шляпа богато украшены золотой бумагой.

Э с а у л 1 , одет почти так же, как и Атаман; украшения из серебряной бумаги.

Р а з б о й н и к и, одеты в красные рубахи, на головах меховые шапки с значками из разноцветной бумаги, за поясом различное оружие.

Н е и з в е с т н ы й (он же Б е з о б р а з о в), одет в солдатский мундир, с ружьем в руках и кинжалом на поясом.

Б о г а т ы й п о м е щ и к, пожилой, иногда седой, в туфлях, пиджаке или халате, на голове котелок, в руках трубка с длинным чубуком.

Действие происходит на широком раздолье матушки Волги, на косной 2 лодке; последняя сцена на берегу, в доме Богатого помещика. Ни декораций 3 , ни кулис 4 , ни суфлера 5 , ни вообще каких-либо сценических приспособлений не полагается.
Все участвующие в представлении входят в определенную заранее избу с пением какой-либо песни. Чаще всего исполняется следующая:
Ты дозволь дозволь, хозяин.

В нову горенку войти!

П р и п е в: Ой, калина, ой, малина!

Черная смородина. (дважды)

В нову горенку войти,

Вдоль по горенке пройти, (дважды)

Слово вымолвити.

У тебя в дому, хозяин,

Нет ли лишнего бревна?

Если лишнее бревно,

Давай вырубим его!
По окончании песни выступает вперед Э с а у л, и, обращаясь к хозяину, говорит: "Не угодно ли вам, хозяин, представленье посмотреть?"

Хозяин обыкновенно отвечает: "Милости просим!", "Добро пожаловать!" или что-нибудь в этом роде.

Все участники представления выходят на середину избы и образуют круг, в середине которого становятся друг против друга А т а м а н и Э с а у л.
С ц е н а 1-я
А та м а н (топает ногою и кричит грозно). Эсаул!

Э с а у л (точно так же топает ногою и кричит в ответ). Атаман!


А т а м а н. Подходи ко мне скорей,

Говорит со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело –

Велю тебе вкатить сто,


Э а у л. Вот я перед тобой,

Как лист перед травой!

Что прикажешь, Атаман?

А т а м а н. Что-то скучно… Спойте мне любимую мою песню

Э с а у л. Слушаю, Атаман! (Запевает песню, хор подхватывает. Начало каждой строки запевает Эсаул.)
Ах вы, горы, мои горы,

Горы Воробьевские!

Ничего-то вы, ах, да горы.

Не спородили.

Спородили вы только, горы,

Бел-горючь камень.

Из-под камешка бежит

Быстра реченька… и т. д.


А т а м а н во время пения песни в глубокой задумчивости ходит взад и вперед, со скрещенными на груди руками. По окончании песни останавливается, топает ногою и кричит.
А т а м а н. Эсаул!

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело –

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

А т а м а н. Будет нам здесь болтаться. Поедем вниз по матушке по Волге разгуляться. Мигоментально сострой мне косную лодку!

Э с а у л. Готова, Атаман.

Гребцы по местам,

Весла по бортам!

Все в полной исправности.
В это время се разбойники садятся на пол, образу между собою пустое пространство (лодка), в котором расхаживают А т а м а н и Э с а у л.
А т а м а н (обращаясь к Э с а у л у). Молодец! Скоро потрафил! (Обращаясь к гребцам.) Молись, ребята, Богу! Отваливай.
Гребцы снимают шапки и крестятся; затем начинают раскачиваться взад и вперед, хлопаю рукою об руку (изображается гребля и плеск весел).
А т а м а н. Эсаул! Спой любимую мою песню!
Э с а у л вместе со всеми разбойниками поет:
Вниз по матушке по Волге…
А т а м а н (перебивая песню). Эсаул!

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело –

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!
Э с а у л. Что прикажешь, могучий Атаман?

А т а м а н. Возьми подозрительную трубку,

Поди на Атаманскую рубку,

Смотри во все стороны:

Нет ли где пеньев-кореньев, мелких мест?


Э с а у л берет картонную трубку и осматривает кругом.
А т а м а н (кричит). Зри верней, сказывай скорей!

Э с а у л. Смотрю, гляжу и вижу!

А т а м а н. Сказывай, что видишь?

Э с а у л. Вижу: на воде колода!

А т а м а н (как бы не расслышав).

Какой там черт – воевода!

Будь их там сто или двести -

Всех их положим вместе!

Я их знаю и не боюсь,

А если разгорюсь,

Еще ближе к ним подберусь.

Эсаул-молодец!

Возьми мою подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Посмотри на все четыре стороны,

Нет ли где пеньев-кореньев,

Мелких мест,

Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Гляди верней,

Сказывай скорей!


Э с а у л снова начинает оглядывать окрестности. В это время издали слышно пение песни:
Среди лесов дремучих

Разбойнички идут…

А т а м а н (сердито топает и кричит).

Кто это в моих заповедных лесах гуляет

И так громко песни распевает?

Взять и привести сюда немедленно!

Э с а у л (выскакивает из лодки, но сейчас же возвращается).

Дерзкий пришлец в ваших заповедных лесах гуляет

И дерзкие песни распевает,

А взять его нельзя,

Грозится убить из ружья!

А т а м а н. Ты не Эсаул, а баба,

У тебя кишки слабы!

Сколько хошь казаков возьми.

А дерзкого пришельца приведи!
Э с а у л берет несколько человек и вместе с ними выскакивает из лодки.
С ц е н а 2-я
Э с а у л с разбойниками возвращаются и приводят с собою связанного Н е з н а к о м ц а.
А т а м а н (грозно). Кто ты есть таков?

Н е з н а к о м е ц. Фельдфебель 6 Иван Пятаков!

А т а м а н. Как ты смеешь в моих заповедных лесах гулять

И дерзкие песни распевать.

Н е з н а к о м е ц. Я знать никого не знаю:

Где хочу, там и гуляю

И дерзкие песни распеваю!

А т а м а н. Расскажи нам, чьего ты роду-племени?

Н е з н а к о м е ц. Роду-племени своего я не знаю,

А по воле недавно гуляю.

Нас было двое – брат и я,

Вскормила, вспоила чужая семья.

Житье было не в сладость

И взяла нас завидость;

Наскучила горькая доля,

Захотелось погулять по воле.

Взяли мы с братом вострый нож

И пустились на промысел опасный:

Взойдет ли месяц среди небес,

Мы из подполья – в темный лес,

Притаимся и сидим

И на дорогу всё глядим:

Кто ни йдет по дороге –

Жид богатый

Или барин брюхатый, -

Всех бьем,

Все себе берем!

А не то в полночь глухую

Заложим тройку удалую,

К харчевне подъезжаем,

Всё даром пьем и подъедаем…

Но не долго молодцы гуляли,

Нас скоро поймали,

И с братом вместе кузнецы сковали,

И стражи отвели в острог,

Я там жил, а брат не мог:

Он скоро захворал

И меня не узнавал,

А все за какого-то старика признавал.

Брат скоро помер, я его зарыл,

А часового убил.

Сам побежал в дремучий лес

Под покров небес;

По чащам и трущобам скитался

И к вам попался.

Ежели хочешь, буду служить вам,

Никому спуску не дам!

А т а м а н (обращаясь к Э с а у л у). Запиши его! Это будет у нас первый воин.

Э с а у л. Слушаю, могучий Атаман! (Обращаясь к Н е з н а к о м ц у.) Как тебя зовут?

Н е з н а к о м е ц. Пиши – Безобразов!


А т а м а н снова приказывает Э с а у л у взять подзорную трубку и посмотреть, нет ли какой опасности.
Э с а у л (заявляет). На море чернедь 7 ,

А т а м а н (как бы не расслышав).

Что за черти?

Это – в горах черви,

В воде – черти,

В лесу – сучки,

В городах – судейские крючки

Хотят нас изловить,

Да по острогам рассадить.

Только я их не боюсь,

А сам поближе к ним подберусь.

Смотри верней,

Сказывай скорей,

А не то велю вкатить разиков сто –

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Э с а у л (посмотрев снова в трубу). Смотрю, гляжу и вижу!

А т а м а н. А что ты видишь?

Э с а у л. Вижу на берегу большое село!

А т а м н. Вот давно бы так, а то у нас давно брюхо подвело. (Обращаясь к гребцам.) Приворачивай, ребята.
Все р а з б о й н и к и хором подхватывают и весело поют песню:
Приворачивай, ребята,

По крутому бережочку… и т.д. до конца.


Лодка пристает к берегу. А т а м а н приказывает Э с а у л у узнать, кто в этом селе живет.
Э с а у л (кричит, обращаясь к публике.) Эй, полупочтенные, кто в этом селе живет?
Кто-нибудь из публики отвечает: "Богатый помещик!"
А т а м а н (посылает Э с а у л а к Б о г а т о м у п о м е щ и к у узнать).

Рад ли он нам,

Дороги гостям?
С ц е н а 3-я

Э с а у л (выходит из лодки и, подойдя к одному из участников представления, спрашивает). Дома ли хозяин? Кто здесь живет?

П о м е щ и к. Богатый помещик.

Э с а у л. Тебя-то нам и надо!

Рад ли ты нам.

Дорогим гостям?

П о м е щ и к. Рад!

Э с а у л. А как рад?

П о м е щ и к. Как чертям!

Э с а у л (грозно). Ка –ак? Повтори!

Э с а у л. Ну. То-то же! […]


Э с а у л возвращается назад и докладывает обо всем А т а м а н у.

А т а м а н велит разбойникам идти в гости к Б о г а т о м у п о м е щ и к у. Шайка поднимается и несколько раз обходит вокруг избы с пением "залихватской" песни: «Эй, усы! Вот усы! Атаманские усы!»

Кончивши песню, шайка подходит к Б о г а т о м у п о м е щ и к у.

А т а м а н о м и п о м е щ и к о м повторяется почти буквально диалог с

э с а у л о м.
А т а м а н. Деньги есть?

П о м е щ и к. Нет!

А т а м а н. Врешь, есть!

П о м е щ и к. Тебе говорю – нет!

А т а м а н. (обращаясь к шайке, кричит). Эй, молодцы, жги, пали Богатого помещика!

У. Дома вы познакомились с произведением устного народного творчества, которое называется «Лодка». И вы, конечно же, уже заметили, что это произведение какое-то особенное: начинается со списка действующих лиц, потом идет речь о декорациях, потом идет «Сцена 1-я». В сценах герои разговаривают и поют разные песни, в основном, про жизнь разбойников. Вам предстоит выяснить особенности этого произведения. С чего надо начать?

Д. Сначала надо выяснить, что это за произведение. Это пьеса. Написана для постановки на сцене. Мы уже читали пьесы Метерлинка и Маршака.

У. Пьесы предназначены для постановки на театральной сцене. Но эта пьеса – особая. Она не предназначена для театра. Ее, судя по началу текста, разыгрывали крестьяне в какой-то избе. Попробуем разобраться в особенностях этого фольклорного жанра. Что определяет построение каждого жанра?

Д. Задача жанра.

У. А какой уровень ведущий, отвечающий задаче жанра в таких произведениях, как сказка, рассказ, песня?

Д. Картина жизни.

У. С чего же лучше начать: с задачи жанра или с картины жизни?

Д. Легче сначала понять картину жизни, а потом подумать, какую же задачу решает автор, выбирая именно такую картину жизни.

У. Ну что ж, начнем с картины жизни. Какая она?

Д. Разбойники плывут на лодке и разговаривают, потом встречают неизвестного, грабят помещика.

У. Герои «Лодки» разговаривают, совершают какие-то действия. Зачем все это? Какая задача тут «спрятана»? Похожа ли эта задача на задачу уже известных вам жанров? (Можно предложить детям посмотреть схемы.)

Д. Общая задача эпических жанров - рассказать о событиях и проявлении в них внутреннего мира героев в оценке рассказчика. И здесь герои совершают какие-то поступки, по которым мы узнаем о том, какие у них характеры. Есть их речь, из которой мы узнаем, что они думают, чувствуют. Герои испытываются в столкновении, в конфликте. Только нет рассказчика. Его в пьесе и не должно быть, ведь пьесу не рассказывают, а показывают.

У. Значит, к эпическим жанрам эту пьесу отнести нельзя.

А что же вы можете сказать о душевных качествах героев пьесы? Как их оценивает автор-народ?

Д. Герои пьесы – разбойники. Они грабят Богатого помещика. А помещика народу совсем не жалко: «Эй, молодцы, жги, пали Богатого Помещика!»

У. А вам симпатичны разбойники?

У. А не было ли вам смешно, когда вы читали эту пьесу?

Д. Разбойники смешные - они говорят смешно: «подозрительная трубка». Смешно, когда Атаман делает вид, что он не понял Эсаула. Или он на самом деле глуховат, и это тоже смешно.

У. Часто в этой пьесе смешит то, что герои произносят «неправильные» слова типа «подозрительная трубка» и другие слова, называемые «просторечия». Ведь народ говорил простым языком, не знал литературного языка, на котором писали и говорили образованные люди.

И еще одно хотелось бы подчеркнуть: слово «жид» в те времена не было ругательным, обидным. Оно означало то же самое, что и слово «еврей».

Итог обсуждения.

Разбойники в этой пьесе не страшные и даже смешные. Отношение к ним сложное. Атаман и есаул вызывают смех, а Незнакомец, рассказывающий о своей жизни – сочувствие. Смешон и Богатый помещик, который сначала заявляет, что он рад незваным гостям «как чертям». А потом, испугавшись, говорит – «как милым гостям». Он не хочет отдавать свое богатство, которое для него дороже жизни, и вызывает гнев разбойников. Кончается представление «свалкой». Что тоже смешно. С другой стороны, вольная жизнь разбойников привлекательна для создателей этой драмы.

Вообще в народных произведениях часто изображаются "благородные " разбойники, которые заступаются за бедных, грабят богатых и раздают их богатства бедным, то есть, по мнению народа, поступают справедливо.

Благородными разбойниками в фольклоре становились и реально существовавшие предводители народных бунтов - Степан Разин, Емельян Пугачев.

Но есть и другие произведения народного творчества, в которых выведены жестокие разбойники-душегубы. Такие разбойники грабят и убивают всех подряд, и их народ осуждал.

А.Пушкин «Братья-разбойники».

Но были ли настоящие разбойники на самом деле благородными? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к неоконченной поэме Александра Сергеевича Пушкина «Братья разбойники».

Послушайте начало этой поэмы (читает отрывок из поэмы – см. задание № 12 в тетради по литературе).
Не стая воронов слеталась

На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась.

Какая смесь одежд и лиц,

Племен, наречий, состояний!.

Из хат, из келий, из темниц

Они стеклися 8 для стяжаний 9 !

Здесь цель одна для всех сердец –

Живут без власти, без закона.

Меж ними зрится и беглец

С брегов воинственного Дона,

И в черных локонах еврей,

И дикие сыны степей,

Калмык, башкирец безобразный,

И рыжий финн, и с ленью праздной

Везде кочующий цыган!

Опасность, кровь, разврат, обман –

Суть узы страшного семейства;

Тот их, кто с каменной душой

Прошел все степени злодейства;

Кто режет хладною рукой

Вдовицу с бедной сиротой,

Кому смешно детей стенанье,

Кто не прощает, не щадит,

Кого убийство веселит,

Как юношу любви свиданье.
Затихло все, теперь луна

Свой бледный свет на них наводит,

И чарка пенного вина

Из рук в другие переходит.

Простерты на земле сырой,

Иные чутко засыпают, -

И сны зловещие летают

Над их преступной головой.

Другим рассказы сокращают

Угрюмой ночи праздный час;

Пришельца нового рассказ,

И все вокруг его внимает:


«Нас было двое: брат и я.

Росли мы вместе; нашу младость

Вскормила чуждая семья:

Нам, детям, жизнь была не в радость;

Уже мы знали нужды глас,

Сносили горькое презренье,

И рано волновало нас

Жестокой зависти мученье.

Не оставалось у сирот

Ни бедной хижины, ни поля;

Мы жили в горе, средь забот,

Наскучила нам эта доля,

И согласились меж собой

Мы жребий испытать иной:

В товарищи себе мы взяли

Булатный нож да темну ночь;

Забыли робость и печали,

А совесть отогнали прочь...»


У. Монолог пришельца вам ничего не напоминает?

Д. Очень похоже на монолог Незнакомца.

У. Верно. И происходит это потому, что поэма Пушкина связана с народной разбойничьей песней о двух братьях-разбойниках. И «Лодка» , и поэма Пушкина опираются на один и тот же сюжет. Исследователи фольклора полагают, что в народную пьесу включен в измененном виде отрывок из поэмы Пушкина. Ведь в тексте народной пьесы нет объяснения тому, почему больной брат принимал Незнакомца за «какого-то старика». Кто этот старик? А в поэме Пушкина пришелец рассказывает о старике и объясняет, почему брат о нем вспоминал:
То снова разгорались в нем

Докучной совести мученья:

Пред ним толпились привиденья,

Грозя перстом издалека.

Всех чаще образ старика,

Давно зарезанного нами,

Ему на мысли приходил;

Больной, зажав глаза руками,

За старца так меня молил:

«Брат! Сжалься над его слезами!

Не режь его на старость лет...

Мне дряхлый крик его ужасен...

Пусти его - он не опасен;

В нем крови капли теплой нет...

Не смейся, брат, над сединами,

Не мучь его... авось мольбами

Смягчит за нас он Божий гнев!..»
А теперь откройте в тетрадях по литературе задание № 12. Сначала самостоятельно напишите: какой текст вам больше нравится и почему.

Дети письменно отвечают на вопрос задания, а затем сравнивают свои ответы устно .

У. Одинаково ли оценивают свои поступки Незнакомец в народной пьесе и пришелец в поэме Пушкина?

Д. В народной пьесе Незнакомец ничего не говорит о совести. Значит, его совесть не мучает. А вот герой Пушкина говорит о том, что они «совесть отогнали прочь».

У. Как оценивает рассказчик в поэме Пушкина разбойников? Давайте найдем в тексте слова-оценки и подчеркнем их.

Дети под руководством учителя выполняют задание.

Итог обсуждения. У Пушкина совсем иная оценка разбойников. Да, Пушкину жалко братьев, когда они были маленькими сиротами, он сочувствует их горю, но, в отличие от создателей «Лодки», он не сочувствует разбою, в результате которого гибнут люди. Пушкину горько, для него разбойник - это прежде всего злодей, которого ждет «Божий гнев».

В народном произведении все иначе: там разбойники - веселые, вольные люди, хотя и смешные в некоторых своих проявлениях. Они ни с того ни с сего нападают на Богатого помещика, который не сделал им ничего плохого. И сцена их столкновения тоже представлена не страшной, а смешной.

У. Вернемся к нашей задаче. Вам предстоит разобраться в особенностях этой пьесы как вида народного творчества. Подумайте, есть ли сходные черты у «Лодки» и какого-нибудь конкретного вида сказок?

Д. Есть. Это похоже на бытовую сказку. Задача бытовой сказки - высмеять дурные черты человека, выразить восхищение его умом и находчивостью. Картина жизни - бытовая, там герои - обычные люди, они совершают такие действия, в которых испытываются их душевные качества.

У. Какой ведущий эмоциональный тон в бытовой сказке?

Д. (наперебой). Улыбка. Смех над дурными чертами людей. Радостное удивление смекалкой.

У. А в пушкинской поэме о разбойниках есть что-нибудь смешное?

Д. Нет. Там все очень грустно, серьезно. И даже страшно.

У. А в "Лодке" - все смешно, или есть тут и печаль?

Д. Жалко Незнакомца – в детстве у него и у его брата была «горькая доля». Грустно, когда Незнакомец рассказывает, что у него брат погиб.

У. Пьесы бывают смешными – это комедии. Бывают печальными, скорбными – это трагедии. Бывает в пьесах смех и слезы; такие пьесы называют «драмами» (от греч. «действие»). Итак, вы нашли сходные черты пьесы!Лодка" с бытовой сказкой. А есть ли отличие? Если есть, то в чем оно прежде всего выражается?

Д. (наперебой). Нет рассказчика. «Лодка» не сказывается. Ее актеры играют. Это пьеса.

У. И в начале урока вы правильно отметили, что есть сходство народной пьесы «Лодка» с авторскими пьесами Мориса Метерлинка «Синяя Птица» и Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Но прежде чем говорить о сходных чертах народной пьесы и авторских, вспомните, какие же особенности авторских пьес вы «открыли» для себя в прошлом году.
Примечание. Для дальнейших «воспоминаний» учителю следует перечитать соответствующие уроки в предыдущем пособии. Желательно восстановить в памяти детей тексты пьес Метерлинка и Маршака.
В итоге обсуждения дети «открывают» понятие «драма как род литературы» . По ходу урока учитель на доске, а дети в своих тетрадях заполняют графу «Драма» в схеме № 14. (После урока таблица заносится в классную книгу.)


РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Лирика

Эпос

Драма

Задача

Выразить внутренние события и их проявления во внешнем мире

Рассказать о внешних событиях и проявлении в них внутреннего мира героев в оценке Р

Показать внешние события и проявление в них внутреннего мира героев

Особенности

Развитие мысли-чувства ЛГ (лирический сюжет)

Развитие действия: конфликт (столкновение), в котором участвуют герои, и его разрешение (эпический сюжет)

Развитие действия: конфликт, в котором участвуют герои, и его разрешение (драматический сюжет)

Основные жанры

Небольшие по объему произведения различной тематики (обычно в стихотворной форме)

Рассказ, сказка, былина, басня,

…………


Пьеса

…………

Вывод.

Задача драмы - показать на театральной сцене поступки героев, их поведение в конфликте, раскрывающие их внутренние качества. Герои на глазах зрителей совершают какие-то поступки, разговаривают друг с другом. Так «испытываются» герои пьесы. В пьесах нет рассказчика.

Главная особенность пьесы в том, что она предназначена не для чтения, а для постановки на сцене. Над постановкой работает много людей: режиссер, художник-декоратор и художник-костюмер, музыкальный оформитель спектакля, осветители и, конечно же, актеры, которые играют роли героев. А герои называются «действующие лица». И называются они так потому, что именно действуют : движутся по сцене, разговаривают. А все, что не должны произносить актеры, но должны знать все постановщики спектакля, автор записывает для них особым шрифтом - в ремарках (от франц. «пояснения автора», «указания автора»). До начала пьесы сообщается список действующих лиц (героев), потом пишет о том, какие декорации должны быть на сцене, а все, что надо делать актеру, пишет по ходу текста пьесы, обычно в скобках.

У. Сегодня вы получили первые представления о драме как роде литературы. В дальнейшем вам предстоит углубить это понятия, познакомиться с драматическими жанрами, научиться применять их в своей читательской практике.

Обратите внимание на то, что термином «драма» называется как род литературы, так и один из его жанров. Третье значение, в котором употребляется это слово в обычной речи – «тяжелое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания.

Теперь можно поговорить о сходстве авторских пьес и народной пьесы. В чем сходство этих произведений?

Д. Они сочиняются для постановки, для игры исполнителей. У них, конечно, сходная задача - показывать внутренние качества героев через их поступки и высказывания, выражать авторскую оценку происходящего.

У. А есть ли различие в том, чего ждет автор от постановщиков? Ну, например, сравните, как описывается вид сцены у Маршака и как это описано в «Лодке»?

Д. Маршак рассчитывает на настоящий театр, с декорациями, осветителями. А в народной пьесе действие происходит в избе, декорации нет, даже лодку «делаю» из разбойников.

У. Да. Это народная пьеса – «народная драма». Готовы ли вы заполнить схему построения «народной драмы» как жанра?

Д. ...

У. Обычно перед тем, как делать выводы о структуре жанра, мы разбираем одно произведение или несколько? Почему?

Д. Несколько. По одному тексту судить о жанре нельзя, потому что жанр - это общие особенности разных произведений этого вида.

У. Верно, в схему входят самые общие особенности многих произведений. И вам тем более было легко, что с произведениями всех предыдущих жанров (с разными сказками и с небылицами) вы были знакомы заранее. Вот только протяжные песни вы плохо знали, но они маленькие по объему, и вы смогли быстро познакомиться с несколькими из них. А «народные драмы» - большие тексты. К тому же их вообще мало (это был не самый распространенный жанр народного творчества). Как же нам быть со схемой?

Д. ...

У. Чтобы вам не ошибиться (вдруг какие-то особенности, скорее всего, не главные, но все же попадутся в других драмах или, наоборот, их в других драмах не будет), сделаем схему поконкретнее, не к народная драме вообще, а к определенной народной драме "Лодка ".

Учитель на доске, а дети в своих тетрадях начинают запись схемы № 12 (окончательный вид схемы см. ниже).

Задача пьесы – вызвать смех зрителей по отношению к героям, вызвать сочувствие к некоторым из них. Ведущий уровень Картина жизни –поступки героев, их речь. Герои - обычные люди. Действия и разговоры, раскрывающие внутренний мир героев.

У. Какой следующий уровень вы должны выявить?

Д. Построение картины жизни.

У. Что определяет построение картины жизни в эпических произведениях, сходных по задаче с народной драмой?

Д. Сюжет.

У. Да, развитие действия, развитие конфликта, в котором участвуют герои. Какие моменты вы выделяли в сюжете сказок?

Д. Преддействие, завязка действия, вершина действия, развязка и последействие.

У. Есть ли все это в драме «Лодка»?

Учитель под «диктовку» детей рисует на доске схему сюжета (возможны варианты).


Преддействие: «спойте мою любимую песню».

З1 – «Сострой мне лодку».

В1- гребцы садятся на пол.

Р1 – «Отваливай!»

З2 – «Кто это... гуляет... привести сюда немедленно!»

В2 – «Как ты смеешь...?» - «Где хочу, там и гуляю...»

Р2 – «Запиши его! Это будет у нас первый воин».

З3 – «Рад ли он нам, дорогим гостям?»

В3 – «Деньги есть?» - «Нет».

Р3 – «Жги, пали Богатого Помещика!»


У. Так же, как и в эпических текстах, в драме есть сюжет. А как вы узнаете про сюжет в драме?

Д. Актеры действуют и говорят.

У. И из их действий, из их слов мы и узнаем о событиях. Откуда, например, вы узнаете о Неизвестном?

Д. Слышна песня за сценой, а потом Атаман приказывает найти того, кто поет.

У. А как вы узнаете, чем кончилась эта встреча?

Д. Из слов Атамана: «Это будет у нас первый воин».

У. Значит, о развитии действий, о поступках, характерах героев мы узнаем, когда видим действия актеров, исполняющих роли героев, и слышим их разговор - диалог. Но вот в этот разговор - диалог героев - врывается длинный рассказ Неизвестного о своей судьбе. Это высказывание такое же, как и все другие, или в нем есть какие-то особенности?

Д. ...

Итог обсуждения. Это особое высказывание - оно как бы не зависит от других реплик. Такое высказывание знакомит зрителя с обстоятельствами, которые не получили сценического воплощения: как иначе мы могли бы узнать о прошлом героя?

У. Есть и еще особые высказывания в тексте этой драмы. Например:
Э с.а у л. Вижу: на воде колода!

А т а м а н (как бы не расслышав ).

Какой там черт - воевода!

Будь их там сто или двести -

Всех их положим вместе!

Я их знаю и не боюсь,

А если разгорюсь,

Еще ближе к ним подберусь.


Э с а у л. На море чернядь.

А т а м а н (как бы не расслышав).

Что за черти?

Это - в горах черви,

В воде - черти,

В лесу - сучки,

В городах - судейские крючки

Хотят нас изловить,

Да по острогам рассадить.

Только я их не боюсь,

А сам поближе к ним подберусь.
У . Вы уже говорили, что очень смешно получается, когда Атаман отвечает невпопад, «как бы не расслышав». Это вставлено для смеха? Или есть другая еще цель? Для развития действия эти слова нужны? Атаман на самом деле «подбирается» к воеводе, к «судейскими крючкам»?

Д. Нет, не подбирается. Действие из-за этих слов не развивается.

У. Тогда зачем же?

Д.

Итог обсуждения. Атаман тут высказывает какие-то свои мысли. Создатель драмы как бы дает Атаману возможность приоткрыть зрителю свой внутренний мир, показать свое отношение к жизни через высказывание, прямо не связанное с развитием действия. Такие высказывания, не зависящие от реплики собеседника, раскрывают душевную жизнь героя, его характер, и называются монологом (от греч. «один» и «слово», «речь»), в отличие от диалога - разговора двух лиц. С таким видом монолога вы сталкивались в побасенке:
- Раздень меня, разуй меня,

Уложи меня, покрой меня,

Переверни меня,

А там, поди, усну я сам.


Далее учитель подводит детей к записи в схему: Построение картины жизни - преддействие, завязка, вершина, развязка, диалог, монолог, ремарки, песни.

Затем дети с помощью учителя выявляют особенности оставшихся уровней формы, отмечая особый нелитературный уровень - игра актеров (записывают «открытия» в схему № 12).


НАРОДНАЯ ДРАМА «ЛОДКА»

Задача пьесы. Вызвать смех зрителей по отношению к героям, вызвать сочувствие к некоторым из них.

Ведущий уровень

Картина жизни. Поступки героев, их речь. Действия и разговоры героев в исполнении «актеров».

ГЕРОИ – обычные люди.

ДЕЙСТВИЯ И РАХЗГОВОРЫ, раскрывающие внутренний мир героев.


Построение КЖ. Преддействие, завязка, вершина, развязка.

Диалог, монолог, ремарки, песни.



Предложение. Реплики.

Слово. Просторечия.

Звуковой рисунок. Усиливает выразительность КЖ.

Ритмический рисунок. Ритм стиха преобладает.

Рифма. Концевая и внутренняя.

Игра актеров
(После урока схему перенести в классную книгу.)
У. Теперь, когда вы вспомнили то, что знали об авторских пьесах, узнали кое-что узнали о народной драме и даже получили первые представления о драме как роде литературы, можно поставить вопрос о том, каким путем создается пьеса. Как действовал,например, Маршак? А как действовал автор, создавший пьесу «Лодка»?

Д. Маршак взял уже существующую сказку и сделал из нее пьесу. А про «Лодку» мы уже говорили, что была известна народная разбойничья песня о двух братьях-разбойниках. И Пушкин написал свою поэму на сюжет этой песни. А в народной драме использован монолог пришельца из поэмы Пушкина.

У. Существуют два способа создания пьес. Можно «перевести» в пьесу какое-нибудь эпическое произведение. Так Маршак переложил сказку – эпический жанр - в пьесу, и получилась «драматическая сказка». А можно придумать пьесу сразу как пьесу. И это разные авторские работы. Вот мы все время говорим: «Автор, автор». Но в зависимости от того, что автор сочиняет, его и называют по-разному. Как называют автора, сочиняющего стихи?

Д. Поэт.

Д. Сказочник.

Д. Драматург.

У. Да, драматург сам создает пьесу. А как называется работа автора, который берет готовое эпическое произведение и создает на его основе пьесу?

Что же необходимо сделать инсценировщику, чтобы «перевести» эпическое произведение в драматическое? Сравните задачи эпоса и драмы (схема № 14). В чем сходство? В чем различие?

Дети высказывают свои мнения.
Задание на дом . Прочитать а учебнике статьи «Драма» и «Инсценировка». Сделать инсценировку сказки «Золотой серпок» - первую «волну» сюжета: З1 - просьба лисы, В1 - лиса не отдает серпок, Р1 - заяц плачет. Можно работать совместно и потом разыграть подготовленные инсценировки.
Урок 79. Инсценировка сказки «Золотой серпок»
Коллективная творческая работа
У. Дома вы должны были попробовать переложить часть сказки «Золотой серпок» для постановки на сцене. Как называется такой вид авторской работы?

Наташа. Инсценировка.

Дима. Да, конечно. Я же придумывал о зайце вступление.

У. Ну, кто же готов попробовать первым?

Выходят трое: Артем , Рафик , Дима .


А р т е м. Матушка-рожь на колос идет (это для художника). И в скобках: «Лиса и Заяц пришли в торжок». Третий - продавец.

А р т е м. Продайте серпок.

Р а ф и к. С вас 10 су.

Д и м а. Продайте.

А р т е м. Потом в скобках: «Заяц много нажал».
У. Такую ремарку в скобках можно дать в тексте пьесы, а как это показать на сцене?

Дети делают жесты , как будто жнут.


Д и м а. Лиса подошла к зайцу: «Дай на денек серпок поработать».

А р т е м. Пожалуйста. (Пауза.) Отдавай мой серпок.

Д и м а. Иди отсюда, нечестивый.
У. Оценим работу. Что в инсценировке получилось, а что - нет?

Павлик. Нужно не говорить «в скобках», а показывать. Это же не для чтения.

У. Да. А актерам пришлось рассказывать. И много или мало нажали - не видно. Лиса какая получилась?

Д. Хитрая.

У. Сразу хитрая или не сразу?

Миша. Здесь она простофиля - себе лубяной серпок купила.

У. А почему она получилась глупой?

Митя. Денег нет... И понадеялась.

У. Это ты уже придумываешь. Было ли это в тексте сказки?

Лена. Она хитрая, но глупая.

У. А лиса должна быть жадной. Вы это видели? Лубяной серпок дешевле. А цену серпка она спросила?

Д. Нет.

У. И еще о цене. В русской сказке может быть «су»?

Настя. Нет, у нас гроши были.

У. Или полушки, но никак уж не «су».

Миша. А если она жадная, то она купила бы много: все себе и себе.

У. Но для этого надо и денег много потратить. Ты, Миша, свою лису придумываешь, а вы должны только инсценировать. Вам надо такую лису изобразить, какая она в сказке. А в сказке сказано «припасла». Обязательно для этого идти на торжок?

Д. (наперебой). Может, у нее уже был серпок. Сама сделала. Денег было жалко. Лень идти. Жарко, далеко.

У. Вернемся к началу сказки: «Было то в лето - от весны до осени. Стала матушка-рожь на колос метаться, в пору наливаться». Это наши авторы «перевели» в декорации. А «пришло времечко жать», это можно «перевести» в декорацию?

Д. (по очереди). Словами надо сделать. Заяц может бежать и сказать: «Жать пора». Добавить героев, сельских жителей.

У. Нужны тут лишние герои? Не испортит ли такой «перевод» сказку?

Оля. Заяц шел на торжок, а Лиса около дома возилась. Заяц говорит Лисе: "Пришло время жать".

У. Именно такими словами он скажет? Или лучше как-то иначе?

Дима. «Лисичка, лисонька, пора жать»

У. Уже лучше, надо не забывать о языке сказки. И как Лиса отвечает?

Сережа. «Лисонька, Лисонька, пора серпы наточат». Лиса: «Успеем еще».

Миша. Проходит заяц: «Я иду серпок покупать и тебе могу купить».

У. Хорошо, но так ли будет заяц к Лисе обращаться? Как он к ней относится?

Народная драма: «Мнимый барин», «Маврух», «Параша» – из сборника Н. Онучкова «Северные народные драмы»; 1911, «Кедрил-обжора» – из «Записок из Мертвого дома» Ф. Достоевского; «Лодка» – из хрестоматии В. Сиповского, 1908.

Театр Петрушки: «Петрушка». Народная кукольная комедия – из книги А. Алферова, А. Грузинского «Допетровская литература и народная поэзия», 1911.

Вертепные представления: «Царь Ирод» – из статьи В. Добровольского в книге «Известия ОРЯС», 1908; «Барыня и доктор» – из книги Е. Романова «Белорусские тексты вертепного действа», 1898.

Раек: приводятся тексты из книги Д. Ровинского «Русские народные картинки», 1881, и статьи А. Гациского в книге «Нижегородка. Путеводитель и указатель по Нижнему Новгороду и Нижегородской ярмарке», 1875.

Медвежья потеха: приводятся тексты из книг Д. Ровинского, С. Максимова, а также лубочной картинки 1866 года, печатанной в литографии А. Аврамова.

Прибаутки ярмарочных зазывал: приводятся тексты, записанные в конце XIX века.

Мнимый барин

Действующие лица:

Барин, в военной форме, с погонами; белая соломенная шляпа, в усах, с тростью, при зонтике.

Барыня, переодетый мужчина из молодых парней: в платье, в чепце. Старается говорить тонким голосом.

Трактирщик, в рубашке навыпуск, в жилетке, на груди зелёный фартук, на голове картуз.

Лакей, во фраке или сюртуке, на голове фуражка, на руках перчатки.

Староста, старик в сермяге, на голове чёрная шляпа котлом, за плечами сумка, на ногах лапти.

Барин. Мария Ивановна, пойдёмте прогуляться. (Входят в трактир, обращаются к Трактирщику.) Трактирщик!

Трактирщик. Что угодно, барин голый?

Трактирщик. Нет, барин добрый, я вас похвалил!

Барин. Есть ли у вас комнаты, нам с Марьей Ивановной расположиться, чаю-кофею напиться?

Трактирщик. Есть, даже шпалерами обиты-с.

Барин. И пообедать будет можно?

Трактирщик. Как же-с, барин, можно-с.

Барин. А что именно будет приготовлено?

Трактирщик. Жаркое-с.

Барин. Именно какое?

Трактирщик. Комар с мухой, таракан с блохой на двенадцать частей разрезаны-с, на двенадцать персон приготовлены-с.

Барин. Мария Ивановна! Какое жаркое чудесное-с! (К Трактирщику.) Сколько будет стоить-с?

Трактирщик. Нет, мы не болваны, а живем с людьми на обманы; не таких видали, без шинели домой отпускали; а если вас порядочно угостить, можно без мундира отпустить; у вас в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи!

Барин. Ах, Мария Ивановна! Должно быть, он в наш карман лазил! Не хочу гулять, иду дальше.

Является его Лакей.

Лакей. Что, барин голый?

Барин. Ах, как ты меня присрамил!

Лакей. Нет, барин добрый, я вас похвалил.

Барин. Афонька малый, поил ли ты моего коня?

Лакей Как же, барин, поил!

Барин. Почему же у коня верхняя губа суха?

Лакей. Не могла достать.

Барин. А ты бы подрубил.

Лакей. Я и так по колени ноги отрубил!

Барин. Дурак, ты бы корытце подрубил!

Лакей. Я и так все четыре ноги отрубил!

Староста входит, кланяется Барину и говорит.

Староста. Здорово, барин-батюшко, сивый жеребец, Михайло Петрович! Я был на Нижегородской ярмарке, видел свиней вашей породы, да вашу барскую шкуру продал, на вашу милость остался хомут очень прочен; ещё привёз вам подарочек: гуся да индюшечку.

Барин. Что ты, дурак, разве бывает свинина барской породы?

Староста. Вашего завода.

Барин. Ах да, моего завода! А разве баре носят хомуты?

Староста. Очень прочен, боярин-батюшко!

Барин. Ну, расскажи, староста, откуда ты?

Староста. Из вашей новой деревни.

Барин. Ну, как в деревне мужички поживают?

Вот я перед тобой,

Как лист перед травой!

Что прикажешь, Атаман?

Что-то скучно… Спойте мне любимую мою песню.

Слушаю, Атаман!

Запевает песню, хор подхватывает.

Начало каждой строки запевает Есаул.

Ах, вы, горы мои, горы.

Горы Воробьевские!

Ничего-то вы, ах да горы,

Не спородили,

Спородили вы только, горы,

Бел-горюч камень!

Из-под камешка бежит

Быстра реченька… и т. д.

Атаман во время пения песни в глубокой задумчивости ходит взад и вперед со скрещенными на груди руками. По окончании песни останавливается, топает ногами и кричит.

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело -

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя есаульская служба ни за что!

Что прикажешь, могучий Атаман?

Поедем вниз по матушке по Волге разгуляться

Поди на атаманскую рубку,

Смотри во все стороны:

Есаул берет картонную трубку и осматривает кругом.

Смотри верней, сказывай скорей!

Смотрю, гляжу и вижу!

Сказывай, что видишь?

Вижу: на воде колода!

(Как бы не расслышав.)

Какой там чёрт-воевода!

Будь их там сто или двести -

Я их знаю и не боюсь,

А если разгорюсь,

Еще ближе к ним подберусь!

Есаул-молодец!

Возьми мою подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Посмотри на все четыре стороны

Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест?

Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Гляди верней, сказывай скорей!

Есаул снова начинает оглядывать окрестности. В это время издали слышно пение песни:

Среди лесов дремучих

Разбойничий идут…

(Сердито топает и кричит.)

Кто это в моих заповедных лесах гуляет

И так громко песни распевает?

Взять и привести сюда немедленно!

(Выскакивает из лодки, но сейчасже возвращается.)

Дерзкий пришелец в ваших заповедных лесах гуляет

И дерзкие песни распевает,

А взять его нельзя:

Грозится убить из ружья!

Ты не есаул, а баба,

У тебя кишки слабы!

Сколько хочешь казаков возьми,

А дерзкого пришельца приведи!

Есаул берет несколько человек и вместе с ними выскакивает из лодки.

Сцена 2

Есаул с разбойниками возвращаются и приводят с собою связанного Незнакомца.

Кто ты есть таков?

Незнакомец

Фельдфебель Иван Пятаков!

Как ты смеешь в моих заповедных лесах гулять

И дерзкие песни распевать?

Незнакомец

Я знать никого не знаю,

Где хочу, там и гуляю

И дерзкие песни распеваю!

Расскажи нам, чьего ты роду-племени?

Незнакомец

Роду-племени своего я не знаю,

А по воле недавно гуляю…

Нас было двое – брат и я.

Вскормила, вспоила чужая семья;

Житьё было не в сладость,

И взяла нас зависть;

Наскучила горькая доля,

Захотелось погулять по воле;

Взяли мы с братом острый нож

И пустились на промысел опасный:

Взойдет ли месяц среди небес,

Мы из подполья – в темный лес,

Притаимся и сидим

И на дорогу все глядим:

Кто ни идет по дороге -

Всех бьем.

Всё себе берем!

А не то в полночь глухую

Заложим тройку удалую,

К харчевне подъезжаем,

Всё даром пьем и поедаем…

Но недолго молодцы гуляли,

Нас скоро поймали,

И вместе с братом кузнецы сковали,

И стражи отвели в острог,

Я там жил, а брат не мог:

Он скоро захворал

И меня не узнавал,

А всё за какого-то старика признавал;

Брат скоро умер, я его зарыл,

А часового убил,

Сам побежал в дремучий лес,

Под покров небес;

По чащам и трущобам скитался

И к вам попался;

Если хочешь, буду служить вам,

Никому спуску не дам!

(Обращаясь к Есаулу.)

Запиши его! Это будет у нас первый воин.

Слушаю, могучий Атаман!

(Обращаясь к Незнакомцу.)

Как тебя зовут?

Незнакомец

Пиши – Безобразов!

Атаман снова приказывает Есаулу взять подзорную трубу и посмотреть нет ли какой-нибудь опасности.

(Заявляет.)

(Как бы не расслышав.)

Что за черти

Это – в горах черви,

В воде – черти,

В лесу – сучки,

В городах – судейские крючки,

Хотят нас изловить

Да по острогам рассадить,

Только я их не боюсь,

А сам поближе к ним подберусь!

Смотри верней,

Сказывай скорей,

А не то велю тебе вкатить разиков сто -

Пропадет твоя есаульская служба ни за что!

(Посмотрев снова в трубу.)

Смотрю, гляжу и вижу!

А что ты видишь?

Вижу на берегу большое село!

Вот давно бы так, а то у нас давно брюхо подвело!

(Обращаясь к гребцам.)

Приворачивай, ребята!

Все разбойники

(Хором подхватывают и весело поют песню.)

Приворачивай, ребята,

Ко крутому бережочку и т. д. до конца.

Лодка пристает к берегу. Атаман приказывает Есаулу узнать, кто в этом селе живет.

(Кричит, обращаясь к публике.)

Эй, полупочтенные, кто в этом селе живет?

Кто-нибудь отвечает из публики: «Богатый помещик!»

(Посылает Есаула к Богатому помещику узнать.)

Рад ли он нам,

Дорогим гостям?

Сцена 3

(Выходит из лодкии, подойдя к одному из участников представления, спрашивает.)

Дома ли хозяин? Кто здесь живет?

Богатый помещик.

Тебя-то нам и надо!

Рад ли ты нам,

Дорогим гостям!

А как рад?

Как чертям!

Как милым друзьям.

Ну то-то же!

Есаул возвращается назад и докладывает обо всем Атаману. Атаман велит разбойникам идти в гости к Богатому помещику. Шайка подымается и несколько раз обходит вокруг избы с пением «залихватской» песни: «Эй усы! Вот усы! Атаманские усы!» Кончивши песню, шайка подходит к Богатому помещику. Атаманом и Помещиком повторяется почти буквально диалог с Есаулом.

Деньги есть?

Врёшь, есть?

Тебе говорю – нет!

(Обращаясь к шайке, кричит.)

Эй, молодцы, жги, пали Богатого помещика!

Происходит свалка, и представление кончается.

Маврух

Действующие лица:

Маврух, в белой рубахе и подштанниках, на голове белый же куколь, как у савана, лицо закрыто, на ногах бахилы. Маврух лежит на скамье, которую носят четыре офицера.

Офицеры, четыре, в черных пиджачках, на плечах соломенные эполеты, сбоку на поясах сабли, на головах шапки или шляпы с ленточками и фигурками.

Панья, парень, одетый в женское платье, на голове косынка.

Пан, в долгом армяке черного цвета, в черной шляпе.

Поп, в ризе из портяного полога, на голове шляпа, в руках деревянный крест из палок, книга «для привилегия» и кадило – горшочек на веревке, а в нем куриный помет.

Дьяк, в кафтане и шляпе, в руках книга.

Офицеры вносят Мавруха на скамье в избу и ставят по ее середине, головой вдоль избы.

Поп (начинает ходить кругом покойника, кадит и говорит протяжным голосом нараспев, подражая службе священника).

Чудак покойник,

Умер во вторник,

Пришли хоронить -

Он из окошка глядит.

Все (участвующие в комедии поют).

Маврух в поход уехал.

Миротон-тон-тон, Миротень.

Маврух в походе умер.

Миротон-тон-тон, Миротень.

Оттуда едет в черном платье пан.

Миротон-тон-тон-Миротень.

– Пан ты, пан, любезный,

Какую весть везешь?

– Сударыня, заплачешь,

Услыша весть мою:

Маврух в походе умер,

Он умер из земли.

Четыре офицера покойника несут

И поют, поют, поют:

Вечная ему память!

Поп. Государь мой батюшко, Сидор Карпович,

Много ли тебе веку?

Маврух. Семдесять.

Поп (поет на церковный лад)

Семдесять, бабушка, семдесять.

Семдесять, Пахомовна, семдесять.

(Спрашивает у Мавруха.)

Государь мой батюшко,

Много ли у тебя осталось деток?

Маврух. Семеро, бабушка, семеро,

Семеро, Пахомовна, семеро.

Поп. Чем ты их будешь кормить?

Маврух. По миру, бабушка, по миру,

По миру, Пахомовна, по миру.

Поп и все (повторяют эту же фразу пением и дальше).

По миру, бабушка, по миру,

По миру, Пахомовна, по миру.

Поп (ч итает протяжно, по-церковному).

На море на окияне,

На острове на Буяне,

Около столба точеного,

Веретена золоченого

В ж… чеснок толченой.

Наши ребятки узнали,

К этому бычку похаживали,

Этот чеснок помакивали,

Кушанье похваливали:

– Ах, како кушанье,

Хвацко, бурлацко,

Само лободыцко!

Есть хорошо,

Да ходить с. … далеко:

За двадцать пять верст,

Ближе места не приберешь.

Дьяк (поет).

…Тереха, брюшина поп.

Поп (читает по книге, на церковный лад).

Муж поутру вставает,

Глаза помочил,

У жены есть попросил,

А жена мужу отвечает:

– Эка ненаедная скотина!

На работу не спешишь,

Только бьешься об еды.-

Муж жены отвечает:

– Хороша жена поутру вставает,

Благословясь, печку затопляет,

А худа жена вставает,

С бранью печку затопляет,

С бранью горшки наливает.

Хороша метла подпашет,

А худа метла по сторонам размашет.

Дьяк (поет).

…Тереха, брюшина поп.

Поп (ч итает).

Туча, молнии над нами

С дождями.

Матку подломило,

Руль оборвало,

Коршика нет.

Капитан сидит в каюте,

Лоцмана сидят на баре,

Плачут, рыдают,

Смерти ожидают:

– Ходили вместе,

Погибнем вдруг.

Параша

Действующие лица:

Степан, извозчик.

Василий, извозчик.

Семен Иванович, староста, с бляхой.

Параша, его дочь.

Иван Петрович, смотритель почтовой станции, в долгом халате.

Проезжающий купец, одет в сибирке.

Входят Степан и Василий, извозчики, и поют песню.

Экой Ванька, разудалая голова,

Сколь удалая головушка твоя,

Сколь далече уезжает от меня,

На кого же спокидаешь, друг, меня.

Входит Параша.

Параша. Здравствуйте!

Степан уходит, остается один Василий Петрович, подходит к Параше, обнимает ее и говорит.

Василий. Прасковья Семеновна! Любите ли вы меня? Если вы меня не любите, пойду распрощусь с белым светом. Верно, судьба моя такая! (Уходит.)

Параша. Василий, не ходи, Василий, воротись!

Василий Петрович. Прасковья Семеновна, любите ли вы меня? Если вы любите меня, подойдите и подайте мне правую руку.

Параша подходит и подает руку, а в это время выходит староста Семен, выпивши, и поет.

Староста.

Вдоль по улице метелица метет,

По метелице мой миленький идет.

Ах, вы тут!

Параша и Василий расскакиваются в стороны.

А, что староста! Я староста Семен Иванович. Семена Ивановича старосту знают все. Я хотя и лыком шит, но все-таки чиновный человек, по крайней мере, староста. Пойду, схожу к Ивану Петровичу, он меня попотчует. (Колотится у дома Ивана Петровича.) Иван Петрович дома?

Иван Петрович. Дома, дома, Семен Иванович, дома!

Староста. Иван Петрович! Я к тебе в гости. Ты меня попотчуешь?

Иван Петрович. Иди, иди, Семен Иванович, попотчую, попотчую.

Староста. Иван Петрович! Знаешь мою дочку Пареньку?

Иван Петрович. Знаю, знаю, Семен Иванович, хорошая девка.

Староста. Да, славная девка, Иван Петрович! Я за тебя ее замуж отдам,

Иван Петрович. Что вы, Семен Иванович, я слышал, что она за извозчика Василия выходит.

Староста. Что вы! Моя Паранька да за Василия? Да я его в солдаты отдам.

Уходит от смотрителя.

Выходит на сцену один Василий Петрович, ходит, пригорюнившись; входит Степан.

Степан. Что ж ты, Василий Петрович, пригорюнился? Точно мышь на крупу села.

Василий Петрович. Эх, Степан, как мне не горевать! Одна лошадь издержалася – куда я на одной буду извозчичать? Как я буду другую лошадь покупать?

Степан. Да ты бы сходил к дяде Семену Ивановичу денег попросил. К тому же я слышал, что ты на Параньке жениться хочешь?

Василий Петрович. Эх, Степан, не смейся, далеко она мне не ровня.

Степан. Ну, дак сходи к Ивану Петровичу. Он, наверное, вам на лошадь деньги даст.

Василий Петрович. А и правду, Степан, сходить к Ивану Петровичу. (Приходит и колотится у квартиры Ивана Петровича.) Иван Петрович дома?

Иван Петрович. Дома. А что вам нужно?

Василий Петрович. Иван Петрович, я к вашей милости. У меня вот лошадь издержалася, другую нужно купить. Не даете ли вы мне денег?

Иван Петрович. Хорошо, Василий! Только вы мне лошадь в залог приведите, да еще сапоги в залог снимите. Я и дам денег.

Василий Петрович заплакал и пошел прочь. Встречает Степана.

Степан. Ну что, Василий, смотритель дал денег?

Василий Петрович. Эх, Степан! Да он лошадь в залог требует, да и сапоги с ног велит снять.

Степан. Ах, он мерзкая харя! На, Василий, сто рублей, разживайся с богом!

В это время вбегает староста Семен.

Староста. Эй, ребята! Степан, Василий! Который поедет купца везти?

Степан. Василий! Поезжай, кстати там и лошадь возьмешь.

Василий уходит, и за стеной брякает колокольчик.

Приезжает обратно и встречает Степана.

Степан. Что, Василий, взял лошадь?

Василий Петрович. Нет, не взял, не подошла.

В это время староста кричит.

Староста. Эй, ребята, Степан, Василий! Которой купца-то вез?

Василий Петрович. Дядя Семен, я вез.

Староста. Купец деньги потерял, пять тысяч рублей. Ты не взял ли?

Василий Петрович. Нет, дядя, не взял.

Староста. Но все-таки нужно тебя обыскать.

Входит купец. Василия обыскивают – находят сто рублей.

Степан. Эти деньги у него мои: я ему на лошадь дал.

Купец. Нет, это не мои. У меня пять тысяч было, а тут только сто рублей.

Староста Василия арестует.

Степан. Василий в чем ездил-то, не остались ли деньги в экипаже.

Василий Петрович. Иди, Степан, посмотри там в телеге.

Степан уходит смотреть и возвращается с деньгами.

Степан. Дядя Семен, деньги-то здесь, нашлись.

Купец. Вот это мои деньги.

Староста. А, дак ты Василия напрасно оклепал?

Купец дает Василию пятьсот рублей.

Староста (кричит). Василий у меня молодец, Василий хороший, я за Василия дочку Параньку отдам.

Вмешивается Смотритель.

Смотритель. Что вы, Семен Иванович, хотели Параньку за меня отдать, а Василия в солдаты сдать.

Староста. Ах ты, мерзкая харя! Да вот тебе свиное ухо, а не Паранька.

Показывает угол полы.

Смотритель убегает, и все расходятся.

Чернота.

Должно быть: печеный.

Репертуар русской народной драмы невелик: всего несколько пьес с сюжетной точки зрения. Чаще всего называют пьесы «Царь Максимильян», «Лодка», «Барин», «Конь», «Маврух», «Пахомушка». Однако здесь следует сделать акцент на импровизированном характере народной драмы, который привел к существованию большого числа вариаций одной и той же пьесы. Наиболее известной русской народной драмой является «Царь Максимильян», найденный в двухстах вариантах, которые значительно расходятся между собой. Происхождение «Царя Максимильяна» до сих пор еще не выяснено. Некоторые исследователи, напр. В. В. Каллаш, предполагали, что пьеса эта является драматической переделкой жития мученика Никиты, сына гонителя христиан Максимильяна, подвергшего Никиту мучениям за исповедание христианской веры. Другие (П. О. Морозов и А. И. Соболевский), основываясь на иностранных именах в пьесе (Максимильян, Адольф, Брамбеул или Брамбеус, Венера, Марс), предполагают, что эта драма восходит к какой-либо школьной драме первой половины XVIII века, в свою очередь основанной на какой-нибудь переводной повести конца XVII - начала XVIII века. Но от этих возможных своих прототипов, повести и школьной драмы, «Комедия о царе Максимильяне и сыне его Адольфе» должна была сохранить во всяком случае лишь очень немногое - может быть только сцены, где царь-язычник требует от сына-христианина поклонения «кумирическим богам». Остальное же содержание насыщено сценами, заимствованными, судя по всему, из различных интермедий (в том числе «Об Анике-воине и борьбе его со смертью»), эпизодами из вертепа, театра Петрушки, а также из других народных пьес, родственных «Царю Максимильяну»: «Шлюпки», «Барина» и т. д. Кроме того, текст «Царя Максимильяна» насыщен отрывками из народных песен и романсов, а также искаженными цитатами, народными переделками стихотворений Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

драма обрядность хороводный крестьянский

Разбойничья драма «Лодка»

Разбойничья драма «Лодка» является второй по степени распространенности русской народной драмой. Известны также названия «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Атаман», один из осложненных вариантов -- «Машенька». По основной своей схеме пьеса эта очень близка к традиционному зачину нескольких разбойничьих песен, часто приурочиваемых к имени Степана Разина: описывается плывущая вниз по реке («матушке-Волге») лодка с сидящими в ней разбойниками и стоящим посередине лодки атаманом.

По данной пьесе можно отследить характерные для народной драмы особенности композиции и стиля. Во-первых, это слабо обозначенный сюжетный стержень: в «Лодке» ключевым является мотив путешествия разбойников во главе с атаманом и попутными встречами со стариком, есаулом и т. д. В одном из распространенных вариантов путешествие начинается из-за обыденной скуки атамана и заканчивается расправой с помещиком. Так, становится ясной социальная направленность произведения, а также типичное разделение на «своих» и «чужих», оппозиция «народ» и «помещики».

Драматический эффект пьес состоял не в сложных перипетиях и развитии действия, но скорее достигался за счет быстрой смены сцен, комического диалога. Приемы, образующие комизм диалога, были несложны. Одним из популярных приемов были оксюмороны, построенные на соединении в одной или в нескольких фразах противоречащих друг другу понятий или образов: «Всех нас, добрых молодцев, перемочило, так что не оставило ни одной нитки мокрой, а все сухие»;

«Эсаул. Тебя-то нам и надо! Рад ли ты нам, Дорогим гостям? Помещик. Рад! Эсаул. А как рад? Помещик. Как чертям!».

Широко распространен и прием игры омонимами (т. е. одинаково звучащими, но разными по смыслу словами) и синонимами (близкими по смыслу, но отличающимися друг от друга по форме). Часто игра омонимами усиливается и облегчается мотивом глухоты одного из действующих лиц:

«Эсаул. Вижу: на воде колода! Атаман (как бы не расслышав). Какой там черт - воевода!»;

«Эсаул (заявляет). На море чернедь. Атаман (как бы не расслышав). Что за черти?».

Для композиции также характерно заимствованное из песен использование повторов. Действие идет по кругу: атаман с одной и той же присказкой («Подходи ко мне скорей, / Говори со мной смелей! / Не подойдешь скоро, / Не выговоришь смело - Велю тебе вкатить сто, / Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!») велит сначала спеть ему песню, затем осмотреть окрестности; эсаул, в свою очередь, повторяет «Смотрю, гляжу и вижу». Данные элементы становятся своего рода узлами повествования, вербальными маркерами действия.

Бытует мнение, что первоначально такие драмы возникли в среде школяров, а наибольшее распространение получили в среде солдат и части крестьянства, отрывавшейся от деревни благодаря отхожим промыслам. Условия казарменной или же артельной жизни предполагали скопление в одном месте большого количества бессемейных людей, что само собой способствовало созданию своеобразных театральных коллективов. Выученные в городе или на производстве пьесы потом разносились по деревням, становились неотъемлемой частью святочных забав и невольно вбирали в себя драматические элементы традиционного обрядового фольклора.